Latino Religious Shift: Causes and Impact on the U.S. Political System
- Autores: Chernykh M.A1
-
Afiliações:
- Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
- Edição: Nº 4 (2024)
- Páginas: 69-84
- Seção: Society and Religion
- URL: https://ogarev-online.ru/2686-6730/article/view/257339
- DOI: https://doi.org/10.31857/S2686673024040059
- EDN: https://elibrary.ru/SAOYXS
- ID: 257339
Citar
Texto integral
Resumo
Palavras-chave
Texto integral
ВВЕДЕНИЕ Исторически Латинская Америка, под которой обычно подразумеваются Мексика, страны Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки, была католической. Однако на протяжении нескольких десятилетий там наблюдается сокращение доли католиков и рост доли нерелигиозных жителей и протестантов. На фоне таких изменений в 1990 г. в свет вышла книга антрополога Дэвида Столла под названием «Латинская Америка становится протестантской?» [Stoll D., 1991]. Аналогичные трансформации наблюдаются среди латиноамериканцев в США, где религиозный сдвиг является одной из наиболее мощных тенденций. Важно изучить данные изменения по ряду причин. Во-первых, латиноамериканцы уже обошли афроамериканцев по численности, став крупнейшей этнической группой меньшинства, и их численность продолжит расти в ближайшие десятилетия. Согласно прогнозам, к 2045 г. они составят почти 25% населения США, то есть каждый четвёртый житель страны будет иметь корни из Латинской Америки [Черных М.А., 2021]. По другим прогнозам, почти треть американского населения к 2050 г. будет иметь латиноамериканское происхождение [Mulder M., Marti G., Ramos A., 2021: 3]. Эта цифра не включает свыше 3 млн человек, которые проживают на зависимой от Соединённых Штатов территории Пуэрто-Рико и являются американскими гражданами, а также несколько миллионов лиц с происхождением из Латинской Америки, находящихся в стране нелегально. Во-вторых, религиозный сдвиг углубляет поляризацию внутри их общности между католиками и протестантами. Первые из них более схожи с белыми католиками по своим политическим взглядам, а вторые ближе к белым протестантам, особенно евангелистам, которые являются их крупнейшей группой. Среди нерелигиозных латиноамериканцев также усиливается поляризация. В-третьих, трансформация оказывает непосредственное влияние на партийные предпочтения латиноамериканских избирателей, что бросает вызов электоральной базе Демократической партии США. Протестанты в большей степени склонны склоняться в сторону республиканцев, а не демократов, которые традиционно пользовались поддержкой подавляющего большинства латиноамерикан- цев. Что касается нерелигиозных, то большинство из них поддерживают Демократическую партию, а одна треть – Республиканскую, причём последний показатель растёт. РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛАТИНОАМЕРИКАНЦЕВ: СДВИГ В СТОРОНУ ПРОТЕСТАНТИЗМА? В течение последних десятилетий доля латиноамериканских католиков в США стремительно снижается, доля протестантов демонстрирует небольшой рост, а доля нерелигиозных растёт быстрыми темпами. Важно отметить, что измерение религиозной принадлежности вызывает ряд сложностей, которые связаны со следующими факторами. Во-первых, в формах Бюро переписи населения отсутствует вопрос на эту тему. Во-вторых, далеко не все верующие зарегистрированы как прихожане. Некоторые, напротив, числятся в нескольких церквях одновременно. В-третьих, записи церквей часто неточны. Например, списки прихожан редко обновляются, чтобы вычеркнуть тех, кто переехал, перестал посещать службы или сменил конфессию. В-четвёртых, опросы являются самым эффективным способом измерения религиозной принадлежности, однако у них есть существенные недостатки. Первым является то, что подавляющее большинство опросов проводится только среди взрослого населения, то есть религиозная принадлежность детей и подростков остаётся неизвестной. Кроме того, определённая часть взрослого населения находится вне досягаемости для анкетирования. К примеру, многие латиноамериканцы живут в домах, где не используют городской телефон, в то время как опросы по стационарному телефону проводятся намного чаще, чем по мобильному, так как это дешевле. Если речь идёт об очных анкетированиях, то неохваченными остаются те лица, которые проживают в отдалённых районах, хотя, безусловно, технический прогресс и улучшение инфраструктуры способствуют тому, что всё больше домохозяйств оказываются охваченными. Ещё одна трудность, которая возникает при проведении опроса, заключается в языке. Некоторые анкетирования проводятся только на английском языке, другие – на английском и на испанском. Первый тип представляет сложность для тех, кто использует испанский язык в качестве основного. Из-за вышеперечисленных трудностей сбора данных показатели разных источников могут серьёзно различаться. Результаты 11-ти общенациональных опросов, проведённых в период 1990–2000 гг., показали, что на долю католиков приходится от 47 до 76%, а на долю протестантов и приверженцев других христианских конфессий – от 14 до 39% [Perl P., Greely J., Gray M., 2005: 6]. В статье, которая была опубликована в 2005 г., авторы заключили, что католиков насчитывается 70%, а протестантов – 20% [Perl P., Greely J., Gray M., 2005: 22]. В 2013 г. Центр Пью сообщил, что католики всё ещё являются преобладающей группой (55%), а протестанты составляют 22% [1]. Институт Гэллапа выявил, что в 2016 г. показатели были на уровне 51 и 25% [2], а по данным анкетирования, проведённого Центром Пью в 2019 г., – соответственно 47 и 24% [3]. Опросы 2020 г., проведённые американским Общественным институтом изучения религии (Public Religion Research Institute PRRI), продемонстрировали, что католиков насчитывалось 50%, а протестантов – 24%, причём 14% были евангелистами и 10% идентифицировали себя с другими деноминациями [4]. В 2022 г. Центр Пью сообщил, что доля взрослых католиков снизилась до рекордно низкого уровня – 43% [5]. Таким образом, с начала XXI века она сократилась на 27%. В то же время протестанты в 2022 г. составляли 25% [6]. Профессора Марк Т. Малдер, Джерардо Марти и Аида И. Рамос в своей книге пишут, что к 2030 г. группа протестантов вырастет до 50% [Mulder M., Marti G., Ramos A., 2021: 2]. Национальная ассоциация испаноязычных евангелистов (The National Hispanic Association of Evangelicals) сообщает, что в 2007 г. в стране было 15 млн латиноамериканских евангелистов [7]. По данным Центра Пью, в 2000 г. их общность насчитывала 35,3 млн человек, а в 2010 г. – 50,5 млн [8]. Исходя из этого, можно предположить, что в 2007 г. их группа насчитывала около 45–47 млн человек, а 15 млн евангелистов составляли почти 30%. Важно учитывать, что, хотя эта конфессия является самой популярной среди них, существуют и другие направления. Среди них основные протестанты, или протестантский мейнлайн (mainline Protestants), баптисты, пятидесятники (Pentecostals), методисты, лютеране, пресвитерианцы, секты. Другими словами, если опираться на приведённые цифры, то уже в 2007 г. доля всех протестантов могла составлять до 35% их группы. Американский учёный Лэрри Ортис отмечает, что латиноамериканцы «оставляют католическую веру и переходят в протестантскую высокими темпами» [Ortiz L., 2014: 24]. Другие эксперты считают, что протестантизм быстро охватывает латиноамериканскую группу США [Ramos A., Woodberry R., Ellison C., 2017: 1]. Действительно ли это так? Если опираться на имеющиеся статистические данные, то она показывает тенденцию к умеренному росту. В первое десятилетие XXI века средний показатель был на уровне 20%, если не учитывать данные 2007 г., предоставленные Национальной ассоциацией, во второе – 23,6%, а с 2020 г. – 24,5%. Важно учитывать ещё один фактор. Латиноамериканским протестантам свой- ственна более глубокая степень религиозности, чем католикам. Так, 85% протестантов говорят, что религия крайне важна или очень важна в повседневной жизни, в то время как среди католиков показатель составляет 72% [Putnam R., Campbell D., 2012: 285]. Такая особенность первых объясняет тенденцию расширения сети латиноамериканских протестантских церквей в США, которая набирает всё большие обороты. Так, менее 9% церквей были построены до 1950 г., в то время как 54% были открыты после 2000 г., включая 32%, которые начали принимать прихожан после 2010 г., причём половина из всех церквей находится в крупных мегаполисах с населением 100 тыс. человек и более [9]. Кроме того, 58% посещаю- щих церкви составляют американцы первого поколения, то есть те, которые родились за пределами США, далее следуют американцы второго поколения – 24% [10]. Что касается возрастного состава, 35% прихожан находятся в возрастной категории до 30 лет, включая 18% – до 18 лет, 38% – в категории от 30 до 49 лет и 28% – в возрасте 50 лет и старше [9]. Это свидетельствует о том, что развитие церквей происходит во многом за счёт молодого поколения. Именно молодые латиноамериканские протестанты составляют одну из самых быстрорастущих групп евангелистов в США. Можно предположить, что это станет одной из важнейших тенденций религиозной жизни страны в ближайшие десятилетия. В целом, численность латиноамериканских протестантов держится на стабильном уровне и в последние годы показывает тенденцию к росту. Вероятность того, что к 2030 г. они будут составлять 50% всей группы, невысока. Можно предположить, что показатель будет варьироваться от 25 до 30%, хотя существует вероятность, что он достигнет 35%. Что касается тех, кто исповедует католичество, то их доля продолжит снижаться и к 2030 г., вероятно, будет на уровне 35–40%. Ещё одной важной тенденций является рост доли нерелигиозных, который происходит стремительными темпами. В их группу входят те, кто относят себя к атеистам, агностикам и заявляют, что не исповедуют никакой конкретной религии. Центр Пью сообщает, что в 2010 г. нерелигиозных было 10%, в 2013 г. – 18%, а в 2022 г. – 30% [5]. Этот же источник пишет, что в 2009 г. они составляли 15%, а в 2018–2019 гг. – 23% [3]. Так или иначе, во втором десятилетии XXI века их доля значительно выросла, в том числе за счёт увеличения численности латиноамериканской группы, а не только смены религиозной принадлежности. В ближайшие десятилетия данная тенденция сохранится. Следует ожидать, что к 2030 г. группа нерелигиозных латиноамериканцев составит примерно 35%. ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СРЕДИ ЛАТИНОАМЕРИКАНЦЕВ Латиноамериканцы, которые покидают католическую церковь, переходят в протестантскую веру, в частности, становятся евангелистами или пополняют ряды нерелигиозных. Важно отметить два фактора, которые отталкивают от католической церкви. Первый состоит в том, что большинство бывших католиков (57%), которые стали протестантами, заявили, что перестали верить в учение их прежней церкви [1]. Второй связан с многочисленными скандалами в католической церкви, касающимися сексуального насилия. Рост численности латиноамериканских протестантов происходит главным образом за счёт бывших католиков. Существует несколько основных причин перехода в протестантизм и роста его популярности, их можно разделить на религиозные и социально-экономические. Среди религиозных причин выделяются следующие: во-первых, стремление установить личную связь с Богом без посредников; во-вторых, люди, которые развелись или создали второй брак, склонны рассматривать смену конфессии на фоне того, что католическая церковь порицает такие явления. Говоря о социально-экономических причинах, следует выделить следующие. Во-первых, это связь процесса перехода с высокой степенью ассимиляции, особенно среди тех, кто стремится стать частью белой Америки и использует английский язык в качестве первого. Во-вторых, принятие протестантизма воспринимается как социальный лифт, учитывая, что латиноамериканские протестанты часто имеют более высокий уровень образования, доход и престижную работу [Mulder M., Marti G., Ramos A., 2021: 6]. В-третьих, церковь оказывает поддержку; почти 50% бывших католиков заявили, что причиной перехода стала открытость и помощь церкви [1]. Это могут быть курсы английского для вновь прибывших, а также другие виды поддержки. В-четвёртых, на смену религии может повлиять заключение брака с человеком, который исповедует это направление христианства. В-пятых, в США растёт доля американцев кубинского происхождения, которые более склонны исповедовать протестантизм, чем, например, американцы мексиканского происхождения. Если в 2000 г. их насчитывалось 1,2 млн человек, то в 2021 г. – 2,4 млн, то есть за этот период их численность выросла на 92% [11]. Наконец, в-шестых, с начала XXI века в США переезжает всё больше людей из стран Центральной Америки, в частности из Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора, а также из Доминиканской Республики и Пуэрто-Рико. Так, за период 2000–2021 гг. группа американцев с корнями из Гватемалы увеличилась на 336% – с 410 тыс. до 1,8 млн человек [12]. В аналогичный период группа американцев с происхождением из Сальвадора выросла на 250% – с 710 тыс. до 2,5 млн [13]. В этих государствах проживают значительные группы протестантов, в среднем 40% населения. В Гондурасе доля евангелистов составляет почти половину всего населения. Более того, во всех этих странах продолжает расти их численность. Например, в 2005 г. в Никарагуа насчитывалось 59% католиков и 22% евангелистов, а в 2019 г. – 43% первых и 41% вторых [14]. Соответственно, американцы с корнями из вышеперечисленных стран более склонны исповедовать протестантство, а, например, выходцы из Мексики – менее. Так, 31% американцев с корнями из стран Центральной Америки относят себя к протестантам-евангелистам, в то время как среди американцев с корнями из Пуэрто-Рико таких насчитывается 15%, а из Мексики – 12% [5]. Важно помнить, что эти цифры не включают американцев с корнями из этих стран, которые принадлежат к другим конфессиям протестантизма. Что касается группы нерелигиозных, большинство росли в католических се- мьях (57%), значительно меньше – в протестантских (22%) и ещё меньше – в нерелигиозных семьях (14%) [9]. Центр Пью выявил, что самая большая доля нерелигиозных находится в возрастной категории от 18 до 29 лет (49%), среди лиц в возрасте 30–49 лет таких насчитывается 29%, среди лиц, которые старше 50 лет – лишь 19% [5]. Другими словами, молодые люди до 29 лет, большинство из которых росли в католических семьях, наиболее склонны покидать католичество и пополнять ряды нерелигиозных. Это связано с вышеперечисленными факторами, которые заключаются в потере веры и скандалах, окружающих церковь. Кроме того, молодые латиноамериканцы постепенно отдаляются от своей традиционной идентичности – католичества, использования испанского языка как основного, истории родных стран. В латиноамериканских протестантских церквях, как было сказано выше, наблюдается совершенно иная тенденция. Помимо этого, молодых отталкивает то, что церковь порицает однополые браки и искусственное прерывание беременности (аборты). Важно обратить внимание ещё на один аспект, а именно влияние поколения американцев с корнями из Латинской Америки на их религиозную принадлежность и её смену. В табл. 1 приведены статистические данные Центра Пью [5]. Они показывают, что лица, рождённые за пределами США, более склонны быть католиками и протестантами, чем те, которые родились в США. В то же время лица, которые были рождены в Соединённых Штатах, намного чаще не относят себя к религиозным. Это свидетельствует о следующем. Во-первых, американцы второго и более старших поколений более склонны отказываться от католической веры и становиться нерелигиозными. Во-вторых, латиноамериканские иммигранты более склонны исповедовать католицизм, который ещё преобладает в их родных странах. Этого нельзя сказать про латиноамериканскую группу США, в которой католики уже составляют менее 45%. В-третьих, большая доля протестантов среди американцев первого поколения подтверждает вывод о том, что в последние годы растут темпы миграции из стран южнее США, в которых проживают значительные доли приверженцев этой конфессии, а также о том, что латиноамериканские протестантские церкви оказывают поддержку новоприбывшим, чем вовлекают иммигрантов, часто католиков, в свою веру. Таблица 1 Влияние поколения латиноамериканцев на их религиозную принадлежность Католики Протестанты Нерелигиозные Латиноамериканские иммигранты 52% 23% 21% Американцы с корнями из Латинской Америки, рождённые в США 36% 19% 39% Jens Manuel Krogstad, Joshua Alvarado, Besheer Mohamed. Among U.S. Latinos, Catholicism Continues to Decline but Is Still the Largest Faith. Pew Research Center. April 13, 2023. Available at: https://www.pewresearch.org/religion/2023/04/13/among-u-s-latinos-catholicism-continues-to-decline but-is-still-the-largestfaith/#:~:text=As%20of%202022%2C%2043%25%20of,less%20likely%20to%20be%20Protestant (accessed 21.12.2023). ПОЛЯРИЗАЦИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНЦЕВ И ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ США Религия всегда играла важную роль в политических процессах США. Накануне президентских выборов 2020 г. было организовано движение «Верующие с Байденом» (Creyentes con Biden), которое было нацелено на привлечение латиноамериканских избирателей. Сторонники Д. Трампа запустили аналогичное движение «Евангелисты за Трампа» (Evangelicals for Trump), в рамках которого он посетил церковь в Майами (Южная Флорида), возглавляемую священником Гильермо Мальдонадо. Кампания была направлена, в том числе, на налаживание контактов с латиноамериканскими протестантами, большинство которых проживают в штатах Техас, Нью-Мексико, Калифорния, а в Южной Флориде и Вашингтоне их численность продолжает расти [6]. В связи с этим данные географические направления будут представлять всё больший интерес для Республиканской партии и Д. Трампа в ходе президентской кампании 2024 г. С большой долей вероятности, в вышеперечисленных штатах уровень поддержки кандидата от этой партии вырастет по сравнению с предыдущими выборами. Латиноамериканская группа наиболее поляризована по религиозному прин- ципу. Это оказывает непосредственное влияние на политические процессы США. На выборах 2016 г. Д. Трамп получил больше голосов латиноамериканцев, чем его предшественники, а в ходе выборов 2020 г. ещё больше укрепил свою позицию среди них. Даже в штате Калифорния, где в подавляющем большинстве голосуют за демократов, рост поддержки республиканцев этой группой растёт. Если в 2016 г. Д. Трамп набрал 16% их голосов, то в 2020 г. – 22% [15]. Предвыборные опросы показали, что Дж. Байден опережал Д. Трампа по уровню поддержки католиков (67% против 25%), протестантов (52% против 39%), но не евангелистов, среди которых лидировал Д. Трамп (48% против 46%) [16]. В 2020 г. латиноамериканский электорат сыграл решающую роль в том, что в Аризоне победил Дж. Байден, а в Техасе и Флориде – Д. Трамп. Профессор Гастон Эспиноса пришёл к выводу, что именно латиноамериканские евангелисты помогли Д. Трампу получить более значительную поддержку в Техасе и Флориде, чем ожидалось [17]. Во Флориде большую роль сыграли американцы кубинского происхождения, которые традиционно более склонны к поддержке республиканцев, чем остальные латиноамериканцы: в 2016 г. Д. Трампа поддержали 54% [18], а в 2020 г. – 56% [19]. Кроме того, ярким примером стала долина Рио-Гранде (Техас), где проживает самая большая группа протестантов США. В ходе выборов 2020 г. там произошёл крупнейший сдвиг в сторону республиканцев [Черных М.А., 2023: 78]. Опросы, проведённые в декабре 2023 г., показали, что Д. Трампа поддерживают 39% латиноамериканцев, а Дж. Байдена – 34%, что сильно отличается от выборов 2020 г., когда Дж. Байден получил 65% их голосов [20]. Никогда в истории США кандидат от Республиканской партии не опережал кандидата от Демократической в плане уровня их поддержки. Такие тенденции во многом вызваны ростом поддержки Республиканской партии латиноамериканскими протестантами и увеличением их доли. В то же время подавляющая часть католиков (80%) одобряет работу нынешнего президента [21]. Это свидетельствует о серьёзном расколе электората по религиозному принципу. Политические взгляды избирателей с корнями из Латинской Америки сильно различаются в зависимости от религиозной принадлежности, причём за последние несколько лет поляризация усилились. В табл. 2 представлены данные Центра Пью о партийных предпочтениях латиноамериканских избирателей в 2013 и 2022 гг. [1]; [5]. В ходе опроса тех, кто относил себя к независимым, дополнительно спрашивали, в сторону какой партии они склонялись. В период 2013–2022 гг. всё больше католиков стали идентифицировать себя с Демократической партией или склоняться к ней, а уровень поддержки Республиканской партии сохранился тот же. Среди евангелистов произошли самые большие изменения: менее чем за десять лет уровень поддержки Демократической партии сократился на 4%, а Республиканской – вырос на 20%. В группе нерелигиозных избирателей доля поддержки демократов увеличилась незначительно, а доля тех, кто голосует за республиканцев, выросла на 8%. Таблица 2 Центр Пью: Динамика партийной принадлежности латиноамериканских избирателей в зависимости от религиозных взглядов Католики Евангелисты Нерелигиозные Годы Демократическая партия Республиканская партия Демократическая партия Республиканская партия Демократическая партия Республиканская партия 2022 72% 21% 44% 50% 66% 24% 2013 58% 21% 48% 30% 64% 16% The Shifting Religious Identity of Latinos in the United States. Pew Research Center. May 7, 2014. Available at: https://www.pewresearch.org/religion/2014/05/07/the-shifting-religious-identity-of-latinosin-the-united-states/#fn-20524-2 (accessed 14.11.2023); Jens Manuel Krogstad, Joshua Alvarado, Besheer Mohamed. Among U.S. Latinos, Catholicism Continues to Decline but Is Still the Largest Faith. Pew Research Center. April 13, 2023. Available at: https://www.pewresearch.org/religion/2023/04/13/among-us-latinos-catholicism-continues-to-decline-but-is-still-the-largestfaith/#:~:text=As%20of%202022%2C%2043%25%20of,less%20likely%20to%20be%20Protestant (accessed 21.12.2023). В табл. 3 приведены данные Общественного института изучения религии [22]. В этом исследовании не было задано дополнительного вопроса тем респондентам, которые заявили о том, что являются независимыми избирателями. Поэтому доля независимых была выделена в отдельную категорию, что снизило показа- тели среди католиков и протестантов. Между 2013 и 2022 гг. доля католиков, которые поддерживают Демократическую партию, увеличилась, но в меньшей степени, а доля тех, кто поддерживает Республиканскую партию, выросла на 5%. Это позволяет предположить, что даже среди латиноамериканских католиков, которые являются наиболее надёжной электоральной группой Демократической партии по сравнению с протестантами и нерелигиозными, также существует тенденция сдвига в сторону Республиканской партии, хотя и медленными темпами. Среди протестантов в целом доля голосующих за демократов снизилась на 3%, в то время как поддержка республиканцев увеличилась на 12%. Это значительно меняет ситуацию, учитывая, что евангелисты склонны голосовать за республиканцев гораздо активнее других протестантских групп, и рост их поддержки происходит более быстрыми темпами. Наконец, доля нерелигиозных, голосующих за Демократическую партию, увеличилась на 6%, а доля поддерживающих Республиканскую партию – на 2%. Это меньше, чем было обнаружено в первом опросе, однако динамика остаётся положительной. Таблица 3 Динамика партийной принадлежности латиноамериканских избирателей в зависимости от религиозных взглядов Католики Протестанты Нерелигиозные Годы Демократическая партия Республиканская партия Демократическая партия Республиканская партия Демократическая партия Республиканская партия 2022 44% 14% 28% 29% 36% 10% 2013 38% 9% 31% 17% 30% 8% Republicans Still Have a Long Way to Go to Gain Widespread Hispanic Support. Public Religion Research Institute. June 14, 2023. Available at: https://www.prri.org/2023/06/republicans-still-have-along-way-to-go-to-gain-widespread-hispanic-support/ (accessed 12.01.2024). Учитывая, что доля католиков стремительно снижается, доля протестантов растёт умеренными темпами, а доля нерелигиозных – быстрыми, в ближайшее десятилетие следует ожидать следующее. Во-первых, группа католиков, которая идентифицирует себя с демократами или склоняется к ним, продолжит расти; группа тех, кто выступает за республиканцев, останется на прежнем уровне или увеличится на несколько процентных пунктов, но незначительно. Можно предположить, что они останутся самой надёжной группой электоральной базы демократов. Католики более склонны придерживаться либеральных ценностей, что укрепляет их связь с Демократической партией. Во-вторых, уровень поддержки Республиканской партии испаноязычными протестантами, и особенно евангелистами, продолжит активно расти, а Демократической – снижаться. Среди трёх групп они наиболее склонны придерживаться консервативных ценностей и поддерживать республиканцев, поэтому они будут представлять всё больший интерес для их партии. В-третьих, доля нерелигиозных, поддерживающих демократов, скорее всего, увеличится на несколько процентных пунктов, а доля тех, кто поддерживает республиканцев, будет расти медленными темпами. Многие нерелигиозные более склонны поддерживать либеральные ценности. Они являются менее надёжной опорой для Демократической партии США, чем католики, однако более надёжной, чем протестанты. Можно предположить, что обе партии будут всё более активно бороться за голоса латиноамериканских нерелигиозных. В табл. 4 приведены данные 2020 г. о политических взглядах латиноамериканцев по ряду важных вопросов в зависимости от религиозной принадлежности [23]. Они позволяют в большей степени раскрыть степень их политической поляризации. Исходя из данных таблицы можно сделать следующие выводы. Значительная часть протестантов выступала за Д. Трампа и политику Республиканской партии в целом, почти половина поддерживала строительство стены на южной границе и принятие законопроекта, который бы ограничил въезд беженцев в США. В то же время они меньше, чем две другие группы, выступали за предоставление легального статуса лицам, которые прибыли в США нелегально, будучи детьми. Таблица 4 Взгляды латиноамериканцев по важным вопросам в зависимости от религиозной принадлежности (2020 г.) Католики Протестанты Нерелигиозные Уровень одобрения Д. Трампа, 2020 г. 27% 57% 16% Экономический курс Д. Трампа 42% 58% 28% Строительство стены на границе с Мексикой 34% 48% 15% Предоставление легального статуса лицам, которые въехали в США нелегально, будучи детьми 72% 64% 78% Принятие закона в целях предотвращения въезда беженцев 31% 45% 13% Alejandra Molina. Latino Protestants more conservative, supportive of Trump than Latino Catholics, poll finds. National Catholic Reporter. December 3, 2020. Available at: https://www.ncronline.org/news/latino-protestants-more-conservative-supportive-trump-latino-catholicspoll-finds (accessed 07.10.2023). Католики в большей степени, чем нерелигиозные, были склонны поддерживать Д. Трампа и его политику. Они, а также нерелигиозные, в наибольшей степени выступали за предоставление статуса определённым лицам. Важно отметить, что значительные доли католиков и нерелигиозных выражали поддержку экономической политике Д. Трампа. Это свидетельствует о том, что даже те группы латиноамериканцев, которые не идентифицируют себя с республиканцами и не склоняются к ним, во многом одобряют их экономический курс, что является серьёзным преимуществом партии в борьбе за голоса латиноамериканских избирателей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Религиозные изменения среди американцев с корнями из Латинской Америки представляют одну из важнейших тенденций их группы и станут одной из главных тенденций религиозной жизни страны в ближайшие десятилетия. В США стремительно сокращается доля католиков, доля протестантов растёт умеренными темпами, а доля нерелигиозных – быстрыми темпами. Во многом эти изменения происходят за счёт молодых латиноамериканцев, которые наиболее склонны покидать католическую церковь и пополнять ряды нерелигиозных. Отход от католической церкви набирает всё большие обороты, в то время как в стране активно расширяется сеть латиноамериканских протестантских церквей, причём в значительной степени за счёт молодого поколения и иммигрантов. Можно предположить, что в ближайшие десятилетия данные тенденции сохранятся, усиливая поляризацию латиноамериканцев по религиозному принципу. Религиозные трансформации оказывают влияние на политические предпочтения. Католики являются наиболее надёжной электоральной группой Демократической партии, однако даже среди них прослеживается небольшой рост популярности республиканцев. В группе протестантов, особенно евангелистов, происходит серьёзный сдвиг в сторону Республиканской партии. В группе нерелигиозных популярность партии также растёт. Такие тенденции бросают вызов электоральной базе Демократической партии, которая традиционно пользовалась широкой поддержкой латиноамериканских избирателей. В опросах накануне президентских выборов 2024 г. впервые в истории США кандидат от республиканцев обошёл кандидата от демократов по числу полученных голосов. Для Демократической партии всё большее значение будет приобретать сохранение и укрепление поддержки католиков. Республиканская партия сосредоточится на укреплении своих позиций среди протестантов, особенно евангелистов. Обе партии ужесточат борьбу за голоса нерелигиозных.Sobre autores
M. Chernykh
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
Email: m.chernyh@iskran.ru
ORCID ID: 0000-0002-5702-6178
Researcher ID: IUQ-0941-2023
Junior Researcher Moscow, Russian Federation
Bibliografia
- The Shifting Religious Identity of Latinos in the United States. Pew Research Center. May 7, 2014. Available at: https://www.pewresearch.org/religion/2014/05/07/the-shifting-religious-identity-of-latinos-in-the-united-states/#fn20524-2 (accessed 14.11.2023).
- Frank Newport. Protestant, Catholic Views of Clinton and Trump Not Monolithic. Gallup. August 31, 2016. Available at: https://news.gallup.com/opinion/polling-matters/195251/protestant-catholic-views-clinton-trump-not-monolithic.aspx (accessed 04.09.2023).
- In U.S., Decline of Christianity Continues at Rapid Pace. Pew Research Center. October 17, 2019. Available at: https://www.pewresearch.org/religion/2019/10/17/in-u-s-decline-of-christianity-continues-at-rapid-pace/ (accessed 11.01.2024).
- The 2020 PRRI Census of American Religion. Public Religion Research Institute. July 8, 2021. Available at: https://www.prri.org/research/2020-census-of-american-reli-gion/ (accessed 15.11.2023).
- Jens Manuel Krogstad, Joshua Alvarado, Besheer Mohamed. Among U.S. Latinos, Catholicism Continues to Decline but Is Still the Largest Faith. Pew Research Center. April 13, 2023. Available at: https://www.pewresearch.org/religion/2023/04/13/among-us-latinos-catholicism-continues-to-decline-but-is-still-the-largestfaith/#:~:text=As%20of%202022%2C%2043%25%20of,less%20likely%20to%20be%20P rotestant (accessed 21.12.2023).
- Marina E. Franco. Why many Latinos are choosing Protestantism over Catholicism. Axios. August 25, 2022. Available at: https://www.axios.com/2022/08/25/latinos-catholic-protestant-religion-politics (accessed 17.12.2023).
- Protestant churches attracting Latinos. The Columbus Dispatch. April 26, 2007. Available at: https://www.dispatch.com/story/news/2007/04/26/protestantchurches-attracting-latinos/24242216007/ (accessed 15.11.2023).
- Mark Hugo Lopez, Jens Manuel Krogstad, Jeffrey S. Passel. Who is Hispanic? Pew Research Center. September 5, 2023. Available at: https://www.pewresearch.org/shortreads/2023/09/05/who-is-hispanic/ (accessed 11.11.2023).
- Alejandra Molina. US Hispanic Protestant churches are young, growing and largely new to the country. Religion News. January 30, 2023. Available at: https://religionnews.com/2023/01/30/u-s-hispanic-protestant-churches-are-growing-andlargely-new-to-the-u-s/ (accessed 03.12.2023).
- Milton Quintanilla. U.S. Hispanic Protestant Churches See Growth in Membership, Outreach Efforts. Christian Headlines. Updated: January 27, 2023. Available at: https://www.christianheadlines.com/contributors/milton-quintanilla/us-hispanicprotestant-churches-see-growth-in-membership-outreach-efforts.html (accessed 03.01.2024).
- Mohamad Moslimani, Luis Noe-Bustamante, Sono Shah. Facts on Hispanics of Cuban origin in the United States, 2021. Pew Research Center. August 16, 2023. Available at: https://www.pewresearch.org/hispanic/fact-sheet/u-s-hispanics-facts-on-cubanorigin-latinos/ (accessed 05.01.2024).
- Mohamad Moslimani, Luis Noe-Bustamante, Sono Shah. Facts on Hispanics of Guatemalan origin in the United States, 2021. Pew Research Center. August 16, 2023. Available at: https://www.pewresearch.org/hispanic/fact-sheet/us-hispanics-factson-guatemalan-origin-latinos/ (accessed 05.01.2024).
- Mohamad Moslimani, Luis Noe-Bustamante, Sono Shah. Facts on Hispanics of Salvadoran origin in the United States, 2021. Pew Research Center. August 16, 2023. Available at: https://www.pewresearch.org/hispanic/fact-sheet/us-hispanics-factson-salvadoran-origin-latinos/ (accessed 05.01.2024).
- Report on International Religious Freedom: Nicaragua. Office of International Religious Freedom. U.S. Department of State, 2022. Available at: https://www.state.gov/reports/2022-report-on-international-religious-freedom/nicaragua/ (accessed 05.01.2024).
- Farida Jhabvala Romero. Trump Support Grew Among Latinos in California and Nationally, Poll Finds. KQED. November 6, 2020. Available at: https://www.kqed.org/news/11846100/trump-support-grew-among-latinos-in-california-and-nationally-poll-finds (accessed 28.11.2023).
- Alejandra Molina. Latino Evangelicals Narrowly Favor Trump. Christianity Today. October 6, 2020. Available at: https://www.christianitytoday.com/news/2020/october/latino-evangelical-christian-voters-survey-trumpbiden.html (accessed 10.01.2024).
- Kate Shellnutt. Latino Evangelicals Boost Trump in Florida and Texas. Christianity Today. November 4, 2020. Available at: https://www.christianitytoday.com/news/2020/november/latino-evangelical-voters-trump-biden-fl-tx-az.html (accessed 10.01.2024).
- Jens Manuel Krogstad. Most Cuban American voters identify as Republican in 2020. Pew Research Center. October 2, 2020. Available at: https://www.pewresearch.org/short-reads/2020/10/02/most-cuban-american-voters-identify-as-republican-in-2020/ (accessed 10.01.2024).
- Simon Lewis, Zachary Fagenson. Florida Latinos boost Trump's margin of victory in battleground state. Reuters. November 4, 2020. Available at: https://www.reuters.com/article/idUSKBN27K0WX/ (accessed 09.01.2024).
- Coral Murphy Marcos. Trump gaining ground among Latino voters, poll shows. The Guardian. January 1, 2024. Available at: https://www.theguardian.com/usnews/2024/jan/01/trump-biden-latino-voters-poll (accessed 05.01.2024).
- Gregory A. Smith. Among U.S. religious groups, Biden’s approval ratings are mirror image of Trump’s. Pew Research Center. May 4, 2021. Available at: https://www.pewresearch.org/short-reads/2021/05/04/among-u-s-religious-groups-bidens-approval-ratings-are-mirror-image-of-trumps/ (accessed 04.01.2024).
- Republicans Still Have a Long Way to Go to Gain Widespread Hispanic Support. Public Religion Research Institute. June 14, 2023. Available at: https://www.prri.org/2023/06/republicans-still-have-a-long-way-to-go-to-gainwidespread-hispanic-support/ (accessed 12.01.2024).
- Alejandra Molina. Latino Protestants more conservative, supportive of Trump than Latino Catholics, poll finds. National Catholic Reporter. December 3, 2020. Available at: https://www.ncronline.org/news/latino-protestants-more-conservative-supportive-trump-latino-catholics-poll-finds (accessed 07.10.2023).
- Черных М.А. Роль испаноязычных американцев в политических процессах США: президентские выборы 2020 г. Россия и Америка в XXI веке. 2021. Выпуск №2. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760015929-8-1/ doi: 10.18254/S207054760015929-8
- Черных М.А. Тенденции испаноязычных избирателей: сдвиг в сторону Республиканской партии? США & Канада: экономика, политика, культура. 2023. №9. С. 74–86. doi: 10.31857/S2686673023090067
- Chernykh, M.A. The role of Hispanics in US political processes: the 2020 presidential election. Russia and America in the XXI century. 2021. No. 2. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760015929-8-1/ doi: 10.18254/S207054760015929-8
- Chernykh, M.A. The trends of Hispanic voters: a shift towards the Republican Party? // USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2023. No. 9. P. 74-86. doi: 10.31857/S2686673023090067
- Mulder, M., Marti, G., Ramos, A. Latino Protestants in America: Growing and Diverse. Rowman & Littlefield Publishers. Reprint edition (July 30, 2021), 218 p., ISBN-10: 1538153149
- Ortiz, L. Latino Migration to Protestantism: A Historical, Socio-cultural, Ecclesiastical Analysis. The Journal of Sociology & Social Welfare. 2014. Vol. 41: Iss. 3, Article 3. P. 23-48. DOI: https://doi.org/10.15453/0191-5096.3966 Available at: https://scholarworks.wmich.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3966&context=jssw (accessed 06.01.2024).
- Perl, P., Greely, J., Gray, M. How Many Hispanics are Catholic? A Review of Survey Data and Methodology. Center for Applied Research in the Apostolate Georgetown University. January 2005. Available at: https://www.researchgate.net/publication/240635433_How_Many_Hispanics_are_Catholic_A_Review_of_Survey_Data_and_Methodology (accessed 10.01.2024).
- Putnam, R., Campbell, D. American Grace: How Religion Divides and Unites Us. Simon & Schuster (February 21, 2012). 720 p. ISBN-10: 9781416566731
- Ramos, A., Woodberry, R., Ellison, Ch. The Contexts of Conversion among U.S. Latinos. Faculty Publications Department of World Languages. Sociology & Cultural Studies. 2017. 51. Available at: https://digitalcommons.georgefox.edu/cgi/viewcon-tent.cgi?article=1050&context=lang_fac (accessed 07.01.2024).
- Stoll, D. Is Latin America Turning Protestant? University of California Press. First Edition (July 14, 1991). 448 p.
Arquivos suplementares
