USA – Poland: Bilateral Trade and Economic Relations in the New Realities
- Authors: Zimenkov R.I1
-
Affiliations:
- Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
- Issue: No 3 (2024)
- Pages: 29-46
- Section: U.S. and the World
- URL: https://ogarev-online.ru/2686-6730/article/view/257327
- DOI: https://doi.org/10.31857/S2686673024030039
- EDN: https://elibrary.ru/UUJULV
- ID: 257327
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
ВВЕДЕНИЕ Проделав довольно сложный исторический путь после Второй мировой войны, Польша стала одним из быстро развивающихся государств мира. С тех пор она проводит политику построения открытой национальной экономики, расширяет сотрудничество со многими иностранными государствами. Одним из её наиболее крупных торгово-экономических партнёров последние десятилетия являются США, занимающие лидирующие позиции по всем основным формам внешнеэкономических связей с Польшей. Вступление Польши в НАТО (1999 г.) и в Европейский Союз (2004 г.) привело к тому, что торгово-экономические отношения между двумя государствами стали определяться не столько двусторонними договорами, сколько решениями НАТО. Тем не менее, Варшава продемонстрировала готовность поддерживать практически любые действия Вашингтона на международной арене, надеясь получить взамен своего рода покровительство при укреплении своих позиций в Европе. Став членом Европейского Союза, Польша пунктуально выполняла все директивы ЕС, в том числе присоединилась к европейским антироссийским санкциям 23 февраля 2022 г. Определённый ущерб экономике Польши и США нанёс кризис, вызванный пандемией COVID-19, затронувшей в той или иной степени различные аспекты двустороннего сотрудничества. Однако, несмотря на трудности, с которыми столкнулась Польша, она остаётся важным внешнеэкономическим партнёром США, как в рамках европейского региона, так и на двусторонней основе. В 2022 г. США стали седьмым зарубежным рынком и первым неевропейским получателем польских промышленных товаров. США также являются третьим по величине иностранным покупателем польских услуг и четвёртым поставщиком услуг в Польшу. Не стоит забывать и о том, что США являются крупнейшим экспортёром капитала и новых технологий в эту европейскую страну [Габарта А.А., 2016]. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ Польша и США развивают и укрепляют различные формы международных экономических отношений, но главным из них остаётся внешняя торговля. Несмотря на экономические трудности, с которыми в последние десятилетия столкнулась мировая экономика, включая последствия пандемии COVID-19, внешняя торговля между двумя странами развивается довольно быстрыми темпами. По американским данным, экспорт США в Польшу за 2016-2021 гг. увеличился на 46% и составил 5,8 млрд долл. (в 2020 г. – 4,9 млрд долл.). Однако, несмотря на важность рынков сбыта для американских товаров в 2021 г., Польша занимала 38-е место в списке экспортных рынков США. Более быстрыми темпами рос американский импорт из Польши: за тот же период он увеличился на 52% и составил 9,7 млрд долл. (в 2020 г. – 8,5 млрд долл.), а США стали пятой страной в списке импортных рынков Польши [16]. Между тем, согласно данным Центрального статистического управления Польши за 2021 г., в 2020 г. стоимость польского экспорта товаров в США составила 7,6 млрд долл., а импорта 8,1 млрд долл. [11]. Использование двух видов статистики (американской и польской) оправдывается тем, что американская статистика использует более ёмкий подход к определению того или иного явления и, как представляется, стремится увеличить объемы американского экспорта и уменьшить объёмы импорта. Рисунок 1 Торговля товарами Польши с США, млн евро Centralny Urząd Statystyczny Rp, 2021. https://stat.gov.pl/ Актуальной тенденцией развития внешней торговли между двумя государствами является поступательное превышение темпов роста импорта над экспортом. Так, в 2021 г. дефицит торгового баланса США в торговле товарами с Польшей составил 3,9 млрд долл. [12]. Ещё 20–25 лет тому назад трудно было представить, чтобы американцы допустили подобный дефицит, тем более с такой небольшой европейской страной. Однако значимость внешней торговли для США, как и любой другой страны, определяется не только её количественными показателями, но и её товарной структурой, отражающей достигнутый уровень страны в международном разделении труда. Необходимо отметить, что как в экспорте, так и импорте Соединённых Штатов преобладает не просто продукция обрабатывающей промышленности, а в первую очередь наукоёмкая, а по многим товарам высокотехнологичная продукция. В частности, в середине прошлого десятилетия на долю американ ской обрабатывающей промышленности приходилось порядка 68% экспорта и 74% импорта [Зименков Р.И., 2018]. В товарной структуре экспорта США в Польшу преобладают ядерные реакторы, газовые турбины, гражданские самолёты, вертолёты и космические аппараты, а также фармацевтические товары. В марте 2018 г. Польша подписала соглашение о покупке системы противовоздушной и противоракетной обороны «Пэтриот» (Patriot) на сумму 4,75 млрд долл., что стало крупнейшей военной закупкой страны за всю её историю. Наращиваются поставки Варшаве американского вооружения и военной техники. Польскими властями в 2019 г. был принят План технической модернизации национальных вооружений, рассчитанный на завершение в 2026 г. Этот документ предусматривает выделение 50 млрд. долл. на покупку американских истребителей пятого поколения, беспилотных летательных аппаратов, вертолётов, различных видов ракет и подводных лодок [19]. В начале 2020 г. Вашингтон и Варшава подписали многомиллиардное соглашение на покупку 32 истребителей F-35. В результате выполнения этого соглашения Польша имеет все шансы стать страной, обладающей наиболее мощными военно-воздушными силами в НАТО. 5 апреля 2022 г. в Варшаве состоялась торжественная церемония подписания договора с США о поставке польской стороне 250 основных танков М1А2С, 26 бронированных машин «Геркулес» (Hercules), а также 17 танковых мостоукладчиков. Общая стоимость подписанного контракта составила 4,75 млрд долл. Контракт рассчитан на поставку танков до 2026 г. Наконец, 4 января 2023 г. Польша дополнительно закупила у США 116 танков «Абрамс» (Abrams). Активно развивается и американский импорт товаров из Польши. Основными польскими товарами, которые импортируют США, являются газовые турбины, компьютеры, сервера и фармацевтическая продукция. О расширяющемся влиянии Варшавы на отдельные отрасли первой экономики мира свидетельствует тот факт, что в последние годы Польша стала самым известным поставщиком процессорных блоков для машин по обработке данных на американском рынке. За 2010-2022 гг. стоимость продаж этих устройств выросла более чем в 500 раз и составила 569 млн долл. В значительной степени интерес американских компаний к указанной польской продукции был связан с тем, что подобные изделия китайского производства облагались на рынке США пошлиной размером 40%, тогда как аналогичная продукция европейских стран, в частности, Польши как члена ЕС, пошлиной не облагалась. Необходимо подчеркнуть, что двусторонняя торговля скрупулёзно регулируется государством. Основным инструментом импортной политики США являются таможенные тарифы и нетарифные методы регулирования, которые применяются как на национальном уровне, так и на основе двусторонних и многосторонних соглашений. В целях ограничения ввоза отдельных польских товаров Вашингтон применяет и другие методы регулирования импорта, такие как квотирование, лицензирование, а также использует различные технические стандарты. При этом в отношении Польши, как и других стран ЕС, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при импорте товаров применяется режим наибольшего благоприятствования. Белый дом довольно активно стимулирует экспорт товаров в Польшу. По данным Исследовательской службы Конгресса США, в поддержке американского экспорта участвуют около 20 федеральных министерств и ведомств. Среди них выделяются Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства, Экспортно-импортный банк, Администрация малого бизнеса, Аппарат торгового представителя и другие. В результате, финансовая и производственная мощь американских корпораций, имеющих к тому же государственную поддержку, способствует тому, что характерной чертой внешней торговли США является её преимущественный рост по сравнению с темпами роста хозяйственной деятельности страны. Не следует забывать и о том, что польские предприниматели, расширяя поставки товаров в Америку, также прибегают к помощи государства. Так, компании нередко обращаются за поддержкой к Министерству развития Польши, в Торговую палату Польши, а также в другие организации. Примечательно, что в последние годы определенная часть польских как частных, так и правительственных организаций, зарегистрировались в Министерстве юстиции США, по сути, став клиентами-лоббистами в американском Конгрессе и других правительственных учреждениях, отстаивая там интересы польского бизнеса. Следует отметить, что они действуют согласно законам Соединённых Штатов «О регистрации иностранных агентов» (1938 г.) и «О раскрытии лоббистской деятельности» (1995 г.). Сегодня на повестке дня стоят такие вопросы, как двустороннее военно-техническое сотрудничество, сохранение и улучшение польского имиджа в США, заключение и ратификация договора о свободной торговле, получение государственных подрядов и др. В обеих странах под влиянием процесса интернационализации всё большая часть производимых товаров выходит за пределы государственных границ в результате международного обмена, охватывая территории друг друга и оказывая существенное воздействие на состояние национальных экономик. Для Польши торговля с США является важным источником пополнения национального бюджета, способствует созданию новых рабочих мест, снижая проблему безработицы. Для Соединённых Штатов она позволяет недорого удовлетворять растущие потребности американских граждан в разнообразных товарах и услугах и стимулирует повышение конкурентоспособности национальной продукции. ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБМЕН УСЛУГАМИ В последние десятилетия Польша и США, расширяя внешнеэкономическую деятельность, стали активно развивать не только торговлю товарами, но и торговлю услугами. При этом польский экспорт услуг в первую экономику мира в 2010-2022 гг. превышал темпы роста американского экспорта в Польшу. Рисунок 2 Торговля услугами Польши с США (млн евро) Centralny Urząd Statystyczny Rp, 2021. https://stat.gov.pl/ По данным аппарата торгового представителя США, экспорт услуг США в Польшу в 2021 г. составил 1,796 млрд долл. (в 2020 г. – 1,791 млрд долл.), а соответствующий импорт составил 2,2 млрд долл. (в 2020 г. – 1,8 млрд долл.). Такая ситуация свидетельствует о том, что США, долгое время имеющие положительное сальдо баланса в торговле услугами со многими странами мира, уступили ведущие позиции по экспорту европейской стране, с которой дефицит торговли услугами в 2021 г. составил 0,4 млрд долл. Тем не менее, Вашингтон остаётся важным партнёром Варшавы в торговле услугами [14]. В то же время, по данным Центрального статистического управления Польши за 2021 г. в 2020 г. экспорт услуг из этой страны в США составил 4,9 млрд долл., а американский импорт в Польшу – 1,8 млрд долларов [9]. Основной статьёй американского экспорта услуг в Польшу являются финансовые услуги, они предоставляются, как правило, на коммерческой основе и предназначаются как для физических, так и для юридических лиц. В 2021 г. на финансовые услуги приходилось 19% всего американского экспорта услуг в Польшу. На втором месте среди американских услуг находились другие бизнес-услуги (18%). Наиболее важными среди них были управленческие и консультационные услуги, за которыми следовали технические услуги и услуги в сфере торговли. Третье место занимали услуги, связанные с передачей прав на интеллектуальную собственность (15%), которые, к слову, в последние годы стали наиболее востребованы в мировой экономике. Кроме того, данный вид услуг стал более доступным по мере снижения стоимости, что одновременно привело к увеличению спроса на них [22]. В списке приоритетных направлений американского экспорта в Польшу также находятся туристические услуги (11%), транспортные (8%), а также услуги в сфере образования (4%). Необходимо подчеркнуть, что США являются крупной туристической державой. В настоящее время международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой американской экономики, он приносит значительные валютные поступления в бюджет США, создаёт новые рабочие места, обладает мультипликативным эффектом: одно место в сфере туризма создаёт 4-5 мест в смежных отраслях. По данным Всемирной туристической организации, в 2019 г. США занимали второе место по количеству туристических посещений и первое место по доходам от туризма [Кузнецова Г. В., Подбиралина Г.В., 2015]. Довольно активно развивается туризм между двумя странами. Так, в 2019 г. Польшу посетило 439 тыс. американских туристов [7], в то же время 228 тыс. поляков [8] посетили США. В результате расходов, осуществляемых польскими туристами в США, увеличиваются доходы американских фирм, занятых в туристическом бизнесе, а также личные доходы части населения, прямо или косвенно связанной с туристическим бизнесом. И, несмотря на пандемию ковида-19, американская индустрия туризма сохранила позиции крупнейшего высокодоходного и быстроразвивающегося сектора мировой экономики. Говоря о роли транспортных услуг в двусторонней торговле, стоит отметить тот факт, что Польша входит в первую десятку стран-получателей американских транспортных услуг. Вместе с тем, в связи с жёсткой конкуренцией в этой сфере, можно предположить, что в краткосрочном будущем США будут вынуждены уступить первенство по отдельным сегментам мирового транспортного рынка. Скорее всего это затронет и американо-польское сотрудничество. Несмотря на то, что на образовательные услуги приходится небольшая часть объёма всех предоставляемых услуг, Вашингтон придаёт большое значение экспорту этого вида услуг в отношениях с Варшавой. Это проявляется, в частности, в том, что в последние десятилетия США приняли ряд законов о необходимости расширения указанных услуг. Так, в 2009 г. в стране был принят федеральный закон о «Фонде обучения за рубежом», стимулирующий международные стажировки. Для практической реализации этого документа в США была создана, в том числе, программа Фулбрайта, в соответствии с которой разрабатываются совместные американо-польские проекты, а также финансируется обучение польских студентов в США. Такой подход способствует формированию долгосрочных связей между польскими выпускниками указанной программы и вашингтонским истеблишментом. Важно отметить, что США занимают прочные позиции не только в экспортной, но в импортной торговле услугами, причём эта торговля, как правило, дефицитна. Несмотря на усилия Белого дома по сокращению дефицита торгового баланса в последние годы, выправить сложившееся положение пока не удаётся. Как считают эксперты, данная тенденция сохранится в ближайшей перспективе, что также окажет влияние на американо-польское сотрудничество. Довольно быстро развивается импортная торговля США услугами. За 20102020 гг. экспорт услуг США рос в среднем на 11% в год, в то время как общий объём экспорта Польши увеличивался в 2 раза медленнее. По важности для польских сервисных компаний США являлись вторым рынком после Швейцарии. Наибольшим спросом на американском рынке услуг пользуется категория других бизнес-услуг, на которую приходится почти половина всех импортируемых США услуг. На втором месте находятся телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги, которые являются одним из самых быстрорастущих видов услуг, предоставляемых через границы и которые привлекают большое внимание американских бизнесменов. Данная группа услуг становится доминирующим типом нематериальных ресурсов во всех отраслях промышленности и даже сферы услуг. На третьем месте поступления, взимаемые за использование интеллектуальной собственности, в размере от 15 млн долл. до 390 млн долл. по стоимости в каждом конкретном случае. В целом. указанные услуги составляют основу экспортной политики Польши в США. ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Важным показателем усиливающегося интереса Вашингтона к Варшаве является значительное увеличение объёма прямых инвестиций в европейскую страну. В 2010–2022 гг. вложения США в Польшу выросли вдвое и в 2022 г. составили 11,97 млрд долл. (в 2021 г. – 13,37 млрд долл.). В целом в период 1990-2020 гг. прямые американские инвестиции в эту страну достигли 62,7 млрд долл. [20]. По данным национального Агентства по инвестициям и торговле Польши, она является третьим крупным получателем инвестиций в странах Европы после Великобритании и Испании по объёму капитала, инвестированного в промышленные проекты этого региона в 2020 г. [21]. Привлекательность Польши для американских бизнесменов обусловлена наличием в этой стране благоприятного инвестиционного климата. Другими словами, Варшава создаёт для американских предпринимателей небольшой процент риска для инвестирования капитала. Большим преимуществом Польши в этом плане является её возрастающая роль в ЕС, довольно большая численность населения (38,2 млн человек в 2021 г.) и относительно дешёвая стоимость квалифицированной рабочей силы. В 2021 г. американские инвестиции в основном были сосредоточены в сфере информационных услуг, оптовой торговли, финансов, а также обрабатывающей промышленности Польши. США увеличили свои инвестиции путём создания новых филиалов на территории этой страны, однако стоит сказать, что методы их создания изменились: если 80-е гг. XX века явное предпочтение отдавалось созданию новых зарубежных филиалов, то в последние десятилетия чётко проявилась тенденция повышения роли трансграничных слияний и поглощений иностранных компаний американскими компаниями и корпорациями. По мнению экспертов конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), этот процесс был инициирован американскими корпорациями, а их очередной пик пришёлся на 2018 г. [15]. Стремясь укрепить свои позиции в Польше, американские ТНК применяют, наряду с созданием зарубежных филиалов на базе вывоза капитала, неакционерные формы международного сотрудничества (без вывоза капитала), среди которых выделяются лицензионные и офсетные соглашения, договоры аутсорсинга, соглашения о менеджменте, франчайзинге и др. Анализ инвестиционной деятельности США показывает, что в отдельных случаях американские корпорации вкладывали в Польшу не новые инвестиции, а реинвестиционную прибыль. Необходимо подчеркнуть, что действующая администрация Дж. Байдена оказывает всестороннюю поддержку зарубежной деятельности своих корпораций. Для расширения торгово-экономических связей, был заключён Договор о торгово-экономических отношениях между Республикой Польша и США, составленный в Вашингтоне 21 марта 1990 г., а в 2014 г. в Брюсселе был принят Дополнительный протокол к этому договору. Более того, для поощрения вывоза капитала в Польшу Соединённые Штаты подписали с этой страной Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы (2013 г.). Основная цель этого документа – избежать положения, когда одни и те же доходы, получаемые американскими корпорациями в Польше, облагаются налогами дважды: сначала в стране приложения капитала, а затем в стране базирования корпорации. Кроме своей основной задачи соглашение позволяет снизить неопределённость условий реализации капиталовложений США, способствуя тем самым достижению американскими корпорациями нормативного уровня рентабельности инвестиций. Важную роль в стимулирования инвестиций Соединённых Штатов за границей, в том числе и в Польше, играет Корпорация по финансированию международного развития (2020 г.), в функции которой входит поддержка зарубежной деятельности американских фирм путём страхования их собственности от различных видов риска за рубежом, предоставление компаниям займов и гарантий займов на сооружение зарубежных объектов, оказание национальным инвесторам организационной и информационной поддержки. Компании США активно пользуются услугами данной корпорации для укрепления своих позиций в Польше. Американские предприятия, работающие в Польше, отмечают, что в последние годы они не в состоянии идти в ногу с часто меняющимся законами и правилами последней. В ходе экспертных опросов эта проблема упоминается гораздо чаще, чем, например, сложности с набором новых сотрудников. Бизнесмены также опасаются растущей конкуренции и политической нестабильности Польши [5]. Стоит подчеркнуть, что американцы также пользуются услугами, созданного в 2017 г. Польского агентства по инвестициям и торговле. Его цель состоит в привлечении иностранного капитала в страну, а также активизации работы в свободных экономических зонах, которые привлекают американские корпорации отсутствием уплаты налогов резидентами этих зон [Баронов В.И., Костюнина Г.М., 2013]. Однако польское законодательство ограничивает иностранцев, в том числе американцев, во владении компаниями в отдельных секторах национальной экономики, имеющих стратегическое значение. Кроме того, действующее правительство Польши собирается увеличить долю национальной собственности в таких секторах, как банковское дело и розничная торговля, что естественно вызывает опасение и даже раздражение у американской стороны. В 2018 г. были внесены изменения в польское законодательство в части предоставления льгот бизнесу, а именно по подоходному налогу. Благодаря этой поправке стало возможно воспользоваться налоговыми льготами на всей территории страны, а размер государственной помощи стал определятся на основе так называемой региональной карты помощи. Наибольшее содействие оказывается предпринимателям (как местным, так и иностранным), осуществляющим инвестиции в Любельском, Подкарпатском, Подляском и Варминьско-Мазурском воеводствах. Там интенсивность государственной поддержки составляет 50% и предоставляется на 15 лет. Уже в 2019 г. в рамках нового режима было зарегистрировано 400 новых проектов, созданных капиталом США и рядом стран ЕС. Весьма перспективным для США регионом, связанным с привлечением иностранного капитала, является свободная экономическая зона в городе Лодзь, которая позиционируется польскими властями как ведущая свободная экономическая зона Европы. Данная зона заняла третье место в общем мировом рейтинге упомянутых зон по версии «Файнэншл таймс» (Financial Times). За всё время существования Лодзинской особой экономической зоны выдано более 300 разрешений на осуществление предпринимательской деятельности, финансовые вложения иностранных компаний (в том числе США) превысили 3 млрд долл., благодаря чему удалось создать более 33 тыс. рабочих мест [6]. Польша не стоит в стороне от инвестиционного сотрудничества с США и постепенно наращивает экспорт прямых инвестиций в экономику этой страны. Последние данные американской статистики о польских инвестициях в США относятся к 2016 г., когда их объём достиг 715 млн долл. Однако пока по размерам накопленных в Соединённых Штатах прямых инвестиций Польша не входит в первую десятку крупнейших иностранных инвесторов, уступая даже таким небольшим государствам, как Бельгия, Люксембург, Швеция и Нидерланды. По данным американской печати, более 60% польских инвестиций сконцентрированы в сфере услуг: финансирование, страхование и торговля, и порядка 30% инвестиций вложены в отрасли обрабатывающей промышленности [10]. В последние годы Вашингтон перестал публиковать цифровую статистику по структуре польских инвестиций в США. Арсенал форм и методов, применяемых инвесторами из Польши на американском рынке, весьма обширен. По данным ЮНКТАД примерно 70% всех средств, затрачиваемых польскими вкладчиками, приходится на слияния и поглощения, и порядка 30% – на создание новых филиалов [15]. Польские инвестиции, хотя их объём не столь велик по сравнению с вложениями других стран, тем не менее оказывают влияние на американскую экономику. Во-первых, они восполняют недостаток внутренних сбережений, в частности путём получения налогов, которыми облагаются в США польские инвесторы. Во-вторых, польский капитал способствует росту американского ВВП благодаря созданию определённого количества товаров и услуг. В-третьих, наблюдается воздействие на американскую внешнюю торговлю, поскольку отдельная её часть (между польскими филиалами и их материнскими компаниями в стране базирования) реализуется через каналы внутрифирменной торговли. На данные каналы приходится в среднем около половины всего объёма внешней торговли польских компаний. Наконец, деятельность польских компаний, пусть и не в глобальных масштабах, способствует снижению безработицы в США. Так, в 2017 г. польские компании в США создали 157 тыс. новых рабочих мест. По этому показателю Польша занимает 7-е место среди стран – членов Евросоюза. По отраслям экономики наибольшее количество вакансий появилось в обрабатывающей промышленности, а также в сфере торговли и финансов [1]. Традиционно доля работающих на польских предприятиях американцев в масштабах страны невелика, но она нередко бывает существенна на региональном уровне. Регион, который добивается успеха в привлечении польских инвестиций, увеличивает у себя уровень занятости в той же пропорции, что и в случае увеличения инвестиций со стороны национальных компаний. Деятельность американских компаний также оказывает воздействие на экономику Польши, только в более крупных масштабах. На территории Польши действует порядка 1 500 филиалов американских корпораций, где трудятся более 200 тыс. человек. По количеству занятых на американских предприятиях Польша входит в первую десятку стран Евросоюза (на 2023 г. интеграция насчитывает 27 стран). По отраслям экономики наибольше количество мест создано в сфере финансов. Необходимо выделить тот факт, что с начала 1990-х г., когда Польша только встала на путь либерализации экономической деятельности, американские бизнесмены внесли значительную лепту в модернизацию её экономики. Капитал США, охватывая значительную часть страны, принёс не только финансовые средства, но и новейшие технологии, станки, оборудование, которые способствовали выходу Польши на боле высокий уровень развития [17]. Сотрудничество с США также повлияло на стимулирование польских компаний к внедрению инноваций в производственный цикл и к развитию более эффективных методов хозяйства. Как отмечают польские экономисты, в последние годы польская экономика претерпела значительные изменения, а благодаря экономической трансформации и либерализации, стала привлекательной для иностранных инвесторов, что в конечном счёте повлияло на рост ВВП страны. В результате инвестиционной политики США Польша стала центром притяжения американских прямых инвестиций в страны Центральной и Восточной Европы. В настоящее время Польша по объёму прямых инвестиций из США обгоняет большинство стран Центральной и Восточной Европы [13]. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Возрастающую роль в отношениях двух стран на современном этапе играет обмен научно-техническими знаниями, или, используя западную терминологию «международная передача технологий». В современных условиях данный обмен объективно необходим, поскольку позволяет внедрять в производство новейшие зарубежные высокоинтеллектуальные достижения. Между Польшей и США был заключён ряд соглашений о соответствующем сотрудничестве. Так, 23 апреля 2018 г. стороны подписали документ на десятилетний период, предусматривающий выделение средств на совместные исследования и развитие различных форм контактов между польскими и американскими учёными. В настоящее время в Польше, согласно данным ООН, действует целая система способов передачи технологии, при этом основным инструментом, позволяющим Варшаве приобщиться к передовому мировому опыту, являются транснациональные корпорации. Американские корпорации, располагающие важными результатами научно-технических исследований, занимают лидирующее позиции в международном обмене технологиями. Обмен осуществляются главным образом по двум каналам: внутрифирменному и межфирменному. Внутрифирменный метод заключается в передаче на некоммерческих условиях головными компаниями США своим зарубежным филиалам в Польше различных видов новейших технологий. По данным экспертов ЮНКТАД в 2019 г., на внутрифирменный канал приходилось 70% всех поступлений США от передаваемых технологий, а на межфирменный порядка 30% [15]. Необходимо также учитывать, что в последние десятилетия многие отделения польских компаний активно проводят прикладные исследования за рубежом, в том числе в США. В 2017 г. расходы филиалов польских компаний на проведение НИОКР на территории США составили 231,4 млн долл. (в 2013 г. – 204 млн долл.) [2]. Основная их часть направлена на доработку выпускаемой продукции в целях её адаптации к американскому рынку. В свою очередь, филиалы польских компаний закупают американские патенты и лицензии, что улучшает состояние платёжного баланса США и позволяет американским ТНК концентрировать свои усилия на новейших направлениях научного прогресса. Стоит сказать, что польский капитал, работающий на территории США, также стремится укрепиться на емком американском рынке. При этом польские компании нередко используют собственные новейшие технологии, способствуя модернизации отдельных отраслей американской экономики. В условиях, когда в ряде отраслей промышленности польский капитал не уступает американскому, а иногда и опережает уровень развития национальных предприятий, американские корпорации покупают польские технологии. В настоящее время Польша не входит в число крупнейших продавцов патентов и лицензий США. Но государство, стремясь увеличить объёмы продаж современных технологий, применяет не только традиционные методы стимулирования коммерческих поставок, но и прибегает к созданию новых. Так, Варшава позаимствовала опыт Вашингтона по созданию центров передачи технологий, которые стали участвовать в передаче патентов и лицензий США с привлечением к этому процессу американского капитала. В последние годы активизировалась совместная деятельность американских и польских учёных. Так, за 2015-2020 гг. в Польше был реализован 51 научно-исследовательский проект на сумму 233 млн евро, причём основная финансовая поддержка пришла из США. Важно отметить, что первоначальная разработка проводилась в польских университетах и государственных учреждениях страны, однако в последние годы они осуществлялись в 30 крупных центрах по передаче технологий. Данные о долевом участии американских компаний в совместных научных исследованиях отсутствуют, что объясняется проблемой национальной безопасности США. С указанными структурами сотрудничают такие крупные американские корпорации, как АйБиЭм (IBM), «Интел» (Intel), «Моторола» (Motorola) и др. Среди недавно созданных центров выделяются Польская ассоциация центров обмена технологией – крупнейшая платформа, соединяющая науку и бизнес; «Грин эво» (Green Evo) – организация, благодаря которой осуществляется обмен технологиями в области экологии; Платформа обмена технологиями, в рамках которой представители США могут быть как донорами, так и получателями новейших технологий [4]. Перспективным направлением в обмене научными знаниями является межвузовское сотрудничество двух стран. Основная его цель состоит в осуществлении совместных научно-исследовательских проектов университетами и промышленностью. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США уделяют первоочередное внимание сотрудничеству с Польшей в области энергетики для обеспечения более безопасного и устойчивого энергетического будущего. По мнению американской стороны, открытие терминала сжиженного природного газа в Свиноуйсьце является необходимым и долгожданным шагом в усилиях Польши по повышению своей энергетической безопасности и независимости от России. Инвестиции Польши в инновационные технологии, такие как нетрадиционная добыча газа, ядерная энергетика и возобновляемые источники энергии, также могут обеспечить новые, более безопасные источники энергии. Американские фирмы, разрабатывающие новейшие высокие технологии в области ветровой и солнечной энергетики, также инвестируют в сектор возобновляемых источников энергии в Польше. Более того, в октябре 2020 г. между двумя странами было заключено соглашение о сотрудничестве в целях развития гражданской ядерной энергетической программы. В рамках принятого соглашения признаётся стремление Польши развивать сектор ядерной энергетики посредством кооперации с другими странами в таких аспектах, как ядерная безопасность, системы менеджмента и передача технологий [3]. В феврале 2023 г. из Варшавы пришло сообщение о том, что компания «Польские атомные электростанции» и американская «Вестингауз» (Westinghouse) подписали соглашение о проектных работах по строительству первой польской АЭС. Планируется запуск трёх реакторов на побережье Балтийского моря. Строительство будет стоить порядка 20 млрд долларов [18]. Необходимо отметить, что ядерная тематика актуальна не только для гражданских отношений двух стран, но и для военных. Так, на протяжении последних восьми лет в Варшаве неоднократно шли дискуссии о возможности присоединения страны к программе НАТО «Совместное использование ядерной энергии» по вопросам использования ядерной энергии. С 2014 г. польские истребители F-16 стали регулярно участвовать в учениях альянса по ядерному сдерживанию «Непоколебимый полдень» (Steadfast Noon). На территории большинства стран-участниц было размещено тактическое ядерное оружие, доступ к которому открывал возможность присоединения к программе и получению ядерного оружия. Поэтому в 2014 г. Польша заключила межправительственное соглашение о приобретении американских высокоточных ракет «воздух-земля» для истребителей F-16. Стоимость сделки составила 236 млн долл. Как следствие этой сделки, польская сторона разработала различные варианты присоединения к этой программе. Новые витки переговоров о присоединении Польши к плану действий для получения доступа к ядерному оружию неоднократно вели в 2020 г. Однако польская сторона отрицала своё участие в переговорах с США по этому вопросу. Наконец, в марте 2023 г. началась очередная дискуссия о необходимости получения доступа к ядерному оружию, однако этот вопрос всё ещё остаётся в повестке дня двух стран. В порядке инициативы, Польша в середине 2023 г. предложила США услуги по подготовке украинских лётчиков на территории своей страны для американских самолетов F-16, предназначенных для отправки на Украину. Анализируя политику Польши за последние годы, можно констатировать, что милитаризация польской экономики происходит весьма быстрыми темпами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, в настоящее время торгово-экономические отношения Польши и США развиваются успешнее, чем с многими другими партнёрами, в частности с европейскими, активно налаживаются все формы внешнеэкономических связей. Благодаря прочно выстроенной политической базе, между странами не существует крупных разногласий ни в области политики, ни в области экономики. В последние годы Польша стала для США важным партнёром в области научно-технического сотрудничества, а именно в области инновационных технологий, таких как нетрадиционная добыча газа, ядерная энергетика, возобновляемые источники энергии и др. На основе проведённого исследования можно утверждать, что отношения между США и Польшей, при отсутствии серьёзных изменений в мировой обстановке, будут продолжать расти и укрепляться, поскольку обе страны продолжают сотрудничать по различным вопросам, представляющим взаимные интересы. Однако анализ мировых процессов показывает, что в последние десятилетия произошло изменение баланса сил в пользу незападной части мира, а процесс перераспределения материальных ресурсов и международного влияния активно продвигался в сторону многополярности. Как в этих условиях будет себя вести Польша, будет завесить от внутренних и внешних факторов, однако с уверенностью можно сказать, что всё, что будет делать Польша, какой бы вариант развития она не выбрала, она будет выполнять с оглядкой на США. В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что польские правящие круги всегда без колебаний становились на сторону заокеанской державы, однако в мире мало что произошло, чтобы Польша как страна, которая является одной из наиболее последовательно проамериканских стран в Европе и мире, поменяла свои позиции в ближайшие годы.About the authors
R. I Zimenkov
Georgy Arbatov Institute for U.S. and Canada Studies, Russian Academy of Sciences (ISKRAN)
Email: zimenkovri@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7340-9849
Doctor of Sciences (Economics), Professor, Chief Research Fellow Moscow, Russian Federation
References
- Activities of U.S. Multinational Enterprises, Selected Statistics for MajorityOwned Foreign Affiliates by County of Affiliates. Survey of Current Business, November 2019, p. 8-9.
- Activities of U.S. Multinational Enterprises. Survey of Current Business, September 2019, p. 8-9.
- Agreement between the United States and Poland (2020) Available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2021/05/21-244-Poland-Nuclear-Energy.pdf (accessed: 31.01.2023).
- Green Evo – Green Technology Accelerator (2023) Available at: https://unfccc.int/climate-action/momentum-for-change/activity-database/momentum-forchange-greenevo-green-technology-accelerator (accessed: 31.01.2023).
- Jaros A. (2023) 2022 Investment Climate Statements: Poland, U.S. Embassy Warsaw, U.S. Department of State.
- Lodz Special Economic Zone Joint-Stock Co., Achievements. Available at: https://sse.lodz.pl/ (accessed: 31.01.2023).
- Number of foreign tourists in Poland Jan-Sept. 2019 Polish Tourism Organization. Available at: https://www.pot.gov.pl/en/news/number-of-foreign-tourists-inpoland-grows-by-more-than-8 (accessed: 25.04.2023).
- Number of visitors to the United States from Poland 2011-2021. Statista. Available at: https://www.statista.com/statistics/1049520/inbound-travel-from-polandto-the-us/ (accessed: 25.04.2023).
- Poland US trade relations 2020. AmCham Business and Economics Review, 2021, vol. 3.
- Selected Data on Activities of Majority-Owned U.S. Affiliates by Country of Ultimate Beneficial Owner, 2019. Survey of Current Business. November 2020, p. 8-9.
- Centralny Urząd Statystyczny Rp. Polska w USA. Available at: https://www.gov.pl/web/usa/ie (accessed: 31.01.2023).
- U.S. Direct Investment Abroad: Direct Investment Position on a HistoricalCost Basis by Detailed Country, 2020-2021. Survey of Current Business, 2022.
- U.S. Direct Investment Position Abroad on a Historical-Cost Basis, 2022. Survey of Current Business, 2023.
- U.S. International Services. Survey of Current Business, July 2021.
- World Investment Report, UNCTAD, Geneva, 2019.
- Глобальная база внешней торговли TrendEconomy 2022. Available at: https://trendeconomy.ru/data/h2/Poland/TOTAL (accessed: 28.07.2023)
- Министерство развития сообщило, сколько США инвестировали в Польшу. 20.07.2020. Available at: https://rossaprimavera.ru/news/12ccceaa (accessed: 28.11.2022).
- Польша и США подписали соглашение о проектных работах по строительству первой польской АЭС. Available at: https://tass.ru/ekonomika/17115947 (accessed: 28.01.2022).
- Сигнал для России. Как Польша становится ключевым союзником США в Европе. ТАСС новости. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8842387 (accessed: 31.01.2023).
- Сообщение Министерства развития Польши, Available at: https://rossaprimavera.ru/news/12ccceaa (accessed: 22.11.2021).
- Справочник инвестора – Польша, Польское агентство по инвестициям и торговле (PAIH), 2021, С. 18.
- США и Польша расширяют сотрудничество в экономике. Polskie Radio dla Zagranicy. Available at: http://archiwum.radyjo.net/6/249/Artykul/360351 (accessed: 14.11.2022).
- Баронов В.И., Костюнина Г.М. (2013) Свободные экономические и офшорные зоны. М., Магистр: ИНФРА-М, С. 134-136.
- Габарта А.А. (2016) Особенности внешнеторговой и инвестиционной политики Польши. Современная Европа. №6 (72). С. 97-106.
- Зименков Р.И. (2018) Внешняя торговля США и механизм её государственного регулирования. Инвестиции в России, №10, С. 23.
- Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В. (2015) Международная торговля товарами и услугами. М.: издательство «Юрайт». С. 210.
- Baronov, V.I., Kostyunina G.M. (2013) Free economic and offshore zones. M., Master: INFRA-M, pp. 134-136.
- Gabarta, A.A. (2016) Features of foreign trade and investment policy of Poland. Modern Europe. No. 6 (72). pp. 97-106.
- Zimenkov, R.I. (2018) US foreign trade and the mechanism of its government regulation. Investments in Russia, No. 10, p. 23.
- Kuznetsova, G.V., Podbiralina G.V. (2015) International trade in goods and services. M.: publishing house "Urayt". P. 210.
Supplementary files
