PUSHKIN’S ANNIVERSARY "AFTERWORD"
- 作者: Yashina K.I.1
-
隶属关系:
- National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
- 期: 编号 1(25) (2025)
- 页面: 164-168
- 栏目: RECENCES
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-7475/article/view/297823
- ID: 297823
如何引用文章
全文:
详细
The review examines Irina Sergeevna Yukhnova's monograph "The Work of A.S. Pushkin: Reading Experiences", published in 2024. The main semantic blocks of this research are highlighted. It is noted that his dominant feature is slow thoughtful reading and re-reading of the works of Alexander Pushkin. Special attention is paid to the importance that the publication of the reviewed book has in the context of the Pushkin jubilee.
全文:
В конце 2024 года вышла книга Ирины Сергеевны Юхновой «Творчество А.С. Пушкина: опыты чтения». И.С. Юхнова – известный пушкинист и лермонтовед, доктор филологических наук, профессор ННГУ им. Н.И. Лобачевского, руководитель Центра по изучению наследия А.С. Пушкина, научный руководитель конференции «Болдинские чтения».
Данная монография – результат сотрудничества между Национальным исследовательским Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского и Государственным литературно-мемориальным и природным музеем-заповедником А.С. Пушкина «Болдино». Издание стало продолжением серии «Монографии участников “Болдинских чтений”», которая существует с 2000 года. Рецензенты – Наталья Михайловна Ильченко и Галина Львовна Гумённая, редактор – Сергей Николаевич Пяткин.
Примечательно, что книга, которая объединяет труды многих лет, вышла именно в год 225-летия А.С. Пушкина, когда личности и творчеству поэта уделялось так много внимания. Однако, по нашему мнению, данная работа не вписывается в основные «тренды» пушкинского юбилея по нескольким причинам.
Во-первых, все выводы, представленные в книге, – это результат многолетней работы. В конце издания перечисляются статьи И.С. Юхновой, опубликованные по данной теме.
Во-вторых, внимание автора сосредоточено на творчестве поэта, на его произведениях. Биографический контекст привлекается для анализа, но не становится самоцелью. В книге последовательно разворачивается идея медленного вдумчивого чтения и перечитывания пушкинских произведений.
Автор не предлагает читателю сенсационных фактов. Все выводы как бы вырастают из наблюдений над текстом, а также опираются на предшествующий опыт пушкинистов, а не отрицают или оспаривают его.
Монография состоит из 17-ти глав, которые формально не образуют единства, то есть не представляют собой последовательно развивающийся сюжет. Они выглядят как отдельные рассуждения, рождающиеся в процессе чтения пушкинских текстов. Эта стратегия, оказавшаяся, на наш взгляд, чрезвычайно плодотворной, формулируется самим автором в предисловии: «Данная книга представляет собой опыты медленного чтения и перечитывания пушкинских произведений, в процессе которых постепенно обозначаются важные для понимания художественного мира поэта мотивы и образы, переклички и созвучия в произведениях, создающихся в разные периоды его творчества. Происходит приближение к пушкинскому пониманию человека, его представлений о добре, свободе, справедливости, чести, выборе верного жизненного пути» [Юхнова 2024, с. 4].
Однако, помимо этой объединяющей мысли, в книге есть ещё некоторые смысловые и композиционные «скрепы». Так, часть глав посвящена наблюдениям над пушкинским стилем, например, «“Летописный стиль” Пушкина». Автор разделяет два понятия – черты летописного стиля и пародирование летописного стиля. Важнейшей приметой летописного стиля в произведениях А.С. Пушкина признаётся внимание к факту, событию, а «не риторике о событии» [Юхнова 2024, с. 7]. Кроме того, автор, вслед за В.В. Виноградовым [Виноградов 1941], отмечает, что для поэта характерна фиксация фактов, а не поиск причинно-следственных связей и глобальных закономерностей. Поэтому «значительное и обыденное, заурядное идут в одном ряду, событие большой истории соседствует с мелочами повседневной жизни» [Юхнова 2024, с. 8], что позволяет по-новому посмотреть на мелкие бытовые детали. Именно это свойство пушкинского стиля позволяет автору воссоздать биографию Самсона Вырина.
Этот пример, по нашему мнению, ярко иллюстрирует тезис о том, что в рецензируемой монографии факты появляются не вдруг, а последовательно, из рассуждений, опираясь на существующие работы, продолжая и дополняя их.
Ряд глав монографии посвящен исследованию сквозных образов и мотивов в творчестве А.С. Пушкина, например: «Мотив охоты в творчестве А.С. Пушкина», «Локус леса в творчестве А.С. Пушкина». Обращение к совокупности произведений позволяет исследователю просматривать эволюцию явлений и тем. Например, мотив охоты, который, как правило, мыслится в творчестве А.С. Пушкина исключительно в рамках описания дворянского быта, значительно дополняется и переосмысляется при обращении к «Сказке о медведихе». И.С. Юхнова делает вывод о том, что «намечается новое понимание сути охоты как явления, так как она показана не как дворянская забава, заполняющая деревенский досуг, а как часть народного быта, уклада крестьянской жизни, когда лес является естественной средой обитания, в котором человек и животное существуют в единстве и противостоянии» [Юхнова 2024, с. 72].
Также исследователь даёт важные комментарии относительно литературного быта пушкинского времени. Наиболее ярким примером является глава, в которой эта тема заявлена в названии, – «“Чёрная шаль” А.С. Пушкина и “Чёрная шаль” С.А. Неелова: иллюстрация к литературному быту 1820-х годов». Здесь пушкинское стихотворение погружается в круг фактов, которые позволяют наиболее полно понять ситуацию его создания и существования, а также вводится произведение, которое можно назвать реакцией на него.
Важнейшая часть монографии – главы о рецепции пушкинского творчества и о литературной традиции, им порождаемой, например, главы, посвященные образу «заячьего тулупчика». Исследователь прослеживает соответствующую пушкинскую аллюзию в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и рассматривает образ как мифологему, реализуемую в стихотворениях Д. Самойлова и А. Кушнера.
Отдельно хотелось бы отметить, что книга будет интересна не только специалистам – преподавателям, исследователям творчества А.С. Пушкина или литературоведам. Простой, понятный стиль изложения материала, обилие примеров из произведений, а также комментарии к особенно тонким моментам делают её доступной для широкого круга читателей. Особенную ценность для неспециалиста монография имеет и потому, что знакомит с пушкинскими текстами, которые не являются хрестоматийными. Также книга позволяет взглянуть на творчество поэта в контексте традиции русской литературы, а не изолированно.
Особенного внимание заслуживает послесловие к сборнику, в котором подводятся итоги и монографии, и юбилейного пушкинского года. И.С. Юхнова формулирует актуальные мысли об отношении к личности и творческому наследию поэта. Кроме того, она эксплицирует механизмы функционирования околопушкинских мифов, которые широко транслируются в СМИ. Также И.С. Юхнова выдвигает положение об «экологии» имени А.С. Пушкина.
Подытоживая, подчеркнем, что рецензируемая монография не имеет отношения к формальному юбилейному «подношению», фиксирующему, как правило, сложившееся положение дел и ориентированному на подведение итогов, а представляет собой мощный стимул для дальнейших пушкиноведческих изысканий.
作者简介
K. Yashina
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
编辑信件的主要联系方式.
Email: kseniya.yashina@unn.ru
ORCID iD: 0000-0002-3412-9262
SPIN 代码: 6733-7975
кандидат филологических наук, ассистент кафедры русской литературы
俄罗斯联邦, 603950, Nizhny Novgorod, Gagarin Ave., 23参考
- Виноградов 1941 – Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.
- Юхнова 2024 – Юхнова И.С. Творчество А.С. Пушкина: опыты чтения. Нижний Новгород, 2024.
补充文件
