БОЛЬШАЯ КНИГА О МАЛОМ ФОЛЬКЛОРНОМ ЖАНРЕ
- Авторы: Шеваренкова Ю.М.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
- Выпуск: № 1(25) (2025)
- Страницы: 157-163
- Раздел: РЕЦЕНЗИИ
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-7475/article/view/297822
- ID: 297822
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В рецензии рассматривается двухтомный сборник нижегородских частушек «Частушки 1920–1930-х годов. Сборник И.И. Тимина», подготовленный к изданию Кларой Евгеньевной Кореповой и изданный в 2025 году. Выделены основные структурные блоки данного издания: вступительные статьи к разделам, собрание текстов (том 1 – девичьи частушки, том 2 – мужские), комментарии к текстам, указатели. Отмечено, что сборник является первым масштабным изданием частушек первой трети XX века. Особое внимание уделено значению, которое имеет издание рецензируемой книги в контексте современного подхода к анализу жанра частушки.
Ключевые слова
Полный текст
В научном плане начало 2025 г. в Нижегородском госуниверситете им. Н.И. Лобачевского ознаменовалось выходом нового издания – «Частушки 1920–1930-х годов. Собрание И.И. Тимина» в двух томах. Подготовлено оно известным профессором университета, доктором филологических наук, фольклористом Кларой Евгеньевной Кореповой.
Филологический подход к анализу жанра частушки можно назвать редкостью для современной российской фольклористики, во многом ушедшей от исследования «классических» жанров традиционного фольклора в ранее не исследованные его области и новейшие, в том числе маргинальные, явления устной, письменной и визуальной городской культуры.
История науки знает несколько волн интереса к частушке. Начало XX в. и первые годы советской власти стали временем знакомства читающей городской публики с этим жанром. В это время выходят первые подборки частушек, сделанные как непрофессиональными собирателями фольклора в различных регионах страны (преимущественно, в Центральной России): священниками [Флоренский 1909], местными краеведами [Князев 1913], газетными журналистами, – так и уже известными исследователями – Д.К. Зелениным [Зеленин 1903], Е.Н. Елеонской [Елеонская 1914]. Всплеск научного интереса к жанру пришелся на послевоенное время и преимущественно на 1960-ые гг., когда один за другим вышли собрания частушек советского времени [Частушка 1966; Частушки 1965], а также исследования специфики и генезиса самого жанра [Лазутин 1960; Колпакова 1966]. Можно сказать, что советская наука пестовала жанр частушки как преимущественно идеологически верное и жизнеутверждающее творчество советской деревни, а сама частушка в результате быстрого затухания традиционных, в том числе песенных форм устного народного творчества в колхозной деревне, перекраивания и регулирования репертуара сельских праздников, а также благодаря советской эстраде стала восприниматься как едва ли не главный жанр русского фольклора. Начиная с 1990-ых гг. на волне повышенного интереса к забытым и запретным ранее темам народной культуры исследователи заново открывают этот жанр. В это время увидели свет неподцензурные политические частушки из следственных дел и закрытых архивов [Панченко 2013], ранее неизвестные региональные рукописные коллекции частушек разного объема и качества, собранные энтузиастами-любителями в разных уголках страны и в разные десятилетия советской власти, преимущественно в довоенное и послевоенное время [Лурье 2019], продолжилось на новом уровне и исследование жанровой и прагматической природы частушки [Адоньева 2004; Кулагина 2000].
На этом фоне издание, подготовленное проф. К.Е. Кореповой, служит своего рода продолжением тренда последних десятилетий и вводит в научный оборот ранее не публиковавшийся массив текстов – коллекцию частушек школьного учителя Ивана Ивановича Тимина (1903–1987), по поручению которого в 1920–1930-ые гг. ученики разных классов записывали в сельской глубинке произведения данного жанра. И несмотря на то что публикацией коллекций непрофессиональных собирателей фольклора нынешних исследователей, пожалуй, уже не удивишь, собраний, подобных тиминскому, в масштабах огромной страны единицы: многие коллекции утрачены в сложные годы общественных катаклизмов, многие еще хранятся в домашних или государственных архивах и потому не обнаружены и не обнародованы исследователями.
Рецензируемое издание ценно и как свод текстов определенной эпохи, и как исследование природы частушки раннего советского времени.
Прежде всего перед нами первая объемная публикация нижегородских частушек. В коллекции И.И. Тимина около 7,5 тыс. текстов, из них размещены в сборнике без купюр и какой бы то ни было цензуры (стилистической, лингвистической, идеологической) чуть более 5 тыс. текстов (неопубликованные тексты представляют собой дубликаты или варианты и учтены в комментариях). Таким образом, собрание частушек И.И. Тимина репрезентативно и объективно показывает народную частушечную традицию северо- и среднерусского типа. Составитель книги представляет местный частушечный репертуар в синхроническом срезе и в его сопоставлении со всеми разрозненными публикациями частушек первой трети XX в., как нижегородскими (они малочисленны и известны лишь по публикациям в нижегородской прессе), так и из других регионов. Учет такого материала позволяет выявить общую тематическую специфику частушки этой эпохи, вычленить в ней наиболее частотные группы, проследить ее реакцию на актуальные общественно-политические события (революцию, гражданскую войну, коллективизацию и т.п.) и популярных «героев своего времени», таких как В.И. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин и др. Кроме того, публикация текстов раннего советского периода позволила автору увидеть материал и в диахроническом ракурсе, сопоставив нижегородские тексты с частушками более позднего советского времени, показав при этом, как в дальнейшем сохранялся или менялся частушечный репертуар в тематическом отношении.
Издание разбито на два тома. Составитель отказывается от географического принципа публикации материала или его презентации по собирателям (как это сделано в собрании самого И.И. Тимина) и распределяет материал по гендерному принципу. В первом томе собраны так называемые «девичьи» частушки, второй том объединил частушки мужские и частушки, исполнение которых не имело четкой гендерной выраженности (о смерти, политические, о современных исторических событиях и др.); сюда же включен материал, который сами собиратели далекой эпохи (напомним, это были школьники) не всегда могли идентифицировать в жанровом отношении и отделить его от собственно частушки – это стихи из девичьих и школьных альбомов, детский фольклор (небылицы, прибаутки). Конечно, в руки читателю книга попадет уже в готовом виде, и можно лишь представить масштаб кропотливой и многолетней подготовительной работы составителя по классификации и систематизации текстов, если учесть, что всего в коллекции И.И. Тимина было 193 рукописи, многие из которых выцвели, написаны карандашом и уже плохо прочитывались. Скрупулезность работы с корпусом текстов заметна уже в оглавлении каждого тома. Так как все девичьи частушки объединены темой любви, их классификация осуществлена по микротемам, отражающим весь спектр любовных переживаний девушки (тоска по любви, тайная любовь, свиданье, отношения с родителями, любовные страдания, измена, расставание с возлюбленным). Среди мужских частушек выделены любовные, хулиганские, рекрутские, о смерти, об исторических и политических событиях и персонах. Ранее не предпринимавшийся гендерный подход к систематизации частушек позволяет посмотреть на частушку, прежде всего, как на творчество деревенской молодежи, отражающее ценности и стремления, настроения и эмоции, чаяния и проблемы ее представителей в определенный исторический период.
Практически каждый публикуемый текст проф. К.Е. Корепова снабжает комментарием. Комментирование текста при публикации фольклорных произведений разных жанров нередко выполняет исключительно презентационную функцию, сводясь к сведениям о месте записи текста и к данным об информанте, и вынесено за корпус самих текстов. Составитель данного издания поступает иначе и прикрепляет свой комментарий непосредственно к тексту: такой подход позволяет показать ценность каждого произведения внутри внушительного массива частушек и раскрыть его художественный мир читателю. Само комментирование включает в себя обзор вариантов текста и их разночтений по уже известным публикациям, а также анализ отдельных компонентов частушки – значимых слов, образов, мотивов, сюжетных ситуаций, тропов, местных реалий и различного фонового материала, предметных деталей – и выявление их художественной функции.
Но перед нами не только ценная своим количеством и разнообразием коллекция частушек, мы имеем еще и первое масштабное исследование нижегородской частушки на широком общерусском фоне, выполненное в лучших традициях филологического подхода к анализу поэтического фольклорного произведения.
Первый том предваряет солидная вступительная статья, в которой автор и намечает будущим исследователям аспекты и пути изучения жанра частушки, и сам раскрывает важные проблемы внутренней природы, структуры и поэтики жанра, формулируя современный подход к его пониманию. Так, сопоставляя синхронные записи частушек из разных регионов и диахронные записи материалов одного региона, автор вступает в научную полемику с советскими исследователями, которые видели в частушке исключительно импровизацию, отказывая ей в устойчивости текста. В то же время жанровая природа частушки исследуется К.Е. Кореповой в контексте разрушения классической жанровой системы традиционного русского фольклора, что когда-то и привело к появлению этого жанра, с его краткостью, бессюжетностью, ярко выраженным личностным началом, экспромтностью, эмоциональностью и даже реалистичностью. Сопоставление материала столетней давности с более поздним и более ранним дало возможность автору сделать и частные наблюдения-открытия о формировании отдельных внутрижанровых разновидностей частушки (так, им отмечено, что знаменитые частушечные «страдания», которые массово будут фиксироваться собирателями со во второй половины XX в., в предвоенное время еще не созрели, но, с другой стороны, в 1920–1930-ые гг. уже появились частушки «цыганского» цикла, не зафиксированные на рубеже XIX–XX вв.).
Однако главное внимание исследователь уделяет вопросу бинарной структуры частушки и принципу параллелизма как фундаментальному поэтическому закону построения частушки-миниатюры. Так, К.Е. Корепова предлагает самостоятельную теорию и классификацию логического параллелизма. Филологический подход автора к жанру затрагивает также вопросы формульности, лексической и структурной вариативности, сюжетно-мотивного состава частушки, социологический подход позволяет ставить проблему отражения действительности в текстах частушки, а сравнительно-исторический метод – искать специфику нижегородской частушки и в то же время говорить об определенном сходстве нижегородского частушечного репертуара первой трети XX в. с материалами Рязанской, Костромской, Владимирской губерний.
Вступительные статьи предваряют и отдельные тематические разделы двухтомника (рекрутские, хулиганские частушки и др.), что в масштабах всего свода позволяет понять образные, сюжетные и стилистические особенности каждой внутрижанровой разновидности частушки.
Следует отметить серьезный вспомогательный аппарат издания – наличие разнообразных указателей (географического, именного, предметного, сюжетно-тематического, указателя мест записей и типов частушек), помогающих как обычному читателю, так и специалисту ориентироваться в сложно организованном мире опубликованных текстов. Отдельно можно выделить богатый предметный указатель как своеобразную энциклопедию понятийного мира жанра частушки, в него входят бытовые и социальные реалии деревенского мира, элементы женского и мужского гардероба, животный, растительный и хозяйственный мир деревни, различные наименования парня и девушки в частушках и многое другое.
Серьезная научная оснащенность издания тем не менее не перегружает его сугубо научной терминологией и теоретизированием и не препятствует его доступности для любого читателя, интересующегося русской народной культурой, даже научно неподготовленного.
Источники
Елеонская 1914 – Сборник великорусских частушек. Под ред. Е.Н. Елеонской. М., 1914.
Зеленин 1903 – Зеленин Д.К. Песни деревенской молодежи (Записаны в Вятской губернии). Вятка, 1903.
Князев 1913 – Князев В. Жизнь молодой деревни: частушки-коротушки. СПб., 1913.
Флоренский 1909 – Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909.
Частушка 1966 – Частушка. Предисл. В.Ф. Бокова; вступ. статья, подготовка текстов и примечания В.С. Бахтина. М.; Л., 1966.
Частушки 1965 – Частушки в записях советского времени. Изд. подготовили З.И. Власова и А.А. Горелов. М.; Л., 1965.
Об авторах
Юлия Михайловна Шеваренкова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: shevarenkova@flf.unn.ru
ORCID iD: 0009-0000-7491-7143
SPIN-код: 5831-6956
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, доцент
Россия, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23Список литературы
- Адоньева 2004 – Адоньева С.Б. Прагматика частушек // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 156–179.
- Колпакова 1966 – Колпакова Н.П. Типы народной частушки // Русский фольклор. М.; Л.: Наука. Т. 10. С. 264–288.
- Кулагина 2000 – Кулагина А.В. Поэтический мир частушки. М., 2000.
- Лазутин 1960 – Лазутин С.Г. Русская частушка: Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж, 1960.
- Лурье 2019 – Фольклор без фольклористов. Рукописные альбомы и любительские собрания частушек первой трети XX века. Сост. М.Л. Лурье, Н.Н. Рычкова; под ред. М.Л. Лурье. М., 2019.
- Панченко 2013 – Русский политический фольклор. Исследования и публикации. Сост. А.А. Панченко. М., 2013.
Дополнительные файлы
