Особенности клинического мышления в физической реабилитации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу клинического мышления специалистов сферы физической реабилитации, в частности специалистов физической терапии и эрготерапии. Несмотря на многочисленность исследований, тема формирования клинического мышления остаётся недостаточно изученной и имеет свои особенности в сфере физической терапии.

Выявлены ключевые особенности, влияющие на клиническое мышление в физической реабилитации. К ним относятся использование движения как одного из основных средств диагностики, реабилитации, оценки эффективности и постановки цели реабилитационных мероприятий; фокус на активности и участии и мобильности пациента (согласно Международной классификации функционирования); интерактивность и мультидисциплинарность. Существенное влияние на формирование клинического мышления специалистов оказывает степень самостоятельности в профессиональной деятельности.

Концептуально клиническое мышление в физической реабилитации может быть определено как совокупность и взаимодействие когнитивных, аффективных и психомоторных навыков. При этом важными характеристиками эффективного клинического мышления являются нарративность, адаптивность и коллаборативность, контекстуальность, а также биопсихосоциальный подход к пациенту.

Об авторах

Юрий Павлович Зверев

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: yzverev@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0003-4477-748X
SPIN-код: 1793-4555

к.м.н., доцент

Россия, Нижний Новгород

Татьяна Валентиновна Буйлова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского; Союз реабилитологов России

Email: tvbuilova@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0282-7207
SPIN-код: 6062-2584

д.м.н., профессор

Россия, Нижний Новгород; Москва

Список литературы

  1. Huhn K., Gilliland S.J., Black L.L., et al. Clinical reasoning in physical therapy: a concept analysis // Phys Ther. 2018. Vol. 99, N 4. Р. 440–456. doi: 10.1093/ptj/pzy148
  2. Иванчук, О.В., Ганина О.Г. Феномен «Клиническое мышление» как одно из основополагающих понятий исследования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. C. 1–8.
  3. Higgs J., Jones M.A. Clinical reasoning in the health professions. In: Higgs J., Jones M.A., editors. Clinical reasoning in the health professions. 2nd ed. Boston, Mass: Butterworth-Heinemann; 2000. Р. 3–14.
  4. Gilliland S., Wainwright S.F. Patterns of clinical reasoning in physical therapist students // Phys Ther. 2017. Vol. 97, N 5. Р. 499–511. doi: 10.1093/ptj/pzx028
  5. Edwards I., Jones M., Carr J., et al. Clinical reasoning strategies in physical therapy // Phys Ther. 2004. Vol. 84, N 4. Р. 312–330.
  6. Coderre S., Jenkins D., McLaughlin K. Qualitative differences in knowledge structure are associated with diagnostic performance in medical students // Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2009. Vol. 14, N 5. Р. 677–684. doi: 10.1007/s10459-008-9149-8
  7. Christensen N., Black L., Jensen G.M. Physiotherapy clinical placements and learning to reason. In: Higgs J., Sheehan D., Baldly Currens J., et al., editors. Realising exemplary practice-based education. Rotterdam: Sense Publishers; 2013. Р. 135–142.
  8. Driver C., Kean B., Oprescu F., et al. Knowledge, behaviors, attitudes and beliefs of physiotherapists towards the use of psychological interventions in physiotherapy practice: a systematic review // Disabil Rehabil. 2017. Vol. 39, N 22. Р. 2237–2249. doi: 10.1080/09638288.2016.1223176
  9. Cott C., Finch E., Gasner D., et al. The movement continuum theory of physical therapy // Phy Canada. 1995. Vol. 47, N 2. Р. 114–122.
  10. Jensen G.M. Learning what matters most // Phys Ther. 2011. Vol. 91, N 11. Р. 1674–1689. doi: 10.2522/ptj.2011.mcmillan.lecture
  11. Magnusson D.M., Zachary D., Rethorn Z.D., et al. Population health, prevention, health promotion, and wellness competencies in physical therapist professional education: results of a modified Delphi study // Phys Ther. 2020. Vol. 100, N 9. Р. 1645–1658. doi: 10.1093/ptj/pzaa056
  12. Rotor E.R., Capio C.M. Clinical reasoning of Filipino physical therapists: experiences in a developing nation // Physiother Theory Pract. 2018. Vol. 34, N 3. Р. 181–193. doi: 10.1080/09593985.2017.1390802
  13. Jarodzka H., Boshuizen H.P., Kirschner P.A. Cognitive skills in medicine. In: Lanzer P., editor. Catheter-based cardiovascular interventions. Berlin: Springer-Verlag; 2013. Р. 69–86.
  14. Tricia Р. Use of the dual-processing theory to develop expert clinical reasoning in physical therapy students // J Phys Ther Ed. 2018. Vol. 32, N 4. Р. 355–359. doi: 10.1097/JTE.0000000000000062
  15. Sebelski C.A., Hoogenboom B.J., Hayes A.M., et al. The intersection of movement and clinical reasoning: embodying “body as a teacher” to advance the profession and practice // Phys Ther. 2020. Vol. 100, N 2. Р. 201–204. doi: 10.1093/ptj/pzz137
  16. Jensen G.M., Nordstrom T., Mostrom E., et al. National study of excellence and innovation in physical therapist education: part 1 ― design, method, and results // Phys Ther. 2017. Vol. 97, N 9. Р. 857–874. doi: 10.1093/ptj/pzx061
  17. Wainwright S.F., Shepard K.F., Harman L.B., et al. Factors that influence the clinical decision making of novice and experienced physical therapists // Phys Ther. 2011. Vol. 91, N 1. Р. 87–101. doi: 10.2522/ptj.20100161
  18. Trowbridge R.L., Rencic J.J., Durning S. Teaching clinical reasoning. Philadelphia, PA: American College of Physicians; 2015.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Зверев Ю.П., Буйлова Т.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».