Особенности клинического мышления в физической реабилитации
- Авторы: Зверев Ю.П.1, Буйлова Т.В.1,2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
- Союз реабилитологов России
- Выпуск: Том 4, № 3 (2022)
- Страницы: 210-218
- Раздел: Технический отчет
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-6843/article/view/109897
- DOI: https://doi.org/10.36425/rehab109897
- ID: 109897
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу клинического мышления специалистов сферы физической реабилитации, в частности специалистов физической терапии и эрготерапии. Несмотря на многочисленность исследований, тема формирования клинического мышления остаётся недостаточно изученной и имеет свои особенности в сфере физической терапии.
Выявлены ключевые особенности, влияющие на клиническое мышление в физической реабилитации. К ним относятся использование движения как одного из основных средств диагностики, реабилитации, оценки эффективности и постановки цели реабилитационных мероприятий; фокус на активности и участии и мобильности пациента (согласно Международной классификации функционирования); интерактивность и мультидисциплинарность. Существенное влияние на формирование клинического мышления специалистов оказывает степень самостоятельности в профессиональной деятельности.
Концептуально клиническое мышление в физической реабилитации может быть определено как совокупность и взаимодействие когнитивных, аффективных и психомоторных навыков. При этом важными характеристиками эффективного клинического мышления являются нарративность, адаптивность и коллаборативность, контекстуальность, а также биопсихосоциальный подход к пациенту.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юрий Павлович Зверев
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: yzverev@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0003-4477-748X
SPIN-код: 1793-4555
к.м.н., доцент
Россия, Нижний НовгородТатьяна Валентиновна Буйлова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского; Союз реабилитологов России
Email: tvbuilova@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0282-7207
SPIN-код: 6062-2584
д.м.н., профессор
Россия, Нижний Новгород; МоскваСписок литературы
- Huhn K., Gilliland S.J., Black L.L., et al. Clinical reasoning in physical therapy: a concept analysis // Phys Ther. 2018. Vol. 99, N 4. Р. 440–456. doi: 10.1093/ptj/pzy148
- Иванчук, О.В., Ганина О.Г. Феномен «Клиническое мышление» как одно из основополагающих понятий исследования // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. C. 1–8.
- Higgs J., Jones M.A. Clinical reasoning in the health professions. In: Higgs J., Jones M.A., editors. Clinical reasoning in the health professions. 2nd ed. Boston, Mass: Butterworth-Heinemann; 2000. Р. 3–14.
- Gilliland S., Wainwright S.F. Patterns of clinical reasoning in physical therapist students // Phys Ther. 2017. Vol. 97, N 5. Р. 499–511. doi: 10.1093/ptj/pzx028
- Edwards I., Jones M., Carr J., et al. Clinical reasoning strategies in physical therapy // Phys Ther. 2004. Vol. 84, N 4. Р. 312–330.
- Coderre S., Jenkins D., McLaughlin K. Qualitative differences in knowledge structure are associated with diagnostic performance in medical students // Adv Health Sci Educ Theory Pract. 2009. Vol. 14, N 5. Р. 677–684. doi: 10.1007/s10459-008-9149-8
- Christensen N., Black L., Jensen G.M. Physiotherapy clinical placements and learning to reason. In: Higgs J., Sheehan D., Baldly Currens J., et al., editors. Realising exemplary practice-based education. Rotterdam: Sense Publishers; 2013. Р. 135–142.
- Driver C., Kean B., Oprescu F., et al. Knowledge, behaviors, attitudes and beliefs of physiotherapists towards the use of psychological interventions in physiotherapy practice: a systematic review // Disabil Rehabil. 2017. Vol. 39, N 22. Р. 2237–2249. doi: 10.1080/09638288.2016.1223176
- Cott C., Finch E., Gasner D., et al. The movement continuum theory of physical therapy // Phy Canada. 1995. Vol. 47, N 2. Р. 114–122.
- Jensen G.M. Learning what matters most // Phys Ther. 2011. Vol. 91, N 11. Р. 1674–1689. doi: 10.2522/ptj.2011.mcmillan.lecture
- Magnusson D.M., Zachary D., Rethorn Z.D., et al. Population health, prevention, health promotion, and wellness competencies in physical therapist professional education: results of a modified Delphi study // Phys Ther. 2020. Vol. 100, N 9. Р. 1645–1658. doi: 10.1093/ptj/pzaa056
- Rotor E.R., Capio C.M. Clinical reasoning of Filipino physical therapists: experiences in a developing nation // Physiother Theory Pract. 2018. Vol. 34, N 3. Р. 181–193. doi: 10.1080/09593985.2017.1390802
- Jarodzka H., Boshuizen H.P., Kirschner P.A. Cognitive skills in medicine. In: Lanzer P., editor. Catheter-based cardiovascular interventions. Berlin: Springer-Verlag; 2013. Р. 69–86.
- Tricia Р. Use of the dual-processing theory to develop expert clinical reasoning in physical therapy students // J Phys Ther Ed. 2018. Vol. 32, N 4. Р. 355–359. doi: 10.1097/JTE.0000000000000062
- Sebelski C.A., Hoogenboom B.J., Hayes A.M., et al. The intersection of movement and clinical reasoning: embodying “body as a teacher” to advance the profession and practice // Phys Ther. 2020. Vol. 100, N 2. Р. 201–204. doi: 10.1093/ptj/pzz137
- Jensen G.M., Nordstrom T., Mostrom E., et al. National study of excellence and innovation in physical therapist education: part 1 ― design, method, and results // Phys Ther. 2017. Vol. 97, N 9. Р. 857–874. doi: 10.1093/ptj/pzx061
- Wainwright S.F., Shepard K.F., Harman L.B., et al. Factors that influence the clinical decision making of novice and experienced physical therapists // Phys Ther. 2011. Vol. 91, N 1. Р. 87–101. doi: 10.2522/ptj.20100161
- Trowbridge R.L., Rencic J.J., Durning S. Teaching clinical reasoning. Philadelphia, PA: American College of Physicians; 2015.
Дополнительные файлы
