Этическая роль студентов в профилактике коррупции в высшем образовании
- Авторы: Суванди М.А.1, Брылина И.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- Выпуск: Том 52, № 4 (2024)
- Страницы: 213-223
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4956/article/view/276985
- DOI: https://doi.org/10.18799/26584956/2024/4/1920
- ID: 276985
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Университеты являются местом формирования, обучения и подготовки нового поколения наций, будущих лидеров стран. Социокультурные изменения, связанные с глобализацией, рыночной конкуренцией, коммерциализацией знаний и маркетизацией университета, проникли в академическую среду, негативно повлияв на возникновение девиантных практик в сфере образования. Поэтому в последние годы пристальное внимание различных групп исследователей из разных стран обращено на изучение трансформаций университетской культуры в целом, в частности – на анализ причин вовлеченности университетов в коррупционные практики и выявление потенциала их преодоления. Используются теоретическая методология исследования, сбор библиотечной информации, анализ, обобщение и рефлексия. Утверждается, что студенты, наряду с другими агентами университета (преподавательским составом и администрацией университета), могут взять на себя значительную роль в предупреждении и искоренении коррупции в университетской среде, благодаря чему может быть создана чистая университетская среда, свободная от коррупционных проявлений. Сделан вывод о важности этической роли студентов в профилактике коррупции в вузах, поскольку студенты являются значимым агентом изменений и контроля, который в силу своих особенностей может выступать в качестве ролевых моделей этических антикоррупционных действий, осуществлять мониторинг и сообщать о коррупционных действиях, участвовать в студенческих организациях, в государственной политике и использовать новые информационно-коммуникационные технологии для антикоррупционных кампаний. Таким образом, студенты могут играть общественно значимую роль в создании университетской среды, свободной от коррупции.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Коррупция может быть совершена кем угодно. Коррупция является видом чрезвычайного преступления, поскольку ее воздействие на общество является чрезвычайным и требует чрезвычайного обращения [1]. Недавние акты коррупции, произошедшие в университетах, показывают, что она затрагивает разные социальные группы и может коснуться каждого, а также противоречит самой «идее университета». Основатель теории либерального образования Дж. Ньюман видел его суть в том, что «процесс подготовки, при котором интеллект вместо того, чтобы оказаться принесенным в жертву какой-либо частной или случайной цели, какому-нибудь специальному ремеслу или профессии, или исследованию, или науке, тренируется ради себя самого, ради самовосприятия и ради собственной высшей культуры, называется либеральным образованием... интеллект беспомощен, потому что он неуправляем и саморазрушителен, если не руководствуется моральным правом и богооткровенной истиной» [2, c. 167]. По его мнению, интеллект беспомощен, когда отказывается от руководства моральным правом и истиной. В этом смысле коррупция, безусловно, является препятствием для достижения ожидаемых целей самого образования, подрывает самые основы его существования.
Вместе с процессом глобализации, вхождением образования в рыночную среду, прагматизацию социальной жизни в целом университет коммерциализируется, знание коммодифицируется (приобретает рыночную стоимость). Маркетизация университета трансформирует его из «башни из слоновой кости» в рынок научных разработок, образовательных услуг и технологий. Многие исследователи пишут о том, что университет, попадая в ситуацию рыночной реструктуризации, в сферу товарно-денежных отношений, формирует среду, в которой проявляются девиантные практики. Достижение цели движения к рынку тождественно утрате главных целей, фальсифицирует их [3]. На это указывают названия работ многих ведущих исследователей университета, например: «Колледж на продажу» [4], «Университет: инструкция для владельцев» [5], «Университеты в условиях рынка» [6] и др. С. Коллини в монографии «Зачем нужны университеты?» резко выступает «против логики экономической эффективности, в терминах которой правительственные чиновники измеряют сегодня пользу от высшего образования» [2, c. 6] и с апологией его гуманистического смысла: продолжать служить общественному благу, а не интересам бизнеса или иному частному «заказчику».
Сможет ли университет сохранить свою гуманистическую идею в прагматичную эпоху? Не превратится ли храм в супермаркет в условиях рыночной конкуренции? Какие силы (агенты, центры противодействия) способны противостоять этим негативным тенденциям? Данными вопросами задаются многие российские и зарубежные ученые.
Если в университете классического типа доминировала «профессорская культура», которая была призвана «служению образованию, науке, культуре», то в неклассическом университете третьего поколения (третьей миссии) исследователи университетской культуры говорят об изменении культуры университета [7, с. 182]. Культурная база современного университета характеризуется как «двуединство», где «профессорская культура, традиционно служившая его основанием, дополняется корпоративной «культурой менеджмента» и трансформируется ею. Корпоративная культура служит рынку и повышению конкурентоспособности университета в условиях его выхода в мировое образовательное пространство. Она несет в университет принципы коммерциализации, прагматизации и тенденции превращения образования в образовательную услугу» [3, c. 53]. Пути разрешения противоречивости культуры современного университета авторами предлагается искать в разработке прикладной этики [2], университетской этики [8]. Однако, на наш взгляд, помимо профессоров и менеджеров университета мало учтенным и изученным оказался потенциал ролевого участия самого многочисленного субъекта университетского мира и агента образовательной сети – самих современных студентов. Потому речь идет уже не о «двуединстве», а о «триединстве» культур, точнее – о множестве агентов образовательной сети и центров силы.
Жертвами коррупции в университетской среде является все сообщество, однако самое негативное воздействие в мире образования она оказывает именно на самую уязвимую группу – студентов [9, c. 16], снижая качество высшего образования, увеличивая неравенство в доступе к образованию, увеличивая показатели отсева и вызывая несправедливость и бедность [10, c. 8; 11, c. 345]. Управление ООН по наркотикам и преступности заявило, что субъектами, вовлеченными в коррупцию в сфере образования, могут быть администраторы, частные компании, поставляющие товары школам или университетам, студенты, преподаватели или семьи студентов [10, c. 10].
В «Докладе о глобальной коррупции: образование» зафиксировано несколько примеров коррупционных действий, которые часто происходят в сфере высшего образования еще до поступления в образовательные учреждения, вплоть до получения докторской степени и академических исследований, в том числе: дача взяток для поступления в определенные высшие учебные заведения или получение хороших оценок, растрата средств общества, направленная на приобретение учебных материалов и строительство учебных зданий, коррупция в образовательной инфраструктуре или в процедурах найма и приема на постоянные должности, а также, выдача фальшивых дипломов, приводящая к неквалифицированному преподаванию и многие другие примеры [12].
М. Кирья в своем исследовании выявила несколько примеров случаев коррупции, произошедших в среде высшего образования, включая коррупцию при лицензировании и аккредитации, коррупцию при отборе и приеме студентов, коррупцию при найме и продвижении по службе, бесхозяйственность в финансовом управлении и мошенничество при закупках, сексуальный шантаж и академическую нечестность [13]. При этом, по мнению Ю.А. Шапошниковой, формами коррупции, наиболее часто встречающимися в сфере образования, являются использование бюджетных средств на другие нужды, злоупотребление должностными полномочиями, использование служебного положения в корыстных целях, дача взятки, получение взяток, изготовление и распространение поддельных документов об образовании, использование поддельных дипломов об образовании, совмещение государственной службы с замещением должностей в коммерческих организациях [14].
Студенты как интеллектуалы и будущее поколение нации, безусловно, могут сыграть важную этическую роль в предотвращении и искоренении коррупции в среде университета. Студентов в университете можно сравнить с небольшой страной, где студенты являются сообществом, а университет – страной. Влияние коррупции в университете на неформальное пространство вуза – важный вопрос, на который следует обратить исследовательское внимание. В этом случае этическая роль студентов, как самого массового агента перемен, очень важна для создания культуры честности в среде университета, свободной от коррупции.
На основании вышеприведенного цель данной статьи – проанализировать роль, которую студенты могут сыграть в предотвращении и искоренении коррупционных действий в университетах. Затем определяются проблемы, которые могут возникнуть. Мы надеемся, что эта статья поможет учащимся в частности и обществу в целом узнать, какую роль они могут сыграть в предотвращении и искоренении коррупции в университетской среде.
Методология исследования
Это исследование является теоретическим, основано на сборе и анализе библиотечных источников печатной и электронной литературы (русскоязычных и иностранных) [15, c. 52], которые, в свою очередь, основаны на материалах эмпирических и социологических исследований [16–19], а также обобщении сведений и философской рефлексии.
Результаты и обсуждение
Студенты как часть университетского сообщества играют важную роль в предотвращении и искоренении коррупции в университетской среде. Важная роль студентов не может быть отделена от характеристик, которыми они обладают, а именно интеллектуальности, юношеского духа и высокого идеализма [20, c. 301]. Студенты, как правило, молодые люди, более открыты для социальных изменений и политических преобразований, поскольку они менее заинтересованы в сохранении статус-кво [21, c. 372]. Некоторые этические роли студентов в искоренении и предотвращении актов коррупции в среде университета можно описать следующим образом.
Пример этических антикоррупционных действий
Людей, совершающих коррупцию, можно назвать людьми, у которых нет морали и этики [22, c. 59]. Коррупция – это неэтичный и безнравственный поступок, поэтому отдельные лица или группы, которые хотят искоренить коррупцию, должны начать с людей, которые чисты от коррупционного поведения, чтобы они могли подать пример другим или своему окружению. Ценности и знания, полученные студентами в отношении борьбы с коррупцией, должны быть реализованы в повседневной жизни: студент должен быть в состоянии доказать, что он чист и свободен от коррупции [23, c. 26]. Исследования А. Судирмана [24] показали, что этичные действия студентов способствуют формированию более чистой академической среды. Коррупция – это неэтичный поступок, и от студентов ожидают, что они будут примерами хорошего поведения. По мнению А.А. Бурханудина [22, c. 71] и Л.П.С. Антари [25, c. 74–75], усилия по борьбе с коррупцией или профилактические усилия по предотвращению преступных коррупционных деяний через образовательные учреждения или кампусы могут начинаться с ознакомления с антикоррупционными ценностями, включая честность, заботу, независимость, дисциплину, ответственность, трудолюбие, простоту, смелость и справедливость. Студенты должны демонстрировать этическое антикоррупционное поведение, начиная с себя, а затем в окружающей среде или сообществе, чтобы они могли влиять на своих сверстников и создавать университетскую среду, свободную от коррупции [25, c. 79–80].
Мониторинг и сообщение о коррупции
Студенты как агенты изменений обязаны предотвращать и искоренять коррупцию [26, c. 50]. Они могут сообщать об актах коррупции, свидетелями которых они стали, например, о злоупотреблении властью. По словам Б. Нугрохо [27], студенты, которые участвуют в мониторинге и сообщении о коррупции, проявляют более высокий уровень обеспокоенности по поводу целостности университета или высшего образования. Между тем И. Ираван [28] заявил, что студенты как социальный контроль играют превентивную роль в борьбе с коррупцией, помогая сообществу или окружающей среде в достижении единства, которое является справедливым и выгодным для людей, включая критику правил, которые несправедливы и не выгодны для людей, включая политику университетов.
Участие в образовании и студенческих организациях
Университет или кампус – это место, где образованные люди собираются, чтобы расширить свои знания и стать лучше [20, c. 302]. Образование – самое мощное оружие для изменения мира [29]. Через антикоррупционное образование оно косвенно формирует антикоррупционные социальные, экономические и политические структуры и ценности, а также влияет на поведение, продвигает международные ценности и стандарты и борется с коррупцией, прежде чем она укоренится и сформирует будущих лидеров [29]. По словам С. Сукидина и др. [30, c. 145], высокий или низкий уровень коррупции может быть связан с культурой, менталитетом и обычаями общества, поэтому профилактику можно осуществить, изменив антикоррупционные установки и поведение с помощью образования. В соответствии с этим, как полагают С. Анвар и др. [31], антикоррупционное и этическое образование в университетах может повысить осведомленность студентов об опасностях воздействия коррупции и вести к повышению их морально-этических компетенций.
«Студенческие организации являются подходящим местом для развития талантов, обучения поколений критическому мышлению и укрепления солидарности с более широким сообществом, чтобы вместе внести изменения в жизнь.» (Перевод С.М.А.) [32, c. 26]. Студенческие организации могут быть платформой для дискуссий и укрепления солидарности с более широким сообществом в борьбе с коррупцией. Такие мероприятия, как форумы, конгрессы, семинары и практикумы, могут повысить осведомленность об опасностях коррупции. По словам А.Р. Зайнала и др. [33], активное участие студентов в организациях может усилить антикоррупционное движение в университетской среде. По мнению исследователей Мубарока и Вуландари [34], студенческие организации можно использовать для интернационализации антикоррупционных установок и поведения.
Участие в государственной политике
Формы студенческого участия и студенческой активности в отношении определенных политик, таких как антикоррупционная, могут выражаться в демонстрациях, кампаниях, проведении семинаров или в публикациях, посвященных поднятию таких проблем, как, например, поощрение прозрачности в использовании бюджетов в университетах, которые часто являются местами, где происходят коррупционные акты. Давление, создаваемое студенческими активистами, часто побуждает к более широкому общественному диалогу и дебатам по поводу конкретной политики [32] в целях её улучшения или изменения.
Участие студентов очень важно для создания академической среды, свободной от коррупции. Студенты должны участвовать в политике, которая касается их жизни. Безразличие студентов к политике является серьезной проблемой и может привести к коррупционным действиям в окружающей среде, таким как нецелевое использование образовательных и исследовательских бюджетов, назначение и увольнение сотрудников, находящихся под влиянием политических взглядов, политизация выборов ректоров, несправедливость в отношении определенных слоев общества и т. д. Согласно исследованию Е. Юлианто [35], вовлеченность органов студенческого самоуправления в молодежный парламентаризм и государственную молодежную политику может способствовать защите прав, свобод и законных интересов молодежи, поощрению прозрачности и справедливости в среде высшего образования.
Использование информационных технологий для антикоррупционных кампаний
Современные технологические разработки могут стать средством для студентов проводить антикоррупционные кампании, повышать уровень осведомленности об антикоррупции и создавать антикоррупционную информационную среду друг для друга или для широкой общественности. Как утверждает Н.Ю. Волосова [21, c. 336], создание антикоррупционной информационной среды является фактором, способным уничтожить коррупцию как социальное и правовое явление. Рассматриваемая антикоррупционная информационная среда представляет собой ряд условий, которые позволяют обмениваться информацией по вопросам антикоррупционного образования, просвещения, пропаганды и осведомленности между различными уровнями общества, различными социальными группами, молодежью или сокурсниками [21, c. 337]. В нынешнюю эпоху цифрового развития 5.0 студенты могут более успешно противостоять административным злоупотреблениям используя цифровую тактику, включая онлайн-кампании по борьбе с коррупцией, онлайн-движение «байкот» и т. д., в дополнение к проведению физических демонстраций в общественных местах [32, c. 34].
Проблемы для студентов
Студенты в предотвращении и искоренении актов коррупции в университетах часто сталкиваются с рядом проблем или препятствий, в том числе:
- недостаток осведомленности и знаний;
- безразличие к этике и морали;
- отсутствие активного участия и ограниченный доступ к информации;
- слабая организационная культура;
- неясные санкции и правоприменение.
Недостаток осведомленности и знаний
Многие студенты не понимают важности быть честным и последствий коррупционных действий. По мнению Р. Хасолоана, отсутствие понимания последствий коррупции может стать фактором возникновения коррупции. Недостаток осведомленности и знаний о влиянии коррупции на университетскую среду ведет к безразличию к коррупционной практике [20, c. 229]. Между тем, по словам С. Нурхасаны, одна из главных проблем искоренения коррупции в университетской среде заключается в том, что студенты не до конца понимают, что такое коррупция, как она влияет на общество и важности добросовестности в повседневной жизни [36]. В этом случае важно повышать осведомленность студентов о важности предотвращения и искоренения коррупции в университетской среде, как посредством программ, специально подготовленных для антикоррупционного образования, так и посредством интеграции антикоррупционной тематики в лекции.
Безразличие к этике и морали
Некоторые учащиеся по-прежнему могут считать коррупционное поведение частью безобидного и даже нормального поведения, что приводит к формированию толерантного отношения к коррупционным действиям вокруг них. Студентам как интеллектуалам, агентам контроля, агентам перемен важно подавать пример окружающим людям, чтобы они (люди) были свободны от коррупционных действий. Коррупция непосредственно связана с этикой и моралью человека. Как заявил Р. Хасолоан [20, c. 297], одним из факторов, побуждающих человека совершать коррупционные действия, является его слабая мораль. Другими словами, тот, кто не силен в своих моральных принципах, тот склонен к совершению коррупционных действий либо из-за собственных желаний и возможностей, либо из-за приглашения друзей, коллег, семьи или других сторон. В этом случае студенты как агенты перемен и социального контроля должны быть заинтересованы в улучшении и поддержании принципов этики и морали как в университете, так и в обществе.
Отсутствие активного участия и ограниченный доступ к информации
Студенты часто не участвуют в мероприятиях, способствующих предотвращению коррупции, таких как семинары и дискуссии. Отсутствие активного участия студентов в предотвращении коррупции в университетской среде может быть связано с ограничениями и отсутствием доступа к адекватной информации о политике и правилах университета, связанных с антикоррупционными действиями в университете. Как заявила С. Нурхасана, студенты часто чувствуют себя изолированными от более широких социальных проблем за пределами своего кампуса. Если местное сообщество не проявит приверженности честности и порядочности, учащимся будет трудно применять эти ценности в более широком контексте [36].
Сюда входит отсутствие просветительской работы со студентами со стороны университетов по вопросам предотвращения коррупции в студенческой среде, что само по себе является проблемой. Это влияет на незнание студентами политики университета в отношении борьбы с коррупцией. Таким образом, руководители и преподаватели университетов играют важную роль в обеспечении информационно-просветительской деятельности, обмене идеями и служат примером для студентов в отношении антикоррупционных действий в университетской среде [13, c. 22–23].
Слабая организационная культура
Культура университета, которая не поддерживает честность, может препятствовать усилиям по предотвращению коррупции в университетской среде. По словам С. Нурхасаны, отсутствие поддержки в университете или университетской культуре может стать для студентов серьезным препятствием в предотвращении и искоренении актов коррупции в университетской среде. Поэтому для организации или учреждения, которое поддерживает антикоррупционные ценности, например для университета, важно иметь последовательную приверженность реализации антикоррупционной политики в университетской среде [36]. Студентам также необходимо сотрудничать с другими учреждениями или организациями, преследующими те же цели, как правительственными, так и общественными.
Неясные санкции и правоприменение
Одна из проблем, с которой могут столкнуться студенты при предотвращении и искоренении коррупции в университетской среде, заключается в том, что санкции за нарушение этики часто неясны или применяются непоследовательно. Важно, чтобы студенты понимали и знали антикоррупционное законодательство, существующее в университете. По мнению М.Р. Сетиади и др. [37, c. 193–194], один из показателей неподготовленности студентов как агентов перемен в сфере предотвращения коррупции в университетской среде связан с неосведомленностью и непониманием действующего законодательства. Это основано на том, что правосознание тесно связано с соблюдением законов и норм, действующих в обществе [37, с. 194]. Поэтому для студентов важно обладать знаниями применяемого законодательства для того, чтобы реагировать и принимать меры против действий, противоречащих закону, таких как акты коррупции в университетской среде.
Заключение
Этическая роль студентов в предотвращении и искоренении коррупции в колледжах и университетах очень важна. Студенты как агенты перемен, агенты контроля, обладающие интеллектуальными, критическими и идеалистическими взглядами, могут служить образцовыми примерами этических действий по борьбе с коррупцией, агентами мониторинга и отчетности о коррупционных действиях, участия в образовательных, учебных и студенческих организациях, участия в государственной политике и использования технологий для антикоррупционной кампании. Таким образом, студенты могут создать в университете среду, свободную от коррупционных действий. Несмотря на то, что существует несколько факторов, которые препятствуют созданию университета, свободного от коррупции, важно, чтобы студенты придерживались идеалов, были критичными, целеустремленными и последовательными в качестве агентов перемен, социального контроля и интеллектуалов, чтобы внести свой вклад в формирование и поддержание добропорядочности в высшем учебном заведении и формировать характер будущих поколений, способных противостоять коррупции.
Об авторах
Мохамад Ардин Суванди
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Email: mohamad.ardin.suwandi@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8311-8773
аспирант Школы общественных наук
Россия, г. ТомскИрина Владимировна Брылина
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ibrylina@tpu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8947-9916
доктор философских наук, профессор Школы общественных наук
Россия, г. ТомскСписок литературы
- Yunus N.R. Corruption as an extra ordinary crime: elements and eradication efforts in Indonesia // Journal of Creativity Student. – 2021. – Vol. 6. – № 2. – P. 131–150. DOI: https://doi.org/10.15294/jcs.v6i1.36057
- Коллини С. Зачем нужны университеты? – М.: ИД Высшей школы экономики, 2016. – 264 с.
- Исследование трансформации корпоративной культуры университета (опыт Национального исследовательского Томского государственного университета) / Д.О. Афанасьева, Н.С. Гулиус, В.В. Кашпур, А.Г. Кузнецов, Г.И. Петрова, Е.А. Юрина // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 1. – С. 53–64.
- Shumar W. College for sale: a critique of the commodification of higher education. – London: Routledge, 1997. – 220 p.
- Розовски Г. Университет. Руководство для владельца. – М.: ИД ВШЭ, 2015. – 328 с.
- Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. – М.: ИД Высшей школы экономики, 2012. – 224 с.
- Брылина И.В. Cоциокультурные условия формирования новой модели современного университета: дисс… д-ра философ. наук. – Кызыл, 2019. – 218 с.
- Петрова Г.И. Современный университет: сохранение классического наследия и возможность трансформации // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 2 (18). – С. 30–36.
- Шевчук В. Коррупция: опасная болезнь государства. – Ярославль: ИД ЯГТУ, 2018. – 68 с.
- Инструменты управления знаниями для ученых и профессионалов. Серия модулей по противодействию коррупции. Модуль 9 Коррупция в сфере образования. URL: https://grace.unodc.org/grace/uploads/documents/academics/Anti-Corruption_Module_9_Corruption_in_Education_RU.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
- Osipian A.L. Corruption in higher education: does it differ across the nations and why? // Research in Comparative and International Education. – 2008. – Vol. 3. – № 4. – P. 317–412. doi: 10.2304/rcie.2008.3.4.345
- Global corruption report: education. – London, New York: Routledge, 2013. – 418 p. URL: https://web.edu.hku.hk/f/staff/376/Global%20Corruption%20Report%3A%20Education.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
- Kirya M. Corruption in universities: paths to integrity in the higher education subsector. URL: https://data.opendevelopmentmekong.net/dataset/0d23d14c-5ec4-45ca-95b0-d4997e7dd713/resource/d0daa8be-8cd3-44f4-9d47-be2af130a324/download/u4_corruption-in-universities_paths-to-integrity-in-the-higher-education-subsector.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
- Шапошникова Ю.А. Коррупция в системе образования как одна из наиболее актуальных проблем юриспруденции // Территория науки. – 2018. – № 3. – C. 157–165. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsiya-v-sisteme-obrazovaniya-kak-odna-iz-naibolee-aktualnyh-problem-yurisprudentsii (дата обращения: 28.08.2024).
- Milya Sari, Asmendri Asmendri. Penelitian Kepustakaan (Library Research) dalam Penelitian Pendidikan IPA // Natural Science. – 2020. – Vol. 6. – № 1. – P. 41–53. doi: 10.15548/nsc.v6i1.1555
- Сатаров Г.А. Некоторые задачи и проблемы социологии коррупции // Россия и современный мир. – 2003. – № 4 (41). – С. 146–153.
- Леонтьева Э.О. Повседневные коммуникации и укоренённость коррупции в неформальном пространстве вуза // Вестник Томского Государственного Университета. – 2009. – № 325. – С. 43–49.
- Dewantara J.A., Hermawan Y., Yunus D. Anti-corruption education as an effort to form students with character humanist and law-compliant // Jurnal Civics: Media Kajian Kewarganegaraan. – 2012. – Vol. 18. – № 1. – P. 70–81. doi: 10.21831/jc.v18i1.38432
- Сизов В.А., Жерепа Ю.С. Противодействие коррупции в студенческой среде как компонент социального развития общества // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». – 2022. – Т. 10. – № 2 (38). – С. 53–62. doi: 10.21685/2307-9525-2022-10-2-6
- Hasoloan R.J. The spirit of the anti-corruption movement in the campus environment through various community creativity social media movements // Journal of Creativity Student. – 2022. – Vol. 7. – № 2. – P. 283–310. DOI: https://doi.org/10.15294/jcs.v7i2.38207
- Волосова Н.Ю. Молодежные программы противодействия коррупции и создание информационной антикоррупционной среды: некоторые размышления и опыт // Педагогический журнал. – 2016. – № 4. – С. 371–379.
- Burhanudin A.A. Strategi Penanaman Nilai-Nilai Anti Korupsi Pada Mahasiswa // SALIMIYA: Jurnal Studi Ilmu Keagamaan Islam. – 2021. – Vol. 2. – № 2. – P. 54–72.
- Suhandi M.F., Agustin S. Pendidikan Anti Korupsi Pada Jenjang Perguruan Tinggi // Sanskara Pendidikan dan Pengajaran. – 2023. – Vol. 1. – № 1. – P. 19–27.
- Sudirman A. Pengaruh Teladan Etis Mahasiswa Terhadap Lingkungan Akademik // Jurnal Pendidikan Karakter. – 2022. – Vol. 7. – № 1. – P. 23–37.
- Antari L.P.S. Peran Mahasiswa Dalam Upaya Pencegahan Korupsi // JHS: Jurnal Hukum Saraswati. – 2022. – Vol. 4. – № 1. – P. 70–84.
- Setiawan N. Strategi Mahasiswa dalam Penguatan Pendidikan Budaya Antikorupsi // Budaya Abtikorupsi Menurut Parspektif Mahasiswa. – Kediri: Srikandi Kreatif Nusantara, 2021. – 271 p.
- Nugroho B. Peran Mahasiswa dalam Pengawasan Pembangunan Berbasis Integritas di Perguruan Tinggi // Jurnal Ilmiah Administrasi Publik. – 2021. – Vol. 6. – № 2. – P. 65–72.
- Irawan I. Aksi Nyata Mahasiswa Cegah Korupsi // Binus. – 2021. URL: https://binus.ac.id/character-building/2021/06/aksi-nyata-mahasiswa-untuk-mencegah-perbuatan-korupsi/ (дата обращения: 28.08.2024).
- Palma V.D. The role of academia in anti-corruption Collective Action // Basel Institute on Governance. – 19 August, 2014. URL: https://baselgovernance.org/blog/role-academia-anti-corruption-collective-action (дата обращения: 28.08.2024).
- Sukidin S. et al. The education of anti-corruption in secondary school: long-term alternative in preventing corruption // Jurnal Pendidikan Ekonomi: Jurnal Ilmiah Ilmu Pendidikan, Ilmu Ekonomi, dan Ilmu Sosial. – 2022. – Vol. 16. – № 1. – P. 144–154. DOI: https://doi.org/10.19184/jpe.v16i1.30888
- Anwar S., Mardiyah N., Karim A. Pentingnya Pelatihan Etika bagi Mahasiswa dalam Mencegah Korupsi // Jurnal Pendidikan Etika. – 2021. – Vol. 3. – № 2. – P. 10–20.
- Syahputri I.B., Katimin K. Pengaruh Aktivis Mahasiswa Dalam Perubahan Sosial Politik di Era Digital 5.0 // Ganaya: Jurnal Ilmu Sosial dan Humaniora. – 2024. – Vol. 7. – № 4. – P. 25–36. DOI: https://doi.org/10.37329/ganaya.v7i4.3490
- Zainal A.R., Zainal H.A.M. Peran Organisasi Mahasiswa dalam Mendorong Gerakan Anti-Korupsi di Kampus // Jurnal Sosial dan Budaya. – 2019. – Vol. 4. – № 3. – P. 45–60.
- Wulandari M.d.D. Phenomenon of internalization of anti-corruption attitude in students circles // Jurnal: Studi Komunikasi dan Media. – 2019. – Vol. 23. – № 2. – P. 155–166.
- Yulianto E. Advokasi Mahasiswa dan Pengaruhnya terhadap Kebijakan Pendidikan Tinggi // Jurnal Ilmu Sosial. – 2019. – Vol. 5. – № 4. – P. 78–92.
- Nurhasanah S. Peran Mahasiswa Sebagai Pilar Integritas Dalam Gerakan Anti Korupsi Di Lingkungan Kampus Dan Masyarakat // Causa: Jurnal Hukum Dan Kewarganegaraan. – 2024. – Vol. 6. – № 5. – C. 51–60. DOI: https://doi.org/10.3783/causa.v6i5.6256
- Youth and creativity of the anti-corruption movement / M.R. Setiadi, R. Narulita, H. Walidatun Nikmah, T.Sh. Yunianta, R.R. Riswanda // Journal of Creativity Student. – 2022. – Vol. 7. – № 2. – P. 179–210. DOI: https://doi.org/10.15294/jcs.v7i2.38199
Дополнительные файлы
