Особенности устойчивого развития регионов в условиях низкоуглеродной и ESG-трансформаций экономики
- Авторы: Никулина Н.Л.1
-
Учреждения:
- Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
- Выпуск: Том 52, № 1 (2024)
- Страницы: 13-25
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4956/article/view/259593
- DOI: https://doi.org/10.18799/26584956/2024/1/1690
- ID: 259593
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Существующие проблемы обеспечения достойного качества и уровня жизни населения, функционирования предприятий с акцентом на энергосбережение и энергоэффективность, сложившаяся экологическая ситуация усиливают актуальность достижения целей устойчивого развития.
Цель: выявление особенностей устойчивого развития регионов в условиях низкоуглеродной трансформации и формирования ESG-повестки (E – Environment, S – Social, G – Government).
Методы: сравнительный и ретроспективный анализы, классификация, обобщение.
Результаты: дополнена периодизация устойчивого развития, в которой выделены три этапа (этап формирования, институциональный, функциональный), которые позволяют перевести проблемы изменения климата в практическую плоскость, сориентировать инвестора на ESG-повестку, повысить социальную ответственность на различных уровнях хозяйствования; представлены инициативы российских регионов в рамках ESG-повестки.
Выводы: на функциональном этапе следование принципам устойчивого развития в Российской Федерации продолжается с учетом ESG-факторов, что отражается в инициативах взаимодействия региональных властей и бизнеса. Дальнейшие исследования в области устойчивого развития будут связаны с более детальной проработкой модели учета низкоуглеродного аспекта и ESG-факторов в устойчивом развитии регионов.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Устойчивое развитие обсуждается в научных кругах с 1972 г., чему способствовали выпуск доклада Римского клуба «Пределы роста» [1] и создание Программы ООН по окружающей среде. Под устойчивым развитием (sustainable development), утвержденным Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию под руководством Брундтланд в 1983 г., понимается комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, то есть без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [2]. На конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. была принята концепция устойчивого развития [3].
В качестве основных международных документов в рамках устойчивого развития, ограничивающих выбросы парниковых газов (ПГ), можно отметить Киотский протокол [4], Парижское соглашение [5], Зеленую таксономию ЕС [6], «Зеленую сделку» (The European Green Deal) [7] и европейский налог на импорт товаров с углеродным следом [8]. В Российской Федерации приняты: Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 2 июля 2021 г. [9], Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (распоряжение Правительства РФ № 3052-р от 29 октября 2021 г.) [10], Климатическая доктрина Российской Федерации (указ Президента Российской Федерации № 812 от 26 октября 2023 г.) [11].
Формирование ESG-повестки в международных документах можно проследить в исследовании «ESG-банкинг в России» [12]. В 1997 г. создана Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) – международный стандарт отчетности для добровольного применения организациями, отчитывающимися по устойчивому развитию. В 2004 г. К. Аннан в своем докладе «Who cares wins» сформулировал ESG-принципы, касающиеся интеграции вопросов охраны окружающей среды, социального обеспечения и корпоративного управления [13]. В 2006 г. были представлены Принципы ответственного инвестирования ЮНЕП (PRI) [14]. В 2014 г. Европейской комиссией утверждена Директива по нефинансовой отчетности [15]. В 2021 г. ЕС принято постановление о раскрытии информации об устойчивом финансировании (Sustainable Finance Disclosure Regulation, SFDR) [16].
Следование целям устойчивого развития в Российской Федерации является особенно актуальным для сохранения конкурентоспособности национальной экономики и ориентации бизнеса и государства на ESG-принципы.
Международная нормативно-правовая база устойчивого развития и ESG-повестки основательно проработана. Нормативно-правовой, а следовательно, и практический аспекты следования ESG-повестке в Российской Федерации находятся еще на относительно слабом уровне. В связи с этим целью настоящего исследования является определение особенностей устойчивого развития регионов в условиях низкоуглеродной трансформации и формирования ESG-повестки. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- определение основных тенденций в следовании принципам устойчивого развития в Российской Федерации;
- дополнение периодизации устойчивого развития;
- выявление особенностей, инструментов и результатов низкоуглеродной и ESG- трансформаций региона;
- рассмотрение инициатив российских регионов в рамках ESG-повестки.
Результаты исследования
В Российской Федерации прослеживается два направления по достижению целей устойчивого развития:
- Возможен отказ от следования реперам климатической повестки, поскольку полная или даже частичная замена традиционных способов производства электроэнергии альтернативными пока невозможна. Это требует значительных вложений в разработку и внедрение новых способов получения энергии.
- Необходимость дальнейшего развития климатической повестки все-таки остается. Как отмечает А. Халбашкеев, происходит сосредоточение научного потенциала развитых стран на исследованиях, связанных с «зелёной» энергетикой. Отказ от развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и технологий, связанных с энергопереходом, грозит России будущей отсталостью от развитых стран в данном направлении. Также наблюдается серьёзный спрос и со стороны населения. Происходит переориентация российского экспорта на азиатские рынки, на которых требования к углеродному следу товара будут не менее жёсткими, чем в Европе [17].
Ю. Шульга пишет, что «российские компании долгое время концентрировались на экологической составляющей устойчивого развития. Но в последнее время все чаще обращаются к целям устойчивого развития городов, образованию и росту качества жизни в охватываемых территориях» [18].
Прослеживаются две основные тенденции в следовании принципам устойчивого развития в России: 1) неполный отказ от угля: внедрение новых технологий (частичная газификация угля, бездымное топливо, состоящее из термококса); 2) развитие гидро- и атомной энергетики.
Совокупность происходящих фундаментальных изменений, по мнению А.Н. Спартака, Ю.Б. Кравченко, в функционировании мировой экономики, в том числе, включает трансформации, обусловленные переходом концептов устойчивого, низкоуглеродного и инклюзивного развития в плоскость международно-правового регулирования, регламентирования, обязательных требований и отчетности [19].
В качестве основных результатов исследования выделим следующие:
- Периодизация устойчивого развития. В исследовании А.Н. Пасенова выделено два этапа становления концепции устойчивого развития: 1) с середины XX в. до 1992 г. – этап формирования отдельных положений концепции; 2) с 1992 г. по н. в. – этап нормативного закрепления и дальнейшего совершенствования концепции [20]. Д.Р. Миргасимов предложил следующую классификацию основных этапов и подходов к развитию концепции устойчивого развития: эволюционный, десмоэкологический, триединый, современный управленческий подход [21].
Киотский протокол [4], принятый в 1997 г., явился триггером для начала низкоуглеродной трансформации как экономики в целом, так и направлений устойчивого развития. Данное событие позволяет выделить еще один этап устойчивого развития – функциональный, ориентированный на решение проблемы изменения климата (1997 г. по н. в.).
Объединив и дополнив периодизацию А.Н. Пасенова [20] и классификацию основных этапов и подходов Д.Р. Миргасимова [21] устойчивого развития, представим авторскую периодизацию (табл. 1). С 1997 г. по настоящее время длится функциональный этап устойчивого развития, в котором можно выделить два направления – низкоуглеродной трансформации и ответственного инвестирования в рамках формирования ESG-повестки на разных уровнях хозяйственной организации. Начало формирования второго направления, связанного с ESG, в авторском представлении связано с 2004 г., когда К. Аннаном были сформулированы ESG-принципы.
Таблица 1. Периодизация устойчивого развития
Table 1. Periodization of sustainable development
Названиеэтапа Stage name | Периодэтапа Stage period | Подход Approach | Характеристика Characteristic |
Формированиеконцепции Formation of a concept | Середина XX в. – 1992 г. Mid-20th century – 1992 | Триединый Triune | Взаимозависимость экологической, экономической и социальной сфер Interdependence of environmental, economic and social spheres |
Институциональный (нормативный) Institutional (normative) | 1992–1997 гг. | ||
Функциональный Functional | 1997 г. – н. в. 1997 – present | Технико-экономический Technical and economic Управленческий Managerial | Практические решения Practical solutions
|
1) низкоуглеродная трансформация Low carbon transformation | Технико-экономический Technical and economic | Процесс преобразования имеющихся в распоряжении общества ресурсов в низкоуглеродную продукцию с применением различного рода технологий: ВИЭ, наилучших доступных технологий (НДТ) Converting the resources available to society into low-carbon products using various types of technologies: renewable energy sources (RES), the best available technologies (BAT) | |
2) ответственное инвестирование в рамках формирования ESG-повестки Responsible investing as part of the ESG agenda development | 2004 г. – н. в. 2004 – present | Управленческий Managerial | Добавляетсяуправленческийаспект A management aspect is added |
Источник: составлено автором.
Source: compiled by the author.
В ходе проведенного исследования была дополнена периодизация устойчивого развития, в которой, в отличие от других исследований, выделены три этапа развития концепции (этап формирования, институциональный, функциональный), что позволяет перевести проблемы изменения климата в практическую плоскость, сориентировать инвестора на ESG-повестку, повысить социальную ответственность на различных уровнях хозяйствования.
- Инициативы российских регионов в рамках ESG-повестки. Рассмотрим отличительные особенности устойчивого развития и ESG-повестки. Устойчивое развитие – это прежде всего концепция, включающая в себя три составляющие (экологическую, экономическую и социальную), в рамках которой поставлены 17 целей, направленных на улучшение качества жизни и экологической ситуации. ESG-повестка – это алгоритм действий, включающий тоже три составляющих (экологическую, социальную и управленческую); его основной целью является повышение инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов.
Выявим положения и особенности низкоуглеродного развития экономики в рамках ESG-повестки, которые позволят достичь поставленных целей устойчивого развития. В табл. 2 представлены особенности низкоуглеродной и ESG-трансформаций региона.
Российские регионы продолжают ориентироваться на принципы устойчивого развития и следовать им в рамках ESG-повестки. Рассмотрим инициативы российских регионов:
- Мордовия, Чувашия и Ульяновская область – подписано соглашение о сотрудничестве в сфере контроля углеродного баланса, предполагающее создание полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса, дистанционного и наземного контроля эмиссии ПГ, а также и других значимых для изменения климата параметров [22].
- Чувашия – начаты работы по созданию карбонового полигона в рамках проекта «Волга – экологический прорывной регион ESG». Чувашия и ПСБ подписали соглашение в области устойчивого развития с использованием «зеленых» финансовых инструментов и банковских продуктов. Также банк окажет содействие в организации и проведении мероприятий, программ, обучающих курсов по реализации на практике принципов ESG [22].
- Татарстан заключил соглашение с ВТБ, предусматривающее финансирование по социальным, экологическим направлениям и развитию комфортной городской среды, организации выпуска региональных «зеленых» облигаций, развитию предпринимательства и т. д. [22].
- Оренбургская область – Правительство Оренбургской области и Сбербанк договорились о взаимодействии по проектам, направленным на внедрение принципов устойчивого развития, в том числе в рамках типовой региональной ESG-модели, позволяющей узнать, как выглядит регион по ключевым факторам устойчивого развития в сравнении с другими регионами, и оценить возможности улучшения ситуации и привлечения финансирования для проектов в области ESG [22].
- Сахалинская область выбрана в качестве пилотного региона для создания торговой системы для операций с углеродными единицами на внешних и внутренних рынках.
- Свердловская, Липецкая, Нижегородская область и Краснодарский край – ESG напрямую упоминается в региональных стратегиях [23].
- Нижегородская область подписала соглашение со Сбером, которое предполагает совместную работу по улучшению экологической ситуации в области и сокращению объемов твердых коммунальных отходов; реализуются проекты, построенные на принципах ESG: создание экотехнопарка, запуск экологической карты, «Волонтеры ESG» (объединение органов власти, бизнеса и НКО в единую систему взаимодействия); разработан первый пакет рекомендаций для ESG-трансформации бизнеса, которые охватят более 6000 предприятий области [22]; формируется «Клуб ESG-регионов» как универсальная модель для передачи опыта другим регионам России [24].
Таблица 2. Особенности низкоуглеродной и ESG трансформаций региона
Table 2. Features of low-carbon and ESG transformations of the region
Вид трансформации Type of transformation | Особенности Peculiarities | Инструменты Tools | Результат Result |
Низкоуглеродная Low carbon | Снижение углеродоемкости процессов производства и потребления Reducing carbon intensity of production and consumption | Внедрение наилучших доступных технологий с минимальными выбросами ПГ; снижение углеродного следа потребляемой населением продукции использование инструментов «зеленого» финансирования Introduction of the best available technologies with minimal greenhouse gases (GHG) emissions; reducing the carbon footprint of products consumed by the population; use of green financing instruments | Низкие выбросы ПГ в процессах производства и потребления Low GHG emissions in production and consumption |
Повышение энергетической эффективности процессов производства и потребления Increasing the energy efficiency of production and consumption | Разработка и применение возобновляемых источников энергии; снижение использования углеводородного топлива Development and application of renewable energy sources; reducing the use of hydrocarbon fuels | Низкая энергоемкость процессов производства и потребления Low energy intensity of production and consumption | |
ESG
| Ответственное отношение к окружающей среде (ОС) Environmental Responsibility
| Превентивность действий, связанных с негативным воздействием на ОС Preventive actions related to negative impact on the environment | Развитие циркуляционного производства (замкнутого производства); внедрение природоподобных технологий; применение НДТ; использование ВИЭ; внедрение зеленых инновации; сохранение видового биоразнообразия; сохранение ландшафтов; использование технологий очистки Development of circulation production (closed-loop production); introduction of nature-like technologies; BAT application; use of renewable energy sources; introduction of green innovations; conservation of species biodiversity; landscape conservation; use of cleaning technologies |
Возмещение нанесенного ущерба ОС Compensation for damage caused to the environment | Лесовосстановление; рекультивация нарушенных земель; переработка накопленных отходов; очистка загрязненных водоемов; возмещение ущерба за выбросы ЗВ, включая СО2, сбросы, отходы Reforestation; reclamation of disturbed lands; processing of accumulated waste; cleaning of polluted water bodies; compensation for damages for pollutant emissions, including CO2, discharges, waste | ||
Высокая социальная ответственность, связанная с обеспечением безопасности населения, защитой от экологических угроз и рисков High social responsibility related to ensuring the safety of the population, protection from environmental threats and risks | Повышение качества жизни на территории; создание экологического «комфорта» для населения; сокращение случаев заболеваний, обусловленных экологическими факторами; создание «зеленых» рабочих мест Improving the quality of life in the territory; creating environmental “comfort” for the population; reducing the incidence of diseases caused by environmental factors; creating green jobs | Чистая ОС; здоровое население; повышение занятости населения на экологически чистых производствах Clean environment; healthy population; increasing employment in environmentally friendly industries | |
Высокое качество управления High quality control
| Подготовка нефинансовой отчетности с расширением в части экологических показателей; разработка методики оценки рейтинга предприятий, соблюдающих ESG-принципы Preparation of non-financial reporting with expansion in terms of environmental indicators; development of a methodology for assessing the rating of enterprises that comply with ESG principles; | Разработанная стратегия развития региона, выстраиваемая с учетом ESG-принципов Developed strategy for the region development, built taking into account ESG principles | |
Использование зеленых сертификатов; применение административных мер: технологического нормирования, введения углеродного налога; разработка политики развития региона Use of green certificates; application of administrative measures: technological regulation, introduction of a carbon tax; development of regional development policy |
Источник: составлено автором.
Source: compiled by the author.
- Ростовская область, Татарстан, Самарская область, Санкт-Петербург и Москва признают важность мониторинга и отчетности в области устойчивого развития, выпустили отчеты и обзоры о внедрении устойчивых практик [23].
- Амурская, Кемеровская, Тверская, Ленинградская, Калининградская, Ярославская, Тамбовская области, г. Москва, Республика Саха (Якутия) – на территории субъектов РФ эмитенты социальных облигаций привлекли финансирование для реализации проектов в сфере образования, культуры, здравоохранения, проектов строительства (реконструкции) объектов инженерной, социальной и дорожно-транспортной инфраструктуры для жилищного строительства и развития городской инфраструктуры. [25].
- Башкортостан – Институт уполномоченных по НКО успешно развивается и позволяет вывести деятельность третьего сектора экономики Республики на уровень доказательной эффективности социальных инвестиций [26].
- Вологодская область – соглашение о сотрудничестве между ПАО «Российский экологический оператор», ПАО «Северсталь» и правительством Вологодской области, регулирующее порядок взаимодействия с компанией «Северсталь» по созданию объектов по обращению с отходами; проекты, связанные с экологическим мониторингом, проект по замерам антропогенного воздействия человека; создание в регионе устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, снижению их объемов, направляемых на полигоны; проведение экспериментов по замещению природного топлива в технологических процессах металлургического производства на альтернативное топливо из отходов, а также применение высокоскоростного низкотемпературного пиролиза в технологии термического разложения отходов с образованием коммерческих продуктов [27].
В табл. 3 представлены первые 10 мест ESG-рэнкинга субъектов РФ рейтинговой группы RAEX по сферам E, S, G.
Из всех перечисленных выше субъектов РФ, проявляющих инициативы в рамках ESG‑повестки, девять регионов занимают места в первой десятке в разрезе сфер ESG: Липецкая, Ростовская, Сахалинская, Нижегородская, Тверская и Ленинградская области, Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан. В общем ESG-рэнкинге в первую десятку вошли шесть из субъектов РФ, по которым приведены примеры ESG-инициатив: Ленинградская область, Санкт-Петербург и Москва, Республика Татарстан, Липецкая и Свердловская области. Представленная выборка примеров региональных ESG-инициатив затрагивает около 30 % субъектов РФ. Рассматривая весь ESG-рэнкинг субъектов РФ, можно сделать вывод, что практически все регионы в социально-экономическом развитии учитывают ESG-факторы по разным сферам и в разных объемах.
По мнению С. Бик [29], повестка ESG в России продолжает развиваться:
- осуществляются выпуски зеленых, социальных облигаций (ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ, «Ростелеком», «Атомэнергопром»);
- объем банковских ESG-кредитов не уменьшился;
- крупнейшие компании продолжают раскрывать нефинансовую отчетность, которая размещается в регистре РСПП, в системе Интерфакса и на сайтах самих компаний;
- практически все компании, получавшие рейтинг ESG, в 2022 г. продолжают в нем участвовать;
- в 2022 г. была совершена первая сделка с углеродными единицами, и появился первый верифицированный климатический проект;
- сохраняется приверженность органов власти концепции устойчивого развития (ни одно принятое в 2022 г. решение не противоречит и не отменяет основополагающие принципы этой повестки) и др. [29].
Таблица 3. Первые 10 мест ESG-рэнкинга субъектов РФ за 2021 г.
Table 3. The first 10 places in the ESG ranking of Russian regions for 2021
Сфера/ Место | ESG | E | S | G |
1 | Ленинградская область Leningrad region | Еврейская автономная область Jewish Autonomous Region | Ненецкий автономный округ Nenets Autonomous Okrug | Республика Татарстан Republic of Tatarstan |
2 | г. Санкт-Петербург Saint Petersburg | Тверская область Tver region | Ямало-Ненецкий автономный округ Yamalo-Nenets Autonomous Okrug | г. Санкт-Петербург Saint Petersburg |
3 | г. Москва Moscow | Смоленская область Smolensk region | Сахалинская область Sakhalin region | Ленинградская область Leningrad region |
4 | Республика Татарстан Republic of Tatarstan | Саратовская область Saratov region | г. Санкт-Петербург Saint Petersburg | Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug |
5 | Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug | Республика Ингушетия Republic of Ingushetia | г. Москва Moscow | г. Москва Moscow |
6 | Липецкая область Lipetsk region | Республика Дагестан Republic of Dagestan | Московская область Moscow region | Нижегородская область Nizhny Novgorod Region |
7 | Курская область Kursk region | Липецкая область Lipetsk region | Чукотский автономный округ Chukotka Autonomous Okrug | Тюменская область (без автономных округов) Tyumen region (without autonomous okrugs) |
8 | Тюменская область (без автономных округов) Tyumen region (without autonomous okrugs) | Орловская область Oryol region | Ханты-Мансийский автономный округ Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug | Калужская область Kaluga region |
9 | Свердловская область Sverdlovsk region | Ростовская область Rostov region | Ленинградская область Leningrad region | Тульская область Tula region |
10 | Московская область Moscow region | Челябинская область Chelyabinsk region | Белгородская область Belgorod region | Республика Адыгея Republic of Adygea |
Источник: составлено автором по [28].
Source: compiled by the author according to [28].
В исследовании ESG-Альянса и Центра социального проектирования «Платформа» отмечается, что происходит смещение интереса от климатической повестки к более близким и острым темам: локальным экологическим воздействиям, социальным программам для поддержки регионов; становится более лояльным отношение к созданию национальных рейтингов; активней проявляются тенденции к подчеркиванию национальных особенностей ESG, поиск специфики [30].
Соответствие ESG-принципам становится важным для компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности, то есть экспортерам углеводородов, производителям химии, металлургам, транспортникам и т. п. Все они, во-первых, так или иначе встроены в западные логистические цепочки, во-вторых, рано или поздно выходят на международные биржи, где ESG-критерий хотя и не является решающим, но может давать дополнительные преимущества. Сегодня очевидно, что сами по себе механизмы, подобные ESG, в части решения реальных экологических и социальных проблем нужны на любом рынке и Россия в этом случае не исключение. Реализация таких подходов должна соответствовать задачам российской экономики, отечественной системе ценностей и приоритетов [31].
Ряд специалистов отмечают, что «формируется новая «зеленая техноэкономическая парадигма», которая может открыть новые и более устойчивые траектории развития» [32]. В рамках данной парадигмы происходят изменения в структуре потребления, нормативно-правовой базе, технологических возможностях, финансировании устойчивого развития, осуществляется переток производственных ресурсов из отраслей с высоким уровнем выбросов (переживающих закат) в отрасли с более низким уровнем выбросов (находящиеся на подъеме) [32].
В настоящем исследовании низкоуглеродное развитие и ESG-трансформация рассматриваются совместно. Под низкоуглеродным развитием будем понимать такое социально-эколого-экономическое развитие, при котором снижается углеродоемкость и повышается энергетическая эффективность процессов производства и потребления. ESG-трансформация связывается с внимательным отношением к окружающей среде, высокой социальной ответственностью, связанной с обеспечением безопасности населения, защитой от экологических угроз и рисков, а также высоким качеством управления социально-экономическим развитием.
Заключение
В ходе исследования была дополнена периодизация устойчивого развития, в которой, в отличие от других исследований, выделены три этапа развития концепции: этап формирования, институциональный, функциональный, что позволяет перевести проблемы изменения климата в практическую плоскость, сориентировать инвестора на ESG-повестку, повысить социальную ответственность на различных уровнях хозяйствования. На функциональном этапе следование принципам устойчивого развития в Российской Федерации продолжается с учетом ESG-факторов, что отражается в инициативах взаимодействия региональных властей и бизнеса: использовании «зеленых» финансовых инструментов, организации выпуска региональных «зеленых» облигаций, включении ESG-принципов в региональные стратегии развития, выпуске отчетов и обзоров о внедрении устойчивых практик, поддержке и осуществлении «зеленых» проектов. Как видно из приведенных выше примеров, следование принципам устойчивого развития в Российской Федерации с учетом ESG-факторов продолжается и позволит улучшить экологическую ситуацию, обеспечить достойное качество и уровень жизни населения, повысить энергоэффективность работы предприятий.
Об авторах
Наталья Леонидовна Никулина
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: nikulinanl@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6882-3172
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Лаборатории моделирования пространственного развития территорий
Россия, г. ЕкатеринбургСписок литературы
- The limits to growth: a report for the Club of Rome’s Project on the predicament of mankind / D.H. Meadows, D.L. Meadows, J. Randers, W. Behrens III. – New York: Universe Books, 1972. – 205 p.
- Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/ brundtland.pdf (дата обращения 30.07.2023).
- Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3−14 июня 1992 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения 30.07.2023).
- Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Принят 11.12.1997. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения 18.07.2023).
- Paris agreement. United Nations, 2015. https://unfccc.int/files/essential_background/convention/application/pdf/ english_paris_agreement.pdf (дата обращения 30.07.2023).
- Regulation (EU) 2020/852 of the European Parliament and of the Council of 18 June 2020 on the establishment of a framework to facilitate sustainable investment, and amending Regulation (EU) 2019/2088 (Text with EEA relevance). Document 32020R0852. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri= CELEX:32020R0852 (дата обращения 30.07.2023).
- «Зеленая» сделка (The European Green Deal). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri= CELEX:52019DC0640 (дата обращения 30.07.2023).
- Proposal for a regulation of the European Parliament and of the Council establishing a carbon border adjustment mechanism. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:52021PC0564 (дата обращения 30.07.2023).
- Об ограничении выбросов парниковых газов: федер. закон № 296-ФЗ от 02.07.2021. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388992/ (дата обращения 20.08.2023).
- Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р. URL: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения 20.08.2023).
- Климатическая доктрина Российской Федерации. Утв. указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2023 г. № 812. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49910 (дата обращения 07.09.2023).
- ESG-банкинг в России. URL: https://asros.ru/upload/iblock/387/ihth197wie0u20lxdxki74di4vbj3ylm/ ESG_banking-v-Rossii_web_rus.pdf (дата обращения 15.07.2023).
- Who cares wins. – Swiss Federal Department of Foreign Affairs, United Nations, 2004. – 58 p. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/en/280911488968799581/pdf/113237-WP-WhoCaresWins-2004.pdf (дата обращения 15.08.2023).
- What are the Principles for Responsible Investment? URL: https://www.unpri.org/about-us/what-are-the-principles-for-responsible-investment (дата обращения 25.09.2023).
- Директива по нефинансовой отчетности. 2014. URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/?uri= CELEX:32014L0095&from=EN (дата обращения 20.09.2023).
- Постановление о раскрытии информации об устойчивом финансировании. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32019R2088 (дата обращения 30.07.2023).
- Халбашкеев А. Климатическая повестка: пациент скорее жив? // Нефтегазовая промышленность. – 2022. – № 2 (2). – С. 20−24.
- Шульга Ю. Устойчивое развитие: что это такое и в чем его значимость. URL: https://www.forbes.ru/ obshchestvo/425081-ustoychivoe-razvitie-chto-eto-takoe-i-v-chem-ego-znachimost (дата обращения 15.07.2023).
- Спартак А.Н., Кравченко Ю.Б. Ключевые мирохозяйственные тренды в текущем десятилетии // Российский внешнеэкономический вестник. – 2021. – № 12. – С. 7−26. doi: 10.24412/2072-8042-2021-12-7-26.
- Пасенов А.Н. Концепция устойчивого развития: историко-правовые аспекты // Научные ведомости. Серия «Философия. Социология. Право». – 2017. – № 10 (259). – Вып. 40. – С. 156−160.
- Миргасимов Д.Р. Новые подходы к проблеме устойчивого развития // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 5. – С. 77−82.
- Калмацкий М. Мода на «зеленый» // Устойчивое развитие. Приложение к «Российской газете». URL: https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/2022/10/18/6de92023b0123f0c1279e7e4f33a2e22_078.pdf (дата обращения 20.09.2023).
- ESG-повестка в регионах: есть ли перспективы // А. Фегецин, Е. Пастухова, Н. Комкова, И. Шампуров. URL: https://plus-one.ru/ecology/2022/10/25/esg-povestka-v-regionah-est-li-perspektivy (дата обращения 20.09.2023).
- Нижегородская область создаст клуб ESG-регионов. URL: https://www.niann.ru/?id=582371 (дата обращения 20.09.2023).
- ESG и зеленые финансы России 2018−2022: доклад. URL: https://esg-consulting.ru/wp-content/uploads/2022/03/infragreen_green_finance_esg_in_russia_2018-2022.pdf (дата обращения 20.08.2023).
- Важно «не быть пластиковыми». Что такое ESG-развитие и как с ним обстоят дела в России // Капитал страны. URL: https://kapital-rus.ru/articles/article/vajno_ne_byt_plastikovymi_chto_takoe_esgrazvitie_i_kak_s_ nim_obstoyat_dela_/ (дата обращения 20.08.2023).
- РЭО, «Северсталь» и власти Вологодской области договорились сотрудничать по экопроектам. URL: https://tass.ru/ekonomika/14730173 (дата обращения 20.09.2023).
- ESG-рэнкинг субъектов РФ, 2021. URL: https://raex-rr.com/ESG/ESG_regions/ESG_rating_regions/2021/ (дата обращения 07.12.2023).
- Бик С. ESG в России: быть или не быть. URL: https://journal.ecostandardgroup.ru/eco/kolumnisty-ecostandard-journal/esg-povestka-v-rossii-glavnye-itogi-2022-godaa/ (дата обращения 20.08.2023).
- Сохранить устойчивость. Перспективы ESG-повестки в России. URL: https://www.ecoindustry.ru/i/news/59688/retain_sustainability_russia_2022.pdf (дата обращения 20.08.2023).
- ESG – глобальный механизм влияния на бизнес // Журнал ПЛАС. URL: https://plusworld.ru/journal/2022/plus-2-2022/esg-globalnyj-mehanizm-vliyaniya-na-biznes/ (дата обращения 21.08.2023).
- Переход к низкоуглеродной экономике и его непростые последствия для структурных преобразований. Доклад о наименее развитых странах, 2022 год. https://unctad.org/system/files/official-document/ldc2022overview_ru.pdf (дата обращения 21.08.2023).
Дополнительные файлы
