На Урале создавалось «сердце» БелАЗа
- Авторы: Запарий В.В.1, Зайцева Е.В.1, Барковский Е.Р.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
- Выпуск: Том 7, № 2 (2025)
- Страницы: 61-71
- Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4654/article/view/311357
- DOI: https://doi.org/10.33693/2658-4654-2025-7-2-61-71
- EDN: https://elibrary.ru/IHPZBQ
- ID: 311357
Цитировать
Аннотация
Статья повествует о значимой странице истории Уральского турбомоторного завода, посвященной его участию в создании легендарных БелАЗов. На основе привлечения архивных документов и материалов многотиражных газет исследование раскрывает историю разработки и внедрения уральских двигателей в конструкции белорусского большегруза, а также большой работы коллективов обоих заводов по улучшению их эксплуатационной эффективности. В фокусе внимания также роль партийных и общественных организаций в реализации комплекса организационно-технических мероприятий, способствовавших созданию конкурентоспособного дизельного двигателя. Данный опыт являет собой яркий пример межрегионального экономического взаимодействия в эпоху позднего СССР. Цель статьи заключается в анализе истории сотрудничества Уральского турбомоторного завода и Белорусского автомобильного завода в советский период, с акцентом на разработке и модернизации дизельных двигателей, предназначенных для карьерных самосвалов. В методологическом арсенале исследования работе использован исторический метод, включающий в себя анализ архивных источников и публикаций в прессе (в заводской газете). Проводится сравнительный анализ технических характеристик уральских дизелей с зарубежными аналогами, а также выявляются проблемные аспекты, возникавшие в процессе их производства и эксплуатации. Выводы: Статья демонстрирует сложный, многоэтапный процесс создания и внедрения инновационных дизельных двигателей для БелАЗов, что позволяет по-новому взглянуть на историю советского машиностроения.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Владимир Васильевич Запарий
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: v.v.zaparij@urfu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3326-4796
SPIN-код: 6846-5577
Scopus Author ID: 57211589146
ResearcherId: AAD-7911-2019
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России, Заслуженный работник Высшей школы РФ, действительный член Международной академии наук о природе и обществе, Военно-исторической Академии России, Академии инженерных наук, член Союза журналистов России
Россия, г. ЕкатеринбургЕкатерина Васильевна Зайцева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
Email: e.v.zaitceva@urfu.ru
ORCID iD: 0000-0003-2112-3029
SPIN-код: 8618-6729
Scopus Author ID: 57220778399
ResearcherId: AAD-7875-2019
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления
Россия, г. ЕкатеринбургЕвгений Радикович Барковский
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)
Email: kivikoff@gmail.com
ORCID iD: 0009-0001-0799-7902
ассистент кафедры Теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления
Россия, г. ЕкатеринбургСписок литературы
- Белорусский автомобильный завод. 1948–2008. /авт.-сост. Т.Б. Сахарчук [и др.]; под общ. ред. П.Л. Мариева. Минск: Тэхналогiя, 2008. 448 с.: ил.
- BELAZ GLOBAL 2024. №1. С. 25.
Дополнительные файлы
