Результаты реформ в области подготовки кадров высшей квалификации в конце ХХ- начале XXI века: научные кадры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье изучены тенденции воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в динамике за последние 25 лет, провести анализ структуры, численности и динамики научных кадров. В качестве методологических принципов теоретико-эмпирического исследования выступали институциональный анализ системы подготовки кадров высшей квалификации, ресурсный подход в оценке кадрового потенциала кадров высшей квалификации, аспирантов и докторантов, сравнительный подход позволил провести анализ динамики изменений численностей, гендерных, возрастных характеристик исследователей, докторантов и аспирантов за последние десятилетия. В исследовании применялись такие методы, как анализ и систематизация статистических данных, метод периодизации, анализ теоретических источников, вторичный анализ социологических данных. Результаты: в статье проведен анализ становления и развития системы подготовки научных и научно-педагогических кадров для науки и высшей школы России на современном этапе и дана ее авторская периодизация. Изучен кадровый потенциал, половозрастные характеристики контингента докторантуры и аспирантуры. Выявлены тенденции по сокращению числа организаций, ведущих подготовку научных и научно-педагогических кадров, снижение численности аспирантов и докторантов, исследователей. Сделаны выводы о том, что в современных условиях усиливается противоречие между государственными требованиями к уровню научного потенциала организаций, обучающих аспирантов и докторантов, и реальными возможностями аспирантур и докторантур по обеспечению данных требований, налицо кризис в системе подготовки кадров высшей квалификации. Представленные результаты позволяют оценить процесс подготовки кадров высшей квалификации, эффективность деятельности института аспирантуры и докторантуры, а также качественно-количественные характеристики научных кадров России. Это позволит в дальнейшем учесть стратегические просчеты при разработке государственной образовательной политики и направить процесс подготовки кадров высшей квалификации в соответствии с требованиями и необходимостью в высококвалифицированных специалистах современной промышленности и науки.

Об авторах

Екатерина Васильевна Зайцева

Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

Email: e.v.zaitceva@urfu.ru
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления Екатеринбург, Российская Федерация

Владимир Васильевич Запарий

Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина

Email: v.v.zaparij@urfu.ru
доктор исторических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры истории России Екатеринбург, Российская Федерация

Гарри Гаврушевич Асрян

Военный университет им. В. Саргсяна МО РА

Email: asryan.garri@mail.ru
кандидат военных наук, доцент, начальник отдела науки и качества образования Ереван, Армения

Список литературы

  1. Аллахвердян А. Г. Динамика научных кадров в советской и российской науке: сравнительно-историческое исследование. Kogito-t s entr, 2014. 264 с.
  2. Андреев В. В. Гибадулин Г., Проданов Р. Я., Жданов Р. И. Институт перспективных исследований-новая форма подготовки педагогических кадров высшей квалификации в России // Интеграция образования. 2017. Т. 21. №. 4 (89). С.623-635. doi: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.623-636
  3. Андрияко Ю. В., Андрияко Т. Ю. Конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения как организационно-педагогическая проблема // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. №. 1. С. 34-37.
  4. Бабич Л. В. Системный подход в подготовке научных кадров высшей квалификации-важнейшее направление государственной политики в области развития человеческого капитала //Alma mater (Вестник высшей школы). 2019.№. 4. С. 22-30.
  5. Ваганян Г. А. Наука Армении и России без науки управления // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. №. 2-1. С.470-475.
  6. Гапонюк П. Н. Формирование человеческого капитала как проблема обеспечения качества образования в условиях модернизации // Педагогика. 2011. №. 5. С. 22-26.
  7. Глазунова И. В., Ширкин А. А. Организация подготовки научных кадров в докторантуре: проблемы сегодняшнего дня // Вестник Московского университета МВД России. 2018. 5. C.184-189.
  8. Воронина Л. И., Зайцева Е. В. Государственное управление системой оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава российских вузов //Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2016. №. 4 (36). С. 94-106.
  9. Жукова Г. С., Гапоненко А. В. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. №. 2. С. 4-12.
  10. Зайцева Е. В. Запарий В. В., Коробейникова А. П., Бусыгина И. С. Кадровый потенциал современного вуза. Екатеринбург. 2014. 466 c.
  11. Караваева Е. В., Маландин В. В., Пилипенко С. А., Телешова И. Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. №. 8-9. С. 5-15.
  12. Краковская И. Н. Инвестиции в человеческий капитал инновационного вуза: системный подход к управлению // Креативная экономика. 2011. №. 2. C. 52-61.
  13. Куракова Н. Г., Цветкова Л. А., Ерёмченко О. А. Анализ применимости наукометрических показателей в качестве критериев для оптимизации сети диссертационных советов в Российской Федерации. 2013. 60 с.
  14. Матушкин Н., Гитман М., Столбов В., Гитман Е. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы // Высшее образование в России. 2007. №. 1. С.119-127.
  15. Неборский Е.В. Социокультурная матрица высшего образования: проблема воспроизводства человеческого капитала // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. №4. C. 51-54.
  16. Осипов Г. В., Савинков В. И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: статистический и социологический анализ // Москва: Центр социологических исследований. 2014. C. 66-67.
  17. Пахомов С. И., Гуртов В. А., Щёголева Л. В. Диссертационный совет как зеркало российской науки // Вестник Российской академии наук. 2013. Т. 83. №. 12. С. 1092-1092.
  18. Соколова И. Ю., Иванова Т. В. Мониторинг качества подготовки педагогов-исследователей в системе аспирантура-докторантура // Фундаментальные исследования. 2014. Т. 4. №. 11. С. 924-928.
  19. Строкова Т. А. Подготовка аспирантов к исследовательской деятельности: из опыта работы научно-педагогической школы // Образование и наука. 2018. Т. 20. №. 10. С. 9-30. doi: 10.17853/1994-5639-2018-10-9-30
  20. Юдина Т.А. Педагогический смысл теории человеческого капитал. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, № 11-1, 2010, c. 336-339.
  21. Blair R. A., Caton, J. B., Hamnvik, O.-P. R. A flipped classroom in graduate medical education // Clinical Teacher. 2020. 17 (2). P. 195-199. doi: 10.1111/tct.13091
  22. Catterall J. Catterall J., Ross P., Aitchison, C., Burgin S. Pedagogical approaches that facilitate writing in postgraduate research candidature in science and technology // Journal of University Teaching & Learning Practice. 2011. Т. 8. №. 2. P. 1-10.
  23. Coneyworth L., Jessop R., Maden P., White G. The overlooked cohort? - Improving the taught postgraduate student experience in higher education // Innovations in Education and Teaching International. 2020. 57 (3), P. 262-273. doi: 10.1080/14703297.2019.1617184
  24. DeWitt D., Koh E. H. Y. Promoting knowledge management processes through an interactive virtual wall in a postgraduate business finance course // Journal of Education for Business. 2020. 95 (4), P. 255-262. doi: 10.1080/08832323.2019.1635977
  25. Gagger A., Haile, G. Does class size matter in postgraduate education? // Manchester School, 2020. 88 (3), pp. 489-505. doi: 10.1111/manc.12305
  26. Giousmpasoglou C., Marinakou E. The future is here: M-learning in higher education // Proceedings - 2013 4th International Conference on e-Learning Best Practices in Management, Design and Development of e-Courses: Standards of Excellence and Creativity, ECONF. 2013. P. 417-420. doi: 10.1109/ECONF.2013.35
  27. Kite J., Schlub T. E., Zhang Y., Choi S., Craske S., Dickson M. Exploring lecturer and student perceptions and use of a learning management system in a postgraduate public health environment // E-Learning and Digital Media. 2020. 17 (3), pp. 183-198. doi: 10.1177/2042753020909217
  28. Liu D., Morgan W. J. Why do students enrol for postgraduate education in China? The influence of gender and of family habitus. Gender and Education. 2020. 32 (2), P. 177-193. doi: 10.1080/09540253.2018.1447092
  29. McWilliam E., Palmer P. Teaching Tech (no) bodies: Open Learning and Postgraduate Pedagogy // Australian Universities' Review. - 1995. Т. 38. №. 2. P. 32-34.
  30. Musch K. L. E., Schreck T. E., Casper, K. A., Rodis, J. L. Characteristics of postgraduate year 2 ambulatory care pharmacy residency programs in the United States // American journal of health-system pharmacy: AJHP: official journal of the American Society of Health-System Pharmacists. 2020. 77(2), P. 34-40. doi: 10.1093/ajhp/zxaa073
  31. Nor Aziati A. H., Nor Hazana A., Ping T. Y. Knowledge transfer of university-industry partnership in Malaysian Technical University: Preliminary findings // ISTMET 2014 - 1st International Symposium on Technology Management and Emerging Technologies, Proceedings, 2014. P. 205-211. doi: 10.1109/ISTMET.2014.6936507
  32. Preece, S. Postgraduate students as plurilingual social actors in UK higher education // Language, Culture and Curriculum, 2020. 33 (2), P. 126-141. doi: 10.1080/07908318.2019.1676767
  33. Ribes-Giner, G., Rillo, A. P., Clemente, I. M. Co-creation innovation model for masters programs in the universities // Innovation and Teaching Technologies: New Directions in Research, Practice and Policy, 2014. P. 117-125. doi: 10.1007/978-3-319-04825-3_12
  34. Seligman A. I. Is Graduate school really for you?: The whos, whats, hows, and whys of pursuing a master's or Ph.D. // Is Graduate School Really for You?: The Whos, Whats, Hows, and Whys of Pursuing a Master's or Ph.D. 2012. P. 1-161.
  35. Symaniuk E. E., Pecherkina A. A. A study on the components of teacher's Professional Competenc // The new education review. 2016. 44, 2. P. 198-210.
  36. Wang T., Li L.Y. Understanding international postgraduate research students’ challenges and pedagogical needs in thesis writing // International Journal of pedagogies and Learning. 2008. Т. 4. №. 3. P. 88-96.
  37. Zaitseva E., Bannykh G., Kostina S. Prospects of development of innovation clusters. A case of Russia // 7th International Conference on Innovation Management, Entrepreneurship and Sustainability (IMES). Oeconomica Publishing house, University of Economics, 2019. P. 1040-1051.
  38. Zapariy V., Zaitseva E., Ludinin I. Institutional-sociological analysis of scientific and scientific-pedagogical personnel regeneration // 12th International Days of Statistics and Economics. Melandrium. 2018. P. 2014-2023.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».