Increasing the Flow Capacity of Hoses with Electrical-Heater Coils to Supply Thickened Preservatives for Spraying

Capa


Citar

Texto integral

Resumo

Introduction. Anticorrosion protection of agricultural machinery working elements is provided through using pneumatic application of thickened preservatives with heating. For this purpose, a wire coil is inserted inside the preservative-supply hose and connected to a current source. It is known that the wire thickness and the coil pitch affect the hydraulic resistance to fluid flow. However, it has not been established how the diameter of the coil insert and its heating affect the flow capacity of the flexible hose channel. 
Materials and Methods. It is proposed to investigate two electrical-eater coils of the same length, but of different diameter, made of steel welding wire pieces of equal length. There was developed a stand to study the influence of the inserted coil parameters on the hose hydraulic resistance. The stand was used to determine pressure losses in hoses with coils and in smooth hoses when used engine oil and thickened preservative flow through them. At the same time, its flow capacity increases one and a half times with less energy consumption (2.4 times) than when heating the preservative in the central part of the hose. Under laminar flow mode, the pressure loss in the hose is 2 times lower when the coil is equal to 0.85 of the hose channel diameter than when the coil is equal to 0.67 of the channel diameter.
Discussion and Conclusion. The research found the rational way of placing the electrical coil near the heated hose channel wall. At low air temperature, the reduction of the thickened preservative viscosity by heating in the hose helps to decrease the pressure loss up to 50% and increase its flow capacity by 1.4‒2.0 times. The use of a electrical-heater coil in the hose with thickened preservative will minimize energy consumption when preserving equipment on open storage sites.

Texto integral

Введение

Рабочие органы плугов, культиваторов, дисковых борон, сеялок и другой сельскохозяйственной техники при постановке в межсезонный период на длительное хранение необходимо покрывать консервационным материалом для защиты от коррозии. Под открытым небом защитная способность покрытий из отработанных моторных масел составляет 25–42 % [1; 2]. Введение в отработанные масла 12–15 % загущающих присадок повышает их атмосферостойкость и защитную способность до 97 % [3; 4]. При этом потери металла с поверхности рабочих органов снижаются в 20–25 раз [5]. 

Вязкость консерванта, содержащего отработанное масло и загущающую присадку, с понижением температуры значительно возрастает [6; 7]. В распылительном оборудовании из-за увеличения гидравлического сопротивления шланга уменьшаются его пропускная способность, расход и, как следствие, производительность нанесения вязкого консерванта. Разбавление консерванта бензином или дизельным топливом для понижения вязкости отрицательно влияет на защитные свойства наносимых покрытий, снижая срок защиты [8].

Чтобы обеспечить достаточную производительность нанесения вязкого консерванта в прохладную погоду осеннего сезона, шланг подачи целесообразно выполнить обогреваемым для его разжижения в процессе нагнетания из бака в пистолет-распылитель. Для этого внутрь шланга вводят нагревательную спиральную вставку и подключают ее к источнику тока [9; 10].

Цель исследования – повышение пропускной способности гибкого шланга с электронагревательной спиралью за счет определения ее геометрических параметров, минимизирующих гидравлическое сопротивление течению загущенного консерванта и сокращающих затраты энергии на нагрев материала в шланге.

Обзор литературы

Максимальный уровень расхода консервантов, наносимых пневматическими пистолетами-распылителями, зависит от конструкционного исполнения распылительной головки и составляет порядка 6–10 г/с [11; 12]. Дисперсность распыления консерванта влияет на сплошность, равномерность и защитные свойства нанесенного покрытия. Она зависит как от давления распыливающего воздуха, так и от вязкости наносимого консерванта. В работе А. М. Губашевой указан допустимый предел условной вязкости консерванта, равный 73 секундам по вискозиметру ВЗ-41. При этой вязкости допускается распыление консерванта с получением покрытия удовлетворительного качества. В ГОСТе приведена номограмма зависимости времени истечения (с) краски от ее кинематической вязкости (мм2/с)2. В соответствии с этой номограммой времени истечения 73 с по ВЗ-4 нужна кинематическая вязкость краски, равная 300 мм2/с.

Если при нанесении в условиях пониженной температуры вязкость краски или консерванта превысит величину верхнего предела вязкости, то в работу необходимо включить нагревательную спираль в шланге. Нагрев консерванта в шланге обеспечит его разжижение и повысит расход, что позволит достаточно производительно и качественно наносить защитные покрытия при осенней консервации сельскохозяйственной техники.

Однако нагревательная спиральная вставка, находящаяся внутри шланга, уменьшает его проходное сечение, искажает структуру потока консерванта, влияет на гидравлическое сопротивление и пропускную способность шланга. Это подтверждают сравнительные гидравлические исследования гладких и гофрированных металлорукавов диаметром 8–25 мм, показавшие почти двухкратный рост потерь давления в гофрированных металлорукавах3. В опытах с трубой диаметром 12 мм, оснащенной спиральной вставкой шагом 50 мм и толщиной 0,85 мм, выявлено уменьшение расхода жидкости на треть по сравнению с гладкой трубой [13]. В другой работе приведены результаты экспериментального исследования коэффициента гидравлического сопротивления при течении теплоносителя в трубах со спиралями из проволоки разного шага [14]. При размещении спиральных вставок в гладких трубах отмечается увеличение коэффициента гидравлического сопротивления от 5 до 40 % в ламинарной области течения теплоносителя. После введения в поток теплоносителя микропузырьков газа установлено вращение потока в пристенном слое при числе Re < 500 [15]. Эти вращение и уменьшение гидравлического радиуса явились причинами роста коэффициента гидравлического сопротивления труб со спиральными вставками.

Ю. Г. Назмеев и И. А. Конахина исследовали пропускную способность труб с однозаходной винтовой накаткой в ламинарной области течения теплоносителя и установили факт прироста коэффициента гидравлического сопротивления от 30 до 200 % по отношению к коэффициенту гидравлического сопротивления гладкой трубы [16]. При этом максимальное увеличение гидравлического сопротивления характерно для трубы с минимальным шагом винтовой накатки и максимальной высотой выступа.

В другой работе представлена зависимость для определения коэффициента гидравлического сопротивления при течении воды в трубах с проволочными вставками:

f=62,094 Re 0,449 d T s 0,818 e Π d T 0,406 , (1)

где dт – диаметр трубы, мм; s – шаг спирали, мм; eп – толщина проволоки, мм [17].

Зависимость (1) указывает на рост гидравлического сопротивления трубы при увеличении толщины проволоки eп и уменьшении шага спирали s проволочной вставки. Эта зависимость соответствует результатам исследований труб с винтовой нарезкой различной геометрической формы [18; 19].

Следует отметить, что в рассмотренных работах изучалось сопротивление течению маловязких теплоносителей при размещении проволочных спиралей вплотную к стенке жесткой трубы. Анализ показал, что практически не исследована связь пропускной способности гибкого шланга с диаметром спиральной вставки и ее смещением относительно оси шланга, с вязкостью протекающего консерванта и его нагревом.

Материалы и методы

Экспериментальные гидравлические исследования проводили на трех шлангах типоразмера МБС12х20-1,6 МПа. Длина каждого шланга Lш = 10 м, внутренний диаметр dш = 12 мм. Две электронагревательные спирали выполнены из стальной сварочной проволоки СВ-08Г2С диаметром dп = 1,2 мм и удельным электрическим сопротивлением 0,306 Ом/м (20 °С). Отрезки проволоки, используемые для изготовления спиралей, имели одинаковую длину Lп = 17,0 м и электрическое сопротивление 5,2 Ом, что соответствовало нагрузке Nс = 250 Вт при питании от понижающего трансформатора с напряжением 36 В.

Обе нагревательные спирали, обозначенные как А и Б, изготовлены длиной по 10 м, соответствующей размеру шланга. Они различались диаметром d и шагом s спирали (рис. 1). При размещении в гибком шланге стальные спирали соприкасались с его поверхностью. Минимальное расстояние от витков спирали до оси шланга b = ddп – 0,5dш.

 

 
 
Рис. 1. Электронагревательная спираль в шланге

Fig. 1. Electrical-heater coil in the hose
 

Геометрические параметры спирали А: диаметр dа = 8,0 мм; шаг sа = 15,6 мм; расстояние bа = 0,8 мм; отношение к диаметру канала шланга dа / dш = 0,67. Геометрические параметры спирали Б: диаметр dб = 10,2 мм; шаг sб = 19,8 мм; расстояние bб = 3,0 мм; отношение к диаметру канала шланга dб / dш = 0,85.

Один шланг оснастили спиралью А (шланг А), второй – спиралью Б (шланг Б), третий не имел спирали (гладкий шланг). Влияние параметров спирали на гидравлическое сопротивление шланга было исследовано на пневмо-гидравлическом стенде (рис. 2).

 

 
 
Рис. 2. Схема стенда для исследования гидравлического сопротивления шланга: 1 – компрессор; 2 – ресивер;
3 – регулятор давления; 4 – манометр пневматический; 5 – бак; 6 – консервант; 7 – кран; 8, 11 – манометр жидкостный;
9 – шланг; 10 – исследуемая спираль; 12 – весы; 13 – емкость; 14 – пистолет-распылитель

Fig. 2. Scheme of the stand for the study of the hydraulic resistance of the hose: 1 – compressor; 2 – receiver;
3 – pressure regulator; 4 – pneumatic pressure gauge; 5 – tank; 6 – preservative; 7 – crane; 8, 11 – liquid manometer;
9 – hose; 10 – investigated cooil; 12 – scales; 13 – capacity; 14 – spray gun
 
 

В горизонтальной плоскости размещали шланг 9 и подсоединенные к нему лабораторные манометры 8 и 11. Консервант 6 заливали в бак 5, сжатый воздух подавали от ресивера 2 работающего компрессора 1. Давление воздуха в баке 5 устанавливали посредством регулятора давления 3 и манометра 4. Под напором воздуха консервант 6 из бака 5 протекал по шлангу 9 и через сопло пистолета-распылителя 14 сливался в приемную емкость 13. Повышая давление воздуха, увеличивали давление выдачи р и расход консерванта.

Давление р1 консерванта на входе в шланг и давление р2 на выходе из него измеряли соответственно манометрами 8 и 11 с точностью 0,5 кПа, время t истечения – секундомером. Слитый в приемную емкость консервант взвешивали на электронных весах 12 для определения его массы m в граммах. Массовый расход консерванта q = m / t. Потери давления в шланге ∆p = p1p2.

Исследовали потери давления в шлангах при течении ньютоновской (отработанного моторного масла) и неньютоновской жидкости (загущенного консерванта). Загущенный консервант получали нагревом и смешиванием масла моторного отработанного с 10 % кубовых аминов, содержащих алифатические амины (ингибитор коррозии) и парафины (загуститель масла). Гидравлические исследования шлангов проводили в два этапа.

На первом этапе опыты выполняли при температуре 20 °С, исследовали потери давления в шлангах с холодными спиралями и в гладком шланге. Выявляли спираль, оказывающую меньшее гидравлическое сопротивление течению отработанного масла и загущенного консерванта. Кинематическую вязкость исследуемых жидкостей измеряли посредством вискозиметра Smart L. При 20 °С кинематическая вязкость отработанного масла νм = 122 мм2/с. Для загущенного консерванта определяли эффективную кинематическую вязкость, зависимость которой от температуры показана на рисунке 3. При 20 °С эффективная кинематическая вязкость загущенного консерванта νк = 236 мм2/с.

 

 
 
Рис. 3. Зависимость эффективной кинематической вязкости загущенного
консерванта νк от температуры Т (вискозиметр Smart L, шаг 4 с)

Fig. 3. Dependence of the effective kinematic viscosity of the thickened
preservative νк from temperature T (Smart L viscometer, step 4 s)
 

На втором этапе опыты проводили при температуре 12 °С с загущенным консервантом, эффективная кинематическая вязкость которого 725 мм2/с значительно превышала допустимый предел вязкости по распылению 300 мм2/с. Исследовали потери давления в шланге со спиралью, имеющей меньшее гидравлическое сопротивление. Шланг заполняли загущенным консервантом, выдерживали 1,5 ч для выравнивания температур консерванта и воздуха.  Включали нагрев спирали в шланге и спустя 0,2 ч подавали сжатый воздух в бак. Выпуская консервант из бака сквозь обогреваемый шланг, определяли потери давления. При этой же температуре исследовали потери давления холодного консерванта в гладком шланге.

Во время опытов для различных значений массового расхода исследуемых жидкостей q определяли значения потерь давления в гладком шланге ∆pо, в шланге А ∆pа, в шланге Б ∆pб. Рассчитывали изменение потерь давления ∂p (%) в шланге со спиралью по отношению к потерям давления в гладком шланге:

  p= ΔpΔ p o Δ p o 100%.           (2)

Результаты исследования

Электронагревательная спиральная вставка может быть выполнена малым диаметром для нагрева консерванта в центральной части потока или большим диаметром для нагрева консерванта в пристенной области. Разрабатывая обогреваемый шланг для консервационного оборудования, важно из двух вариантов попутного нагрева консерванта выбрать тот, который при минимуме энергозатрат обеспечит необходимую пропускную способность шланга. При подаче напряжения на спираль в первую очередь будет нагреваться и разжижаться слой консерванта, соприкасающийся с ним. Слой консерванта, удаленный от спирали, останется холодным и вязким. Поэтому движущийся по обогреваемому шлангу поток консерванта может иметь разную температуру в слоях поперечного сечения и его допустимо считать двухслойным.

Рассмотрим схему движения двухслойного потока консерванта сквозь шланг, в которой не учитывается деформация шланга, гидравлическое сопротивление нагревательной спирали и потери тепла в атмосферу. Примем, что загущенный консервант относится к ньютоновской жидкости, его движение сквозь шланг является ламинарным и равномерным, при котором действует параболический закон распределения скоростей. На рисунке 4 приведен профиль скоростей потока и обозначены следующие показатели: umax – осевая скорость потока; hс – динамическая вязкость консерванта в пристенной области; ηц – динамическая вязкость консерванта в центральной части; r – радиус центральной части потока; R – радиус проходного канала в шланге.

 

 
 
Рис. 4. Профиль скоростей и распределение вязкости двухслойного потока консерванта в сечении

Fig. 4. Velocity profile and viscosity distribution of the two-layer flow of the preservative in the section
 
 

Пропускная способность шланга характеризуется расходом консерванта и зависит от давления выдачи. ГОСТ 24856-2014 определяет пропускную способность трубопроводной арматуры как величину4, численно равную расходу рабочей среды, протекающей через арматуру при перепаде давлений 1 кгс/см2.

Для течения сквозь шланг двухслойного потока консерванта, без учета гидравлического сопротивления спирали, в одной из наших работ определены потери давления

Δp=8QLШηЦηСπR4ηЦr4ηЦηС ,     (3)

где Q – объемный расход консерванта, м3/с; ∆p – потери давления в шланге, Па; R и Lш – радиус и длина канала в шланге, м; r – радиус центральной части потока, м; ηц и ηс – динамическая вязкость слоев консерванта в центральной части и в пристенной области, Па∙с.

С одной стороны, потери давления ∆p в шланге напрямую зависят от расхода Q консерванта, а с другой – на расход консерванта влияют потери давления5. Для дальнейшего анализа течения двухслойного потока, по примеру ГОСТа6, из формулы (3) определим пропускную способность шланга как отношение расхода Q консерванта к потерям давления ∆p:

K=QΔp=πR4ηЦr4ηЦηС8LШηПηС ,  (4)

где K – пропускная способность шланга, м3/(Па∙с).

Обозначим коэффициентом разделения потока в шланге κ отношение радиуса центральной части потока к радиусу канала (κ = r / R), а коэффициентом понижения вязкости μ – отношение вязкостей разогретого ηр и холодного η слоев консерванта:

μ= η p η .                     (5)

В рамках рассматриваемой схемы потока значения указанных коэффициентов изменяются в интервалах 1,0 ≥ κ ≥ 0; 1,0 ≥ μ ≥ 0.

В случае движения сквозь шланг холодного консерванта, когда вязкость одинакова по всему сечению шланга (ηцηс = η), пропускную способность (ПС) шланга Kх определим из уравнения (4):

KХ=πR48LШη .                   (6)

Рассмотрим первый способ нагрева, при котором в шланге греется и разжижается пристенный слой консерванта толщиной Rr. Вязкость разогретого консерванта в пристенном слое ηсηр = ημ, а холодного консерванта в центральной части потока ηц = η.

Из уравнения (4) найдем ПС шланга Kс при течении консерванта с разогретым пристенным слоем:

KС=πR4μ1κ4μ118LШη .       (7)

Из выражений (7) и (6) определим уровень роста ПС шланга Kс / Kх при течении потока консерванта с разогревом пристенного слоя:

K c K x = μ 1 κ 4 μ 1 1 .       (8)

Рассмотрим второй способ нагрева, при котором греется и разжижается центральная часть потока. Вязкость разогретого консерванта в центральной части ηс = ηр = ημ, а холодного в пристенном слое ηс = η. Из уравнения (4) найдем ПС шланга Kц при течении консерванта с разогретой центральной частью:

KЦ=πR41+κ4μ118LШη .        (9)

Уровень роста ПС шланга Kц / Kх при течении потока консерванта с разогревом центральной части находим из выражений (9) и (6):

KЦKХ=1+κ4μ11 .            (10)

Если за счет разогрева вязкость консерванта снизится в 2 раза (коэффициент понижения вязкости μ = 0,5), то графики, отображающие зависимости (8) и (10), будут иметь вид, показанный на рисунке 5.  

 

 
 
Рис. 5. Уровень роста ПС шланга K / Kх при течении консерванта двухслойным потоком в зависимости от коэффициента разделения κ: 1 – с нагретым пристенным слоем; 2 – с нагретой центральной частью

Fig. 5. Level of growth the throughput of the hose K / Kх during the flow of the preservative in a two-layer,
depending on the separation factor κ: 1 – with a heated wall layer; 2 – with a heated central part
 
 

Графики 1 и 2 симметричны относительно ординаты, проходящей через точку их пересечения K / Kх = 1,5. Определим эквивалентный коэффициент κэ разделения двухслойного потока, при котором значения ПС шланга будут равными (Kц = Kс) в обоих вариантах разогрева консерванта. Для этого приравняем выражения (8) и (10), а после разделения переменных получим

κЭ4=0,5 ,κЭ=rЭ/R=0,84, 

где rэ – эквивалентный радиус потока, м.

Расчеты показывают, что при разделении двухслойного потока по эквивалентному радиусу (rэ = 0,84R) ПС шланга одинакова (Kс = Kц = Kэ) в обоих вариантах нагрева консерванта. Если при течении по шлангу вязкость нагреваемого слоя консерванта повысить в 2 раза (коэффициент μ = 0,5), то ПС шланга возрастет в 1,5 раза (Kэ = 1,5Kх).

Установим, как меняется ПС шланга Kэ / Kх при прокачке консерванта двухслойным потоком в зависимости от коэффициента понижения вязкости μ. Граничные условия следующие: величина эквивалентного радиуса разделения потока rэ = 0,84R, коэффициент понижения вязкости в диапазоне 1,0 ≥ μ > 0,1. Подставив эквивалентный коэффициент разделения потока (κэ = 0,84) в формулу (8) или (10), определим уровень роста эквивалентной ПС шланга при нагреве консерванта в двухслойном потоке:

KЭKХ=0,5μ1+1 .              (11)

На рисунке 6 представлен график, иллюстрирующий формулу (11).

 

 
 
Рис . 6. Уровень роста эквивалентной ПС шланга Kэ / Kх в зависимости
от коэффициента μ понижения вязкости консерванта

Fig. 6. Level of growth the equivalent in the throughput of the hose Kэ / Kx depending
on the coefficient μ of reducing the viscosity of the preservative
 
 

Из графика видно, что в случае течения консерванта двухслойным потоком с разогретой центральной частью (равно как и с разогретым пристенным слоем) при понижении коэффициента вязкости μ от 1,0 до 0,2 (в 5 раз) эквивалентная ПС шланга Kэ / Kх возрастет в 3 раза по сравнению с течением холодного консерванта.

Сравним затраты тепловой энергии на предварительный разогрев холодного консерванта в центральной части и в пристенном слое канала шланга. Затраты энергии Eц на предварительный разогрев консерванта в центральной части, ограниченной эквивалентным радиусом rэ, определим по формуле

EЦ=πκЭR2LШcΔT ,       (12)

где R – радиус канала шланга, R = 0,5dш, м; с – объемная теплоемкость консерванта, Дж/(м3∙°С); ∆Т – повышение температуры консерванта при разогреве, °С.

Затраты энергии Eс на предварительный разогрев консерванта в пристенном слое, ограниченном эквивалентным радиусом rэ и поверхностью шланга:

EС=πR2κЭR2LШcΔT . (13)

Из формул (12) и (13) найдем соотношение затрат энергии:

EЦEС=κЭ21κЭ2=0,84210,842=2,4.

Как видим, при равной ПС шлангов затраты энергии на предварительный разогрев консерванта в центральной части, ограниченной эквивалентным радиусом, будут в 2,4 раза выше затрат энергии на разогрев пристенного слоя. Следовательно, энергетически менее затратным является первый способ разогрева вязкого консерванта в пристенном слое от электронагревательной спирали, размещенной внутри шланга возле стенки.

При выборе проволочной спирали для разогрева консерванта в шланге оценивалась ее поверхностная мощность (β, Вт/см2):

β=NСF=NСπdПLП,              (14)

где Nс – нагрузка (мощность) спирали, Nс = 250 Вт; F – площадь поверхности проволоки в спирали, см2; Lп – длина проволоки в спирали, Lп = 1 700 см; dп – диаметр проволоки, dп = 0,12 см.

Расчет по формуле (14) дал величину поверхностной мощности спирали (β = 0,4 Вт/см2), которая в 2 раза ниже допустимой поверхностной мощности (βд = 0,8 Вт/см2) для резинотекстильных шлангов [12]. Поэтому электронагревательные спирали А и Б, выполненные из проволоки с указанными геометрическими параметрами, пригодны для использования внутри исследуемого шланга.

Результаты первого этапа исследования потерь давления при течении сквозь шланги масла моторного отработанного отражены на рисунке 7.

 

 
 
Рис. 7. Изменение потерь давления ∂p в шлангах со спиралями по отношению к потерям
давления в гладком шланге в зависимости от расхода q отработанного масла:
Ам – для холодной спирали А; Бм – для холодной спирали Б; температура масла 20 °C

Fig. 7. Change in pressure loss ∂p in hoses with coils in relation to pressure loss in smooth hoses depending
on the consumption q of waste oil: Aм – for cold spiral A; Бм – for cold coil Б; oil temperature 20 °C
 

Режим течения отработанного масла по гладкому шлангу оценивали числом Рейнольдса:

Re=4qπdШνМρМ ,              (15)

где q – расход масла, г/с; ρм – плотность масла, ρм = 9 ∙ 10−4 г/мм3; dш – диаметр канала в шланге, dш = 12 мм; νм – кинематическая вязкость масла, νм = 122 мм2/с.

По формуле (15) для минимального и максимального значений расхода (3 и 18 г/с) определен диапазон чисел Рейнольдса в данном исследовании 26 ≤ Re ≤ 156. Данный диапазон чисел Рейнольдса относится к ламинарной области течения масла.

Графики Ам и Бм указывают на рост относительных потерь давления при увеличении расхода масла. С увеличением расхода масла от 3 до 18 г/с относительные потери давления в шланге А возросли от 88 до 112 %, а в шланге Б – от 45 до 54 %. Как видим, относительные потери давления в шланге со спиралью Б, витки которой находились ближе к стенке канала шланга, были почти в 2 раза ниже, чем в шланге со спиралью А.

Более высокие потери давления в шланге со спиралью А можно объяснить двумя причинами. Во-первых, спираль А имела меньший шаг (sа = 15,6 мм), чем спираль Б (sб = 19,8 мм), и, согласно формуле (1), оказывала большее гидравлическое сопротивление течению масла. Но расчет по формуле (1) для шагов спиралей 19,8 и 15,6 мм дает величину повышения коэффициента гидравлического сопротивления всего в 1,22 раза, что значительно ниже полученного результата. Во-вторых, витки спирали А находились ближе к оси шланга (bа = 0,8 мм), чем спирали Б (bб = 3,0 мм). При ламинарном режиме течения потока жидкости его осевая скорость является максимальной (см. рис. 3). Как показано в работе А. М. Гайфуллина и А. В. Зубцова, сопротивление вставки определяется величиной импульса, который теряет поток жидкости в слое взаимодействия со вставкой (в слое смешения) [20]. Так как величина импульса зависит от скорости течения, то взаимодействие спирали А с быстродвижущимися слоями вдоль оси шланга увеличило потери импульса в потоке масла и потери давления по сравнению со спиралью Б.

На рисунке 8 (графики Ак и Бк) показано изменение потерь давления при течении загущенного консерванта сквозь шланги с холодными спиралями, температура 20 оС.

 

 
 
Рис. 8. Изменение потерь давления ∂p в шлангах со спиралями по отношению к потерям давления
в гладком шланге в зависимости от расхода q загущенного консерванта: Ак – для холодной спирали А;
Бк – для холодной спирали Б, температура консерванта 20 °С;
Бг – для нагретой спирали Б, начальная температура консерванта 12 °С

Fig. 8. Change in pressure loss ∂p in hoses with coils in relation to pressure loss in smooth hoses
depending on the consumption q of the thickened preservative: Aк – for cold coil A; Бк – for cold coil Б,
preservative temperature 20 °C; Бг – for heated coil Б, the initial temperature of the preservative is 12 °C
 
 

Графики Ак и Бк указывают на снижение относительных потерь давления при увеличении расхода загущенного консерванта. С увеличением расхода консерванта от 4 до 16 г/с относительные потери давления в шланге А снизились от 190 до 140 %, а в шланге Б – от 95 до 70 %. Полученные результаты отражают аномальность течения загущенного консерванта как неньютоновской структурированной жидкости.

Так как эффективная вязкость структурированной жидкости зависит от скорости сдвига, то она уменьшается при увеличении давления и скорости течения7. Это относится к исследуемому консерванту, вязкость которого снижается в результате механического разрушения структур, образовавшихся благодаря наличию парафина в качестве загустителя8. Так как спираль А оказывает большее сопротивление течению консерванта сквозь шланг, разрушение структур в консерванте происходит интенсивнее, чем в шланге со спиралью Б.
Об этом свидетельствует более крутой угол наклона графика Ак к оси абсцисс в сравнении с углом наклона графика Бк. Несмотря на различие в характере течения загущенного консерванта и масла, в опытах с консервантом гидравлическое сопротивление спирали Б большего диаметра было тоже в 2 раза ниже, чем спирали А меньшего диаметра.

В ходе исследований, проведенных на отработанном моторном масле и на загущенном консерванте, однозначно установлено, что шланг со спиралью Б большего диаметра имеет меньшее гидравлическое сопротивление, чем шланг со спиралью А. Поэтому в серии опытов второго этапа, проводимых с нагревом загущенного консерванта, был использован шланг со спиралью Б. Результаты выполненного исследования показаны на рисунке 8, график Бг.

Потери давления в шланге, обогреваемом спиралью Б, тоже зависели от расхода загущенного консерванта, но при этом оставались ниже, чем в гладком шланге. В результате относительные потери давления ∂p имели отрицательные значения. В интервале расхода от 6 до 16 г/с потери давления ∂p увеличились от –50 до –10 % (в 5 раз). Рост потерь давления при увеличении расхода был обусловлен снижением температуры нагреваемого загущенного консерванта и, соответственно, повышением его вязкости. Для этого уровня расхода потери давления в обогреваемом спиралью Б шланге ниже, чем в гладком шланге соответственно на 50–25 % (см. рис. 8, график Бг).

Благодаря нагреву загущенного консерванта от спирали Б уменьшаются относительные потери давления и изменяется пропускная способность шланга. Определим пропускные способности гладкого шланга Kгл и шланга со спиралью Kс:

KГЛ=qФΔpОρ , KС=qФΔpρ  ,     (16)

где qф – опытное значение массового расхода консерванта, кг; ρ – плотность консерванта, кг/м3; ∆pо – потери давления в гладком шланге, Па; ∆p – потери давления в шланге со спиралью, Па.

Из выражений (16) найдем потери давления в шлангах:

ΔpО=qФKГЛρ ,  Δp=qФKСρ .    (17)

Подставив полученные выражения в формулу (2), установим взаимосвязь между пропускными способностями шланга со спиралью Б (нагретой или холодной) и гладкого шланга:

KСKГЛ=100100+p .             (18)

Используя данные с графиков Бк и Бг (см. рис. 8), по формуле (18) рассчитаем изменения величин K / Kгл пропускных способностей шлангов в интервале массового расхода 4 ≤ q ≤ 16 г/с. Результаты расчетов в виде графиков показаны на рисунке 9.

 

 
Рис. 9. Влияние расхода q консерванта на относительные пропускные способности K / Kгл шлангов:
1 – шланг с нагретой спиралью Б (Kс.н. / Kгл); 2 – гладкий шланг;
3 – шланг с холодной спиралью Б (Kс.х. / Kгл)

Fig. 9. Тhе influence of the consumption q of the preservative on the relative throughput K / Kгл of the
hoses: 1 – hose with a heated coil Б (Kс.н. / Kгл); 2 – smooth hose; 3 – hose with a cold coil Б (Kс.х. / Kгл)
 
 

ПС шланга с холодной спиралью Б (рис. 9, график 3) практически наполовину (Kс.х. / Kгл = 0,5–0,6) ниже ПС гладкого шланга (рис. 9, график 2). Если работать с нагретой спиралью Б (рис. 9, график 1), то ПС шланга повысится в 2 раза (Kс.н. / Kгл = 2) при расходе консерванта q = 6 г/с и в 1,4 раза при расходе 10 г/с. Более высокая ПС шланга с нагретой спиралью при меньшем расходе обусловлена более высокой температурой нагреваемого консерванта и, соответственно, его меньшей вязкостью.

Обсуждение и заключение

В условиях осеннего сезона работоспособность пневмораспылительного оборудования для нанесения загущенного консерванта на рабочие органы сельхозмашин может быть обеспечена нагревом и разжижением материала в напорном шланге от электрической спирали. Показано, что нагрев консерванта в периферийном слое возле стенки шланга увеличивает его пропускную способность с меньшими затратами энергии (в 2,4 раза), чем нагрев в центральной части шланга.

Исследовано влияние геометрических параметров электрической спирали мощностью 250 Вт, выполненной из стальной сварочной проволоки толщиной 1,2 мм и размещенной в шланге длиной 10 м, диаметром dш = 12 мм. Установлено, что гидравлическое сопротивление шланга и потери давления в нем зависят от диаметра спирали, вязкости и структуры протекающей жидкости. По сравнению с гладким шлангом потери давления в шланге со спиралью увеличиваются для отработанного моторного масла на 54–112 %, для загущенного консерванта – на 70–140 %. При ламинарном режиме течения потери давления в шланге в 2 раза ниже от спирали диаметром 0,85 диаметра канала шланга, чем от спирали диаметром 0,67 диаметра канала шланга.

В результате выполненных исследований определен рациональный способ размещения электрической спирали возле стенки канала обогреваемого шланга. При пониженной температуре воздуха снижение вязкости загущенного консерванта за счет нагрева периферийного слоя способствует уменьшению гидравлического сопротивления шланга, увеличению его пропускной способности в 1,4–2,0 раза и, следовательно, повышению производительности нанесения защитного покрытия. 

Использование электрической спирали в шланге c загущенным консервантом минимизирует потребление энергии при консервации техники на открытых площадках хранения. Благодаря этому становится возможным применение низковольтного автотракторного генератора с напряжением 28 В в качестве мобильного источника электроэнергии, используемой для разогрева загущенного консерванта в процессе его нанесения на рабочие органы сельхозмашин.

 

 

1           Губашева А. М. Разработка технологии консервации тукоразбрасывающих машин с обоснованием параметров агрегата для нанесения защитных составов : автрореф. дис. … канд. техн. наук. Мичуринск, 2018. 23 с. URL: http://www.mgau.ru/upload/iblock/56c/56cb4f83eef7a6261f38f49643fa6def.pdf (дата обращения: 06.11.2021).

2           ГОСТ 8420-74. Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости. М., 2004. 7 с. URL: http://gostbank.metaltorg.ru/data/11470.pdf (дата обращения: 06.11.2021).

3           RGTA-GROUP. Гидравлическое сопротивление металлорукавов [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgta.ru/production (дата обращения: 06.11.2021).

4           ГОСТ 24856-2014. Арматура трубопроводная. Термины и определения. М. : Стандартинформ, 2015. 73 с. URL: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293767/4293767362.pdf (дата обращения: 06.11.2021).

5           Петрашев А. И. Совершенствование технологических процессов и ресурсосберегающих средств консервации сельскохозяйственной техники при хранении : автореф. дис. … д-ра техн. наук. Саратов, 2007. 48 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15850201 (дата обращения: 06.11.2021).

6           ГОСТ 24856-2014.

7           Лойцянский Л. Г. Механика жидкости и газа. Изд. 7-е, испр. М. : Дрофа, 2003. 340 с.

8           Гуреев А. А., Фукс И. Г., Лашхи В. А. Химмотология. М. : Химия, 1986. 368 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29137610 (дата обращения: 06.11.2021).

 

×

Sobre autores

Aleksandr Petrashev

All-Russian Research Institute for Use of Machinery and Petroleum Products in Agriculture

Autor responsável pela correspondência
Email: vitin-10.pet@mail.ru
ORCID ID: 0000-0002-7949-6883
Scopus Author ID: 57211665518
Researcher ID: ABD-2066-2021

Head of the Laboratory for Storage and Protection of Equipment from Corrosion, Dr.Sci (Engr.)

Rússia, 28 Novo-Rubezhnyy Pereulok, Tambov 392022

Larisa Knyazeva

All-Russian Research Institute for Use of Machinery and Petroleum Products in Agriculture

Email: knyazeva27@mail.ru
ORCID ID: 0000-0002-3232-2210
Scopus Author ID: 7003449084
Researcher ID: S-4930-2017

Chief Scientist of the Laboratory of Storage and Protection of Equipment from
Corrosion, Dr.Sci (Chem.), Associate Professor

Rússia, 28 Novo-Rubezhnyy Pereulok, Tambov 392022

Bibliografia

  1. Mironov Ye.B., Voronov Ye.V., Shisharina A.N. Modern Developments and Technologies in the Field of Agricultural Machinery Storage. Agrarnyy nauchnyy zhurnal = Agrarian Scientific Journal. 2019;(6):93-96. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.28983/asj.y2019i6pp93-96
  2. Knyazeva L.G., Akolzin A.P., Vigdorovich V.I., Shel N.V. Some Problems of Inhibition of SteelAtmospheric Corrosion by the Waste Motor Oils. Praktika protivokorrozionnoy zashchity = Practice Corrosion Protection. 2012; (1):60-65. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21183407 (accessed 06.11.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
  3. Vigdorovich V.I., Tsygankova L.E., Shel’ N.V., et al. Kinetics and Mechanism of Electrode Reactions in Corrosion of Some Metals Covered with Oil Films in Acid and Neutral Chloride Environments.Protection of Metals and Physical Chemistry of Surfaces. 2016; 52(7):1157-1165. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1134/S2070205116070170
  4. Vigdorovich V.I., Knyazeva L.G., Tsygankova L.E., et al. Properties of Petroleum and Synthetic Oils as Bases for Anticorrosion Materials. Chemistry and Technology of Fuels and Oils. 2019; 55(4):412-423.(In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/s10553-019-01046-0
  5. Vigdorovich V.I., Boldyryev A.V., Tsygankova L.Ye., Shyel N.V. [Effectiveness of Using Higher Carboxylic Acids and Aliphatic Amines as Oil-Soluble Rust-Preventive Additives and Oil Thickeners].Zhurnal prikladnoy khimii = Russian Journal of Applied Chemistry. 1996; 69(4):611-619. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23261888 (accessed 06.11.2021). (In Russ.)
  6. Tanygina E.D., Vigdorovich V.I. Effect of a Solvent and an Anticorrosive Additive on the Processes That Occur on the Phase Boundary and in the Phase Volume. Polymer Science, Series D. 2018;11(3):312-319. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1134/S1995421218030188
  7. Bykov V.V., Golubev M.I. Protection of Forestry Equipment Against Corrosion with Corrosion-Preventing Compounds Based on Production Waste, Taking into Account Environment Parameters. Remont.Vosstanovlenie. Modernizatsiya = Repair, Reconditioning, Modernization. 2019; (4):30-33. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.31044/1684-2561-2019-0-30-33
  8. Petrashev A.I. Hydraulic Bases of Technological Process for Application of Conservation Composition.Nauka v tsentralnoy Rossii = Science in the Central Russia. 2020. (2):83-92. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.35887/2305-2538-2020-2-83-92
  9. Vigdorovich V.I., Shel’ N.V. Theoretical Foundations and Practical Development of Few-Component Anticorrosive Oil-Based Conservation Materials. Protection of Metals. 2005; 41(4):394-401.(In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/s11124-005-0055-7
  10. Petrashev A.I., Prokhorenkov V.D., Shatalin Ju.Ju, et al. Device to Heat and Apply Protective Material. Patent 2,420,359 Russian Federation. 2011 June 10. 11 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37747231 (accessed 06.11.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
  11. Petrashev A.I., Klepikov V.V., Shumov Ju.A. Device for Heating Protective Lubricant When Applied to Agricultural Machine. Patent 2,525,493 Russian Federation. 2014 August 20. 10 p. Available at:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37451471 (accessed 06.11.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
  12. Petrashev A.I., Klepikov V.V. Technical Solutions Conservation Problem for Agricultural Machinesby Viscous Mastic with Heating. Nauka v tsentralnoy Rossii = Science in the Central Russia. 2019;(4):114-122. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.35887/2305-2538-2019-4-114-122
  13. Lukyanov P.V., Meshkov I.V. Helical Flux Structure and Rate of Fluid in Curvilinear Pipe with Constant Cross-Section. Prikladna gіdromekhanіka. Gіdromashini і gіdroagregati = Applied Hydromechanics.Hydromachines and Hydraulic Units. 2018; (2):15-22. Available at: http://nbuv.gov.ua/UJRN/inhpn_2018_2_5 (accessed 06.11.2021). (In Russ., abstract in Eng.)
  14. García A., Solano J.P., Vicente P.G., Viedma A. Enhancement of Laminar and Transitional Flow Heat Transfer in Tubes by Means of Wire Coil Inserts. International Journal of Heat and Mass Transfer.2007; 50(15-16):3176-3189. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.ijheatmasstransfer.2007.01.015
  15. García A., Solano J.P., Vicente P.G., Viedma A. Flow Pattern Assessment in Tubes with Wire Coil Inserts in Laminar and Transition Regimes. International Journal of Heat and Fluid Flow. 2007;28(3):516-525. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.ijheatfluidflow.2006.07.001
  16. Nazmeev Yu.G., Konakhina I.A. [Intensification of Heat Transfer in Viscous Fluid Flow in Pipes with Helical Knurling]. Teploenergetika = Thermal Engineering. 1993; (11):59-62. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37062584 (accessed 06.11.2021). (In Russ.)
  17. Yang S.R., Wang J.M., Zai G.D., Kim R.H. Investigation of a Heat Transfer Augmenter as a Fouling Cleaner and Its Optimum Geometry in the Tube Side of a Condenser. Experimental Thermal and Fluid Science. 1992; 5(6):795-802. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/0894-1777(92)90123-M
  18. Skrypnik A.N., Shchelchkov A.V., Popov I.A., et al. Thermohydraulic Efficiency of Tubes with Internal Spiral Finning. Journal of Engineering Physics and Thermophysics. 2018; 91(1):52-63. (In Eng.)doi: https://doi.org/10.1007/s10891-018-1718-y
  19. Popov I.A., Shchelchkov A.V., Skrypnik A.N., et al. Hydraulic Resistance of Tubes with Internal Helical Finning Designed by Deforming Cutting. Journal of Physics: Conference Series. 980. (In Eng.)doi: https://doi.org/10.1088/1742-6596/980/1/012004
  20. Gayfullin A.M., Zubtsov A.V. [Streamlining a Plate with a Moving Surface]. Izvestiya Rossiyskoy akademii nauk. Mekhanika zhidkosti i gaza = Fluid Dynamics. A Journal of Russian Academy of Sciences.2009; (4):73-78. Available at: https://mzg.ipmnet.ru/ru/Issues.php?y=2009&n=4&p=73 (accessed 06.11.2021). (In Russ.)

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML
2. Fig. 1. Electrical-heater coil in the hose

Baixar (36KB)
3. Fig. 2. Scheme of the stand for the study of the hydraulic resistance of the hose: 1 – compressor; 2 – receiver; 3 – pressure regulator; 4 – pneumatic pressure gauge; 5 – tank; 6 – preservative; 7 – crane; 8, 11 – liquid manometer; 9 – hose; 10 – investigated cooil; 12 – scales; 13 – capacity; 14 – spray gun

Baixar (36KB)
4. Fig. 3. Dependence of the effective kinematic viscosity of the thickened preservative νк from temperature T (Smart L viscometer, step 4 s)

Baixar (33KB)
5. Fig. 4. Velocity profile and viscosity distribution of the two-layer flow of the preservative in the section

Baixar (47KB)
6. Fig. 5. Level of growth the throughput of the hose K / Kх during the flow of the preservative in a two-layer, depending on the separation factor κ: 1 – with a heated wall layer; 2 – with a heated central part

Baixar (23KB)
7. Fig. 6. Level of growth the equivalent in the throughput of the hose Kэ / Kx depending on the coefficient μ of reducing the viscosity of the preservative

Baixar (21KB)
8. Fig. 7. Change in pressure loss ∂p in hoses with coils in relation to pressure loss in smooth hoses depending on the consumption q of waste oil: Aм – for cold spiral A; Бм – for cold coil Б; oil temperature 20 °C

Baixar (25KB)
9. Fig. 8. Change in pressure loss ∂p in hoses with coils in relation to pressure loss in smooth hoses depending on the consumption q of the thickened preservative: Aк – for cold coil A; Бк – for cold coil Б, preservative temperature 20 °C; Бг – for heated coil Б, the initial temperature of the preservative is 12 °C

Baixar (35KB)
10. Fig. 9. Тhе influence of the consumption q of the preservative on the relative throughput K / Kгл of the hoses: 1 – hose with a heated coil Б (Kс.н. / Kгл); 2 – smooth hose; 3 – hose with a cold coil Б (Kс.х. / Kгл)

Baixar (24KB)

Declaração de direitos autorais © Petrashev A.I., Knyazeva L.G., 2025

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Founded in 1990
Certificate of registration PI № FS77-74640 of December 24 2018.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».