Самоопределение и профессиональная ориентация курсантов как фактор профессионально-личностного развития в образовательном процессе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В статье представлены результаты теоретического обоснования и эмпирического подтверждения динамики процесса самоопределения и становления профессиональных ориентаций курсантов во время учебного процесса в военного-морском колледже. Полученные в ходе эмпирического исследования и анализа результаты   профессионально-личностного развития курсантов позволяют выявить как меняются личностные качества и профессиональные ориентации в процессе обучения, на каком этапе обучения у курсантов повышается стремление к сознательному получению профессиональных знаний и готовность к развитию себя как профессионала морской профессии.

Целью исследования являлось исследование ценностных ориентаций и выявление уровня самоопределения курсантов в образовательном процессе.

Выборку исследования составили курсанты 1 и 4 курсов морского инженерного колледжа при Морском государственном университете имени Г.И. Невельского (г. Владивосток) направления подготовки «Судовождение». Психологическая диагностика производилась при помощи следующих методик: Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова), Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению Ч. Д. Спилберг (в модификации А.М. Прихожан), Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

Результаты исследования указывают на ярко выраженные ориентации в эффективности и четкой стратегии реализации себя как успешного субъекта труда у курсантов 4 курса, о чем свидетельствуют высокие и средние показатели мотивации к учению и позитивному пространству образовательного учреждения, и менее выраженную позицию в выборе специальности и будущей перспективе развития и становления в профессии в силу низкой мотивации учения и отрицательному отношению к смене учебного распорядка, а также низкой адаптации к образовательному процессу в целом у курсантов 1 курса.

Об авторах

Маргарита Михайловна Соколова

Дальневосточный федеральный университет 

Автор, ответственный за переписку.
Email: marsok18@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3736-9608
SPIN-код: 6385-6934

аспирант Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук

 

Россия, п. Аякс, 10, остров Русский, г. Владивосток, 690922, Российская Федерация

Юлия Александровна Токарева

Уральский федеральный университет

Email: ulia.tokareva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8868-7833

доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы и управления персоналом

 

Россия, ул. Ленина, 51, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620002, Российская Федерация

Список литературы

  1. Истратова, О. Н., Эскакусто, Т. В. (2006). Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс. 375 с.
  2. Лесникова, С. Л. (2000). Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово. 165 с. EDN: https://elibrary.ru/vgavjo
  3. Прихожан, А. М. (2007). Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ». 56 с.
  4. Слотина, Т. В. (2016). Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Издательский дом «Питер». 304 с. ISBN: 978-5-496-02354-2 EDN: https://elibrary.ru/bxkojo
  5. Чикер, В. А. (2006). Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь. 176 с.
  6. Митина, Л. М., Кореляков, Ю. А., Шавырина, Г. В. и др. (2005). Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. М.: Издательский центр «Академия». 336 с.
  7. Соколова, М. М., Токарева, Ю. А. (2023). Проблема психологической поддержки развития личности будущего профессионала морской профессии. В: Ананьевские чтения — 2023. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития. СПб.: Кириллица, с. 337. EDN: https://elibrary.ru/gnksuh
  8. Козловская, С. Н. (2020). Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 145 с.
  9. Бодров, А. В. (2008). Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности. Часть II. Психологический журнал, 29(6), 66-74. EDN: https://elibrary.ru/jsjwxx
  10. Климов, Е. А. (2003). Пути в профессионализм. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. 320 с.
  11. Климов, Е. А. (1996). Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс. 512 с.
  12. Сериков, В. В. (1994). Личностно-ориентированное образование. Педагогика, (5), 16-20. EDN: https://elibrary.ru/smmfmf
  13. Щукина, Г. И. (1986). Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение. 142 с.
  14. Митина, Л. М. (2019). Психология профессионально-карьерного развития. М.; СПб.: Нестор-История. 400 с.
  15. Марчук, Н. Ю. (2021). Профессиональное становление и развитие личности: профессионально-личностная направленность: Монография. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА. 261 с.
  16. Гуменный, В. В. (2010). Проблемы личностного и профессионального роста курсантов военного вуза. Ярославский педагогический вестник, 2(3), 143. EDN: https://elibrary.ru/ofvfbd
  17. Митина, Л. М. (2014). Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.: Нестор-История. 342 с.
  18. Поваренков, Ю. П. (2002). Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО. 160 с. EDN: https://elibrary.ru/sbmuux
  19. Богданова, О. Ю. (2024). Этимология определения аксиологического потенциала личности с позиций педагогической науки. Военный академический журнал, 1(41), 31-35. EDN: https://elibrary.ru/bnhdny
  20. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».