Самоопределение и профессиональная ориентация курсантов как фактор профессионально-личностного развития в образовательном процессе
- Авторы: Соколова М.М.1, Токарева Ю.А.2
-
Учреждения:
- Дальневосточный федеральный университет
- Уральский федеральный университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 682-700
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312443
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-759
- EDN: https://elibrary.ru/AGNBWB
- ID: 312443
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В статье представлены результаты теоретического обоснования и эмпирического подтверждения динамики процесса самоопределения и становления профессиональных ориентаций курсантов во время учебного процесса в военного-морском колледже. Полученные в ходе эмпирического исследования и анализа результаты профессионально-личностного развития курсантов позволяют выявить как меняются личностные качества и профессиональные ориентации в процессе обучения, на каком этапе обучения у курсантов повышается стремление к сознательному получению профессиональных знаний и готовность к развитию себя как профессионала морской профессии.
Целью исследования являлось исследование ценностных ориентаций и выявление уровня самоопределения курсантов в образовательном процессе.
Выборку исследования составили курсанты 1 и 4 курсов морского инженерного колледжа при Морском государственном университете имени Г.И. Невельского (г. Владивосток) направления подготовки «Судовождение». Психологическая диагностика производилась при помощи следующих методик: Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова), Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению Ч. Д. Спилберг (в модификации А.М. Прихожан), Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Результаты исследования указывают на ярко выраженные ориентации в эффективности и четкой стратегии реализации себя как успешного субъекта труда у курсантов 4 курса, о чем свидетельствуют высокие и средние показатели мотивации к учению и позитивному пространству образовательного учреждения, и менее выраженную позицию в выборе специальности и будущей перспективе развития и становления в профессии в силу низкой мотивации учения и отрицательному отношению к смене учебного распорядка, а также низкой адаптации к образовательному процессу в целом у курсантов 1 курса.
Об авторах
Маргарита Михайловна Соколова
Дальневосточный федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: marsok18@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3736-9608
SPIN-код: 6385-6934
аспирант Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук
Россия, п. Аякс, 10, остров Русский, г. Владивосток, 690922, Российская Федерация
Юлия Александровна Токарева
Уральский федеральный университет
Email: ulia.tokareva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8868-7833
доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы и управления персоналом
Россия, ул. Ленина, 51, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620002, Российская Федерация
Список литературы
- Истратова, О. Н., Эскакусто, Т. В. (2006). Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд. 2-е. Ростов н/Д.: Феникс. 375 с.
- Лесникова, С. Л. (2000). Формирование профессионального самоопределения студентов классического университета в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово. 165 с. EDN: https://elibrary.ru/vgavjo
- Прихожан, А. М. (2007). Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ». 56 с.
- Слотина, Т. В. (2016). Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Издательский дом «Питер». 304 с. ISBN: 978-5-496-02354-2 EDN: https://elibrary.ru/bxkojo
- Чикер, В. А. (2006). Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь. 176 с.
- Митина, Л. М., Кореляков, Ю. А., Шавырина, Г. В. и др. (2005). Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. М.: Издательский центр «Академия». 336 с.
- Соколова, М. М., Токарева, Ю. А. (2023). Проблема психологической поддержки развития личности будущего профессионала морской профессии. В: Ананьевские чтения — 2023. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития. СПб.: Кириллица, с. 337. EDN: https://elibrary.ru/gnksuh
- Козловская, С. Н. (2020). Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 145 с.
- Бодров, А. В. (2008). Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности. Часть II. Психологический журнал, 29(6), 66-74. EDN: https://elibrary.ru/jsjwxx
- Климов, Е. А. (2003). Пути в профессионализм. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. 320 с.
- Климов, Е. А. (1996). Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс. 512 с.
- Сериков, В. В. (1994). Личностно-ориентированное образование. Педагогика, (5), 16-20. EDN: https://elibrary.ru/smmfmf
- Щукина, Г. И. (1986). Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение. 142 с.
- Митина, Л. М. (2019). Психология профессионально-карьерного развития. М.; СПб.: Нестор-История. 400 с.
- Марчук, Н. Ю. (2021). Профессиональное становление и развитие личности: профессионально-личностная направленность: Монография. 3-е изд., стер. М.: ФЛИНТА. 261 с.
- Гуменный, В. В. (2010). Проблемы личностного и профессионального роста курсантов военного вуза. Ярославский педагогический вестник, 2(3), 143. EDN: https://elibrary.ru/ofvfbd
- Митина, Л. М. (2014). Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.: Нестор-История. 342 с.
- Поваренков, Ю. П. (2002). Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО. 160 с. EDN: https://elibrary.ru/sbmuux
- Богданова, О. Ю. (2024). Этимология определения аксиологического потенциала личности с позиций педагогической науки. Военный академический журнал, 1(41), 31-35. EDN: https://elibrary.ru/bnhdny
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502
Дополнительные файлы
