Сущностные аспекты процесса развития интеллигентности будущих офицеров в условиях военного вуза

Обложка
  • Авторы: Наумов П.Ю.1,2, Утюганов А.А.3
  • Учреждения:
    1. ФГКУЗ «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации»
    2. ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    3. ФГКВОУ ВО «Военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации»
  • Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
  • Страницы: 629-648
  • Раздел: Психологические исследования
  • Статья опубликована: 31.08.2025
  • URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312410
  • DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-866
  • EDN: https://elibrary.ru/FPCZBJ
  • ID: 312410

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Развитие интеллигентности будущего офицера в условиях образовательной среды военной образовательной организации высшего образования предполагает, помимо прочего, соответствующую организацию педагогического процесса. Это необходимо для достижения заданных результатов обучения, воспитания и развития свойств личности курсанта. Для достижения эффективного построения указанного педагогического процесса, необходимо: во-первых, не перегрузить курсанта учебными и воспитательными мероприятиями, поскольку в военном вузе процесс получения образования и так отличается достаточной интенсивностью; во-вторых, использовать потенциал уже встроенных в педагогический процесс учебных предметов и воспитательных мероприятий в развитии интеллигентности будущих офицеров; в-третьих, органично встроить в педагогический процесс авторские разработки (программу, курсы, условия) с целью решения задач по развитию интеллигентности будущего офицера.

Целью исследования выступает выявление некоторых характеристик и особенностей организации процесса развития интеллигентности будущих офицеров в военной образовательной организации.

Материалы и методы. При подготовке и проведении исследования были применены методологические принципы системного, деятельностного и субъектного подхода. Эти подходы в настоящем исследовании выполняют организационные, эпистемологические, объяснительно-содержательные, структурно-логические и прогностические функции. В рамках указанных подходов применены различные виды анализа и синтеза (системный и функциональный, понятийный и структурно-компонентный), аналогия и сравнение, абстрагирование, гипотетико-дедуктивный метод.

Результаты. В работе представлены теоретические, деятельные и практические основы построения процесса развития интеллигентности будущего офицера как психологического качества. Это происходит в процессе интеллектуально-эмоционального взаимодействия с педагогом, переживаемого как личностный вызов и путь. Осуществляется таковое с помощью занятий, научно-исследовательской деятельности, поскольку обобщение и сотворение нового знания в процессе исследования предполагает равное стремление к этому интеллектуальных, коммуникативных и волевых личностных структур. Организационно это обеспечивается предоставлением соответствующего объема академической свободы. Внедрение учебных курсов идет совместно с организацией внеурочной деятельности курсантов, когда процесс подготовки дополняется воспитательными мероприятиями и различными формами самостоятельной работы. Практическая значимость исследования заключается в возможности построения системы мероприятий, направленных на развитие интеллигентности будущих офицеров по предложенному авторами в статье подходу. Также результаты исследования, полученные в предметном поле педагогической психологии, могут быть внедрены в планирование, организацию и осуществление учебно-воспитательных мероприятий с курсантами военных вузов, а также использованы на курсах повышения квалификации (при организации командирской подготовки с офицерами) и в военно-политическом информировании личного состава.

Об авторах

Петр Юрьевич Наумов

ФГКУЗ «Главный военный клинический госпиталь войск национальной гвардии Российской Федерации»; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: petr.naumov.777@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2875-2322
SPIN-код: 2750-3053

 кандидат педагогических наук, помощник начальника госпиталя по правовой работе – начальник отделения правового обеспечения; старший научный сотрудник отдела научно-стратегического развития первичной медико-санитарной помощи

 

Россия, Вишняковское шоссе, владение 101, г. Балашиха, Московская область, 143914, Российская Федерация; Петроверигский переулок, 10, стр. 3, г. Москва, 101990, Российская Федерация

Алексей Анатольевич Утюганов

ФГКВОУ ВО «Военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации»

Email: outioganov@mail.ru

доктор психологических наук, доцент, заместитель начальника военной академии по научной работе – начальник научно-исследовательского центра

 

Россия, ул. Летчика Пилютова, 1, г. Санкт-Петербург, 198206, Российская Федерация

Список литературы

  1. Веремчук, А. С. (2016). Проблема формирования интеллигентности в высшей школе. Научная мысль Кавказа, 4(88), 55-60. https://doi.org/10.18522/2072-0181-2016-88-4-55-60 EDN: https://elibrary.ru/xvbftf
  2. Голубева, А. Р., Логинова, Н. С., Пономаренко, О. П. (2019). Педагогический инструментарий формирования представлений об интеллигенции и интеллигентности у вузовской молодёжи на занятиях по культурологии (на примере текста Ю.М. Лотмана). Мир науки, культуры, образования, 2(75), 219-222. EDN: https://elibrary.ru/cfziki
  3. Димитричева, О. И. (2017). Мотивация самовоспитания как основа развития интеллигентности. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, 39, 108-119. EDN: https://elibrary.ru/ztsmaf
  4. Добрынина, М. И. (2010). Трактовка понятия интеллигенции в годы Советской власти. Вестник Бурятского государственного университета, 6, 142-147. EDN: https://elibrary.ru/msvslj
  5. Зыбина, О. О., Франц, А. С. (2013). Интеллигентность как нравственная предпосылка интеллектуально-творческой деятельности человека (исторический аспект). Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 4, 34-38. EDN: https://elibrary.ru/qzkciX
  6. Каган, М. С. (2000). Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема. В Формирование российского интеллигента в университете. СПб, 130-133. EDN: https://elibrary.ru/ukrnzt
  7. Клейнер, Г. Б. (2020). Интеллектуальная экономика нового века: экономика постзнаний. Экономическое возрождение России, 1(63), 35-42. EDN: https://elibrary.ru/bhpypd
  8. Климова, А. В. (2014). Интеллигентность и интеллигенция. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1(17), 38-46. EDN: https://elibrary.ru/sauegl
  9. Наумов, П. Ю., Дьячков, А. А. (2021). Субъектность и интеллигентность: от понятия к изоморфизму. Russian Journal of Education and Psychology, 12(6), 188-200. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200 EDN: https://elibrary.ru/oovfvm
  10. Наумов, П. Ю. (2022). Психологические проблемы формирования общей системы ценностей: концептуализация социальных функций российской военной интеллигенции. Профессиональное образование в современном мире, 12(1), 160-167. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-19 EDN: https://elibrary.ru/yrgyfg
  11. Наумов, П. Ю. (2021). Проблема выявления условий и средств развития интеллигентности будущих офицеров. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, 4(58), 199-202. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2021-4-58-199-202 EDN: https://elibrary.ru/tqdhep
  12. Наумов, П. Ю. (2023). Теоретическое обобщение программных основ развития интеллигентности будущих офицеров в условиях военного вуза. Russian Journal of Education and Psychology, 14(4-1), 248-268. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-4-248-268 EDN: https://elibrary.ru/yhnxrq
  13. Наумов, П. Ю. (2021). Психологическая структура интеллигентности будущего офицера: системный подход и междисциплинарный анализ. Вестник Мининского университета, 9(2), 35. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-10 EDN: https://elibrary.ru/podzzv
  14. Наумов, П. Ю., Повшедная, Ф. В. (2020). Психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к интеллигентности у будущих офицеров в среде военной образовательной организации высшего образования. Вестник Мининского университета, 8(1), 9. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-9 EDN: https://elibrary.ru/gyhmwm
  15. Рыжая, Ю. Н. (2007). Интеллигенция и интеллигентность в оценках студенческой молодёжи (по материалам социологического исследования). Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 3, 73-80. EDN: https://elibrary.ru/jxvest
  16. Скрябина, Е. В., Кулешова, И. Н. (2020). Понятие «интеллигенция» глазами современной российской молодёжи: социологическое исследование. Интеллигенция и мир, 4, 72-80. https://doi.org/10.46725/IW.2020.4.5 EDN: https://elibrary.ru/yspytt
  17. Соколов, А. В. (2010). Книжность. Интернет. Интеллигентность. Библиотековедение, 3, 21-27. EDN: https://elibrary.ru/mnmkod
  18. Утюганов, А. А., Яницкий, М. С., Серый, А. В. (2019). Нарративные технологии формирования ценностно-смысловых ориентаций личности: психологическое содержание и применение в образовательной практике. Science for Education Today, 9(1), 76-92. https://doi.org/10.15293/2658-6762.1901.05 EDN: https://elibrary.ru/ffmmfy
  19. Утюганов, А. А., Иванов, М. С., Яницкий, М. С., Серый, А. В. (2020). Безопасность в системе ценностно-смысловых ориентаций офицеров российской национальной гвардии: на примере курсантов — будущих офицеров. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 17(3), 440-458. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-440-458 EDN: https://elibrary.ru/mxmlds
  20. Утюганов, А. А. (2021). Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 248 с. ISBN: 978-5-6046056-1-5 EDN: https://elibrary.ru/hqmlpx
  21. Утюганов, А. А., Бакин, А. А. (2022). Социально-психологическая составляющая патриотического воспитания курсантов военных институтов Российской Федерации. Юридическая наука: история и современность, 6, 103-108. EDN: https://elibrary.ru/odfcmw
  22. Яницкий, М. С., Утюганов, А. А., Юматов, В. А. [и др.] (2022). Временная перспектива личности в контексте проблемы психологического здоровья курсантов военного вуза. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14(2), 141-158. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-2-141-158 EDN: https://elibrary.ru/mqplpg
  23. Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А., Балабащук, Р. О. (2021). Хронотопические характеристики образа мира в ситуации пандемии COVID-19. Вестник Кемеровского государственного университета, 23(2), 466-476. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-466-476 EDN: https://elibrary.ru/dxoqkp
  24. Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А. [и др.] (2021). Образ мира как психологическая система и его природно-средовые детерминанты. Сибирский психологический журнал, 80, 6-29. https://doi.org/10.17223/17267080/80/1 EDN: https://elibrary.ru/sdmvim
  25. Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А. [и др.] (2018). Идентичность как динамическая иерархическая система: социальный и культурный контекст формирования. Вестник Кемеровского государственного университета, 2(74), 131-140. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-131-140 EDN: https://elibrary.ru/xvoqxz

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».