Опыт реализации дидактического потенциала аутентичных песен в лингвистическом образовании студентов вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Иностранный язык является востребованным для налаживания и поддержания деловых контактов, расширения круга общения, подготовки конкурентоспособных специалистов, способных и готовых к обмену опытом с представителями других стран и культур. Современный социальный заказ на изучение английского и китайского языков актуализирует поиск эффективных дидактических средств, одним из которых может стать аутентичная песня. Авторами доказывается, что аутентичная песня повышает эффективность и качество овладения лексико-грамматическим материалом и расширяет спектр страноведческих знаний.

Цель – теоретическое обоснование и опытная проверка дидактического потенциала аутентичной песни в обучении английскому и китайскому языкам студентов-лингвистов.

Материалы и методы. В работе использован комплекс взаимодополняющих теоретических, эмпирических и математических методов исследования – анализ психолого-педагогической, лингводидактической, методической литературы и передового педагогического опыта, наблюдение, опрос, опытное обучение, тестирование. Математические методы применялись для обработки результатов, полученных в ходе опытного обучения.

Результаты. Подготовка современных выпускников вуза, владеющих английским и китайским языком, является одной из ключевых задач отечественного лингвистического образования, обращенного к поиску эффективных форм, методов и средств обучения. В данном контексте использование аутентичных песен, представляющих изучаемый язык в его естественной среде, позволяет получить достоверные образцы иноязычного речевого общения и приобрести опыт взаимодействия с иной лингвокультурой, что отвечает требованиям формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Лингводидактический потенциал аутентичной песни обеспечивается критериями актуальности, лингвистической ценности, информативности текста, его соответствия интересам учащихся и проявляется в формировании лексико-грамматических навыков, расширении страноведческих и лингвострановедческих знаний, развитии речевых умений, повышении познавательной мотивации. При целесообразном и систематическом применении аутентичные песни выступают эффективным дидактическим средством в лингвистическом образовании студентов-лингвистов.

Об авторах

Ольга Михайловна Осиянова

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olos7@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-1846-5378
SPIN-код: 1327-3218
Scopus Author ID: 56028265900
ResearcherId: AAB-9416-2020

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры английского и китайского языков

 

Россия, пр. Победы, 13, г. Оренбург, 460018, Российская Федерация

Ярослав Васильевич Копылов

Оренбургский государственный университет

Email: mr.kop1212@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-3484-0709

магистрант

 

Россия, пр. Победы, 13, г. Оренбург, 460018, Российская Федерация

Список литературы

  1. Гебель, С. Ф. (2009). Использование песни на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе, 5, 29-30. EDN: https://elibrary.ru/kxszcv
  2. Ерыкина, М. А. (2017). Методика интеграции аутентичного песенного материала в систему средств обучения иностранному языку (английский язык; неязыковой вуз): дис. … канд. пед. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 273 с. EDN: https://elibrary.ru/ufdxqn
  3. Карпиченкова, Е. П. (2010). Роль музыки и песен в изучении английского языка. Иностранные языки в школе, 5, 45-48.
  4. Кириллова, М. А. (2000). Формирование профессионально-педагогических умений у студентов в процессе обучения иностранному языку (На материале англоязычной песенной культуры): дис. … канд. пед. наук. Мурманск, 139 с. EDN: https://elibrary.ru/nlsnjz
  5. Крюкова, Л. С. (2021). Аутентичные песни в обучении иностранному языку: учебно-методическое пособие. М.: Флинта, 128 с.
  6. Леонтьев, А. А. (2001). Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). М.: Смысл, 392 с.
  7. Миролюбов, А. А. (2020). Использование аутентичных материалов на уроках иностранного языка: монография. М.: Просвещение, 192 с.
  8. Никитенко, З. Н. (1996). Аутентичные песни как один из элементов национально-культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе. Иностранные языки в школе, 4, 14-21.
  9. Носонович, Е. В., Мильруд, Р. П. (2008). Критерии содержательной аутентичности учебного текста. Иностранные языки в школе, 2, 10-14.
  10. Носонович, Е. В., Мильруд, Р. П. (2000). Методическая аутентичность в обучении иностранному языку. Иностранные языки в школе, 1, 11-16.
  11. Носонович, Е. В., Мильруд, Р. П. (1999). Параметры аутентичного учебного текста. Иностранные языки в школе, 1, 18-23.
  12. Орлова, Н. Ф. (1991). Совершенствование устной речи студентов старших курсов с использованием музыкальной наглядности (Английский язык): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 18 с. EDN: https://elibrary.ru/zjygxh
  13. Синькевич, Г. С. (2002). Песня на уроках английского языка. Иностранные языки в школе, 1, 50-53.
  14. Тронина, А. Ю. Лингвокультурологический компонент в дистанционном обучении иностранному языку. URL: http://ggpi.org/files/Tronina2011.pdf (дата обращения: 04.12.2024)
  15. Breen, M. P. (1985). Authenticity in the Classroom. Applied Linguistics, 6, 60-70. EDN: https://elibrary.ru/ilaozv
  16. Griffee, D. T. (2010). Using Songs in the Language Classroom. ELT Journal, 64(4), 431-433.
  17. Lier, L. V. (1991). Inside the classroom: Learning process and teaching procedures. Applied Language Learning, 2(1), 29-68.
  18. Lier, L. V. (1988). The Classroom and the Language Learner. N.Y.: Longman, 262 p.
  19. Murphey, T. (2021). Music and Song. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 168 p.
  20. Kara, Z. (2022). The Use of Pop Songs in Language Education: A Meta-Analysis. Language Teaching Research, 26(3), 401-420. https://doi.org/10.1177/13621688211032247
  21. Moradi, F., Shahrokhi, M. (2020). The Effect of Song and Movie on High School Students’ Language Achievement. International Journal of Instruction, 13(2), 633-648. https://doi.org/10.29333/iji.2020.13243a
  22. Wang, Y. (2023). Digital Music Platforms in L2 Learning: Student Perceptions and Outcomes. Computer Assisted Language Learning, 36(1-2), 89-112. https://doi.org/10.1080/09588221.2021.2015290

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».