Потенциальные возможности образования и саморазвития студентов магистратуры профиля «Дошкольное образование»
- Авторы: Солдатенко К.Ю.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 348-374
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/312205
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-747
- EDN: https://elibrary.ru/MFKHMH
- ID: 312205
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Потребность в специалистах дошкольного образования на рынке труда остается весьма актуальной. Активно разрабатываются и применяются на практике новые технологии работы с детьми в образовательной организации. Тем самым в сфере дошкольного образования сформировался запрос на внедрение перспективных квалификаций, усиление кадрового состава. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение феномена профессионального и личностного развития студентов в условиях расширения потенциала для самореализации, формирования готовности к образованию и саморазвитию в процессе обучения в вузе.
Цель исследования – выявление организационно-педагогических условий, оказывающих влияние на качество образования и саморазвитие студентов магистратуры профиля «Дошкольное образование».
Материалы и методы. Педагогическое проектирование (разработка и апробация проекта поэтапного взаимодействия педагогов и студентов), теоретический анализ, опрос, количественный, качественный и сравнительный анализ данных. В исследовании приняли участие 59 магистрантов профиля обучения «Дошкольное образование» Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» института педагогики и психологии образования.
Результаты. Основными факторами успешного расширения педагогического потенциала и саморазвития студентов являются: установление отношений партнерства с преподавателями вуза, сокурсниками; понимание возможностей применения результатов обучения (карьерный рост, владение современными технологиями работы с детьми и родителями, изучение управленческих аспектов работы образовательной организации, обогащение представлений в сфере дополнительного образования, научной деятельности); осознанного выбора программы обучения в вузе и устойчивый интерес к профессии, желание работать в сфере образования. Реализация проекта поэтапного взаимодействия со студентами с использованием методов стимулирования научной активности, диалога направлена на формирование субъектной активности магистранта, создание возможностей для самовыражения, расширения профессионального опыта и активного включения в научно-исследовательскую деятельность.
Об авторах
Ксения Юрьевна Солдатенко
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: soldatenkokyu@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0007-2818-068X
SPIN-код: 1507-6598
ResearcherId: JTT-9761-2023
кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики института педагогики и психологии образования
Россия, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, г. Москва, 129226, Российская Федерация
Список литературы
- Асафова, Е. В. (2019). Профессионально-педагогическое саморазвитие студентов магистратуры, будущих преподавателей организаций профессионального и высшего образования. В: Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности. Казань: Отечество, 46-54.
- Бережнова, Е. В. (2005). Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник. М.: ИЦ «Академия», 128 с.
- Веретенникова, Ю. Д., Мешкова, И. В. (2022). Мотивационная готовность к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза. Проблемы современного педагогического образования, 76-2, 269-273.
- Волкова, Е. Н. (2024). Модель профессионального благополучия педагогов дошкольных образовательных учреждений. Интеграция образования, 28(2), 282-301. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.282-301 EDN: https://elibrary.ru/flsths
- Гармонова, А. В., Щеглова, Д. В. (2020). Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов. М.: НИУ ВШЭ, 36 с.
- Духанина, Л. Н. (2024). Мониторинг рынка труда в сфере дошкольного образования как инструмент прогнозирования и совершенствования кадровой политики. Современное дошкольное образование, 18(6), 34-47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-34-47 EDN: https://elibrary.ru/srmroj
- Заславская, О. В., Ранних, В. Н., Воротилин, М. С., Фомичева, О. А. (2021). Педагогическая подготовка преподавателя для профессиональной школы как теоретическая проблема и практическая задача. Перспективы науки и образования, 3(51), 155-168. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.11 EDN: https://elibrary.ru/eatzra
- Исмаилова, Р. К., Алиомаров, Л. М. (2024). Развитие исследовательской и познавательной активности студентов. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 417-435. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-597 EDN: https://elibrary.ru/luoucq
- Мазилов, В. А., Слепко, Ю. Н. (2024). Психологический анализ педагогических компетенций в структуре профессиональной подготовки учителя. Интеграция образования, 28(4), 514-532. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.514-532 EDN: https://elibrary.ru/cqqkgm
- Мешкова, И. В. (2017). Профессиональная адаптация магистров педагогического образования. В: Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. Пенза: Наука и Просвещение, 277-280.
- Опфер, Е. А. (2021). Трансформации российской магистратуры. Высшее образование в России, 30(1), 36-48. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48 EDN: https://elibrary.ru/dgfzvv
- Петрова, С. Н. (2011). Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов. Молодой ученый, 10(2), 173-175.
- Реан, А. А. (2024). Взаимосвязь самооценки (самоуважения) и ценностных ориентаций российских студентов. Интеграция образования, 28(4), 498-513. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.498-513 EDN: https://elibrary.ru/bzorgb
- Реморенко, И. М., Савенков, А. И., Романова, М. А. (2024). Кандидатные подходы и методика использования специализированных систем генеративного искусственного интеллекта при изучении педагогики студентами университета. Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология, 18(3), 76-90. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.05 EDN: https://elibrary.ru/czabnm
- Рихтер, Т. В. (2020). Оценка эффективности использования мобильных приложений для формирования универсальных компетенций студентов. Science for Education Today, 10(6), 181-199. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2006.10 EDN: https://elibrary.ru/livfph
- Романов, Е. В. (2018). Тренды развития высшего образования в контексте создания системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров. Перспективы науки и образования, 5(35), 33-43. https://doi.org/10.32744/pse.2018.5.4 EDN: https://elibrary.ru/ymbmrv
- Романова, М. А., Пунчик, В. Н., Муродходжаева, Н. С. (2024). Мотивационная составляющая психолого-педагогического потенциала учителя: от теоретической модели к практике формирования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика, 23(S1), 19-27. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3937 EDN: https://elibrary.ru/xdsqmy
- Савина, Н. В. (2022). Возможности образовательного процесса вуза для самоорганизации и саморазвития будущих педагогов. В: Современные проблемы теории и практики специальной и социальной педагогики. Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 252-256.
- Сафина, Г. Г., Закирова, В. Г. (2021). Развитие мотивационно-ценностного отношения магистрантов к самостоятельной исследовательской деятельности. Международный научно-исследовательский журнал, 11-3(113), 113-119. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.095 EDN: https://elibrary.ru/hyczsv
- Сафина, Г. Г. (2021). Педагогический потенциал магистратуры в развитии исследовательской компетенции студентов вуза. Интерактивная наука, 1(56), 13-16. https://doi.org/10.21661/r-552847 EDN: https://elibrary.ru/evikoc
- Сахарова, Т. Н., Беловол, Е. В., Уманская, Е. Г., Цветкова, Н. А., Фонина, В. В. (2024). Психологические предпосылки просоциальной активности современной молодежи. Интеграция образования, 28(4), 533-548. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.533-548 EDN: https://elibrary.ru/danabq
- Сеина, Н. С., Кириллова, В. И. (2014). Организационно-педагогические условия реализации профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 20, 3076-3080. URL: http://e-koncept.ru/2014/54879.htm
- Сидоренко, В. Н., Сухова, Е. И. (2024). Реализуем магистерскую программу: подготовка магистрантов к организации методической работы в системе дошкольного образования. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 1, 35-40. https://doi.org/10.47639/2223-7003_2024_01_35 EDN: https://elibrary.ru/akdtye
- Соколова, И. Ю., Зюбанов, В. Ю. (2015). Анализ результатов актуализации личностного потенциала магистрантов и аспирантов – основного ресурса развития вузовской науки. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 9-4, 711-717. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7580
- Солдатенко, К. Ю., Шейнова, Т. Г. (2020). Поддержка детской инициативы в дошкольном и младшем школьном возрасте. Проблемы современного педагогического образования, 67-1, 256-259.
- Сухова, Е. И., Сидоренко, В. Н., Янбухтина, М. А. (2024). Организация методической работы в дошкольной образовательной организации: проблемы и пути решения. Hominum, 2(14), 100-111.
- Сучкова, Т. В. (2021). Особенности профессионального саморазвития студентов в процессе обучения в магистратуре. Вестник экономики, права и социологии, 4, 128-131.
- Терлоу, К. (2025). Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию. Новостная служба портала ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/news/science/63841790.html (дата обращения: 03.04.2025).
- Чванова, М. С., Киселева, И. А. (2024). Сущность и педагогический базис формирования цифровой экосистемы активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(5), 1362-1378. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1362-1378 EDN: https://elibrary.ru/ndslcx
- Шершень, И. В., Емельянова, О. Я., Кравец, М. А. (2016). Особенности профессиональной адаптации выпускников учебных заведений и молодых специалистов в современных социально-экономических условиях. Современные проблемы науки и образования, 6. URL: https://science-education.ru/article/view?id=25715 (дата обращения: 12.04.2025).
- Gogoberidze, A. G., Kalabina, I. A., Savinova, L. Yu. (2021). Modern Educational Programs for the Training of Preschool Teachers: Experience in the Implementation and Assessment of Educational Results of Students. Education and Self Development, 16(3), 230-237. https://doi.org/10.26907/esd.16.3.19 EDN: https://elibrary.ru/ndufkb
- Hojiboyev, I. I. (2023). Psychological factors of the development of the professional competence of students of the training course in the system of preschool and school education. International scientific journal «Science and Innovation», Series B, 2(8). https://doi.org/10.5281/zenodo.8305894
- Kell, H. J. (2019). Do Teachers’ Personality Traits Predict Their Performance? A Comprehensive Review of the Empirical Literature from 1990 to 2018. ETS Research Report Series, 2019(1), 1-27. https://doi.org/10.1002/ets2.12241
- Pfattheicher, S., Nielsen, Y. A., Thielmann, I. (2022). Prosocial Behavior and Altruism: A Review of Concepts and Definitions. Current Opinion in Psychology, 44, 124-129. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.08.02135 EDN: https://elibrary.ru/crjfbq
- Seivert Career, N. P. (2023). Enhancing Research Competencies: Student Perceptions of Research Training in Clinical Psychology Doctoral Programs. Training and Education in Professional Psychology, 17(3), 259-268. https://doi.org/10.1037/tep000042812 EDN: https://elibrary.ru/satcxu
- Smidt, W., Kammermeyer, G., Roux, S. (2015). Relations between the Big Five Personality Traits of Prospective Early Childhood Pedagogues and Their Beliefs about the Education of Preschool Children: Evidence from a German Study. Learning and Individual Differences, 37, 96-106. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.11.002 EDN: https://elibrary.ru/uvryrp
- Soldatenko, K. Y., Izmailova, R. G., Sheinova, T. G. (2019). Pedagogical conditions for the formation of senior preschool children’s foreign language competence. Ensaio, 28(107), 335-361. https://doi.org/10.1590/S0104-40362019002702007 EDN: https://elibrary.ru/vxwhwz
- Weiss-Sidi, M., Riemer, H. (2023). Help Others – Be Happy? The Effect of Altruistic Behavior on Happiness across Cultures. Frontiers in Psychology, 14, 1-14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.115666133
- Wolff, C., Reimann, C., Mikhaylova, E., Aldaghamin, A., Pampus, S., & Hermann, E. (2021). Digital Education Ecosystem (DEE) for a Virtual Master School. In 2021 IEEE International Conference on Smart Information Systems and Technologies (SIST) (pp. 1-7). Nur-Sultan, Kazakhstan. https://doi.org/10.1109/SIST50301.2021.9465914
Дополнительные файлы
