Потенциальные возможности образования и саморазвития студентов магистратуры профиля «Дошкольное образование»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Потребность в специалистах дошкольного образования на рынке труда остается весьма актуальной. Активно разрабатываются и применяются на практике новые технологии работы с детьми в образовательной организации. Тем самым в сфере дошкольного образования сформировался запрос на внедрение перспективных квалификаций, усиление кадрового состава. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение феномена профессионального и личностного развития студентов в условиях расширения потенциала для самореализации, формирования готовности к образованию и саморазвитию в процессе обучения в вузе.

Цель исследования – выявление организационно-педагогических условий, оказывающих влияние на качество образования и саморазвитие студентов магистратуры профиля «Дошкольное образование».

Материалы и методы. Педагогическое проектирование (разработка и апробация проекта поэтапного взаимодействия педагогов и студентов), теоретический анализ, опрос, количественный, качественный и сравнительный анализ данных. В исследовании приняли участие 59 магистрантов профиля обучения «Дошкольное образование» Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» института педагогики и психологии образования.

Результаты. Основными факторами успешного расширения педагогического потенциала и саморазвития студентов являются: установление отношений партнерства с преподавателями вуза, сокурсниками; понимание возможностей применения результатов обучения (карьерный рост, владение современными технологиями работы с детьми и родителями, изучение управленческих аспектов работы образовательной организации, обогащение представлений в сфере дополнительного образования, научной деятельности); осознанного выбора программы обучения в вузе и устойчивый интерес к профессии, желание работать в сфере образования. Реализация проекта поэтапного взаимодействия со студентами с использованием методов стимулирования научной активности, диалога направлена на формирование субъектной активности магистранта, создание возможностей для самовыражения, расширения профессионального опыта и активного включения в научно-исследовательскую деятельность.

Об авторах

Ксения Юрьевна Солдатенко

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: soldatenkokyu@mgpu.ru
ORCID iD: 0009-0007-2818-068X
SPIN-код: 1507-6598
ResearcherId: JTT-9761-2023

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики института педагогики и психологии образования

 

Россия, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, г. Москва, 129226, Российская Федерация

Список литературы

  1. Асафова, Е. В. (2019). Профессионально-педагогическое саморазвитие студентов магистратуры, будущих преподавателей организаций профессионального и высшего образования. В: Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности. Казань: Отечество, 46-54.
  2. Бережнова, Е. В. (2005). Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник. М.: ИЦ «Академия», 128 с.
  3. Веретенникова, Ю. Д., Мешкова, И. В. (2022). Мотивационная готовность к профессиональной деятельности студентов педагогического вуза. Проблемы современного педагогического образования, 76-2, 269-273.
  4. Волкова, Е. Н. (2024). Модель профессионального благополучия педагогов дошкольных образовательных учреждений. Интеграция образования, 28(2), 282-301. https://doi.org/10.15507/1991-9468.115.028.202402.282-301 EDN: https://elibrary.ru/flsths
  5. Гармонова, А. В., Щеглова, Д. В. (2020). Образовательные стратегии и профессиональные ориентиры современных российских магистрантов. М.: НИУ ВШЭ, 36 с.
  6. Духанина, Л. Н. (2024). Мониторинг рынка труда в сфере дошкольного образования как инструмент прогнозирования и совершенствования кадровой политики. Современное дошкольное образование, 18(6), 34-47. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-6126-34-47 EDN: https://elibrary.ru/srmroj
  7. Заславская, О. В., Ранних, В. Н., Воротилин, М. С., Фомичева, О. А. (2021). Педагогическая подготовка преподавателя для профессиональной школы как теоретическая проблема и практическая задача. Перспективы науки и образования, 3(51), 155-168. https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.11 EDN: https://elibrary.ru/eatzra
  8. Исмаилова, Р. К., Алиомаров, Л. М. (2024). Развитие исследовательской и познавательной активности студентов. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 417-435. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-597 EDN: https://elibrary.ru/luoucq
  9. Мазилов, В. А., Слепко, Ю. Н. (2024). Психологический анализ педагогических компетенций в структуре профессиональной подготовки учителя. Интеграция образования, 28(4), 514-532. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.514-532 EDN: https://elibrary.ru/cqqkgm
  10. Мешкова, И. В. (2017). Профессиональная адаптация магистров педагогического образования. В: Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. Пенза: Наука и Просвещение, 277-280.
  11. Опфер, Е. А. (2021). Трансформации российской магистратуры. Высшее образование в России, 30(1), 36-48. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48 EDN: https://elibrary.ru/dgfzvv
  12. Петрова, С. Н. (2011). Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов. Молодой ученый, 10(2), 173-175.
  13. Реан, А. А. (2024). Взаимосвязь самооценки (самоуважения) и ценностных ориентаций российских студентов. Интеграция образования, 28(4), 498-513. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.498-513 EDN: https://elibrary.ru/bzorgb
  14. Реморенко, И. М., Савенков, А. И., Романова, М. А. (2024). Кандидатные подходы и методика использования специализированных систем генеративного искусственного интеллекта при изучении педагогики студентами университета. Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология, 18(3), 76-90. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.05 EDN: https://elibrary.ru/czabnm
  15. Рихтер, Т. В. (2020). Оценка эффективности использования мобильных приложений для формирования универсальных компетенций студентов. Science for Education Today, 10(6), 181-199. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2006.10 EDN: https://elibrary.ru/livfph
  16. Романов, Е. В. (2018). Тренды развития высшего образования в контексте создания системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров. Перспективы науки и образования, 5(35), 33-43. https://doi.org/10.32744/pse.2018.5.4 EDN: https://elibrary.ru/ymbmrv
  17. Романова, М. А., Пунчик, В. Н., Муродходжаева, Н. С. (2024). Мотивационная составляющая психолого-педагогического потенциала учителя: от теоретической модели к практике формирования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика, 23(S1), 19-27. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3937 EDN: https://elibrary.ru/xdsqmy
  18. Савина, Н. В. (2022). Возможности образовательного процесса вуза для самоорганизации и саморазвития будущих педагогов. В: Современные проблемы теории и практики специальной и социальной педагогики. Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 252-256.
  19. Сафина, Г. Г., Закирова, В. Г. (2021). Развитие мотивационно-ценностного отношения магистрантов к самостоятельной исследовательской деятельности. Международный научно-исследовательский журнал, 11-3(113), 113-119. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.095 EDN: https://elibrary.ru/hyczsv
  20. Сафина, Г. Г. (2021). Педагогический потенциал магистратуры в развитии исследовательской компетенции студентов вуза. Интерактивная наука, 1(56), 13-16. https://doi.org/10.21661/r-552847 EDN: https://elibrary.ru/evikoc
  21. Сахарова, Т. Н., Беловол, Е. В., Уманская, Е. Г., Цветкова, Н. А., Фонина, В. В. (2024). Психологические предпосылки просоциальной активности современной молодежи. Интеграция образования, 28(4), 533-548. https://doi.org/10.15507/1991-9468.117.028.202404.533-548 EDN: https://elibrary.ru/danabq
  22. Сеина, Н. С., Кириллова, В. И. (2014). Организационно-педагогические условия реализации профессиональной адаптации магистров на основе социального партнерства. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 20, 3076-3080. URL: http://e-koncept.ru/2014/54879.htm
  23. Сидоренко, В. Н., Сухова, Е. И. (2024). Реализуем магистерскую программу: подготовка магистрантов к организации методической работы в системе дошкольного образования. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения, 1, 35-40. https://doi.org/10.47639/2223-7003_2024_01_35 EDN: https://elibrary.ru/akdtye
  24. Соколова, И. Ю., Зюбанов, В. Ю. (2015). Анализ результатов актуализации личностного потенциала магистрантов и аспирантов – основного ресурса развития вузовской науки. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 9-4, 711-717. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7580
  25. Солдатенко, К. Ю., Шейнова, Т. Г. (2020). Поддержка детской инициативы в дошкольном и младшем школьном возрасте. Проблемы современного педагогического образования, 67-1, 256-259.
  26. Сухова, Е. И., Сидоренко, В. Н., Янбухтина, М. А. (2024). Организация методической работы в дошкольной образовательной организации: проблемы и пути решения. Hominum, 2(14), 100-111.
  27. Сучкова, Т. В. (2021). Особенности профессионального саморазвития студентов в процессе обучения в магистратуре. Вестник экономики, права и социологии, 4, 128-131.
  28. Терлоу, К. (2025). Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию. Новостная служба портала ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/news/science/63841790.html (дата обращения: 03.04.2025).
  29. Чванова, М. С., Киселева, И. А. (2024). Сущность и педагогический базис формирования цифровой экосистемы активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 29(5), 1362-1378. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-5-1362-1378 EDN: https://elibrary.ru/ndslcx
  30. Шершень, И. В., Емельянова, О. Я., Кравец, М. А. (2016). Особенности профессиональной адаптации выпускников учебных заведений и молодых специалистов в современных социально-экономических условиях. Современные проблемы науки и образования, 6. URL: https://science-education.ru/article/view?id=25715 (дата обращения: 12.04.2025).
  31. Gogoberidze, A. G., Kalabina, I. A., Savinova, L. Yu. (2021). Modern Educational Programs for the Training of Preschool Teachers: Experience in the Implementation and Assessment of Educational Results of Students. Education and Self Development, 16(3), 230-237. https://doi.org/10.26907/esd.16.3.19 EDN: https://elibrary.ru/ndufkb
  32. Hojiboyev, I. I. (2023). Psychological factors of the development of the professional competence of students of the training course in the system of preschool and school education. International scientific journal «Science and Innovation», Series B, 2(8). https://doi.org/10.5281/zenodo.8305894
  33. Kell, H. J. (2019). Do Teachers’ Personality Traits Predict Their Performance? A Comprehensive Review of the Empirical Literature from 1990 to 2018. ETS Research Report Series, 2019(1), 1-27. https://doi.org/10.1002/ets2.12241
  34. Pfattheicher, S., Nielsen, Y. A., Thielmann, I. (2022). Prosocial Behavior and Altruism: A Review of Concepts and Definitions. Current Opinion in Psychology, 44, 124-129. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.08.02135 EDN: https://elibrary.ru/crjfbq
  35. Seivert Career, N. P. (2023). Enhancing Research Competencies: Student Perceptions of Research Training in Clinical Psychology Doctoral Programs. Training and Education in Professional Psychology, 17(3), 259-268. https://doi.org/10.1037/tep000042812 EDN: https://elibrary.ru/satcxu
  36. Smidt, W., Kammermeyer, G., Roux, S. (2015). Relations between the Big Five Personality Traits of Prospective Early Childhood Pedagogues and Their Beliefs about the Education of Preschool Children: Evidence from a German Study. Learning and Individual Differences, 37, 96-106. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.11.002 EDN: https://elibrary.ru/uvryrp
  37. Soldatenko, K. Y., Izmailova, R. G., Sheinova, T. G. (2019). Pedagogical conditions for the formation of senior preschool children’s foreign language competence. Ensaio, 28(107), 335-361. https://doi.org/10.1590/S0104-40362019002702007 EDN: https://elibrary.ru/vxwhwz
  38. Weiss-Sidi, M., Riemer, H. (2023). Help Others – Be Happy? The Effect of Altruistic Behavior on Happiness across Cultures. Frontiers in Psychology, 14, 1-14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.115666133
  39. Wolff, C., Reimann, C., Mikhaylova, E., Aldaghamin, A., Pampus, S., & Hermann, E. (2021). Digital Education Ecosystem (DEE) for a Virtual Master School. In 2021 IEEE International Conference on Smart Information Systems and Technologies (SIST) (pp. 1-7). Nur-Sultan, Kazakhstan. https://doi.org/10.1109/SIST50301.2021.9465914

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».