Стратегия визуализации с помощью интеллект-карт как инструмент смыслового чтения обучающихся основной школы при решении учебных математических кейсов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена исследованию проблемы развития навыков смыслового чтения у обучающихся, что является одним из ключевых компонентов реализации современных образовательных стандартов, ориентированных на формирование универсальных учебных действий. Смысловое чтение, включающее в себя комплекс когнитивных процессов, таких как анализ, интерпретация и критическая оценка текста, остается недостаточно сформированным у значительной части школьников, что приводит к затруднениям в усвоении учебного материала. В качестве эффективного инструмента, реализующего стратегию смыслового чтения – визуализации, – предлагается использование интеллект-карт, которые позволяют трансформировать информацию, структурировать знания и активизировать когнитивные процессы. Интеллект-карты, основанные на принципах радиантного мышления, способствуют оптимизации процессов запоминания и осмысления учебного материала. В статье описаны методологические аспекты создания интеллект-карт и их интеграция в образовательный процесс, включая работу с учебными математическими текстами и применение в рамках кейс-метода.

Цель. Разработка методической стратегии использования интеллект-карт для развития умений смыслового чтения у обучающихся основной школы при решении учебных математических кейсов.

Материалы и методы. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ, включающий изучение научной литературы по смысловому чтению, когнитивной психологии и методике преподавания математики; эмпирические методы, такие как моделирование учебного математического текста в рамках использования кейс-метода, а также методическое описание использования данного кейса с целью применения стратегии визуализации с помощью интеллект-карт.

Результаты. Исследование показало, что применение интеллект-карт при работе с учебными математическими текстами эффективно поддерживает этапы смыслового чтения: ориентация (определение темы карты), понимание (выделение ключевых ветвей), анализ (детализация информации) и синтез (структурирование решения). На примере кейса продемонстрировано, как визуализация через интеллект-карты помогает учащимся анализировать условия, преобразовывать текст в математическую модель и выстраивать логику решения.

Об авторах

Алексей Романович Ромащенко

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alexro22@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-7080-3976
SPIN-код: 6552-0480

аспирант кафедра методики преподавания математики и физики, ИКТ

 

Россия, проспект им. В.И. Ленина, 27, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация

Вероника Александровна Корсунова

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Email: edu@vkorsunova.ru
ORCID iD: 0000-0003-3600-5201
SPIN-код: 5178-2956

кандидат пед. наук, ассистент кафедры теории и методики начального образования

 

Россия, проспект им. В.И. Ленина, 27, г. Волгоград, 400005, Российская Федерация

Список литературы

  1. Абылкасова, Г. Е., Дюсембинова, Г. К. (2017). Применение интеллект-карт как одной из форм информационных технологий в процессе обучения учащихся в средней школе. В Теория и практика современного научного знания. Проблемы. Прогнозы. Решения (с. 33-34). Санкт-Петербург: ООО «Редакционно-издательский центр “КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС”». EDN: https://elibrary.ru/ykjafb
  2. Безрукавая, М. В. (2014). Использование интеллект-карт при обучении. Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ, 3-4(63-64), 73-77. EDN: https://elibrary.ru/tarbnj
  3. Боженкова, Л. И. (2007). Интеллектуальное воспитание учащихся общеобразовательной школы при обучении геометрии. Калуга: Калужский государственный педагогический университет. 300 с. EDN: https://elibrary.ru/ulkdcn
  4. Бьюзен, Т. (2021). Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. Москва: Манн, Иванов и Фербер. 208 с.
  5. Дербуш, М. В., Скарбич, С. Н. (2017). Формирование приемов смыслового чтения при обучении учащихся математике. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 3(16), 141-143. EDN: https://elibrary.ru/zxnvuh
  6. Ефимова, А. Г., Медведева, Т. А., Реуцкая, Л. М. (2021). Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики при решении текстовых задач. Символ науки: международный научный журнал, 12-2, 35-37. EDN: https://elibrary.ru/tuzthq
  7. Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. (2011). Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд., дораб. Москва: Просвещение. 223 с. ISBN: 978-5-09-019218-7
  8. Абросимова, М. А., Воронина, И. Р., Захарова, Э. А. и др. (2021). Использование интеллект-карт в образовательном процессе. В Инновационный потенциал цифровой экономики: состояние и направления развития (с. 16-19). Курск: ЮЗГУ. EDN: https://elibrary.ru/skmsuq
  9. Коцюба, И. Ю., Шиков, А. Н. (2015). Интеллект-карты как средство e-дидактики в компьютерных технологиях обучения. Образовательные технологии и общество, 18(1), 600-611. EDN: https://elibrary.ru/tnonap
  10. Макеева, С. Г., Мартынова, Е. Н. (2020). Теоретические основы формирования смыслового чтения как универсального учебного действия. Ярославский педагогический вестник, 5(116), 30-38. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-5-116-30-38 EDN: https://elibrary.ru/tyrriz
  11. Меллер, Я. А. (2017). Интеллект-карты в процессе обучения как способ повышения личной эффективности студентов. В Проблемы личности в современном мире (с. 228-230). Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева. EDN: https://elibrary.ru/yrmetx
  12. Панфилова, А. П. (2012). Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. 3-е изд. Москва: Академия. 192 с. ISBN: 978-5-7695-9035-1
  13. Пичугина, Г. А., Бондарчук, А. И. (2019). Структура обучающего кейса в организации учебного процесса. Гуманитарные балканские исследования, 3(2(4)), 5-7. EDN: https://elibrary.ru/aqncyl
  14. Рейнгольд, Л. В. За пределами case-технологий, или О семантической стандартизации метаданных // Компьютерра. URL: https://old.computerra.ru/195773/ (дата обращения: 28.03.2025)
  15. Ушакова, О. В. (2018). Смысловое чтение как метапредметный результат реализации системно-деятельностного подхода. Лингвокультурология, 12, 230-233. EDN: https://elibrary.ru/ypnjmd
  16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]. 6-е изд. Москва: Просвещение, 2017. 159 с. EDN: https://elibrary.ru/appjec
  17. Farrand, P., Hussain, F., Hennessy, E. (2002). The efficacy of the ‘mind map’ study technique. Med Educ, 36(5), 426-431. https://doi.org/10.1046/j.1365-2923.2002.01205.x EDN: https://elibrary.ru/baptfj
  18. Keller, J. M. (1987). Development and use of the ARCS model of instructional design. Journal of Instructional Development, 10, 2-10. https://doi.org/10.1007/BF02905780
  19. Programme for International Student Assessment. URL: https://www.oecd.org/en/about/programmes/pisa.html (дата обращения: 28.03.2025)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».