Интеграция электронных библиотечных систем в цифровую образовательную среду вуза: подходы к мониторингу и оценке эффективности
- Авторы: Потапова С.О.1, Амбросенко Н.Д.1, Лысак О.А.1
-
Учреждения:
- Красноярский государственный аграрный университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 7-32
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 31.08.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/311975
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-694
- EDN: https://elibrary.ru/ZYOMGV
- ID: 311975
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В статье рассматривается динамика и эффективность внедрения электронных библиотечных систем (ЭБС) в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) российских вузов. Подчеркивается значимость ЭБС в современном образовательном процессе, их роль в обеспечении доступа к актуальным учебным и научным материалам, а также преимущества, такие как удаленный доступ, равный доступ для всех студентов, удобный поиск информации и т.д. Анализируются методы сбора и интерпретации данных об использовании ЭБС, выявляются трудности внедрения, связанные с отсутствием комплексного взаимодействия между заинтересованными сторонами. Рассматриваются перспективы интеграции ЭБС в системы управления обучением (LMS), такие как Moodle, что может улучшить доступность и эффективность использования библиотечных ресурсов. Статья акцентирует внимание на необходимости совместной работы учебных заведений, разработчиков программного обеспечения для ЭБС и регулирующих органов для максимального раскрытия потенциала ЭБС в образовательном процессе.
Цель исследования – рассмотреть особенности интеграции электронных библиотечных систем в образовательную среду вузов и определить актуальные подходы к мониторингу и аналитической оценке их функционирования.
Материалы и методы исследования включают анализ нормативных документов, изучение статистических данных об использовании электронных библиотечных систем, анализ функциональности специализированных плагинов и инструментов, а также статистических данных, полученных из административных отчетов LMS Moodle.
Результаты. Несмотря на широкое признание роли электронных библиотечных систем в обеспечении доступа к современным образовательным и научным ресурсам, исследование позволило выявить ряд проблем, препятствующих их эффективной интеграции в образовательную среду российских вузов. Основными из них являются: отсутствие единой методологии сбора и интерпретации статистических данных; разнообразие терминологий и подходов к расчёту показателей в различных ЭБС; ограниченная возможность сравнительного анализа и интеграции данных между платформами; недостаточная координация между участниками образовательного процесса (библиотекари, преподаватели, ИТ-специалисты, разработчики ЭБС).
Анализ существующих подходов к интеграции ЭБС в системы управления обучением, такие как Moodle, продемонстрировал их потенциал в повышении доступности и аналитической ценности электронных библиотечных ресурсов. Однако внедрение таких решений сталкивается с техническими и организационными сложностями, включая необходимость разработки специализированных плагинов и API (Application Programming Interface), а также согласования стандартов представления данных.
Установлено, что современные ЭБС обладают широкими возможностями для сбора данных о поведении пользователей: количестве обращений, времени чтения, частоте переходов, популярности тематик и т.п. Однако большинство вузов испытывает трудности при интерпретации этих данных из-за отсутствия унифицированных метрик и рекомендаций по их использованию в управлении образовательным процессом.
Анализ полученных данных позволяет глубже понять специфику использования электронных библиотечных систем в образовательной практике и сформулировать системные рекомендации по дальнейшему развитию их интеграции в цифровую образовательную среду. Практическая значимость исследования заключается в представлении направлений для повышения эффективности применения ЭБС в вузах, создавая основу для последующего проектирования целостных подходов к мониторингу, анализу и интеграции данных систем в образовательный процесс.
Об авторах
Светлана Олеговна Потапова
Красноярский государственный аграрный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sveta_p@kgau.ru
ORCID iD: 0000-0001-7141-8963
Scopus Author ID: 57209774670
кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры Психологии, педагогики и экологии человека
Россия, ул. Стасовой, 44И, г. Красноярск, 660130, Российская Федерация
Николай Дмитриевич Амбросенко
Красноярский государственный аграрный университет
Email: nikolai.ambrosenko@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-8806-3969
Scopus Author ID: 58403204000
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры Информационные технологии и математическое обеспечение информационных систем
Россия, ул. Стасовой, 44И, г. Красноярск, 660130, Российская Федерация
Ольга Александровна Лысак
Красноярский государственный аграрный университет
Email: irlibkgau@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0577-7527
ResearcherId: Y-1130-2018
заведующая Информационно-методическим отделом научной библиотеки
Россия, ул. Стасовой, 44И, г. Красноярск, 660130, Российская Федерация
Список литературы
- Амбросенко, Н. Д., Лысак, О. А., & Потапова, С. О. (2024). Показатели цифровой активности пользователей ЭБС в Красноярском ГАУ и способы их повышения. В Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (с. 561-564). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. EDN: https://elibrary.ru/mcjtkc
- Амбросенко, Н. Д., Лысак, О. А., & Потапова, С. О. (2024). Анализ эффективности практических приемов для привлечения студентов к регистрации и использованию электронных библиотечных систем (ЭБС) в вузе. Проблемы современного образования, (6), 260-274. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2024-6-260-274 EDN: https://elibrary.ru/jvjhrk
- Бейлина, Е. Н., & Каплин, Р. Е. (2023). ЭБС-2023: тренд на разнообразие форматов и сервисов. Университетская книга, (10), 34-43. EDN: https://elibrary.ru/vbqoxs
- Гендина, Н. И., & Косолапова, Е. В. (2024). Электронные библиотечные системы в фокусе цифровой дидактики и когнитивных особенностей цифрового поколения. Библиосфера, (1), 7-17. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-1-7-17 EDN: https://elibrary.ru/ptyqre
- Голубева, Е. А., & Смагина, М. В. (2020). Использование потенциала электронных библиотечных систем в образовательной деятельности вуза. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, (50), 211-218. https://doi.org/10.317773/2078-1768-2020-50-211-218 EDN: https://elibrary.ru/mptvcl
- ГОСТ Р 57723-2018. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения. (2018). Москва: Издательство стандарта, 18 с.
- Ежемесячный рейтинг вузов. (2024). Консорциум СЭБ. URL: https://seb.e.lanbook.com/rat (дата обращения: 03.12.2024)
- Иванова, Н. Ю., & Кошелев, А. А. (2024). Дистанционное образование в условиях цифровой трансформации современного вуза. Саратов: Вузовское образование, 87 с. ISBN: 978-5-4487-0945-6 EDN: https://elibrary.ru/uowczd
- Носков, М. В., Шершнева, В. А., Барышев, Р. А., & Манушкина, М. М. (2016). Информатизация образования в вузе: актуальные вопросы развития электронных библиотек. Вестник Томского государственного педагогического университета, (1(166)), 151-155. EDN: https://elibrary.ru/vhlubt
- Нестерова, А. Н. (2020). Статистика использования электронно-библиотечных систем: стоит ли изобретать велосипед? Университетская книга, (6), 44-47. EDN: https://elibrary.ru/tygafm
- Не только контент: новые ценности ЭБС в вузе (2019). Университетская книга, (4), 50-55. EDN: https://elibrary.ru/lxihhg
- Федотова, Н. М. (2018). Перспективы электронных библиотечных ресурсов в образовательном процессе вузов. Журнал филологических исследований, 3(2), 10-31. EDN: https://elibrary.ru/xshhtv
- Юрайт. Статистика. Обобщенная статистика использования платформы Юрайт (2025). ЭБС Юрайт. URL: https://urait.ru/info/stat (дата обращения: 09.01.2025)
- Borisova, A. A., Mikidenko, N. L., & Storozheva, S. P. (2020). Electronic Libraries in the Educational Environment of the University: The Usage of Practices. Proceedings of the International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020), 882-888. EDN: https://elibrary.ru/qjhdxj
- Bondar, I. (2023). Integration of Electronic Resources in Library Environment of Higher Education Institutions: Advantages and Challenges. Scientific journal. Library Science. Record Studies. Informology, (2), 102-108.
- Hapke, T. (2005). ‘In-formation’ of Better Learning Environments - the Educational Role of the University Library. LIBER Quarterly: The Journal of the Association of European Research Libraries, 15(3-4).
- Ilahi, R., Widiaty, I., Wahyudin, D., & Abdullah, A. G. (2019). Digital library as learning resources. Journal of Physics: Conference Series, 1402(7), 077044.
- Naku, R. K., & Kurniawati, D. (2023). Optimizing The Use Of Digital Libraries In Strengthening Educational Infrastructure In The Era Of Information Disruption. Mahir: Jurnal Ilmu Pendidikan Dan Pembelajaran, 2(3), 187-193.
Дополнительные файлы
