Интеграция электронных библиотечных систем в цифровую образовательную среду вуза: подходы к мониторингу и оценке эффективности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В статье рассматривается динамика и эффективность внедрения электронных библиотечных систем (ЭБС) в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) российских вузов. Подчеркивается значимость ЭБС в современном образовательном процессе, их роль в обеспечении доступа к актуальным учебным и научным материалам, а также преимущества, такие как удаленный доступ, равный доступ для всех студентов, удобный поиск информации и т.д. Анализируются методы сбора и интерпретации данных об использовании ЭБС, выявляются трудности внедрения, связанные с отсутствием комплексного взаимодействия между заинтересованными сторонами. Рассматриваются перспективы интеграции ЭБС в системы управления обучением (LMS), такие как Moodle, что может улучшить доступность и эффективность использования библиотечных ресурсов. Статья акцентирует внимание на необходимости совместной работы учебных заведений, разработчиков программного обеспечения для ЭБС и регулирующих органов для максимального раскрытия потенциала ЭБС в образовательном процессе.

Цель исследования – рассмотреть особенности интеграции электронных библиотечных систем в образовательную среду вузов и определить актуальные подходы к мониторингу и аналитической оценке их функционирования.

Материалы и методы исследования включают анализ нормативных документов, изучение статистических данных об использовании электронных библиотечных систем, анализ функциональности специализированных плагинов и инструментов, а также статистических данных, полученных из административных отчетов LMS Moodle.

Результаты. Несмотря на широкое признание роли электронных библиотечных систем в обеспечении доступа к современным образовательным и научным ресурсам, исследование позволило выявить ряд проблем, препятствующих их эффективной интеграции в образовательную среду российских вузов. Основными из них являются: отсутствие единой методологии сбора и интерпретации статистических данных; разнообразие терминологий и подходов к расчёту показателей в различных ЭБС; ограниченная возможность сравнительного анализа и интеграции данных между платформами; недостаточная координация между участниками образовательного процесса (библиотекари, преподаватели, ИТ-специалисты, разработчики ЭБС).

Анализ существующих подходов к интеграции ЭБС в системы управления обучением, такие как Moodle, продемонстрировал их потенциал в повышении доступности и аналитической ценности электронных библиотечных ресурсов. Однако внедрение таких решений сталкивается с техническими и организационными сложностями, включая необходимость разработки специализированных плагинов и API (Application Programming Interface), а также согласования стандартов представления данных.

Установлено, что современные ЭБС обладают широкими возможностями для сбора данных о поведении пользователей: количестве обращений, времени чтения, частоте переходов, популярности тематик и т.п. Однако большинство вузов испытывает трудности при интерпретации этих данных из-за отсутствия унифицированных метрик и рекомендаций по их использованию в управлении образовательным процессом.

Анализ полученных данных позволяет глубже понять специфику использования электронных библиотечных систем в образовательной практике и сформулировать системные рекомендации по дальнейшему развитию их интеграции в цифровую образовательную среду. Практическая значимость исследования заключается в представлении направлений для повышения эффективности применения ЭБС в вузах, создавая основу для последующего проектирования целостных подходов к мониторингу, анализу и интеграции данных систем в образовательный процесс.

Об авторах

Светлана Олеговна Потапова

Красноярский государственный аграрный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sveta_p@kgau.ru
ORCID iD: 0000-0001-7141-8963
Scopus Author ID: 57209774670

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры Психологии, педагогики и экологии человека

 

Россия, ул. Стасовой, 44И, г. Красноярск, 660130, Российская Федерация

Николай Дмитриевич Амбросенко

Красноярский государственный аграрный университет

Email: nikolai.ambrosenko@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-8806-3969
Scopus Author ID: 58403204000

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры Информационные технологии и математическое обеспечение информационных систем

 

Россия, ул. Стасовой, 44И, г. Красноярск, 660130, Российская Федерация

Ольга Александровна Лысак

Красноярский государственный аграрный университет

Email: irlibkgau@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0577-7527
ResearcherId: Y-1130-2018

заведующая Информационно-методическим отделом научной библиотеки

 

Россия, ул. Стасовой, 44И, г. Красноярск, 660130, Российская Федерация

Список литературы

  1. Амбросенко, Н. Д., Лысак, О. А., & Потапова, С. О. (2024). Показатели цифровой активности пользователей ЭБС в Красноярском ГАУ и способы их повышения. В Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (с. 561-564). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. EDN: https://elibrary.ru/mcjtkc
  2. Амбросенко, Н. Д., Лысак, О. А., & Потапова, С. О. (2024). Анализ эффективности практических приемов для привлечения студентов к регистрации и использованию электронных библиотечных систем (ЭБС) в вузе. Проблемы современного образования, (6), 260-274. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2024-6-260-274 EDN: https://elibrary.ru/jvjhrk
  3. Бейлина, Е. Н., & Каплин, Р. Е. (2023). ЭБС-2023: тренд на разнообразие форматов и сервисов. Университетская книга, (10), 34-43. EDN: https://elibrary.ru/vbqoxs
  4. Гендина, Н. И., & Косолапова, Е. В. (2024). Электронные библиотечные системы в фокусе цифровой дидактики и когнитивных особенностей цифрового поколения. Библиосфера, (1), 7-17. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-1-7-17 EDN: https://elibrary.ru/ptyqre
  5. Голубева, Е. А., & Смагина, М. В. (2020). Использование потенциала электронных библиотечных систем в образовательной деятельности вуза. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, (50), 211-218. https://doi.org/10.317773/2078-1768-2020-50-211-218 EDN: https://elibrary.ru/mptvcl
  6. ГОСТ Р 57723-2018. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения. (2018). Москва: Издательство стандарта, 18 с.
  7. Ежемесячный рейтинг вузов. (2024). Консорциум СЭБ. URL: https://seb.e.lanbook.com/rat (дата обращения: 03.12.2024)
  8. Иванова, Н. Ю., & Кошелев, А. А. (2024). Дистанционное образование в условиях цифровой трансформации современного вуза. Саратов: Вузовское образование, 87 с. ISBN: 978-5-4487-0945-6 EDN: https://elibrary.ru/uowczd
  9. Носков, М. В., Шершнева, В. А., Барышев, Р. А., & Манушкина, М. М. (2016). Информатизация образования в вузе: актуальные вопросы развития электронных библиотек. Вестник Томского государственного педагогического университета, (1(166)), 151-155. EDN: https://elibrary.ru/vhlubt
  10. Нестерова, А. Н. (2020). Статистика использования электронно-библиотечных систем: стоит ли изобретать велосипед? Университетская книга, (6), 44-47. EDN: https://elibrary.ru/tygafm
  11. Не только контент: новые ценности ЭБС в вузе (2019). Университетская книга, (4), 50-55. EDN: https://elibrary.ru/lxihhg
  12. Федотова, Н. М. (2018). Перспективы электронных библиотечных ресурсов в образовательном процессе вузов. Журнал филологических исследований, 3(2), 10-31. EDN: https://elibrary.ru/xshhtv
  13. Юрайт. Статистика. Обобщенная статистика использования платформы Юрайт (2025). ЭБС Юрайт. URL: https://urait.ru/info/stat (дата обращения: 09.01.2025)
  14. Borisova, A. A., Mikidenko, N. L., & Storozheva, S. P. (2020). Electronic Libraries in the Educational Environment of the University: The Usage of Practices. Proceedings of the International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020), 882-888. EDN: https://elibrary.ru/qjhdxj
  15. Bondar, I. (2023). Integration of Electronic Resources in Library Environment of Higher Education Institutions: Advantages and Challenges. Scientific journal. Library Science. Record Studies. Informology, (2), 102-108.
  16. Hapke, T. (2005). ‘In-formation’ of Better Learning Environments - the Educational Role of the University Library. LIBER Quarterly: The Journal of the Association of European Research Libraries, 15(3-4).
  17. Ilahi, R., Widiaty, I., Wahyudin, D., & Abdullah, A. G. (2019). Digital library as learning resources. Journal of Physics: Conference Series, 1402(7), 077044.
  18. Naku, R. K., & Kurniawati, D. (2023). Optimizing The Use Of Digital Libraries In Strengthening Educational Infrastructure In The Era Of Information Disruption. Mahir: Jurnal Ilmu Pendidikan Dan Pembelajaran, 2(3), 187-193.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».