Открытость будущему молодежи в ситуации неопределенности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование.  В современном динамичном обществе молодое поколение часто сталкивается с ситуациями неопределенности. Некоторые ученые связывают готовность к принятию риска с личностными особенностями, такими как самоактивация, самооценка субъекта, эмоциональная устойчивость, локус контроля (М.А. Одинцова, Д.В. Лубовский, Е.И. Кузьмина, В.А. Бодров, Рапохин И.П., Кочетков В.В., Скотникова И.Г. и др.). Несмотря на разнообразие существующих концепций личностного потенциала (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган, В.Н. Марков) в психологии остается не рассмотренным вопрос включения в его структуру феномена «открытость будущему», одним из признаков которого является уверенность в собственных силах при встрече с неопределенными ситуациями.

Цель – рассмотрение феномена «открытость будущему» в ситуации неопределенности у молодежи.

Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось с помощью трех психодиагностических методик: тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), шкала самоэффективности Р. Шварцер и М. Ерусалем, шкала открытости будущему (русская адаптация А.С. Хегай, А.А. Золотарева, Т.А. Каштанова, Ю.С. Витко, А.А. Лебедева). Первичные данные подверглись статистической обработке с помощью программы IBM.SPSS.Statistics.Version22.

Результаты. Исследование выявило прямую взаимосвязь открытости будущему в ситуации неопределенности с компонентами личностного потенциала (жизнестойкость, самоэффективность) у молодежи. Аналогичные выводы можно проследить в других отечественных и зарубежных научных работах. Таким образом, открытость будущему можно считать компонентом личностного потенциала в ситуации неопределенности. Перспективным направлением дальнейших исследований в этой области является увеличение объема выборки респондентов и анализ взаимосвязи других характеристик личностного потенциала (включая такие подструктуры, как потенциал выбора и самоопределения) с открытостью будущему. Полученные результаты помогут практикующим психологам при работе с молодежью в целях формирования образа будущего.

Об авторах

Юлия Юрьевна Ханина

Донской государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: khaninayulya@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-8293-8672

соискатель ученой степени кандидата наук

Россия, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344003, Российская Федерация

Галина Павловна Звездина

Донской государственный технический университет

Email: galzvezdina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3284-2221

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Общая и консультативная психология»

Россия, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344003, Российская Федерация

Список литературы

  1. Анцыферова, Л. И. (1993). Психология повседневности: жизненный мир личности и "техники" ее бытия. Психологический журнал, (2), 3–16. EDN: https://elibrary.ru/SAIHID
  2. Белановская, О. В. (2008). Временная перспектива жизненных планов в юношестве. Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Получено с https://psyjournals.ru/nonserialpublications/sgu_socialpsy/contents.
  3. Берман, Н. Д. (2020). Влияние самоэффективности на обучение студентов. Мир науки. Педагогика и психология, 8(2), 1–8. Получено с https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN220.pdf. EDN: https://elibrary.ru/LUXXOU
  4. Булынко, Н. А. (2009). К проблеме самоэффективности личности в психологии. Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология, (3(185)), 118–125.
  5. Бодров, В. А. (1981). Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность. Психологический журнал, 2(2), 51–66. EDN: https://elibrary.ru/RPWJJH
  6. Боязитова, И. В., & Эркенова, М. М. (2018). Личностный потенциал как основа жизнестойкости в студенческом возрасте. Russian Journal of Education and Psychology, 9(12), 19–40. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-12-19-40 EDN: https://elibrary.ru/YZLULB
  7. Гордиенко, Г. С. (2019). К вопросу о самоэффективности личности в контексте профессиональной деятельности. Современные научные исследования и инновации, (4). Получено с https://web.snauka.ru/issues/2019/04/89145 (дата обращения: 10.04.2025). EDN: https://elibrary.ru/NGQFTY
  8. Енин, В. В. (2023). Личностные корреляты самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 12(3(47)), 236–245. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-3-236-245 EDN: https://elibrary.ru/HGHEVM
  9. Каган, М. С. (1974). Человеческая деятельность: опыт системного анализа. Москва: Издательство политической литературы. 328 с.
  10. Климов, А. А. (2011). Жизнестойкость и ее взаимосвязь с личностными ценностями студентов. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия "Психология", (2(10)), 14–23.
  11. Кольчик, Е. Ю. (2023). Образ будущего у молодёжи с различным уровнем толерантности к неопределённости. Научный результат. Педагогика и психология образования, 9(4), 121–131. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2023-9-4-1-0 EDN: https://elibrary.ru/GHRPEI
  12. Коржикова, И. В. (2023). Феномен жизнестойкости. Молодой ученый, (20(467)), 415–418. Получено с https://moluch.ru/archive/467/102871 (дата обращения: 15.04.2025). EDN: https://elibrary.ru/MDKYEU
  13. Корнилова, Т. В. (2020). Современные зарубежные исследования феномена жизнестойкости (hardiness). Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, (4), 223–229. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-223-229 EDN: https://elibrary.ru/PZQHPX
  14. Кочетков, В. В. (1993). Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. Москва: Наука. 141 с. ISBN: 5-02-013469-4 EDN: https://elibrary.ru/WZBTDJ
  15. Леонтьев, Д. А. (2011). Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва: Смысл. 680 с.
  16. Марков, В. Н. (2001). Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. Москва: Изд-во РАГС. 264 с.
  17. Неяскина, Ю. Ю., & Пронькина, В. О. (2017). Особенности конструирования будущего при разных уровнях толерантности к неопределенности (на примере юношеского возраста). Вестник Кемеровского государственного университета, (3), 143–152. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-143-152 EDN: https://elibrary.ru/ZQPTWH
  18. Овчинников, М. В. (2016). Взаимосвязь показателей жизнестойкости и временной перспективы личности в юношеском возрасте. Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры, 22(3)(153), 115–120. EDN: https://elibrary.ru/WWPEQP
  19. Одинцова, М. А., Лубовский, Д. В., & Кузьмина, Е. И. (2023). Психологические ресурсы личности при проживании жизненных ситуаций разной степени неопределенности. Социальная психология и общество, 14(4), 156–177. https://doi.org/10.17759/sps.2023140410 EDN: https://elibrary.ru/EIUZKA
  20. Пестерева, С. Н. (2018). Понимание перспектив будущего старшеклассниками. Теория и практика современной науки, (4(34)), 635–637. EDN: https://elibrary.ru/XSCNVB
  21. Рассказова, Е. И. (2005). Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации. Известия Южного федерального университета. Технические науки, с. 124–126. EDN: https://elibrary.ru/KOIDKT
  22. Рапохин, Н. П. (1981). Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности. Психологический журнал, 2(5), 92–100.
  23. Симонов, П. В. (1981). Эмоциональный мозг: монография. Москва: Наука. 216 с.
  24. Фоминых, Е. С. (2020). Взаимосвязь самоэффективности и жизненной позиции молодежи. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, (2), 55–59. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-55-59 EDN: https://elibrary.ru/MKVZGV
  25. Фролова, А. А. (2007). Представления о будущем как необходимое условие реализации личностного потенциала в юношеском возрасте. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, (1(45)), 277–283. EDN: https://elibrary.ru/IIVXJZ
  26. Хегай, А. С., Золотарева, А. А., Каштанова, Т. А., Витко, Ю. С., & Лебедева, А. А. (2023). Шкала открытости будущему: русскоязычная адаптация и валидизация. Когнитивная психология и психотерапия, 31(2), 119–136. https://doi.org/10.17759/cpp.2023310206 EDN: https://elibrary.ru/WCLITO
  27. Шерешкова, Е. А. (2019). Взаимосвязь личностных свойств и жизнестойкости будущих педагогов. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, (1), 116–124. EDN: https://elibrary.ru/ZDQXUT
  28. Brown, A. D., Kouri, N. A., Rahman, N., Joscelyne, A., Bryant, R. A., & Marmar, C. R. (2016). Enhancing self-efficacy improves episodic future thinking and social decision making in combat veterans with posttraumatic stress disorder. Psychiatry Research, 342, 19. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2016.05.026
  29. Fischer, E., Glashauser, A., & Laireiter, A.-R. (2022). Development and evaluation of a prospective group coaching program: increasing well-being and openness to the future in a subclinical sample. Journal of Happiness Studies, 23, 3799–3842. https://doi.org/10.1007/s10902-022-00561-y EDN: https://elibrary.ru/EKEFAJ
  30. Pawlak, S., & Moustafa, A. (2023). A systematic review of the impact of future-oriented thinking on academic outcomes. Frontiers in Psychology, 14, 1–11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1190546
  31. Zhao, W., & Ma, R. (2025). Investigating the relationship between goal orientation, self-efficacy, positive emotionality, and affective engagement among Chinese students. Acta Psychologica, 253, 104735. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2025.104735 EDN: https://elibrary.ru/JTRTDD
  32. Oriol-Granado, X., Mendoza-Lira, M., Covarrubias-Apablaza, C.-G., & Molina-Lopez, V.-M. (2017). Positive emotions, autonomy support and academic performance of university students: the mediating role of academic engagement and self-efficacy. Revista de Psicodidáctica, 22(1), 45–53. https://doi.org/10.1016/S1136-1034(17)30043-6

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».