Открытость будущему молодежи в ситуации неопределенности
- Авторы: Ханина Ю.Ю.1, Звездина Г.П.1
-
Учреждения:
- Донской государственный технический университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 498-519
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/302892
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-821
- EDN: https://elibrary.ru/NAEMXO
- ID: 302892
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В современном динамичном обществе молодое поколение часто сталкивается с ситуациями неопределенности. Некоторые ученые связывают готовность к принятию риска с личностными особенностями, такими как самоактивация, самооценка субъекта, эмоциональная устойчивость, локус контроля (М.А. Одинцова, Д.В. Лубовский, Е.И. Кузьмина, В.А. Бодров, Рапохин И.П., Кочетков В.В., Скотникова И.Г. и др.). Несмотря на разнообразие существующих концепций личностного потенциала (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган, В.Н. Марков) в психологии остается не рассмотренным вопрос включения в его структуру феномена «открытость будущему», одним из признаков которого является уверенность в собственных силах при встрече с неопределенными ситуациями.
Цель – рассмотрение феномена «открытость будущему» в ситуации неопределенности у молодежи.
Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось с помощью трех психодиагностических методик: тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), шкала самоэффективности Р. Шварцер и М. Ерусалем, шкала открытости будущему (русская адаптация А.С. Хегай, А.А. Золотарева, Т.А. Каштанова, Ю.С. Витко, А.А. Лебедева). Первичные данные подверглись статистической обработке с помощью программы IBM.SPSS.Statistics.Version22.
Результаты. Исследование выявило прямую взаимосвязь открытости будущему в ситуации неопределенности с компонентами личностного потенциала (жизнестойкость, самоэффективность) у молодежи. Аналогичные выводы можно проследить в других отечественных и зарубежных научных работах. Таким образом, открытость будущему можно считать компонентом личностного потенциала в ситуации неопределенности. Перспективным направлением дальнейших исследований в этой области является увеличение объема выборки респондентов и анализ взаимосвязи других характеристик личностного потенциала (включая такие подструктуры, как потенциал выбора и самоопределения) с открытостью будущему. Полученные результаты помогут практикующим психологам при работе с молодежью в целях формирования образа будущего.
Об авторах
Юлия Юрьевна Ханина
Донской государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: khaninayulya@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-8293-8672
соискатель ученой степени кандидата наук
Россия, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344003, Российская ФедерацияГалина Павловна Звездина
Донской государственный технический университет
Email: galzvezdina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3284-2221
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Общая и консультативная психология»
Россия, пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344003, Российская ФедерацияСписок литературы
- Анцыферова, Л. И. (1993). Психология повседневности: жизненный мир личности и "техники" ее бытия. Психологический журнал, (2), 3–16. EDN: https://elibrary.ru/SAIHID
- Белановская, О. В. (2008). Временная перспектива жизненных планов в юношестве. Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Получено с https://psyjournals.ru/nonserialpublications/sgu_socialpsy/contents.
- Берман, Н. Д. (2020). Влияние самоэффективности на обучение студентов. Мир науки. Педагогика и психология, 8(2), 1–8. Получено с https://mir-nauki.com/PDF/83PDMN220.pdf. EDN: https://elibrary.ru/LUXXOU
- Булынко, Н. А. (2009). К проблеме самоэффективности личности в психологии. Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология, (3(185)), 118–125.
- Бодров, В. А. (1981). Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность. Психологический журнал, 2(2), 51–66. EDN: https://elibrary.ru/RPWJJH
- Боязитова, И. В., & Эркенова, М. М. (2018). Личностный потенциал как основа жизнестойкости в студенческом возрасте. Russian Journal of Education and Psychology, 9(12), 19–40. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-12-19-40 EDN: https://elibrary.ru/YZLULB
- Гордиенко, Г. С. (2019). К вопросу о самоэффективности личности в контексте профессиональной деятельности. Современные научные исследования и инновации, (4). Получено с https://web.snauka.ru/issues/2019/04/89145 (дата обращения: 10.04.2025). EDN: https://elibrary.ru/NGQFTY
- Енин, В. В. (2023). Личностные корреляты самоэффективности в учебно-профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, 12(3(47)), 236–245. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-3-236-245 EDN: https://elibrary.ru/HGHEVM
- Каган, М. С. (1974). Человеческая деятельность: опыт системного анализа. Москва: Издательство политической литературы. 328 с.
- Климов, А. А. (2011). Жизнестойкость и ее взаимосвязь с личностными ценностями студентов. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия "Психология", (2(10)), 14–23.
- Кольчик, Е. Ю. (2023). Образ будущего у молодёжи с различным уровнем толерантности к неопределённости. Научный результат. Педагогика и психология образования, 9(4), 121–131. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2023-9-4-1-0 EDN: https://elibrary.ru/GHRPEI
- Коржикова, И. В. (2023). Феномен жизнестойкости. Молодой ученый, (20(467)), 415–418. Получено с https://moluch.ru/archive/467/102871 (дата обращения: 15.04.2025). EDN: https://elibrary.ru/MDKYEU
- Корнилова, Т. В. (2020). Современные зарубежные исследования феномена жизнестойкости (hardiness). Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, (4), 223–229. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-223-229 EDN: https://elibrary.ru/PZQHPX
- Кочетков, В. В. (1993). Индивидуально-психологические проблемы принятия решений. Москва: Наука. 141 с. ISBN: 5-02-013469-4 EDN: https://elibrary.ru/WZBTDJ
- Леонтьев, Д. А. (2011). Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва: Смысл. 680 с.
- Марков, В. Н. (2001). Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. Москва: Изд-во РАГС. 264 с.
- Неяскина, Ю. Ю., & Пронькина, В. О. (2017). Особенности конструирования будущего при разных уровнях толерантности к неопределенности (на примере юношеского возраста). Вестник Кемеровского государственного университета, (3), 143–152. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-143-152 EDN: https://elibrary.ru/ZQPTWH
- Овчинников, М. В. (2016). Взаимосвязь показателей жизнестойкости и временной перспективы личности в юношеском возрасте. Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры, 22(3)(153), 115–120. EDN: https://elibrary.ru/WWPEQP
- Одинцова, М. А., Лубовский, Д. В., & Кузьмина, Е. И. (2023). Психологические ресурсы личности при проживании жизненных ситуаций разной степени неопределенности. Социальная психология и общество, 14(4), 156–177. https://doi.org/10.17759/sps.2023140410 EDN: https://elibrary.ru/EIUZKA
- Пестерева, С. Н. (2018). Понимание перспектив будущего старшеклассниками. Теория и практика современной науки, (4(34)), 635–637. EDN: https://elibrary.ru/XSCNVB
- Рассказова, Е. И. (2005). Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации. Известия Южного федерального университета. Технические науки, с. 124–126. EDN: https://elibrary.ru/KOIDKT
- Рапохин, Н. П. (1981). Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности. Психологический журнал, 2(5), 92–100.
- Симонов, П. В. (1981). Эмоциональный мозг: монография. Москва: Наука. 216 с.
- Фоминых, Е. С. (2020). Взаимосвязь самоэффективности и жизненной позиции молодежи. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, (2), 55–59. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-55-59 EDN: https://elibrary.ru/MKVZGV
- Фролова, А. А. (2007). Представления о будущем как необходимое условие реализации личностного потенциала в юношеском возрасте. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, (1(45)), 277–283. EDN: https://elibrary.ru/IIVXJZ
- Хегай, А. С., Золотарева, А. А., Каштанова, Т. А., Витко, Ю. С., & Лебедева, А. А. (2023). Шкала открытости будущему: русскоязычная адаптация и валидизация. Когнитивная психология и психотерапия, 31(2), 119–136. https://doi.org/10.17759/cpp.2023310206 EDN: https://elibrary.ru/WCLITO
- Шерешкова, Е. А. (2019). Взаимосвязь личностных свойств и жизнестойкости будущих педагогов. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, (1), 116–124. EDN: https://elibrary.ru/ZDQXUT
- Brown, A. D., Kouri, N. A., Rahman, N., Joscelyne, A., Bryant, R. A., & Marmar, C. R. (2016). Enhancing self-efficacy improves episodic future thinking and social decision making in combat veterans with posttraumatic stress disorder. Psychiatry Research, 342, 19. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2016.05.026
- Fischer, E., Glashauser, A., & Laireiter, A.-R. (2022). Development and evaluation of a prospective group coaching program: increasing well-being and openness to the future in a subclinical sample. Journal of Happiness Studies, 23, 3799–3842. https://doi.org/10.1007/s10902-022-00561-y EDN: https://elibrary.ru/EKEFAJ
- Pawlak, S., & Moustafa, A. (2023). A systematic review of the impact of future-oriented thinking on academic outcomes. Frontiers in Psychology, 14, 1–11. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1190546
- Zhao, W., & Ma, R. (2025). Investigating the relationship between goal orientation, self-efficacy, positive emotionality, and affective engagement among Chinese students. Acta Psychologica, 253, 104735. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2025.104735 EDN: https://elibrary.ru/JTRTDD
- Oriol-Granado, X., Mendoza-Lira, M., Covarrubias-Apablaza, C.-G., & Molina-Lopez, V.-M. (2017). Positive emotions, autonomy support and academic performance of university students: the mediating role of academic engagement and self-efficacy. Revista de Psicodidáctica, 22(1), 45–53. https://doi.org/10.1016/S1136-1034(17)30043-6
Дополнительные файлы
