Мотивационно-ценностный компонент профессионально-личностной готовности будущих дефектологов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В статье описываются некоторые психологические особенности структуры личностной готовности будущих дефектологов к профессиональной деятельности. Анализируются результаты констатирующего эксперимента, участниками которого стали студенты ФГБОУ ВО "Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина".

Цель – изучения мотивационного компонента профессионально-личностной готовности будущих специалистов дефектологического профиля к работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе участниками специальной военной операции.

Выявлены особенности мотивационной направленности будущих дефектологов: основные смыслообразующие ценностные ориентации, мотивация к достижению успеха и особенности структуры мотивационной сферы студентов дефектологического образования.

Материалы и методы. Выборка: 348 студента очного отделения, обучающихся по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». В основу констатирующего эксперимента легли следующие методики изучения мотивационно-ценностного компонента профессионально-личностной готовности будущих дефектологов: «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман), методика «Свободный выбор ценностей» (Фанталова Е.Б.), шкалу оценки потребности в достижении Ю.М. Орлова.

Результаты исследования. По итогам констатирующего эксперимента мы выявили, что для будущих дефектологов важное значение имеют не только профессиональные компетенции, получаемые ими в период высшего образования, но и их личностные качества, способствующие эффективному взаимодействию и пониманию людей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Полученные данные относительно мотивационной направленности будущих дефектологов свидетельствуют о том, что у большинства студентов (около 70%) средне выраженная мотивация к достижению успеха и около 29% студентов слабо мотивированы. В структуре мотивационной сферы будущих дефектологов преобладают импульсивный и экспрессивный тип мотивационного профиля личности, что отражает особенности студенческого возраста и личностные характеристики данной группы.

Заключение. Нами изучены и проанализированы некоторые показатели мотивационной направленности будущих дефектологов, результаты исследования указывают на необходимость повышения мотивации и заинтересованности студентов-дефектологов в достижении успеха и улучшении своей деятельности.

Об авторах

Светлана Николаевна Сорокоумова

Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний; Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: 4013@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-8339-6597
SPIN-код: 3355-9260
Scopus Author ID: 57190566098
ResearcherId: J-9166-2017

доктор психологических наук, профессор; член-корреспондент Российской академии образования; главный научный сотрудник

 

Россия, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, г. Москва, 125130, Российская Федерация; ул. Гарибальди, 21б, г. Москва, 117335, Российская Федерация

Эльвира Николаевна Ларикова

Мининский университет

Email: larikova01@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-5750-3824
SPIN-код: 5351-7178

соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии; член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; руководитель Центра психолого-педагогической помощи «Съесть_слона»

Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, 603005, Российская Федерация

Список литературы

  1. Ваниева, В. Ю. (2014). Личностный аспект профессиональной готовности дефектологов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, (3), 131–133. EDN: https://elibrary.ru/CXHANE
  2. Гузикова, Т. А. (2014). Профессионально-личностные качества специального педагога (исторический аспект). Специальное образование, с. 84–86.
  3. Гусева, И. Н., Денисова, Е. Н., Кудрявцева, М. В., & Фетисова, Е. Ю. (2015). Формирование профессиональных компетенций будущих дефектологов в процессе педагогической практики. Специальное образование, с. 110–112. EDN: https://elibrary.ru/UFFMMF
  4. Дюжакова, М. В. (2018). Моделирование системных изменений педагогического образования в условиях развития миграционных процессов. Берегиня.777.СОВА, (1(36)), 140–149.
  5. Ивенских, И. В., Сорокоумова, С. Н., & Суворова, О. В. (2018). Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики. Вестник Мининского университета, 6(1). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-12 EDN: https://elibrary.ru/YWQSJR
  6. Лебедева, М. В. (2011). Проблема личностной готовности студентов — будущих логопедов к работе с детьми, имеющими умеренную и тяжёлую степень умственной отсталости. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, с. 145–151. EDN: https://elibrary.ru/OIVIOJ
  7. Мильман, В. Э. (1990). Метод изучения мотивационной сферы личности. В книге: Практикум по психодиагностике (с. 23–43). Москва.
  8. Потребность в достижении. (2003). В книге: Практикум по психологии личности (с. 427–428). Санкт-Петербург.
  9. Пермяков, О. Е. (2007). Методологические подходы к моделированию личностно-профессиональной компетентности специалиста в контексте формирования государственных образовательных стандартов нового поколения. Известия ТПУ, (1), 275–281. EDN: https://elibrary.ru/HZNIWJ
  10. Сеттаров, И. А., Синица, Д. А., Инамова, С. Т., Юнусов, Д. М., & Касимов, З. (2018). Боевая психическая травма и посттравматическое стрессовое расстройство: причины, последствия, профилактика. Sciences of Europe, (26-1(26)), 58–63. EDN: https://elibrary.ru/UORTQK
  11. Фанталова, Е. Б. (2001). Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М. 128 с. EDN: https://elibrary.ru/YRGLEX
  12. Шилова, Е. А., Закрепина, А. В., & Стребелева, Е. А. (2021). Изучение профессионально-личностных качеств универсального свойства как основания готовности будущего педагога-дефектолога к профессиональной деятельности. Специальное образование, (2(62)), 159–169. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_12 EDN: https://elibrary.ru/IAJCSA
  13. Яковлев, Б. П., & Богдан, И. Т. (2007). Теоретический аспект проблемы личностной готовности к профессиональной деятельности с позиции формирования будущего специалиста. Известия ТПУ, (7), 45–50. EDN: https://elibrary.ru/JVNGQJ
  14. Яковлева, И. М. (2009). Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей-олигофренопедагогов. Сибирский педагогический журнал, с. 158–166. EDN: https://elibrary.ru/LDHDUP
  15. Яровая, А. С. (2020). Коммуникативная компетентность специалистов дефектологического профиля. Auditorium, (2(26)), 57-61. EDN: https://elibrary.ru/WGTTWC
  16. Akhmedov, A., & Egamberdiyev, O. (2022). Pedagogical aspects of formation of professional competence in future teachers. Science and innovation, (4). https://doi.org/10.5281/zenodo.6877892
  17. Aslan, A. E., & Kirikkanat, B. (2013). Achievement and motivation: a different perspective on familiar concepts. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 106, 308–316. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.036
  18. Arziyev, G. (2022). Personality development, upbringing and socialization. Science and innovation, 1(5). https://doi.org/10.5281/zenodo.7027073
  19. Derbis, R., & Jasiński, A. M. (2018). Work satisfaction, psychological resiliency and sense of coherence as correlates of work engagement. Cogent Psychology, 5, 1451610. https://doi.org/10.1080/23311908.2018.1451610
  20. Elliot, A. J., & Hulleman, C. S. (2017). Achievement goals. В кн.: Handbook of Competence and Motivation: Theory and Application, 2nd edition (с. 43–60). Нью-Йорк, США: The Guilford Press. ISBN: 978-1-4625-2960-5
  21. Filipkowski, J., & Derbis, R. (2023). Are we happy with our work in globalization? Globalization experience, achievement motivation, and job seniority as predictors of work satisfaction in a group of office workers. Global Health, 19(43). https://doi.org/10.1186/s12992-023-00941-w EDN: https://elibrary.ru/CMLSUZ
  22. Khamidova, S., & Usmanova, E. (2024). The importance of psychological culture for modern society. International Scientific Journal, 3(1). https://doi.org/10.5281/zenodo.10514885
  23. Pancasila, I., Haryono, S., & Sulistyo, B. A. (2020). Effects of work motivation and leadership toward work satisfaction and employee performance: Evidence from Indonesia. Journal of Asian Finance, Economics and Business, 7(6), 387–397. https://doi.org/10.13106/jafeb.2020.vol7.no6.387 EDN: https://elibrary.ru/HOWMQR
  24. Zinchenko, Y. P., Veraksa, A. N., & Leonov, S. V. (2011). Methodological foundations of military psychology and psychological security. Psychology in Russia, 4(1). https://doi.org/10.11621/pir.2011.0004

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».