Мотивационно-ценностный компонент профессионально-личностной готовности будущих дефектологов
- Авторы: Сорокоумова С.Н.1,2, Ларикова Э.Н.3
-
Учреждения:
- Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
- Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук
- Мининский университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 375-396
- Раздел: Психологические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2658-4034/article/view/302874
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-708
- EDN: https://elibrary.ru/KXVPOZ
- ID: 302874
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В статье описываются некоторые психологические особенности структуры личностной готовности будущих дефектологов к профессиональной деятельности. Анализируются результаты констатирующего эксперимента, участниками которого стали студенты ФГБОУ ВО "Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина".
Цель – изучения мотивационного компонента профессионально-личностной готовности будущих специалистов дефектологического профиля к работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе участниками специальной военной операции.
Выявлены особенности мотивационной направленности будущих дефектологов: основные смыслообразующие ценностные ориентации, мотивация к достижению успеха и особенности структуры мотивационной сферы студентов дефектологического образования.
Материалы и методы. Выборка: 348 студента очного отделения, обучающихся по направлениям подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». В основу констатирующего эксперимента легли следующие методики изучения мотивационно-ценностного компонента профессионально-личностной готовности будущих дефектологов: «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман), методика «Свободный выбор ценностей» (Фанталова Е.Б.), шкалу оценки потребности в достижении Ю.М. Орлова.
Результаты исследования. По итогам констатирующего эксперимента мы выявили, что для будущих дефектологов важное значение имеют не только профессиональные компетенции, получаемые ими в период высшего образования, но и их личностные качества, способствующие эффективному взаимодействию и пониманию людей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Полученные данные относительно мотивационной направленности будущих дефектологов свидетельствуют о том, что у большинства студентов (около 70%) средне выраженная мотивация к достижению успеха и около 29% студентов слабо мотивированы. В структуре мотивационной сферы будущих дефектологов преобладают импульсивный и экспрессивный тип мотивационного профиля личности, что отражает особенности студенческого возраста и личностные характеристики данной группы.
Заключение. Нами изучены и проанализированы некоторые показатели мотивационной направленности будущих дефектологов, результаты исследования указывают на необходимость повышения мотивации и заинтересованности студентов-дефектологов в достижении успеха и улучшении своей деятельности.
Об авторах
Светлана Николаевна Сорокоумова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний; Центр исследования проблем безопасности Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: 4013@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-8339-6597
SPIN-код: 3355-9260
Scopus Author ID: 57190566098
ResearcherId: J-9166-2017
доктор психологических наук, профессор; член-корреспондент Российской академии образования; главный научный сотрудник
Россия, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, г. Москва, 125130, Российская Федерация; ул. Гарибальди, 21б, г. Москва, 117335, Российская Федерация
Эльвира Николаевна Ларикова
Мининский университет
Email: larikova01@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-5750-3824
SPIN-код: 5351-7178
соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии; член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; руководитель Центра психолого-педагогической помощи «Съесть_слона»
Россия, ул. Ульянова, 1, г. Нижний Новгород, 603005, Российская ФедерацияСписок литературы
- Ваниева, В. Ю. (2014). Личностный аспект профессиональной готовности дефектологов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, (3), 131–133. EDN: https://elibrary.ru/CXHANE
- Гузикова, Т. А. (2014). Профессионально-личностные качества специального педагога (исторический аспект). Специальное образование, с. 84–86.
- Гусева, И. Н., Денисова, Е. Н., Кудрявцева, М. В., & Фетисова, Е. Ю. (2015). Формирование профессиональных компетенций будущих дефектологов в процессе педагогической практики. Специальное образование, с. 110–112. EDN: https://elibrary.ru/UFFMMF
- Дюжакова, М. В. (2018). Моделирование системных изменений педагогического образования в условиях развития миграционных процессов. Берегиня.777.СОВА, (1(36)), 140–149.
- Ивенских, И. В., Сорокоумова, С. Н., & Суворова, О. В. (2018). Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики. Вестник Мининского университета, 6(1). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-12 EDN: https://elibrary.ru/YWQSJR
- Лебедева, М. В. (2011). Проблема личностной готовности студентов — будущих логопедов к работе с детьми, имеющими умеренную и тяжёлую степень умственной отсталости. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, с. 145–151. EDN: https://elibrary.ru/OIVIOJ
- Мильман, В. Э. (1990). Метод изучения мотивационной сферы личности. В книге: Практикум по психодиагностике (с. 23–43). Москва.
- Потребность в достижении. (2003). В книге: Практикум по психологии личности (с. 427–428). Санкт-Петербург.
- Пермяков, О. Е. (2007). Методологические подходы к моделированию личностно-профессиональной компетентности специалиста в контексте формирования государственных образовательных стандартов нового поколения. Известия ТПУ, (1), 275–281. EDN: https://elibrary.ru/HZNIWJ
- Сеттаров, И. А., Синица, Д. А., Инамова, С. Т., Юнусов, Д. М., & Касимов, З. (2018). Боевая психическая травма и посттравматическое стрессовое расстройство: причины, последствия, профилактика. Sciences of Europe, (26-1(26)), 58–63. EDN: https://elibrary.ru/UORTQK
- Фанталова, Е. Б. (2001). Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М. 128 с. EDN: https://elibrary.ru/YRGLEX
- Шилова, Е. А., Закрепина, А. В., & Стребелева, Е. А. (2021). Изучение профессионально-личностных качеств универсального свойства как основания готовности будущего педагога-дефектолога к профессиональной деятельности. Специальное образование, (2(62)), 159–169. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_02_12 EDN: https://elibrary.ru/IAJCSA
- Яковлев, Б. П., & Богдан, И. Т. (2007). Теоретический аспект проблемы личностной готовности к профессиональной деятельности с позиции формирования будущего специалиста. Известия ТПУ, (7), 45–50. EDN: https://elibrary.ru/JVNGQJ
- Яковлева, И. М. (2009). Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей-олигофренопедагогов. Сибирский педагогический журнал, с. 158–166. EDN: https://elibrary.ru/LDHDUP
- Яровая, А. С. (2020). Коммуникативная компетентность специалистов дефектологического профиля. Auditorium, (2(26)), 57-61. EDN: https://elibrary.ru/WGTTWC
- Akhmedov, A., & Egamberdiyev, O. (2022). Pedagogical aspects of formation of professional competence in future teachers. Science and innovation, (4). https://doi.org/10.5281/zenodo.6877892
- Aslan, A. E., & Kirikkanat, B. (2013). Achievement and motivation: a different perspective on familiar concepts. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 106, 308–316. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.036
- Arziyev, G. (2022). Personality development, upbringing and socialization. Science and innovation, 1(5). https://doi.org/10.5281/zenodo.7027073
- Derbis, R., & Jasiński, A. M. (2018). Work satisfaction, psychological resiliency and sense of coherence as correlates of work engagement. Cogent Psychology, 5, 1451610. https://doi.org/10.1080/23311908.2018.1451610
- Elliot, A. J., & Hulleman, C. S. (2017). Achievement goals. В кн.: Handbook of Competence and Motivation: Theory and Application, 2nd edition (с. 43–60). Нью-Йорк, США: The Guilford Press. ISBN: 978-1-4625-2960-5
- Filipkowski, J., & Derbis, R. (2023). Are we happy with our work in globalization? Globalization experience, achievement motivation, and job seniority as predictors of work satisfaction in a group of office workers. Global Health, 19(43). https://doi.org/10.1186/s12992-023-00941-w EDN: https://elibrary.ru/CMLSUZ
- Khamidova, S., & Usmanova, E. (2024). The importance of psychological culture for modern society. International Scientific Journal, 3(1). https://doi.org/10.5281/zenodo.10514885
- Pancasila, I., Haryono, S., & Sulistyo, B. A. (2020). Effects of work motivation and leadership toward work satisfaction and employee performance: Evidence from Indonesia. Journal of Asian Finance, Economics and Business, 7(6), 387–397. https://doi.org/10.13106/jafeb.2020.vol7.no6.387 EDN: https://elibrary.ru/HOWMQR
- Zinchenko, Y. P., Veraksa, A. N., & Leonov, S. V. (2011). Methodological foundations of military psychology and psychological security. Psychology in Russia, 4(1). https://doi.org/10.11621/pir.2011.0004
Дополнительные файлы
