Методические подходы к интеграции веб-ресурсов в обучение немецкому языку в младшем школьном возрасте

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В условиях цифровизации образования и глобальных изменений в образовательной среде на первый план выходит необходимость использования цифровых инструментов и ресурсов для повышения качества учебного процесса. Обучение иностранным языкам, в том числе немецкому, требует особого внимания, так как язык выступает не только средством коммуникации, но и инструментом межкультурного взаимодействия. В младшем школьном возрасте внедрение веб-ресурсов позволяет повысить интерактивность и доступность обучения, способствуя индивидуализации образовательных маршрутов. Использование мультимодальных цифровых инструментов помогает учитывать познавательные потребности младших школьников, усиливая их мотивацию и познавательную активность. Тем не менее, эффективная интеграция веб-ресурсов сопряжена с необходимостью разработки методологических подходов, направленных на адаптацию содержания к возрастным и когнитивным особенностям школьников, а также на обеспечение педагогического контроля над их самостоятельной деятельностью.

Целью исследования является выявление методологических особенностей интеграции образовательных веб-ресурсов в процесс обучения немецкому языку младших школьников с учётом их когнитивных, возрастных и лингвистических особенностей.

Материалы и методы. Исследование опирается на анализ научных публикаций по методике преподавания иностранных языков и описание функциональных возможностей образовательных платформ. Основными методами исследования выступили сравнительный анализ цифровых образовательных ресурсов, анализ учебных процессов и педагогическое моделирование.

Результаты. В результате исследования разработаны методические подходы к интеграции веб-ресурсов в обучение немецкому языку младших школьников, определены механизмы подбора веб-ресурсов и разработаны подходы к их адаптации под возрастные особенности школьников. Установлено, что использование веб-ресурсов активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует росту мотивации и формированию языковой интуиции. Кроме того, определены подходы к организации взаимодействия учителя и учащихся с использованием цифровых образовательных инструментов. Результаты исследования позволяют оптимизировать учебный процесс и улучшить подготовку учащихся по немецкому языку в младшем школьном возрасте.

Об авторах

Софья Владимировна Гетманская

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Sofyaget821@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-0718-8572
ResearcherId: LXU-8513-2024

магистр

Россия, ул. Кремлевская 18, г. Казань, Российская Федерация

Римма Абельхаеровна Сафина

Казанский (Приволжчкий) федеральный университет

Email: Rimma.Safina@ksu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5787-1427
SPIN-код: 2408-3567
Scopus Author ID: 38162672200
ResearcherId: D-9877-2015

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры романо-германской филологии

Россия, ул. Кремлевская 18, г. Казань, Российская Федерация

Список литературы

  1. Алексеева, А. Ю., & Мельникова, О. К. (2017). Популярность информационных технологий в изучении иностранного языка. В сборнике: Информационные технологии в исследовательском пространстве разноструктурных языков: сборник статей I первой международной интернет-конференции молодых ученых (с. 112–114).
  2. Андреева, Д. О. (2021). Основные функции образовательных веб-ресурсов. В сборнике: XLIX Огарёвские чтения (с. 276–282).
  3. Галимова, К. М., & Морозова, О. А. (2022). Использование образовательных веб-ресурсов в процессе обучения иностранным языкам. В сборнике: Наука и образование в условиях мировой нестабильности: проблемы, новые этапы развития (с. 99–103).
  4. Егорова, Д. А., & Зейнутдинова, Э. Ш. (2022). Использование образовательных веб-ресурсов на уроках иностранного языка. В сборнике: Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в свете современных исследований (с. 454–458).
  5. Кадникова, О. В., & Крамаренко, В. А. (2017). Обзор ресурсов для изучения немецкого языка с помощью компьютерной и мобильной техники. Филологический аспект, (6), 77–86.
  6. Кулпина, Т. А. (2022). Использование интернет-ресурсов при обучении немецкому языку. Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков, (18), 143–146.
  7. Макаренко, А. А., & Онищенко, Ю. Ю. (2023). Веб-инструменты в процессе формирования рецептивных навыков в обучении иностранному языку. В сборнике: Материалы конференции (с. 172–177).
  8. Мюллер, Ю. Э. (2017). Возможности обучающих ресурсов интернета для повышения эффективности обучения немецкому языку. В сборнике: Создание виртуального межкультурного образовательного пространства средствами технологий электронного обучения (с. 160–164).
  9. Нелунова, Е. Д. (2018). Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск: Просвещение. 356 с.
  10. Новохатская, О. Э. (2019). Современные технологии обучения иностранным языкам. Педагогика и просвещение, (2), 84–92. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2019.2.29025
  11. Ощепкова, Н. А. (2020). Веб-ресурсы на уроке иностранного языка. В сборнике: Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам (с. 247–252).
  12. Полежаева, Е. А., & Митрофанова, О. А. (2018). Использование современных онлайн-ресурсов в обучении иностранному языку в вузе на примере немецкого и французского языков. В сборнике: New language. New thinking (с. 413–418).
  13. Сахарова, А. В., & Чугунов, И. А. (2022). Использование образовательных веб-ресурсов в процессе обучения иностранному языку в общеобразовательной организации. В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития науки и образования (с. 184–189).
  14. Симонова, М. А., & Сорокина, Т. Г. (2021). Интернет-ресурсы в системе обучения школьников немецкому языку. В сборнике: Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков (с. 123–125).
  15. Строкань, В. И. (2017). Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку. Концепт, (8), 61–66.
  16. Титова, С. В., & Александрова, К. В. (2018). Теоретико-методические основы использования электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку. Вестник Московского университета, (3), 113–123.
  17. Deutsch für Dich. Получено с https://www.goethe.de/prj/dfd/en/home.cfm (дата обращения: 11.12.2024).
  18. Deutsch-Lernen.com. Получено с https://www.deutsch-lernen.com (дата обращения: 11.12.2024).
  19. Goethe-Institut: Kinderuni. Получено с https://kinderuni.goethe.de (дата обращения: 11.12.2024).
  20. Kika.de. Получено с https://www.kika.de (дата обращения: 11.12.2024).
  21. KINDERSACHE. Получено с https://www.kindersache.de (дата обращения: 11.12.2024).
  22. Planet Schule. Получено с https://www.ardmediathek.de/sendung/planet-schule/Y3JpZDovL3N3ci5kZS8yNTgyNzUw (дата обращения: 11.12.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».