Artistic and figurative sketches by L.M. Pozdeeva from expeditions with N.I. Vorobyev
- Authors: Gatina-Shafikova D.F.1
-
Affiliations:
- Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
- Issue: Vol 9, No 5 (2024)
- Pages: 796-809
- Section: Ethnography of the Volga turks in the works of N.I. Vorobyev: soviet and modern reflection
- URL: https://ogarev-online.ru/2619-1636/article/view/270619
- DOI: https://doi.org/10.22378/he.2024-9-5.796-809
- EDN: https://elibrary.ru/OGBLKP
- ID: 270619
Cite item
Full Text
Abstract
The article analyses expedition sketches of professional artist Lyudmila Mikhailovna Pozdeeva from the collections of the National Museum of the Republic of Tatarstan and the “Miraskhane” Written Heritage Center of G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Republic of Tatarstan Academy of Sciences, which were made by the master during the expeditions of 1926 and 1927 under the leadership of N. I. Vorobyev. Costume complexes of Tatars of different subethnic and ethnographic groups are analysed. Particular attention is paid to the scientific component of L. M. Pozdeeva’s work, the consistency of the sketches to written sources, museum materials and expedition photographs. The author of the article identified nine watercolours and one graphite pencil sketch, which depict the clothes of men and women of different ages. The pieces were made in the Chelny, Chistopol, Sviyazhsk, and Tetyush cantons, in settlements such as Nizhneye Bishevo, Kainly, Akbulatovo, Stary Tatarsky Adam, Molkeevo, Stary Kurbash, and Bakorchi (Bakrchi). Some images are duplicated by photographs, which became the visual accompaniment to the texts of N.I. Vorobyev’s academic publications. The sketches by L.M. Pozdeeva found by the author of the article fully correspond to the photographic images, which is evidence of the precise reproduction of what she saw during the expeditions. The artist chose different angles of the characters in national clothing, thereby creating not just an ethnographic copy, but an artistic image.
Keywords
Full Text
Практика изображения во время этнографических экспедиций одежды народов Российской империи имеет давние традиции. Ещё в XVIII столетии благодаря выездам, организуемых Петербургской или Императорской академией наук, ученые и приглашённые художники зарисовывали традиционные костюмы разных народов страны. В XIX в. мастера самостоятельно или в составе исследовательских групп выезжали в самые дальние уголки России. Благодаря такой работе появлялись рисованные альбомы костюмов коренных народов – альбом А.Ф. Залесского и Ф.М. Чернышева «Башкирия, Киргизия и Средняя Азия» хранится в Государственном историческом музее; альбом С.П. Павлова «Рисунки костюмов и типов народов, обитающих в России» – в фонде научной библиотеки Российской академии художеств; «Елабужский альбом» К.Ф. Гуна, выкупленный Академией художеств, позднее переданный в Государственный Русский музей. Традиция не прервалась и в советское время.
Н.И. Воробьев – основоположник системного изучения культуры и быта тюркских народов Волго-Уральского региона – нередко в состав экспедиционных коллективов включал художников. Одним из них была Людмила Михайловна Поздеева – будущий коллега Николая Иосифовича. Она родилась в 1892 г., окончила казанскую художественную школу, была преподавателем в женской гимназии, трудилась в советских школах. В 1920-е годы Поздеева работала в Центральном музее ТССР в отделе этнографии и являлась участником Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете (ОАИЭ) (Сидорова, 2014: 229). Л.М. Поздеева не была посторонним для этнографической науки человеком, она принимала активное участие в научной и музейной работе, в том числе в исследовательской деятельности. Перу Людмилы Михайловны принадлежит статья о татарском женском шейно-нагрудном украшении яка чылбыры, подготовленной по материалам музейных коллекций Центрального музея ТССР, Русского музея, Центрального музея народоведения (закрыт постановлением Совета министров РСФСР от 15.07.1948 г.). В публикации она выстраивает аналогии татарского украшения с украшениями у туркмен и якутов (Поздеева, 1930: 20–25).
В нашей статье изображение рассматривается как приоритетный для анализа источник при изучении костюмного комплекса татар Волго-Уральского региона. В работе решаются две задачи:
- на основании сохранившихся акварелей и зарисовок карандашом Л.М. Поздеевой выявить и описать воспроизведённые типы одежды татарского народа;
- осуществить сравнительный анализ зарисовок и письменных источников, музейных материалов, экспедиционных фотографий.
Специфика решаемых задач обозначила привлечение соответствующей методологии исследования. В исследовании применен сравнительно-исторический метод, а для изучения костюма в изображениях, определения типов и видов одежды – типологический анализ. Искусствоведческий подход выстраивался на понимании созданного автором художественного образа.
Экспедиции
Как и в работе музея, так и в деятельности ОАИЭ большое место занимали полевые выезды, во время которых исследователи фиксировали традиционную культуру, её бытование и ушедшие из повседневной жизни формы. За счет них пополнялись музейные коллекции. Участие Л.М. Поздеевой в экспедициях зафиксировано в опубликованной статье Н.И. Воробьева об этнографических исследованиях в закамских кантонах ТССР. Он писал, что с 1 по 22 июля 1926 г. по поручению ОАИЭ и на средства Академического Центра ТНКИ была совершена этнографическая поездка в Челнинский, Чистопольский и Спасский кантоны ТССР. В ее состав вошли: руководитель Н.И. Воробьев, художник Л.М. Поздеева, фотограф Н.П. Засыпкин, в Чистопольском кантоне – заведующий Чистопольским музеем А.К. Булич (Этнографические исследования…, 1927: 108). В Чистопольском и Спасском кантонах изучались особенности культуры и быта татар разных субэтнических и субконфессиональных групп – казанских, кряшен и мишарей. В Челнинском кантоне экспедиционная группа занималась изучением культуры и быта кряшен. Особое внимание в исследовании уделялось старокрещеным татарам. Эта группа, по мнению Воробьева, развивалась без влияния ислама и смогла сохранить многие бытовые особенности, присущие татарам до русского завоевания (Воробьев, 1927а: 157). В статье-отчёте за 1920–1927 гг. Н.И. Воробьев собрал обобщающие данные по выездам, в которых он указал, что в результате поездки в Челнинский, Чистопольский и Спасский кантоны было выполнено 70 фотографий и несколько десятков рисунков (Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 25. Л. 3).
С 14 по 25 июля 1927 г. Л.М. Поздеева сопровождает участников экспедиции в Свияжский и Тетюшский кантоны. Однако в связи со слабым финансированием поездки исследователи смогли охватить меньшее количество селений, чем планировалось. По итогам публикуется статья «Отчет о поездке с этнографической целью в Свияжский и Тетюшский кантоны…» (Воробьев, 1928: 100–111).
Таким образом, в период с 1926 по 1927 г. Л.М. Поздеева как профессиональный художник неоднократно участвовала в экспедициях по разным кантонам ТАССР. Учитывая практику сдачи экспедиционных материалов в музейные фонды, изображения должны были поступить в музей. В настоящее время в коллекции Национального музея Республики Татарстан (НМ РТ) хранятся зарисовки, сделанные Людмилой Михайловной. Это собрание включает акварельные рисунки с воссозданием чувашских вышивок, татарского населения и строений. Татары представлены четырьмя работами, все они с личной подписью художника, описанием места исполнения и именем изображённого, под №№ НМ РТ КППи–117621, 117624, 117625, 117626 и 2 акварели под №№ НМ РТ КППИ–117622, 117623 на которых показана молодая женщина, держащая на руках маленького ребенка. Они не имеют подписей, но сделаны в манере и технике Л.М. Поздеевой.
Кроме НМ РТ работы Л.М. Поздеевой представлены в «Мирасханэ» – научном Центре письменного наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук РТ. Эта коллекция появилась благодаря супруге Н.И. Воробьева Юлии Вячеславовне, которая передала архив ученого после его смерти в Институт языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР (место его последней работы).
В фонде «Мирасханэ» хранится папка с экспедиционными зарисовками «Поздеева и др. Альбом этнографических рисунков (карандаш, тушь, акварель) 1921–1927 гг.», всего 35 листов (Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70.). Не на всех работах есть подписи их авторов. Среди зарисовок встречаются пейзажи, жилые и нежилые постройки, предметы хозяйственного быта, внутренний интерьер и схема жилища, изображения людей, отдельные элементы и детали костюма. Для нашего исследования, наиболее информативными являются пять работ, на которых воспроизведены жители исследуемых селений – Нижнее Бишево, Каинлы, Акбулатово, Старый Татарский Адам, Старый Курбаш, Молькеево, Бакорчи (Бакрчи). Каждый рисунок имеет авторскую подпись, имя изображенного, нередко, возраст и место, где он был выполнен (Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 14, 22, 23, 31, 32). Из общего ряда выделяется акварель, где изображён интерьер деревенского дома и женщина, работающая на ткацком станке (Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 10).
В Челнинском кантоне экспедиция 1926 г. посетила поселения Нижнее Бишево, Верхний, Средний и Новый Багряж, Поповка, Тонгузино (Воробьев, 1927а: 159). Самая ранняя, из выявленных акварелей Л.М. Поздеевой, находится в собрании НМ РТ, под № КППи–117624 от 5 июля 1926. Она атрибутирована как выполненная в д. Нижнее Бишево и с изображением «кряшенки М. Игнатьевой» (Рис. 1). Эту женщину зафиксировала не только Л.М. Поздеева. Ее сфотографировали во время экспедиции, а позже в черно-белом цвете опубликовал Н.И. Воробьев в приложении к статье «Некоторые данные по быту крещеных татар…» (Воробьев, 1927а: вкладка, рис. 6., после с. 172). Исследователь не указал имя изображенной, а лишь подписал: «Кряшенка в праздничном наряде. На голове богатый сурска, на груди тамакса и девет. На шее – яка челбыры». Для Н.И. Воробьева весьма значимыми являлись конкретные элементы костюмного комплекса, в статье он много внимания уделяет особенностям одежды и украшений, в частности, описанию праздничного головного убора замужней кряшенки (Воробьев, 1927а: 164–172).
Рис. 1. Кряшенка М. Игнатьева. Д. Нижнее Бишево, Челнинский кантон ТАССР. 5.07.1926. Худ. Л.М. Поздеева. НМ РТ КППи–117624.
Акварельная работа Л.М. Поздеевой представляет собой изображение по пояс сидящей женщины, сложившей руки на коленях. Её голову покрывает многочастный убор баш бәйләү, состоящий из покрывала сүрәкә, наушников чигәчә обшитых монетами с закруглённым краем и венчающим по верху красным платком (?). Рубаха полностью скрыта украшениями до пояса: воротниковой застёжкой яка, нагрудником с нашитыми по всему периметру монетами, и, возможно, шейным украшением тамакса. Из-за обилия монет невозможно понять точное количество элементов. Об этом писал Н.И. Воробьев в статье, указав на то, что внешний вид разного типа нагрудников сакал и девет, носимый вместе с шейным украшением тамакса при одевании, совершенно одинаков (Воробьев, 1927а: 171). На женщине разноцветный из домоткани в желто-красную клетку фартук. Верхняя одежда – җилән из черной ткани, с длинными сужающимися к запястью рукавами.
Следующие два изображения были сделаны Л.М. Поздеевой с разницей в один день в д. Каинлы Челнинского кантона. В настоящее время они хранятся в разных местах – в фонде «Мирасханэ» и НМ РТ. На карандашной зарисовке от 9 июля 1926 г. (Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 14) показан молодой человек «Саубан Сулейманов. 17 лет» (Рис. 2б). Несмотря на схематичность исполнения, просматривается головной убор юноши – шляпа с полями, возможно, валяная. Этнографы С.В. Суслова и Р.Г. Мухамедова подтвердили, что распространенным летним головным убором у татар являлись валяные (катаные) шляпы с полями эшләпә (Суслова, Мухамедова, 2000: 73). Рубаха на юноше скрыта за застегнутой верхней укороченной одеждой с небольшим отложным воротником и длинными рукавами. Штаны полностью прикрывают ноги, обувь отсутствует. Вторая работа из этой же деревни хранится в НМ РТ под № НМРТ КППи–117625, от 10 июля 1926 г. Это погрудной портрет женщины в головном уборе по типу калфака, декорированного золотной вышивкой по очелью и бордовой шалью с кистями поверх (Рис. 2а). Других рисованных работ костюмных комплексов из Челнинского кантона не найдено.
Рис. 2. а) Татарка Мамдуха Файзуллина. Д. Каинлы, Челнинский кантон ТАССР. 10.07.1926. Худ. Л.М. Поздеева. НМ РТ КППи–117625. б) Саубан Сулейманов, 17 лет. Д. Каинлы, Челнинский кантон ТАССР. 9.07.1926. Худ. Л.М. Поздеева. Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 14.
Как следует из отчетов Н.И. Воробьева, в Чистопольском и Спасском кантонах были исследованы следующие поселения: г. Чистополь, дд. Толкиш, Акбулатово, Старый Татарский Адам, Билярск, Новые Челны, Ямбухтино, Спасский Затон (Этнографические исследования…: 1927: 108). Следуя за хронологией исполнения изображений, ещё одна акварель от 15 июля 1926 была сделана в д. Акбулатово, хранится в НМ РТ под № НМРТ КППи–117621. Она воспроизводит сидящую пожилую женщину. Подпись к работе – «Крестьянка-татарка Кубзямал Сабитова» (Рис. 3а). Кроме этой акварели в фондах НМ РТ хранится черно-белая фотография под № НМРТ КППи–116106 с этой же женщиной. На её голове фабричного производства белый, с разноцветным узором платок, подвязанный под подбородком, поверх него с меховой опушкой надета шапка камчат бүрек. На женщине рубаха с длинными прямыми рукавами из однотонной ткани и безрукавный камзол с меховой оторочкой по бортам, сшитый из азиатского адраса с абровым узором. В музейных коллекциях сохранилось не так много камзолов из этой ткани. Н.И. Воробьев отмечал, что у татар чаще всего употребляется эдрес (адрас), камзолы из которого до последнего времени (первая треть ХХ в.) являлись любимыми у татар обоего пола (Воробьев, 1930: 308). На акварели художник изобразил только сложенные вместе руки, на фотографии же видно, что женщина держит четки.
Рис. 3. а) Крестьянка-татарка Кубзямал Сабитова. Д. Акбулатово, Чистопольский кантон ТАССР. 15.07.1926. Худ. Л.М. Поздеева. НМ РТ КППи–117621. б) Салах Гинятуллин. Д. Старый Татарский Адам Чистопольский кантон ТАССР. 16.07.1926. Худ. Л.М. Поздеева. НМ РТ КППи–117626.
16 июля 1926 г. была выполнена другая работа, в селении Старый Татарский Адам, хранится под № НМРТ КППи–117626. На рисунке изображен Салах Гинятуллин (Рис. 3б). Показан профиль и верхняя часть торса пожилого мужчины. В собрании НМ РТ представлена также и фотография под № НМРТ КППи–117426/5, на которой, возможно запечатлен тот же самый человек. Сомнения возникают из-за деталей, так как при общей схожести элементов костюма, всё же наблюдаются некоторые различия. Чалма в работе Л.М. Поздеевой немного отличается – намотка тюрбана чуть меньше (вероятно, из-за разных ракурсов в изображениях), чем на снимке, на котором не виден конусообразный нижний убор, детально порисованный художником. Ткань халата в обоих вариантах одинаковая – в тонкую полоску, что было типично для чапанов.
Следующие акварели относятся к другому экспедиционному выезду 1927 г., начавшемуся в двух расположенных рядом населённых пунктах Молькеево и Курбаш, входивших в 1920-х гг. в состав Молькеевской волости Свияжского кантона ТАССР. В отчете о поездке Н.И. Воробьев писал: «Имея базу в Молькееве, мы обошли всю группу деревень вокруг него, населённую преимущественно кряшенами и лишь отчасти татарами и мишарями. Нами были посещены дд. Полевая Бува (Яңа Бува), Баймурзино, Чутеево, Суринское (Яңозино), Тябердино и Хозесаново, где были произведены зарисовки и фотографирования» (Воробьев, 1928: 100).
Как указывает авторская подпись, 17 июля 1927 г. в Свияжском кантоне Л.М. Поздеевой была изображена «Мария Николаевна Коновалова, 75 лет, д. Курбаш (полное название – Старый Курбаш) Кайбицкого района ТССР». Работа хранится в «Мирасханэ» (Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 32) (Рис. 4а). Женщина сидит на стуле. Она показана со спины. На голове – характерный для молькеевских кряшен тастарный комплекс головного убора, состоящий из обернутого вокруг шеи и головы тканого с белой основой и красной каймой по краям тастара с многоцветным тканым узором на концах. Подобные тастары представлены в коллекции НМ РТ под №№ НМРТ КП–10266/27, КП–30554, как и отдельно сохранившийся тканый конец под №НМРТ КП–20532/76. Поверх тастара повязан красный фабричный платок. Исследователь Р.Г. Мухамедова обозначала этот венчающий элемент убора тастымал или тастар яулыгы, выполнявшего роль чалмы (Мухамедова, 2005: 46–47). Рубаха на рисунке Л.М. Поздеевой видна не полностью, однако считывается ее общая бордовая основа с нашитой по нижней части подола оборкой из клетчатой ткани. Видимая часть передника с многоцветным геометрическим узором по всему периметру и нашитым по низу черным кружевом (?) подвязан со спины на поясе.
Рис. 4. а) Мария Николаевна Коновалова, 75 лет. Д. Старый Курбаш, Свияжский кантон Кайбицкого района ТАССР. 17.07.1927. Худ. Л.М. Поздеева. Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 32. б) Кряшен Петр Егоров, 21 год. Д. Молькеево, Свияжский кантон ТАССР. 19.07.1927. Худ. Л.М. Поздеева. Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 22. в) Кряшенка Анна Егоровна Егорова, 22 года. Д. Молькеево Свияжский кантон ТАССР. 19.07.1927. Худ. Л.М. Поздеева. Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 23.
В Молькеево 19 июля 1927 г. Л.М. Поздеева написала ещё две акварели. Первая из коллекции «Мирасханэ» (Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 22.) подписана как «Кряшен Петр Егоров, 21 г.» (Рис. 4б). Молодой человек показан в полный рост, без головного убора, с достаточно длинными волосами (это не было характерно для татар-мусульман), в подпоясанной узким желтым поясом рубахе косоворотке (грудной разрез смещён вправо), штаны из полосатой синей пестряди заправлены в чулки. Одна нога с прорисованным лаптем, вторая – без него. На второй акварели (Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 23) изображена сидящая в профиль молодая женщина. Подпись – «Кряшенка Анна Егоровна Егорова, 22 г.» (Рис. 4в). На её голове светлый платок, сложенный на угол, повязан под подбородком, остов рубахи и рукава из клетчатого домотканого полота, по низу подола две широкие (синяя и коричневая) оборки, передник из светлой ткани подвязан на поясе, на ногах лапти. Н.И. Воробьев в тексте отчета обозначил, что платок, подвязанный как в акварели, или по-русски сложенный на угол, является будничным вариантом (Воробьев, 1928: 107). Исследователь включил в публикацию и фотографию с подписью «Кряшенки в обычных костюмах», на которой стоят три женщины в схожих с рисованной работой одеждах (Воробьев, 1928: 2, вкладка, рис. IV между 110 и 111 с.).
Последняя подписанная работа из «Мирасханэ» (Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 31) выполнена во вторую часть экспедиционной поездки, 20 июля 1927 г. в д. Бакорчи (Бакрчи) Тетюшского кантона. Л.М. Поздеева изобразила татарскую молодую семейную пару Сунгат Гатиатуллина и его жену Минеялган Гатиатуллину (Рис. 5). На муже видна лишь часть белой рубахи с длинными рукавами и отложным воротником, на голове светлый головной убор с многоцветным декором по очелью и слегка конусообразным верхом, штаны черного цвета. На жене белый платок с небольшим узором по кромке. Он подвязан «по-татарски» – за два соседних угла под подбородком и свободно свисающим полотнищем на спине. Рубаха на женщине из светлой ткани с длинными рукавами, поверх однотонный голубой фартук с грудкой, крепящийся на плечах и небольшими воланами канатлы алъяпкыч. Молодая семейная пара изображена в повседневной одежде, которая была в обиходе во второй половине 1920-х годов. Поэтому можно считать, что художником воспроизведён не старинный, ушедший из бытования наряд, а тот, что являлся нормой для татарской деревни этого времени.
Рис. 5. Татары. Сунгат Гатиатуллин и жена его Минеялган Гатиатуллина. Д. Бакорчи (Бакрчи), Тетюшский кантон ТАССР. 20.07.1927. Худ. Л.М. Поздеева. Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 31.
На акварели (Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 10) (Рис. 6) отсутствует авторская подпись или указание населенного пункта. Исходя из техники исполнения других работ, скорее всего она принадлежит руке Л.М. Поздеевой. Действие происходит в избе, в центральной части находится женщина в платке, подвязанном на затылке, и однотонной рубахе. Она занимается ткачеством на станке старого образца без рамы, поставленном на частично разбирающиеся нары. Подобный тип станков подробно описан Н.И. Воробьевым в статье о примитивных типах ткацкого станка (Воробьев, 1927б). Учитывая общее авторское решение, костюмный комплекс на рисунке является лишь частью общего идейного замысла художника, когда для него важнее было показать принцип работы на ткацком станке. Судя по публикациям Н.И. Воробьева, данный тип станков, как и сам принцип ткачества, был распространен в разных регионах проживания татар, в том числе в Челнинском и Свияжском кантонах (Воробьев, 1928: 106).
Рис. 6. Ткацкий станок без рамы. Худ. Л.М. Поздеева. Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 10.
* * *
На данный момент в фондах НМ РТ и в коллекции «Мирасханэ» выявлено девять акварелей и одна зарисовка, на которых изображена одежда мужчин и женщин разных возрастов. Сами изображения не идентичны по исполнению: имеются погрудные портреты (в профиль или анфас), в полный рост, с воспроизведением одного или нескольких персонажей, или вписанные в интерьер деревенской избы. Территориально охвачены Челнинский, Чистопольский, Тетюшском и Свияжский кантоны, поселения – Нижнее Бишево, Каинлы, Акбулатово, Старый Татарский Адам, Молькеево, Старый Курбаш и Бакорчи (Бакрчи). Некоторые рисованные изображения продублированы фотографиям и частично опубликованы в статьях Н.И. Воробьева. Спецификой художественных работ Л.М. Поздеевой является то, что отображаемые ей костюмные комплексы и их элементы фиксировали как повседневную, так и праздничную одежду татарского народа. Зарисовки Людмилы Михайловны ценны и тем, что они не просто воссоздавали увиденное во время экспедиций, а сохраняли в цвете уходящую из быта традиционную материальную культуру. Это было важно для того времени, т.к. черно-белые фотоснимки не могли передать цветовые решения костюма и его элементов.
Творчество Л.М. Поздеевой можно рассматривать и как источник и как визуальное сопровождение научных текстов Н.И. Воробьева, они отображали все то, что этнограф описывал в экспедиционных отчетах и в статьях. Фотографии стали доказательством того, что художница рисовала с натуры, не внося в изображаемое вымысел.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests
The author declares no relevant conflict of interests.
ИСТОЧНИКИ
Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 25. Л. 3.
Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 10.
Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 14.
Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 22.
Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 23.
Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 31.
Мирасханэ. Ф. 77. Оп. 1. Д. 70. Л. 32.
НМ РТ КППи – 117621.
НМ РТ КППи – 117624.
НМ РТ КППи – 117625.
НМ РТ КППи – 117626.
About the authors
Dina F. Gatina-Shafikova
Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: golocen@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5210-8687
Research Fellow of the Department of Ethnological Research
Russian Federation, KazanReferences
- Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар: опыт этнографического исследования. Казань: Издание Дома Татарской Культуры и Академического центра Татнаркомпроса, 1930.
- Воробьев Н.И. Некоторые данные по быту крещеных татар (кряшен) Челнинского кантона ТССР // Вестник Научного Общества Татароведения. 1927а. №7. С. 157–172.
- Воробьев Н.И. Отчет о поездке с этнографической целью в Свияжский и Тетюшский кантоны ТССР летом 1927 г. // Вестник Научного Общества Татароведения. 1928. № 8. С. 100–111.
- Воробьев Н.И. Примитивный тип татарского ткацкого станка // Материалы Центрального музея ТССР №1. Казань, 1927б. С. 2–5.
- Мухамедова Р.Г. Керәшен татарлары киеме = Народный костюм татар-кряшен. Казань: Сүз, 2005.
- Поздеева Л.М. Старинное шейно-нагрудное украшение казанских татарок // Материалы Центрального музея ТССР №2. Казань, 1930. С. 20–25.
- Сидорова И.Б. Учёное братство: Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (1878–1931 годы). Часть 1. Казань, 2014.
- Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала: историко-этнографический атлас татарского народа: (середина XIX – начало XX вв.). Казань: Фән, 2000.
- Этнографические исследования в Закамских кантонах ТССР летом 1926 года // Вестник Научного Общества Татароведения. 1927. № 6. С. 108–110.
Supplementary files
