Том 4, № 15 (2020)

Обложка

Общая теория и история права и государства

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА СОДЕРЖАНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Садохина Н.Е.

Аннотация

Актуальность предпринятого исследования обусловлена важнейшим значением миграции для международного сотрудничества и внутригосударственного развития. Процессы глобализации и миграция – взаимосвязанные социально-политические явления, требующие адекватной правовой оценки. Однако право должно не только фиксировать последствия этих процессов, но и, по возможности, регулировать их с целью недопущения деструктивного влияния на развитие государств. Целью предпринятого исследования стало определение воздействия процессов глобализации и региональной интеграции на правовые системы государств-участников различного рода международных объединений. К методам достижения поставленной цели следует отнести: диалектику, позволившую взглянуть на рассматриваемые процессы с точки зрения их взаимного влияния и динамики; анализ и синтез, благодаря которым изучены неотъемлемые признаки явлений; индукцию и дедукцию как способы философского подхода к соотношению общего и частного при характеристике взаимообусловленности международного и внутригосударственного права. Значительное внимание уделено специально-юридическим методам – сравнительно-правовому и формально-юридическому, способствующим всестороннему исследованию правового регулирования миграционных процессов в отдельных странах. Авторские выводы основаны на оценке воздействия норм международного права на внутригосударственное правовое регулирование в сфере миграции, которая носит не только ретроспективный, но и перспективный характер. Отмечено влияние пандемии на развитие миграционного законодательства.

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):305-318
pages 305-318 views

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Шебунова Е.Д.

Аннотация

Рассмотрены вопросы влияния процессов автоматизации на осуществление внешнего финансового контроля. Изучены особенности практического применения новых источников анализа данных – государственные информационные системы. В частности, правовая регламентация функционирования таких систем и их использование в целях финансового контроля. Представлены методы сбора и анализа больших данных в целях совершенствования правового регулирования бюджетного процесса, а также правоприменительная практика использования больших данных, возникающая в процессе цифровизации контрольно-надзорной деятельности органов внешнего финансового контроля. Акцентировано внимание на том, что методы анализа больших данных (например, пространственный анализ, анализ социальной сети, машинное обучение и т. д.) могут применяться в целях осуществления государственного финансового контроля за деятельностью некоммерческих организаций. Установлено, что совершенствование методов сбора и анализа данных помогает не только гибко реагировать на внезапные изменения и принимать более быстрые и точные решения, но и использовать большие базы данных, что, в свою очередь, позволяет перейти от контроля законности расходования средств к анализу эффективности использования финансовых средств государства. На основе приводимых примеров сделан вывод, что автоматизация способствует улучшению методов осуществления государственного финансового контроля.

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):319-326
pages 319-326 views

Материальное право

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОПРЯЖЕННОГО СО ЗЛОСТНЫМ УКЛОНЕНИЕМ ОТ ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (СТ. 177 УК РФ)

Карташов С.В.

Аннотация

Рассмотрены объективные признаки состава преступления, сопряженного со злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности. Подчеркнуто, что в настоящее время присутствует полемика среди ученых в части непосредственного объекта данного состава преступления и его предмета, а также имеются оценочные признаки, характеризующие объективную сторону состава этого преступления. В силу чего на основе анализа статьи 177 Уголовного кодекса Российской Федерации и доктринальных точек зрения сделан вывод, что в ней следует выделить основной непосредственный объект – экономические отношения, связанные с кредитованием, и дополнительный непосредственный объект – общественные отношения, связанные со сферой правосудия. Предметом данного преступления будут являться денежные средства и ценные бумаги, но не кредиторская задолженность. При этом касательно денежных средств должник имеет задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, в то время как касательно ценных бумаг размер задолженности законодателем в статье 177 УК РФ не конкретизирован. Касательно признаков объективной стороны состава рассматриваемого нами преступления отмечено, что она характеризуется как злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от уплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта. С учетом судебной практики и доктринальных точек зрения сделан вывод, что в целях единообразия трактовки и применения статьи 177 УК РФ необходимо заменить слово «злостность» на «умышленное непогашение», либо дать официальную трактовку категории «злостность», но без акцента на складывающуюся по определенным (индивидуальным) приговорам судов практику. Например, под злостностью можно понимать «умышленное непогашение лицом задолженности, когда оно может выполнить свои финансовые обязательства, после одного предупреждения судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности по статье 177 УК РФ».

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):327-347
pages 327-347 views

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ НАКАЗУЕМОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Кольцов М.И.

Аннотация

Актуальность настоящей статьи определяется тем, что в ней затронута проблема наказуемости экологических преступлений, которые предусматривают уголовную ответственность за хищническое истребление объектов животного и растительного мира, истощение запасов природных ресурсов. Установлено, что гуманизация уголовной ответственности, проведенная в прежние годы, отрицательно влияет на ухудшение экологической ситуации, поэтому законодатель в 2018 и 2019 гг. принял определенные меры по дополнению и изменению некоторых норм главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. Проанализирована возможность повышения роли действующих сегодня отечественных уголовно-правовых норм, призванных решать задачи по защите окружающей среды от незаконных действий человека. Отмечено, что для реализации наиболее эффективной современной уголовно-правовой политики государства в анализируемой сфере отношений необходимо решение таких задач, как включение в УК РФ новых статей об ответственности за общественно опасное поведение человека в сфере экологии, существенное усиление санкции, если статья за экологическое преступление уже существует, перевод некоторых экологических преступлений из менее тяжкой категории в более тяжкую категорию и другие.

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):348-355
pages 348-355 views

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ

Марданов А.Б.

Аннотация

Проанализированы статистические сведения о социально-демографических и уголовно-правовых признаках осужденных за преступления в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ) в Российской Федерации за период с 2011 по 2019 г. Установлено, что осужденные за совершение преступления, предусмотренного статьей 175 Уголовного кодекса Российской Федерации, выделяются из общей массы осужденных за преступления в сфере экономической деятельности ввиду своей схожести по социально-демографическим признакам с осужденными за преступления против собственности (за совершение кражи). Анализ характеристики качеств личности преступника позволил сделать выводы о том, что среди лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности, высокую активность проявляют мужчины; наибольшая частота зарегистрированных преступлений приходится на возрастную группу от 30 до 49 лет; указанные категории лиц имеют достаточно высокий уровень образования (высшее или среднее); процент лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности и при этом имевших судимость, довольно не высок; преступления в сфере экономической деятельности совершены с преобладанием мотива корысти, а в некоторых случаях и статусного мотива.

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):356-368
pages 356-368 views

ЗАЛОГ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

Савина А.В.

Аннотация

Рассмотрены отдельные вопросы залога интеллектуальной собственности, проанализированы определения понятий «залог», «интеллектуальная собственность», «объекты интеллектуальных прав» и др. Осмыслены вопросы гражданско-правового регулирования залоговых отношений, исследованы механизмы государственной поддержки залога интеллектуальной собственности, обозначен ряд факторов, определяющих положительный эффект развития инновационных предприятий, получающих кредиты под залог интеллектуальной собственности. Описаны рисковые факторы залогового обеспечения кредитов, отмечены критерии, согласно которым у заемщика возникает право на заключение договора о предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение расходов, связанных с получением кредитов под залог прав на интеллектуальную собственность. Уделено внимание вопросу соотносимости производных прав с самостоятельным объектом залога. Рассмотрены проблемы страховой и рыночной составляющих, относящихся к рисковым факторам залога интеллектуальной собственности. Исследована практика выдачи кредитов под залог интеллектуальной собственности, а также проанализированы статистические показатели подобной практики в отдельных странах Европы и Азии.

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):369-375
pages 369-375 views

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОРОЧАЩИХ СВЕДЕНИЙ (ДИФФАМАЦИЯ) КАК ВИД ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДЕЛИКТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Сморчкова В.О.

Аннотация

Рассмотрена такая категория, как диффамация, которая получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Диффамация представляет собой распространение порочащих сведений, которые, однако, соответствуют действительности. Широкое распространение данная концепция получила в прошлом столетии, многие государства приняли специальное законодательство, опосредующее отношения в данной сфере. Например, в Великобритании действует «Закон о диффамации 1996 г.», а в Сингапуре «Ордонанс о диффамации 1960 г.». Подчеркнуто, что в тех же 1960-х гг. в нашей стране «система диффамации представлялась абсолютно неприемлемой и противоречащей духу общества». В ходе исследования были использованы сравнительно-правовые методы для анализа законодательства государств с англо-саксонской и романо-германской правовой системой. На основе исследования доктринальных точек зрения ученых и позиций высших судебных инстанций сформировано авторское определение данной категории с позиции гражданско-правового деликта. Предложено следующее определение: «Диффамация – это нарушение норм гражданского законодательства, заключающееся в распространении ложной порочащей честь, достоинство и деловую репутацию лица информации, а также распространение правдивой персональной информации, разглашение которой нарушает охрану перечисленных в законе нематериальных благ граждан». Проанализированы положения Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Сделан вывод, что Верховный суд РФ заимствовал передовые положения из Постановлений Европейского суда по правам человека.

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):376-382
pages 376-382 views

Процессуальное право

ОБОСНОВАНИЕ СТОИМОСТИ УСЛУГ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА КАК ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ РАЗУМНОСТИ (ЧРЕЗМЕРНОСТИ) ПРИ ВОЗМЕЩЕНИИ РАСХОДОВ В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Назаров В.В., Волков И.А.

Аннотация

Приведена обоснованная позиция о том, что определение разумности (чрезмерности) при возмещении расходов входит в более широкий диапазон проблем, связанных с разумностью в гражданском процессе – проблем доктринального характера. Обосновывается довод, заключающийся в том, что правовая природа «разумных пределов» взыскания расходов (а именно, обоснования стоимости услуг представительства) не обладает эффектом «опережающего отражения» в силу ряда объективных причин. Особое внимание уделено необходимости в правовом опосредовании проблемного сектора (и, в целом, заинтересованном участии со стороны государства, в частности, например, при включении в этот процесс Правительства Российской Федерации), касающегося обоснования стоимости юридических услуг при возмещении расходов в гражданском и арбитражном процессе. Перечислены материалы судебной практики о возмещении расходов на оплату услуг представителя, подтверждающие полярность позиций. Отражены иные критерии, влияющие на обоснование стоимости юридических услуг в контексте рассматриваемой проблематики. Предпринята попытка ответа на вопрос: каковы пределы подобного правового опосредования проблемного сектора: отсутствует ли риск юридификации в узком смысле этого понятия (избыточного правового регулирования)?

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):383-389
pages 383-389 views

Национальная безопасность

РОЛЬ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Парамонов А.В., Харин В.В.

Аннотация

В современных условиях роста противоправных деяний, объемной функциональной нагрузки на правоохранительные органы и их недостаточности на население для эффективной деятельности, интересным и актуальным инструментом для обеспечения общественной безопасности выступают народные дружины. Рассмотрена история становления и развития данного института, а также рассвет данного гражданского объединения во времена СССР. В настоящее время мы можем видеть «перерождение» данного института. Самые проблемные вопросы по организации, правовому статусу дружинников были решены в 2014 г. с принятием Федерального закона № 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка». Одним из основных направлений деятельности современных дружин является деятельность по предупреждению и профилактике преступлений среди населения. И это направление деятельности является довольно актуальным. Большое значение институт народной дружины вносит в обеспечение региональной безопасности. В частности, на территории Тамбовской области действуют 24 народные дружины, общей численностью более 750 человек. Эффективно реализуют свою деятельность на территории Тамбовской области народная дружина «Держава». Она остается первопроходцем и лидером в данной деятельности на Тамбовщине.

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):390-398
pages 390-398 views

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Туркаева Л.В.

Аннотация

В условиях современной политической обстановки в стране актуальность научного исследования обусловлена чрезвычайной важностью теоретической и практической значимости правоохранительной деятельности Федеральной службы безопасности на различных исторических этапах и обеспечения ею национальной безопасности. Научная новизна работы сформирована из комплекса аналитической характеристики деятельности Федеральной службы безопасности и сводится к тому, что в ней представлены специальные стороны профессиональной работы Федеральной службы безопасности, кроме того, проведена сравнительная оценка правовых норм. По причине демократизации российского общества значительные изменения происходят в системе правоохранительных органов. Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве основных ценностей определяет их верховенство по отношению к ценностям публично-правового характера. Подчеркнуто, что Федеральная служба безопасности является ведущим центральным органом в системе исполнительной власти, деятельность по обеспечению национальной безопасности которого выстроена с учетом основополагающих принципов законности, уважения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, в сочетании гласных и негласных методов и средств. Обозначена собственная позиция в понимании сущности и особенностей национальной безопасности.

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):399-406
pages 399-406 views

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Туркаева Л.В.

Аннотация

В условиях современной политической обстановки в стране актуальность научного исследования обусловлена чрезвычайной важностью теоретической и практической значимости правоохранительной деятельности Федеральной службы безопасности на различных исторических этапах и обеспечения ею национальной безопасности. Научная новизна работы сформирована из комплекса аналитической характеристики деятельности Федеральной службы безопасности и сводится к тому, что в ней представлены специальные стороны профессиональной работы Федеральной службы безопасности, кроме того, проведена сравнительная оценка правовых норм. По причине демократизации российского общества значительные изменения происходят в системе правоохранительных органов. Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве основных ценностей определяет их верховенство по отношению к ценностям публично-правового характера. Подчеркнуто, что Федеральная служба безопасности является ведущим центральным органом в системе исполнительной власти, деятельность по обеспечению национальной безопасности которого выстроена с учетом основополагающих принципов законности, уважения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, в сочетании гласных и негласных методов и средств. Обозначена собственная позиция в понимании сущности и особенностей национальной безопасности.

Актуальные проблемы государства и права. 2020;4(15):399-406
pages 399-406 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».