Вопросы совершенствования российского законодательства о техническом регулировании в части определения недостатка высокоавтоматизированного автомобиля

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья доводит до сведения научной общественности некоторые результаты исследования актуальных проблем правового регулирования отношений, возникающих в связи с эксплуатацией высокоавтоматизированных транспортных средств, озвученные авторами в рамках пленарного доклада и выступлений на VII Международной научно-практической конференции «Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако» (г. Тамбов, 19–20 мая 2023 г.). Бурное развитие индустрии высокоавтоматизированных автомобилей порождает целый спектр проблемных вопросов, совокупность которых может быть охарактеризована как вызов для российского деликтного права. Особое место среди такого рода вопросов занимает проблема ответственности изготовителей высокоавтоматизированных автомобилей за причинение вреда автомобилями, оснащенными системами автоматического вождения. Анализ научных источников показывает, что указанные вопросы не получили необходимого и достаточного для разрешения проблемных ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации высокоавтоматизированных автомобилей, освещения в российской литературе. В связи с осознанием авторами указанной проблемы, заключающейся в противоречии между потребностями практики правоприменения и отсутствием основанной на научной проработке проблемы непротиворечивой и беспробельной системы правового регулирования, в данной статье предпринята попытка дать анализ одной из ключевых проблем, имеющих значение при рассмотрении дел о привлечении изготовителей к безвиновной ответственности за причинение вреда высокоавтоматизированным автомобилем, а именно, проблемы определения недостатка автомобиля. Используя традиционный набор методов правового исследования (формально-догматический, системный и сравнительно-правовой), проанализированы существующие подходы к определению недостатка автомобиля как товара. По результатам анализа обоснован вывод о том, что присутствующий на данный момент пробел в законодательстве о техническом регулировании порождает существенные трудности при практическом разрешении вопроса о наличии или отсутствии недостатка высокоавтоматизированного автомобиля. В целях решения данной проблемы сформулирован качественный критерий для выявления недостатка высокоавтоматизированного автомобиля, который может быть легализован в законодательстве о техническом регулировании и использован в судебной практике.

Об авторах

Александр Игоревич ЗЕМЛИН

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»

Автор, ответственный за переписку.
Email: zemlin.aldr@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8988-8517
Scopus Author ID: 57208147055
ResearcherId: T-1126-2018

доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, научный руководитель – эксперт Научно-исследовательского центра экспертиз на транспорте Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет транспорта», научный руководитель направления «Транспортная безопасность» Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук

Россия, Российская Федерация, 127994, г. Москва, ГСП-4, ул. Образцова, 9, стр. 9

Евгения Валентиновна ГОЦ

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»

Email: evgeniya.goc@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7623-6798

старший преподаватель кафедры «Транспортное право» Юридического института

Россия, Российская Федерация, 127994, г. Москва, ГСП-4, ул. Образцова, 9, стр. 9

Мария Андреевна МАТВЕЕВА

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»

Email: matveeva1987@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3297-4833
Scopus Author ID: 57211385696
ResearcherId: S-2705-2018

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института

Россия, Российская Федерация, 127994, г. Москва, ГСП-4, ул. Образцова, 9, стр. 9

Список литературы

  1. Дамаскин О.В., Холиков И.В. Актуальные вопросы правового обеспечения сил и средств обороны и безопасности России в условиях современных военных конфликтов // Вестник Академии военных наук. 2018. № 4 (65). С. 121-128. https://elibrary.ru/apxxib
  2. Дамаскин О.В., Холиков И.В. Актуальные проблемы защиты российской государственности и национального суверенитета в современных условиях // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2017. № 4 (155). С. 1-5. https://elibrary.ru/yzkccv
  3. Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В., Торшин А.А. Актуальные проблемы правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием высокоавтоматизированных автомобилей. М.: ООО «Изд-во «КноРус», 2022. 172 с.
  4. Землин А.И. Проблемные вопросы правового регулирования отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 12. С. 58-69. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.128, https://elibrary.ru/bsmkwa
  5. Zemlin A., Kholikov I., Mamedova I., Zemlina O. Problems of ensuring security of transport infrastructure facilities // International Science and Technology Conference “Earth Science” – Chapter 3. Vladivostok: IOP Publishing Ltd, 2021. Vol. 666. Art. 042002. https://doi.org/10.1088/1755-1315/666/4/042002, https://elibrary.ru/apnndt
  6. Землин А.И., Гоц Е.В., Матвеева М.А., Торшин А.А. Противодействие распространению пандемии короновирусной инфекции COVID-19 в мегаполисах с использованием беспилотных автомобилей: опыт, правовые и организационные аспекты // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. Т. 14. № 6. С. 455-483. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-6-455-483, https://elibrary.ru/vomtke
  7. Холиков И.В. Международно-правовые аспекты реализации транспортной стратегии Российской Федерации в сфере медицинского обеспечения на транспорте // Транспортное право и безопасность. 2018. № 4 (28). С. 93-99. https://elibrary.ru/ytydzb
  8. Землин А.И., Гоц Е.В., Матвеева М.А., Торшин А.А. Правовой статус водителя высокоавтоматизированного автомобиля в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10 (214). С. 146-150. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_146, https://elibrary.ru/dcrkjh
  9. Землин А.И. Проблемные вопросы правового обеспечения использования высокоавтоматизированных транспортных средств // Транспортное право. 2022. № 4. С. 13-20. https://doi.org/10.18572/1812-3937-2022-4-13-20, https://elibrary.ru/ynlwls
  10. Землин А.И., Торшин А.А. «Система помощи водителю» или «автоматизированная система управления»: вопросы определения границ для публично-правового и частноправового регулирования // Современное право. 2022. № 8. С. 52-58. https://doi.org/10.25799/NI.2022.33.57.009, https://elibrary.ru/cltlsu
  11. Холиков И.В., Сазонова К.Л. Международно-правовая ответственность в контексте правовой регламентации военного использования беспилотных летательных аппаратов // Военное право. 2017. № 4 (44). С. 217-226. https://elibrary.ru/zflytf
  12. Ли Ч., Менг С. Внедоговорная ответственность за вред, причиненный высокоавтоматизированными транспортными средствами // Закон. 2020. № 3. С. 49-56. https://elibrary.ru/nsvjtr
  13. Бубновская Т.А. Гражданско-правовая ответственность при использовании «высокоавтоматизированных» автомобилей // Транспортное право. 2019. № 3. С. 6-9. https://elibrary.ru/hafxab
  14. Лаптев В.А. Ответственность «будущего»: правовое существо и вопрос оценки доказательств // Гражданское право. 2017. № 3. С. 32-35. https://doi.org/10.18572/2070-2140-2017-3-32-35, https://elibrary.ru/yrrmsl
  15. Чучаев А.И., Маликов С.В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортом: состояние и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 6 (103). С. 117-124. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.103.6.117-124, https://elibrary.ru/bdtmmg
  16. Чурилов А.Ю. Ответственность за вред, причиненный при эксплуатации автономного (высокоавтоматизированного) автомобиля // Интеллектуальные права: вызовы 21-го века: материалы Международной конференции. Томск: Изд. Дом Томск. гос. ун-та, 2019. С. 127-132. https://doi.org/10.17223/9785946218559/17, https://elibrary.ru/genjnz
  17. Федоров Д.В. Безвиновная ответственность за причинение вреда при эксплуатации высокоавтоматизированного и полностью автоматизированного транспортного средства как источника повышенной опасности // Вестник гражданского права. 2020. Т. 20. № 6. С. 191-211. https://doi.org/10.24031/1992-2043-2020-20-6-191-211, https://elibrary.ru/bphnmt
  18. Cabral T.S. Liability and artificial intelligence in the EU: assessing the adequacy of the current product liability directive // Maastricht Journal of European and Comparative Law. 2020. Vol. 27. Issue 5. P. 615-635. https://doi.org/10.1177/1023263X20948689
  19. Borges G. New liability concepts: the potential of insurance and compensation funds // Liability for artificial intelligence and the internet of things. Baden-Baden: Nomos, 2019. P. 145-163.
  20. Петров Ю.И., Землин А.И., Землина О.М. Зарождение системы управления путями сообщения и транспортного законодательства России в IX–XVIII веках // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 3 (82). С. 260-277. https://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-3-260-277, https://elibrary.ru/kblagq
  21. Землин А.И., Петров Ю.И., Харламова Ю.А. Актуальные проблемы развития транспортного законодательства и транспортного права России. М.: ООО «Изд-во «КноРус», 2019. 126 с.
  22. Евстигнеев Э.А. Вопросы соотношения вины и причинно-следственной связи в деликтном праве // Вестник гражданского права. 2020. Т. 20. № 1. С. 33-59. https://doi.org/10.24031/1992-2043-2020-20-1-33-59, https://elibrary.ru/cnfqxl
  23. Toke M.J. Restatement (third) of torts and design defectiveness in American products liability law // Cornell Journal of Law and Public Policy. 1996. Vol. 5. № 2. P. 239-287.
  24. Fairgrieve D. Product liability in comparative perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 363 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511493850
  25. Zerres T.B. Bürgerliches Recht. Eine Einführung in das Zivilrecht und die Grundzüge des Zivilprozessrechts. Berlin: Springer Open, 2010. 492 p.
  26. Gasser T.M. Grundlegende und spezielle Rechtsfragen für autonome Fahrzeuge // Autonomes Fahren. Technische, rechtlische und gesellschaftliche Aspekten. Berlin: Springer Open, 2015. P. 543-574.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ЗЕМЛИН А.И., ГОЦ Е.В., МАТВЕЕВА М.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».