Реализация эстетического идеала в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского
- Авторы: Сычёва Е.О.1, Серебряков А.А.1
-
Учреждения:
- ФГОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
- Выпуск: Том 6, № 23 (2020)
- Страницы: 530-540
- Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/302814
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-23-530-540
- EDN: https://elibrary.ru/ORWFRZ
- ID: 302814
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Посвящено изучению эстетики Ф.М. Достоевского, в частности, эстетическому идеалу писателя. Вслед за Кантом, Гегелем, Шиллером русский писатель рассматривал идеал в антропологическом аспекте. Эстетический идеал писателя – человек, синтезирующий в себе нравственное и духовное. В теоретической мысли русского писателя звучит идея нравственной красоты. Гармония, благообразие служат лишь внешней оболочкой, когда моральная высота предстает эстетическим идеалом Ф.М. Достоевского. К этой красоте, истине стремятся его произведения. Вслед за образцами «положительной красоты» мировой и отечественной литературы и искусства Ф.М. Достоевский воссоздал в своих произведениях положительно прекрасных героев. Автор говорит о двойственности красоты, «двух безднах» человеческой души: «содомской» – низкой, греховной, связанной с красотой телесной, чувственной и «мадонской» – высокой, связанной с духовной красотой, человек может соединять в себе обе. Эстетический идеал писателя обращён к духовной красоте. Особый интерес представляет «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского. Именно в нём отчетливо звучит мысль об эстетическом идеале писателя. Вопрос об идеальном человеке рассматривается в контексте подземной (загробной) жизни в рассказе «Бобок» и надземном пространстве в «Сне смешного человека». В этих рассказах и обрамляющих их публицистических текстах раскрывается внутренняя динамика мировоззренческой позиции писателя: от констатации растления духа и бессмертия души («Бобок») до трагического прозрения истины («Кроткая») и к утверждению «живого» образа истины («Сон смешного человека»). В рассказе эксплицитно выражено преодоление столь мучительного противоречия между единичным и общим, между положительно прекрасным человеком и обществом.
Ключевые слова
Об авторах
Е. О. Сычёва
ФГОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Email: Lenasycheva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0780-5525
ассистент кафедры отечественной и мировой литературы
Россия, 350001, Российская Федерация, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1А. А. Серебряков
ФГОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: aasereb@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1059-8328
доктор филологических наук, доцент, зав. кафедрой отечественной и мировой литературы
Россия, 350001, Российская Федерация, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1Список литературы
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л.: Наука, 1981. Т. 22. 404 с.
- Серебряков А.А., Сычева Е.О. Рассказ Ф.М. Достоевского «Бобок» в метатексте литературы // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 4. С. 187-193.
- Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.
- Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.
- Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: Next, 1994. 511 с.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л.: Наука, 1981. Т. 23. 425 с.
- Степанян К.А. Идеал у Достоевского и Шекспира // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 262-271.
- Фёдорова Е.А. Евангельское как родное в «Братьях Карамазовых» и «Дневнике писателя» (1876–1877) Ф.М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2015. № 13. С. 304-316.
- Ivanits L. Dostoevsky and the Russian People. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. 258 p.
- Герик Х.-Ю. Достоевский и Шиллер. Предварительный опыт поэтологического сравнения // Достоевский: материалы и исследования. 2010. Т. 19. С. 5-15.
- Мареева Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии. М.: Академический проект, 2017. 454 с.
- Щурова В.В. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского: типология, жанр, антропология: дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2005. 167 с.
- Волгин И.Л. «Дневник писателя» как миросозерцательный проект // Вопросы философии. 2014. № 5. С. 116-122.
- Баршт К.А. Повествователь Достоевского: «Зеркальная наррация» и апостольское свидетельствование // Литературоведческий журнал. 2007. № 21. С. 75-87.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л.: Наука, 1980. Т. 21. 547 с.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л.: Наука, 1986. Т. 29. (Кн. 1). 575 с.
- Достоевский: сочинения, письма, документы: словарь-справочник / под науч. ред. Г.К. Щенникова, Б.Н. Тихомирова. СПб.: Изд-во «Пушкинский Дом», 2008. 470 с.
- Аллен Л. «Кроткая» и самоубийцы в творчестве Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. 2000. Т. 15. С. 228-237.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л.: Наука, 1982. Т. 24. 517 с.
- Юрьева О.Ю. Бунт против тирании и тирания бунта в рассказе Достоевского «Кроткая» // Достоевский и мировая культура. 2006. № 21. С. 91-103.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л.: Наука, 1983. Т. 25. 470 с.
Дополнительные файлы
