«Ах, что за славная земля…»: о пародии В. Бахнова на фоне памфлета А. Первенцева
- Авторы: Свиридов С.В.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
- Выпуск: Том 8, № 3 (2022)
- Страницы: 549-558
- Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/301785
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-549-558
- ID: 301785
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Предметом настоящего исследования стала пародийная песня Владлена Бахнова «Ах, что за славная земля…», написанная как отклик на памфлет Аркадия Первенцева «Куриный бог». Цель исследования – выявить авторскую стратегию формирования пародийного текста как комического образа текста-объекта. В качестве материала исследования взяты первые печатные публикации рассматриваемых текстов. Комплексная методология работы основывается на сравнительно-историческом методе с привлечением структурного, историко-культурного методов. При обсуждении вопроса отдельно рассматривается каждое из исследуемых произведений. «Куриный бог» и его создатель. Анализ памфлета А. Первенцева позволяет выявить культурные предпосылки выступления писателя и охарактеризовать жанрово-поэтическую специфику памфлета «Куриный бог» как объекта пародийного воспроизведения. Пародия В. Бахнова как «комический образ произведения» характеризуется с учетом того, что пародийный жанр предполагает селекцию поэтического материала: одни конструктивные элементы текста-объекта воспроизводятся, другие игнорируются; третьи составляют «собственный» поэтический ряд пародирующего произведения. Установлено, что цитатный план песни В. Бахнова составляют тезисы, суждения и публицистические клише А. Первенцева, «пропущенным» материалом становится символика памфлета. «Добавленный» же материал организован нетипичным для жанра пародии способом – он отражает поэтическую форму воровской песни «Эх как вспомнишь старину…». В связи с этим жанр произведения В. Бахнова определяется как пародийный перепев. Результаты исследования могут найти применение при подготовке вузовских курсов по истории русской литературы второй половины XX века, спецкурсов и спецсеминаров.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. Свиридов
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Автор, ответственный за переписку.
Email: textman@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6792-0766
кандидат филологических наук, доцент Института гуманитарных наук
236016, Российская Федерация, г. Калининград, ул. А. Невского, 14Список литературы
- Добренко Е. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. 557 с.
- Сарнов Б. Интеллигентский фольклор // Вопросы литературы. 1995. Вып. 5. С. 358-363.
- Мащенко А.П. Крымское измерение русской литературы: от Пушкина до Прилепина // Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2019. Т. 5 (71). № 1. С. 70-92.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1999. 464 с.
- Богомолова А.В., Горшкова В.Е. Дискурсивные характеристики памфлета (переводческий аспект) // Язык. Культура. Коммуникация. 2019. № 22. С. 25-34.
- Гуральник У. Памфлет // Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. С. 257-258.
- Калашников В.А. Памфлет // Краткая литературная энциклопедия: в 8 т. М., 1962–1978. Т. 5. 1968. Стб. 559-562.
- Макаров В.Л., Гребенников В.Г., Дементьев В.Е., Устюжанина Е.В. Идеология и наука (по материалам обсуждения в ЦЭМИ РАН) // Российский экономический журнал. 2019. № 4. С. 55-68.
- Неминущий А.Н. Походная песня vs музыкальный памфлет (из инструментов пропаганды в советскофинской войне) // Учёные записки Новгородского государственного университета. 2021. № 1 (34). С. 129-134. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.1(34).123-128
- Сковородников А.П., Копнина Г.А., Анисимова Е.Е. Памфлет и панегирик – жанры-антиподы в информационном пространстве массмедиа // Политическая лингвистика. 2018. № 5 (71). С. 48-54. https://doi.org/10.26170/pl18-05-06
- Федунина О.В. Бестиарная антитеза в советской криминальной литературе // Новый филологический вестник. 2018. № 1 (44). С. 200-209. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2018-00008
- Новиков В.И. Книга о пародии. М.: Сов. писатель, 1989. 540 с.
- Ханзен-Лёве О. Русский формализм. Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М.: Языки русской культуры, 2001. 672 с.
- Грибанова И.В., Калиниченко И.А. Прецедентный топонимикон Крыма (на примере социолингвистического исследования) // Культурный ландшафт регионов. 2021. Т. 3. № 3-4. С. 50-58.
- Иванюк Б.П. Подражание стихотворное: словарный формат // Филоlogos. 2021. № 1 (48). С. 33-41.
- Тынянов Ю.Н. О пародии // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 284-310.
- Ямпольский И.Г. Поэты «Искры» // Поэты «Искры»: в 2 т. Л.: Сов. писатель, 1987. Т. 1. С. 5-42.
Дополнительные файлы
