Эксплуатация экономических страхов в публикациях российских СМИ: информационные сценарии
- Авторы: Коноплёв Д.Э.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
- Выпуск: Том 9, № 2 (2023)
- Страницы: 378-390
- Раздел: МЕДИАКОММУНИКАЦИИ И ЖУРНАЛИСТИКА
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/295712
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-2-378-390
- ID: 295712
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрена специфика представления в периодических изданиях мотива экономических страхов, связанных с высказыванием журналистами опасений насчѐт роста цен, невыплаты зарплат и роста числа безработных. Цель исследования – проследить изменение частотности присутствия в текстах СМИ указанных страхов в разные периоды функционирования постсоветской экономики, специфику этих страхов, а также меру реакции периодических изданий на реальные экономические процессы, связанные с этими страхами. Опираясь на инструменты качественно-количественного контент-анализа и филологического анализа, автор сопоставляет экономические индикаторы соответствующего свойства (объѐм долгов по зарплате, уровень безработицы и инфляции) и меру информационной реакции на них на протяжении всего постсоветского периода существования современной российской журналистики, указывая на специфику присутствия каждого из заявленных экономических страхов в информационном дискурсе. Сделан вывод о несоответствии информационного отклика масштабу реальных экономических явлений, на большинстве интервалов выборки оказывающихся менее значимыми для финансовых и общественных процессов, чем они представлены в текстах СМИ.
Ключевые слова
Об авторах
Д. Э. Коноплёв
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: dmitrijkonoplev@ya.ru
ORCID iD: 0000-0003-1350-4163
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры медиапроизводства факультета журналистики
454001, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129Список литературы
- Смахтин Е.С. Вербализация эмоций страх и тревога в современной англоязычной финансовоэкономической публицистике // Политическая лингвистика. 2021. № 3 (87). С. 184-195. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_03_18, https://elibrary.ru/gyajkh
- Пожарская Е.Л., Завьялова А.А., Овсянникова А.В. Экономические страхи и мотивация персонала в период экономической неопределенности // Горизонты экономики. 2020. № 4 (57). С. 21-25. https://elibrary.ru/zkjfxx
- Баринов Д.Н. Тревоги и опасения россиян в условиях социально-экономического кризиса // Бюллетень науки и практики. 2018. № 4 (12). С. 541-552. https://doi.org/10.5281/zenodo.2278601, https://elibrary.ru/yrippn
- Седова Н.Н. Массовые тревоги и личные страхи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 1 (95). С. 135-155. https://elibrary.ru/ncgqxt
- Останин В.А., Плесовских Ю.Г., Рожков Ю.В. Триада «страх – опасность – риск» и экономическая безопасность предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2012. № 2 (25). С. 181-185. https://elibrary.ru/pdzxzd
- Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2011. 499 p. https://doi.org/10.1007/s00362-013-0533-y
- Hoewe J. Toward a theory of media priming // Annals of the International Communication Association. 2020. Vol. 44. № 4. P. 312-321. https://doi.org/10.1080/23808985.2020.1815232
- Ewoldsen D., Hoewe J., Grady S. A Cognitive processing framework for media interpretation // Journal of Media Psychology. 2022. Vol. 34. № 2. P. 65-76. https://doi.org/10.1027/1864-1105/a000326
- Entman R. Framing bias: media in the distribution of power // Journal of Communication. 2007. Vol. 57. № 1. P. 163-173. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2006.00336.x
- Ninan J., Mahalingam A., Clegg S. Power in news media: framing strategies and effects in infrastructure projects // International Journal of Project Management. 2022. Vol. 40. № 1. P. 28-39. https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2021.09.003
- Nimark K., Pitschner S. News media and delegated information choice // Journal of Economic Theory. 2019. Vol. 181. P. 160-196. https://doi.org/10.1016/j.jet.2019.02.001
- Druckman J. Using credible advice to overcome framing effects // The Journal of Law, Economics, and Organization. 2001. Vol. 17. № 1. P. 62-82. https://doi.org/10.1093/jleo/17.1.62
Дополнительные файлы
