Размышления у парадного подъезда: из истории музыкального дела в России
- Авторы: Долгушина М.Ю.1, Долгушина А.А.1
-
Учреждения:
- ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»
- Выпуск: Том 10, № 2 (2024)
- Страницы: 526-536
- Раздел: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6953/article/view/295614
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-526-536
- ID: 295614
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Исследование представляет собой краткий очерк начального этапа становления региональной системы профессионального музыкального образования. Рассмотрены различные аспекты данного процесса, приведены факты и примеры, характеризующие эту систему на материале деятельности Тамбовского отделения Императорского Русского музыкального общества. Цель – обосновать тезис о том, что региональная традиция народного просвещения наследует лучшие черты отечественной системы профессионального музыкального образования. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Изложен материал, полученный посредством анализа, обобщения и систематизации результатов исследований начального этапа становления региональной системы музыкального образования на Тамбовщине. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Прослежена связь региональной системы музыкального образования и народного просвещения с общероссийскими и общеевропейскими культурными веяниями и традициями. Освещены основные стороны работы Тамбовского отделения Императорского Русского музыкального общества, соответствующие общему либеральному направлению общественной мысли середины XIX – начала XX века. Реконструирован социокультурный контекст начала ХХ века, аргументирующий установку бюстов М.И. Глинки и А.Г. Рубинштейна в ниши мемориального корпуса Тамбовского музыкального училища, ныне – Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изложенный материал предназначен для широкого использования в практике продвижения регионального культурного наследия, прежде всего – экскурсионно-туристического сопровождения культурно-досуговых программ.
Об авторах
М. Ю. Долгушина
ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»
Email: anna.dolguchina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5680-302X
кандидат философских наук, доцент, доцент объединённой кафедры камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 87А. А. Долгушина
ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: anna.dolguchina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7337-042X
преподаватель колледжа им. В.К. Мержанова
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 87Список литературы
- Соболева Е.А. Музыкальная культура Астрахани к началу ХХ века // Музыка и время. 2020. № 8. С. 10-17. https://elibrary.ru/byslvn
- Рябова Г.Н. Музыкальная культура Пензенского края: традиции и современность // Культура, искусство, образование: проблемы теории, истории, практики: сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.практ. конф. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2023. С. 28-35. https://elibrary.ru/aurkjh
- Ефимова Н.И., Крапива А.И. Русское музыкальное общество в Дальневосточной республике: скрепы истории // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 1. С. 36-45. https://doi.org/10.33779/25876341.2021.1.036-045, https://elibrary.ru/wukyty
- Дылькова С.В. Культурная политика в России и её роль в реализации музыкальных школ – школ искусств // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5-1. С. 544-556. https://doi.org/10.34670/AR.2022.67.55.030, https://elibrary.ru/czalzl
- Глушкова О.Р. Из истории происхождения звания «свободный художник» для выпускников консерваторий Русского музыкального общества. Навстречу 155-летию Московской консерватории // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 51. С. 191-199. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2020-51-191-199, https://elibrary.ru/odqbea
- Багаутдинов Р.О. Музыкальное профессиональное образование в России во второй половине XIX века: тенденции развития // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. № 11 (80). С. 2950-2957. https://doi.org/10.35775/PSI.2021.80.11.002, https://elibrary.ru/siqxgp
- Гущина Е.А. Из истории Царицынского музыкального училища 10-х годов ХХ века (по документам Государственного архива Волгоградской области) // Волгоградская консерватория им. П.А. Серебрякова: от истоков до наших дней (к 65-летию Сталинградского музыкального училища) / ред.-сост. О.Ю. Осадчая и др. Волгоград: ООО «Сфера», 2023. С. 14-35. https://elibrary.ru/lklumu
- Скорбященская О.А. Династия Герке и её роль в русской музыкальной культуре // Художественное образование и наука. 2023. № 4 (37). С. 81-93. https://doi.org/10.36871/hon.202304081, https://elibrary.ru/gdxalh
- Титова О.А., Сараева Л.П. Историческая ценность деятельности князя Н.П. Трубецкого для развития музыкального образования в России // Наука. Искусство. Культура. 2022. № 4 (36). С. 184-193. https://elibrary.ru/iyxpqq
- Аникиенко С.В., Эрцэнгель Г.Ю. Размышляющий музыкант: музыкально-критические статьи М.Ф. Гнесина в провинциальной периодической печати 1910-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 45. С. 96-113. https://doi.org/10.17223/22220836/45/10, https://elibrary.ru/ukcupa
- Ефимова Н.И., Матвеева А.И. Конструкт РМО/ИРМО в истории развития академической музыки в постоктябрьской России (на примере работы Владивостокского отделения в эпоху Дальневосточной республики) // Музыка в системе культуры: научный вестник Уральской консерватории. 2023. № 32. С. 42-52. https://elibrary.ru/njrifj
- Старикова А.Г. Проекты А.Г. Рубинштейна под эгидой Императорского музыкального общества в 1887–1890 гг. // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы XIV Всерос. науч. конф. СПб.: Изд-во Лен. гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2023. С. 183-186. https://elibrary.ru/ysapeu
- Шабшаевич Е.М. Василий Сапельников vs Императорское русское музыкальное общество (1903): новые материалы // Музыкальная академия. 2020. № 4 (772). С. 172-183. https://doi.org/10.34690/120, https://elibrary.ru/rblzze
- Смирнова А.И., Купец Л.А. Русский европеизм: версия Антона Рубинштейна // Проблемы межрегиональных связей. 2021. № 16. С. 75-80. https://doi.org/10.54792/24145734_2021_16_75_80, https://elibrary.ru/buldqf
- Лян Люй. Исторический обзор становления музыкального образования в России: системный подход // Человеческий капитал. 2023. № 11-1 (179). С. 149-155. https://doi.org/10.25629/HC.2023.11.15, https://elibrary.ru/xwridw
- Немтинов В.А., Горелов А.А., Острожков П.А., Горелов И.А. Первые памятники и памятные знаки, открытые в городе Тамбове // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 4 (42). С. 44-49. https://elibrary.ru/pjvryn
- Зима Т.Ю. Антон Григорьевич Рубинштейн – социокультурный феномен и организатор музыкального дела в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 230-235. https://elibrary.ru/pcpvxn
- Valkova V.B. Provincial conflicts: concerning the issue of “the center vs the periphery” in the activities of the Imperial Russian Musical Society // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. С. 140-147. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.140-147, https://elibrary.ru/pwezwn
Дополнительные файлы
