Связь педагогического мышления с личностными характеристиками учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена обобщению результатов многолетнего цикла исследований с целью выявления связи педагогического мышления с личностными характеристиками учителя. Исследование основано на теоретическом обобщении эмпирических данных, полученных посредством применения психодиагностических методик, в том числе и авторских, прошедших полную психометрическую проверку. В статье впервые представлен обзор результатов 16 кандидатских исследований, направленных на выявление особенностей педагогического мышления на всех уровнях образования: дошкольном, школьном, вузовском и послевузовском, а также в условиях дополнительного образования. Рассматриваются вопросы о психологических механизмах и закономерностях связи личностных характеристик учителя с особенностями педагогического мышления. Показано, что ведущим психологическим механизмом профессионализации педагогического мышления служит переход с ситуативного уровня обнаружения проблемности на надситуативный. Благодаря этому происходит развитие субъекта педагогической деятельности, а не только совершенствование выполняемой им деятельности. Возникновение новых личностных образований способствует сбалансированности профессионального и личностного развития педагога и повышает уровень ресурсности его мышления. Проведённый цикл исследований позволил разработать концепцию как систему обобщённых эмпирических результатов, сформулированных в виде совокупности теоретических представлений о профессионализации мышления педагога, что необходимо для совершенствования образовательного процесса.  

Об авторах

М. М. Кашапов

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Автор, ответственный за переписку.
Email: smk007@bk.ru

доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии

Россия, Ярославль

Список литературы

  1. Абульханова К.А. Личность как субъект деятельности // Психологические осно-вы профессиональной деятельности : хрестоматия. М.:ПерСе, 2007. С. 119–124.
  2. Григорьева М.В. Психологическая структура и динамика взаимодействий обра-зовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: Дис. … докт. психол. наук. Саратов, 2010.
  3. Каганкевич Е.В. Характеристики творческого мышления студентов в процессе профессионального самоопределения: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009.
  4. Кашапов А.С. Когнитивно-ресурсные компоненты событийности в условиях профессионализации субъекта // Вестник Костромского государственного университе-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 4, С. 55–61. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61.
  5. Кашапов М.М. Акмеология: Учебное пособие. Ярославль, 2011.
  6. Кашапов М.М., Огородова Т.В. Профессиональное становление педагога. Пси-холого-акмеологические основы: Учебное пособие. М., 2017. Сер. 69: Бакалавр и ма-гистр. Модуль. (2-е изд., испр. и доп).
  7. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л. Ресурсность мышления как основа конструи-рования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 22. С. 10–20.
  8. Кашапов М.М., Кашапов А.С. Формирование профессионального творческого мышления. Учебное пособие / Москва, 2020. 124 с. Сер. 76 Высшее образование (2-е изд., пер. и доп)
  9. Киселева Т.Г. Социально-психологические особенности уровневых характери-стик профессионального педагогического мышления в процессе оценивания: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 1999.
  10. Лейбина А.В. Психология мотивации творческого педагогического мышления в профессиональной деятельности воспитателя: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2008.
  11. Огородова Т.В. Психологические характеристики творческого мышления уча-щихся профильных классов: ис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006.
  12. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
  13. Панов В.И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения // Психологическая наука и образование. – 2001. – №2. С. 14–20.
  14. Разина Т.В. Особенности рефлексии на различных уровнях педагогического мышления: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002.
  15. Ракитская О.Н. Социально-психологические характеристики профессионального мышления преподавателя высшей школы: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007.
  16. Серафимович И.В. Особенности прогнозирования в структуре профессиональ-ного педагогического мышления: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002.
  17. Скворцова Ю.В. Метакогнитивные компоненты педагогического мышления преподавателя высшей школы: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006.
  18. Томчук С.А. Соотношение музыкального и педагогического мышления в про-фессиональной деятельности учителя музыки: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007.
  19. Шляпникова О.А Личностные детерминанты профессионализации педагогов дошкольных образовательных учреждений: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010.
  20. Шубина Е.В. Динамика профессионально важных качеств учителей начальных классов на разных стадиях профессионализации: Дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кашапов М.М., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».