Субъектная позиция учителя в формировании читательской компетентности учащихся

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предмет исследования — формирование читательской компетентности учащихся с точки зрения субъектной позиции учителя. Актуальность статьи связана с ролью чтения как ключевого навыка обучения и академической успешности, а также с всё ещё низкими результатами российских школьников по уровню чтения и понимания текста. Представлена структура читательской компетентности учащихся основной школы, со-стоящая из пяти компонентов: 1) сформированный навык чтения; 2) наличие высокой мотивации к чтению; 3) умение работать с книгой, владение базовыми читательскими умениями (поиск и анализ информации, понимание и интерпретация текста, оценка его содержания и формы); 4) начитанность, стремление читать не только программные, но и внепрограммные произведения; 5) готовность и способность обсуждать прочитанное в устной и/или письменной форме. Выявлена роль субъектной позиции педагога в формировании каждого из пяти компонентов читательской компетентности учащихся основной школы. Показано, что учитель с выраженной субъектной позицией проявляет устойчивый интерес к формированию читательской компетентности учащихся (мотивационный компонент); имеет соответствующие знания о содержании данной компетентности и путях её развития, учит школьников овладевать приёмами работы с книгой (когнитивный компонент); насыщает жизнь класса и общешкольную жизнь событиями вокруг чтения и книги (поведенческий компонент). 

Об авторах

Н. А. Борисенко

Психологического института РАО

Автор, ответственный за переписку.
Email: borisenko_natalya@list.ru

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Гудова М.Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ: Ав-тореф. дис. … д-ра культурологии. Екатеринбург, 2015.
  2. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 23–42.
  3. Результаты исследования PISA–2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html (дата обращения: 10.06.2023).
  4. Колосова Е.А. Что читают современные дети и подростки: по материалам иссле-дования РГБД // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 19: Мате-риалы Круглого стола «Чтение в России: история и современность / Под ред. В.А. Лек-торского. М., 2022. С. 22–27.
  5. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Психолого-дидактические проблемы создания циф-ровых учебников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 3. C. 102–112. DOI:10 17759/pse 2021260307.
  6. Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.П. Мелентьевой. М.: ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021.
  7. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Де-фектология. 2007. № 1. С. 4–11.
  8. Панов В.И. Экопсихологическая (онтологическая) модель становления субъект-ности в контексте психодидактики // Становление субъектности: от экопсихологиче-ской модели к психодидактическим технологиям: Коллективная монография / Под ред. В.И. Панова. СПб.: Нестор-История, 2022. С. 12–32.
  9. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13–27.
  10. Материалы исследования (средняя школа) в рамках социального проекта «Про-граммный комплекс “Аналитик чтения”» // Человек читающий: Homo legens–10: Науч-ный сборник статей. М.: Русская ассоциация чтения, 2018. С. 161–188.
  11. Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики: Коллективная монография / Под. ред. М.О. Мдивани. М.: Перо, 2017. [Элек-тронное издание].
  12. Шаповал С.А. Личностные факторы развития позиций субъекта учения, субъек-та чтения и позиции читателя // Личностные факторы развития позиции субъекта уче-ния / Под ред. Е.Д. Божович. М.; СПб.: Нестор-История, 2020.
  13. Сметанникова Н.Н. К 10-летию проекта «Школа, где процветает грамотность» [Электронный ресурс] URL: https://lib.1sept.ru/view_article.php?ID=200900905 (дата об-ращения: 10.06.2023).
  14. Борисенко Н.А. Проблемы чтения профессионального сообщества (на материале круга чтения учителей) // Человек читающий: Homo legens–11: Сборник научных ста-тей / Под общ. ред. М.В. Белоколенко. М.: Русская ассоциация чтения, 2019. С. 39–48.
  15. Stein B. A Taxonomy of Social Reading: a proposal // Institute for the Future of the Book [Электронный ресурс]. URL: http://futureofthebook.org/social-reading/index.html (дата обращения: 10.06.2023).
  16. Сайт «Учительские фишечки» Селезневой Елены Васильевны [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/public210921909 (дата обращения: 10.06.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Борисенко Н.А., 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».