О возрождении философской теологии фальсафы в реформаторско-модернистском дискурсе
- Авторы: Ибрагим Т.К.1, Ефремова Н.В.1
-
Учреждения:
- Институт востоковедения РАН
- Выпуск: № 2(121) (2025)
- Страницы: 115-121
- Раздел: СОВРЕМЕННЫЙ ИСЛАМСКИЙ ДИСКУРС В ФОКУСЕ ТЕОЛОГИИ
- URL: https://ogarev-online.ru/2587-6090/article/view/304896
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2025-121-02-115-121
- ID: 304896
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обсуждается практически не исследованный в исламоведческой литерату-ре вопрос о реформаторско- модернистской рецепции фальсафы — главной школы фи-лософской теологии классического ислама, крупнейшими представителями которой были перипатетики аль- Фараби (ум. 950), Ибн- Сина (Авиценна; ум. 1037) и Ибн- Рушд (Аверроэс; ум. 1198). Возрождение их идей, многие из которых опережали своё время и традиционно считались гетеродоксальными (порой даже еретическими), преимуще-ственно освещается на примере творчества основоположников модернисткой теоло-гии XIX–XX вв., прежде всего Джамаляддина аль- Афгани (1838/1839–1897) и Мухаммада Абдо (1849–1905), которые были ориентированы на разработку нового дискурса, более открытого на конфессионально- религиозное разнообразие (притом как внутри ислама, так и в мировом масштабе), научную рациональность и духовно- культурный прогресс. Помимо реактуализации универсалистско- плюралистической установки как основы инклюзивистской концепции диалога, преемственность с фальсафской теологией ниже прослеживается по линиям, связанным с тезисами об этерналистском креционизме, естественном профетизме и сотериологическом презентизме.
Об авторах
Т. К. Ибрагим
Институт востоковедения РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: nataufik@mail.ru
главный научный сотрудник
Россия, МоскваН. В. Ефремова
Институт востоковедения РАН
Email: salamnat@mail.ru
старший научный сотрудник
Россия, МоскваСписок литературы
- Ибн-Рушд. О соотношении философии и религии // Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. (ред.) Мусульманская философия (фальсафа): Антология. Казань: Изд. ДУМ РТ, 2009. С. 547–581.
- Аль-Фараби. Совершенный град // Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. (ред.) Мусуль-манская философия (фальсафа). Там же. С. 106–206.
- Ибн-Сина. Исцеление: теология. Т. 1. M.: ИВ РАН, 2024.
- Ибн-Рушд. Тахафут ат-Тахафут. Бейрут: Марказ дира̄са̄т аль-вахда аль-‘арабиййа, 1988 (на арабском).
- Рида Р. Тарих аль-устаз аль-имам аш-шайх Мухаммад Абдух. Т. 1. Каир: Дар аль-Фадыла, 2006 (на арабском).
- Абдо М. Рисаля иля аль-кысс Исхак Тайлур // Аль-А‘маль аль-камиля. Т. 2. Бей-рут-Каир: Дар аш-Шурук, 1993. С. 355–356 (на арабском).
- Рида Р. Ар-Рихля ас-суриййа ас-санийа // Аль-Манар. 1339/1921. Т. 22. № 8. С. 617–623.
- Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В.. О модернистской рецепции фальсафской теологии // Исламская мысль. 2022. № 7. С. 475–548.
- Аль-Афгани Дж., Абду М. Ат-Та‘аликат // Аль-Афгани Дж. Аль-Асар аль-камиля. Т. 7. Каир: Мактабат аш-Шурук ад-дувалиййа, 2002. С. 151–502 (на арабском).
- Абдо М. Трактат о единобожии. М.: Медина, 2021.
- Абдо М. Тарджамат Джамаляддин аль-Афганӣ // Абдо М. Аль-А‘маль аль-камиля. Бейрут-Каир: Дар аш-Шурук, 1993. Т. 2. С. 336–345 (на арабском).
- Аль-Афгани Дж. Аль-Варидат // Аль-Афгани Дж. Аль-Асар аль-камиля. Т. 2. Ка-ир: Мактабат аш-Шурук ад-дувалиййа, 2002. С. 49–78 (на арабском).
- Рифаи А. Мукаддима фи ‘ильм аль-калям аль-джадид. Хартум: Дар аль-Мусавварат, 2021 (на арабском).
- Ибн-Рушд (Аверроэс). О методах обоснования принципов вероучения. Часть четвертая // Minbar. Islamic Studies. 2019. Т. 12. № 2. С. 463–498.
- Рида Р. Аль-Вахй аль-мухаммади. Бейрут: Му’ассасат ‘Иззаддин, 1986 (на араб-ском).
- Ан-Нумани Ш. ‘Ильм аль-калям аль-джадид. Каир: аль-Марказ аль-каўми ли-тарджама, 2012 (араб. пер. с урду).
- Ибрагим Т.К., Ефремова Н.В. Мусульманская религиозная философия: фальсафа. Казань: Изд-во Казанского университета, 2014.
- [Абдо М., Рида Р.] Тафсир аль-Кура’ан аль-хаким. Т. 9. Каир: Дар аль-Манар, 1947 (на арабском).
- Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М.: Восточная литерату-ра, 2002.
Дополнительные файлы
