Проблема межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
- Авторы: Демина М.С.1, Богдашин А.В.1
-
Учреждения:
- Омский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 9, № 1 (2025)
- Страницы: 93-107
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 31.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2576-9634/article/view/301139
- DOI: https://doi.org/10.12731/2576-9634-2025-9-1-208
- EDN: https://elibrary.ru/IBKILO
- ID: 301139
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье исследуется проблема межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в контексте повышения эффективности государственного контроля. Основное внимание уделено анализу факторов, влияющих на результативность взаимодействия, таких как отсутствие координации, дублирование функций и правовые разногласия между различными ведомствами. Автор рассматривает внедрение цифровых технологий, таких как Единый реестр видов контроля (ЕРВК), Единый реестр контрольных мероприятий (ЕРКНМ),
а также системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), как решение существующих проблем.
Обоснование. Статья посвящена важной проблеме межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в контексте современных вызовов, стоящих перед государственным управлением. Предметом анализа являются проблемы координации действий различных ведомств, правовые и организационные барьеры, а также влияние цифровых технологий на эффективность государственного контроля и надзора. Научная новизна исследования заключается в выявлении и систематизации основных проблем межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в условиях цифровизации, а также в обосновании необходимости интеграции цифровых платформ (ЕРВК, ЕРКНМ, СМЭВ) для повышения согласованности действий ведомств, устранения дублирования функций и оптимизации контроля за счет унификации стандартов информационного обмена и развития механизмов досудебного обжалования.
Цель. Автор ставит целью исследовать проблемы межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также выявить пути повышения эффективности этого взаимодействия через совершенствование нормативной базы и внедрение цифровых технологий.
Метод и методология проведения работы. В качестве материалов исследования использованы нормативно-правовые акты, регулирующие государственный и муниципальный контроль (надзор), данные о функционировании цифровых платформ (ЕРВК, ЕРКНМ, СМЭВ), а также практика применения цифровых технологий в контрольной и надзорной деятельности. Методологическую основу исследования составляют анализ нормативно-правовых актов, сравнительный метод для сопоставления различных практик межведомственного взаимодействия, метод системного анализа для оценки влияния цифровизации на координацию между ведомствами, а также эмпирический анализ примеров внедрения цифровых решений в отдельных регионах.
Применение комплексного подхода позволило выявить основные барьеры эффективного межведомственного взаимодействия при проведении контрольных мероприятий и предложить направления их преодоления через совершенствование нормативной базы и развитие цифровых платформ.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что автор выявляет ключевые проблемы межведомственного взаимодействия органов публичной власти при проведении контрольных и надзорных мероприятий, такие как отсутствие согласованности действий и недостаточная интеграция информационных систем. В качестве одного из решений автор предлагает развитие цифровых платформ и информационных систем для улучшения координации между ведомствами.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере государственного и муниципального контроля, а также в области разработки и внедрения цифровых платформ для повышения эффективности межведомственного взаимодействия. Рекомендуемые меры могут быть использованы для улучшения координации между органами публичной власти, автоматизации процессов контроля и надзора, а также для совершенствования нормативно-правовой базы в сфере надзорной деятельности.
Об авторах
Мария Сергеевна Демина
Омский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: deminamary@list.ru
студент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления
Россия, ул. Набережная Тухачевского, 14, г. Омск, Омская область, 644099, Российская ФедерацияАлександр Васильевич Богдашин
Омский государственный педагогический университет
Email: budo-omsk@mail.ru
научный руководитель, доцент кафедры правоведения, государственного и муниципального управления
Россия, ул. Набережная Тухачевского, 14, г. Омск, Омская область, 644099, Российская ФедерацияСписок литературы
- Боронина Л. Н., Ольховикова С. В. Реформа контрольно-надзорной деятельности в России: анализ процесса и возникающие проблемы // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 9. С. 131-140.
- Единый реестр видов контроля // Справочник кадастрового инженера. URL: https://cadastre.ru/news/822?ysclid=m1t8puq5oy453467300 (дата обращения: 03.10.2024).
- Жеребен Е. В. Технологическая схема информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Волжского университета им. ВН Татищева. 2021. Т. 2. № 1 (47). С. 71-78.
- Минцифры: более 200 госуслуг в России доступны в электронном виде // Аргументы и факты. URL: https://aif.ru/society/mincifry_bolee_200_gosuslug_v_rossii_dostupny_v_elektronnom_vide?ysclid=m1t8st84n0129874960 (дата обращения: 03.10.2024).
- Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию: утв. Президентом РФ 2 мая 2021 г. № Пр-753 // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/65524/print/ (дата обращения: 03.10.2024).
- Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.08.2022 № Ф03-3492/2022 по делу № А51-165/2022 // Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ADV&n=126439&cacheid=80BDFB0A6A9F1875B2A202557D1376CA&mode=splus&rnd=rQdDQg#fGmxSjUPwWnxtVl4 (дата обращения: 26.03.2025).
- Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.2023 № Ф07-23090/2022 по делу № А56-35253/2022 // Консультант-Плюс. https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ASZ&n=279187#blhvSjUQ1phAQ7KX (дата обращения: 26.03.2025).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. № 149. 13.07.2022.
- Постановление Правительства РФ от 06.03.2021 № 338 (ред. от 30.04.2022) «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 15.03.2021. № 11. Ст. 1830.
- Стенькин Д. С., Чучадеев Д. А. Внедрение цифровых технологий в деятельность органов исполнительной власти (на примере контрольных и надзорных органов) // Российское право: образование, практика, наука. 2023. № 4. С. 64-75.
- Тихомиров Ю. А. Влияние цифровизации на компетенцию федеральных органов исполнительной власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 12. С. 90-94.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.
Дополнительные файлы
