Сравнительный анализ понимания текста человеком и искусственным интеллектом
- Авторы: Куницына О.М.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: № 2(896) (2025)
- Страницы: 81-88
- Раздел: Языкознание
- URL: https://ogarev-online.ru/2542-2197/article/view/284004
- ID: 284004
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования – систематизация и обобщение когнитивного процесса понимания текста человеком и искусственным интеллектом. В статье проводится сравнительный анализ с использованием конкретной модели понимания текста, обосновывается важность контекста и субъективного восприятия. Психолингвистический анализ помогает описать когнитивные процессы понимания текста человеком. Компьютерный анализ дает описание алгоритмов машинного обучения и искусственных нейронных сетей. В результате сравнительного анализа выявляется, что понимание текста человеком включает в себя не только рациональный анализ, но и культурный, эмоциональный и индивидуальный опыт. Человек в отличие от искусственного интеллекта способен к более глубокой интерпретации семантического и эмоционального содержания текста.
Об авторах
Олеся Мироновна Куницына
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kunitsyna_mglu@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области права Института международного права и правосудия
РоссияСписок литературы
- Горожанов А. И., Гусейнова И. А. Прикладные аспекты анализа и интерпретации текстов (на материале немецкого и русского языков). Казань: Бук, 2021.
- Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. М.: Институт языкознания РАН, 2005.
- Ван Дейк Т. А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. 1988. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. С. 153–212.
- Stöckl H. Multimodales Verstehen – Zwischen Zeichensystemwissen und Textsortenkompetenz// Verstehen und Verständigung. Intermediale, multimodale und interkulturelle Aspekte von Kommunikation und Ästhetik / Hrsg. Sachs-Hombach Klaus. Köln: Halem, 2016
- Дзялошинский И. М. Когнитивные процессы человека и искусственный интеллект в контексте цифровой цивилизации. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2022.
- Funk M. Künstliche Intelligenz, Verkörperung und Autonomie. Springer Vieweg Wiesbaden, 2023.
- Richter T., Schnotz W. Textverstehen // Handwörterbuch Pädagogische Psychologie / Hrsg. D. Rost & J. Sparfeldt. Weinheim: Beltz, 2018.
- Ovchinnikova E. Integration of world knowledge for natural language understanding. Paris: Atlantis Press, 2012.
- Максимов Ю. В., Клышинский Э.С., Антонов Н. В. Проблема понимания в системах искусственного интеллекта // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. 2016. № 19. C. 43–60.
- Горожанов А. И., Гусейнова И. А., Степанова Д. В. Инструментарий автоматизированного анализа перевода художественного произведения // Вопросы прикладной лингвистики. 2022. № 45. С. 62–89. doi: 10.25076/vpl.45.03.
- Вангаева Ф. М., Тайсумова Х. В. Проблемы обучаемости искусственного интеллекта и обучаемости искусственным интеллектом // В поисках социальной истины: материалы II Международной научно-практической конференции. 2020. С. 308–311.
Дополнительные файлы
