«Драгоценный» Болота Ширибазарова: буддийская репрезентация романа воспитания
- Авторы: Дубаков Л.В.1
-
Учреждения:
- Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
- Выпуск: № 8(902) (2025)
- Страницы: 122-127
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://ogarev-online.ru/2542-2197/article/view/309783
- ID: 309783
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье в рамках исследования «буддийского текста» современной русской литературы анализируются буддийские образы и мотивы в романе Б. Б. Ширибазарова «Драгоценный». Эта книга рассматривается, в свою очередь, в качестве романа воспитания (Bildungsroman), репрезентированного писателем с точки зрения буддийского мировосприятия и в контексте традиционного жанра буддийской агиографии – намтара (rNam-thar). Ключевые мотивы романа – возвращение, метис-
ность, драгоценность – понимаются Болотом Ширибазаровым не только в антропологическом, семейно-родовом, но и в метафизическом смысле. Так, в частности, понятие «драгоценность» в книге определяется возвращением героев к существованию вне иллюзорных ограничений и без нравственных омрачений, к жизни на пути любви и сострадания.
Ключевые слова
Об авторах
Леонид Викторович Дубаков
Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне
Автор, ответственный за переписку.
Email: dubakov_leonid@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент филологического факультета
РоссияСписок литературы
- Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс-Культура, 1995. С. 259–367.
- Бекметов Р. Ф. Русская литература и буддийско-даосский Восток (проблемы диалога). Казань: Школа, 2018.
- Бернюкевич Т. В. Буддизм в русской литературе конца XIX – начала XX века: идеи и реминисценции. СПб.: Нестор-История, 2018.
- Сорокина Г. А. Идеи буддизма в литературе русского зарубежья. 2-е изд., доп. М.: Экон-Информ, 2017.
- Уланов М. С. Буддизм в социокультурном пространстве России. Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2009.
- Бадуева Г. Ц. Тема семьи в романе Б. Ширибазарова «Другой» // Современные проблемы исследования национальной классики: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию со дня рождения Людмилы Реасовны Кулаковской, Якутск, 6–7 декабря 2023 года. Якутск: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, 2024. С. 176–179.
- Хара-Даван Э. Русь Монгольская. М.: Аграф, 2002.
- Бадуева Г. Ц. Образ родины в современной русскоязычной литературе Бурятии // Педагогический имидж. 2022а. Т. 16. No 1 (54). С. 28–38.
- Тухтаева Ф. И., Джалилова З. Б. Черты и жанровые особенности романа воспитания // Мировая наука. 2019. No 5 (26). С. 705–708.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979.
- Сержант Н. Л. Динамика жанровой дефиниции романа воспитания // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. 2023. No 3. С. 144–147.
- Бадуева Г. Ц. Образ ламы в бурятской литературе XX–XXI века // Наследие Ринчена Номтоева – выдающегося ученого, литератора, просветителя. Сборник научных статей международной научной конференции / науч. ред. Б. В. Базаров, отв. ред. Д. В. Дашибалова. Улан-Удэ, 2022б. С. 215–225.
- Hirsh M. The Novel of Formation as Genre: Between Great Expectations and Lost Illusions in Studies in the Novel // Genre. 1979. Vol. 7. No 3. P. 293–312.
- Willis J. D. On the Nature of rNam-thar: Early dGe-lugs-pa Siddha Biographies // Soundings in Tibetan Civilization (Kathmandu) / B. A. Aziz, M. Kapstein (eds.). New Delhi: Manohar, 1985. P. 304–319.
- Торчинов Е. А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
- Цветкова М. В., Белянская О. В. Трансформация романа воспитания под влиянием идей дзэн буддизма в романах Керуака «В дороге» и «Бродяги Дхармы» // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2023. Т. 82. No 6. С. 65–74.
Дополнительные файлы
