Феномен эвфемизации в современных немецкоязычных СМИ (на материале новостей Tagesschau)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования – определить способы выражения феномена эвфемизации в современных немецких новостях. Главным методом исследования является контекстуальный анализ, материалом служат тексты издания Tagesschau. Примеры из немецкоязычных СМИ демонстрируют функционирование средств эвфимизации, что позволяет оценить их роль в формировании общественного мнения и адаптации языка к современным социокультурным реалиям. В результате исследования были выявлены основные лексико-грамматические средства эвфемизации в немецкоязычных текстах СМИ.

Об авторах

Тамара Анзоровна Гуджеджиани

Московский государственный лингвистический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tamara20051999@gmail.com

преподаватель кафедры грамматики и истории немецкого языка факультета немецкого языка 

Россия

Список литературы

  1. Добросклонская Т. Г., Чжан Х. Медиалингвистика в России и за рубежом: достижения и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 9–19.
  2. Гусейнова И. А., Горожанов А. И. Коннотированный образ как способ конструирования информационного противостояния в художественно-публицистическом жанре // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2023. № 16 (6). С. 911–920. EDN HZMXIN.
  3. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие. М.: Слово, 2000.
  4. Кузнецова Н. В. Феномен политкорректности в современном политическом дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2017.
  5. Luchtenberg S. Euphemismen im heutigen Deutsch: mit einem Beitrag zu Deutsch als Fremdsprache. Frankfurt / Main: Peter Lang, 1985.
  6. Sibul V. V., Kuksova A. V. Communication during coronavirus: functioning of euphemisms in media coverage // Вопросы прикладной лингвистики. 2021. № 41. С. 47–65. doi: 10.25076/vpl.41.03.
  7. Порохницкая Л. В., Бирюкова И. А. Эвфемия в синхронии и диахронии. М.: Спутник+, 2022.
  8. Mironina A. Y., Porchesku G. V. Euphemism as a linguistic strategy of evasion in political media discourse // Research Result. Theoretical and Applied Linguistics. 2023. Т. 9. № 2. С. 4–18. doi: 10.18413/2313-8912-2023-9-2-0-1.
  9. Guseynova I. A., Gorozhanov A. I. Un-Words as a Factor of Ideologization in the Modern German Political Discourse // Science Journal of Volgograd State University. Linguistics. 2024. Vol. 23. # 4. P. 84–95. DOI 10.15688/ jvolsu2.2024.4.7. EDN XMNCZX.
  10. Добросклонская Т. Медиалингвистика: теория, методы, направления: монография. М.: КДУ, Добросвет, 2020.
  11. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса: монография. Волгоград: Парадигма, 2004.
  12. Бусыгина М. В., Желтухина М. Р. Медиажанр «пресс-релиз»: учебное пособие. Волгоград : ПринТерра-Дизайн, 2016.
  13. Салахунов А. А. Как выразительные средства языка влияют на восприятие новостей в СМИ // Вестник науки. 2024. Т. 4. № 9 (78)/ С. 281–285.
  14. Ольшанский И. Г., Гусева А. Е. Лексикология: Современный немецкий язык: учебник для студентов лингвисти ческих факультетов высших учебных заведений. М.: Академия, 2005.
  15. Будагов Р. А. Введение в науку о языке. М.: Добросвет-2000, 2003.
  16. Гришаева Л. И. Эвфемизация как причина и последствие вариативности соотношения в коммуникации объективируемых и со-активируемых сведений о мире // Вестник МГПУ. 2023. Серия: Филология. Теория язы ка. Языковое образование. 2023. doi: 10.25688/2076-913X.2023.52.4.05.
  17. Попова К. В. Перевод эвфемизмов в СМИ // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей IV Международной научной конференции молодых ученых, посвященной 80-летнему юбилею кафед ры иностранных языков (7 февраля 2014 года). Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 218–221.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».