Some areas of activity of the bailiff of Malaya Kabarda in 1830-1858

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines some areas of activity of the bailiff of Malaya Kabarda in 1830-1858. In the work, based mainly on the office records of the Office of the Center of the Caucasian Line, the office of Malaya Kabarda and the Kabardinsky District Court and in the context of the system of institutions of local judicial and administrative control that had developed by that time, its administrative, police, judicial and some other powers were considered. It is noted that their tasks included preventing the concealment of persons who had committed crimes (abrek), monitoring the sanitary and epidemiological situation among the population in order to prevent the spread of infections, conducting preliminary investigations in criminal cases, independently making decisions on minor offenses and civil disputes, resolving land issues, collecting information about the social status of local residents, providing management with reports on the movement of funds in the bailiff system, etc. These areas of activity were considered in light of the fact that the bailiff of Malaya Kabarda, within the limits of his authority, interacted with both higher-ranking officials (the head of the Caucasian Line Center) and other officials and institutions (the Kabardian Temporary Court, the head of the Sunzha Line, etc.) to resolve issues that went beyond his direct administrative subordination. It is concluded that in the period from 1830 to 1858, the administration of Malaya Kabarda was an important link in the management system of the Central Caucasus, combining administrative, police, judicial, and other functions.

Full Text

Введение

В 1830–1858 гг. приставство Малой Кабарды занимало важное место в системе локального судебно-административного контроля на Центральном Кавказе. Пристав по-прежнему выполнял роль посредника между российской властью и местным населением, а приставское управление было важным механизмом инкорпорации населения региона в политико-правовое пространство Российской империи. Исследование основных направлений его деятельности дает возможность рассмотреть особенности развития российского аппарата государства в этом регионе в одних из сложнейших периодов истории региона и народов, его населяющих. Деятельность приставства Малой Кабарды была многогранна и охватывала широкий спектр вопросов от поддержания общественного порядка до урегулирования споров между местными жителями. Пристав, как представитель российской власти в регионе, должен был учитывать местные обычаи и традиции, чтобы эффективно управлять территорией и предотвращать конфликты. Поэтому изучение истории приставства Малой Кабарды позволяет лучше понять процессы интеграции народов Центрального Кавказа в состав Российской империи, а также особенности развития институтов российской государственности на юге страны.

Основные направления деятельности приставского управления Малой Кабарды в 1830–1858 гг. до сих пор не становились предметом специального исследования. Хотя некоторые его аспекты так или иначе затрагивались в работах кавказоведов по социально-политической истории Центрального Кавказа второй четверти XIX в. [Абазов 2016; Абазов 2023a; Абазов 2023b; Абазов, Нахушева 2020; Адыги 2022; Алхасова 2021; Алхасова 2022; Алхасова 2023; Алхасова 2024; Века 2017; Казаков 2006; Калмыков 2007; Кушхабиев, Журтова, Алхасова 2024; Марзей 2021; Нахушева 2020]. Тогда как в архивах страны хранится достаточно большой материал, позволяющий уточнить и подробно охарактеризовать основные направления деятельности приставского управления Малой Кабарды в это время. В ходе исследования были изучены в основном материалы Управления Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (далее. – УЦГА АС КБР (Ф. И-8 «Управление Малой Кабарды» (1845–1857 гг.), Ф. И-16 «Управление Центра Кавказской линии» (1845–1857 гг.), Ф. И-23 «Кабардинский временный суд»). Их анализ дает возможность подробно изучить основные направления деятельности приставского управления Малой Кабарды в указанный период, рассмотреть его штатную структуру, порядок финансирования и основные направления деятельности.

 

Результаты исследования

В 1830-1858 гг. на Кавказе функционировала целая сеть приставских управлений, подведомственных начальникам определенных дистанций Кавказской линии. И.Р. Марзей установила, что «в это время на подведомственной Центру и Левому крылу Кавказской линии территории функционировали следующие приставства и управления: Главное приставство горских народов бывшего Владикавказского округа; приставство урусбиевского, чегемского, хуламского и балкарского народов; малокабардинское приставство; дигорское приставство; приставство алагирских и куртатинских народов; приставство назрановского народа; приставство карабулаков и чеченцев; кумыкское приставство; костековское приставство; аксаевское приставство; приставство надтеречных чеченцев и брагунского народа. Кроме того, в эту систему были включены 2 старшины галгаевского народа; 2 знаменщика назрановского народа» [Марзей 2021: 117].

Документально подтверждается, что малокабардинское приставство функционировало с начала 30-х гг. XIX в. до 1858 г. В разные годы приставство Малой Кабарды попеременно возглавляли капитан Е.А. Бекович-Черкасский, майор Ф.А. Бекович-Черкасский, подпоручик А.Ш. Абаев, сотник М.В. Дыдымов, хорунжий Тефов, майор Анастасьев, штабс-капитан Ф.П. Диков, сотник Тургиев и т.д. И.Р. Марзей считает, что «малокабардинское приставство стало правопреемницей реорганизованного в 1822 г. приставства кабардинского народа» [Марзей 2021: 120]. С этим отчасти можно согласиться, т.к. с 1822 г. функции пристава в отношении населения Большой Кабарды выполнял Кабардинский временный суд. И с этого времени приставского кабардинского народа, учреждённое в 1769 г. в прежнем виде перестало существовать. Однако до настоящего времени практически не сохранилось сведения о функционировании приставства Малой Кабарды в середине 20-х гг. XIX в., равно как и нет источников об его учреждении на рубеже 20-х – 30-х гг. XIX в. и до сих пор не обнаружено инструкции либо другого учредительного документа, определявшего его права и обязанности. Функционирование приставства Малой Кабарды с начала 30-х гг. XIX в. до 1858 г. – данность, отраженная в широком массиве делопроизводственной документации.

Приставы Малой Кабарды были подведомственны начальнику Центра Кавказской линии (а в 1857–1858 гг. – начальнику Левого фланга Кавказской линии) и обладали значительными полномочиями. В их задачи входило пресечение укрывательства лиц, совершивших преступления (абреков), наблюдение за санитарно-эпидемиологической обстановкой среди населения с целью предотвращения распространения инфекций. Кроме того, они проводили предварительные следственные действия по серьёзным уголовным делам. При этом приставы имели право самостоятельно выносить решения по мелким правонарушениям и гражданским спорам, не требующим сложного разбирательства. Пристав принимал участие в урегулировании ряда земельных вопросов, осуществлял сбор информации о принадлежности представителей подведомственного населения к различным сословиям, реализовывали меры, направленные на предотвращение правонарушений, а также предоставляли вышестоящему руководству отчетность о поступлении денежных средств в общественную сумму. Ранее мы установили, что в 1848–1849 гг. пристав Малой Кабарды обладал некоторыми полномочиями по ведению малокабардинской общественной суммы и определили каналы пополнения и расходования ее средств, а также то, что основной ее доход составляли денежные сборы с населения региона «за вывоз леса за пределы Кавказской линии для продажи, штрафы за преступления и средства от продажи имущества местных жителей, самовольно переселившихся из региона проживания на неподконтрольные российской власти территории» [Беппаев 2025: 15].

Анализ документов показывает, что с начала 30-х гг. XIX в. до 1858 г. приставство Малой Кабарды играло важную роль в управлении коренным населением региона и занимало одну из ключевых позиций в системе учреждений локального судебно-административного контроля на Центральном Кавказе. Поэтому, полагаем, что наиболее наглядное представление о его деятельности можно получить на основе изучения наиболее типичных примеров из практики.

Так, пристав Малой Кабарды в пределах своей компетенции взаимодействовал с должностными лицами и учреждениями, не состоящими с ним в административной зависимости. Например, в 1847 г. с начальником Сунженской линии [УЦГА АС КБР. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 2. Л. 14] по вопросам решения споров на почве имущественных отношений [УЦГА АС КБР. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 2. Л. 14]. Такое взаимодействие документировалось в основном в форме отношений.

В конце 30-х – первой половине 40-х гг. XIX в. Кабардинский временный суд и пристав Малой Кабарды был вовлечен в активное обсуждение вопросов о принятии мер предосторожности против вторжения Шамиля в Кабарду. В частности, пристав Малой Кабарды майор Анастасьев направлял в адрес начальника Центра Кавказской линии многочисленные рапорта по этой части, в которых оповещал о фактах принятия жителями подведомственной ему территории преступников под предлогом обычая гостеприимства [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 138. Л. 1 об.], предлагал принять конкретные меры по противодействию им, выражал мнения о количестве и оснащении вооруженных отрядов для ликвидации угроз их пребывания на вверенной ему территории и поимке преступников, направлял полученные от посылаемых им в Чечню лазутчиками сведения [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 39. Л. 40], сведения о намерениях групп сторонников Шамиля напасть на конкретные населенные пункты Малой Кабарды [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 39. Л. 55] и т.п. Позже преемник Анастасьева штабс-капитан Ильин направлял аналогичные рапорта о присутствии абреков на вверенной ему территории, посещении Малой Кабарды преступниками из других регионов и конкретных местах их размещения [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 138. Л. 9 об.]. Пристав ингушевских и карабулакских народов сотник Мистулов о неповиновении крестьян своим подвластным и неисполнении приказов пристава [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 138. Л. 3 об.]. Начальник Центра Кавказской линии в ответ на каждый рапорт предлагал исполнить конкретные предписания. Некоторые из получаемых сведений начальник Центра Кавказской линии направлял в штаб войск на Кавказской линии и Черномории.

В некоторых случаях на приставов налагалась обязанность о приведении в исполнение решений Кабардинского временного суда, если ответчики проживали на подведомственной им территории. В этом случае суд сообщал о принятом решении начальнику Центра Кавказской линии, а тот в свою очередь адресовал приставу соответствующее предписание, в котором приводилась суть дела (спора, конфликта) и содержались сведения о мере наказания. Например, 11 декабря 1845 г. было приставу Малой Кабарды было направлено предписание начальника Центра Кавказской линии, в котором говорилось о необходимости взыскать 130 руб. сер. в пользу князя Тлостаналиева с жителя Малой Кабарды Б. за похищенную его братом абреком У. лошадь [УЦГА АС КБР. Ф. И-23. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 1]. В свою очередь пристав по получении предписания направил для исполнения решения Кабардинского временного суда урядника [УЦГА АС КБР. Ф. И-23. Оп. 1 .Ед. хр. 1. Л. 2]. Сведения об исполнении решения суда и предписания начальника Центра Кавказской линии фиксировались в виде расписки ответчика и потерпевшего (истца), о чем пристав сообщал начальнику в соответствующем рапорте.

Одной из обязанностей пристава Малой Кабарды в 1848 г. была организация охраны Военно-Грузинской дороги от всяческих посягательств жителей подведомственных аулов. Например, в предписании начальника Малой Кабарды приставу Малой Кабарды от 1 апреля 1848 г. отмечалось: «препровождая при сем расписание о числе караулов, имеющих заняться в Малой Кабарде жителями подведомственных вам аулов, предписываю Вашему благородию согласно оного распорядиться немедленно назначить определенное из каждого аула число людей, отправить их на назначенные места и наблюсти, чтоб в каждом пункте находилось непременно полное число людей. В противном случае если кто из кабардинцев не явится в караул, то с него будет взыскано с штрафованием 1 быка…» [УЦГА АС КБР. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 22. Л. 21–21 об.].

Большой объем работы малокабардинский пристав выполнял в области обеспечения и содействия расследованию преступлений. Чаще через его посредство фигуранты уголовных дел приглашались для разбирательств в соответствующие инстанции. Например, в 1847 г. начальник Центра Кавказской линии направил предписание начальнику Малой Кабарды полковнику Эристову, в котором распорядился вызывать к нему трех местных жителей, уличенных в краже быка [УЦГА АС КБР. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 32. Л. 2]. В свою очередь Эристов направил это предписание для непосредственного исполнения приставу Малой Кабарды хорунжему Тургиеву [УЦГА АС КБР. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 32. Л. 2 об.]. В 1836 г. пристав Малой Кабарды Бекович-Черкасский участвовал в решении споров по вопросам конфискации имущества у жителей Малой Кабарды, выселенных за уголовные преступления [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 20]. Также приставы оказывали содействие в поимке бежавших из других регионов Кавказа правонарушителей. Например, пристав Малой Кабарды Анастасьев 24 мая 1841 г. рапортовал и.д. начальника Центра Кавказской линии о поимке жителя Чечни, подозреваемого в связях с Шамилем [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 99. Л. 3]. В апреле 1845 г. пристав Малой Кабарды капитан Диков направлял рапорта начальнику Центра Кавказской линии со сведениями о привлечении к ответственности жителей подведомственной ему территории за кражу лошадей [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 460. Л. 4], о розыске сына князя Мисостова [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 441. Л. 1] и др. В 1851–1852 гг. начальник ЦКЛ состоял в переписке с приставом Малой Кабарды сотником Тургиевым по вопросу о привлечении к ответственности холопа В. за убийство черкеса Г-ва [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1143]. В решении этого вопроса пристав Малой Кабарды выступал в качестве лица, проводившего допросы участников разбирательства, отвечавшего за их доставление к местам разбирательства спора, оповещал начальника Центра Кавказской линии о ходе расследования по делу и т.п.

Пристав за свою работу получали жалование, их деятельность обеспечивал аппарат в составе (в некоторых случаях) помощника, письмоводителя и др. Так, например, в 1839 г. пристав Малой Кабарды получал жалование по чину за счет средств экстраординарной сумму по 100 руб. по предписанию корпусного командира, а, например, дигорский пристав – из экстраординарной суммы по 150 руб. [Административная интеграции… Т. II. Ч. III. 2024. С. 49].

Иногда в составе приставского управления работали штатные переводчики. В 1847 г. иерархия административных структур просматривается на основе анализа вопросов назначения переводчика в приставское управление Малой Кабарды [УЦГА АС КБР. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 35. Л. 1]. Так, например, 30 июня 1847 г. управление начальника Малой Кабарды уведомило пристава Малой Кабарды поручика Тургиева о том, что к нему в переводчики был зачислен казак М., который обязан был находиться там постоянно по должности [УЦГА АС КБР. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 35. Л. 1]. В отношении генерал-майора Филипсона генерал-майору Нестерову от 22 февраля 1847 г. сообщалось о том, что «штатом, составленном для магометанских народов при подведомственном Вашему Преосвященству приставе Малой Кабарды положено иметь штатного переводчика» [УЦГА АС КБР. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 35. Л. 2]. Здесь же отмечалось, что в большинстве случаев переводчики при приставах назначались из числа казаков [УЦГА АС КБР. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 35. Л. 2]. В надписи на предписании начальника Малой Кабарды пристав Малой Кабарды Тургиев сообщал, что «переводчика при приставском моем управлении ныне не имеется совершенно ни их какого сословия, равно и прежде не имелось, а как в таковом указывает самая надобность…» [УЦГА АС КБР. Ф. И-8. Оп. 1. Д. 35. Л. 2 об.].

Кадровый состав малокабардинского приставства мог меняться в зависимости от необходимости. Решение принимало высшее военное начальство в регионе после определенных обсуждений. Например, в 1852–1853 гг. начальник Центра Кавказской линии вел переписку с приставом Малой Кабарды о назначении ему помощника [УЦГА АС КБР. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 1287]. Назначение помощников приставов обсуждалось на уровне начальника Центра Кавказской линии на основании представления пристава. Как правило, на должности помощников приставов выдвигались офицеры российской армии, зарекомендовавшие себя на службе и имевшие опыт службы на Кавказе. Следует отметить, что просьбы от частных приставов о назначении им помощников в адрес начальника Центра Кавказской линии исходили часто. Например, в 1852 г. пристав балкарских и других горских народов в рапорте начальнику Центра Кавказской линии просил назначить ему двух помощников (от балкарского общества корнета М. Айдебулова и хуламского общества юнкера У. Шакманова) [УЦГА АС КБР. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 1287. Л. 1–1 об.]. Основной мотив просьбы – скопление большого количество дел, в результате – замедление сроков их исполнения. Следует отметить, что начальник Центра Кавказской линии удовлетворил просьбу балкарского пристава [УЦГА АС КБР. Ф. И-22, оп. 1, д. 1287. Л. 2], причем в ответе не уточнялись никакие дополнительные условия их назначения помощниками (изменение штатной структуры пристава, оплата жалования работы помощников и источники финансового обеспечения их деятельности и т.п.). Примечательно, что в данном случае это были местные жители, представители своих обществ, состоявшие на российской военной службе и имевшие воинские звания и чины.

В середине 30-х гг. XIX в. частные приставы взаимодействовали с Центром Кавказской линии по вопросам розыска и возвращения к месту жительства невольников. Так, например, 19 марта 1836 г. пристав Малой Кабарды майор князь Бекович-Черкасский обратился к начальнику Центра Кавказской линии с просьбой о возращении невольника Карданова подвластного ему узденя Атажуко Абаева, который самовольно находился в Большой Кабарде в ауле князя Наурузова [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 16. Л. 2]. В качестве реакции на обращение начальник Центра Кавказской линии предписал Кабардинскому временному суду разыскать и возвратить невольника его владельцу [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 16. Л. 3]. Материалы дела показывают, что пристав Малой Кабарды и Кабардинский временный суд находились на одном уровне иерархии учреждений локального судебно-административного контроля, были наделены схожими полномочиями и выполняли аналогичные распоряжения надведомственного учреждения – управления Центра Кавказской линии. Отличия заключались лишь в территориальной подведомственности: к подведомственности Кабардинского временного суда относилось население Большой Кабарды; пристава Малой Кабарды, соответственно – население Малой Кабарды.

В 1851–1852 гг. начальник Центра Кавказской линии состоял в переписке с приставом Малой Кабарды сотником Тургиевым по вопросу о запрещении переселения холопа М-ва из аула князя Бековича-Черкасского [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1139]. В деле содержится рапорт главного пристава чеченского народа майора Доможилова заведующему Левым флангом Кавказской линии [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1139. Л. 1]. Командующий Левым флангом Кавказской линии решил вопросы с начальником Центра Кавказской линии посредством отношений, а основными исполнителями были подведомственные им приставы.

Кроме того, пристав сообщал начальнику Центра Кавказской линии о любых случаях природных катаклизмов, в особенности и тех, которые могли определенным образом повлиять на состояние и сбор урожая жителями подведомственной территории. Например, в 1855 г. пристав Малой Кабарды войсковой старшина Дыдымов рапортовал начальнику Центра Кавказской линии о нашествии саранчи на поля подведомственной ему территории и о гибели части урожая проса, мерах борьбы с саранчой (выжигание огнем), и о побочных эффектах (пострадавших хозяйствах от пожаров во время борьбы с ней) [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1365. Т. 2. Л. 185].

 

Заключение

Таким образом, в период с 1830 по 1858 гг. на Кавказе существовала разветвленная система приставских управлений, подчиненных начальникам дистанций Кавказской линии. Эти учреждения функционировали на обширной территории, подведомственной начальникам Центра, Правого и Левого крыльев Кавказской линии. Их деятельность была направлена на управление коренным населением этой местности, включая абазин, карачаевцев, осетин, кабардинцев, балкарцев, чеченцев, ингушей и др. В этой системе приставство Малой Кабарды занимало важное место, а его пристав был наделен широким кругом полномочий. Их функционал включал содействие местным жителям в разрешении земельных споров, установление социального статуса населения, профилактику преступной деятельности и информирование начальства о финансовых поступлениях в общественную сумму и т.п. Пристав Малой Кабарды взаимодействовал как с вышестоящими (начальник Центра Кавказской линии), так и с другими должностными лицами и учреждениями (Кабардинский временный суд, начальник Сунженской линии и др.) для решения вопросов, выходящих за рамки его прямой административной подчиненности. Пристав отвечал за предотвращение вооруженных вторжений на подведомственную ему территорию (например, Шамиля), борьбу с преступностью (поимка абреков, беглых преступников), поддержание порядка и организацию охраны важных объектов (например, Военно-Грузинской дороги). Он участвовал в исполнении решений Кабардинского временного суда, взыскивал долги и штрафы, содействовал расследованию преступлений, допрашивал участников разбирательств и обеспечивал их доставку. А регулярно предоставлял рапорты начальнику Центра Кавказской линии о различных событиях, происшествиях, настроениях населения, природных катаклизмах и т.д. Деятельность пристава Малой Кабарды была строго регламентирована предписаниями вышестоящего начальства (Начальника Центра Кавказской линии). Работа приставского управления обеспечивалась аппаратом, включавшим помощников, письмоводителей и переводчиков. Пристав получал жалование за свою службу. В целом, пристав Малой Кабарды был важным звеном в системе управления регионом, сочетавшим в себе административные, полицейские и судебные функции.

×

About the authors

Azamat R. Beppaev

Kabardian-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: beppaev33@mail.ru

References

  1. Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в судебной системе Российской империи в конце XVIII – начале ХХ в. – Нальчик: Общество с ограниченной ответ-ственностью «Печатный двор», 2016. – 264 с.
  2. Абазов А.Х. Делопроизводственная практика Кабардинского временного суда: документальное измерение региональной интеграции народов Центрального Кавка-за в 1822-1858 гг. // Новое прошлое. – 2023. – № 1. – С. 48-63.
  3. Абазов А.Х. Приставское управление балкарского народа в системе локального судебно-административного контроля на Центральном Кавказе в 1846-1858 годах // Научная мысль Кавказа. – 2023. – № 2(114). – С. 35-41.
  4. Абазов А.Х., Нахушева И.Р. Приставские управления на Северном Кавказе в последней трети XVIII – первой половине XIX века: эволюция деятельно-сти // Научный диалог. – 2020. – № 8. – С. 287-300.
  5. Административная интеграция народов Северо-Западного и Центрального Кавказа в состав Российской империи: Сборник документов и материалов. – 2-е переработанное и дополненное. – Нальчик: Кабардино-Балкарский научный центр, 2024. – 908 с.
  6. Адыги: Адыгейцы. Кабардинцы. Черкесы. Шапсуги. – Москва: "Наука", 2022. – 870 с.
  7. Алхасова Д.М. Судебные полномочия начальника Центра кавказской линии в 30-50-е гг. XIX вв. // Электронный журнал «Кавказология». – 2021. – № 4. – С. 33-47.
  8. Алхасова Д.М. Взаимодействие управления Центра Кавказской линии с региональными этноэлитами в 40-х годах XIX века // Научная мысль Кавказа. – 2022. – № 3 (111). – С. 67-73.
  9. Алхасова Д.М. Порядок деконструкции военно-административного учреждения на примере упразднения Центра Кавказской линии в 1857 году // Научная мысль Кавказа. – 2023. – № 2(114). – С. 42-47.
  10. Алхасова Д.М. Управление Центра Кавказской линии в администра-тивной системе и политической практике Российской империи в 30–50-е гг. XIX в.: Дис. канд. ист. н-к/ Нальчик, 2024. – 224 с.
  11. Беппаев А.Р. Становление основ и методов управления народным ка-питалом на Центральном Кавказе в конце 1840-х годов (на примере малокабардинской об-щественной суммы) // Электронный журнал «Кавказология». – 2025. – № 1. – С. 15-26. – doi: 10.31143/2542-212X-2025-1-15-26.
  12. Века совместной истории: народы Кабардино-Балкарии в российском цивилизационном процессе (1557–1917 гг.). – Нальчик: Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского Научного центра Российской академии наук, 2017. – 544 с.
  13. Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры (середина XVI – начало ХХ вв.): биографический справочник. – Нальчик Эльфа 2006. – 394 с.
  14. Калмыков Ж.А. Интеграция Кабарды и Балкарии в общероссийскую систему управления (вторая половина XVIII – начало XX века). – Нальчик: Республикан-ский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г., 2007. – 232 с.
  15. Кушхабиев А.В., Журтова А.А., Алхасова Д.М. Проблемы политико-правовой интеграции Северного Кавказа в состав России в отражении делопроизводственной документации (по материалам опубликованных источников) // Элек-тронный журнал «Кавказология». – 2024. – № 3. – С. 228-255.
  16. Марзей И.Р. Система приставских управлений на Северном Кавказе в 1769–1864 гг.: Дисс. канд. ист. н-к. – Нальчик, 2021. – 193 с.
  17. Нахушева И.Р. Приставское управление в Кабарде в 1769-1858 гг.: динамика, полномочия, персоналии // Электронный журнал «Кавказология». – 2020. – № 3. – С. 60-78.
  18. Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Beppaev A.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».