СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ)
- Авторы: ХУБУЛОВА С.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
- Выпуск: № 1 (2021)
- Страницы: 130-140
- Раздел: Новейшая история
- Статья получена: 20.05.2025
- Статья опубликована: 15.12.2021
- URL: https://ogarev-online.ru/2542-212X/article/view/292766
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2021-1-130-140
- EDN: https://elibrary.ru/HYZMXI
- ID: 292766
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются направления социальной работы с семьями военнослужащих в период Великой Отечественной войны. Вводимые в научный оборот архивные источники, эго-документы позволяют эту проблему проанализировать с разных сторон. Отмечается, что помощь этой категории населения оказывалась несколькими путями. Прежде всего, это государственная поддержка, патронат, что позволяло осуществлять адресную помощь в виде продовольственных и промтоварных посылок, льгот при получении жилья, устройства детей в детские сады и школы, преимущественное право на трудоустройство. Наряду с государством семьи комбатантов поддерживались общественными организациями, профсоюзами и др. Тимуровское движение также стало одной из форм социальной помощи этой категории населения. В региональной историографии мало внимания уделяется проблеме адаптации инвалидов войны в условиях тылового региона, которые также оказались еще одним слабо защищенным слоем советского общества. Государственная помощь состояла не только в назначении пенсий по инвалидности, но также в организации переквалификации с дальнейшим трудоустройством, решении жилищной проблемы. В статье впервые поднимается тема оказания помощи детям военнослужащих, в том числе сиротам. Анализируются масштабы тех мер, которые государство оказывало для поддержки детей. Большой научный интерес представляет анализ эго-документов – жалоб, заявлений, писем, которые дают представление о тех проблемах, с которыми сталкивались семьи военнослужащих в повседневной жизни. Делается вывод о том, что патерналистская социальная политика тесно переплеталась с общественной помощью добровольных организаций, молодежных союзов и рядовых граждан республики.
Ключевые слова
Полный текст
Введение. История Великой Отечественной войны вызывает неослабевающий интерес исследователей, о чем говорят десятки тысяч работ как отечественных, так и зарубежных ученых. Вызовы времени диктуют расширение тематики, часто предлагая все новые аспекты, которые ранее не получали развернутого анализа [Стариков 2015; Хабибулин 2010]. Так, хорошо известный посыл об исключительной роли партии в годы войны в современных условиях подвергается пересмотру и переосмыслению, объективному анализу не только благодаря снятию жестких методологических канонов, но и введению в научный оборот большого вида разнообразных источников, позволяющих расширить научные горизонты исследования большой и очень значимой для России истории Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война стала испытанием, в том числе, для партийно-советских органов власти, которым предстояло перестраивать работу в тяжелейших условиях.
Одним из ведущих направлений работы местных властей стала материально-бытовая помощь семьям мобилизованных в РККА.
Цель статьи – изучить основные направления социальной работы с семьями комбатантов в Северо-Осетинской АССР в годы Великой Отечественной войны.
Литература и методы. Принципы историзма и объективности позволили изучить поставленную проблему всесторонне и в русле современной историографии. Кроме этого, в статье использован статистический метод, что дало возможность уточнить некоторые количественные показатели в демографической структуре; сравнительный принцип дает возможность проследить за качественными изменениями в социальной политике государства, многофакторный характер социальной политики менялся в зависимости от ситуации на фронтах, когда Северная Осетия из региона глубоко тылового летом 1942 г. становится военным рубежом с резким сокращением, но не сворачиванием всех социальных программ.
В отечественной историографии отдельные аспекты этой проблемы рассматриваются постоянно [Кожурин 1990; Семёнова 2010]. На современном этапе развития науки все большее значение приобретают региональные исследования [Магометов 2017; Осмачкин 2015; Хаблиева, Сосранова 2018; Чернышева 2012]. Для историков открылись ранее недоступные архивы, что позволяет объективно и всесторонне изучить многие «белые пятна» этого героического этапа, источники победы советского народа в войне, роль в организации помощи фронту, что представляет научный интерес. В этой связи отметим широкое использование в современных исследованиях теории советского менталитета (понимание специфику советского менталитета дало возможность ответить на ряд вопросов, связанных с адекватным восприятием советскими гражданами трудностей быта в годы войны), положений «новой локальной истории», что позволила рассмотреть направления социальной политики в разных микроячейках региона; наконец, междисциплинарные методы дали возможность показать социальную политику в тесной связи с экономическими, политическими и военными процессами, что также расширило горизонты исследования.
В качестве основных источников нами использован корпус документов центральных (Постановления ЦК ВКП (б), СНК СССР), а также местных органов власти (отчеты, докладные, стенограммы заседаний). Большой пласт информации был извлечен из Государственного архива новейшей истории РСО-А и ЦГА РСО-А. Представляет большой интерес и такой вид источников, как эго-документы (письма, заявления, жалобы).
Вводимые в научный оборот новые источники позволяют уточнить, дополнить либо по-новому взглянуть на уже известные факты.
К сожалению, вопросы социальной работы с семьями военнослужащих до сего времени остаются недостаточно изученными.
Результаты и дискуссия. По переписи населения 1939 г. в Северо-Осетинской АССР проживало 328885 человек, за годы Великой Отечественной войны в РККА было мобилизовано более 85 тыс. человек. Появилась специфическая категория населения – семьи фронтовиков, которых в республике было 49180, они подпадали под патронат государства. Практически на всех заседаниях бюро горома ВКП (б) вопрос о работе с семьями военнослужащих стоял на первом месте: «Обязать секретарей райкомов ВКП(б) систематически заслушивать на бюро РК ВКП(б) райисполкомы, райсобесы и партийно-хозяйственные организации по вопросам состояния обслуживания и помощи семьям военнослужащих и инвалидам Отечественной войны, принимая конкретные меры по трудоустройству и улучшению бытовых условий их, привлекая к серьезной ответственности лиц. бюрократически относящихся к жалобам и запросам семей военнослужащих» [ГАНИ РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 143. Л. 4]. Для фронтовиков, защищавших Родину, конечно же, было важно, как заботятся об их родных и близких в тылу.
Отметим, что власть оперативно подошла к вопросу оказания помощи семьям комбатантов, и вскоре в структуре управления созданы специальные отделы – Народный комиссариат социального обеспечения СО АССР, деятельность которого находилась под контролем военного отдела Северо-Осетинского обкома ВКП (б). Эта структура сохранялась для городских и районных уровней [Высшие органы… 1971].
В 1943 г. она претерпела значительные изменения, позволившие оформить самостоятельное Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, в руководящий состав которого вошли представители СНК республики, один из заместителей председателя городского исполкома, начальник отдела трудоустройства, а также военного отдела при Северо-Осетинском обкоме ВКП (б). Управление должно было следить за предоставлением положенных льгот семьям военнослужащих, их первоочередным трудоустройством, патронатом над особо нуждающимися и детьми фронтовиков [ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп. 2. Д. 46. Л. 63].
Механизмы социальной помощи семьям военнослужащих проявлялись в различных формах: материальное содействие, пенсии, компенсации, продуктовая и промтоварная помощь, льготы и патронат [Новикова, Даровских 2015], и координировались партийно-советскими органами и специально созданными структурами. На территории республики функционировало более 10 отделов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих.
Несмотря на крайнюю нехватку финансов, властные органы находили возможности для выплаты пособий семьям военнослужащих. Например, по г. Орджоникидзе только в 1941 г. было выплачено государственных пособий для этой категории населения на сумму 260 млн. руб. [ГАНИ РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 168. Л. 12]. Наряду с пособиями каждая семья военнослужащего получала определенные льготы по налогам, квартплате, дети рядового и младшего начальствующего состава не платили за обучение.
Еще 26-го июня 1941 г. было принято специальное постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» [РГАНИ. Ф. 3. Оп. 28. Д. 10. Л. 76]. В тот же день оно получило свое развитие в Указе Президиума Верховного Совета СССР: «Семьи военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава, призванные в Красную армию, Военно-Морской флот, пограничные и внутренние войска НКВД по мобилизации, получают в военное время пособия от государства в следующем порядке: 1. Если в семье нет трудоспособных, пособие ежемесячно выплачивается в следующих размерах: а) при наличии одного нетрудоспособного – 100 рублей, б) двух нетрудоспособных – 150 рублей, в) трех и более нетрудоспособных – 200 рублей в месяц в городе и 50 % этой суммы в сельской местности. 2. Если в семье имеется три и более нетрудоспособных при одном трудоспособном, пособие выдается в размере 150 рублей в месяц в городе и 50 % этой суммы в сельской местности. 3. Если в семье имеется двое детей, не достигших 16-летнего возраста, при одном трудоспособном, пособие выдается в размере 100 рублей в месяц в городе и 50 % этой суммы в сельской местности. Семьи убитых, умерших или пропавших без вести военнослужащих продолжают получать установленное им пособие впредь до назначения им пенсии» [РГАНИ. Ф. 3. Оп. 28. Д. 12. Л. 78].
Уже в сентябре 1941 г. на очередном заседании бюро Орджоникидзевского горкома ВКП (б) был заслушан отчет о работе с семьями военнослужащих по г. Орджоникидзе: «а) назначено пособий – 2786 семьям; б) устроено на работу – 1301 чел.; в) устроено детей в детские сады и ясли – 361 ребенка» [ГАНИ РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 155. Л. 117]. Райисполкомы г. Орджоникидзе занимались вопросом обеспечения семей военнослужащих топливом и ремонтом квартир. По Ленинскому и Промышленному районам за короткое время было отремонтировано 12 квартир семьям военнослужащих; по Затеречному району отремонтировано 10 квартир. После освобождения республики в столице СО АССР состоялся смотр готовности имеющихся жилых помещений к зимнему периоду. Первое место присудили Затеречному району, где было отремонтировано более 100 квартир семей военнослужащих и инвалидов [Панарина 2018: 109].
В годы войны в социальной структуре страны появилась еще одна категория – инвалиды. К концу 1945 года по Северо-Осетинской АССР состоит на учете инвалидов Отечественной войны 3988 чел., в том числе 1-й группы – 52; 2-й группы – 1268 чел.; 3-й группы – 2668. Трудоустроено и работает в народном хозяйстве и промышленности республики инвалидов: 3-й группы – 2562 чел., 2-й гр. – 721 чел. Часть инвалидов не имела возможности самостоятельно зарабатывать на жизнь, и также ожидала помощи от властей.
Регулярно сотрудники райсобесов проводили обходы семей военнослужащих и инвалидов, знакомились с бытовыми проблемами. Учитывая тяжелое материальное положение населения, правительство решало вопросы бытового обустройства. В постановлении СНК СО АССР определялись размеры квартплаты, которая исчислялась из материального достатка семьи военнослужащего: если никто из домочадцев не имел самостоятельного заработка, плата за жилье не взималась; льготная же ставка составила 65 коп. за квадратный метр [ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп. 2. Д. 43. Л. 25].
В секретных отчетах представителей собесов указывалось на крайне тяжелое положение семей; примерно 45% их находились в бедственном положении. Многие семьи не имели собственного жилья и снимали углы, сараи, чердаки. Так, например, не представлены квартиры семье Потоцкого из 6 чел., Макеева – из 4-х чел., семье Бобылева, проживающей в сыром подвальном помещении [ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп. 2. Д. 43. Л. 28].
Большой проблемой оставалась топливная. Военные зимы были суровыми, и большое значение имело обеспечение жителей углем и дровами. Много делалось для обеспечения топливом семей, так, 9731 кубометров дров и 8710 тон угля получили семьи военнослужащих из Орджоникидзе и Моздока. Заготовка и подвоз топлива были организованы колхозами, промышленными предприятиями: «На вагоноремонтный завод пришло 20 человек из семей военнослужащих, из них 18 человек выдано угля по 300 кг каждому и одному 2 кубометра дров, выдано талонов на разные промтовары 8 человекам. Поданы заявления на ремонт квартир от 6 человек, отремонтирована одна квартира тов. Лошманову, который очень доволен за чуткое отношение» [ГАНИ РСО-А. Ф. 1. Оп. 4. Д. 169. Л. 3].
К работе активно привлекались комсомольцы, женские советы, пионеры. В г. Орджоникидзе функционировало 53 тимуровских команды. Пионеры школ принимали активное участие в помощи семьям фронтовиков. Например, тимуровская команда Горелова, состоявшая из 8 человек, собрала 2,5 т металлолома, на вырученные деньги купили подарки для детей фронтовиков. Тимуровцы школы №3 собрали для своей одноклассницы Н. Сергиенко, у которой родители были на фронте, белье, верхнюю одежду, 300 руб. и «выхлопотали ордер на туфли» [ГАНИ РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 215. Л. 14]. Тимуровцы школы №30 взяли под свою опеку две семьи фронтовиков: они регулярно убирали в домах, приносили воду, кололи дрова [ГАНИ РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 196. Л. 18]. Так, пионеры-тимуровцы занимались организацией помощи семьям фронтовиков, проводя воскресники, оказывая помощь одеждой, продуктами.
В г. Орджоникидзе была организована следующая работа: «оказывается единовременная денежная помощь инвалидам Отечественной войны; открыта специальная столовая; открыт магазин, где инвалиды Отечественной войны обеспечиваются продуктами питания и промтоварами» [ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп. 2. Д. 46. Л. 34]. Некоторые инвалиды войны получали финансовую поддержку на восстановление жилья, которые пострадало во время авианалетов немецких самолетов на город. Так, инвалид Купеев обратился в горисполком с просьбой о выделении ему 500 руб. на ремонт квартиры, разрушенной при бомбардировке
В 1944 г. в республике был проведен по инициативе сельхозартели «Южный красный партизан» сел. Ногир месячник по усилению помощи остронуждающимся семьям фронтовиков, который прошел при активном участии широких масс сельского и городского населения республики. Во время месячника создан фонд и оказана семьям фронтовиков следующая материальная помощь: собрано денежных средств 281,2 тыс. руб., 1989 семьям выдано предметов одежды и обуви отремонтировано 379 пар обуви, 325 семьям выдано 20 коров, 127 голов мелкого рогатого скота, 170 голов свиней, отремонтировано1479 квартир и 108 помещений для скота, построено 6 новых домов. Завезено топлива 5362 куб.м дров и 103 тонны угля, собрано кукурузы и картофеля 110,3 тонны и разных овощей 39,8 тонны, завезено 1112,9 тонн грубых и мягких кормов для скота» [ЦГА РСО-А. ФР. 56. Оп. 2. Д. 46. Л. 2-4 ].
Материально-бытовое обслуживание инвалидов Отечественной войны проходило в соответствии с приказом Наркомторга СССР. В городе Орджоникидзе-Дзауджикау они снабжались продуктами питания и промтоварами через магазины и столовые закрытого типа, промтовары распределялись комиссиями, созданными при райсобесах из инвалидов Отечестенной войны. Только в течение 1943 г. выдано 5302 талона на верхнюю одежду, белье и мануфактуру. На дополнительное питание остронуждающихся инвалидам и поддержании здоровья было отпущено 10 тонн молока.
В сельских районах инвалидов снабжали через районные потребительские общества, за 1944 г. выдано 1297 единиц промтоваров верхней и нижней одежды, 4036 м мануфактуры, 1160 пар носков и другиз товаров на сумму 258898 рублей. Большую помощь в районах ресрублики оказывали остронуждающимся инвалидам войны колхозные кассы взаимопомощи [ГАНИ РСО-А. Ф. 1. Оп. 4. Д. 837. Т. 1. Л. 154].
В течение 1944 г. через интернат инвалидов Отечественной войны обучено, выпущено квалифицированных мастеров указанных квалификаций и трудоустроено 67 человек [ГАНИ РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 279. Л. 23]. Так, например, в промышленных организациях работало 146 чел., в кооперации инвалидов 117 чел., надомниками – 314 чел., в сельском хозяйстве – 28 чел., в советских организациях – 51 чел. Большинство путевок по трудоустройству выдано райсобесами в Коопсоюз, где каждый направленный инвалид в зависимости от его состояния здоровья, находил свое применение то той или иной профессии, в тех же случаях, «когда физический недостаток не позволяет инвалиду применить свой труд по прежней профессии, даже и при наличии протеза были организованы разные краткосрочные курсы, где инвалид получает новую профессию» [ЦГА РСО-А. ФР. 629. Оп. 5. Д. 945. Л. 16].
Ощущался недостаток продуктов питания, овощей. Чтобы решить данную проблему, Северо-Осетинский обком ВКП (б) принял решение оказать семьям военнослужащих помощь в развитии огородничества. Весной 1944 г. многие семьи комбатантов получили земельные участки («корчевки») и семена картофеля, капусты, фасоли. Свыше 600 га земли было отведено под индивидуальные огороды, из них 67 га получили семьи военнослужащих, предполагалось выделить еще не менее 15 га [ГАНИ РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 189. Л. 124]. Руководство колхозов в меру возможностей решало проблему с продовольственным обеспечением остронуждающимся сельчанам. Например, вдове фронтовика Мусатовой Таисии и четверым ее детям была оказана помощь в размере 50 кг зерна, «конечно этого не достаточно, – отмечал председатель колхоза, – т.к. не хватает одежды, обуви, продуктов, и в хозяйстве много чего требуется»; Марковой Зинаиде в ввиду тяжелого материального положения (2-е детей школьного возраста, но в школу не ходят, потому что не имеют одежды и обуви) выдано зерна 117 кг. [ЦГА РСО-А. ФР. 639. Оп. 1. Д. 271. Л. 2].
Партийно-советские органы власти старались всеми доступными средствами оказывать помощь семьям фронтовиков, но ввиду тяжелого положения в экономике эта помощь не была стопроцентной. Поступавшие в разные государственные структуры жалобы, заявления и прошения давали возможность выявлять те болевые точки, которые продолжали сохраняться в отношении обеспечения этой категории населения. Как правило, в этих письмах-заявлениях речь не шла о большой политике, люди обращались по вопросам несвоевременного назначения пособий, получения жилья, оказания материальной помощи.
На имя Председателя Президиума Верховного Совета республики в письменном виде поступило 390 жалоб и заявлений, в том числе из особого сектора ЦК ВКП (б) – 23, из приемной Председателя Верховного Совета СССР – 4, из 390 жалоб и заявлений от Героев Советского Союза и членов их семей – 11, военнослужащих и членов их семей 125, инвалидов Отечественной войны – 95, демобилизованных из Советской армии – 85, от трудящихся – 74. Характер как устных, так и письменных жалоб и заявлений – об оказании материальнйо помощи (денежная, верхняя одежда, продукты питания) – 250, о преодставлении жилплощади – 45, производство ремонта квартир – 25, выдаче земли под индивидуальные огроды -13, трудостройстве – 11 и 46 – по разлиным вопросам [ЦГА РСО-А. ФР. 639. Оп. 1. Д. 132. Л. 52].
Так, секретарь Затеречного райсовета депутатов трудящихся выдала семье военнослужащего Щиткина В.П справку: «Выдана гр. Щиткину в том, что его семья состоит из следующих лиц: дочь Сталина – 1936 г.р., дочь Слава – 1925 г.р., сын Герман – 1920 г.р., дочь Вилена – 1924 г.р. В материальном отношении его семья переживает тяжелые материальные условия» [ЦГА РСО-А. ФР. 639. Оп. 1. Д. 271. Л. 27]. Эта справка была послана в воинскую часть. Председатель Архонского стансовета сообщил командиру части следующее: «Архонский сельсовет просит Вас отпустить Ерещенко Н.Д. или Даниила Ивановича на время в ст. Архонскую, т.к. их мать-жена тяжело больна, на выздоровление нет надежды. После ее смерти хозяйство останется без надзора, т.к. в семье нет никого, кроме сына и мужа» [ЦГА РСО-А. ФР. 629. Оп. 2. Д. 241. Л. 2-3].
Волновал фронтовиков вопрос с налогами. Молодой офицер Дж. Коков в своем письме родителям переживал за семейные проблемы: «Папа, как дела в колхозе, вас освободили от налога или платите? Если так, то я могу прислать документы» [Хубулова, Хубулова 2012: 97]. М. Цагараев сообщал сестре, что выслал родителям 1000 руб. и интересовался, « что у родителей в хозяйстве осталось из домашнего скота и как они вообще обеспечиваются хлебом. Дают ли хлебные и продовольственные карточки?» [Хубулова, Хубулова 2012: 102].
«Красноармеец нашей части Исаов М.М., – писал в обращении на имя Председателя СНК СО АССР, – в своем рапорте сообщает, что его семья: мать Халим Алуйкочевна (68 лет лет) и сестра (18 лет), проживающие в Вашем районе (с. Кизляр), обложены всеми видами налогов и не в состоянии выплатить их. Прошу Вас проверить, не искажен ли здесь закон правительства об обязательных поставках, и действительные возможности уплаты этим хозяйством и оказание практической помощи семье воина-фронтовика [Хубулова, Хубулова 2012: 104]. При проверке оказалось, что семья Исаова налоги не платит, получает пособие.
Вместе с тем, надо отметить, что несмотря на различные причины возмущения нерасторопностью, бездушием ряда чиновников, адресанты не высказывали потребительских настроений, более того, внушали уверенность окружающим в заботе государства, как никто другой понимая трудности со снабжением, материальной помощью и прочим.
Таким образом, социальная политика в Северо-Осетинской АССР в годы Великой Отечественной войны в своем развитии прошла несколько этапов, напрямую связанных с ситуацией на фронте. В первый период (июнь 1941 – июль 1942 гг.) тыловой регион был сосредоточен на обеспечении семей военнослужащих социальными льготами; принимал и размещал эвакуированных из европейской части страны жителей. К концу периода определилось еще одно важное направление – забота об инвалидах войны и их семьях, которых следовало направить на работу, обеспечить бытовыми услугами и т.д. С приближением врага к границам республики встал вопрос об эвакуации некоторых категорий населения, в том числе и многие семьи военнослужащих, в Закавказье. Те же семьи, которые по разным причинам не попали в списки эвакуируемых, не остались без поддержки государства, но угрожаемое положение не позволяло удовлетворять возникающие потребности в полном объеме. Социальная работа с семьями фронтовиков, инвалидами началась с первых месяцев войны и со временем совершенствовалась и становилась более организованной. Как особая категория населения, семьи военнослужащих и инвалиды имели ряд преференций, которые государство предоставляло по возможности с учетом тяжелой экономической ситуации.
Об авторах
С. А. ХУБУЛОВА
ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: hubul@yandex.ru
Список литературы
- Высшие органы… 1971 – Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917–1967): справочник (по материалам государственных архивов). – М.: Центральный государственный архив РСФСР, 1971. – 624 с.
- Кожурин 1990 – Кожурин В.С. Неизвестная война: деятельность Советского государства по обеспечению условий жизни и труда рабочих в годы Великой Отечественной войны. – М.: АОН, 1990. – 288 с.
- Магометов 2017 – Магометов А.А. Вклад отрядов народного ополчения, истребительных батальонов, милиции, партизан в дело разгрома немецко-фашистских войск под Владикавказом в 1942 году // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. – 2017. – № 1. – С. 35–43.
- Новикова, Даровских 2015 – Новикова Е.Ю., Даровских О.В. Военнослужащие и члены их семей как особая категория социальной помощи в годы Великой Отечественной войны // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2015. – № 6-3. – С. 79–83.
- Осмачкин 2015 – Осмачкин А.В. Положение инвалидов Отечественной войны в СССР (на материалах Краснодарского и Ставропольского краёв в 1945 – середина 1950-х гг.) // Вопросы исторической науки: материалы III Международной научной конференции (г. Москва, январь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 109–111. – URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/6696/ (дата обращения: 27.06.2020).
- Панарина 2018 – Панарина Е.В. Организация помощи семьям военнослужащих на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарные и юридические исследования. – 2018. – № 3. – С. 109–115.
- Семёнова 2010 – Семёнова Е.Н. Трудоустройство членов семей военнослужащих в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 9 (99). – С. 58–63.
- Стариков 2015 – Стариков С.В. Актуальные проблемы изучения истории Великой Отечественной войны // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. – 2015. – Т. 1. – № 1. – С. 5–15.
- Хабибулин 2010 – Хабибулин А.Г. Актуальные проблемы научного исследования Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2010. – № 5. – С. 5–8.
- Хаблиева, Сосранова 2018 – Хаблиева Л.Ч., Сосранова З.В. Государственная политика в области социального обеспечения инвалидов войны в годы Великой Отечественной войны (на примере Владикавказа) // Научный диалог. – 2018. – № 3. – С. 221–232. DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-3-221-232
- Хубулова, Хубулова 2012 – Хубулова С.А., Хубулова Э.В. Письма Великой Отечественной войны. – Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. – 210 с.
- Чернышева 2012 – Чернышева Н.В. Социальная политика государства в отношении семей военнослужащих в 1941-1945 гг. (На материалах Кировской области) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 2 (1). – С. 54–59.
- ГАНИ РСО-А – Государственный архив новейшей истории РСО-Алания.
- РГАНИ – Российский государственный архив новейшей истории.
- ЦГА РСО-А – Центральный государственный архив РСО-Алания.
Дополнительные файлы
