Family and household rituals of the peoples in Dagestan: a historiographical review

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

Based on historical-comparative, typological, chronological, and systemic general scientific methods, the article gives a historiographical review of pre-revolutionary, Soviet and recent historical, and ethnographic sources, as well as literature on the family rituals of the peoples of Dagestan. In the Soviet and Russian ethnographic tradition, these rituals are usually attributed to the rituals of the life cycle - birth, reaching maturity, changing social status, marriage, death, and burial. Rites of the life cycle are a group of rites that mark the main stages in the life of each member of society. They have ethno-cultural significance, since they are directly related to local, in particular, ethnic identity and act as an important mechanism for the formation and preservation of the stability of traditional culture. According to the author, pre-revolutionary historiography, presented by Russian and local Russian-speaking authors, was descriptive. Under the influence of the Marxist-Leninist ideology and the class approach in describing the phenomena of culture and life, Soviet historiography, represented by metropolitan and local ethnographers, was engaged in fixing marriage, family, wedding, maternity and funeral rites and customs of relics of ancient forms of family and marriage, pre-monotheistic beliefs, and party functionaries - the fight against obsolete harmful remnants and introducing new rituals into socialist life - Komsomol and no alcohol weddings, etc. Both Soviet and post-Soviet authors, describing family rituals, focused on clarifying the traditional layer and new customs. The latest historiography of family rituals pays attention to the transformational processes in them under the influence of globalization, modernization, and urbanization. Giving the nomenclature of historians and ethnologists of modern, Soviet and modern times engaged in the study of wedding, maternity and funeral rites of the peoples of Dagestan, the author also conducts researchers of family life among other peoples of the Caucasus and Russia.

Texto integral

Введение

Одной из задач российской этнологии является изучение обрядов жизненного цикла – комплекса обычаев и обрядовых действий, связанных со свадьбой, рождением, смертью и поминками. Как отмечает С.А. Мадюкова, «жизненный цикл человека состоит из двух «крайних» ритуалов (обряды, связанные с рождением и похоронные обряды) и одного или нескольких срединных» [Мадюкова 2008: 117]. По ее мнению, таким срединным ритуалом, как правило, является свадьба. Она считает, что «апогеем жизненного цикла индивида, где один цикл накладывается на другой, является рождение ребенка» [Мадюкова 2008: 117]. Она выделяет целую серию обрядов, в рамках которых главными действующими лицами являются и родители, и ребенок и по типологическим характеристикам относит их к «переходным обрядам» [Мадюкова 2008: 117].

Мирча Элиаде сравнивал обряды перехода с посвящением в новое социокультурное пространство вследствие рождения, достижения половой зрелости, вступления в брак и смерти [Элиаде 1994: 115].

В. Тэрнер при характеристике обрядов жизненного цикла использовал термин «жизненных переломов», так как они совершаются в связи с «переломными» событиями, переворачивающими привычный порядок существования индивидуума [Тэрнер 1983: 233].

Цель данного исследования заключается в историографическом обзоре принадлежащих к обрядам жизненного цикла семейно-бытовых ритуалов народов Дагестана.

Историографический обзор дореволюционных, советских и новейших исторических и этнографических источников и литературы по семейно-бытовой обрядности народов Дагестана будет дан на основе историко-сравнительного, типологического, хронологического и системного общенаучных методов и базируясь на труды ведущих дореволюционных, советских и российских этнологов. Следует отметить, что брак, семья и семейно-бытовые обряды народов Дагестана, в частности, и Северного Кавказа, в целом, всегда находились в центре внимания российского кавказоведения.

 

Дореволюционная и советская историография

семейно-бытовой обрядности

Дореволюционная историография семейной обрядности Дагестана и Северного Кавказа, которая в большей степени носила описательный характер, представлена трудами П. Пржецлавского [Пржецлавский 1860: 269–318], А. Омарова [Омаров 1868: 36–44], Н.Ф. Грабовского [Грабовский 1869: 1–24], Н. Львова [Львов 1870: 18–32], Д. Шанаева [Шанаев 1870: 1–30], М. Амирова [Амиров 1873: 23–35, 30–32] и др.

С установлением советской власти и новой парадигмы социалистического государственного устройства, в условиях господства марксистско-ленинской идеологии, классового подхода к исследованию компонентов хозяйственных занятий, материальной культуры, семейного и общественного быта, борьбы с религиозными пережитками, внедрения новой обрядности («комсомольские» и «безалкогольные» свадьбы и др.), семейно-бытовые обряды находились в центре внимания советской этнографии. Одно из первых описаний родильных, свадебных и похоронных обычаев у аварцев сразу же после установления советской власти в Дагестане приведено в труде Г.Ф. Чурсина [Чурсин 1928: 24–50]. В военное и послевоенное время семейно-бытовую обрядность народов Дагестана изучали Л.Б. Панек и Е.М. Шиллинг [Панек, Шиллинг 1996], З. Никольская [Никольская 1946: 193–197], Г.А. Сергеева [Сергеева 1959: 30–36; Сергеева 2016: 31–47] и др.

Исследованием традиционной и советской семейно-бытовой обрядности народов Дагестана занимались не только столичные ученые, но и сотрудники отдела этнографии Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, а в дальнейшем (с 1992 г.) – Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. В этот период на повестке дня дагестанской этнографии стояла задача сбора полевого материала, его анализа, систематизации и опубликования в статьях, монографиях, периодической печати, сборниках статей и тезисов докладов. Особого внимания в этой связи заслуживают труды дагестанских историков и этнографов – А.И. Алиева [Алиев 1953: 120–124], С.С. Агашириновой [Агаширинова 1964: 133–154], М.А. Агларова [Агларов 1964: 130–137], М.М. Ихилова [Ихилов 1967: 168–210], К.Э. Курбанова [Курбанов 1974: 131–150], С.Ш. Гаджиевой [Гаджиева 1967; Гаджиева 1979a; Гаджиева 1979b; Гаджиева 1985], Г.А. Гаджиева [Гаджиев 1980: 29–46; Гаджиев 1988: 107–117], Б.М. Алимовой [Алимова 1981: 55–72; Алимова 1986: 29–46; Алимова 1988: 46–55; Алимова 1989], Булатовой [Булатова 1984: 72–91], М.Ш. Ризахановой [Ризаханова 1988: 56–70], М.Ю. Курбанова [Курбанов 1988: 71–80], А.М. Абдурахманова [Абдурахманов 1988: 81–105], М.А. Дибирова [Дибиров 1988: 118–130], С.А. Лугуева [Лугуев 1988: 131–135], М.К. Мусаевой [Мусаева 1988: 136–143; Мусаева 2006; Мусаева 2007], Б.Р. Рагимовой [Рагимова 1991], З.А. Исрапиловой [Исрапилова 2002], Б.Б. Булатова, М.Ф. Гашимова и Р.И. Сефербекова [Булатов и др. 2004: 140–191], Н.Б. Хадирбекова [Хадирбеков 2008], А.Г. Абдиновой [Абдинова 2010], М.Б. Гимбатовой [Гимбатова 2014: 46–68], Ф.А. Гаджаловой [Гаджалова 2016: 139–149; Гаджалова 2017: 455; Гаджалова 2018: 163–171] С.С. Караханова [Караханов 2017: 47–57] и др.

Следует отметить, что во всех изданных Дагестанским филиалом АН СССР и Дагестанским научным центром РАН историко-этнографических исследованиях по отдельным народам Дагестана, имеются разделы о семейно-бытовых обрядах дагестанских этносов.

Помимо монографий и статей были изданы также тематические сборники, посвященные отельным аспектам традиционной и советской семейно-бытовой обрядности и брака у народов Дагестана [Хозяйство… 1977; Семейный… 1980; Быт… 1981; Современные… 1984; Брак… 1986; Брак… 1988].

Советскими этнографами были исследованы семейно-бытовые обряды не только дагестанцев, но и других народов Кавказа [Смирнова 1973; Смирнова 1983; Бесаева 1976; Волкова, Джавахишвили 1982; Соловьева 1984: 167–185; Бакаева, Гучинова 1988: 98–110 и др.] и СССР [Чижикова 1980: 10–24; Лобачева 1981: 36–50 и др.].

 

Новейшая историография семейно-бытовой обрядности

народов Дагестана

Развернувшиеся со второй половине 80-х гг. XX в. и продолжившиеся в начале XXI в. социокультурные процессы, связанные с «перестройкой», распадом СССР, сменой парадигмы государственного и общественного устройства России, очередная российская модернизация, ускорение темпов урбанизации, глобализация, идеологическая свобода, отказ от сложившихся в советское время мировоззренческих штампов и стереотипов, социальное и имущественное расслоение оказали большое влияние на все стороны хозяйственных занятий, культуры и быта россиян. Трансформационные процессы не обошли стороной и семейный быт народов Дагестана и связанные с ним – свадебные, родильные и похоронные обряды и обычаи. Вместе с другими компонентами бытовой культуры народов Кавказа семейно-бытовые обряды являются «одним из важнейших элементов этнокультурной идентификации, когда обладание традиционными нормативными комплексами, системой морально-этических категорий становится важным элементом репрезентации себя и своей группы в известном противопоставлении «мы – они» [Анчабадзе 2016: 5].

Современной дагестанской свадьбе как культурному феномену эпохи глобализации, а также исламским инновациям в современной свадьбе народов Дагестана и Северного Кавказа посвящены публикации А.Дж. Магомедова [Магомедов 2009: 305–317; Магомедов 2012: 60–72].

Детальное исследование всего цикла предсвадебных, свадебных и послесвадебных обычаев и обрядов современной дагестанской свадьбы проведено группой дагестанских этнологов [Алимова и др. 2013: 176–199].

Основные этапы современной дагестанской городской свадьбы в условиях глобализации изучены А.К. Амирхановой [Амирханова 2019: 185–190] и П.М. Магомедовой [Амирханова, Магомедова 2018: 179–188]. Впрочем, П.М. Магомедовой в контексте особенностей социальных отношений в горском социуме Дагестана описана и сельская свадьба аварцев с. Маали [Магомедова 2017: 111–130].

Современная свадьба аварцев-андалальцев с учетом сохранившихся в ней традиционных и новых компонентов изучена З.А. Алигаджиевой [Алигаджиева 2015].

Современному браку и свадебным обрядам даргинцев-цудахарцев посвящена работа И.И. Омарова и Р.И. Сефербекова [Омаров, Сефербеков 1999]. В ней на основе современных брака и свадебной обрядности цудахарцев сделана попытка проследить древние формы их проявлений, дана научная интерпретация традиционных магических ритуалов.

Современные свадебные обряды даргинцев-кубачинцев с учетом их локальных особенностей (корреляция традиций и инноваций; сравнение сельской и городской свадьбы; приверженность традиционному костюму; увлеченность антиквариатом; участие ряженого и др.), сопровождаемые богатым иллюстративным материалом описаны Ф.А. Гаджаловой [Гаджалова 2016: 139–149; Гаджалова 2017: 455; Гаджалова 2018: 163–171; Гаджалова 2022: 167–195].

Трансформация семейно-бытовой обрядности горожан Дагестана под влиянием процессов глобализации в новейшее время исследована в коллективной монографии дагестанских историков и этнографов [Сефербеков и др. 2021: 142–196]. Книга написана на полевом материале и широком круге источников и литературы и представляет собой первый опыт комплексного и междисциплинарного исследования культуры и быта горожан Дагестана в постсоветский период. Как считают авторы, современные семейно-бытовые обряды и обычаи дагестанцев носят синкретический характер и представляют собой смешение традиционных, усиливающихся исламских и новых элементов.

 

Историография семейно-бытовой обрядности

народов Кавказа

Семейно-бытовые обряды были предметом исследования не только этнологов, изучавших культуру и быт народов Дагестана, но и других кавказоведов. Традиционные свадебные и родильные обряды народов Кавказа, семья и общество, «мир женщины», женская субкультура рассматриваются в книге известного российского этнолога Ю.Ю. Карпова [Карпов 2013: 77–202]. Он имел в виду не только физические границы женской функциональности в обществе, но и семиотическое пространство, сопряженное с древними и изменившимися в ходе исторического времени идеологическими постулатами. Автор считает, что, будучи системой, кавказская модель общества предполагала сбалансированность главных ее составляющих – деление мира на женскую и мужскую половины.

Женское пространство и конструирование гендерных стереотипов в традиционном адыгском обществе, роли и места адыгской женщины в нем, включая свадебную и родильную обрядность, исследованы в монографии М.А. Текуевой [Текуева 2006: 9–50]. Как и Ю.Ю. Карпов, она приходит к выводу, что сбалансированная система традиционных представлений глубоко патриархального адыгского общества позволяла на протяжении веков сохранять гармоничное равновесие между мужчинами и женщинами в семье, обществе и духовной сфере на принципах партнерства и взаимодополняемости. Впрочем, к такому же выводу, но на дагестанском материале пришла и Б.Р. Рагимова [Рагимова 2001: 138].

Обрядам и обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей у чеченцев в XIX – начале XX в. посвящена монография З.И. Хасбулатовой [Хасбулатова 2007a: 60–124; Хасбулатова 2019]. Родильные обычаи и обычаи чеченцев рассматриваются ею в контексте гуманистической народной педагогики и национальных традиций [Хасбулатова 2007b: 37–51]. Большое внимание уделено ею трудовому, физическому и нравственному воспитанию ребенка, детским играм и игрушкам, формам искусственного родства чеченцев.

Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей описывается в монографии З.М.-Т. Дзараховой. Предсвадебные, свадебные и послесвадебные обряды ингушей описаны ею в нравственно-эстетическом аспекте следования нормам ингушского этикета эздел [Дзарахова 2010].

Историко-этнографическому исследованию культуры и быта моздокских кабардинцев в XIX – первой половине XX в. посвящена монография Н.А. Кунова. Один из разделов его книги отведен браку и свадебным обрядам, внутрисемейным отношениям и воспитанию детей, похоронным обычаям моздокских кабардинцев [Кунов 2009: 83–120].

В диссертации Э.В. Сангулия «Абхазская свадьба: традиции и инновации» рассматривается один из компонентов обрядов жизненного цикла – абхазская свадьба. Автор рассматривает этот брачный институт с учетом сохранности традиционных элементов и появившихся новых обычаев. Актуальность рассматриваемой проблемы Э.В. Сангулия связывает с происшедшими в последние 30 лет в абхазском обществе политическими процессами, а также с влиянием на традиционную бытовую культуру урбанизации и глобализации. Как считает Э.В. Сангулия, на трансформацию культуры и быта абхазов огромное влияние оказали депортация автохтонного населения за пределы Родины, миграционные процессы после присоединения Абхазии к России, установление советской власти, урбанизация, массовый отток сельской молодежи в города, рост потребностей молодежи, связанным с влиянием глобализации [Сангулия 2020].

 

Заключение

Таким образом, как это видно из представленного историографического обзора, как дореволюционные, так и советские, и современные этнологи, историки и фольклористы придавали большое значение описанию и интерпретации обрядов жизненного цикла дагестанцев и других народов Кавказа. Семейно-бытовые обряды народов Дагестана были обусловлены влиянием общественно-политической и социально-экономической ситуации, народной педагогикой и нравственно-эстетическими традициями. Анализ новейшей дагестанской историографии обрядов жизненного цикла позволяет сделать вывод, что современные семейно-бытовые ритуалы и обычаи народов Дагестана носят синкретический характер и представляют собой смешение традиционных, усиливающихся исламских и новых элементов.

×

Sobre autores

Ruslan Seferbekov

Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

Autor responsável pela correspondência
Email: ruslan.seferbekov@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-0901-8499

Bibliografia

  1. Абдинова 2010 – Абдинова А.Г. Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана (XIX – начало XX в.). – Махачкала: Алеф, 2010. – 164 с.
  2. Абдурахманов 1988 – Абдурахманов А.М. Ритуалы традиционной и современной свадьбы салатавских аварцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 81–105.
  3. Агаширинова 1964 – Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин (XIX – начало XX в.) // Учен. зап. Института ИЯЛ Даг. филиала АН СССР. – Махачкала, 1964. – Вып. 12. – С. 133–154.
  4. Агларов 1964 – Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности андийцев в XIX в. // Советская этнография (далее – СЭ). – 1964. – № 6. – С. 130–137.
  5. Алигаджиева 2015 – Алигаджиева З.А. Современная свадебная обрядность аварцев (традиции и инновации). – Махачкала, 2015. – 210 с.
  6. Алиев 1953 – Алиев А.И. Брак и свадебные обряды даргинцев // СЭ. – 1953. – № 4. – С. 120–124.
  7. Алимова 1981 – Алимова Б.М. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка у кайтагских кумыков // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX – начале XX в.: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1986. – С. 55–72.
  8. Алимова 1986 – Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды у табасаранцев (конец XIX – начало XX в.) // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX – начале XX в.: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1986. – С. 29–46.
  9. Алимова 1988 – Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи сельского населения Дагестана // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 46–55.
  10. Алимова 1989 – Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан. – Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. – 112 с.
  11. Алимова и др. 2013 – Алимова Б.М., Мусаева М.К., Магомедханов М.М. Современная дагестанская городская свадьба // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде / Отв. ред. Ю.М. Ботяков. – СПб.: МАЭ РАН, 2013. – С. 176–199.
  12. Амиров 1873 – Амиров М. Среди горцев Северного Дагестана (из дневника гимназиста) // Сборник сведений о кавказских горцах (далее – ССКГ) В 10-ти вып. – Тифлис, 1873. – Вып. VII. – С. 1–77.
  13. Амирханова, Магомедова 2018 – Амирханова А.К., Магомедова П.М. Современная городская свадьба в Дагестане в условиях глобализации // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. Материалы VI Международной научной конференции. ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». – Магас: ООО «КЕП», 2018. – С. 179–188.
  14. Амирханова 2019 – Амирханова А.К. Основные итоги полевых исследований, посвященных изучению современной свадьбы и её основных этапов в городах Дагестана в 2016-2018 гг. // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. – Магас: ООО «КЕП», 2019. – С. 185–190.
  15. Анчабадзе 2016 – Анчабадзе Ю.Д. От составителя // Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизация. Научный сборник, посвященный памяти Г.А. Сергеевой / Сост., отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе. – М.: Три квадрата, 2016. – С. 5–7.
  16. Бакаева, Гучинова 1988 – Бакаева Э.П., Гучинова Э.-Б.М. Погребальный обряд у калмыков в XVII – XX вв. // СЭ. – 1988. – № 4. – С. 98–110.
  17. Бесаева 1976 – Бесаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка: автореферат канд. ист. наук. – М., 1976. – 23 с.
  18. Брак… 1986 – Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX – начале XX в.: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1986. – 147 с.
  19. Брак… 1988 – Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. –188 с.
  20. Булатов и др. 2004 – Булатов Б.Б., Гашимов М.Ф., Сефербеков Р.И. Быт и культура табасаранцев в XIX – XX веках. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2004. – 266 с.
  21. Булатова 1984 – Булатова А.Г. Современный свадебный обряд переселенцев // Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане: Сб. ст. / отв. ред. А.И. Исламмагомедов. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1984. – С. 72–91.
  22. Быт… 1981 – Быт сельского населения Дагестана (XIX – начало XX в.) / отв. ред. С.Ш. Гаджиева. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1981. – 148 с.
  23. Волкова, Джавахишвили 1982 – Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX–XX веков: традиции и инновации. – М.: Наука, 1982. – 240 с.
  24. Гаджалова 2016 – Гаджалова Ф.А. Ряженый пялтар: обрядовые практики и трансформации образа (на примере с. Кубачи) // Традиционная культура народов Юга России: история, динамика, современное состояние: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, 2016. – С. 139–149.
  25. Гаджалова 2017 – Гаджалова Ф.А. Традиционные обычаи и обряды в современной кубачинской свадьбе // Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы. Сборник материалов XII Конгресса антропологов и этнологов России. – Ижевск, 3–6 июля 2017. – С. 455.
  26. Гаджалова 2018 – Гаджалова Ф.А. Традиционная свадьба села Кубачи Республики Дагестан // Научный диалог. – 2018. – № 11. – С. 163–171.
  27. Гаджалова 2022 – Гаджалова Ф.А. Современная свадьба в пространстве горного села Кубачи (по полевым материалам 2017–2018 гг.): Ключевые обряды, локальные особенности // История, археология и этнография Кавказа. – 2022. – Т. 18. – № 1. – С. 167–195.
  28. Гаджиев 1980 – Гаджиев Г.А. Пережитки древних представлений в похоронно-погребальных обрядах лезгин // Семейный быт народов Дагестана в XIX – XX вв. / отв. ред. М.-З.О. Османов. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1980. – С. 29–46.
  29. Гаджиев 1988 – Гаджиев Г.А. Современная свадьба чамалалов // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 107–117.
  30. Гаджиева 1967 – Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. – Махачкала: Дагкнигоидат, 1967. – 104 с.
  31. Гаджиева 1979a – Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев. XIX – начало XX в. – М.: Наука, 1979. – 173 с.
  32. Гаджиева 1979b – Гаджиева С.Ш. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. – Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. – 58 с.
  33. Гаджиева 1985 – Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX в. – М.: Наука, 1985. – 360 с.
  34. Гимбатова 2014 – Гимбатова М.Б. Мужчина и женщина в традиционной культуре тюркоязычных народов Дагестана (XIX – начало XX в.). – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН; Издат. дом «Эпоха», 2014. – 392 с.
  35. Грабовский 1869 – Грабовский Н.Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа // ССКГ. – Тифлис, 1869. – Вып. II. – С. 1–24.
  36. Дзарахова 2010 – Дзарахова З.М.-Т. Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей. – Ростов-на-Дону: Южный издательский дом, 2010. – 200 с.
  37. Дибиров 1988 – Дибиров М.А. Традиционные обряды и обычаи в современной гидатлинской свадьбе // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 118–130.
  38. Исрапилова 2002 – Исрапилова З.А. Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала: традиции и инновации: автореферат дис… кандидата ист. наук. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2002. – 27 с.
  39. Ихилов 1967 – Ихилов М.М. Народности лезгинской группы: Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1967. – 370 с.
  40. Караханов 2017 – Караханов С.С. Брак и свадебная обрядность лезгин-карчагцев в XIX–XX вв. // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – Вып. 3 (204). – С. 47–57.
  41. Карпов 2013 – Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. – Нальчик: Изд-во М. и В. Котляревых, 2013. – 408 с.
  42. Кунов 2009 – Кунов Н.А. Культура и быт моздокских кабардинцев в XIX – первой половине XX в.: Историко-этнографическое исследование. – Нальчик: «Эльбрус», 2009. –208 с.
  43. Курбанов 1974 – Курбанов К.Э. Брак и свадебные обряды цахуров в XIX – начале XX в. // Вопросы истории и этнографии Дагестана. – Махачкала, 1974. – Вып. V. –С. 131–150.
  44. Курбанов 1988 – Курбанов М.Ю. Современные свадебные обряды даргинцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 71–80.
  45. Лобачева 1981 – Лобачева Н.П. Свадебный обряд как историко-этнографический источник (на примере хорезмских узбеков) // СЭ. – 1981. – № 2. – С. 36–50.
  46. Лугуев 1988 – Лугуев С.А. Новой в современной свадьбе дидойцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 131–135.
  47. Львов 1870 – Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. – Тифлис, 1870. – Вып. III. – С. 1–32.
  48. Магомедов 2009 – Магомедов А.Дж. Современная дагестанская свадьба как феномен культурной глобализации // Искусство и наука в современном мире. – М.: Российская академия наук; Российская академия художеств, 2009. – С. 305–317.
  49. Магомедов 2012 – Магомедов А.Дж. Исламские новации в современной свадьбе народов Северного Кавказа // Исламоведение. – 2012. – № 3 (13). – С. 60–72.
  50. Магомедова 2017 – Магомедова П.М. Свадьба в с. Маали как социальное действие в контексте особенностей социальных отношений в Дагестанском горско-сельском социуме // Кавказские локальные сообщества в глобальном мире: опыт изучения политический, социальной и религиозной трансформации. – М.; СПб: «Бранко», 2017. – С. 111–130.
  51. Мадюкова 2008 – Мадюкова С.А. Обряды жизненного цикла: о социально-философском содержании концепта // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: «Философия». – 2008. – Т. 6.– Вып. 3. – С. 115–120.
  52. Мусаева 1988 – Мусаева М.К. Традиции и новации в свадебном обряде хваршин // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 136–143.
  53. Мусаева 2006 – Мусаева М.К. Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН; ИД Наука плюс, 2006. – 220 с.
  54. Мусаева 2007 – Мусаева М.К. Этнография детства народов Дагестана (Традиции народов Равнинного и Южного Дагестана). – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2007. – 252 с.
  55. Никольская 1946 – Никольская З. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района // СЭ. – 1946. – № 2. – С. 193–197.
  56. Омаров 1868 – Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. – Тифлис, 1868. – Вып. I. – С. 13–64.
  57. Омаров, Сефербеков 1999 – Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев селения Куппа Левашинского района Республики Дагестан. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 1999. – 24 с.
  58. Панек, Шиллинг 1996 – Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана / науч. ред. Р.И. Сефербеков. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 1996. – 110 с.
  59. Пржецлавский 1860 – Пржецлавский П. Нравы и обычаи в Дагестане // Военный сборник. – СПб., 1860. – Кн. 4. – Т. 12. – С. 269–318.
  60. Рагимова 1991 – Рагимова Б.Р. Семейная обрядность лезгин (вторая половина XIX – начало XX в.): Депонировано в ИНИОН АН СССР. – № 3/147-52215. – М., 1991.
  61. Рагимова 2001 – Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX – начала XX в. – Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 2001. – 158 с.
  62. Ризаханова 1988 – Ризаханова М.Ш. Брак и свадебная обрядность лезгин (традиции и инновации) // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 56–70.
  63. Сангулия 2020 – Сангулия Э.В. Абхазская свадьба: традиции и инновации: Автореферат кандидата исторических наук. – Сухум: Абиги, 2020. – 27 с.
  64. Семейный… 1980 – Семейный быт народов Дагестана в XIX–XX вв. / отв. ред. М.-З.О. Османов. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1980. – 120 с.
  65. Сергеева 1959 – Сергеева Г.А. Брак и свадьба у народов Дагестана // Краткие сообщения Института этнографии. – М., 1959. – Вып. 32. С. 30–36.
  66. Сергеева 2016 – Сергеева Г.А. Свадебные обряды и обычаи народов Ботлихского района Дагестана (Публикация, введение и комментарии З.У. Махмудовой) // Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизация. Научный сборник, посвященный памяти Г.А. Сергеевой / Сост., отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе. – М.: Три квадрата, 2016. – С. 31–47.
  67. Сефербеков и др. 2021 – Сефербеков Р.И., Булатов Б.Б., Зульпукарова Э.М.-Г., Гасанова М.Р., Сефербеков М.Р. Антропология дагестанского города: влияние глобализации на трансформацию культуры и быта горожан Дагестана в постсоветский период. – Махачкала: Издательство Дагестанского государственного университета, 2021. – 262 с.
  68. Смирнова 1973 – Смирнова Я.С. Традиции и инновации в развитии семейной обрядности народов (по материалам Северного Кавказа). – М.: Наука, 1973. – 14 с.
  69. Смирнова 1983 – Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX–XX в.). – М.: Наука, 1983. – 264 с.
  70. Современные… 1984 – Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане: Сб. ст. / отв. ред. А.И. Исламмагомедов. – Махачкала: б/и, 1984. – 152 с.
  71. Соловьева 1984 – Соловьева Л.Т. Обычаи и обряды детского цикла у грузин (вторая половина XIX – начало XX в.) // Кавказский этнографический сборник. – М.: Изд-во АН СССР, 1984. – Вып. VIII. – С. 167–185.
  72. Текуева 2006 – Текуева М.А. Мужчина и женщина в адыгской культуре: традиции и современность. – Нальчик: «Эль-Фа», 2006. – 260 с.
  73. Тэрнер 1983 – Тэрнер В. Символ и ритуал. – М.: Наука, 1983. – 277 с.
  74. Хадирбеков 2008 – Хадирбеков Н.Б. Свадебные обряды народов Южного Дагестана в прошлом и настоящем: XIX – XX вв.: автореферат дис… канд. ист. наук. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2008. – 27 с.
  75. Хасбулатова 2007a – Хасбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (XIX – начало XX в). – М.: Московская типография, 2006. – 416 с.
  76. Хасбулатова 2007b – Хасбулатова З.И. Нравственная культура чеченцев «гIиллакх – оьздангалла». – Назрань: «Пилигрим», 2007. – 90 с.
  77. Хасбулатова 2019 – Хасбулатова З.И. Традиционная культура воспитания детей у чеченцев (XIX – начало XX в): Историко-этнографическое исследование. – Грозный: Изд-во Чеченского государственного университета, 2019. – 396 с.
  78. Хозяйство… 1977 – Хозяйство, материальная культура и быт народов Дагестана в XIX – XX вв. / отв. ред. С.Ш. Гаджиева. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1977. – 134 с.
  79. Чижикова 1980 – Чижикова Л.Н. Этнические традиции в современной свадебной обрядности сельского населения этноконтактной зоны (на примере Белгородской области) // СЭ. – 1980. – № 2. С. – 10–24.
  80. Чурсин 1928 – Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. / науч. ред. Р.И. Сефербеков. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 1995. – 92 с.
  81. Шанаев 1870 – Шанаев Д. Свадьба у северных осетин // ССКГ. – Тифлис, 1870. –Вып. IV. – С. 1–30.
  82. Элиаде 1994 – Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Грабовского. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 144 с.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Сефербеков Р.I., 2022

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição–NãoComercial 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».