Семейно-бытовая обрядность народов Дагестана: историографический обзор
- Авторы: Сефербеков Р.И.1
-
Учреждения:
- Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН
- Выпуск: № 3 (2022)
- Страницы: 360-375
- Раздел: Историография, источниковедение, методы исторического исследования
- Статья получена: 15.05.2025
- Статья опубликована: 15.12.2022
- URL: https://ogarev-online.ru/2542-212X/article/view/291798
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2022-3-360-375
- EDN: https://elibrary.ru/KIBLIS
- ID: 291798
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье на основе историко-сравнительного, типологического, хронологического и системного общенаучных методов дан историографический обзор дореволюционных, советских и новейших исторических и этнографических источников и литературы по семейно-бытовой обрядности народов Дагестана. В советской и российской этнографической традиции эти ритуалы принято относить к обрядам жизненного цикла – рождению, достижению зрелости, изменению общественного статуса, браку, смерти и погребению. Обряды жизненного цикла – это группа обрядов, отмечающих основные этапы в жизни каждого члена общества. Они имеют этнокультурное значение, так как напрямую связаны с локальной, в частности, этнической идентичностью и выступают важным механизмом формирования и сохранения устойчивости традиционной культуры. Автор считает, что дореволюционная историография, представленная русскими и местными русскоязычными авторами, носила описательный характер. Находившаяся под влиянием марксистско-ленинской идеологии и классового подхода при описании феноменов культуры и быта советская историография, представленная столичными и местными этнографами, занималась фиксацией в брачно-семейных, свадебных, родильных и похоронных обрядах и обычаях реликтов древних форм семьи и брака, домонотеистических верований, а партийные функционеры – борьбой с отжившими вредными пережитками и внедрением в социалистический быт новой обрядности – «комсомольских» и «безалкогольных» свадеб и др. Как советские, так и постсоветские авторы, описывая семейно-бытовую обрядность, сосредотачивались на выяснении в ней традиционного пласта и новых обычаев. Новейшая историография семейной обрядности уделяет внимание трансформационным процессам в них под влиянием глобализации, модернизации и урбанизации. Давая номенклатуру занимавшихся изучением свадебных, родильных и похоронных обрядов народов Дагестана историков и этнологов, автор проводит также и сведения исследователей семейного быта у других народов Кавказа и России.
Полный текст
Введение
Одной из задач российской этнологии является изучение обрядов жизненного цикла – комплекса обычаев и обрядовых действий, связанных со свадьбой, рождением, смертью и поминками. Как отмечает С.А. Мадюкова, «жизненный цикл человека состоит из двух «крайних» ритуалов (обряды, связанные с рождением и похоронные обряды) и одного или нескольких срединных» [Мадюкова 2008: 117]. По ее мнению, таким срединным ритуалом, как правило, является свадьба. Она считает, что «апогеем жизненного цикла индивида, где один цикл накладывается на другой, является рождение ребенка» [Мадюкова 2008: 117]. Она выделяет целую серию обрядов, в рамках которых главными действующими лицами являются и родители, и ребенок и по типологическим характеристикам относит их к «переходным обрядам» [Мадюкова 2008: 117].
Мирча Элиаде сравнивал обряды перехода с посвящением в новое социокультурное пространство вследствие рождения, достижения половой зрелости, вступления в брак и смерти [Элиаде 1994: 115].
В. Тэрнер при характеристике обрядов жизненного цикла использовал термин «жизненных переломов», так как они совершаются в связи с «переломными» событиями, переворачивающими привычный порядок существования индивидуума [Тэрнер 1983: 233].
Цель данного исследования заключается в историографическом обзоре принадлежащих к обрядам жизненного цикла семейно-бытовых ритуалов народов Дагестана.
Историографический обзор дореволюционных, советских и новейших исторических и этнографических источников и литературы по семейно-бытовой обрядности народов Дагестана будет дан на основе историко-сравнительного, типологического, хронологического и системного общенаучных методов и базируясь на труды ведущих дореволюционных, советских и российских этнологов. Следует отметить, что брак, семья и семейно-бытовые обряды народов Дагестана, в частности, и Северного Кавказа, в целом, всегда находились в центре внимания российского кавказоведения.
Дореволюционная и советская историография
семейно-бытовой обрядности
Дореволюционная историография семейной обрядности Дагестана и Северного Кавказа, которая в большей степени носила описательный характер, представлена трудами П. Пржецлавского [Пржецлавский 1860: 269–318], А. Омарова [Омаров 1868: 36–44], Н.Ф. Грабовского [Грабовский 1869: 1–24], Н. Львова [Львов 1870: 18–32], Д. Шанаева [Шанаев 1870: 1–30], М. Амирова [Амиров 1873: 23–35, 30–32] и др.
С установлением советской власти и новой парадигмы социалистического государственного устройства, в условиях господства марксистско-ленинской идеологии, классового подхода к исследованию компонентов хозяйственных занятий, материальной культуры, семейного и общественного быта, борьбы с религиозными пережитками, внедрения новой обрядности («комсомольские» и «безалкогольные» свадьбы и др.), семейно-бытовые обряды находились в центре внимания советской этнографии. Одно из первых описаний родильных, свадебных и похоронных обычаев у аварцев сразу же после установления советской власти в Дагестане приведено в труде Г.Ф. Чурсина [Чурсин 1928: 24–50]. В военное и послевоенное время семейно-бытовую обрядность народов Дагестана изучали Л.Б. Панек и Е.М. Шиллинг [Панек, Шиллинг 1996], З. Никольская [Никольская 1946: 193–197], Г.А. Сергеева [Сергеева 1959: 30–36; Сергеева 2016: 31–47] и др.
Исследованием традиционной и советской семейно-бытовой обрядности народов Дагестана занимались не только столичные ученые, но и сотрудники отдела этнографии Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, а в дальнейшем (с 1992 г.) – Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН. В этот период на повестке дня дагестанской этнографии стояла задача сбора полевого материала, его анализа, систематизации и опубликования в статьях, монографиях, периодической печати, сборниках статей и тезисов докладов. Особого внимания в этой связи заслуживают труды дагестанских историков и этнографов – А.И. Алиева [Алиев 1953: 120–124], С.С. Агашириновой [Агаширинова 1964: 133–154], М.А. Агларова [Агларов 1964: 130–137], М.М. Ихилова [Ихилов 1967: 168–210], К.Э. Курбанова [Курбанов 1974: 131–150], С.Ш. Гаджиевой [Гаджиева 1967; Гаджиева 1979a; Гаджиева 1979b; Гаджиева 1985], Г.А. Гаджиева [Гаджиев 1980: 29–46; Гаджиев 1988: 107–117], Б.М. Алимовой [Алимова 1981: 55–72; Алимова 1986: 29–46; Алимова 1988: 46–55; Алимова 1989], Булатовой [Булатова 1984: 72–91], М.Ш. Ризахановой [Ризаханова 1988: 56–70], М.Ю. Курбанова [Курбанов 1988: 71–80], А.М. Абдурахманова [Абдурахманов 1988: 81–105], М.А. Дибирова [Дибиров 1988: 118–130], С.А. Лугуева [Лугуев 1988: 131–135], М.К. Мусаевой [Мусаева 1988: 136–143; Мусаева 2006; Мусаева 2007], Б.Р. Рагимовой [Рагимова 1991], З.А. Исрапиловой [Исрапилова 2002], Б.Б. Булатова, М.Ф. Гашимова и Р.И. Сефербекова [Булатов и др. 2004: 140–191], Н.Б. Хадирбекова [Хадирбеков 2008], А.Г. Абдиновой [Абдинова 2010], М.Б. Гимбатовой [Гимбатова 2014: 46–68], Ф.А. Гаджаловой [Гаджалова 2016: 139–149; Гаджалова 2017: 455; Гаджалова 2018: 163–171] С.С. Караханова [Караханов 2017: 47–57] и др.
Следует отметить, что во всех изданных Дагестанским филиалом АН СССР и Дагестанским научным центром РАН историко-этнографических исследованиях по отдельным народам Дагестана, имеются разделы о семейно-бытовых обрядах дагестанских этносов.
Помимо монографий и статей были изданы также тематические сборники, посвященные отельным аспектам традиционной и советской семейно-бытовой обрядности и брака у народов Дагестана [Хозяйство… 1977; Семейный… 1980; Быт… 1981; Современные… 1984; Брак… 1986; Брак… 1988].
Советскими этнографами были исследованы семейно-бытовые обряды не только дагестанцев, но и других народов Кавказа [Смирнова 1973; Смирнова 1983; Бесаева 1976; Волкова, Джавахишвили 1982; Соловьева 1984: 167–185; Бакаева, Гучинова 1988: 98–110 и др.] и СССР [Чижикова 1980: 10–24; Лобачева 1981: 36–50 и др.].
Новейшая историография семейно-бытовой обрядности
народов Дагестана
Развернувшиеся со второй половине 80-х гг. XX в. и продолжившиеся в начале XXI в. социокультурные процессы, связанные с «перестройкой», распадом СССР, сменой парадигмы государственного и общественного устройства России, очередная российская модернизация, ускорение темпов урбанизации, глобализация, идеологическая свобода, отказ от сложившихся в советское время мировоззренческих штампов и стереотипов, социальное и имущественное расслоение оказали большое влияние на все стороны хозяйственных занятий, культуры и быта россиян. Трансформационные процессы не обошли стороной и семейный быт народов Дагестана и связанные с ним – свадебные, родильные и похоронные обряды и обычаи. Вместе с другими компонентами бытовой культуры народов Кавказа семейно-бытовые обряды являются «одним из важнейших элементов этнокультурной идентификации, когда обладание традиционными нормативными комплексами, системой морально-этических категорий становится важным элементом репрезентации себя и своей группы в известном противопоставлении «мы – они» [Анчабадзе 2016: 5].
Современной дагестанской свадьбе как культурному феномену эпохи глобализации, а также исламским инновациям в современной свадьбе народов Дагестана и Северного Кавказа посвящены публикации А.Дж. Магомедова [Магомедов 2009: 305–317; Магомедов 2012: 60–72].
Детальное исследование всего цикла предсвадебных, свадебных и послесвадебных обычаев и обрядов современной дагестанской свадьбы проведено группой дагестанских этнологов [Алимова и др. 2013: 176–199].
Основные этапы современной дагестанской городской свадьбы в условиях глобализации изучены А.К. Амирхановой [Амирханова 2019: 185–190] и П.М. Магомедовой [Амирханова, Магомедова 2018: 179–188]. Впрочем, П.М. Магомедовой в контексте особенностей социальных отношений в горском социуме Дагестана описана и сельская свадьба аварцев с. Маали [Магомедова 2017: 111–130].
Современная свадьба аварцев-андалальцев с учетом сохранившихся в ней традиционных и новых компонентов изучена З.А. Алигаджиевой [Алигаджиева 2015].
Современному браку и свадебным обрядам даргинцев-цудахарцев посвящена работа И.И. Омарова и Р.И. Сефербекова [Омаров, Сефербеков 1999]. В ней на основе современных брака и свадебной обрядности цудахарцев сделана попытка проследить древние формы их проявлений, дана научная интерпретация традиционных магических ритуалов.
Современные свадебные обряды даргинцев-кубачинцев с учетом их локальных особенностей (корреляция традиций и инноваций; сравнение сельской и городской свадьбы; приверженность традиционному костюму; увлеченность антиквариатом; участие ряженого и др.), сопровождаемые богатым иллюстративным материалом описаны Ф.А. Гаджаловой [Гаджалова 2016: 139–149; Гаджалова 2017: 455; Гаджалова 2018: 163–171; Гаджалова 2022: 167–195].
Трансформация семейно-бытовой обрядности горожан Дагестана под влиянием процессов глобализации в новейшее время исследована в коллективной монографии дагестанских историков и этнографов [Сефербеков и др. 2021: 142–196]. Книга написана на полевом материале и широком круге источников и литературы и представляет собой первый опыт комплексного и междисциплинарного исследования культуры и быта горожан Дагестана в постсоветский период. Как считают авторы, современные семейно-бытовые обряды и обычаи дагестанцев носят синкретический характер и представляют собой смешение традиционных, усиливающихся исламских и новых элементов.
Историография семейно-бытовой обрядности
народов Кавказа
Семейно-бытовые обряды были предметом исследования не только этнологов, изучавших культуру и быт народов Дагестана, но и других кавказоведов. Традиционные свадебные и родильные обряды народов Кавказа, семья и общество, «мир женщины», женская субкультура рассматриваются в книге известного российского этнолога Ю.Ю. Карпова [Карпов 2013: 77–202]. Он имел в виду не только физические границы женской функциональности в обществе, но и семиотическое пространство, сопряженное с древними и изменившимися в ходе исторического времени идеологическими постулатами. Автор считает, что, будучи системой, кавказская модель общества предполагала сбалансированность главных ее составляющих – деление мира на женскую и мужскую половины.
Женское пространство и конструирование гендерных стереотипов в традиционном адыгском обществе, роли и места адыгской женщины в нем, включая свадебную и родильную обрядность, исследованы в монографии М.А. Текуевой [Текуева 2006: 9–50]. Как и Ю.Ю. Карпов, она приходит к выводу, что сбалансированная система традиционных представлений глубоко патриархального адыгского общества позволяла на протяжении веков сохранять гармоничное равновесие между мужчинами и женщинами в семье, обществе и духовной сфере на принципах партнерства и взаимодополняемости. Впрочем, к такому же выводу, но на дагестанском материале пришла и Б.Р. Рагимова [Рагимова 2001: 138].
Обрядам и обычаям, связанным с рождением и воспитанием детей у чеченцев в XIX – начале XX в. посвящена монография З.И. Хасбулатовой [Хасбулатова 2007a: 60–124; Хасбулатова 2019]. Родильные обычаи и обычаи чеченцев рассматриваются ею в контексте гуманистической народной педагогики и национальных традиций [Хасбулатова 2007b: 37–51]. Большое внимание уделено ею трудовому, физическому и нравственному воспитанию ребенка, детским играм и игрушкам, формам искусственного родства чеченцев.
Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей описывается в монографии З.М.-Т. Дзараховой. Предсвадебные, свадебные и послесвадебные обряды ингушей описаны ею в нравственно-эстетическом аспекте следования нормам ингушского этикета эздел [Дзарахова 2010].
Историко-этнографическому исследованию культуры и быта моздокских кабардинцев в XIX – первой половине XX в. посвящена монография Н.А. Кунова. Один из разделов его книги отведен браку и свадебным обрядам, внутрисемейным отношениям и воспитанию детей, похоронным обычаям моздокских кабардинцев [Кунов 2009: 83–120].
В диссертации Э.В. Сангулия «Абхазская свадьба: традиции и инновации» рассматривается один из компонентов обрядов жизненного цикла – абхазская свадьба. Автор рассматривает этот брачный институт с учетом сохранности традиционных элементов и появившихся новых обычаев. Актуальность рассматриваемой проблемы Э.В. Сангулия связывает с происшедшими в последние 30 лет в абхазском обществе политическими процессами, а также с влиянием на традиционную бытовую культуру урбанизации и глобализации. Как считает Э.В. Сангулия, на трансформацию культуры и быта абхазов огромное влияние оказали депортация автохтонного населения за пределы Родины, миграционные процессы после присоединения Абхазии к России, установление советской власти, урбанизация, массовый отток сельской молодежи в города, рост потребностей молодежи, связанным с влиянием глобализации [Сангулия 2020].
Заключение
Таким образом, как это видно из представленного историографического обзора, как дореволюционные, так и советские, и современные этнологи, историки и фольклористы придавали большое значение описанию и интерпретации обрядов жизненного цикла дагестанцев и других народов Кавказа. Семейно-бытовые обряды народов Дагестана были обусловлены влиянием общественно-политической и социально-экономической ситуации, народной педагогикой и нравственно-эстетическими традициями. Анализ новейшей дагестанской историографии обрядов жизненного цикла позволяет сделать вывод, что современные семейно-бытовые ритуалы и обычаи народов Дагестана носят синкретический характер и представляют собой смешение традиционных, усиливающихся исламских и новых элементов.
Об авторах
Руслан Ибрагимович Сефербеков
Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: ruslan.seferbekov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0901-8499
Список литературы
- Абдинова 2010 – Абдинова А.Г. Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана (XIX – начало XX в.). – Махачкала: Алеф, 2010. – 164 с.
- Абдурахманов 1988 – Абдурахманов А.М. Ритуалы традиционной и современной свадьбы салатавских аварцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 81–105.
- Агаширинова 1964 – Агаширинова С.С. Свадебные обряды лезгин (XIX – начало XX в.) // Учен. зап. Института ИЯЛ Даг. филиала АН СССР. – Махачкала, 1964. – Вып. 12. – С. 133–154.
- Агларов 1964 – Агларов М.А. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности андийцев в XIX в. // Советская этнография (далее – СЭ). – 1964. – № 6. – С. 130–137.
- Алигаджиева 2015 – Алигаджиева З.А. Современная свадебная обрядность аварцев (традиции и инновации). – Махачкала, 2015. – 210 с.
- Алиев 1953 – Алиев А.И. Брак и свадебные обряды даргинцев // СЭ. – 1953. – № 4. – С. 120–124.
- Алимова 1981 – Алимова Б.М. Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка у кайтагских кумыков // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX – начале XX в.: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1986. – С. 55–72.
- Алимова 1986 – Алимова Б.М. Брак и свадебные обряды у табасаранцев (конец XIX – начало XX в.) // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX – начале XX в.: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1986. – С. 29–46.
- Алимова 1988 – Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи сельского населения Дагестана // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 46–55.
- Алимова 1989 – Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем: Равнинный Дагестан. – Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. – 112 с.
- Алимова и др. 2013 – Алимова Б.М., Мусаева М.К., Магомедханов М.М. Современная дагестанская городская свадьба // Кавказский город: потенциал этнокультурных связей в урбанистической среде / Отв. ред. Ю.М. Ботяков. – СПб.: МАЭ РАН, 2013. – С. 176–199.
- Амиров 1873 – Амиров М. Среди горцев Северного Дагестана (из дневника гимназиста) // Сборник сведений о кавказских горцах (далее – ССКГ) В 10-ти вып. – Тифлис, 1873. – Вып. VII. – С. 1–77.
- Амирханова, Магомедова 2018 – Амирханова А.К., Магомедова П.М. Современная городская свадьба в Дагестане в условиях глобализации // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. Материалы VI Международной научной конференции. ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет». – Магас: ООО «КЕП», 2018. – С. 179–188.
- Амирханова 2019 – Амирханова А.К. Основные итоги полевых исследований, посвященных изучению современной свадьбы и её основных этапов в городах Дагестана в 2016-2018 гг. // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. – Магас: ООО «КЕП», 2019. – С. 185–190.
- Анчабадзе 2016 – Анчабадзе Ю.Д. От составителя // Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизация. Научный сборник, посвященный памяти Г.А. Сергеевой / Сост., отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе. – М.: Три квадрата, 2016. – С. 5–7.
- Бакаева, Гучинова 1988 – Бакаева Э.П., Гучинова Э.-Б.М. Погребальный обряд у калмыков в XVII – XX вв. // СЭ. – 1988. – № 4. – С. 98–110.
- Бесаева 1976 – Бесаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка: автореферат канд. ист. наук. – М., 1976. – 23 с.
- Брак… 1986 – Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX – начале XX в.: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1986. – 147 с.
- Брак… 1988 – Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. –188 с.
- Булатов и др. 2004 – Булатов Б.Б., Гашимов М.Ф., Сефербеков Р.И. Быт и культура табасаранцев в XIX – XX веках. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2004. – 266 с.
- Булатова 1984 – Булатова А.Г. Современный свадебный обряд переселенцев // Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане: Сб. ст. / отв. ред. А.И. Исламмагомедов. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1984. – С. 72–91.
- Быт… 1981 – Быт сельского населения Дагестана (XIX – начало XX в.) / отв. ред. С.Ш. Гаджиева. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1981. – 148 с.
- Волкова, Джавахишвили 1982 – Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX–XX веков: традиции и инновации. – М.: Наука, 1982. – 240 с.
- Гаджалова 2016 – Гаджалова Ф.А. Ряженый пялтар: обрядовые практики и трансформации образа (на примере с. Кубачи) // Традиционная культура народов Юга России: история, динамика, современное состояние: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, 2016. – С. 139–149.
- Гаджалова 2017 – Гаджалова Ф.А. Традиционные обычаи и обряды в современной кубачинской свадьбе // Миссия антропологии и этнологии: научные традиции и современные вызовы. Сборник материалов XII Конгресса антропологов и этнологов России. – Ижевск, 3–6 июля 2017. – С. 455.
- Гаджалова 2018 – Гаджалова Ф.А. Традиционная свадьба села Кубачи Республики Дагестан // Научный диалог. – 2018. – № 11. – С. 163–171.
- Гаджалова 2022 – Гаджалова Ф.А. Современная свадьба в пространстве горного села Кубачи (по полевым материалам 2017–2018 гг.): Ключевые обряды, локальные особенности // История, археология и этнография Кавказа. – 2022. – Т. 18. – № 1. – С. 167–195.
- Гаджиев 1980 – Гаджиев Г.А. Пережитки древних представлений в похоронно-погребальных обрядах лезгин // Семейный быт народов Дагестана в XIX – XX вв. / отв. ред. М.-З.О. Османов. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1980. – С. 29–46.
- Гаджиев 1988 – Гаджиев Г.А. Современная свадьба чамалалов // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 107–117.
- Гаджиева 1967 – Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. – Махачкала: Дагкнигоидат, 1967. – 104 с.
- Гаджиева 1979a – Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев. XIX – начало XX в. – М.: Наука, 1979. – 173 с.
- Гаджиева 1979b – Гаджиева С.Ш. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. – Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. – 58 с.
- Гаджиева 1985 – Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX в. – М.: Наука, 1985. – 360 с.
- Гимбатова 2014 – Гимбатова М.Б. Мужчина и женщина в традиционной культуре тюркоязычных народов Дагестана (XIX – начало XX в.). – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН; Издат. дом «Эпоха», 2014. – 392 с.
- Грабовский 1869 – Грабовский Н.Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа // ССКГ. – Тифлис, 1869. – Вып. II. – С. 1–24.
- Дзарахова 2010 – Дзарахова З.М.-Т. Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей. – Ростов-на-Дону: Южный издательский дом, 2010. – 200 с.
- Дибиров 1988 – Дибиров М.А. Традиционные обряды и обычаи в современной гидатлинской свадьбе // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова: Сб. ст. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 118–130.
- Исрапилова 2002 – Исрапилова З.А. Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала: традиции и инновации: автореферат дис… кандидата ист. наук. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2002. – 27 с.
- Ихилов 1967 – Ихилов М.М. Народности лезгинской группы: Этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1967. – 370 с.
- Караханов 2017 – Караханов С.С. Брак и свадебная обрядность лезгин-карчагцев в XIX–XX вв. // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – Вып. 3 (204). – С. 47–57.
- Карпов 2013 – Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. – Нальчик: Изд-во М. и В. Котляревых, 2013. – 408 с.
- Кунов 2009 – Кунов Н.А. Культура и быт моздокских кабардинцев в XIX – первой половине XX в.: Историко-этнографическое исследование. – Нальчик: «Эльбрус», 2009. –208 с.
- Курбанов 1974 – Курбанов К.Э. Брак и свадебные обряды цахуров в XIX – начале XX в. // Вопросы истории и этнографии Дагестана. – Махачкала, 1974. – Вып. V. –С. 131–150.
- Курбанов 1988 – Курбанов М.Ю. Современные свадебные обряды даргинцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 71–80.
- Лобачева 1981 – Лобачева Н.П. Свадебный обряд как историко-этнографический источник (на примере хорезмских узбеков) // СЭ. – 1981. – № 2. – С. 36–50.
- Лугуев 1988 – Лугуев С.А. Новой в современной свадьбе дидойцев // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 131–135.
- Львов 1870 – Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // ССКГ. – Тифлис, 1870. – Вып. III. – С. 1–32.
- Магомедов 2009 – Магомедов А.Дж. Современная дагестанская свадьба как феномен культурной глобализации // Искусство и наука в современном мире. – М.: Российская академия наук; Российская академия художеств, 2009. – С. 305–317.
- Магомедов 2012 – Магомедов А.Дж. Исламские новации в современной свадьбе народов Северного Кавказа // Исламоведение. – 2012. – № 3 (13). – С. 60–72.
- Магомедова 2017 – Магомедова П.М. Свадьба в с. Маали как социальное действие в контексте особенностей социальных отношений в Дагестанском горско-сельском социуме // Кавказские локальные сообщества в глобальном мире: опыт изучения политический, социальной и религиозной трансформации. – М.; СПб: «Бранко», 2017. – С. 111–130.
- Мадюкова 2008 – Мадюкова С.А. Обряды жизненного цикла: о социально-философском содержании концепта // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: «Философия». – 2008. – Т. 6.– Вып. 3. – С. 115–120.
- Мусаева 1988 – Мусаева М.К. Традиции и новации в свадебном обряде хваршин // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 136–143.
- Мусаева 2006 – Мусаева М.К. Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН; ИД Наука плюс, 2006. – 220 с.
- Мусаева 2007 – Мусаева М.К. Этнография детства народов Дагестана (Традиции народов Равнинного и Южного Дагестана). – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2007. – 252 с.
- Никольская 1946 – Никольская З. Свадебные и родильные обряды аварцев Кахибского района // СЭ. – 1946. – № 2. – С. 193–197.
- Омаров 1868 – Омаров А. Воспоминания муталима // ССКГ. – Тифлис, 1868. – Вып. I. – С. 13–64.
- Омаров, Сефербеков 1999 – Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев селения Куппа Левашинского района Республики Дагестан. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 1999. – 24 с.
- Панек, Шиллинг 1996 – Панек Л.Б., Шиллинг Е.М. Сборник очерков по этнографии Дагестана / науч. ред. Р.И. Сефербеков. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 1996. – 110 с.
- Пржецлавский 1860 – Пржецлавский П. Нравы и обычаи в Дагестане // Военный сборник. – СПб., 1860. – Кн. 4. – Т. 12. – С. 269–318.
- Рагимова 1991 – Рагимова Б.Р. Семейная обрядность лезгин (вторая половина XIX – начало XX в.): Депонировано в ИНИОН АН СССР. – № 3/147-52215. – М., 1991.
- Рагимова 2001 – Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX – начала XX в. – Махачкала: Изд. ДНЦ РАН, 2001. – 158 с.
- Ризаханова 1988 – Ризаханова М.Ш. Брак и свадебная обрядность лезгин (традиции и инновации) // Брак и свадебные обычаи народов современного Дагестана: Сб. ст. / отв. ред. М.А. Агларов, сост. Б.М. Алимова. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1988. – С. 56–70.
- Сангулия 2020 – Сангулия Э.В. Абхазская свадьба: традиции и инновации: Автореферат кандидата исторических наук. – Сухум: Абиги, 2020. – 27 с.
- Семейный… 1980 – Семейный быт народов Дагестана в XIX–XX вв. / отв. ред. М.-З.О. Османов. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1980. – 120 с.
- Сергеева 1959 – Сергеева Г.А. Брак и свадьба у народов Дагестана // Краткие сообщения Института этнографии. – М., 1959. – Вып. 32. С. 30–36.
- Сергеева 2016 – Сергеева Г.А. Свадебные обряды и обычаи народов Ботлихского района Дагестана (Публикация, введение и комментарии З.У. Махмудовой) // Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизация. Научный сборник, посвященный памяти Г.А. Сергеевой / Сост., отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе. – М.: Три квадрата, 2016. – С. 31–47.
- Сефербеков и др. 2021 – Сефербеков Р.И., Булатов Б.Б., Зульпукарова Э.М.-Г., Гасанова М.Р., Сефербеков М.Р. Антропология дагестанского города: влияние глобализации на трансформацию культуры и быта горожан Дагестана в постсоветский период. – Махачкала: Издательство Дагестанского государственного университета, 2021. – 262 с.
- Смирнова 1973 – Смирнова Я.С. Традиции и инновации в развитии семейной обрядности народов (по материалам Северного Кавказа). – М.: Наука, 1973. – 14 с.
- Смирнова 1983 – Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX–XX в.). – М.: Наука, 1983. – 264 с.
- Современные… 1984 – Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане: Сб. ст. / отв. ред. А.И. Исламмагомедов. – Махачкала: б/и, 1984. – 152 с.
- Соловьева 1984 – Соловьева Л.Т. Обычаи и обряды детского цикла у грузин (вторая половина XIX – начало XX в.) // Кавказский этнографический сборник. – М.: Изд-во АН СССР, 1984. – Вып. VIII. – С. 167–185.
- Текуева 2006 – Текуева М.А. Мужчина и женщина в адыгской культуре: традиции и современность. – Нальчик: «Эль-Фа», 2006. – 260 с.
- Тэрнер 1983 – Тэрнер В. Символ и ритуал. – М.: Наука, 1983. – 277 с.
- Хадирбеков 2008 – Хадирбеков Н.Б. Свадебные обряды народов Южного Дагестана в прошлом и настоящем: XIX – XX вв.: автореферат дис… канд. ист. наук. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2008. – 27 с.
- Хасбулатова 2007a – Хасбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (XIX – начало XX в). – М.: Московская типография, 2006. – 416 с.
- Хасбулатова 2007b – Хасбулатова З.И. Нравственная культура чеченцев «гIиллакх – оьздангалла». – Назрань: «Пилигрим», 2007. – 90 с.
- Хасбулатова 2019 – Хасбулатова З.И. Традиционная культура воспитания детей у чеченцев (XIX – начало XX в): Историко-этнографическое исследование. – Грозный: Изд-во Чеченского государственного университета, 2019. – 396 с.
- Хозяйство… 1977 – Хозяйство, материальная культура и быт народов Дагестана в XIX – XX вв. / отв. ред. С.Ш. Гаджиева. – Махачкала: Институт ИЯЛ Даг. филиала АН СССР, 1977. – 134 с.
- Чижикова 1980 – Чижикова Л.Н. Этнические традиции в современной свадебной обрядности сельского населения этноконтактной зоны (на примере Белгородской области) // СЭ. – 1980. – № 2. С. – 10–24.
- Чурсин 1928 – Чурсин Г.Ф. Авары: Этнографический очерк. 1928 г. / науч. ред. Р.И. Сефербеков. – Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 1995. – 92 с.
- Шанаев 1870 – Шанаев Д. Свадьба у северных осетин // ССКГ. – Тифлис, 1870. –Вып. IV. – С. 1–30.
- Элиаде 1994 – Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Грабовского. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 144 с.
Дополнительные файлы
