Миротворческая деятельность Международной черкесской ассоциации по урегулированию военных конфликтов в Республике Абхазия и Чеченской Республике в конце XX века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ миротворческой деятельности Международной черкесской ассоциации по урегулированию военных конфликтов в Республике Абхазия и Чеченской Республике в конце XX в. Выявлено, что на протяжении Грузино-абхазской войны (14.08.1992.–30.09.1993) МЧА совместно с адыгскими общественными организациями РА, КБР и КЧР осуществляла активную деятельность по поддержке народа Абхазии: выступала с осуждением агрессии Грузии против Абхазии; принимала заявления и обращения к руководству РФ, руководствам регионов Северного Кавказа, к высшим должностным лицам некоторых стран и в международные организации (ООН, ОНН) с просьбами о принятии незамедлительных мер по мирному урегулированию конфликта; принимала участие в организации гуманитарной помощи народу Абхазии. Миротворческая деятельность МЧА в определенной степени способствовала победе народа Абхазии. В послевоенный период МЧА обращалась к руководству РФ и в ООН с просьбами о принятии мер по соблюдению грузинской стороной соглашений по прекращению огня 1993 и 1994 гг. и недопущению нового противостояния сторон, о снятии экономической блокады с Абхазии, установленной Советом Глав Государств-участников СНГ в 1996 г. Миротворческая деятельность МЧА способствовала снятию экономической блокады с Абхазии.МЧА осуществляла также деятельность по предотвращению и урегулированию военного конфликта в Чеченской Республике мирными методами: принятие заявлений и обращений к Президенту Р.Ф. Б.Н. Ельцину и другим должностным лицам с просьбами о мирном урегулировании конфликта. Президент МЧА Ю.Х. Калмыков, являвшийся министром юстиции, депутатом ГД, членом Совета Безопасности РФ выступил против разрешения конфликта в Чечне военными методами и предложил использовать только мирные средства.

Полный текст

Введение

Актуальность исследования. В период перестройки (1985–1991) социально-политические процессы в республиках Северного Кавказа развивались по-разному. В одних республиках (Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия и др.) вспыхнули этнополитические конфликты. В других республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея) сохранялась относительно стабильная социально-политическая ситуация. Этнополитические конфликты были обусловлены, прежде всего, территориальными спорами, этнодемографическим (полиэтничный характер и высокая плотность населения) и социокультурным (высокий уровень этнической мобилизации) факторами. Национальные общественно-политические движения, сформировавшиеся в первые годы перестройки в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, в частности, Международная черкесская ассоциация, принимали активное участие в миротворческой деятельности по урегулированию конфликтов на Кавказе на межрегиональном и международном уровнях. Миротворчество является приоритетным среди направлений деятельности МЧА и в настоящее время. В этой связи исследование опыта миротворческой деятельности Международной черкесской ассоциации по урегулированию военных конфликтов в Республике Абхазия и Чеченской Республике в конце XX в. имеет важное фундаментальное и прикладное значение.

Цель работы – исследование опыта миротворческой деятельности Международной черкесской ассоциации по урегулированию военных конфликтов в Республике Абхазия и Чеченской Республике в конце XX в.

Источниковая база работы. Статья подготовлена на основе анализа архивных документов Управления Центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (УЦДНИ АС КБР, г. Нальчик), материалов периодической печати, а также предыдущих исследований и личных наблюдений автора.

Степень научной разработанности темы. Изучение опыта миротворческой деятельности Международной черкесской ассоциации по урегулированию военных конфликтов в Республике Абхазия и Чеченской Республике в конце XX в. прежде не являлось предметом специального исследования. Некоторые аспекты настоящей темы рассматриваются в исследованиях: А.В. Кушхабиева [Кушхабиев 1997; Кушхабиев 2006; Кушхабиев 2007; Кушхабиев 2008; Кушхабиев 2013], Д.Ф. Максидовой [Максидова 2011] и др.

 

Миротворческая деятельность Международной черкесской

ассоциации по урегулированию грузино-абхазского конфликта

Миротворчество было определено в качестве одного из основных направлений деятельности первой общеадыгской неправительственной организации – Всемирной черкесской ассоциации (позднее переименована в Международную черкесскую ассоциацию – МЧА, полное название – Союз общественных объединений «Международная Черкесская Ассоциация по единению черкесского народа, развитию связей черкесской диаспоры с исторической родиной»), учрежденной на Первом Всемирном (международном) черкесском конгрессе, который состоялся 19–21 мая 1991 г. в г. Нальчике по инициативе лидеров адыгских общественных объединений «Адыгэ Хасэ» России и других стран. В первом уставе организации (20.05.1991) зафиксировано, что ВЧА (МЧА) – это добровольный и равноправный союз соотечественников, деятельность которого основывается на принципах демократии, гуманизма, уважения всех народов. Сказано, что ВЧА (МЧА) стремится к сотрудничеству со всеми народами на основе мира, независимости и законности, выступает против насилия, несправедливости и дискриминации [Устав… 1991: 7]. Для реализации поставленных задач организация избрала только правовые, дипломатические методы.

Следует отметить, что со времени учреждения МЧА стала авторитетной организацией, взаимодействующей с органами государственной власти РФ. В её конгрессах и других форумах регулярно принимали и продолжают принимать участие главы и представители властных структур некоторых республик Северного Кавказа, представители органов федеральной власти.

Активная и масштабная миротворческая деятельность МЧА началась с первых же дней вторжения войск Грузии в Абхазию (14.08.1992). МЧА совместно с адыгскими общественными организациями (далее – ОО) Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики (Конгресс кабардинского народа, «Адыгэ Хасэ» трех республик и др.), и Конфедерацией горских народов Кавказа, квалифицировала действия руководства Грузии как агрессию против народа Абхазии, выступила с её осуждением и развернула деятельность по оказанию народу Абхазии политической поддержки и гуманитарной помощи [Кушхабиев 2020: 29–30].

В своем «Обращении к адыгскому и абазинскому народам, к народам Северного Кавказа, к казачеству Юга России, всем, кому дороги свобода, честь и независимость народов», МЧА заявила о решительном протесте относительно вторжения войск Грузии в Абхазию. В обращении, в частности, сказано, что Международная черкесская ассоциация объявляет срочный призыв добровольцев для защиты братского абхазского народа [Обращение... 1992: 59]. Президент МЧА Ю.Х. Калмыков также обратился к Президенту Чеченской Республики Дж.М. Дудаеву с просьбой об оказании Абхазии помощи в отражении агрессии [От имени... 1992: 1]. МЧА обратилась к руководствам республик Северного Кавказа с призывом приложить усилия к прекращению войны в Абхазии.

Представители МЧА также стали принимать участие в мероприятиях адыгских общественных организаций РА, КБР и КЧР, посвященных солидарности с народом Абхазии – в заседаниях, собраниях, митингах и др.

В связи с особыми мерами, принимаемыми руководством Грузии по увеличению численности своей группировки войск в Абхазии (мобилизация резервистов и др.) Исполком МЧА принял Заявление (от 10.11.1992), в котором сказано, что в Грузии объявлено о всеобщей воинской мобилизации и, что некоторые представители высшего руководства Грузии высказываются за ликвидацию государственности Абхазии. В заявлении содержится предупреждение, что в случае повторной эскалации военных действий Грузии против Абхазии МЧА будет вынуждена вновь объявить о формировании добровольческих отрядов и окажет абхазскому народу всю необходимую помощь, и единственное средство в решении данной проблемы – это её политическое урегулирование [Заявление... 1992: 1].

Президент МЧА Ю.Х. Калмыков направил телеграмму Э.А. Шеварднадзе, в которой, в частности, сказано, что Исполком МЧА считает ошибочной и крайне опасной мерой намерение руководства Грузии о проведении всеобщей мобилизация резервистов страны, и ели она будет реализована, МЧА будет вынуждена обратиться ко всему черкесскому (адыгскому) народу, включая и пятимиллионную черкесскую диаспору, встать на защиту братского абхазского народа для спасения его от геноцида [Телеграмма... 1995: 11].

С начала вторжения войск Грузии в Абхазию и на протяжении Грузино-абхазской войны 1992–1993 гг. МЧА призывала зарубежных соотечественников оказывать гуманитарную помощь народу Абхазии. На III Внеочередном съезде кабардинской ОО «Адыгэ Хасэ» (12.12.1992) было принято совместное Обращение (МЧА, «Адыгэ Хасэ», Конгресс кабардинского народа) к адыгам всего мира, в котором содержится призыв – сделать пожертвования для народа Абхазии. В обращении сказано: «...На сегодня на чашу весов поставлена судьба целого народа – быть на свете Абхазии или не быть! [Вырвать Абхазию... 1993: 1].

Начало Грузино-абхазской войны вызвало резкую реакцию в абхазо-абазинской и черкесской зарубежных диаспорах. Черкесские и абхазские неправительственные организации (далее – НПО) в Турции, арабских странах, странах Западной Европы и США стали обращаться к правительствам своих стран с просьбами об оказании содействия в урегулировании грузино-абхазского военного конфликта, а также проводить массовые акции солидарности с народом Абхазии. НПО черкесских диаспор в Турции, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратов, странах Западной Европы и США создали комитеты и фонды помощи Абхазии, которые стали собирать средства для оказания гуманитарной помощи народу Абхазии. Около 400 добровольцев от зарубежных черкесских и абхазо-абазинских диаспор приняли участие в военных действиях в составе абхазского народного ополчения [Кушхабиев 2007: 248–250; Кушхабиев 2020: 114–115].

Черкесское благотворительное общество Иордании и наследный принц Хасан отправили в г. Нальчик на грузовом самолете 17 тонн гуманитарного груза (медикаменты, детское питание, одеяла и т. п.) для народа Абхазии. В тот же день (05.01.1993) гуманитарный груз был переправлен на вертолётах в Абхазию – в Гудауту [Мезова 1993: 1; Визит... 1993: 1]. НПО зарубежных черкесских диаспор оказывали гуманитарную помощь народу Абхазии вплоть до окончания войны.

Урегулирование грузино-абхазского военного конфликта стало главным среди вопросов, обсуждавшихся на II Конгрессе МЧА (20–25.07.1993, г. Майкоп). Конгресс принял ряд обращений по данной проблеме. В обращении II Конгресса МЧА к Президенту РФ Б.Н. Ельцину, Председателю ВС РФ Р.И. Хасбулатову, Председателю Кабинета Министров РФ В.С. Черномырдину (от 20.07.1993) зафиксировано, что существует реальная угроза превращения Грузино-абхазской войны в региональную, так как правящие круги Грузии настойчиво добиваются решения проблем грузино-абхазских отношений военным путём, доказательством чему является нежелание Грузии вывести свои войска из Абхазии. В обращении содержится просьба – приложить все усилия для прекращения Грузино-абхазской войны, восстановления мира и защиты государственности Абхазии [Документы... 1993: 41].

В телеграмме (Обращение II Конгресса МЧА) на имя Генерального секретаря ООН Бутроса Гали (от 21.07.1993), в частности, сказано, что народы всего мира, ООН, ОНН должны знать тщательно скрываемую правду о событиях в Абхазии: о грубейших нарушениях прав человека и прав народов, о фактах вандализма, об этнических чистках, о чём свидетельствуют многочисленные документы, в связи с чем, участники II Конгресса МЧА считают правомерным привлечение Э.А. Шеварднадзе к международному суду в Гааге. В обращении выражается надежда, что ООН и ОНН открыто осудят агрессивную политику руководства Грузии, сделают все возможное, чтобы остановить войну в Абхазии, не допустить геноцида абхазского этноса [Документы... 1993: 44].

В телеграммах (обращения II Конгресса МЧА) на имя Президента США Б. Клинтона и Канцлера ФРГ Г. Коля (от 22.07.1993), сказано, что силы, развязавшие войну в Абхазии, не только не были осуждены мировым сообществом, но даже пользуются определенной поддержкой с его стороны. В документе выражается надежда, что администрация США осознает опасность продолжения Грузино-абхазской войны для Кавказского региона в целом, и что учтет это при выработке внешней политики государства [Документы... 1993: 33].

В телеграммах (обращения II Конгресса МЧА) на имя Президента Турецкой Республики С. Демиреля, Премьер-министра Турецкой Республики Тансу Чиллер, Президента Украины Л. Кравчука (от 21.07.1993) зафиксировано обвинение этих высших должностных лиц в эскалации Грузино-абхазской войны. Сказано, что поддерживая режим Шеварднадзе, они способствуют созданию крайне напряженной ситуации на Северном Кавказе, Юге России и проведению в Грузии политики государственного терроризма. Отмечается, что оказываемая этими высшими должностными лицами экономическая, в том числе и гуманитарная помощь Грузии, в значительной степени тратится на военные нужды. Также подчеркивается, что режим Э.А. Шеварднадзе находится у власти в Грузии благодаря и той поддержке, которую ему оказывают эти высшие должностные лица и некоторые политические круги Запада [Документы... 1993: 34].

По поручению II Конгресса МЧА, делегация в составе А. Схаляхо, В. Хатажукова и Т. Шишковой посетила Абхазию. Делегаты МЧА ознакомили Председателя Верховного Совета Республики Абхазия В.Г. Ардзинба с решениями II Конгресса МЧА, побывали на линии фронта и в госпиталях, где провели беседы с бойцами и ранеными, передали им материальную помощь [Информация... 1994: 2].

Содействие мирному урегулированию грузино-абхазского военного конфликта являлось одним из приоритетных вопросов в деятельности МЧА и в последующий период. На заседаниях Совета и Исполкома МЧА принимались заявления и обращения организации на имя Президента РФ Б.Н. Ельцина и других должностных лиц России. Также принимались обращения в ООН, ОНН и др. с просьбами об оказании помощи в безотлагательном мирном урегулировании грузино-абхазского военного конфликта [Информация... 1994: 7].

В обращении МЧА к Председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину (от 30.07.1993. № 11) сказано о том, что грузинская сторона преднамеренно нарушает пункты Соглашения о прекращении огня (от 17.07.1993); под разными предлогами не выводит с территории Абхазии военные формирования, бронетехнику и артиллерию, а рассредоточивает их в оккупированных районах, что создает условия для этнической чистки, для разгула бандитизма, мародерства, грубого попрания прав человека. В обращении отмечается, что ввод вооруженных формирований сторонников экс-президента Грузии З. Гамсахурдия в зону вооруженного конфликта в момент прекращения огня является тщательно продуманной программой, что позиции З. Гамсахурдия и Э. Шеварднадзе в абхазском вопросе совпадают – это ликвидация абхазской государственности. Ссылаясь на действия звиадистов, которые, якобы не контролируются официальными властями, руководство Грузии всеми средствами пытается сохранить военное присутствие в Абхазии, и тем самым не допустить возвращения законных органов власти Республики Абхазия в её столицу – Сухум. В обращении содержится призыв к руководству РФ от более тысячи участников встречи представителей общественности Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики, организованной Исполкомом МЧА: предъявить руководству Грузии жесткие требования по обязательному выполнению Соглашения о прекращении огня в Абхазии; по выводу всех войск с её территории и возвращению законного правительства Абхазии в её столицу – Сухум. В обращении также содержится просьба – приостановить переговоры о заключении экономического и военного договора с Грузией до полного вывода всех её войск с территории Абхазии [Письма... 1993: 1–2].

В связи с активизацией военных действий между грузинской и абхазской сторонами МЧА направила заявление Правительству РФ (от 17.09.1993), в котором сказано, что руководство Грузии преднамеренно нарушило все пункты соглашения о прекращении огня в Абхазии, что привело к возобновлению военных действий. В заявлении содержится надежда, что руководство России сделает все возможное, чтобы грузинской стороной были выполнены сочинские соглашения, а также отменены несправедливые экономические санкции, введенные им по отношению к Абхазии. В документе также зафиксировано, что «действия грузинских агрессоров» вынуждают МЧА возобновить запись в добровольческие отряды и усилить оказание всесторонней помощи абхазскому народу в случае если не будут приостановлены военные действия, выведены с территории Абхазии грузинские войска и военная техника и восстановлены законные органы власти [Заявления МЧА... 1993: 1–2].

В обращении Исполкома МЧА к Генеральному Секретарю ООН Бутросу Гали (от 17.09.1993) отмечается, что грузинская сторона не соблюдает «Соглашения о прекращении огня в Абхазии и механизме контроля за его соблюдением», подписанное представителями России, Грузии и Абхазии 27 июля 1993 г., а укрепляет созданные оккупационные органы управления и пытается в полном объёме сохранить своё военное присутствие в Абхазии. Также сказано, что грузинская сторона проводит пропагандистскую кампанию с целью обмана мировой общественности о том, что грузинская сторона якобы уже вывела свои вооруженные формирования и выполняет другие пункты Соглашения. В действительности же грузинская сторона вывела с территории Абхазии только непригодную к эксплуатации военную технику. Соглашение о прекращении огня в Абхазии используется руководством Грузии для продолжения решения проблем отношений с Абхазией силовым методом. В обращении содержится надежда на принятие Генеральным Секретарём необходимых мер по восстановлению мира и политического урегулирования в Абхазии [Письма... 1993: 3].

В заявлении МЧА (от 12.11.1993) содержится критика высказываний Э.А. Шеварднадзе по российскому радио и телевидению относительно того, что грузино-абхазский конфликт может быть разрешен лишь при условии признания руководством Абхазии того, что она является составной частью Грузии. В документе подчеркивается, что такой подход противоречит здравому смыслу и историческим фактам. Также сказано, что Э.А. Шеварднадзе заведомо вводит в заблуждение россиян и мировую общественность, приписывая абхазской стороне «бесчинства и злодеяния», которые были совершены и совершаются грузинской военщиной на абхазской земле. Отмечается, что с подачи Э.А. Шеварднадзе «ложь и провокационные заявления» распространяются по всему миру. В заявлении содержится возмущение относительно того, что российские телевидение и радио почти ежедневно предоставляют эфир и экран телевидения Э.А. Шеварднадзе, «изображая его невинным страдальцем», будто не он виновен в развязывании грузинской агрессии против Абхазии, будто не он вверг собственный народ в братоубийственную войну [Заявления МЧА... 1993: 3].

После окончания Грузино-абхазской войны 1992–1993 гг. ситуация в Абхазии оставалась сложной и напряженной. Республика фактически оказалась на положении экономической блокады. В приграничных районах с грузинской стороны вооруженные формирования продолжали вести огонь по территории Абхазии. В горных районах восточной части Абхазии сосредоточились грузинские вооруженные формирования, которые стали совершать нападения на подразделения Вооруженных сил Республики Абхазия. 24 марта 1994 г. грузинские диверсионные группы предприняли попытки прорыва из Кодорского ущелья Абхазии и через пограничную реку Ингур во внутренние районы республики. В результате боевых действий подразделениями ВС РА был предотвращен прорыв диверсионных групп [Тарканов 1994: 1].

МЧА реагировала на каждое обострение ситуации в Абхазии, прилагала усилия по урегулированию грузино-абхазского конфликта мирными методами. В сентябре 1994 г. после фактического вывода миротворческих сил из подчинения трехсторонней комиссии по урегулированию в Абхазии и очередных ультимативных требований о массовом бесконтрольном возвращении беженцев в республику, Исполком МЧА направил обращение Президенту РФ Б.Н. Ельцину (от 15.09.1994) с призывом принять безотлагательные меры по недопущению нарушения достигнутой договоренности между Россией, Грузией и Абхазией и нового военного противостояния конфликтующих сторон [Письма... 1994: 121].

В обращении Исполкома МЧА к Президенту РФ Б.Н. Ельцину, Председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину и депутатам ГД РФ (от 06.07.1995) содержится единственная просьба – снять экономическую блокаду с Абхазии, дать возможность оказать безотлагательную помощь абхазскому народу, оказавшемуся в чрезвычайно тяжелых условиях [Письма 1995: 55].

В обращении Исполкома МЧА к Президенту РФ Б.Н. Ельцину (от 20.09.1995) сказано о том, что заключение российско-грузинских соглашений, передача военной техники Грузии создают опасность новой вспышки войны в Абхазии и вызывают озабоченность за судьбу абхазского народа. В обращении содержится призыв – исключить силовые методы при решении грузино-абхазских проблем [Письма 1995: 72].

В Обращении Совета и Исполкома МЧА к Генеральному Секретарю ООН Бутросу Гали (от 25.10.1995. № 305) и Президенту РФ Б.Н. Ельцину (от 25.10.1995. № 306) сказано о наращивании грузинской стороной военного потенциала и подготовке к новой войне с Абхазией, что создает угрозу безопасности народам Кавказа. В Обращении содержится просьба – сделать все, чтобы исключить силовые методы решения грузино-абхазского конфликта и восстановить стабильный мир на Кавказе [Обращения... 1995: 1–2].

В рассматриваемый период грузино-абхазский конфликт приобретал все более напряженный характер на международном уровне. Большинство Глав государств-участников Содружества Независимых Государств в данном конфликте поддержали руководство Грузии и подписали «Решение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия» (от 19.01.1996). Оно фактически установило полную экономическую блокаду Абхазии, что значительно осложнило процесс восстановления разрушенной экономики республики. Решение не было подписано Республикой Беларусь и Туркменистаном. Документ запрещал странам СНГ: осуществлять торгово-экономические, финансовые, транспортные, иные операции с властями абхазской стороны; вступать в официальные контакты с представителями или должностными лицами структур, существующих на территории Абхазии, а также членами созданных ими вооруженных формирований; функционирование на своих территориях представительств властей абхазской стороны, а также лиц, официально представляющих эти власти [Решение... 1996].

В сложившейся ситуации МЧА направила Президенту РФ Б.Н. Ельцину «Заявление Совета и Исполкома МЧА и лидеров общественных и демократических движений Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик, причерноморских адыгов (шапсугов) в связи с решением глав государств СНГ (от 19.01.1996) о полной экономической блокаде Абхазии» (от 08.02.1996. № 331). В заявлении содержится просьба – содействовать гуманному решению грузино-абхазского конфликта [Письма... 1996: 5].

В письмах (обращениях), направленных Президенту Туркменистана С.А. Ниязову (от 08.02.1996. № 332) и Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко (от 08.02.1996. № 333), выражается благодарность за то, что они не поставили свои подписи под решением глав государств СНГ о полной экономической блокаде Абхазии, и надежда, что они будут активно содействовать гуманному и справедливому решению грузино-абхазского конфликта [Письма... 1996: 6–7].

Проблема урегулирования грузино-абхазского конфликта рассматривалась делегатами III Конгресса МЧА (24–26.07.1996, г. Черкесск). Делегаты Конгресса приняли ряд документов по данной проблеме. В обращениях к Президенту РФ Б.Н. Ельцину (от 25.07.1996) и Генеральному Секретарю ООН Бутросу Гали (от 25.07.1996) зафиксировано, что МЧА выступает за мирное урегулирование грузино-абхазского конфликта. Выражена обеспокоенность стремлением руководства Грузии решить проблемы отношений с Абхазией силой оружия. Сказано о готовности руководства Абхазии заключить с руководством Грузии межгосударственный союз на равноправной основе, что соответствует Уставу ООН, общепризнанным в мировом сообществе нормам международного права и сложившимся в регионе реалиям. В документах содержится просьба – не допустить срыва переговорного процесса и приложить усилия к мирному урегулированию грузино-абхазского конфликта [Документы... 1996: 6–9].

В обращении делегатов III Конгресса МЧА к Президенту Республики Грузия (от 25.07.1996) также зафиксирована позиция МЧА, заключающаяся в стремлении урегулирования грузино-абхазского конфликта мирными методами. В документе подчеркивается, что для установления мира и согласия в регионе необходимо и ответное стремление грузинской стороны к миру и добрососедству на Кавказе [Документы... 1996: 10–11].

В соответствии с решениями делегатов III Конгресса МЧА, Исполком организации продолжал работу по оказанию содействия Республике Абхазия в отмене санкций и снятии экономической блокады. В Обращении МЧА к Президенту РФ и Председателю Совета Глав СНГ Б.Н. Ельцину (от 17.04.1997) выражается надежда на принятие усилий по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта в соответствии с международно-правовыми документами, подписанными сторонами, и по отмене антиабхазских санкций, восстановлению стабильного мира и согласия в регионе [Обращение... 1997: 173–174].

В мае 1998 г. Исполком МЧА провел одно из своих заседаний в г. Сухуме, в процессе работы которого было принято Заявление Президенту РФ Б.Н. Ельцину в связи с решением глав государств СНГ от 20 апреля 1998 г. «О дополнительных мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия» (от 11.05.1998). В заявлении содержатся призыв к руководству РФ и главам стран СНГ – строго соблюдать апрельские договоренности 1994 г. и требование – безотлагательно рассмотреть вопрос «об отмене санкций (введенных во время войны в Чечне и в связи с ней)» и снятии экономической блокады с Абхазии. В заявлении подчеркивается, что, выступая в защиту абхазского народа Исполком МЧА, прежде всего, руководствуется идеями мира и стабильности в регионе [Заявление... 1998: 1–2].

Проблемы урегулирования грузино-абхазского конфликта также рассматривались и участниками IV Конгресса МЧА (25–27.06.1998, г. Краснодар). В отчётном докладе Президента МЧА Б.Х. Акбашева отмечается, что у МЧА нет других целей и задач, кроме задач культурного возрождения, миротворчества, установления доверия и дружбы со всеми народами [Доклад... 1998: 5].

Участники IV Конгресса МЧА приняли ряд обращений по социально-политической ситуации на Кавказе. В «Обращении участников IV Конгресса МЧА и Кубанского казачества к народам Северного Кавказа» (от 27.06.1998) содержится призыв – направить свои усилия на достижение устойчивого мира, экономической и политической стабильности, межнационального согласия и взаимопонимания в регионе [Обращение участников... 1998: 11].

В Обращении участников IV Конгресса МЧА к Президенту РФ Б.Н. Ельцину (от 27.06.1998) сказано, что санкции против Абхазии, введенные Советом Глав Государств СНГ, ужесточение пограничного и таможенного контроля на российско-абхазской границе по реке Псоу, препятствуют восстановлению разрушенной войной экономики Абхазии и грубо нарушают элементарные права человека. Отмечается, что к непредсказуемым последствиям может привести реализация решений Глав Государств СНГ от 29 апреля 1998 г. по Абхазии, касающихся расширения зоны ответственности миротворческих сил и изменения их мандата, принятие которых было инициировано грузинской стороной при игнорировании интересов абхазской стороны, что является грубым нарушением двустороннего «Соглашения о прекращении огня и разъединении сил» от 14 мая 1994 г. Отмечается, что методы экономического и политического давления на Абхазию являются серьёзным препятствием к достижению полного урегулирования грузино-абхазского конфликта. В Обращении содержатся предложения: пресечь обозначившуюся в посреднической практике Министерства иностранных дел РФ контрпродуктивную для России односторонность и допускаемые по отношению к народу Республики Абхазия нарушения общепризнанных принципов и норм международного гуманитарного права; отменить постановление Правительства РФ от 19 декабря 1994 г. в части, касающейся ужесточения режима на российско-абхазской границе по реке Псоу; внести в Совет Глав Государств СНГ предложение по отмене мер экономической и политической изоляции Абхазии и решений, противоречащих ранее подписанным сторонами конфликта документам [Обращение... 1998: 11].

В Постановлении IV Конгресса МЧА (от 27.06.1998) зафиксировано: поручить Исполкому МЧА продолжить работу по анализу развития ситуации вокруг Республики Абхазия и предоставить ему все полномочия для немедленного реагирования на основе Устава МЧА и международных правовых норм; рекомендовать всем организациям-учредителям МЧА, действующим на территории РФ, а также и в других странах мира, проведение в случае необходимости массовых акций в защиту независимости Республики Абхазия [Постановление... 1998: 12].

В Заявлении Исполкома МЧА, принятом в Сухуме (29.09.1998), содержится призыв к Правительству РФ – принять решение о снятии блокады с Абхазии, т. к. вопросы экономики и создания нормальных условий жизни для населения Абхазии не должны увязываться с процессом политического урегулирования конфликта. В заявлении также содержится призыв к руководству Грузии – занять реалистичную позицию и руководствоваться подписанными сторонами документами. Отмечается, что только равноправные добрососедские отношения между Абхазией и Грузией могут служить надежной гарантией сохранения мира [Заявление... 1998а: 229–231].

Продолжая работу по оказанию поддержки народу Абхазии, группа наблюдателей от МЧА принимала участие в выборах Президента Республики Абхазия в октябре 1999 г. [Документы... 2000: 2].

Режим экономической блокады (экономических санкций) Республики Абхазия был ослаблен руководством РФ в 1999 г. и отменен после признания независимости Абхазии в 2008 г.

В целом, можно констатировать, что миротворческая деятельность МЧА по поддержке народа Абхазии во время войны 1992–1993 гг., проводившаяся совместно с адыгскими общественными организациями РА, КБР и КЧР в определенной степени способствовала победе народа Абхазии. Миротворческая деятельность, проводившаяся МЧА в послевоенный период, способствовала отмене санкций, снятию экономической блокады с Абхазии и недопущению нового противостояния сторон.

 

Деятельность Международной черкесской ассоциации

по урегулированию военного конфликта в Чеченской Республике

Международная черкесская ассоциация осуществляла деятельность по предотвращению и урегулированию военного конфликта в Чеченской Республике мирными методами. Обострение общественно-политической ситуации в Чеченской Республике в 1994 г., а затем и военный конфликт, оказали значительное влияние на общественно-политические процессы в Северо-Кавказском регионе. Общественные организации, входившие в Кабардинское национальное движение, заявили о своей позиции по ситуации в Чеченской Республике, которая заключалась в том, что внутричеченские проблемы должны решаться самим чеченским народом путем мирного диалога между всеми общественно-политическими силами, государственными структурами и оппозицией, без вмешательства внешних сил [Заявление... 1994: 1].

МЧА направила письмо Президенту РФ Б.Н. Ельцину (15.08.1994), в котором обращается внимание на то, что периодическое нагнетание обстановки в Чеченской Республике и вокруг неё грозит непредсказуемыми последствиями, что есть силы, желающие дестабилизировать ситуацию в этом регионе и развязать войну. В письме содержится призыв к Президенту РФ – сделать все возможное, чтобы предотвратить войну в Чечне, проявить терпение в решении проблем российско-чеченских отношений [Письма... 1994: 111].

После начала военной операции в Чечне МЧА приняла «Заявление в связи с ситуацией в Чеченской Республике» (от 13.12.1994. № 219), в котором сказано о том, что на территорию Чеченской Республики введены регулярные войска, пролилась кровь, разрушены дома и др. В заявлении содержится призыв МЧА к Президенту РФ Б.Н. Ельцину как гаранту защиты прав и свобод народов, населяющих Россию, Председателю Совета Министров Черномырдину В.С., Председателю Совета Федерации Шумейко В.Ф., Председателю Государственной Думы Рыбкину И.П. – изменить условия переговоров: вывести войска в места постоянной их дислокации с целью проведения переговоров в спокойной обстановке. Отмечается, что переговоры должны быть на высшем уровне Б.Н. Ельцина и Дж.М. Дудаева, что даст самый эффективный результат, нежели присутствие войск. Сказано о том, что любые внутренние проблемы государства должны решаться не с позиции силы, а демократично, мирными методами [Заявление... 1994а: 1].

2 января 1995 г. в г. Черкесске Исполком МЧА провёл заседание с целью обсуждения единственного вопроса – ситуации в Чеченской Республике. Участники заседания приняли «Обращение МЧА к руководителям республик, краёв и областей Северного Кавказа» (от 02.01.1995), в котором содержится просьба – использовать всё своё влияние для прекращения братоубийственной войны в Чечне [Обращение... 1995: 2].

После начала переговорного процесса МЧА направила телеграмму Президенту РФ Б.Н. Ельцину и Председателю Правительства РФ В.С. Черномырдину (от 24.06.1995), в которой сказано о поддержке переговоров по мирному урегулированию конфликта в Чечне, о надежде в необратимости принятых решений о прекращении войны и проведении свободных выборов, о необходимости решения внутрироссийских противоречий только мирными дипломатическими средствами [Информация... 1995: 3].

Участники III Конгресса МЧА направили обращение Президенту РФ Б.Н. Ельцину (от 26.07.1996), в котором содержится просьба остановить бессмысленную войну в Чечне. В документе отмечается, что Московские и Назрановские соглашения не выполняются и политические методы урегулирования конфликта отошли на задний план. Сказано, что под угрозу поставлена судьба чеченского народа. В обращении содержится предложение МЧА, как гуманитарной организации, оказать федеральной власти содействие в плане выполнения посреднических функций [Документы... 1996: 12].

Следует отметить, что делегаты всех конгрессов МЧА принимали обращения к народам Кавказа, в которых содержится призыв к урегулированию всех межнациональных противоречий, к достижению мира и стабильности в регионе. В Обращении участников III Конгресса МЧА к народам Кавказа (от 26.07.1996) содержится призыв к Президенту РФ, Правительству РФ, руководителям республик и народам Кавказа – направить все усилия на достижение мира, межнационального согласия и взаимопонимания [Документы... 1996: 13].

Принципиальную позицию по предотвращению военного конфликта в Чеченской Республике занимал первый Президент МЧА Ю.Х. Калмыков (1991–1993, 1996). Работая в должности министра юстиции РФ (1993–1994), являясь членом Совета Безопасности РФ (1993–1994) и депутатом первого созыва Государственной Думы РФ (05.08.1993–07.12.1994), он принимал участие в заседании Совета Безопасности по ситуации в Чеченской Республике (29.11.1994). Ю.Х. Калмыков выступил категорически против разрешения конфликта в Чечне военными методами и предложил использовать только мирные средства. После того когда Ю.Х. Калмыков убедился в том, что ввод федеральных войск в Чечню неизбежен, он в знак протеста против этого подал в отставку с поста министра юстиции РФ, вышел из состава Совета Безопасности РФ и депутатской группы Сергея Шахрая «ПРЕСС». После отставки Ю.Х. Калмыкова был издан Указ Б.Н. Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории ЧР и в зоне осетино-ингушского конфликта» (от 09.11.1994. № 2166) [Крашенинников 2018; О жизни... 2019].

Таким образом, МЧА внесла вклад в процесс по предотвращению и урегулированию военного конфликта в Чеченской Республике мирными методами: принимала заявления и обращения к Президенту Р.Ф. Б.Н. Ельцину и другим должностным лицам с просьбами о мирном урегулировании конфликта. Президент МЧА Ю.Х. Калмыков, работая в должности министра юстиции РФ (1993–1994), являясь членом Совета Безопасности РФ (1993–1994) и депутатом первого созыва Государственной Думы РФ (05.08.1993 – 07.12.1994), выступил категорически против разрешения конфликта в Чечне военными методами и предложил использовать только мирные средства.

 

Заключение

Подводя итог, можно констатировать, что на протяжении Грузино-абхазской войны (14.08.1992. – 30.09.1993) МЧА совместно с адыгскими общественными организациями РА, КБР и КЧР осуществляла активную миротворческую деятельность по поддержке народа Абхазии: регулярно выступала с осуждением агрессии Грузии против Абхазии; организовывала массовые акции солидарности с народом Абхазии; принимала заявления и обращения к руководству РФ, руководствам регионов Северного Кавказа, к высшим должностным лицам некоторых стран и в международные организации (ООН, ОНН) с просьбами о принятии незамедлительных мер по мирному урегулированию конфликта; принимала участие в организации гуманитарной помощи народу Абхазии. Миротворческая деятельность МЧА в определенной степени способствовала победе народа Абхазии.

В послевоенный период МЧА обращалась к руководству РФ и в ООН с просьбами о принятии мер по соблюдению грузинской стороной соглашений по прекращению огня 1993 и 1994 гг. и недопущению нового противостояния сторон, об отмене санкций и снятии экономической блокады с Абхазии, установленной Советом Глав Государств-участников СНГ в 1996 г. Миротворческая деятельность МЧА способствовала снятию экономической блокады и восстановлению разрушенной экономики Абхазии.

МЧА внесла вклад и в процесс по предотвращению и урегулированию военного конфликта в Чеченской Республике мирными методами: принимала заявления и обращения к Президенту Р.Ф. Б.Н. Ельцину и другим должностным лицам с просьбами о мирном урегулировании конфликта. Президент МЧА Ю.Х. Калмыков, работая в должности министра юстиции РФ (1993–1994), являясь членом Совета Безопасности РФ (1993–1994) и депутатом первого созыва Государственной Думы РФ (05.08.1993–07.12.1994), на заседании Совета Безопасности по ситуации в Чеченской Республике (29.11.1994) выступил категорически против разрешения конфликта в Чечне военными методами и предложил использовать только мирные средства.

×

Об авторах

Анзор Викторович Кушхабиев

Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, Наль- чик

Автор, ответственный за переписку.
Email: anzor-vk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4618-2148

Список литературы

  1. Визит... 1993 – Визит дружбы и доброй воли // Кабардино-Балкарская правда. – 1993.11.01. – № 5 (18028). – С. 1.
  2. Вырвать Абхазию... 1993 – Вырвать Абхазию из пасти дракона // Нарт. – 1993. – Ян-варь. – № 1. – С. 1.
  3. Доклад... 1998 – Доклад Президента Международной черкесской ассоциации Б.Х. Ак-башева на IV Конгрессе МЧА 25 июня 1998 года в г. Краснодаре // Хасэ. – 1998.08.07. – № 9 (178). – С. 5.
  4. Документы... 1993 – Документы (план мероприятий, информации, обращения, статьи, программы) II Конгресса МЧА. 1993 // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная черкес-ская ассоциация. Оп. 1. Д. 9. – 48 л.
  5. Документы... 1996 – Документы (постановления, письма, обращения) III Конгресса МЧА. 1996 // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная черкесская ассоциация. Оп. 1. Д. 19. – 19 л.
  6. Документы... 2000 – Документы (постановления, обращения) V Конгресса Междуна-родной черкесской ассоциации. 2000 // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная чер-кесская ассоциация. Оп. 1. Д. 41. – 8 л.
  7. Заявление... 1992 – Заявление Международной черкесской ассоциации // Хасэ. – 1992.17.11. – № 18 (22). – С. 1.
  8. Заявление... 1994 – Заявление Кабардинского национального движения о политическом положении в Чеченской Республике Ичкерия // Хасэ. – 1994.08.11. – № 27 (50). – С. 1.
  9. Заявление... 1994a – Заявление Международной Черкесской ассоциации в связи с собы-тиями в Чеченской Республике // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная черкесская ассоциация. Оп. 2. Д. 30. – 1 л.
  10. Заявление... 1998 – Заявление Исполкома МЧА в связи с решением глав государств СНГ от 20 апреля 1998 г. «О дополнительных мерах по урегулированию конфликта в Абха-зии, Грузия». 1998 // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная черкесская ассоциация. Оп. 2. Д. 76. – 2 л.
  11. Заявление... 1998а – Заявление Международной Черкесской Ассоциации // МЧА (1991–2011): Сборник документов и материалов / Выявление, сост., пред. К.Ф. Дзамихов. Нальчик: Тетраграф, 2011. – С. 229–231.
  12. Заявления МЧА... 1993 – Заявления МЧА Правительству России по вопросу грузино-абхазского конфликта. 1993 // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная черкесская ас-социация. Оп. 2. Д. 18.– 3 л.
  13. Информация... 1994 – Информация о работе МЧА с августа 1993 по июль 1994 года. 1994 // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная черкесская ассоциация. Оп. 2. Д. 23. – 8 л.
  14. Информация... 1995 – Информация об итогах работы совместных заседаний Совета и Исполкома МЧА по вопросам практической деятельности. 1995 // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная черкесская ассоциация. Оп. 1. Д. 16. – 3 л.
  15. Крашенинников 2018 – Крашенинников П. Вспоминая Юрия Хамзатовича Калмыкова. 2018 // Право.. URL: https://pravo.ru/opinion/208038/ (дата обращения: 08.05.2023).
  16. Кушхабиев 2020 – Кушхабиев А.В. Кабардино-Балкария и Грузино-абхазская война 1992–1993 гг. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2020. – 288 с.
  17. Кушхабиев 1997 – Кушхабиев А.В. Черкесская диаспора в арабских странах (XIX–XX вв.). – Нальчик: ИИФЭ КБНЦ РАН, 1997. – 227 с.
  18. Кушхабиев 2007 – Кушхабиев А.В. Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры. – Нальчик: Эль-Фа, 2007. – 320 с.
  19. Кушхабиев 2013 – Кушхабиев А.В. Проблемы репатриации зарубежных черкесов: исто-рия, политика, социальная практика. – Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2013. – 224 с.
  20. Кушхабиев 2006 – Кушхабиев А.В. Международное черкесское движение (проблемы становления) // Исторический вестник ИГИ Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик, 2006. – № 4. – С. 390–411.
  21. Максидова 2011 – Максидова Д.Ф. Исторический опыт развития отношений Кабарди-но-Балкарии с черкесскими диаспорами Сирии и Иордании (1966–2006 гг.). Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. – Майкоп, 2011. – 188 с.
  22. Мезова 1993 – Мезова И. Братская помощь из Иордании // Кабардино-Балкарская правда. – 1993.09.01. – № 4 (18027). – С. 1.
  23. О жизни... 2019 – О жизни и деятельности Юрия Калмыкова // Официальный сайт рес-публиканской газеты «Советская Адыгея». URL: https://sovetskaya-adygeya.ru/2019/04/16/o-zhizni-i-deyatelnosti-yuriya-kalmykova (дата обращения: 08.05.2023).
  24. Обращение... 1992 – Обращение к адыгскому и абазинскому народам, к народам Се-верного Кавказа, к казачеству Юга России, всем, кому дороги свобода, честь и независи-мость народов. 1992 // Геноцид абхазов. Российская пресса свидетельствует / Сост. Р. Ап-сынба. – М., 1997. – С. 59.
  25. Обращение... 1995 – Обращение Международной черкесской ассоциации к руководи-телям республик, краев и областей Северного Кавказа // Хасэ. – 1995.11.01. – № 2 (64). – С. 2.
  26. Обращение... 1997 – Обращение Международной Черкесской Ассоциации к Президен-ту Российской Федерации, Председателю Совета Глав СНГ Б.Н. Ельцину // МЧА (1991–2011): Сборник документов и материалов / Выявление, сост., пред. К.Ф. Дзамихов. Нальчик: Тетраграф, 2011. – С. 173–174.
  27. Обращение... 1998 – Обращение к Президенту РФ Б.Н. Ельцину участников IV Кон-гресса Международной черкесской ассоциации в связи с ситуацией в Абхазии // Хасэ. – 1998.08.07. – № 9 (178). – С. 11.
  28. Обращение участников... 1998 – Обращение участников IV Конгресса Международной черкесской ассоциации и Кубанского казачества к народам Северного Кавказа. 27.07.1998 // Хасэ. – 1998.08.07. – № 9 (178). – С. 11.
  29. Обращения... 1995 – Обращения Совета и Исполкома МЧА к Генеральному Секретарю ООН Бутросу Гали и Президенту РФ Б.Н. Ельцину о поисках методов решения грузино-абхазских взаимоотношений и восстановлении мира на Кавказе. 1995 // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная черкесская ассоциация. Оп. 2. Д. 36. – 2 л.
  30. От имени... 1992 – От имени черкесских народов Президенту Чеченской Республики Дудаеву Д.М. // Республика. – 1992.22.08. – Спецвыпуск. – С. 1.
  31. Письма... 1994 – Письма Исполкома. 1994. // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Междуна-родная черкесская ассоциация. Оп. 2. Д. 29. – 142 л.
  32. Письма... 1995 – Письма. 1995 // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная черкес-ская ассоциация. Оп. 2. Д. 38. – 72 л.
  33. Письма... 1993 – Письма и телеграммы Исполкома. 1993 // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Международная черкесская ассоциация. Оп. 2. Д. 19.– 82 л.
  34. Письма... 1996 – Письма и телеграммы. 1996. // УЦДНИ АС КБР. Ф. П–2655. Междуна-родная черкесская ассоциация. Оп. 2. Д. 50. – 97 л.
  35. Постановление... 1998 – Постановление IV Конгресса Международной Черкесской Ас-социации 27 июня 1998 г. г. Краснодар // Хасэ. – 1998.08.07. – № 9 (178). – С. 12.
  36. Решение... 1996 – Решение Совета Глав Государств-участников Содружества Незави-симых Государств о мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия от 19 января 1996 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов.. URL: https://docs.cntd.ru/document/901818167 (дата обращения: 08.05.2023).
  37. Тарканов 1994 – Тарканов Т. Абхазия: события последних дней // Хасэ. – 1994.06.04. – № 2. – С. 1.
  38. Телеграмма... 1993 – Телеграмма Президента Всемирной черкесской ассоциации Ю. Калмыкова председателю Парламента Грузии Э. Шеварднадзе // Кабардино-Балкарская правда. – 1993.18.03. – № 51 (18074). – С. 11.
  39. Тревога... 1996 – Тревога наша – Абхазия // Нарты. – 1996. Февраль-март. – № 3–4. – С. 5.
  40. Устав… 1991 – Устав Всемирной черкесской ассоциации // Версия. – 1991.22.05. – № 21. – С. 7.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кушхабиев А.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».