“...These events have their representatives of supporters in almost all villages of the region.” Doc-uments and materials about the Baksan events of 1928 in Kabardino-Balkaria
- 作者: Dzamikhov K.F.1, Kazharov A.G.2, Kushkhova K.A.3
-
隶属关系:
- The Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scien-tific Center of the Russian Academy of Sciences
- Тhe Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scien-tific Center of the Russian Academy of Sciences
- Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia.
- 期: 编号 4 (2023)
- 页面: 308-325
- 栏目: Историография, источниковедение, методы исторического исследования
- ##submission.dateSubmitted##: 11.05.2025
- ##submission.datePublished##: 15.12.2023
- URL: https://ogarev-online.ru/2542-212X/article/view/291283
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-308-325
- EDN: https://elibrary.ru/KXVWVX
- ID: 291283
如何引用文章
全文:
详细
全文:
В конце 1920-х гг. в Кабардино-Балкарии произошли трагические события. В Баксанском округе определенная часть крестьянства 9–12 июня 1928 г. от-крыто выступила против советской власти, в столкновении погибло немало лю-дей. В этих событиях принимали участие несколько тысяч человек. О масшта-бах возникшей проблемы можно судить и по оценке Б.Э. Калмыкова, который считал, что «…события эти имеют своих представителей и приверженцев во всех почти селениях области» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 11]. В резуль-тате рассмотрения данного дела к «высшей мере социальной защиты», то есть расстрелу, были приговорены 11 человек. Вопрос о Баксанских событиях рассматривался на разных уровнях системы государственной и партийной власти. Северо-Кавказский краевой комитет ВКП (б) 22 июня 1922 г. принял по-становление, в котором события были названы «Баксанским массовым выступ-лением», выразившимся в «разгроме окрисполкома, захвате оружия и избиении милиции и, в дальнейшем, в попытке разоружения воинской части» [РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 43. Л. 13]. Пленум Кабардино-Балкарского областного комитета ВКП (б) 30 июня 1928 г. рассмотрел вопрос «О Баксанских событиях». На пленуме было призна-но, что причинами выступления крестьян были, в частности, «нажим на кулака в хлебозаготовках, реализация займа, самообложение». Подчеркивалось также и «ущемленное состояние мусульманского духовенства», «безнадежность их чая-ний на восстановление выбитых у них политических прав и экономической ба-зы» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 46–56]. 11–24 июня было вынесено 53 протокольных решения «на общих сходах граждан», «собраниях бедноты», «заседаниях сельских советов», «собраниях беспартийных», «собраниях партийных ячеек», «собраниях учителей», прохо-дивших в населенных пунктах всех округов Кабардино-Балкарской автономной области. Как видно, некоторые из них проходили в то время, когда еще про-должались Баксанские события. В этих мероприятиях также приняли участие несколько тысяч человек, а в решениях фиксировалось осуждение выступления против советской власти представителей отдельных сельских обществ [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 26–40]. Приведенные данные свидетельствуют о расколе кабардино-балкарского общества в рассматриваемый период. С самого начала определенное влияние исламского фактора в Баксанских событиях, наряду и с другими, было очевидным. В советский период исследова-тели проблем социалистического строительства в Кабардино-Балкарии, в част-ности, А.К. Текуев, Р.Х. Гугов и другие отмечали влияние представителей ис-ламских кругов на предпосылки, ход и характер Баксанских событий [Текуев 1960; Гугов 1961]. Для воссоздания истории Баксанских событий необходим комплексный и тщательный анализ как опубликованных, так и новых архивных материалов. Большое значение имеют документы из архива КГБ, размещенные в работах Г.К. Дзуева и А.В. Казакова – это материалы «Обвинительного заключения № 10269 по следственному делу по обвинению участников (всего 118 человек) контрреволюционного шариатско-кулацкого выступления в Баксанском округе Кабардино-Балкарской автономной области…» [Дзуев 1997; Органы государ-ственной безопасности… 2007]. Большой научный интерес представляют исторические предпосылки Бак-санских событий и причины вовлеченности в них представителей мусульман-ского духовенства. Вышеуказанный пленум Кабардино-Балкарского обкома ВКП (б) отмечал, что Баксанские события имеют «глубокие исторические корни» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 46]. В данном случае можно заострить внимание не только на «глубоких исторических корнях», но в целом и на переломных исторических событиях 1920-х гг., несомненно, оказавших влияние на развитие социально-политической ситуации в Кабардино-Балкарии в конце 1920-х гг. Именно в этот период были заложены основы социально-политической и экономической трансформации горских обществ, началось формирование но-вых культурных ценностей на принципиальной иной для горской действитель-ности идеологической основе, внедрение которой фактически означало глубо-кий и болезненный разрыв с традиционной национальной картиной мира. Фун-даментальный характер имели начавшиеся процессы развития просвещения, об-разования, письменности на родных языках, а также изменение положения жен-щин в обществе и т.д. Поистине революционным шагом стала государственная национальная по-литика, направленная на коренизацию, то есть выращивание местных кадров, опора на коренное население, привлечение на всех уровнях государственного и административного управления и самоуправления представителей горских народов [Красовицкая 2012: 199]. Данное обстоятельство в корне изменило систему взаимоотношений власти и общества. Если в дореволюционный период социальные протесты означали столкновение определенных слоев горского населения и российской админи-страции, то в послереволюционное время они получили сугубо внутреннее (эт-ническое) измерение, как было в ходе Баксанских событий. Окончание Гражданской войны весной 1920 г. положило начало мирному этапу социально-политического и экономического развития горских народов. Приоритетным направлением государственной политики советской власти стало формирование системы национальных автономий, в том числе и на Северном Кавказе [Чистяков 1966]. Это было следствием комплекса объективных истори-ческих обстоятельств: целенаправленной национальной политики Советского государства, осознания народами своих национальных интересов в конкретно-исторических условиях и их трансляцией зарождавшимися новыми элитами. В результате свободного народного волеизъявления Кабарда и Балкария вышли из состава Горской АССР, и была образована объединенная национальная автоно-мия кабардинского и балкарского народов [Кажаров 2019]. Именно в 1920-е гг. в основном было завершено формирование новой национально-государственной и административно-территориальной конструк-ции в регионе. Таким образом, были заложены основы утверждения российского государства и разрешения национальных и межнациональных проблем на Се-верном Кавказе. Указанные процессы и явления объективно отвечали интересам горских народов. Не случайно, что именно в ходе решения вопросов конститу-ирования национальной автономии в Кабардино-Балкарии в первой половине 1920-х гг. происходит внутренняя консолидация народов и их элит. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что проводимые советской властью социально-экономические и культурно-идеологические реформы актуализиро-вали глубинные противоречия в обществе и спровоцировали открытые кон-фликты между разными акторами новой политической системы. В условиях революции и Гражданской войны 1917–1920 гг., которые при-вели к крушению Российской империи, сформировались факторы, которые были во многом конъюнктурными, но имели определяющее значение и для последу-ющего периода – 1920-х гг. Они были обусловлены реалиями военно-политического противостояния, когда возникали кратковременные союзы и бло-ки, происходило усиление или ослабление различных политических и социаль-ных групп. Полностью были дестабилизированы государственные устои, воз-никла ситуация не контролируемой и не регулируемой «народной стихии»; ак-тивной политической силой выступили представители исламского духовенства, исламская идеология стала оказывать существенное воздействие на развитие ре-волюционной и военно-политической ситуации. Новые силы и идеологии во многом влияли на исход противостояния между разными военно-политическими лагерями в Гражданской войне. На Северном Кавказе, в том числе и в Кабардино-Балкарии народные массы оказались вовлечены в активную военную и политическую жизнь. На это повли-яло и то, что указанный период исторически явился продолжением Первой ми-ровой войны, на фронтах которой сражались многие представители горских народов. Ислам, как идеология, был им близок и понятен. Исламские деятели сразу же после Февральской революции 1917 г. начинают претендовать на ве-дущие политические роли, в регионе происходит политизация ислама. В мае 1917 г. во Владикавказе состоялся съезд народов Северного Кавказа. В его работе исламские деятели сыграли не последнюю роль. С 1917 г. проис-ходит активизация их деятельности. В рамках Союза объединенных горцев было создано духовное управление. В условиях революции и Гражданской войны выдвинулись такие мусуль-манские деятели, как Нажмутдин Гоцинский, Узун-Хаджи Салтинский, Назир Катханов и др., обладавшие высоким авторитетом и социальной поддержкой. Н. Гоцинский в августе 1917 г. был провозглашен имамом Северного Кав-каза [Доного 2011: 145–146], Узун-Хаджи создал теократическое государство – Северо-Кавказский эмират, который существовал в 1919–1920 гг. [Сулаев 2007: 40], а Н. Катханов возглавлял национальные части Первой ударной шариатской колонны, которые сыграли определяющую роль в восстановлении советской власти в Кабардино-Балкарии [Текуева 2008: 132–133]. Все указанные религиозные деятели выстраивали различные связи с теми или иными представителями крупных военно-политических лагерей Граждан-ской войны. Мусульманское духовенство, почувствовав свою силу, стремилось играть определяющую роль на местах, конкурируя с политическими структура-ми и органами государственной власти. Окончание Гражданской войны и начало мирного этапа, как правило, со-провождается крушением сформировавшихся тактических блоков, началом противоречий, конфликтов и открытых столкновений. Доминировавшие в усло-виях военного времени политические силы или деятели могли и не вписываться в мирные социально-политические реалии, но на определенном этапе они сосу-ществовали друг с другом и после войны, образуя сложную, противоречивую и неустойчивую систему. На начальном этапе мирного строительства в 1920-е гг. в Кабардино-Балкарии наряду с официальной государственной системой сформировалась оп-позиционная сила, куда входили, в том числе мусульманские религиозные дея-тели, имевшие социальную поддержку. Более того, многие из них были инте-грированы в систему советской власти и управления. Она имплицитно представ-ляла собой альтернативную силу, которая претендовала на то, чтобы нефор-мально и монопольно определять культурно-идеологический облик и повсе-дневную практику народных масс в Кабардино-Балкарии. При определенных социально-политических условиях ее представители могли сорганизоваться и для решительных действий. Советская власть учитывала влияние и роль служителей исламского духо-венства в жизни горских народов. В апреле 1921 г. на учредительном съезде Со-ветов Горской АССР С.М. Киров в своей речи заявил, что советская власть не имеет ничего против религиозных постулатов, если они не проявляют попыток негативного вмешательства в политическую обстановку. «Можно молиться, ве-рить и надеяться на что хочешь, – сказал он, – но когда вопрос идет о шариате, то тут затрагивается не одна религиозная сторона, но также и область общего управления. Мы укрепляем шариат для укрепления власти трудящихся. Как вы это делаете – этот вопрос нас ни с какой стороны не интересует. Это ваше де-ло... Если же, благодаря автономии, шариатскому суду и прочему, попытается развязать руки контрреволюция, мы тогда скажем: этот шариат не годится...» [Киров 1957: 127]. Однако, в силу наличия абсолютной и объективной несовместимости поли-тико-идеологических воззрений двух альтернативных идеологий – исламской и советской государственной, потенциал «конструктивного» взаимодействия при-верженцев советской власти и исламских кругов быстро исчерпал себя. В про-грамме РКП (б), принятой еще на VIII съезде РКП (б) в марте 1919 г., указыва-лось, что «...партия стремится к полному разрушению связи между эксплуата-торскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя факти-ческому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и ор-ганизуя самую широкую научно-просветительскую и антирелигиозную пропа-ганду» [КПСС в резолюциях… 1954: 40–41]. Для приверженцев и служителей различных религий определяющее значе-ние в мировоззрении имеет целенаправленная проповедь соответствующих цен-ностей. Поэтому столкновение было неизбежным. Обе стороны стремились формировать общественное мнение самого многочисленного слоя населения Кабардино-Балкарии – крестьянства и привлечь его на свою сторону. При этом и представители советской власти, и религиозные деятели в основном имели крестьянское происхождение. Видные государственные деятели этого периода были, прежде всего, крестьянскими вожаками [Дзамихов Кажаров 2022: 5]. Б.Э. Калмыков – лидер большевиков Кабардино-Балкарии – говорил: «Я сын кресть-янина, я буду до последней капли крови защищать интересы трудового кресть-янства» [Калмыков 1983: 18]. А в документах, проливающих свет на Баксанские события, отмечалась «принадлежность мулл в абсолютном большинстве к со-словию крестьян» [ЦДНИ КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. Л. 46]. На ухудшение ситуации влияло и ужесточение политики советской власти в отношении ислама и его служителей. В частности, в соответствии с предписани-ем Наркомюста РСФСР в 1922 г. в Кабардино-Балкарии упразднили областной совет шариатских судей и областной шариатский суд. Дела, находившиеся в их производстве, передали создаваемым народным судам. В 1927 г. Оргбюро ЦК ВКП (б) постановило провести полное изъятие из рук духовенства ведение ак-тов гражданского состояния и т.д. [Мамсиров 2004: 167, 171]. Процесс противостояния советской власти и мусульманского духовенства в Кабардино-Балкарии вызревал весь период 1920-х гг. и завершился открытым столкновением в условиях Баксанских событий 1928 г. Публикуемые документы и материалы были излечены из фондов Центра документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики (Ф. 1. Оп. 1. Д. 80. ЛЛ. 11–12, 46–56). Их введение в научный оборот, несмотря на их классово-идеологические основания, будут способствовать более глубокому пониманию природы Баксанских событий – трагических в истории Кабардино-Балкарии в новейшее время.作者简介
Kasbolat Dzamikhov
The Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scien-tific Center of the Russian Academy of Sciences
Email: casbolat2013@yandex.ru
Artur Kazharov
Тhe Institute for the Humanities Research – Affiliated Kabardian-Balkarian Scien-tific Center of the Russian Academy of Sciences
Email: arturkazharov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5763-2194
Karina Kushkhova
Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik, Russia.
Email: k_rina98@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5434-1041
参考
- Гугов 1961 – Гугов Р.Х. Кабардино-Балкария в первые годы социалистической рекон-струкции народного хозяйства СССР. – Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1961. – 167 с.
- Дзамихов, Кажаров 2022 – Дзамихов К.Ф., Кажаров А.Г. Кабардино-Балкария – Респуб-лика в составе Российской Федерации (1922–2022 гг.). – Нальчик: Издательская типография «Принт Центр», 2022. – 716 с.
- Дзуев 1997 – Дзуев Г.К. Кровавое лето 1928-го: Очерки. - Нальчик : Эльбрус, 1997. – 103 с.
- Доного 2011 – Доного Х.М. Нажмудин Гоцинский. – Махачкала: ДГПУ, 2011. – 560 с.
- Кажаров 2019 – Кажаров А.Г. Становление национальной автономии Кабардино-Балкарии: предпосылки, альтернативы, итоги (1917–1920-е гг.). – Нальчик: КБГУ, 2019. – 408 с.
- Калмыков 1983 – Калмыков Б.Э. Статьи и речи. Издание второе, дополненное. – Наль-чик: Эльбрус, 1983. – 239 с.
- Киров 1957 – Киров С.М. Избранные статьи и речи (1912–1934). – М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – 718 с.
- КПСС в резолюциях… 1953 – КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1953) / Ин-т марк.-ленин. при ЦК КПСС. 7-е изд. – М.: Госполитиздат, 1953. – Ч. 1: 1898–1925. – 952 с.
- Красовицкая 2012 – Красовицкая Т.Ю. Конфликт идеалов и практик ранней советской государственности. Механизмы и практики этнополитических процессов (1917-1929 гг.) // Эт-нический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства. – М.: Новый хронограф, 2012. – С. 151–206.
- Мамсиров 2004 – Мамсиров Х.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы ХХ века. – Нальчик: Эльбрус, 2004. – 328 с.
- Органы государственной безопасности… 2007 – Органы государственной безопасности и общество. Кабардино-Балкария 1920-1992. Сборник документов и материалов / Составитель и автор комментариев канд. ист. наук А.В. Казаков. – Нальчик: ГП КБР «Республиканский по-лиграфкомбинат им. Революции 1905 г.», Издательский центр «Эль-Фа», 2007. – 376 с.
- Сулаев 2007 – Сулаев И.Х. Шейх Узун-Хаджи Салтинский: штрихи к портрету // Изве-стия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. – № 3. – С. 36 –42.
- Текуев 1960 – Текуев А.К. Борьба Кабардино-Балкарской парторганизации за социалисти-ческие преобразования сельского хозяйства. – Нальчик: Кабард.-Балкар. кн. изд-во, 1960. – 152 с.
- Текуева 2008 – Текуева М.А. Личность Катханова в историческом измерении // Катханов К.Н. Назыр: Книга об отце. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – С. 120–141.
- Чистяков 1966 – Чистяков О.И. Становление «Российской Федерации». – М.: Издатель-ство Московского университета, 1966. – 327 с.
- РГАСПИ – Российский государственный архив социально-политической истории
- ЦДНИ КБР – Центр документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики
补充文件
