National-cultural self-determination of ethnic communities of the Kabardino-Balkarian Republic as a component of Russian civil identity
- Authors: Akkieva S.I.1, R A.R.1
-
Affiliations:
- Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
- Issue: No 4 (2023)
- Pages: 214-223
- Section: Ethnology, anthropology and ethnography
- Submitted: 11.05.2025
- Published: 15.12.2023
- URL: https://ogarev-online.ru/2542-212X/article/view/291268
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2023-4-214-223
- EDN: https://elibrary.ru/WGTRKX
- ID: 291268
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
В современном обществе, когда происходит процесс глобализации, наблю-дается не только высокая динамика экономических и политических процессов, но и рост уровня межнационального и межкультурного взаимодействия. Наро-ды и этнические группы активно преобразовываются из субъектов культуры в субъекты права и политики. Во многих странах из-за роста миграционных пото-ков существенно меняются этнические, демографические и конфессиональные характеристики социальной структуры. Национально-культурное самоопреде-ление дает возможность воплотить этногрупповую и общинную идентичность, индивидуальную и национальную идентичность, что приобретает все большее значение в современном мире. Национально-культурное самоопределение ха-рактеризуется институционализацией этнокультурных элементов в обществен-ных отношениях. В процессе исследования были использованы следующие методы: про-блемно-хронологический, сравнительный, прогностический, институциональ-ный, социально-философский, системно-исторический и структурно функцио-нальный анализ. Предметом исследования является роль национально-культурного само-определения в упрочении гражданской идентичности российского общества. Неотъемлемой частью истории человечества являются интенсивные мигра-ционные процессы, которые приводят к образованию полиэтничных стран и ре-гионов. В связи с этим, во многих странах происходят изменения этнических и конфессиональных характеристик общественной структуры. Российская Феде-рация, на территории которой по данным Всероссийской переписи населения 2020 г. проживают представители 194 этнических сообществ, является ярким примером данного явления. Исторически сложившаяся полиэтничность населе-ния России, многовековое взаимодействие в межкультурном и межконфессио-нальном отношении, сохранение традиций этносов, проживающих на ее терри-тории, выступают всеобщим достоянием на уровне российской нации [Артемен-ко 2016: 24-41]. Это все является важнейшей ступенью в упрочении граждан-ской идентичности и российской государственности, закладывании основ пози-тивному вектору дальнейшего развития межнациональных и межконфессио-нальных отношений, национально-культурного самоопределения этнических сообществ и в Российской Федерации. Широкое разнообразие этнического состава населения страны или отдель-ного его региона обязательно ставит перед руководством задачу в области под-держания стабильности в сфере межэтнических взаимоотношений, а также обеспечения конструктивного межкультурного диалога. В связи с вышеуказанным, необходимым является политическое регулиро-вание и нормативно-правовое обеспечение деятельности этнических групп в процессе реализации государственной национальной политики Российской Фе-дерации. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г.* и Федеральным законом от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»** государ-ство гарантирует соблюдение всех прав и свобод граждан вне зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности; обеспечивается право на самоопределение личности, не противоречащую законам страны самоорганиза-цию для сохранения своего родного языка и этнической самобытности. Важно отметить, что все вышеперечисленные права и свободы не должны противоре-чить законодательству страны, а также унижать или ущемлять права и свободы представителей других этносов. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федера-ции на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента Российской Феде-рации от 19 декабря 2012 г.***, написано, что одними из основных задач в рам-ках реализации государственной национальной политики нашей страны являют-ся: укрепление общероссийского гражданского самосознания и сохранение по-лиэтничности населения РФ. Из указанного следует, что главенствующую пози-цию занимает цель формирование личности не только как члена определенной этнической группы, но и, в первую очередь, как гражданина страны. Для того, чтобы гражданская и этническая идентичности успешно форми-ровались, первостепенное значение имеет правильное понимание сущности ука-занных явлений. Как считает Д.В. Григорьев, гражданская идентичность пред-ставляет собой беспрепятственное отождествление себя с нацией (в нашем слу-чае российской), индивидуальное участие в культурной и социальной жизни страны, чувство сопричастности к будущему, настоящему и прошлому нации в широком смысле этого слова, ощущение себя россиянином [Григорьев 2017]. Гражданская идентичность играет важную роль в формировании личности и взаимодействии с обществом. Она представляет собой совокупность убежде-ний, ценностей и смыслов, связанных с принадлежностью к определенной наци-ональности или гражданству [Асмолов 2011: 151]. Р.Ю. Шикова считает, что гражданская идентичность формируется на основе самоопределения индивида в контексте социальных групп, которым он принадлежит. Однако, гражданская идентичность не является статичной и однозначной. Она подвержена влиянию различных факторов, таких как социальная среда, политические и экономиче-ские условия, образование и культурные традиции. В связи с этим, процесс формирования гражданской идентичности может быть динамичным и изменчи-вым. Р.Ю. Шикова подчеркивает, что эмоциональный и когнитивный уровни личности играют важную роль в формировании гражданской идентичности. Эмоциональный уровень связан с эмоциональными переживаниями и привязан-ностями к определенным социальным группам. Когнитивный уровень, в свою очередь, связан с осознанием и пониманием своей принадлежности к опреде-ленной группе и роли, которую индивид играет в обществе [Шикова 2009]. Согласно мнению Л.М. Дробижевой, этническая идентичность является сложным и многогранным понятием, которое охватывает различные аспекты жизни человека. Она формируется в результате процесса отождествления с определенной этнической группой и включает в себя представления о языке, культуре, истории, территории проживания и других особенностях этноса и др. [Дробижева 2002:213-244] Э. Фромм приписывает этнической идентичности функцию защитного механизма «бегства от свободы». Именно стремление че-ловека быть защищённым, не отвергнутым заставляет его выбирать путь кон-формизма, следования общественным правилам, стремления быть похожим на группу и идентифицировать себя с ней [Фромм 2013: 37]. Как отмечает научное сообщество, гражданская и этническая идентичности взаимозависимы и взаимосвязаны [Кожанов 2013]. Окончательное формирова-ние российской гражданской идентичности невозможно без удовлетворения по-требности в отношении этнической идентичности в соответствии с историче-скими традициями, а также с духовно-нравственными ресурсами, как российско-го общества, так и отдельного его субъекта [Абдулатипов 1999; Абдулатипов 2005]. На сегодняшний день актуальным является обеспечение позитивного эт-нического самоопределения без отрыва его от гражданской идентично-сти. Феноменом, который объединяет в себе и этническое, и гражданское, явля-ется национально-культурное самоопределение. Национально-культурное самоопределение, как отмечают Ю.Д. Анчабадзе, М.Н. Губогло и В. Жуков, выступает в качестве результата группового рефе-рендума, поводом для которого являются внутренние и внешние факторы. К внутренним относятся историко-культурные, культурно-языковые и социокуль-турные факторы, а к внешним относятся общественно-политические, геополи-тические и политико-управленческие реалии [Национально-культурное…2017: 5-6]. Одной из ступеней к формированию гражданского, политического и социального благополучия является достижение этнокультурного комфорта для жителей того или иного субъекта нашей страны*. Важную роль в этом кон-тексте играет национально-культурное самоопределение, основной целью кото-рого является реализация этнокультурной идентичности и удовлетворение национально-культурных интересов граждан в многонациональных, поликон-фессиональных сообществах, полиэтничных регионах и государствах. Мы полагаем, что национально-культурное самоопределение, как и любое другое явление, имеет как положительные, так и отрицательные черты. Положи-тельным является тот факт, что национально-культурное самоопределение народа способствует реализации его интересов и желаний, интеграции этниче-ской общности в процесс нациоестроительства на региональном уровне. Кроме того, в процессе национально-культурного самоопределения вырабатываются социокультурные, духовно-нравственные ценности, составляющие ядро кон-структивных межэтнических отношений. Следует отметить, что национально-культурное самоопределение сопряжено и с некоторыми деструктивными про-цессами, такими, как, например, преобразование национально-культурного са-моопределения из открытости и толерантности в нетерпимость, укрепление ме-жэтнических границ, популяризация этноцентристских настроений в обществен-ном сознании, ксенофобия и др. [Аствацатурова 2002: 313]. Национально-культурное самоопределение представляет собой достаточно сложное и многогранное явление. Во-первых, оно способствует сохранению эт-нокультурной самобытности и предотвращению процесса ассимиляции, а во-вторых, способствует легализации и оптимизации этнокультурных потребностей и интересов. Рассматривая национально-культурное самоопределение в качестве составляющей общероссийской гражданской идентичности, важно, помимо прочего, акцентировать внимание также и на их общих принципах: доброволь-ность волеизъявления, вариативность, равноправие и равнозначность перед за-коном и др. Также важно выделить и основные задачи, которые национально-культурное самоопределение решает в процессе гражданской идентификации российского общества. Среди них стоит выделить адаптацию в многонацио-нальном поликультурном регионе, придание второстепенной роли внутригруп-повым и межгрупповым различиям, концентрирование внимания на позитивных ресурсах этнических сообществ [Тохтабиева 2017: 73-76]. Что касается Кабардино-Балкарской Республики, регион является одним из субъектов Российской Федерации с полиэтничным составом, на сравнительно небольшой территории проживают представители более 80 национальностей, что наделяет процесс сохранения гармоничных межэтнических отношений осо-бой важностью в общественно-политической обстановке региона*. В республике работа органов государственной и муниципальной власти в сфере реализации основ государственной национальной политики строится си-стемно, сформированы консультационные органы: Общественная палата КБР, Правительственная комиссия по вопросам межэтнических и межконфессио-нальных отношений в КБР, общественные советы при главах местных админи-страций и городских округов республики. Кроме того, с 2014 г. осуществляет свою деятельность Министерство по делам национальностей и общественным проектам Кабардино-Балкарской Рес-публики, которое образовано с целью нормативного правового регулирования процесса гармонизации межнациональных отношений, деятельности националь-ных культурных центров республики, взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, сопровождения деятельности общественных орга-низаций и др. Для достижения гражданского, межэтнического и межконфессионального согласия в Кабардино-Балкарской Республике действуют следующие норматив-но-правовые документы: – постановление Правительства КБР от 28 октября 2019 г. № 190-ПП «О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Взаимо-действие с общественными организациями и институтами гражданского обще-ства в Кабардино-Балкарской Республике»**; – распоряжение Правительства КБР от 30 апреля 2021 г. № 180-РП «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021-2023 гг. в Кабардино-Балкарской Республике Стратегии государственной политики Рос-сийской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы»***; – распоряжение Правительства КБР от 15 сентября 2015 г. № 573-рп об образовании Правительственной комиссии по вопросам межэтнических и межконфессиональных отношений в КБР**** и др. Министерством по делам национальностей и общественным проектам КБР на ежегодной основе проводится Гражданский форум некоммерческих органи-заций республики. В мероприятии принимают участие работники органов госу-дарственной власти КБР, общественных и религиозных организаций, националь-но-культурных центров, общественность республики. Форум проводится с це-лью обсуждения актуальных проблем развития гражданского общества в рес-публике, достижения открытого диалога между властью и обществом, объеди-нения стремлений представителей НКО КБР, органов исполнительной и законо-дательной власти, местного самоуправления, а также средств массовой инфор-мации для воспитания современного гражданского общества, развития граждан-ских инициатив и гражданского самосознания среди населения Кабардино-Балкарской Республики. Кроме того, в целях укрепления межнационального согласия и формирова-ния активной гражданской позиции Министерством ежегодно проводится Меж-районный форум «Кабардино-Балкария – наш общий дом». Форум проходит в разных муниципальных районах республики, в нем принимают участие предста-вители органов исполнительной и законодательной власти республики, моло-дежь, национально-культурные центры, представители духовенства, Обще-ственной палаты КБР, средств массовой информации и др. На форуме обсужда-ются актуальные вопросы, касающиеся политической обстановки в республике, вырабатываются пути их решения совместно с обществом. В рамках форума ра-ботают четыре основные площадки, которые посвящены темам, которые акту-альны в год, когда проводится форум. В основе работы всех площадок лежит успешная реализация в Кабардино-Балкарской Республике Государственной национальной политики до 2025 г.* Подводя итоги данного исследования, стоит отметить, что с одной сторо-ны, национально-культурное самоопределение является важной частью пози-тивной, успешной гражданской идентичности и объединения представителей разных этнических групп. Однако, с другой стороны, не исключены варианты, когда национально-культурное самоопределение проявляется в негативных формах, что может сказаться на конструктивной коммуникации между членами различных этнических сообществ**. Позитивное национально-культурное само-определение – это некий фундамент выработки общего вектора развития страны, успешного нациестроительства, которое будет достигнуто путем конструктив-ного межэтнического взаимодействия. Также оно является эффективным меха-низмом реализации культурной политики России в ее этнокультурном векторе, направленном на воспитание патриотичного отношения к своей родине, прояв-ление активной гражданской позиции, гармонизацию межэтнических отношений на основе самобытного развития этнических сообществ и их совместной дея-тельности. Руководством Кабардино-Балкарской Республики проводится большое ко-личество мероприятий для успешной реализации национально-культурного са-моопределения ее жителей. Предоставляются возможности всем этническим группам для реализации своих этнокультурных потребностей и интересов. Реа-лизуемая органами власти республики национальная политика служит свиде-тельством того, как для современного общества важно наличие активной граж-данской позиции, успешная интеграция в полиэтничном регионе и ориентация на бесконфликтное сосуществование и миротворчество.About the authors
Svetlana I. Akkieva
Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
Email: asisma@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8586-7460
Asiyat R. R
Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences
Email: asyat.tokhtabieva@yandex.ru
References
- Абдулатипов 1999 – Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. – М.: «Славянский диалог», 1999. – 246 с.
- Абдулатипов 2005 – Абдулатипов Р.Г. Российская нация (этнонациональная идентич-ность россиян в современных условиях). – М.: Научная книга, 2005. – 41 с.
- Артеменко 2016 – Артеменко О.И. Формирование идентичностей
- в многонациональном российском обществе: роль школьного образования // Вестник Рос-сийской нации, 2016. – Т. 3. – № 3-3 (48). – С. 24-41.
- Асмолов 2011 – Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- – 151 с.
- Аствацатурова 2002 – Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: фор-мирование и управление (Северо-Кавказский регион) / М.А. Аствацатурова. – Ростов-на-Дону – Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2002. – 313 с.
- Григорьев 2017 – Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современ-ного школьника // Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образо-вания: интернет-конференция. – URL: https://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/ (дата обращения: 18.09.2023).
- Дробижева 2002 – Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противо-стояние или совместимость // Россия реформирующаяся. – М., 2002. – С. 213-244.
- Кожанов 2013 – Кожанов И.В. Гражданская и этническая идентичности личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9187 (дата обращения: 18.09.2023).
- Национально-культурное… 2017 – Национально-культурное и этнорелигиозное само-определение адыго-абхазских и тюркских народов Северного Кавказа и Крыма
- в условиях упрочения гражданского единства российской нации. Экспертный доклад. Моно-графическое издание. Ч. I. / Научн. ред. В.А. Тишков, отв. ред. М.А. Аствацатурова.
- – Пятигорск: ПГУ. – 2017. – С. 5-6.
- Тохтабиева 2017 – Тохтабиева А.Р. К вопросу о национально-культурном самоопреде-лении этнических групп РФ в контексте российской гражданской идентичности // Универ-ситетские чтения – 2017. Материалы научно-методических чтений ПГУ. – 2017.
- – С. 73-76.
- Фромм 2013 – Фромм Э. Бегство от свободы / М.: Астрель. – 2013. – 37 с.
- Шикова 2009 – Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологи-ческий аспект) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионове-дение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2009. – № 1. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-obscherossiyskaya-identichnostsotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 18.09.2023).
Supplementary files
