National-cultural self-determination of ethnic communities of the Kabardino-Balkarian Republic as a component of Russian civil identity

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The study investigates the phenomena of national-cultural self-determination of Kabardino-Balkarian Republic ethnic communities in the framework of Russian civic identity. The main directions of scientific research devoted to national-cultural self-determination and its relationship with civil identity are examined, as well as how the wide diversity of the ethnic composition of the country’s population or its individual region necessarily places the task of maintaining stability in the sphere of interethnic relations on the shoulders of the leadership. The Kabardino-Balkarian Republic’s legal backing and control of national relations, as well as the operation of national cultural centers, are discussed. Particular emphasis is placed on the activities of the Kabardino-Balkarian Republic’s Ministry of National Affairs and public projects aimed at achieving civil, interethnic, and interfaith harmony in the region.

Full Text

В современном обществе, когда происходит процесс глобализации, наблю-дается не только высокая динамика экономических и политических процессов, но и рост уровня межнационального и межкультурного взаимодействия. Наро-ды и этнические группы активно преобразовываются из субъектов культуры в субъекты права и политики. Во многих странах из-за роста миграционных пото-ков существенно меняются этнические, демографические и конфессиональные характеристики социальной структуры. Национально-культурное самоопреде-ление дает возможность воплотить этногрупповую и общинную идентичность, индивидуальную и национальную идентичность, что приобретает все большее значение в современном мире. Национально-культурное самоопределение ха-рактеризуется институционализацией этнокультурных элементов в обществен-ных отношениях. В процессе исследования были использованы следующие методы: про-блемно-хронологический, сравнительный, прогностический, институциональ-ный, социально-философский, системно-исторический и структурно функцио-нальный анализ. Предметом исследования является роль национально-культурного само-определения в упрочении гражданской идентичности российского общества. Неотъемлемой частью истории человечества являются интенсивные мигра-ционные процессы, которые приводят к образованию полиэтничных стран и ре-гионов. В связи с этим, во многих странах происходят изменения этнических и конфессиональных характеристик общественной структуры. Российская Феде-рация, на территории которой по данным Всероссийской переписи населения 2020 г. проживают представители 194 этнических сообществ, является ярким примером данного явления. Исторически сложившаяся полиэтничность населе-ния России, многовековое взаимодействие в межкультурном и межконфессио-нальном отношении, сохранение традиций этносов, проживающих на ее терри-тории, выступают всеобщим достоянием на уровне российской нации [Артемен-ко 2016: 24-41]. Это все является важнейшей ступенью в упрочении граждан-ской идентичности и российской государственности, закладывании основ пози-тивному вектору дальнейшего развития межнациональных и межконфессио-нальных отношений, национально-культурного самоопределения этнических сообществ и в Российской Федерации. Широкое разнообразие этнического состава населения страны или отдель-ного его региона обязательно ставит перед руководством задачу в области под-держания стабильности в сфере межэтнических взаимоотношений, а также обеспечения конструктивного межкультурного диалога. В связи с вышеуказанным, необходимым является политическое регулиро-вание и нормативно-правовое обеспечение деятельности этнических групп в процессе реализации государственной национальной политики Российской Фе-дерации. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г.* и Федеральным законом от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии»** государ-ство гарантирует соблюдение всех прав и свобод граждан вне зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности; обеспечивается право на самоопределение личности, не противоречащую законам страны самоорганиза-цию для сохранения своего родного языка и этнической самобытности. Важно отметить, что все вышеперечисленные права и свободы не должны противоре-чить законодательству страны, а также унижать или ущемлять права и свободы представителей других этносов. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федера-ции на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента Российской Феде-рации от 19 декабря 2012 г.***, написано, что одними из основных задач в рам-ках реализации государственной национальной политики нашей страны являют-ся: укрепление общероссийского гражданского самосознания и сохранение по-лиэтничности населения РФ. Из указанного следует, что главенствующую пози-цию занимает цель формирование личности не только как члена определенной этнической группы, но и, в первую очередь, как гражданина страны. Для того, чтобы гражданская и этническая идентичности успешно форми-ровались, первостепенное значение имеет правильное понимание сущности ука-занных явлений. Как считает Д.В. Григорьев, гражданская идентичность пред-ставляет собой беспрепятственное отождествление себя с нацией (в нашем слу-чае российской), индивидуальное участие в культурной и социальной жизни страны, чувство сопричастности к будущему, настоящему и прошлому нации в широком смысле этого слова, ощущение себя россиянином [Григорьев 2017]. Гражданская идентичность играет важную роль в формировании личности и взаимодействии с обществом. Она представляет собой совокупность убежде-ний, ценностей и смыслов, связанных с принадлежностью к определенной наци-ональности или гражданству [Асмолов 2011: 151]. Р.Ю. Шикова считает, что гражданская идентичность формируется на основе самоопределения индивида в контексте социальных групп, которым он принадлежит. Однако, гражданская идентичность не является статичной и однозначной. Она подвержена влиянию различных факторов, таких как социальная среда, политические и экономиче-ские условия, образование и культурные традиции. В связи с этим, процесс формирования гражданской идентичности может быть динамичным и изменчи-вым. Р.Ю. Шикова подчеркивает, что эмоциональный и когнитивный уровни личности играют важную роль в формировании гражданской идентичности. Эмоциональный уровень связан с эмоциональными переживаниями и привязан-ностями к определенным социальным группам. Когнитивный уровень, в свою очередь, связан с осознанием и пониманием своей принадлежности к опреде-ленной группе и роли, которую индивид играет в обществе [Шикова 2009]. Согласно мнению Л.М. Дробижевой, этническая идентичность является сложным и многогранным понятием, которое охватывает различные аспекты жизни человека. Она формируется в результате процесса отождествления с определенной этнической группой и включает в себя представления о языке, культуре, истории, территории проживания и других особенностях этноса и др. [Дробижева 2002:213-244] Э. Фромм приписывает этнической идентичности функцию защитного механизма «бегства от свободы». Именно стремление че-ловека быть защищённым, не отвергнутым заставляет его выбирать путь кон-формизма, следования общественным правилам, стремления быть похожим на группу и идентифицировать себя с ней [Фромм 2013: 37]. Как отмечает научное сообщество, гражданская и этническая идентичности взаимозависимы и взаимосвязаны [Кожанов 2013]. Окончательное формирова-ние российской гражданской идентичности невозможно без удовлетворения по-требности в отношении этнической идентичности в соответствии с историче-скими традициями, а также с духовно-нравственными ресурсами, как российско-го общества, так и отдельного его субъекта [Абдулатипов 1999; Абдулатипов 2005]. На сегодняшний день актуальным является обеспечение позитивного эт-нического самоопределения без отрыва его от гражданской идентично-сти. Феноменом, который объединяет в себе и этническое, и гражданское, явля-ется национально-культурное самоопределение. Национально-культурное самоопределение, как отмечают Ю.Д. Анчабадзе, М.Н. Губогло и В. Жуков, выступает в качестве результата группового рефе-рендума, поводом для которого являются внутренние и внешние факторы. К внутренним относятся историко-культурные, культурно-языковые и социокуль-турные факторы, а к внешним относятся общественно-политические, геополи-тические и политико-управленческие реалии [Национально-культурное…2017: 5-6]. Одной из ступеней к формированию гражданского, политического и социального благополучия является достижение этнокультурного комфорта для жителей того или иного субъекта нашей страны*. Важную роль в этом кон-тексте играет национально-культурное самоопределение, основной целью кото-рого является реализация этнокультурной идентичности и удовлетворение национально-культурных интересов граждан в многонациональных, поликон-фессиональных сообществах, полиэтничных регионах и государствах. Мы полагаем, что национально-культурное самоопределение, как и любое другое явление, имеет как положительные, так и отрицательные черты. Положи-тельным является тот факт, что национально-культурное самоопределение народа способствует реализации его интересов и желаний, интеграции этниче-ской общности в процесс нациоестроительства на региональном уровне. Кроме того, в процессе национально-культурного самоопределения вырабатываются социокультурные, духовно-нравственные ценности, составляющие ядро кон-структивных межэтнических отношений. Следует отметить, что национально-культурное самоопределение сопряжено и с некоторыми деструктивными про-цессами, такими, как, например, преобразование национально-культурного са-моопределения из открытости и толерантности в нетерпимость, укрепление ме-жэтнических границ, популяризация этноцентристских настроений в обществен-ном сознании, ксенофобия и др. [Аствацатурова 2002: 313]. Национально-культурное самоопределение представляет собой достаточно сложное и многогранное явление. Во-первых, оно способствует сохранению эт-нокультурной самобытности и предотвращению процесса ассимиляции, а во-вторых, способствует легализации и оптимизации этнокультурных потребностей и интересов. Рассматривая национально-культурное самоопределение в качестве составляющей общероссийской гражданской идентичности, важно, помимо прочего, акцентировать внимание также и на их общих принципах: доброволь-ность волеизъявления, вариативность, равноправие и равнозначность перед за-коном и др. Также важно выделить и основные задачи, которые национально-культурное самоопределение решает в процессе гражданской идентификации российского общества. Среди них стоит выделить адаптацию в многонацио-нальном поликультурном регионе, придание второстепенной роли внутригруп-повым и межгрупповым различиям, концентрирование внимания на позитивных ресурсах этнических сообществ [Тохтабиева 2017: 73-76]. Что касается Кабардино-Балкарской Республики, регион является одним из субъектов Российской Федерации с полиэтничным составом, на сравнительно небольшой территории проживают представители более 80 национальностей, что наделяет процесс сохранения гармоничных межэтнических отношений осо-бой важностью в общественно-политической обстановке региона*. В республике работа органов государственной и муниципальной власти в сфере реализации основ государственной национальной политики строится си-стемно, сформированы консультационные органы: Общественная палата КБР, Правительственная комиссия по вопросам межэтнических и межконфессио-нальных отношений в КБР, общественные советы при главах местных админи-страций и городских округов республики. Кроме того, с 2014 г. осуществляет свою деятельность Министерство по делам национальностей и общественным проектам Кабардино-Балкарской Рес-публики, которое образовано с целью нормативного правового регулирования процесса гармонизации межнациональных отношений, деятельности националь-ных культурных центров республики, взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, сопровождения деятельности общественных орга-низаций и др. Для достижения гражданского, межэтнического и межконфессионального согласия в Кабардино-Балкарской Республике действуют следующие норматив-но-правовые документы: – постановление Правительства КБР от 28 октября 2019 г. № 190-ПП «О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Взаимо-действие с общественными организациями и институтами гражданского обще-ства в Кабардино-Балкарской Республике»**; – распоряжение Правительства КБР от 30 апреля 2021 г. № 180-РП «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021-2023 гг. в Кабардино-Балкарской Республике Стратегии государственной политики Рос-сийской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы»***; – распоряжение Правительства КБР от 15 сентября 2015 г. № 573-рп об образовании Правительственной комиссии по вопросам межэтнических и межконфессиональных отношений в КБР**** и др. Министерством по делам национальностей и общественным проектам КБР на ежегодной основе проводится Гражданский форум некоммерческих органи-заций республики. В мероприятии принимают участие работники органов госу-дарственной власти КБР, общественных и религиозных организаций, националь-но-культурных центров, общественность республики. Форум проводится с це-лью обсуждения актуальных проблем развития гражданского общества в рес-публике, достижения открытого диалога между властью и обществом, объеди-нения стремлений представителей НКО КБР, органов исполнительной и законо-дательной власти, местного самоуправления, а также средств массовой инфор-мации для воспитания современного гражданского общества, развития граждан-ских инициатив и гражданского самосознания среди населения Кабардино-Балкарской Республики. Кроме того, в целях укрепления межнационального согласия и формирова-ния активной гражданской позиции Министерством ежегодно проводится Меж-районный форум «Кабардино-Балкария – наш общий дом». Форум проходит в разных муниципальных районах республики, в нем принимают участие предста-вители органов исполнительной и законодательной власти республики, моло-дежь, национально-культурные центры, представители духовенства, Обще-ственной палаты КБР, средств массовой информации и др. На форуме обсужда-ются актуальные вопросы, касающиеся политической обстановки в республике, вырабатываются пути их решения совместно с обществом. В рамках форума ра-ботают четыре основные площадки, которые посвящены темам, которые акту-альны в год, когда проводится форум. В основе работы всех площадок лежит успешная реализация в Кабардино-Балкарской Республике Государственной национальной политики до 2025 г.* Подводя итоги данного исследования, стоит отметить, что с одной сторо-ны, национально-культурное самоопределение является важной частью пози-тивной, успешной гражданской идентичности и объединения представителей разных этнических групп. Однако, с другой стороны, не исключены варианты, когда национально-культурное самоопределение проявляется в негативных формах, что может сказаться на конструктивной коммуникации между членами различных этнических сообществ**. Позитивное национально-культурное само-определение – это некий фундамент выработки общего вектора развития страны, успешного нациестроительства, которое будет достигнуто путем конструктив-ного межэтнического взаимодействия. Также оно является эффективным меха-низмом реализации культурной политики России в ее этнокультурном векторе, направленном на воспитание патриотичного отношения к своей родине, прояв-ление активной гражданской позиции, гармонизацию межэтнических отношений на основе самобытного развития этнических сообществ и их совместной дея-тельности. Руководством Кабардино-Балкарской Республики проводится большое ко-личество мероприятий для успешной реализации национально-культурного са-моопределения ее жителей. Предоставляются возможности всем этническим группам для реализации своих этнокультурных потребностей и интересов. Реа-лизуемая органами власти республики национальная политика служит свиде-тельством того, как для современного общества важно наличие активной граж-данской позиции, успешная интеграция в полиэтничном регионе и ориентация на бесконфликтное сосуществование и миротворчество.
×

About the authors

Svetlana I. Akkieva

Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Email: asisma@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8586-7460

Asiyat R. R

Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Email: asyat.tokhtabieva@yandex.ru

References

  1. Абдулатипов 1999 – Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. – М.: «Славянский диалог», 1999. – 246 с.
  2. Абдулатипов 2005 – Абдулатипов Р.Г. Российская нация (этнонациональная идентич-ность россиян в современных условиях). – М.: Научная книга, 2005. – 41 с.
  3. Артеменко 2016 – Артеменко О.И. Формирование идентичностей
  4. в многонациональном российском обществе: роль школьного образования // Вестник Рос-сийской нации, 2016. – Т. 3. – № 3-3 (48). – С. 24-41.
  5. Асмолов 2011 – Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  6. – 151 с.
  7. Аствацатурова 2002 – Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: фор-мирование и управление (Северо-Кавказский регион) / М.А. Аствацатурова. – Ростов-на-Дону – Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2002. – 313 с.
  8. Григорьев 2017 – Григорьев Д.В. Формирование гражданской идентичности современ-ного школьника // Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образо-вания: интернет-конференция. – URL: https://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/ (дата обращения: 18.09.2023).
  9. Дробижева 2002 – Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противо-стояние или совместимость // Россия реформирующаяся. – М., 2002. – С. 213-244.
  10. Кожанов 2013 – Кожанов И.В. Гражданская и этническая идентичности личности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9187 (дата обращения: 18.09.2023).
  11. Национально-культурное… 2017 – Национально-культурное и этнорелигиозное само-определение адыго-абхазских и тюркских народов Северного Кавказа и Крыма
  12. в условиях упрочения гражданского единства российской нации. Экспертный доклад. Моно-графическое издание. Ч. I. / Научн. ред. В.А. Тишков, отв. ред. М.А. Аствацатурова.
  13. – Пятигорск: ПГУ. – 2017. – С. 5-6.
  14. Тохтабиева 2017 – Тохтабиева А.Р. К вопросу о национально-культурном самоопреде-лении этнических групп РФ в контексте российской гражданской идентичности // Универ-ситетские чтения – 2017. Материалы научно-методических чтений ПГУ. – 2017.
  15. – С. 73-76.
  16. Фромм 2013 – Фромм Э. Бегство от свободы / М.: Астрель. – 2013. – 37 с.
  17. Шикова 2009 – Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологи-ческий аспект) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионове-дение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2009. – № 1. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-obscherossiyskaya-identichnostsotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 18.09.2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Аккиева С.I., Бер А.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».