The problems of education in the Nalchik district on the pages of the periodical press at the beginning of the XX century

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The article analyzes the problems of education in the Nalchik district of the Tersk region, raised on the pages of periodicals at the beginning of the 20th century. The article reviews the state of the educational system, focusing on articles in local newspapers — “Terskiye Vedomosti”, “Pyatigorsk Echo”, “Terek”, and others—that address key issues in educating the Russian, Cossack, and mountain populations, including administrative obstacles hindering children’s access to education. These include the insufficient number of schools at various levels, the lack of local curricula and adapted textbooks for teaching children of mountaineers, qualified teachers who know the language of Kabardians and Balkarians, etc.

The issue of poor knowledge of Russian by schoolchildren from Kabardian and Balkarian families or even complete ignorance of the Russian language was widely discussed in the press, which made it difficult to master the curricula. And the excessive emphasis in mountaineer families on learning the Arabic written language, which was necessary for reading the Koran. 

The options for overcoming the existing difficulties in the education system in the Nalchik district depended on the interaction of various forces of society. The cooperation of the district administration, elected officials of the Sloboda municipality, informal mountain leaders, and religious ministers contributed to the improvement of educational conditions and was key to the development of education in the region. 

The study highlights the importance of considering the local context in educational policy. The experience of the Nalchik region demonstrates that successful modernization of education is possible only with a flexible combination of government initiatives with the cultural characteristics of the region. The periodicals not only highlighted the successes of education but also recorded the challenges faced by the local community. This helped to find compromise solutions and reinforced the importance of education as a means of uniting a multi-national society. 

Texto integral

Введение

Периодическая печать, как исторический источник по истории становления и развития образования характерна тем, что она предлагает освещение вопросов, возникших в процессе обучения, т.е. «здесь и сейчас», благодаря чему становится ценным инструментом познания скрытых проблем и недостатков в системе просвещения изучаемого периода, а, с другой стороны, предлагает и обобщает проекты их решения. В отличие от сухого формализованного текста официальных документов и отчетов, появляющихся после инспекционных поездок чиновников, статьи в газетах и журналах пишутся на доступном, разговорном, понятном языке, объясняющем детали обсуждаемых проблем. Такая форма подачи информации позволяет журналистам и авторам статей объяснить читателям сущность проблем в системе просвещения. Авторы публикаций часто обращают внимание на социальные и культурные аспекты, влияющие на обучение детей, включая вопросы национальной неприязни, культурного разнообразия и доступа к образованию. Это помогает выявлять и озвучивать латентные факты школьной жизни, которые отсутствуют в официальной статистике.

Развитие системы просвещения на Северном Кавказе в начале XX в. имело свои особенности, обусловленные как историко-культурными факторами, так и уникальными демографическими и экономическими условиями региона. На примере освещения образовательной системы в Нальчикском округе мы можем проследить общие тенденции в этом процессе и выявить особенности, характерные только для данного района.

 

Материалы и методы

Материалами для статьи послужили выпуски газет «Терские ведомости» [Закон… 1909; Сел. Муртазово 1911; Торжество закладки… 1911; Торжество закладки… 1911a; Торжество закладки… 1911b; Решетин 1913; Решетин 1913a], «Терек» [Сел. Докшукино 1911; Сел. Кармово 1911; Сел. Муртазово 1911a; Сел. Нальчикско-Клишбиевское 1911; Нальчик 1914], «Пятигорское Эхо» [Отчет 1916; Отчет 1916a; Ревнители… 1908; Ст. Муртазово 1913; Ходатайство… 1914; Школьный вопрос 1909], «Кавказ» [Торжество… 1911], «Новая Русь» [Народное образование 1910], Санкт-Петербурские ведомости [Нальчик… 1914], а также альманах под редакцией А. Цаликова «Утро Гор» [Цаликов 1910].

В статье использовались архивные материалы из Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург, Российская Федерация] – Ф. 733 (Департамент народного просвещения). Оп. 187. Д. 1132. и Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской республики (Нальчик, Российская Федерация) – Ф. И-6 (Управление Нальчикского округа Терской области). Оп. 1. Д. 858, также были просмотрены документы Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ, Российская Федерация) – Ф. 11 (Терское областного правления). Оп. 13. Д. 933 и Ф. 123. (Дирекция народных училищ Терской области). Оп. 13. Д. 795.

Сведения о динамике финансирования школьного строительства были взяты из «Обзора деятельности Кавказского учебного округа за 1908-1914 гг.» [Рудольф 1914].

В процессе анализа особенностей провинциальной периодической печати использован комплекс современных общенаучных и специальных методов, позволяющих исследовать различные стороны образовательного процесса в региональных изданиях.

Принцип историзма предполагает рассмотрение явлений в их исторической динамике, с учетом конкретных условий и контекста эпохи. В данном исследовании этот принцип был применен для анализа развития системы образования в Нальчикском округе в начале XX в. Учитывались социально-экономические, политические и культурные условия того времени.

Системный подход позволил рассмотреть образовательную систему Нальчикского округа как сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, что позволило выявить наиболее острые проблемы образовательного процесса, такие как нехватка финансирования, низкая квалификация учителей, несоответствие учебных программ местным условиям, а также роль отдельных личностей в улучшении ситуации.

Источниковедческий анализ был применен для критического изучения периодической печати как основного источника информации. Этот метод позволил выделить как объективные данные (например, статистика по количеству школ и учеников), так и субъективные оценки (например, мнения журналистов и общественных деятелей).

 

Обсуждение

Тема освещения вопросов образования в периодической печати на Кавказе, несмотря на ее значимость для общества, редко была объектом внимания исследователей по ряду причин. Объем печатной продукции газет и журналов, который требуется проанализировать, велик, многогранен и зачастую был недоступен для его оперативного получения. На сегодняшний день оцифровано лишь незначительное количество газетных изданий, абсолютное большинство которых отсутствуют в местных библиотеках и архивах, даже в таком как ЦГА РСО-Алания во Владикавказе, который был центром Терской области. Основная часть этих материалов сосредоточена только в крупных библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси. Как следствие, значительные затруднения в поиске исторических источников, на основании которых проводится исследование.

В этом контексте, важно подчеркнуть значимость сборника материалов, составленный Р.Х. Хашхожевой «Адыгская публицистика конца XIX – начала XX века» [Адыгская… 2005]. В нем представлены статьи кабардинской/адыгской интеллигенции, посвященные проблемам региона, в том числе образования. Уникальность этого издания состоит в том, что в нем собраны редкие публикации, которые ранее были практически недоступны широкой аудитории, а значит только фрагментарно изучены исследователями. В сборнике также приведены подробные биографические данные авторов публикаций, что дает нам более полное представление о них как о просветителях, много сделавших для развития горских народов, глубже понять их мотивацию, взгляды и социальные контексты, в которых они работали.

Работа Е.С. Тютюниной представляет собой многогранное исследование жизни и творчества одного из ярких представителей кавказской интеллигенции начала XX в. – Евгения Баранова, в котором анализируются основные произведения писателя и журналиста, его статьи, рассказы и очерки, опубликованные в местных газетах и журналах [Кавказ… 2014]. Особое внимание уделено его деятельности как публициста и общественного деятеля, который активно выступал за улучшение системы образования и сохранение культурного наследия народов Кавказа.

Значимы для исследования статьи, раскрывающие историю некоторых периодических изданий. Так статья К.У. Таутиева и Ф.С. Киреева дает общее представление о газете «Терские ведомости» [Таутиев 2015], исследование Л.А. Турпалова раскрывает роль газеты «Терек» в контексте политической ситуации 1905 г. [Турпалов 2019], а Ю.В. Лучинский анализирует изменение редакционной политики газеты «Кавказ» в начале XX в [Лучинский 2021]. Исследования П.А. Кузьминова и А.А. Журтовой выявили особенности периодической печати как исторического источника [Кузьминов 2024; Кузьминов, Журтова 2024; Кузьминов, Журтова 2024a].

Труды Т.Х. Кумыкова и М.З. Саблирова посвящены развитию просвещения и культуры горских народов Кабарды и Балкарии [Кумыков 1996; Соблиров 2001]. Эти работы исследуют становление системы образования, включая открытие школ и влияние русской культуры на образовательные процессы. Они основаны на большом количестве архивных и периодических материалов, что делает эти работы ценными источниками для изучения проблемы, поднятой в данном исследовании.

Д.Н. Прасолов ввел в научный оборот информацию об «иногородних» жителях Нальчика, которые просили учесть их потребности в обучении и воспитании детей в школах [Прасолов 2016]. Кроме того, им была опубликована работа, в которой освещается роль доверенных Нальчикского округа в развитие образования в регионе, в частности, была поднята проблема закрытия министерских школ и реакция на это со стороны общественности [Прасолов 2019].

К.А. Батова на конкретных примерах доказала прямое влияние руководителя округа С.К. Клишбиева на изменение акцентов в обучении детей в Нальчикском округе [Батова 2020].

Вызывает интерес статья П.А. Кузьминова, посвященная истории Кабардино-Горского реального училища, в которой подробно проанализирована финансовая роль местного населения в открытии первого среднего учебного заведения в Нальчикском округе [Kuzminov et al., 2022].

Изучение системы народного образования на Кавказе в начале XX в. было объектом интереса многих исследователей [Натолочная и др., 2022; Шевченко и др., 2016; Гаунова и др. 2024; Гаунова и др. 2024a]. В этих трудах образовательная политика региона рассматривается в контексте общей российской образовательной стратегии того времени.

Таким образом, даже беглый обзор имеющихся публикаций по заявленной теме показывает, что несмотря на обилие публикаций, проблемы просвещения в Нальчикском округе требуют углубленного исследовательского внимания.

 

Результаты

В Терской области, в которую входил и Нальчикский округ, в начале XX в. издавалось не мало периодических изданий, которые затрагивали вопросы, связанные с изучением стратегии и тактики обучения детей в школах. Особой популярностью у населения пользовались общекавказские, областные, городские газеты: «Кавказ»[1], «Терские ведомости»[2]**, «Терек»[3]***, «Пятигорское Эхо»[4]****, и др.

Основным программным положением, объединяющим все издания, была публикация жизненно важных вопросов края, предоставление полезной информации и актуальных новостей, а также знакомство российской общественности с особенностями жизни, традициями и обычаями народов, населяющих Кавказ. При этом много внимания уделялось вопросам образования.

Просмотрев сотни газетных выпусков, можно утверждать, что редкий номер издания обходился без информации о школах в области. Газеты публиковали сообщения об открытии или расширении учебных заведений, их финансировании, поднимались вопросы, затрагивающие недостатки образовательной системы в области, округах, городах и т.д. Это позволяет нам рассмотреть состояние образовательной сферы в Нальчикском округе в достаточно полном объеме.

Евгений Баранов, писавший под множеством псевдонимов («Адыге», «Горец», «Кабардинец», «Лесной»), часто обращался к вопросам повседневного быта слободы Нальчик, высказывался о недостойном поведении интеллигенции, а также о неудовлетворительном состоянии школьного дела в округе [Кавказ… 2014: 3]. Он не ограничивался изложением фактов, а глубоко анализировал проблему, обосновывал свою точку зрения и предлагал конкретные рекомендации их решения [Адыгская… 2005: 107]. Его статьи публиковались во многих изданиях, распространённых на Северном Кавказе. Одна его статья, опубликованная в газете «Пятигорское Эхо», заслуживает особого внимания, поскольку в ней обозначены «больные» места образования начала XX в.

В статье «Школьный вопрос» Е. Баранов (статья опубликована под псевдонимом «Кабардинец») поднимает проблему острой нехватки в аулах Нальчикского округа начальных школ для обучения русской грамоте. Журналист описывает, как во многих селах и аулах школьные помещения были переполнены или вовсе отсутствовали, из-за чего сотни детей не могли посещать занятия. В таких аулах образование становилось недоступной роскошью, и детям приходилось либо учиться в неблагоприятных условиях, либо вовсе отказываться от получения знаний.

Автор приводит пример того, как плохая организация школьного дела существенно замедлила развитие образования в округе. В начале XX в. во многих аулах Нальчикского округа были открыты начальные школы, и дети кабардинцев и балкарцев их активно посещали. Но уже скоро проявились существенные недостатки учебного процесса. В аул, где не было ни одного русского человека и русский язык почти никто не знал, назначали русских учителей без должной педагогической подготовки, без знания ими кабардинского языка, норм обычного права, местных обычаев и культурных традиций, что привело к полной девальвации образовательного процесса. Дети не понимали учителей. Учителя не понимали детей. Дети переставали ходить в школы и в селениях с двухтысячным населением оставалось всего по два-три ученика. В результате сельские сходы выносили решения о прекращении финансирования своих школ, и ходатайствовали перед окружными властями о закрытии учебных заведений [Школьный вопрос 1909: 3].

Автор поднимает болезненную для всего Кавказа проблему незнания русского языка горцами и, в то же время, чрезмерного внимания к арабскому, по совету аульных мулл и эфенди. Широко распространенное мнение о неприязненном отношении горских народов к русскому языку является ошибочным, считает «Кабардинец». Вопрос заключается в том, пишет корреспондент, что использование арабского языка на Северном Кавказе обусловлено рядом факторов. До недавнего времени этнические группы, населяющие этот регион, не имели национальной письменности, поэтому, как правило, пользовались арабской графикой. Практически единственной возможностью научиться грамоте, были мусульманские школы-мектебе при мечетях, что способствовало распространению арабского языка в учебной и культурной сферах.

Е. Баранов задается вопросом: «Если они не любят русскую грамоту, то, спрашивается, какую еще им любить, если она так необходима им на каждом шагу, без которой им нельзя обойтись?» и приходит к выводу, что «как только появится квалифицированный преподаватель из числа местных жителей, горцы охотно начнут учиться этому языку» [Школьный вопрос 1909: 3].

Злободневной проблемой слободы Нальчик в начале XX в. стал значительный рост численности «иногородних». «Иногородцами» называли русских жителей слободы, поселившихся здесь после 1871 г. К 1914 г. их насчитывалось более 1650 душ, хотя они звались «иногородними», многие из них родились и выросли в слободе, тем не менее, многих социальных и административных прав они были лишены [Прасолов 2016: 57]. В частности, их дети не принимались в слободские школы, что вызывало бурные протесты и дискуссии в периодической печати.

Анализируя конфликт между попечительским советом местной школы и некоторыми коренными жителями слободы по поводу предложения преобразовать школы в двухклассное училище с возможностью для детей иногородних жителей обучаться за плату [Ревнители… 1908: 3], «Кабардинец» выступил в поддержку школы и остро критиковал «аборигенов», называя их «горлопанами». Озвученные ими аргументы, в его интерпретации, основывались на том, что школа якобы была построена на их деньги, а их предки «проливали кровь», чтобы создать её. Опровергая эти доводы, он пишет, что средства на школу были собраны не из «кровных» денег жителей, а от доходов с кабаков слободы, и что настоящих воинов, участвовавшие в завоевании Кавказа, давно уже нет в живых [Ревнители… 1908: 3].

Автор подчеркивает, что коренные жители мало используют школьное образование, предпочитая жить «весь свой век в навозном тепле и по праздничным дням под пьяную руку сокрушая женам и домочадцам зубы и скулы», тогда как «иногородние» стараются дать своим детям образование, несмотря на материальные трудности [Ревнители… 1908: 3].

Острота данной проблемы подтверждается тем, что она неоднократно поднималась на страницах периодической печати, при чем она была злободневной во всех округах Терской области [Ходатайство…1914: 4; Нальчик 1914: 3].

В газете «Пятигорское Эхо» 24 марта 1914 г. была напечатана заметка собственного корреспондента издания, в которой говорилось о желании 45 домохозяев-осетин на правах иногородних открыть одноклассное начальное училище. С этой целью, они подали прошение руководству «Общества распространения образования и технических сведений» горцев Терской области во Владикавказе о выплате казенного пособия. Основная цель «Общества» – всемерное светское просвещение народов округа, изучение родных языков в школах, оказание денежной помощи студентам и гимназистам, выехавшим в российские города для получения образования, организации торжественных мероприятиям по значимым датам страны или округа с обязательными концертами, открытие своими силами в аулах светских школ, подбор педагогов и др. [Кузьминов, 2024]. «Общество» передало эту просьбу дирекции народных училищ области, которая так им и не ответила [Ходатайство… 1914: 4]. Автор заметки, обращаясь к читателям газеты, пишет, что подобная инициатива должна быть поддержана как «Обществом», так и дирекцией, поскольку способствует развитию просвещения и культуры в крае.

В 1906 г. на съезде доверенных Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ был поднят вопрос о закрытии 27 начальных министерских школ. Участники съезда обосновывали это предложение значительными расходами – ежегодно на содержание учреждений выделялось до 20 000 рублей, при этом их результативность оставалась крайне низкой. В качестве альтернативы предлагалось перенаправить финансирование на открытие в 4 участках округа по одной двухклассной школе с пансионами [Прасолов 2019: 47; Народное образование… 1910: 3]. Этот приговор так и не был реализован на практике.

Тем не менее, дискуссия по этому вопросу вызвала бурное обсуждение на страницах периодической печати. Среди публикаций выделим статью видного представителя кабардинской интеллигенции Пшемахо Коцева, писавшего под псевдонимом П. Кабардей, который опубликовал ее в общероссийской газете «Новая Русь»[5] [Адыгская… 2005: 161].

Освещая проблемы народного образования в регионе, он акцентирует внимание на недавних событиях в одном из аулов Нальчикского округа, где местные жители закрыли школу, решив, что она бесполезна для их детей. Это событие не было единичным, и автор анализирует основания такого отношения горцев к школе [Народное образование… 1910: 3].

Главными причинами этого явления П. Кабардей считает плохую организацию школьного дела в области и округе, неспособность аульных школ дать даже элементарные начала грамотности. Это связано с отсутствием должного надзора со стороны местного общества за развитием «школьного дела», враждебным отношением религиозных лидеров к школам, несоответствие общих образовательных программ местным условиям. Одним из важнейших условий эффективности обучения детей является преподавание предметов на родном языке с постепенным переходом к изучению на русском, считает П. Коцев, однако, ввиду отсутствия развитой письменности на родном языке ходатайствовать о реформе школьной системы на иных началах не представляется возможным. Поэтому приговор съезда доверенных о закрытии «бесцельных, бесполезных» министерских школ и открытии вместо них участковых, казалось единственно верным решением, поскольку планировалось «не стесняться ни размерами школьных зданий, ни необходимыми средствами, дабы всем желающим дать возможность учиться» [Народное образование… 1910: 3].

П. Коцев подчеркивал, что кабардинский народ не против просвещения, напротив, именно в Кабарде, раньше многих других горских регионов, начали открываться светские школы, выделяя для этих целей сравнительно большие финансы. Долгие годы на местные средства содержалась Горская школа и пансион при ней, а в 1909 г. на средства Кабардинской общественной суммы она была преобразована в реальное училище, первое среднее учебное заведение в округе с 70 казенными стипендиями [Kuzminov et al. 2022: 848].

Несмотря на объективные сложности, автор выражает уверенность в том, что только путем адаптации системы образования к местным условиям и активной поддержке интеллигенции, можно изменить отношение общества к школе и раскрыть потенциал просвещения как залог светлого будущего Кабарды [Народное образование… 1910: 3].

На волне обсуждения приговора доверенных известный осетинский просветитель Ахмет Цаликов опубликовал статью в альманахе «Утро Гор»[6]**, где поднял проблему о невостребованности учебных заведений у кабардинцев. Следует обратить внимание на то, как автор строит аргументацию. Сначала он ставит вопрос: действительно ли горцы не хотят отдавать детей в школы, или причина в самой школе? [Цаликов 1910: 82]. На примере Хапцевского училища, А. Цаликов доказывает, что причины низкой посещаемости связаны не с культурной «инертностью», а с системными проблемами в организации школьного дела.

Автор приводит цитаты из ревизионных записей и рапортов учителей. Из них следует, что инспекторы и учителя жалуются на низкую посещаемость, нерадивость родителей, плохое отношение к школе. Согласно выпискам из предписания инспектора народных училищ М.М. Орла, становится известно, что ученики подвергались как физическому (порванные уши, порки), так и психологическому насилию, что приводило к бегству детей из школ. Это стало возможно потому, что учителя и почётный блюститель училища Шужей Сахаров полностью игнорировали свои обязанности, вследствие чего, в школе отсутствовала дисциплина, порядок, чистота [Цаликов 1910: 83].

А. Цаликов приходит к выводу, что низкая посещаемость Хапцевского училища объяснялась «не косностью горцев» и не ленью родителей, а отсутствием доверия к системе из-за пренебрежения к их нуждам. Школы воспринимались как инструмент русификации, а не просвещения. Учителя –«культуртрегеры» глумились над местными обычаями, усиливая отторжение со стороны горского населения [Цаликов 1910: 84].

Подводя итог, автор отмечает, что «школа должна быть создана исключительно в целях культурного подъема населения, а для этого она должна быть приноровлена к этнографическим и бытовым особенностям населения. Только в этом случае она будет выполнять свою высокую миссию, не вбиваясь клином в народную жизнь и не внося в нее сумятицы и раздора» [Цаликов 1910: 85].

Эта проблема также была рассмотрена в статье Н. Решетина «Что нужно туземным школам?». Автор упоминает о выделении Министерством народного просвещения 160 тысяч рублей на развитие образования, однако критикует решение Терского областного руководства направить эти средства на строительство 200 школ [Решетин 1913: 3]. Опираясь на работу А. Цаликова, Н. Решетин подчеркивает необходимость привлечения более квалифицированных специалистов в сельские образовательные учреждения. Для реализации этой задачи, по его мнению, требуется повысить оплату труда педагогов, сократить стаж для выхода на пенсию, а также предоставить дополнительные льготы. Вместо создания «пустующих» школ, автор предлагает сосредоточиться на повышении качества преподавания и подготовке кадров из числа местного населения [Решетин 1913a: 2].

Эта публикации вскрывают острое противоречие между официальными отчетами и реальными причинами проблем в системе народного образования в Нальчикском округе.

Хотя в среде активных общественников Нальчикского округа существовали сомнения в эффективности аульных школ, к 1914 г. в округе было открыто 73 одноклассных и двухклассных начальных училищ [РГИА. Ф. 733. Оп. 187. Д. 1133. Л. 2–32.]. Этого удалось добиться, в частности, благодаря усилиям начальника Нальчикского округа, Султанбека Касаевича Клишбиева, вступившего в должность в 1910 г. Под его руководством были созданы несколько благотворительных организаций, которые содействовали развитию образования, финансируя стипендии для местных жителей и поддерживая строительство школ [Кузьминов 2024: 106]. При административной поддержке С.К. Клишбиева было возведено новое здание для Кабардино-Горского реального училища [Батова 2020: 139].

Его участие в развитии образовательной сферы находит отражение в статье, опубликованной в газете «Санкт-Петербургские ведомости»[7], посвященной двухдневному совещанию доверенных Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ с представителями Дирекции народных училищ Терской области [Нальчик 1914: 5].

В 1908 г. в стране был принят закон о «Народном образовании», согласно которому ответственность за создание сети начальных школ возлагалась на местные органы управления. Таким образом, правительство ожидало, что это позволит рационально распределять ресурсы и обеспечить эффективное строительство школ. В связи с этим попечитель Кавказского учебного округа направил циркулярное распоряжение провести обследование территорий, где отсутствовали образовательные учреждения, находящиеся в ведении Министерства Народного Просвещения [Гаунова 2024: 1455]. В 1914 г. Нальчикский округ разработал собственный план введения всеобщего начального образования, для обсуждения которого и состоялось двухдневное совещание.

В ходе мероприятия были озвучены результаты проверки учебных заведений и представлена подробная статистика, отражающая состояние образовательной системы в округе. Так, корреспондент указывает, что на момент выхода публикации в округе с населением 101 тыс. человек работало 65 министерских школ (3 тыс. учеников), но грамотность среди детей составляла лишь 3 %. Для охвата всех 10,4 тыс. детей требовалось открыть ещё 143 школы [Нальчик 1914: 5].

Автор статьи отмечает, что финансовое обеспечение школ (в зависимости от их комплекта в пределах 240–450 рублей) возлагалось на местные общества. В то же время государство предоставляло субсидии и ссуды на строительство учебных заведений в рамках установленных норм [Нальчик 1914: 5].

На совещании были рассмотрены и другие вопросы хозяйственного и учебного характера. Например, были четко регламентированы сроки выплаты жалования учителям, определены периоды начала и окончания учебного года, а также продолжительность перерывов на время полевых работ [Нальчик 1914: 5]. Совещание завершилось согласием всех участников поддержать план введения всеобщего образования в Нальчикском округе.

Статья отражает имперский нарратив о «просвещении» народов Кавказа. Успех проекта связывается не только с улучшением образования, но и с укреплением лояльности к России. Кабардинцы, по мнению автора, осознали необходимость прогресса, а С.К. Клишбиев стал ключевой фигурой в этом процессе, сочетая местные интересы с государственными задачами. Его роль в тексте ключевая: он представлен как инициатор данного мероприятия и энергичный реформатор, нацеленный на устранение социально-экономического и образовательного разрыва, наблюдаемого у кабардинцев в сравнении с их русскими и осетинскими соседями. Аналогично высокую оценку работе С.К. Клишбиева дал известный кабардинский кавказовед Т.Х. Кумыков, который отметил в нем такие качества, как требовательность, внимательное отношение к работе местных управленцев и строгое применение дисциплинарных мер к тем, кто проявлял халатность или недобросовестность в управлении школьными делами. [Кумыков 1996: 253].

В ноябре 1911 г. в газете «Терек» появилась небольшая корреспонденция, сообщающая, что одноклассное училище в сел. Докшукино находится в столь бедственном положении, что не может себе позволить приобрести необходимые учебные пособия [Сел. Докшукино 1911: 4].

Когда начальнику округа стало об этом известно, он провел внеплановую инспекцию, лично посетив учебное заведение. В своем отчете, С. К. Клишбиев отметил, что внутреннее состояние классных и других помещений школы свидетельствует о полной заброшенности. В связи с этим он вынес предписание начальнику 3-го участка объявить выговор старшине села за неисполнение требований по обеспечению нужд школы и обязать его под личным контролем устранить все выявленные недостатки [Кумыков 1996: 253].

2 марта 1911 г. в газете «Терек» вышла статья об открытии в селении Кармово училища, где благодаря инициативе начальника округа был налажен учебный процесс. Корреспондент газеты отмечает, что до последнего времени количество учеников, посещавших школу, было ничтожно мало, а сельское правление никак на это не реагировало, полагая, что оно не вправе требовать от местных жителей отправлять детей в школу. В отличие от них, С.К. Клишбиев «перестал миндальничать и попросту приказал, чтобы ребята учились» [Сел. Кармово 1911: 3]. То есть с приходом нового начальника округа, понимавшего значимость образования, отношение населения к школам стало меняться, «появились ученики, а сонные учителя кабардинцы проснулись». Осенью 1911 г. в школе обучалось уже 82 мальчика и 2 девочки [Сел. Кармово 1911: 3].

Корреспондент газеты «Терек» отмечает, что недавно посетивший одну из старейших школ в Кабарде в селении Нальчикско-Клишбиевское, родное село С.К. Клишбиева, Попечитель Кавказского учебного округа, был настолько впечатлен познаниями учеников, что наградил заведующего школы г. Кожегуба 120 рублями – крупной суммой для того времени. Вскоре новым заведующим в школе стал кабардинец, с этого момента, количество детей, желающих посещать школу, значительно выросло, на что обратил внимание начальник округа, который инициировал проект преобразования школы в двухклассное училище. Общественный приговор селения постановил сделать необходимую пристройку к школе и давать все необходимое училищу на свой счет, в очередной раз доказав, что кабардинцы никогда не стояли против просвещения [Сел. Нальчикско-Клишбиевское1911: 3].

Тема финансирования школ являлась одной из самых популярных на страницах периодической печати. Это было связано с ростом материального положения населения области, назначением нового Попечителя Кавказского учебного округа Ф.Н. Рудольфа, при котором объем финансов, выделяемых на народное образование, увеличился более чем в пять раз, достигнув к 1914 г. суммы в 2019942 руб. [Рудольф 1914: 7]. Однако, в регионах Северного Кавказа распределение бюджета происходило неравномерно. Часто выделенных средств на открытие учебных заведений не хватало, поэтому школы существовали за счёт средств от благотворительных организаций, частных пожертвований или сборов денег с родителей учеников.

В этом контексте интересна судьба начального училища в поселке Муртазово, которое было открыто в сентябре 1910 г. по инициативе и финансовой поддержке Л. Лазарева и братьев Суроковых [Сел. Муртазово 1911: 3]. Дирекция народных училищ Терской области назначила учительницу, а общество поселка выделило участок под строительство школы, сообщает Г. Самойленко в «Терских ведомостях» [Сел. Муртазово 1911: 3].

1 февраля 1911 г. корреспондент газеты «Терек» отмечает, что в данной школе обучается 17 мальчиков и 7 девочек, а в следующем учебном году прогнозировалось увеличение числа учащихся, что подчеркивало необходимость строительства нового здания. Корреспондент акцентирует внимание на том, что часть финансовых средств муртазовцы планировали получить из казны дирекции народных училищ, а оставшуюся часть местные жители намеревались собрать через пожертвования [Сел. Муртазово 1911a: 3].

В 1913 г. газета «Терек» вновь возвращается к «школьным вопросам», и журналист сообщает, что обещание дирекции оплатить половину затрат на строительство школы не выполнено. Тем не менее, процесс строительства уже был инициирован, при этом строительные материалы приходилось брать в долг. Для того чтобы оплатить труд каменщиков и плотников, местные жители вынуждены брать кредит в банке. После многократных просьб дирекция выделила 1 тысячу рублей, в то время как частные пожертвования составили 850 руб., таким образом, удалось собрать в общей сложности 1850 руб., тогда как строительство школьного здания обошлось в 6029 руб. 97 коп. [Ст. Муртазово 1913: 3]. Оставшийся долг обществу пришлось взять на себя, в надежде, что дирекция и администрация железной дороги, проходящей неподалеку от села, откликнутся на нужды местных жителей и помогут с его погашением. Однако, «ни дирекция, ни управление не слышит вопль сельчан, которые, с чувством глубокой скорби, начали поговаривать о продаже школы с торгов, чтобы погасить долг», отмечает корреспондент газеты «Терек». [Ст. Муртазово 1913: 3].

Несмотря на финансовые трудности, школа продолжала работать и пользовалась уважением местных жителей, хотя за обучение взималась плата. Документы свидетельствуют, что в 1912 г. с 25 учеников было собрано 430 рублей, по 18 руб. в год, а от государства школа получала 360 руб. [РГИА. Ф. 733. Оп. 187. Д. 1132. Л. 28.]. В перечне начальных школ за 1914 г. отмечается, что количество обучающихся в этой школе, включая мальчиков и девочек, увеличилось до 38 человек [ЦГА КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 858. Л. 71 об. – 72], т.е. за два года численность обучающихся выросла вдвое.

Интересный сюжет описан в газете «Пятигорское Эхо» за 22 и 23 сентября 1916 г., где опубликован отчет правления нальчикской грузинской школы о собранных пожертвованиях на строительство здания. Оно было открыто и освящено 3 мая 1915 г. Благодаря этой заметке мы узнаем, что для школы строилось новое здание, и средства на его возведение были пожертвованы жителями всего Северного Кавказа: из Георгиевска 29 человек собрали 147 руб.; из Кисловодска 74 человека передали 234 руб. 20 коп.; из Ессентуков 30 человек пожертвовали 96 руб.; из Пятигорска 34 человека внесли 155 руб.; из Железноводска 27 человек добавили 72 руб. 25 коп. В общей сложности было пожертвовано 704 руб. 45 коп. [Отчет 1916: 3; Отчет 1916a: 4]. В газете опубликованы имена меценатов и вложенные суммы, что позволяет оценить значимость и роль каждого из вкладчиков в поддержке просвещения в регионе. Это демонстрирует уровень общественного участия и заинтересованность местного населения в развитии просвещения в крае.

Одним из важнейших событий в сфере образования в Нальчикском округе было открытие «Кабардино-Горского реального училища» в 1909 г. Это событие было настолько значительным, что редакция «Терских ведомостей» посчитала нужным разместить в первом отделе официальной части «Закон о преобразовании нальчикской горской школы в реальное училище» [Закон… 1909: 1], тем самым информируя читателей об успехе дела за которым газета следила почти 30 лет.

Здание, где размещалось училище, ранее использовалось горской школой, которое не соответствовало требованиям среднего учебного заведения, поэтому в 1910 г. был образован строительный комитет, а в 1911 г. началось возведение нового здания. В торжественной обстановке и в присутствии высоких гостей произошла закладка первого камня. Для Нальчикского округа это было долгожданное событие, масштаб которого озвучили самые популярные периодические издания того времени: «Терские ведомости» [Торжество закладки…1911: 2-3; Торжество закладки… 1911a: 2; Торжество закладки… 1911b: 2] и «Кавказ» [Торжество… 1911: 2-3].

Текст публикаций идентичен. Корреспонденты газет в подробностях описывают торжество закладки, начиная от перечисления прибывших гостей до произнесенных ими речей. Из выступления Попечителя Кавказского учебного округа можно заключить, что государственная субсидия на начальные расходы училища составила 20 000 руб. [Торжество…, 1911: 3]. По словам Н.Ф. Рудольфа, подобные суммы редко выделялись даже для образовательных учреждений, расположенных в крупных городах. Попечитель акцентировал внимание на этом факте, чтобы подчеркнуть высокую степень доверия, оказанную государством кабардинскому народу. Это доверие обусловлено тем, что, несмотря на затянувшиеся бюрократические проволочки по вопросу преобразования училища, местное сообщество в течение многих лет усердно откладывало средства на строительство нового здания. Роль местных народов в возведении здания была зафиксирована в памятке, которую вслух прочли на русском и кабардинских языках, а позже замуровали в фундамент. В ней было написано: «Средства на постройку даны кабардинским народом и горцами пяти обществ Нальчикского округа», в сумме более 150 000 руб. [Торжество… 1911: 2]. Как видим, эта цифра почти в восемь раз превышает средства государства.

 

Заключение

Анализ проблем просвещения в Нальчикском округе сквозь призму публикаций в периодической печати дает основание подчеркнуть, с одной стороны, их значимость как репрезентативных источников информации о трудностях и успехах просвещения в Нальчикском округе. С другой стороны, благодаря острым замечаниям, а иногда и открытой критике действий администрации, они способствовали выделению средств для поддержки школ, устранению организационных недостатков, т. е. оказывали практическое воздействие на процесс обучения.

Корреспонденты с мест или сотрудники газеты проявляли внимание к проблемам взаимодействия традиционного уклада жизни с требованиями нового времени, что ясно отразилось в обсуждениях на страницах печати. Вопросы переполненности школ, нехватки учебных заведений, неподготовленности учителей поднимались многократно, что свидетельствует о структурных недостатках образовательной системы.

Особое внимание на страницах газет уделялось роли меценатов, общественных организаций и активности местной интеллигенции в развитии образовательной системы. Среди них выделялся Султанбек Клишбиев, который внёс значительный вклад в организацию школ и поддержку образовательных инициатив.

Финансирование являлось одной из наиболее обсуждаемых тем, о чём свидетельствуют многочисленные статьи. Вопросы материальной обеспеченности школ поднимались как на уровне сельских сообществ, так и в администрации, но решались они трудно. И все-таки, несмотря на финансовые трудности, жители Нальчикского округа проявляли высокую заинтересованность в развитии учебных заведений.

Таким образом, анализ заявленной проблемы позволяет утверждать, что вопросы просвещения в Нальчикском округе занимали центральное место в общественном дискурсе Северного Кавказа начала XX в. Газеты того времени выступали важным инструментом информирования местного сообщества, отражая проблемы образовательной системы и создавая резонанс вокруг наиболее острых вопросов.

 

[1] «Кавказ» – газета политическая и литературная, выходила в Тифлисе в 1846-1918 гг. Возникла в 1846 г., по инициативе наместника кн. Воронцова. URL: https://bukvica.org/wiki/Кавказ (дата обращения 10.01.2025 г.)

[2]** «Терские ведомости» – официальный орган областной администрации, выходивший в свет с 1868 по 1917 год. URL: https://terskievedomosti.ru/about (дата обращения 10.01.2025)

[3]*** «Терек» – ежедневная политическая и литературная газета либерально-буржуазного направления. Выходила во Владикавказе с 1906 по 1918. Ред.-изд. А. П. Казарова (1906-1912), С.И. Казаров (1912-1918). URL: https://bukvica.org/wiki/Терек_(Владикавказ,_1906—1918) (дата обращения 10.01.2025 г.)

[4]**** «Пятигорское эхо» – ежедневная общественно-политическая и литературная газета, выходившая с 1905 по 1918 гг. Редакторами издания являлись А.И. Попова и Е.И. Поповой, а также известный публицист К.К. Кибардин. URL: https://pyatigorsk.myhistorypark.ru/media/toponimika-kmv/gazeta-«pyatigorskoe-exo».html (дата обращения 10.01.2025 г.)

[5] «Новая Русь» – ежедневная газета, отстаивающая кадетскую программу. Выходила в Петербурге с 1908 по 28 октября 1917. URL: https://bukvica.org/wiki/Новая_Русь_(Пг.,_1908—1917) (дата обращения 10.01.2025)

[6]** «Утро гор» – общественно-политический, экономический и литературный альманах, посвященный жизни горцев Кавказа, выходивший под редакцией А. Цаликова. Изначально планировалось как периодическое издание, с выпуском 12 раз в год, однако, насколько известно, был опубликован только первый номер. URL: https://vivaldi.dspl.ru/bx0004999/details (дата обращения 10.01.2025)

[7] «Санкт-Петербургские ведомости» (с 1914 по 1917 год «Петроградские ведомости» — ежедневная общественно-политическая газета Санкт-Петербурга. Одна из старейших российских газет, выходившая с 1728 по 1917 год. URL: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/3532981 (дата обращения 10.01.2025)

×

Sobre autores

Lina Gaunova

Kabardino-Balkarian State University named H.M. Berbekov

Autor responsável pela correspondência
Email: gaunova.lina@mail.ru
младший научный сотрудник Rússia

Bibliografia

  1. Adygskaya publitsistika kontsa 19-nachala 20 veka (Izbrannoe) [Adyghe journalism of the late 19th-early 20th century (Selected)]. Sost. R. Kh. Khashkhozheva. – Nal'chik: «El'-Fa», 2005. – 352 p. (In Russ.).
  2. BATOVA K.A. Rol' S.K. Klishbieva v prevrashchenii Kabardino-Gorskogo real'nogo uchilishcha v kul'turno-obrazovatel'nyi tsentr Kabardy i Balkarii [The role of S.K. Klishbiev in the transformation of the Kabardino-Urban Real School into the cultural and educational center of Kabarda and Balkaria]. IN: Perspektiva – 2020: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. – Tom I. – 2020. – P. 137-141. (In Russ.).
  3. GAUNOVA L.R., KUZ'MINOV P.A., AZIKOVA YU.M., SOBLIROVA Z. KH. Otrazhenie temy narodnogo obrazovaniya na stranitsakh gazety «Terskie vedomosti» v 1907-1912 gg. [Reflection of the theme of public education on the pages of the newspaper "Terskiye Vedomosti" in 1907-1912]. IN: Bylye gody. – 2024. – № 4. – P. 1910-1919. (In Russ.).
  4. GAUNOVA L.R., KUZ'MINOV P.A., ZHURTOVA A.A., SOBLIROVA Z.KH. N.F. Rudol'f – organizator i popechitel' narodnogo obrazovaniya na Kavkaze [N.F. Rudolf – organizer and trustee of public education in the Caucasus]. IN: Bylye gody. – 2024. – 19(3). – P. 1453-1461. (In Russ.).
  5. Kavkaz: zhivoy otgolosok proshlogo. Zhizn' i tvorchestvo pisatelya Evgeniya Baranova [The Caucasus: a living echo of the past. The life and work of writer Evgeny Baranov] /Avt.-sost. E.S. Tyutyunina. – Nalchik: Izdatel'stvo M. i V. Kotlyarovykh (Poligrafservis i T), 2014. – 280 p. (In Russ.)
  6. Khodataistvo ob otkrytii shkoly [Petition for the opening of a school]. IN: Pyatigorskoe ekho. – 1914. – № 65. – P.4. (In Russ.).
  7. Khodataystvo ob otkrytii shkoly [Petition for the opening of the school].IN: Pyatigorskoe ekho. – 1914. – № 65. – P.4. (In Russ.).
  8. Kumykov T. Kh. Kultura obshchestvenno-politicheskaya mysl i prosveshchenie Kabardy vo vtoroy polovine XIX – nachale XX veka [Culture, socio-political thought and enlightenment of Kabarda in the second half of the 19th – early 20th century]. – Nalchik: Elbrus, 1996. – 328 p. (In Russ.).
  9. KUZMINOV P.A. APAZHEVA S.S., ZHURTOVA A.A. «The Temple of Sciences Has Been Erected»: on the History of the Creation of the Real School in the Nalchik District. IN: Bylye Gody. – 2022. – 17(2). – P. 844-852.
  10. KUZ'MINOV P.A. Stanovlenie kul'turno-prosvetitel'skikh organizatsii v Kabarde v kontse XIX – nachale XX vv. na stranitsakh periodicheskoi pechati Terskoi oblasti [The formation of cultural and educational organizations in Kabarda in the late XIX – early XX centuries on the pages of the periodical press of the Tersk region]. IN: Rol' imperii novogo vremeni v istorii i sud'bakh narodov Kavkaza (k 250-letiyu Kyuchuk-Kainardzhiiskogo mirnogo dogovora): materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Stavropol', 26-27 sentyabrya 2024 g.). – Stavropol': Stavropol'skoe izdatel'stvo «Paragraf», 2024. – P. 100-109. (In Russ.).
  11. KUZ'MINOV P.A. Stanovlenie kul'turno–prosvetitel'skikh organizatsii v Kabarde v kontse XIX – nachale XX vv. na stranitsakh periodicheskoi pechati Terskoi oblasti [The formation of cultural and educational organizations in Kabarda in the late 19th and early 20th centuries on the pages of the periodical press of the Tersk region]. IN: Rol' imperii novogo vremeni v istorii i sud'bakh narodov Kavkaza (k 250-letiyu Kyuchuk-Kainardzhiiskogo mirnogo dogovora): materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Stavropol', 26-27 sentyabrya 2024 g.). – Stavropol': Stavropol'skoe izdatel'stvo «Paragraf», 2024. – P. 100–109. (In Russ.).
  12. KUZ'MINOV P.A., ZHURTOVA A.A. Genezis periodiki na Kavkaze [The genesis of periodicals in the Caucasus]. IN: Narody Kavkaza v XVIII–XXI vv.: istoriya, politika, kul'tura: materialy XI Mezhdunarodnogo foruma istorikov–kavkazovedov, posvyashchennogo 100–letiyu prinyatiya pervoi soyuznoi Konstitutsii i obrazovaniya Severo–Kavkazskogo kraya (g. Rostov–na–Donu, 16–19 oktyabrya 2024 g.). – Rostov-na-Donu: Izd-vo YuNTs RAN, 2024. – P. 116-123. (In Russ.).
  13. KUZ'MINOV P.A., ZHURTOVA A.A. Istoricheskie i istoriograficheskie istochniki periodicheskoi pechati izucheniya reform 50–70–kh gg. XIX v. u gorskikh narodov Severnogo Kavkaza [Historical and historiographical sources of the periodical press for studying the reforms of the 50-70s of the XIX century among the mountainous peoples of the North Caucasus]. IN: Materialy Mezhregional'noi nauchno–prakticheskoi konferentsii «Natsional'no–gosudarstvennye obrazovaniya v Rossii: istoriya i sovremennost'», posvyashchennoi 100-letiyu obrazovaniya Respubliki Ingushetiya, sostoyavsheisya 11-13 noyabrya 2024 g. v g. Magase Respubliki Ingushetiya. – Rostov-na-Donu, 2024. – T. 1. – P. 116-123. (In Russ.).
  14. LUCHINSKII YU.V., OSTASHEVSKII A.V., BOLTUTS O.A. Redaktoroskii korpus gazety «Kavkaz» v pervoe desyatiletie XX veka: transformatsiya informatsionnoi politiki [Editorial staff of the newspaper "Kavkaz" in the first decade of the XX century: transformation of information policy]. IN: Izvestiya YuFU Filologicheskie nauki. – 2021. – T. 25. – № 4. – P. 194-206. (In Russ.).
  15. Murtazovo. Shkol’nyy vopros [Murtazovo. The school question]. IN: Pyatigorskoe Ekho. 18 iyunya 1913. – P. 3. (In Russ.).
  16. Nal'chik [Nalchik]. IN: Terek. – 18 marta 1914. – P. 3. (In Russ.).
  17. Nal'chik, Terskoy obl. [Nalchik, Tersk region]. IN: Sankt-Peterburgskiye vedomosti. – 1914. – № 98. – P. 5. (In Russ.).
  18. Narodnoe obrazovanie v Kabarde [Public education in Kabarda]. IN: Novaya Rus'. – 1910. – №42. – P.3. (In Russ.).
  19. NATОLOCHNAYA O.V., ALLALYEV R.M., DYUZHOV A.V., PETROVA S.P. To the Issue of the Public Education System on the Territory of the Caucasian Educational District in 1848−1917. Part 2. IN: Bylye Gody. – 2022. 17(1). – P. 189-198. (In Russ.).
  20. Otchet [Report]. IN: Pyatigorskoe Ekho. – 22 sentyabrya 1916. – P. 3. (In Russ.).
  21. Otchet [Report]. IN: Pyatigorskoe Ekho. – 23 sentyabrya 1916. – P. 4. (In Russ.).
  22. PRASOLOV D.N. Prosvetitel'skie praktiki i intellektual'naya kultura korennogo naseleniya Severnogo Kavkaza v usloviyakh imperskoy modernizatsii (shkol'nyy vopros na s"ezdakh doverennykh Nal'chikskogo okruga v posledney treti XIX – nachale XX v.) [Educational practices and intellectual culture of the indigenous population of the North Caucasus in the context of imperial modernization (a school issue at congresses of representatives of the Nalchik district in the last third of the XIX – early XX century)]. IN: Kavkazalogiya. – Nalchik: KBGU, 2019. – №2. – P. 37-54. (In Russ.).
  23. PRASOLOV D.N. Nal'chik i kabardinskoe obshchestvo v XIX – nachale XX v. [Nalchik and Kabardian society in the XIX – early XX century]. IN: Ural'skii istoricheskii vestnik. – № 3 (52). – 2016. – P. 52-61. (In Russ.).
  24. RESHETIN N. Chto nuzhno tuzemnym shkolam? [What do native schools need?]. IN: Terskie vedomosti. – 1913. – №116. – P. 3. (In Russ.).
  25. RESHETIN N. Chto nuzhno tuzemnym shkolam? [What do native schools need?]. IN: Terskie vedomosti. – 1913. – №117. – P. 2. (In Russ.).
  26. Revniteli prosveshcheniya [Zealots of enlightenment]. IN: Pyatigorskoe Ekho. – 1908. – №386. – P. 3. (In Russ.).
  27. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv [Russian State Historical Archive]. (In Russ.).
  28. SABLIROV M.Z. Kultura narodov Kabardy i Balkarii v kontse XIX – nachale XX v. [Culture of the peoples of Kabarda and Balkaria in the late 19th – early 20th centuries]. – Nalchik: Adyge kheku, 2001. – 232 p. (In Russ.).
  29. Sel. Dokshukino [Dokshukino village]. IN: Terek. – 11 noyabrya 1911. – P. 4. (In Russ.).
  30. Sel. Karmovo [Village Karmovo]. IN: Terek. – 2 marta 1911. – P. 3. (In Russ.).
  31. Sel. Murtazovo [Village Murtazovo]. IN: Terek. – 1 fevralya 1911. – P.3. (In Russ.).
  32. Sel. Murtazovo [Village Murtazovo]. IN: Terskie vedomosti. – № 199. –1911. – P.3. (In Russ.).
  33. Sel. Nal’chiksko-Klishbievskoe [Village Nalchik-Klishbievskoye]. IN: Terek. – 5 aprelya 1911. – P. 3. (In Russ.).
  34. SHEVCHENKO N.A., VIDISHCHEVA E.V., EMELYANOVA O.V. The Establishment of the System of Public Education in the Caucasus (1802–1917 years): the Characteristic Features. IN: Bylye Gody. – 2016. 40 (2). – P. 363-372.
  35. Shkol'nyi vopros [The School Question]. IN: Pyatigorskoe Ekho. – 1909. – №679. – P.3. (In Russ.).
  36. Torzhestvo zakladki zdaniya dlya Nal'chikskogo real'nogo uchilishcha [The celebration of the laying of the building for the Nalchik Real School]. IN: Terskie vedomosti. – 1911. – №154. – P. 2-3. (In Russ.).
  37. Torzhestvo zakladki zdaniya dlya Nal'chikskogo real'nogo uchilishcha [The celebration of the laying of the building for the Nalchik Real School]. IN: Terskie vedomosti. – 22 iyulya 1911. – P. 2. (In Russ.).
  38. Torzhestvo zakladki zdaniya dlya Nal'chikskogo real'nogo uchilishcha [The celebration of the laying of the building for the Nalchik Real School]. IN: Terskie vedomosti. – 1911. – №156. – P. 2. (In Russ.).
  39. Torzhestvo zakladki zdaniya nal'chikskogo real'nogo uchilishcha [The celebration of the laying of the building of the Nalchik real school]. IN: Kavkaz. – 1911. – № 167. – P. 2-3. (In Russ.).
  40. TSALIKOV A. Otkliki gorskoy zhizni [Responses of mountain life]. IN: Utro gor. 1910. – Vyp.1. – P. 80-86. (In Russ.).
  41. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Kabardino-Balkarskoi respubliki [Central State Archive of the Kabardino-Balkarian Republic]. (In Russ.).
  42. TURPALOV L.A. Transformatsiya sistemy pressy Severnogo Kavkaza v kontekste tsenzurnoi reformy pod vliyaniem pervoi russkoi revolyutsii [Transformation of the North Caucasus press system in the context of censorship reform under the influence of the first Russian Revolution].IN: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. – 2019. – № 6. – P. 74-93. (In Russ.).
  43. Zakon o preobrazovanii Nal'chikskoi gorskoi shkoly v real'noe uchilishche [The Law on the transformation of the Nalchik Mountain school into a real school]. IN: Terskie vedomosti. – 1909. – № 93. – P.1. (In Russ.).

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Гаунова Л.R., 2025

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição–NãoComercial 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».