Становление основ и методов управления народным капиталом на Центральном Кавказе в конце 1840-х годов (на примере малокабардинской общественной суммы)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы становления основ и методов управления народным капиталом на Центральном Кавказе в конце 1840-х годов на примере малокабардинской общественной суммы. Определены каналы пополнения и расходования средств малокабардинской общественной суммы в 1848–1849 гг. Установлено, что основной ее доход составляли денежные сборы с населения Малой Кабарды за вывоз леса за пределы Кавказской линии для продажи, штрафы за преступления и средства от продажи имущества местных жителей, самовольно переселившихся из региона проживания на неподконтрольные российской власти территории. Определена роль начальника Центра Кавказской линии как основного распорядителя собранных средств. Охарактеризованы основные направления деятельности в пределах собственных полномочий штаба войск Кавказской линии и Черномории, начальника Центра Кавказской линии, государственного казначея управления Центра и пристава Малой Кабарды. Определен порядок ведения казначеем специальной шнуровой книги для фиксирования прихода и расхода малокабардинской общественной суммы, а также проанализировано содержание периодических отчетов о приходе, расходе и остатке этой суммы. Сделан вывод о том, что в конце 1840-х гг. малокабардинская общественная сумма представляла собой важный финансовый инструмент, закладывавший принципы и основы пополнения и управления народным капиталом. Ее функционирование отражало стремление властей к налаживанию эффективной системы управления регионом и учета финансовых ресурсов на Кавказе. 

Полный текст

Введение

К настоящему времени в отечественной историографии стало усиливаться внимание к функционированию в дореволюционный период финансовых институтов при учреждениях власти на местах, на которые «поначалу возлагались функции управления денежными активами и хранения, учета прихода и расхода средств, что было во многом сопоставимо с казначейскими функциями» [Бербекова 2023: 3]. Сохранились сведения о функционировании в 60-е гг. XIX в. в Осетинском округе Терской области Окружной общественной суммы [Административная практика… 2012: 307], общественной казны у карачаевского населения Кавказа [Нухрикян 2015а: 132; Нухрикян 2015b: 709-716], караногайском капитале в начале ХХ в. [Терский календарь 1915: 56] и т.п. Наиболее разработанной в кавказоведении в этом направлении представляется проблематика, связанная с функционированием общественного капитала в Нальчикском округе Терской области во второй половине XIX – начале ХХ в., который представлял собой «условную совокупность капиталов Кабардинской общественной суммы и сельских общественных касс» [Бербекова 2023: 186]. Также обращалось внимание на истоки становления Кабардинской общественной суммы во второй четверти XIX в. [Прасолов 2019b: 88; Прасолов 2019а: 60; Прасолов 2022: 76; Прасолов 2023: 34; Бербекова 2023: 34]. Вместе с тем проблемам становления основ и методов управления народным капиталом на Центральном Кавказе во второй половине 1840-х гг. на примере малокабардинской общественной суммы в историографии политической истории народов региона не уделялось. Тогда как в делопроизводственной практике управления Центра Кавказской линии и приставства Малой Кабарды сохранились сведения по состоянию на 1848–1849 гг. о малокабардинской общественной сумме, исследование материалов о которой дает возможность определить источники ее пополнения, учета и контроля, взаимодействия по этому вопросу в пределах собственных полномочий штаба войск Кавказской линии и Черномории, начальника Центра Кавказской линии, государственного казначея управления Центра и пристава Малой Кабарды и т.п. Исследование этого вопроса позволяет расширить представления об особенностях складывания общественного капитала на Центральном Кавказе, формирования принципов управления им со стороны учреждений российской военной власти в регионе и роли учреждений локального судебно-административного контроля (приставских управлений и специальных судебных учреждений для коренного населения) в этом регионе.

Вопросы, связанные с функционированием малокабардинской общественной суммы в конце 40-х гг. XIX в., в историографии не затрагивались. Тогда как некоторые аспекты складывания и развития Кабардинской общественной суммы в Центре Кавказской линии во второй четверти XIX в. рассматривались в трудах Д.Н. Прасолова и М.Х. Бербековой [Прасолов 2019b: 88; Прасолов 2019а: 60; Прасолов 2022: 76; Прасолов 2023: 34; Бербекова 2023: 34]. Сведения о состоянии исследований общих вопросов взаимодействия Управления Центра Кавказской линии с учреждениями локального судебно-административного контроля (в том числе, и с приставом Малой Кабарды) подытоживались в трудах А.Х. Абазова [Абазов 2007; Абазов 2015; Абазов 2016; Абазов 2017; Абазов, Нахушева 2020; Абазов 2023], И.Р. Марзей (Нахушевой) [Алхасова 2022; Алхасова 2024], Д.М. Алхасовой [Нахушева 2020; Абазов, Нахушева 2020; Нахушева 2021; Марзей 2021] и т.п. Тогда как сведения о малокабардинской общественной сумме сохранились в материалах управления Центра Кавказской линии и отложились в фонде И-16 («Управление Центра Кавказской линии») УЦГА АС КБР (г. Нальчик). Для ее характеристики в ходе исследования были проанализированы предписания начальника штаба войск Кавказской линии и Черномории начальнику Центра Кавказской линии, рапорта начальника Центра Кавказской линии главнокомандующему войсками на Кавказской линии и Черномории, рапорта пристава Малой Кабарды начальнику Центра Кавказской линии, предписания начальника Центра Кавказской линии приставу Малой Кабарды и казначею управления Центра, шнуровые книги «на записку прихода и расхода малокабардинской общественной суммы», периодические отчеты пристава Малой Кабарды о «приходе, расходе и остатке малокабардинской общественной суммы» и т.п.

Результаты исследования

О функционировании Кабардинской общественной суммы во второй четверти XIX в. известно, что некоторые правила ее функционирования были закреплены в Наставлении временному Кабардинскому суду генерала А.П. Ермолова от 1822 г. Поначалу она пополнялась в основном за счет отчислений по назначенным этим судом штрафов за преступления, уплаченных «местными жителями денег за вывоз леса из предгорных районов за пределы Кавказской линии для продажи» и т.п. Собранные таким образом средства расходовались на основании распоряжений начальника Центра Кавказской линии и шли на общественные нужды (проведение торжеств в честь пожалования императором знамени кабардинцам в 1844 г.; организация встреч местных жителей с представителями российский власти в регионе; содержание здания управления Центра и т.п.) [Цит. по: Прасолов 2019b: 88; Прасолов 2019а: 60; Прасолов 2022: 76; Прасолов 2023: 34; Бербекова 2023: 34]. Вместе с тем изучение этого имеет определенную исследовательскую перспективу. В архивных фондах управления Центра Кавказской линии сохраняется много документов по этому вопросу. Например, на основе анализа предписания штаба войск Кавказской линии и Черномории и.д. начальника Центра Кавказской линии от 7 августа 1846 г. видно, что главнокомандующий войсками распорядился до утверждения штата Кабардинского временного суда назначить туда на службу двух писарей из военных контонистов с выплатой жалования за счет средств Кабардинской общественной суммы [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 567. Л. 5].

В 1848–1849 гг. начальник Центра Кавказской линии состоял в активной переписке с приставом Малой Кабарды по вопросам движения денежных средств по малокабардинской общественной сумме. Анализ документов управления Центра Кавказской линии и приставского управления Малой Кабарды показывает, что в эти годы малокабардинская общественная сумма воспринималась как самостоятельный финансовый инструмент с собственным наименованием в делопроизводственной документации и отлаженной системой учета и отчетности движения средств по ней. Пристав Малой Кабарды, ответственный за сбор средств, регулярно отчитывался перед начальником Центра Кавказской линии, предоставляя подробные сведения о ее пополнении. Рапорта пристава по этой части тщательно проверялись и утверждались, что свидетельствует о строгом контроле за движением денежных средств по общественной сумме. Для этого были введены шнуровые книги «на записку прихода и расхода малокабардинской общественной суммы». Вероятно, время функционирования малокабардинской общественной суммы в качестве отдельного финансового института было недолгим, т.к. уже в 1852 г. в материалах управления Центра Кавказской линии встречаются распоряжения его начальника на основании рапортов пристава Малой Кабарды о зачислении собранных им пошлин с малокабардинского населения за вывоз леса на продажу в доход Кабардинской общественной суммы [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 297. Л. 21 об.]. Аналогичные сведения можно получить и на основе анализа рапортов и ведомостей о приходах и расходах Кабардинской общественной суммы за 1854–1855 гг. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1295. Л. 40]. Предположительно, между 1850 и 1851 гг. малокабардинская общественная сумма была присоединена к общекабардинской. Но этот вопрос требует дополнительного исследования.

Далее на конкретных примерах рассмотрим основные направления взаимодействия начальника Центра Кавказской линии с приставом Малой Кабарды по вопросам движения денежных средств по малокабардинской общественной сумме. Так, с 16 августа 1848 г. по 1 января 1849 г. от пристава Малой Кабарды на имя начальника Центра Кавказской линии направлялись рапорта о состоянии малокабардиснкой общественной суммы [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 1]. Например, 16 августа 1848 г. пристав Малой Кабарды хорунжий Тургиев направил рапорт начальнику Центра Кавказской линии, в котором сообщалось о взыскании с «проезжавших в разные места малокабардинцев, исключая жителей аулов Бековича и Константиновского, для продажи разного рода делового леса, начиная с 16 февраля по сие число, всего 400 руб. серебром, каковые… записаны на приход в шнуровой книге, препровождённой при упомянутой надписи [начальника Центра Кавказской линии с возложением обязанности производить такие денежные сборы] [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 1]. Из этой суммы 390 руб. 52 коп. были направлена в распоряжение начальника Центра Кавказской линии по факту, а остальные 87 руб. 48 коп. должны были быть отправлены в срочном порядке [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 1]. Подобные рапорты позволяли контролировать поступление средств в общественную сумму и их целевое использование. Они также служили важным источником информации о социально-экономической жизни Малой Кабарды в указанный период.

Анализ документов управления Центра Кавказской линии показывает, что в 1848–1849 гг. пристав Малой Кабарды рапортовал начальнику и направлял в его распоряжение денежные средства на пополнение малокабардинской общественной суммы примерно один раз в 2 месяца. Например, рапорта со схожим содержанием были направлены приставом начальнику Центра Кавказской линии 1 октября 1848 г. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 3.], 14 января 1849 г. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 4.], 2 марта 1849 г. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 6.], 4 мая 1849 г. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 7.] и т.п.

Кроме того, вопросы пополнения и расходования средств малокабардинской общественной суммы находились на контроле высшего военного начальства на Кавказе. Так, 7 мая 1849 г. из штаба войск Кавказской линии и Черномории в адрес начальника Центра Кавказской линии было направлено предписание, в котором сообщалось о том, что по распоряжению начальника Центра Кавказской линии был «заведен порядок пошлинного взыскания с Малой Кабарды, которая занимается промышленностью леса и штрафами за разные предметы, и каковым доходом в состоянии будет уделять часть подлежащих с нея денег на содержание учреждаемой в Нальчике общественной школы» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 8]. В этом документе начальнику Центра Кавказской линии также предлагалось предоставить отчетность о поступлении в доход денежных средств от этих сборов. В ответ на это 20 мая 1849 г. начальник Центра Кавказской линии ходатайствовал перед начальником Штаба генера-майором Филиповым выслать «шнуровую книгу на записку прихода и расхода малокабардинской общественной суммы» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 8 об.]. 13 июня 1849 г. из Штаба войск Кавказской линии и Черномории (канцелярии по управлению мирными горцами) шнуровая книга была направлена начальнику Центра Кавказской линии [УЦГА АС КБР. Ф. И-Оп. 1. Д. 921. Л. 11].

28 мая 1849 г. пристав Малой Кабарды сотник Тургиев в рапорте начальнику Центра Кавказской линии сообщал о том, что им было взыскано 125 руб. 90 коп. с малокабардинцев, выезжавших за пределы Кавказской линии для торговли лесом [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 10]. 19 июня 1849 г. Центральному казначею сотнику К. было предложено все собранные приставом Малой Кабарды сотником Тургиевым с 16 августа 1848 г. по 4 мая 1849 г. за вывоз из Кабарды за пределы Линии общественного леса для продажи и препровождённые начальнику Центра Кавказской линии средства в размере 1042 руб. 50 коп. записать в присланную из Штаба войск специальную шнуровую книгу [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 11 об.].

После получения шнуровой книги из управления Центра Кавказской линии в Штаб войск стали направляться периодические отчеты о «приходе, расходе и остатке малокабардинской общественной суммы, находящейся в распоряжении начальника Центра Кавказской линии» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 12]. Отчеты заверялись «центральным казначеем» сотником К. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 12]. Анализ отчетов позволяет сформировать представления о малокабардинской сумме на начальных этапах становления и развития системы общественного капитала на Центральном Кавказе в это время. Так, в отчете о «приходе, расходе и остатке малокабардинской общественной суммы за май-июнь 1849 г.» в числе доходных статей указывались только суммы, собранные с местных жителей за пересечение линии с целью продажи общественного леса (а именно: 916 руб. 25 коп. – по состоянию до получения шнуровой книги, и 331 руб. 25 коп. – после). Всего в анализируемом отчете по доходной статье было зафиксировано 1244 руб. 50 коп. Расходов показано не было [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 13 об. – 14]. В аналогичном отчете за август 1849 г. статьи прихода были теми же, общая сумма прихода составляла 1282 руб. 30 коп. Расходов не было [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 16 об. – 17]. Это еще раз подчеркивает, что на начальном этапе становления и развития народного капитала на Центральном Кавказе во второй четверти XIX в. основным источником формирования малокабардинской общественной суммы являлись сборы с местного населения за продажу леса. А шнуровая книга, в свою очередь, представляла собой важный документ, в котором фиксировались все приходные и расходные операции с общественными средствами малокабардинского общества.

Далее можно охарактеризовать процедуру направления денежных средств по этой части. Так, пристав Малой Кабарды являлся основным сборщиком податей и периодически направлял и начальнику Центра Кавказской линии в сопровождении собственным рапортом. Начальник Центра Кавказской линии на входящем рапорте ставил отметку о получении денежных средств и ставил резолюцию (предписание) казначею сотнику К. о необходимости записать представленные деньги в приход в шнуровую книгу о малокабардинской общественной сумме [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 15 об.].

Схожая процедура применялась и в отношении денежных средств, собранных приставом Малой Кабарды с жителей подведомственной территории в виде штрафов за преступления. Например, в рапорте пристава Малой Кабарды начальнику Центра Кавказской линии от 23 октября 1849 г. сообщалось о том, что «с жителей Малой Кабарды в штраф за разные преступления деньги» было взыскано 200 руб. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 19–19 об.]. Пристав испрашивал распоряжение начальника Центра Кавказской линии о том, как поступить с этими деньгами. Начальник Центра Кавказской линии предписал направить их в управление Центра Кавказской линии для приобщения к малокабардинской общественной сумме, а казначею, в свою очередь, принять их и отразить в качестве прихода в той шнуровой книге, в которой заносились сведения о приходе средств от сборов за право вывоза общественного леса за пределы линии для продажи. В связи с этим в отчете начальника Центра Кавказской линии о «приходе, расходе и остатке малокабардинской общественной суммы» за октябрь 1849 г. к обычной статье прихода (за вывоз из Кабарды за Линию леса для продажи) добавилась еще одна статья – «от взыскания с малокабардинцев в штраф за разные преступления» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 21 об.]. В октябре 1849 г. расходов также не было, а общий размер суммы был 1594 руб. 35 коп. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 21 об.]. В целом, штрафы, взимаемые приставом Малой Кабарды с местного населения, служили важным источником пополнения малокабардинской общественной суммы, которая находилась под контролем вышестоящего начальства в регионе.

В ноябре 1849 г. ситуация не измелись, а общий размер суммы вырос до 1650 руб. 85 коп. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 26]. В декабре 1849 г. к этим статьям дохода суммы добавилась еще одна – от продажи имущества жителей подведомственной малокабардинскому приставу территории, самовольно переселившихся (бежавших) за пределы Кавказской линии. Так, в рапорте пристава Малой Кабарды начальнику Центра Кавказской линии от 12 декабря 1849 г. сообщалось о том, что после побега жителя подведомственной ему территории И-Ва осталось 30 баранов, которые были проданы приставом Малой Кабарды на основании распоряжения начальника Центра Кавказской линии за 35 руб. 25 коп. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 27]. В рапорте пристав испрашивал разрешение начальника Центра Кавказской линии о том, как распорядиться вырученными средствами. Начальник Центра Кавказской линии принял такое же решение, как и в случаях с пошлинами за вывоз леса для продажи и сборами штрафов за преступления. Он уведомил пристава о необходимости пополнить ими малокабардинскую общественную сумму, а центральному казначею предписал записать на приход в шнуровую книгу малокабардинской общественной суммы [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 27 об.]. В отчете о «приходе, расходе и остатке Малокабардинской общественной суммы» за декабрь 1849 г. добавилась строка, которой до этого не было – «вырученные от продажи после побега… И-ва тридцати штук баранов» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 28 об.]. Расходов по-прежнему было. Общий размер суммы вырос до 1686 руб. 20 коп. [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 28 об.]. В отчете за декабрь 1849 г. была помещена резолюция начальника Центра Кавказской линии с предписанием казначею сотнику Крамаревскому о том, что «оставшуюся от прошлого 1849 г. к 1 числу января сего 1850 г. малокабардинская общественная сумма – 1686 руб. 20 коп. серебром препровождаю Вашему Благородию записать на приход в высланную книгу из Штаба войск Кавказской линии и Черномории на записку прихода и расхода этой суммы в 1850 году» [УЦГА АС КБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 921. Л. 28 об.]. Т.е. основным распорядителем малокабардинской общественной суммы в то время было управление Центра Кавказской линии, движение денежных средств по ней (приход, расход) осуществлялось на основании распоряжений (предписаний) начальника Центра Кавказской линии. И к этому времени сложились и практиковались основные принципы управления общественным капиталом региона. Пристав Малой Кабарды отчитывался перед начальником Центра Кавказской линии, который, в свою очередь, давал указания центральному казначею о том, как использовать поступившие средства. Казначей вел учет всех поступлений и расходов в шнуровой книге. Получается, что к концу 1849 г. малокабардинская общественная сумма пополнялась из нескольких источников: пошлины за вывоз леса, штрафы за преступления и средства, вырученные от продажи имущества бежавших жителей.

Заключение

Таким образом, в 1848–1849 гг. основной доход малокабардинской общественной суммы составляли денежные сборы с населения Малой Кабарды за вывоз леса за пределы Кавказской линии для продажи, штрафы за преступления и средства от продажи имущества местных жителей, самовольно переселившихся из региона проживания на неподконтрольные российской власти территории. Собранные средства направлялись в распоряжение начальника Центра Кавказской линии. Расходная часть была представлена незначительными суммами на делопроизводство и почтовые отправления. Сведения обо всех средствах заносились казначеем управления Центра Кавказской линии в выданную для этих целей штабом войск на Кавказской линии и Черномории начальнику Центра специальную шнуровую книгу для фиксирования прихода и расхода малокабардинской общественной суммы. Казначей управления осуществлял финансовые операции на основании предписания начальника Центра Кавказской линии. Анализ периодических отчетов о приходе, расходе и остатке малокабардинской общественной суммы показывает, что в 1848–1849 гг. ее размер постоянно увеличивался. Начальник Центра Кавказской линии, в свою очередь, отвечал за общее руководство сбором и распределением денежных средств с населения Малой Кабарды за вывоз леса и штрафов за преступления. Он контролировал деятельность пристава и казначея, следил за своевременностью поступления платежей и целевым использованием денежных средств. В конце 1840-х гг. малокабардинская общественная сумма представляла собой важный финансовый инструмент, закладывавший принципы и основы пополнения и управления народным капиталом. Ее функционирование отражало стремление властей к налаживанию эффективной системы управления и учета финансовых ресурсов на Кавказе.

×

Об авторах

Азамат Русланович Беппаев

Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: beppaev33@mail.ru
аспирант Россия

Список литературы

  1. Абазов 2007 – Абазов А.Х. К вопросу о деятельности Кабардинского временного суда // Архивы и общество. – 2007. – № 3. – С. 50-57.
  2. Абазов 2015 – Абазов А.Х. Кабардинский временный суд в условиях интеграции Кабарды в состав Российской империи во второй четверти XIX в // Кавказский сборник. – М.: Русская панорама, 2015. – С. 150-170.
  3. Абазов 2016 – Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в судебной системе Российской империи в конце XVIII – начале ХХ в. – Нальчик: «Печатный двор», 2016. – 264 с.
  4. Абазов 2017 – Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в политико-правовом пространстве Российской империи: судебные преобразования конца XVIII – начала ХХ в. Дис. д-ра ист. н-к. – Нальчик, 2017. – 505 с.
  5. Абазов 2023 – Абазов А.Х. Делопроизводственная практика Кабардинского временного суда: документальное измерение региональной интеграции народов Центрального Кавказа в 1822-1858 гг. // Новое прошлое. – 2023. – № 1. – С. 48-63.
  6. Абазов, Нахушева 2020 – Абазов А.Х., Нахушева И.Р. Приставские управления на Северном Кавказе в последней трети XVIII – первой половине XIX века: эволюция деятельности // Научный диалог. – 2020. – № 8. – С. 287-300.
  7. Административная практика 2012 – Административная практика Российской империи на Центральном Кавказе с конца XVIII в. до 1870 г. (на материале Осетии): Сборник документов. Сост., вступ. ст., коммент. Е.И. Кобахидзе. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. – 399 с.
  8. Алхасова 2022 – Алхасова Д.М. Делопроизводственная документация управления Центра Кавказской линии в 30-50-х гг. XIX в. // Электронный журнал "Кавказология". – 2022. – № 1. – С. 30-47.
  9. Алхасова 2024 – Алхасова Д.М. Управление Центра Кавказской линии в административной системе и политической практике Российской империи в 30–50-е гг. XIX в. Дис. канд. Ист. н-к. – Ставрополь, 2024. – 224 с.
  10. Бербекова 2023 – Бербекова М.Х. Общественный капитал в системе финансовоэкономических отношений Нальчикского округа Терской области во второй половине XIX – начале ХХ в. Дисс. канд. ист. н-к. – Нальчик, 2023. – 206 с.
  11. Марзей 2021 – Марзей И.Р. Система приставских управлений на Северном Кавказе в 1769–1864 гг. Дисс. канд. ист. н-к. – Нальчик, 2021. – 193 с.
  12. Нахушева 2020 – Нахушева И.Р. Приставское управление в Кабарде в 1769-1858 гг.: динамика, полномочия, персоналии // Электронный журнал "Кавказология". – 2020. – № 3. – С. 60-78.
  13. Нахушева 2021 – Нахушева И.Р. К вопросу о финансировании деятельности приставских управлений на Кавказе в начале 50-х гг. XIX в. // Шаг в науку – 2021: Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Нальчик, 08–10 февраля 2021 года. – Нальчик: Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук, 2021. – С. 190-193.
  14. Нухрикян 2015b – Нухрикян Е.С. Нормативно-правовая основа общественного имущества Карачая и Балкарии в пореформенный период (1860-е гг. – начало ХХ в.) // Политика и общество. – 2015. – № 6 (126). – С. 709-716.
  15. Нухрикян 2015а – Нухрикян Е.С. Эволюция правового регулирования землепользования в горских обществах Карачая и Балкарии (1860-е гг. – начало ХХ в.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 6-2 (56). – С. 128-134.
  16. Прасолов 2019a – Прасолов Д.Н. Съезды доверенных в практиках местного самоуправления кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX – начале ХХ в. – Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2019. – 208 с.
  17. Прасолов 2019b – Прасолов Д.Н. Съезды доверенных в практиках местного самоуправления кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX – начале ХХ в. – Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2019. – 208 с.
  18. Прасолов 2022 – Прасолов Д.Н. Съезды доверенных в политической культуре кабардинцев и балкарцев. – Нальчик: Принт-Центр, 2022. – 240 с.
  19. Прасолов 2023 – Прасолов Д.Н. Праздники как ресурс власти в политической культуре центра Кавказской линии // Вестник КБИГИ. – 2023. – № 1 (56). – С. 30–37.
  20. Терский календарь 1915 – Терский календарь на 1915 год. Вып. 24 / под ред. С.П. Гортинского. – Владикавказ: изд. Терского обл. стат. ком, 1915. – 221 с. УЦГА АС КБР – Управление Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Беппаев А.Р., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».