Особенности правового регулирования трудовых отношений в период проведения частичной мобилизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются правовые особенности регулирования трудовых отношений в Российской Федерации, вызванные проведением частичной мобилизации в 2022 году. В ходе проведения специальной военной операции на территории Украины возникла необходимость осуществления мобилизационных мероприятий, которые повлекли издержки в отечественной экономике. Мобилизация 300 тысяч работоспособных человек не могла не сказаться на правовом регулировании трудовых отношений. В связи с этим законодательной властью Российской Федерации были приняты изменения и дополнения в Трудовой кодекс. Целью публикации является раскрытие особенностей регулирования трудовых отношений в период проведения мобилизации. В статье использованы такие общенаучные методы исследования, как обобщение, анализ и конкретизация. На основе сопоставления и анализа правового регулирования трудовых отношений во время проведения мобилизации в 1914, 1941 и 2022 годах авторы приходят к выводу о неизбежности принятия новых изменений в российском законодательстве.

Полный текст

Мобилизация в истории Российского государства официально объявлялась трижды: в 1914, 1941 и 2022 годах. Несмотря на то что во время Первой и Второй мировых войн мобилизация была всеобщей, а в наше время – частичной, у мобилизованных всегда были особые трудовые права.

В силу определенного уровня эволюции российского законодательства, Трудового кодекса, как такового, к 1914 году не существовало. Было лишь Фабричное законодательство, которое не регулировало трудовые права мобилизованных.

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война являлась глобальным военным конфликтом, требующим значительного количества военнослужащих на фронте. Так, в ходе проведения мобилизационных мероприятий за три года войны было призвано около 16 миллионов человек, 12 миллионов из которых были жителями деревень и сел. Этим был нанесен существенный урон экономике государства.

Для решения проблемы оттока работников в 1915 году были созданы трудовые дружины, в которые входили ученики различных классов всех общеобразовательных учреждений [1, с. 189]. Данная практика положительно сказалась на посевных кампаниях в сельском хозяйстве. Помимо этого, к труду в сельском хозяйстве привлекались военнопленные, на Дальнем Востоке – наемные корейские и китайские рабочие. С 1917-го к работам в сельском хозяйстве привлекались солдаты тыловых гарнизонов [1, с. 191].

Относительно трудовых прав мобилизованных необходимо отметить отсрочку от призыва для квалифицированных рабочих технических специальностей. Для наращивания военного производства к октябрю 1916 года такие отсрочки получили свыше 2 миллионов человек, 308 тысяч из которых были возвращены с фронта [2, с.74]. Помимо этого, бронь от мобилизации получали большинство чиновников и государственных служащих.

Помощь семьям мобилизованных также была скудна: в соответствии с «Положением о призрении нижних воинских чинов и их семейств от 25 июля 1912 г.» жены призванных запасных нижних чинов и сами солдаты имели право ходатайствовать о назначении пособия. Однако оно полагалось только законной жене и ее детям. Так, например, во Владивостоке семья солдата получала 3 руб. 20 коп. в месяц. На эту сумму можно было приобрести пуд пшеничного хлеба.

Регулирование трудовых правоотношений мобилизованных заключалось лишь в предоставлении некоторым квалифицированным работникам отсрочки от призыва для работы на благо военно-промышленного комплекса и фронта в целом. Этот факт обусловлен также тем, что мобилизация была всеобщей. Какие-либо трудовые льготы, компенсации семьям в условиях мировой войны, нарастающего социально-политического кризиса государственный бюджет не выдержал бы.

Спустя несколько десятилетий после проведения первой мобилизации наше государство столкнулось с новой мировой угрозой – фашистской Германией. В связи с этим на передовую, как и во время Первой мировой войны, понадобилось значительное число военных. Так, за 4 года Великой Отечественной войны в ряды Красной армии было мобилизовано порядка 34,5 миллиона человек.

К 1941 году правовые институты государства значительно изменились в сравнении с 1914 годом. К этому времени был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ РСФСР), который, в сравнении с Фабричным законодательством, был более совершенным [3].

С началом Второй мировой и Великой Отечественной войн трудовые правоотношения граждан, подлежащих мобилизации, регулировались следующим образом:

Во-первых, бронь от мобилизации получали следующие категории населения:

– граждане, занимающие руководящие должности в партийных организациях, в органах государственной власти (председатели обкомов, райкомов);

– директора заводов, фабрик, промышленных предприятий;

– специалисты среднего звена заводов и фабрик;

– квалифицированные работники предприятий;

– сотрудники учреждений, отвечающих за жизнеобеспечение и безопасность населенных пунктов;

– работники идеологического фронта (художники, музыканты, поэты, писатели, ученые);

– несоответствующие по состоянию здоровья.

С одной стороны, осознавая все происходящее со страной в тот момент, многие граждане, имеющие бронь, пренебрегали своим правом и записывались на фронт добровольцами.

С другой стороны, были нередки случаи демобилизации из армии граждан, ранее работавших в особо важных отраслях промышленности и экономики.

Во-вторых, в условиях мировой войны Советскому Союзу необходимо было переориентировать экономику на военные рельсы. Для достижения этого результата был принят ряд нормативных актов, ограничивающих права граждан, например:

– Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» и др.

Таким образом, советское трудовое законодательство ужесточалось по обоснованным причинам. Вводилась обязательная трудовая мобилизация населения для работы на промышленных предприятиях и на предприятиях сельского хозяйства, ведь, как и во время Первой мировой войны, в нашем государстве наблюдался существенный отток рабочей силы. Так, число рабочих сократилось с 31,8 млн человек в первом полугодии 1941 г. до 18 млн человек в начале 1942 г. [4, с. 17]. Отменялись отпуска и выходные дни. Данные меры позволили максимально учесть и мобилизовать значительные трудовые резервы, направить их в важнейшие отрасли производства, обслуживающие нужды фронта. [4, с. 18]

Все работники предприятий, расположенных вблизи фронта, получали статус мобилизованных и закреплялись за своим рабочим местом.

В-третьих, 6 мая 1942 г. было принято Постановление СНК СССР «О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны». Данное постановление обязывало инвалидов трудоустраиваться на оборонные и иные предприятия. При этом государство гарантировало им различные льготы: пособия по временной нетрудоспособности выплачивались им в размере 100 % заработка независимо от стажа непрерывной работы, за ними в полном объеме сохранялась пенсия независимо от размера заработной платы [4, с. 19].

Для пенсионеров сохранялся размер их пенсии, вне зависимости от заработка.

В-четвертых, ряд изменений в КЗоТ РСФСР включал в себя следующие положения: к случаям введения трудовой повинности добавлялись оборонные мероприятия, охрана путей сообщений, сооружений средств связи и т. д. [5, с. 157]. Помимо этого, вводились обязательные сверхурочные работы, отменялась возрастная граница в 18 лет (в целях привлечения несовершеннолетних к труду).

Таким образом, трудовые правоотношения во время проведения мобилизации в советский период регулировались значительно лучше, чем в Российской империи. Данные меры послужили одним из решающих факторов в победе нашего государства над мировым фашизмом. Несмотря на значительные ограничения, такие как установление уголовной ответственности для руководителей и работников за нарушение трудовой дисциплины, отмена отпусков, обязательная сверхурочная работа и др., миллионы граждан, в том числе и инвалиды, добросовестно выполняли свои обязанности.

Защита Отечества является долгом гражданина Российской Федерации [6]. Столкнувшись с непосредственной угрозой военной агрессии по отношению к РФ, Верховный главнокомандующий 21 сентября 2022 года объявил о начале проведения частичной мобилизации.

В ходе мобилизационных мероприятий было призвано около 300 тысяч человек. Данная цифра обусловлена масштабом конфликта: если прошлые две мобилизации проходили во время мировых войн, количество армий исчислялось миллионами солдат, то сегодняшняя мобилизация проходит в рамках специальной военной операции, в которой задействован ограниченный контингент войск.

Однако изъятие 300 тысяч работоспособных граждан из экономики государства негативно на ней сказывается. Кроме того, это наносит урон тем семьям, в которых единственным источником дохода обладал мобилизованный гражданин.

Призванные по мобилизации граждане получили ряд прав, льгот и компенсаций, принятых ранее как на федеральном, так и на региональном, а также на локальном уровнях. К таким относятся:

– все социальные гарантии и льготы для военнослужащих по контракту, указанные в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76 «О статусе военнослужащих»;

– единовременная федеральная выплата всем мобилизованным в размере 195 тысяч рублей [7];

– ветеранские льготы. Все граждане, проходящие военную службу в рамках специальной военной операции, будут приравнены к ветеранам боевых действий [8]. Соответственно, им будет предоставлен весь перечень льгот, прописанный в Федеральном законе от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;

– право на кредитные каникулы. Каждый военнослужащий на период проведения специальной военной операции может воспользоваться временным прекращением платежей по кредиту;

– единовременная региональная выплата мобилизованным. Ее размер устанавливается региональными властями. Так, например, в Севастополе она составляет 200 тысяч рублей, когда как в Калмыкии она всего лишь 50 тысяч рублей;

– освобождение от уплаты пени за просрочку коммунальных платежей.

Семьи военнослужащих также имеют ряд льгот: например, дети имеют приоритетное право на поступление в школу и в вузы на бюджетной основе, а все члены семьи могут пользоваться бесплатной медицинской помощью в медицинских учреждениях Минобороны.

Важную роль в поддержке мобилизованных играют региональные власти. Так, например, в Республике Крым участники специальной военной операции освобождены от уплаты налогов до момента демобилизации, а для работодателей, чьи сотрудники мобилизованы, изменяются сроки предоставления деклараций по налогу на имущество организации.

В г. Севастополе принят закон о комплексной поддержке мобилизованных [9]. В него входят следующие льготы:

– содействие в трудоустройстве;

– бесплатный проезд в общественном транспорте;

– 50 % компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

– право на получение бесплатной юридической помощи и др.

Таким образом, количество льгот для мобилизованных граждан и их семей является значительным.

Согласно указу Президента РФ «Об объявлении частичной мобилизации в РФ», мобилизованные граждане приравниваются к военнослужащим по контракту [10]. Исходя из этого, трудовые правоотношения мобилизованных должны регулироваться федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих, исполняющих свои обязанности военной службы.

Однако в исследуемой ситуации мобилизованные, хоть и приравниваются к военнослужащим по контракту, фактически остаются гражданскими работниками. Они не планировали заключать контракт с Вооруженными силами РФ, этого потребовал конституционный долг по защите Родины. Соответственно, появилась необходимость регулирования трудовых отношений между работодателем и работником, подлежащим мобилизации.

Согласно Федеральному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», следующие категории граждан имеют отсрочку от призыва по мобилизации [11]:

– забронированные для нужд промышленности сотрудники;

– временно несоответствующие по состоянию здоровья;

– постоянно ухаживающие за близким человеком, если других опекунов нет;

– отцы трех и более детей;

– члены Совета Федерации и Государственной думы.

Кроме того, с момента вступления в силу Указа Президента РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» отсрочку от мобилизации имеют студенты очной и очно-заочной формы обучения высших учебных заведений, имеющих аккредитацию [12].

Кроме того, Министерство обороны РФ и Министерство цифрового развития РФ приняли решение о предоставлении отсрочки от мобилизации для сотрудников аккредитованных IT-организаций. Таким образом, работники определенных технических профессий, особенно узкоспециализированных, не призываются на фронт в целях дальнейшего продуктивного функционирования отраслевых предприятий.

Помимо этого, в перечень «забронированных» граждан были внесены российские адвокаты. В конце ноября Союз адвокатов России добился от исполнительной власти РФ получения права на бронь от частичной мобилизации, аргументировав это тем, что в нашем государстве низкое соотношение адвокатов и обычных граждан: 1 адвокат на 1974 человека.

В октябре 2022-го Трудовой кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 351.7 в связи с проведением частичной мобилизации [13].

С начала действия частичной мобилизации возникали определенные проблемы в регулировании трудовых отношений и защите прав мобилизованных.

Известны случаи, когда работодатели увольняли мобилизованных сотрудников до принятия поправок в Трудовой кодекс РФ. Чтобы избежать привлечения к ответственности, работодатель обязан:

– отменить приказ об увольнении такого работника;

– отменить передачу сведений об увольнении, направленные в ПФР;

– сделать соответствующую запись об отмене приказа об увольнении в трудовую книжку;

– издать приказ о приостановлении трудового договора.

Также требуется решение вопроса о возобновлении действия трудового договора. Изменения в ТК РФ указывают на то, что работник после демобилизации должен вернуться на работу в течение трех месяцев. Рекомендуем работодателям не увольнять мобилизованных сотрудников по истечении трех месяцев со дня окончания СВО. Необходимо направить запрос в соответствующий военкомат и лично связаться с работником.

Предлагаем внести следующие дополнения в законодательство Российской Федерации:

  1. Внести в ст. 351.7 Трудового кодекса РФ следующие дополнения:

– заключение срочного договора, который предполагает замещение мобилизованного работника иным лицом, должно происходить в первую очередь с гражданином, попавшим под сокращение численности штата работников;

– в случае смерти мобилизованного работника во время несения военной службы трудовой договор прекращает действие. С замещающим его работником по срочному договору по инициативе сторон должен быть заключен бессрочный трудовой договор, рабочее место передается замещающему работнику;

– в случае получения инвалидности мобилизованным работником (позволяющей продолжать прежнюю работу), за ним сохраняется рабочее место с неполным рабочим днем и полной заработной платой;

– работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником-женщиной, являющейся женой мобилизованного гражданина.

  1. Внести в п. 33 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» следующее изменение:

– Периоды участия в специальной военной операции в периоды, указанные в подпунктах «а» - «в» пункта 32 настоящего постановления, исчисляются в тройном размере (вместо «в двойном размере»).

Подобная мера практиковалась в Советском Союзе, когда день службы военных приравнивался к трем дням работы на гражданской основе.

  1. При мобилизации единственного руководителя ИП встает вопрос о дальнейшем продолжении предпринимательской деятельности. В ФЗ РФ «О мобилизации» дается 5-дневная отсрочка для решения этого вопроса [11]. Однако этого срока может быть недостаточно для переоформления ИП на другого гражданина, и тогда возникает необходимость расторжения трудовых договоров со всеми работниками. Однако мы считаем необходимым внесение поправок в действующее законодательство, касающееся деятельности ИП.

Предлагаем дополнить ст. 18 ФЗ РФ «О мобилизации» следующим пунктом:

– единственный руководитель ИП, оформленного до 21 сентября 2022 года.

  1. Дополнить ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» пунктом 9:

– участники специальной военной операции – граждане Российской Федерации, а также члены их семей.

  1. Перераспределить расходы федерального бюджета РФ на 2023–2024 гг. в пользу статей «Об обороне» с 20 % до 24 %.

Существующие проблемы в реализации трудовых правоотношений будут решены путем внесения изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты.

×

Об авторах

Виктор Александрович Процевский

Севастопольский государственный университет

Email: vaprotsevskiy@sevsu.ru

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Трудовое право», Юридический институт

Россия, Севастополь

Дмитрий Валерьевич Киселев

Севастопольский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kiselevv92@yandex.ru

студент гражданско-правового профиля, Юридический институт

Россия, Севастополь

Список литературы

  1. Чубаров А. И. Формирование и деятельность трудовых дружин в Российской империи в годы Первой мировой войны // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 26, № 194. С. 185–193. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-185-193. EDN: https://www.elibrary.ru/tzywbe.
  2. Шеин И. А. Мобилизация русской армии и ее пополнение людскими ресурсами в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.) // Военный академический журнал. 2016. № 3 (11). С. 72–76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26901814. EDN: https://www.elibrary.ru/wqrzvn.
  3. О введении в действие Кодекса законов о труде РСФСР: постановление ВЦИК от 9 ноября 1922 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1431.htm.
  4. Епифанова Е. В. Изменения в трудовом праве в период Второй мировой войны // Очерки новейшей камералистики. 2020. № 2. С. 16–22. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43147118. EDN: https://www.elibrary.ru/jmzgrc.
  5. Масюк В. И. Трудовое законодательство СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Кузбасского института. 2015. № 2 (23). C. 155–160. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23287769. EDN: https://www.elibrary.ru/tpptqf.
  6. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/constitution/.
  7. Указ Президента Российской Федерации от 02.11.2022 № 787 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации» // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211030044.
  8. Федеральный закон от 21.11.2022 № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ‘‘О ветеранах’’» // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211210035.
  9. Законодательное собрание города Севастополя: Закон города Севастополя от 1 декабря 2022 года № 720-ЗС «О социальной поддержке участников специальной военной операции, членов их семей и членов семей погибших (умерших) участников специальной военной операции в городе Севастополе и о внесении изменений в некоторые законодательные акты...» [Электронный ресурс]. URL: https://sevzakon.ru/view/laws/bank/2022/zakon_n_720_zs_ot_01_12_2022/opublikovanie/.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209210001.
  11. Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (последняя редакция) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102045871.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 24.09.2022 № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240020.
  13. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074279.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Процевский В.А., Киселев Д.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».