Adolescents' Attitudes Towards Manifestations of Premature Socialization
- Authors: Salistaya G.S.1
-
Affiliations:
- Moscow State Linguistic University
- Issue: No 1 (858) (2025)
- Pages: 114-121
- Section: Социологические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-347X/article/view/296865
- ID: 296865
Cite item
Full Text
Abstract
The article discusses the results of an empirical study of adolescents conducted by the author using a database provided by all-Russian children's organizations. The method of online survey (Google Forms) was used. The sample is focused spontaneous. The sample size is 183 respondents. The age of respondents is from 12 to 18 years old. The results are presented using the methods of descriptive statistics and multivariate data analysis. The concept of socialization norm was applied as a methodological basis of the study. Premature socialization is considered as early acquisition of social functions of an adult by children and adolescents and is qualified as a socialization deviation, which is not always interpreted as a deviation. The specifics of sociological studies of adolescents are discussed, and a number of limitations of using the questionnaire survey as a tool in the study of this age group are revealed. The opinion of adolescents about the accessibility of the questionnaire wording during the survey of high school students by the method of focus-group interview is shown, according to the results of which a number of questions were reformulated and some were excluded from the questionnaire. The analysis of teenagers' attitudes to various manifestations of premature socialization is presented: teenage girls' pregnancy, early sexual relations, marriage before school graduation, smoking, alcohol consumption, earning their own money, piercing and tattoos, etc. The analysis of teenagers' attitudes to various manifestations of premature socialization is presented. The respondents' opinion on the causes of minor offenses of adolescents, use of tobacco and alcohol products by adolescents, pregnancy of adolescent girls was revealed. The author draws the following conclusions: the attitude of adolescents to negative manifestations of premature socialization is characterized by the prevalence of neutral-negative assessments. In the choice of adolescents' attitudes towards some socially disapproved manifestations of premature socialization, which are not subject to pronounced stigmatization in society, neutral and even positive assessments prevail. Among the main reasons for the manifestations of premature socialization, adolescents highlight: personal characteristics, the desire to experience thrills and the situation in the family.
Full Text
ВВЕДЕНИЕ
Исследование проблем социализации личности в условиях социокультурных изменений не теряет своей актуальности. Технологические инновации современности определили появление новых социальных практик и способов социального взаимодействия, которые оказывают влияние и на социализацию детей и подростков. При усилении разнообразия способов передачи социального опыта новым поколениям, может возрастать вероятность отклонений в социализации, в том числе и проявлений различных форм преждевременного освоения социальных норм и культурных ценностей.
Преждевременная социализация связана с ранним обретением детьми и подростками социальных функций взрослого человека. Освоение знаний и навыков, не характерных для этой возрастной группы, может представлять проблему как для индивида, так и для общества [Ковалева, 1996]. К основным проявлениям преждевременной социализации относятся - раннее материнство и ро-дительство, ранние браки, ранние сексуальные связи, противоправная деятельность подростков, бродяжничество и беспризорность, потребление алкоголя, наркотических и психотропных веществ,
детский труд и др. Преждевременная социализация отражает характер социализационного отклонения, которое не всегда трактуется как девиация. Причина тому - неоднозначность идентификации отклонений, прежде всего, тех, которые не относятся ни к антисоциальным, ни к асоциальным явлениям подростковой психики. Проявления преждевременной социализации в восприятии общества обретают множественный спектр значений: от нейтральных и нейтрально-положительных к условно-отрицательным и крайне негативным.
Методологической основой изучения преждевременной социализации является концепция социализационной нормы [Ковалева, 1996]. Социа-лизационная норма как многомерный эталон предъявляется конкретным обществом индивиду. Он является мерой усвоения личностью в процессе социализации общепринятых норм, ценностей и образцов поведения. Общеобязательная норма фактически выступает в качестве границы социализации. Эту границу задает конкретное общество. Общепринятая норма, в свою очередь, осуществляется как самим индивидом, так и институтами социализации. В условиях социальных изменений социализационная норма претерпевает трансформации. Она связана с изменением идеалов
и размыванием идеального типа социализацион-ной нормы, пересмотром норм жизни и деятельности, изменением реального поведения людей.
Расширение возможностей получения знаний и навыков взрослого мира подростками связано, в первую очередь, с развитием современных коммуникационных технологий. Согласно исследованиям, Интернет является основным источником информации для подростков [Солдатова и др., 2011; Социологический анализ этнокультурного развития и профилактики экстремизма в молодежной среде, 2016]. При этом дети не всегда потребляют информацию, которая предназначена только для них. Преждевременное освоение знаний и навыков подростком, как правило, находится в определенном диссонансе с уровнем его социальной, психической, и физиологической зрелости. Проявления преждевременной социализации могут являться причиной ряда проблем как для индивида, так и для общества.
С учетом особенностей метода анкетного опроса подростков при изучении преждевременной социализации задачи исследования были сформулированы следующим образом: 1) выяснение отношения подростков к некоторым проявлениям преждевременной социализации; 2) определение причин социально-неодобряемых действий подростков. Эти причины выявляются, в том числе, путем анкетирования самих подростков.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Специфика социологических исследований поведения подростков определяется их особым промежуточным статусом. Согласно действующему законодательству, они обладают статусом несовершеннолетних граждан, подразумевающим ряд ограничений в правах. Применение анкетного опроса подростков также имеет ряд ограничений.
Во-первых, исследуется социально-неодобряе-мое поведение, при этом крайне затруднительно избежать «социальной желательности», которая выражается в особенности подростка давать ответы, с его точки зрения, правильные и одобряемые взрослым миром1.
Во-вторых, необходимо учитывать этический фактор при исследованиях этой социальной группы в российских реалиях. При опросах подростков, по мнению ряда исследователей, требуется получение согласия законных представителей или по достижению определенного возраста получения
1 Майорова-Щеглова С. Н. Социологические исследования детей: границы и возможности применения неопросных методов // Социология детства. URL: http://childsoc.ru/doc/metod_1.pdf (дата обращения: 12.02.2025).
согласия от самого подростка и обеспечение приватности полученных данных, защита подростков от возможных рисков и принудительного участия в исследовании [Русакова, 2014].
С учетом этических составляющих опроса подростков на электронную почту потенциального респондента направлялось сопроводительное письмо, в котором содержалась информация об использовании полученных данных в обобщенном виде с научными целями, подчеркивалась анонимность анкетного опроса. Также в «шапку» анкеты были включены фразы:
...Ты можешь отказаться от заполнения анкеты в любой момент, если так захочется. ...В анкете нет правильных и неправильных ответов!
...Мы просим тебя заполнить анкету до конца, потому что твое мнение нам очень важно.
Таким образом, по мнению С. Н. Майоровой-Щегловой, при достижении подростком 14-летнего возраста возможно самостоятельное принятие им решений об участии в исследовании. В этом случае необходимо заключение согласия между исследователем и подростком. Оно осуществляется в устной или письменной форме для ознакомления с целями исследования и способом употребления полученных данных [Майорова-Щеглова, 2017].
Для проверки доступности формулировок и определения времени заполнения анкеты подростками, перед проведением анкетирования состоялся опрос старшеклассников методом фокус-группового интервью, по итогам которого ряд вопросов были переформулированы, а некоторые и вовсе исключены из анкеты. Таким образом, например, были исключены вопросы, связанные с отношением подростков к участию в политических митингах, про-тестном движении. Для иллюстрации приведем выдержки из транскрипта фокус-группового интервью «Обсуждение анкеты для подростков»:
Подростки: И также вам не ответят про митинги. Подростки: Анкету никто не напишет. Подростки: Вам не ответят на эти вопросы. Очень много сейчас идет угроз в школах, насчет того, что если ты участвуешь в митинге, то ты вылетаешь из школы и это сразу же.
Интервьюер: Даже про своих приятелей, ровесников, знакомых?
Подростки. Да. Просто никто не верит в анонимность этих анкет, нас постоянно тестируют, и всякие неприятности потом бывают. Просто если напишут про митинги, в школе могут узнать и вызывать на различные разговоры, чтобы узнать имена.
Эмпирической базой исследования послужили данные анкетного опроса подростков в возрасте 12-18 лет, проведенного автором посредством GoogLe-форм. Использовалась база данных, представленная общероссийскими общероссийскими детскими организациями. Выборка фокусированная стихийная. N = 183. Регионы: Москва, Московская область, Архангельск, Башкирия, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Краснодарский край, Ленинградская область, Находка, Новосибирск, Санкт-Петербург, Томская область, Тула, Уфа, Челябинская область.
Статистическая обработка результатов была выполнена в программе SPSS Statistics 29. Результаты представлены с использованием методов описательной статистики и двумерного анализа данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В опросе приняли участие 183 респондента: 56 % девушек и 44 % юношей. Возраст подростков, принимающих участие в опросе: 17 лет - 39,3 %, 16 лет - 21,9 %, 15 лет - 16,4 %, 14 лет - 10,4 %, 13 лет - 7,1 %, 12 лет - 4,9 %. В исследуемой совокупности, представлены в основном подростки в возрасте 14-17 лет - 83,1 % от всего состава выборочной совокупности, проживающие в семьях с хорошим и средним доходом - 94,5 %, с достаточно высокими показателями успеваемости в образовательных учреждениях. Такой результат можно объяснить учитывая сфокусированность выборки на подростках, которые занимаются в учреждениях дополнительного образования и увлечены получением знаний и навыков в какой-либо из сфер творческой деятельности. Образовательные интенции подростков связаны с предложением ссылки на заполнение анкеты в GoogLe-форм подросткам, включенным в базы данных общероссийских детских организаций.
Отношение подростков к проявлениям преждевременной социализации было представлено путем ответа на вопрос: «Мое отношение...», -далее респонденту предлагалось осуществить выбор к проявлениям преждевременности в социализации по ранговой шкале, предусматривающей положительные оценки отношения к явлению выбором «4» и «5», отрицательные оценки - «1» и «2», нейтральную оценку - «3». Вопрос сопровождался пояснением, где 5 - максимально позитивное отношение, 1 - крайне негативное. Также при проведении фокус-группового интервью со старшеклассниками обсуждался вопрос смыслового восприятия оценок для уточнения понимания выбора пункта «3» на шкале как нейтральной оценки.
Респондентам задавались вопросы об отношении к беременности девочек-подростков; вступлению в брак до окончания школы; к ранним сексуальным связям; к бродяжничеству и беспризорности; курению; употреблению алкогольной продукции и др.
В целом, определяя свое отношение к таким проявлениям преждевременной социализации, подростки выбирали негативно-нейтральные оценки, что является вполне ожидаемым результатом. Например, при ответе на вопрос: «Мое отношение к беременности девочек подростков», - негативные оценки «1» выбрали 41,5 % и «2» - 31 % подростков. Свое отношение к этому явлению как нейтральное определили 19,7 % респондентов (см. табл. 1).
Отношение подростков к ранним сексуальным связям можно охарактеризовать как крайне негативное. Оценку «1» выбрали 45,9 % респондентов, оценку «2» - 27,9 %. Нейтрально относятся к этому явлению 19,7 % подростков (см. табл. 2).
При определении отношения подростков к вступлению в брак до окончания школы 47 % подростков выбрали оценку «1», 16,4 % - оценку «2». Нейтрально относятся к этой проблеме 23 % (см. рис. 1)
При ответе на вопрос: «Мое отношение к трудовой деятельности в ущерб занятиям в школе / колледже», - негативные оценки «1» и «2» выбрали 9,8 % и 3,3 % подростков. Свое отношение как нейтральное определили - 31,1 %. Положительное отношение к трудовой деятельности вместо школы в подростковом возрасте определили на «4» - 32,2 % подростков и на «5» - 23,5 %. При этом, выбор оценок, выражающих отношение к этому явлению, отличаются в разных возрастных группах. Среди подростков в возрасте 12-15 лет выбора негативных оценок «1» и «2» не было
(0 %), нейтральную оценку «3» выбрало 21,1 %, «4» - 31 % и «5» - 47,9 %. Старшие подростки 1617 лет иначе оценивают свое отношение к этому явлению. Положительное отношение «5» выбрало 8 % в этой группе, «4» - 33 %, нейтральную «3»-37,5 %, «2» - 5,4 %, «1» - 16,1 %.
Отношение подростков к курению и употреблению алкогольной продукции негативно-нейтральное. Отношение к курению: «1» - 36,1 %, «2» - 14,8 %, нейтрально - 37,2 %, хорошо «4» - 8,7 % и отлично -1,6 %. К употреблению алкогольной продукции крайне негативно «1» - 21,3 %, «2» - 24,6 %, нейтральное отношение продемонстрировали 47,5 %, «4» - 6,6 %.
блога», который является, по сути, другой интерпретацией вопроса о трудовой деятельности, -негативную оценку «1» подростки не выбрали (0 %), «2» выбрали 3,3 %, «3», - 9,8 %, «4» - 21,3 % и «5» - 65,6 %. Причем, разнородности мнений по отношению к этому вопросу в разных возрастных категориях (12-15 лет и 16-17 лет) практически не было обнаружено (табл. 3).
Примечательно отношение подростков к пирсингу и татуировкам. Согласно действующему законодательству, нанесение татуировки является процедурой, связанной с вмешательством в организм и решение о ее проведении может быть принято гражданином самостоятельно при достижении возраста дееспособности - 18 лет. Далеко не все салоны готовы нанести татуировку несовершеннолетнему, даже заручившись согласием законных представителей и личным присутствием родителей на процедуре. Повышенная чувствительность подростка к боли и другие особенности физиологии человека в этом возрасте, необходимость снимать одежду для доступа к месту локации татуировки, - определяет негативное отношение большинства тату-мастеров к такой процедуре в подростковом возрасте.
При ответе на вопрос: «Мое отношение к пирсингу и татуировкам», - выбор «1» сделали 9,8 % подростков, «2» - 12 %, «3» - 33,3 %. «4» - 27,9 % подростка и «5» - 16,9 %. (табл. 4).
Диеты для улучшения внешности также относятся к проявлениям преждевременной социализации. Возможные последствия диет, обусловленные психологическими, физиологическими и социальными особенностями подростков, позволяют маркировать это явление как преждевременность в социализации. При ответе на вопрос: «Мое
отношение к диетам для улучшения внешности», выбрали «1» - 12 %, «2» - 21,9 %, нейтрально относятся к этой теме «3» - 24,6 %, положительно - 15,3 % и отлично - 26,2 %.
К просмотру сайтов «с взрослым контентом» (подростки интерпретируют взрослый контент как несущий сексуальную смысловую нагрузку), негативно относятся: «1» - 13,2 %, «2» - 23 %, оценку нейтрально «3» - 36 %, хорошо и отлично к просмотру такого контента относятся 27,6 %.
По мнению подростков, основными причинами беременности девочек-подростков, являются: «личностные особенности» - 65 %; «сложившиеся обстоятельства, случай» - 55,7 %; «неправильное воспитание в семье» - 51,4 %; «неблагополучные отношения в семье» - 17,5 %; «влияние компании ровесников» - 14,8 %; «низкий уровень знаний (сексуальное невежество)» - 13,7 %.
Употребление табака и алкоголя до 18 лет, связано, по мнению подростков: «с желанием испытать острые ощущения» - 48,6 %; «непониманием последствий» - 30,6 %; «с влиянием компании, чтобы быть как все» - 22,4 %; «с родителями, семьей» - 10,4 %; среди ответов «другое» - были варианты «с азартом», «люди такие», «хочется».
Основными причинами мелких правонарушений подростков, были названы: «азарт» - 33,9 %; «личностные особенности» - 33,3 %; «влияние романтического ореола такого поведения в СМИ, Интернете» - 29,5 %; «ситуация в семье» - 22,4 %.
Определяя свое отношение к беременности девочек-подростков, к вступлению в брак до окончания школы, ранним сексуальным связям,
к бродяжничеству и беспризорности, курению, употреблению алкогольной продукции и др., подростки выбирали негативно-нейтральные оценки, что является вполне ожидаемым результатом. Анализируя отношение подростков к различным проявлениям преждевременности в социализации можно заметить, что стигматизируемые обществом, негативные проявления преждевременности достаточно точно распознаются подростком, что выражается в преобладании нейтрально-негативных оценок. Относительно проявлений преждевременности в социализации, последствия которых обладают негативным потенциалом воздействия на социализационную траекторию подростка в более скрытой, завуалированной форме, - в выборе отношения подростков преобладают нейтральные и даже позитивные оценки. Среди основных причин проявления преждевременной социализации подростки выделяют личностные особенности, желание испытать острые ощущения, азарт и ситуацию в семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преждевременное освоение подростками знаний и навыков «взрослого мира» может представлять проблему, которая связана с информационно-образовательными рисками и рисками для жизни и здоровья детей. Обретение подростками социальных функций взрослого человека рассматривается в контексте отклонения от социализа-ционной нормы и относится к преждевременной социализации. С учетом специфики проведения
анкетного опроса подростков и ограниченности выбранного инструментария возрастными особенностями опрашиваемых задачами исследования являлось выявление отношения подростков к некоторым проявлениям преждевременной социализации и причины социально-неодобряемых действий подростков.
Определяя свое отношение к беременности девочек-подростков, к вступлению в брак до окончания школы, ранним сексуальным связям, к бродяжничеству и беспризорности, курению, употреблению алкогольной продукции и др., подростки выбирали негативно-нейтральные оценки, что является
вполне ожидаемым результатом. Анализируя отношение подростков к различным проявлениям преждевременной социализации можно заметить, что стигматизируемые обществом, негативные проявления преждевременности достаточно точно распознаются подростком, что выражается в преобладании нейтрально-негативных оценок. Относительно проявлений преждевременности в социализации, последствия которых обладают негативным потенциалом воздействия на социализационную траекторию подростка в более скрытой, завуалированной форме, - в выборе отношения подростков преобладают нейтральные и даже позитивные оценки.
About the authors
Galina S. Salistaya
Moscow State Linguistic University
Author for correspondence.
Email: galinasol@inbox.ru
Postgraduate Student Department of Sociology Institute of International Relations and Socio-Political Sciences Moscow State Linguistic University
Russian FederationReferences
- Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996.
- Солдатова Г. В. [и др.]. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г. В. Солдатова, Е. Ю. Зотова, А. И. Чекалина, О. С. Гостимская / под ред. Г. В. Солдатовой. М.: МСкомпринт, 2011.
- Социологический анализ этнокультурного развития и профилактики экстремизма в молодежной среде: коллективная монография / И. В. Образцов, А. Я. Касюк, Г. В. Маткаримова, А. В. Половнёв, В. Л. Примаков, С. С. Соловьев, О. Н. Шаева ; под. общ. ред. И. В. Образцова. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016.
- Русакова М. М. Обзор законодательства и литературы по этическим аспектам исследований благополучия и нарушений прав детей // Теория и практика общественного развития. 2014. №16. С. 53-58.
- Майорова-Щеглова С. Н. Этико-правовые и научные требования к социологическим исследованиям детей // Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства. СПб.: Астерион, 2017. С. 24-28.
Supplementary files
