Отношение подростков к проявлениям преждевременной социализации
- Авторы: Салистая Г.С.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: № 1 (858) (2025)
- Раздел: Социологические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-347X/article/view/296865
- ID: 296865
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования подростков, проведенного автором по базе данных, предоставленной общероссийскими детскими организациями. Использован метод онлайн-опроса (Google Forms). Выборка фокусированная стихийная. Объем выборки 183 респондента. Возраст респондентов от 12 до 18 лет. Результаты представлены с использованием методов описательной статистики и многомерного анализа данных. В качестве методологической базы исследования применена концепция социализационной нормы. Преждевременная социализация рассматривается как раннее обретение детьми и подростками социальных функций взрослого человека и представляет социализационное отклонение, которое не всегда трактуется как девиация. Обсуждена специфика социологических исследований подростков, выявлен ряд ограничений применения анкетного опроса в качестве инструментария при исследовании этой возрастной группы. Показано мнение подростков о доступности формулировок анкеты при проведении опроса старшеклассников методом фокус-группового интервью, по итогам которого ряд вопросов были переформулированы, а некоторые и вовсе исключены из анкеты. Представлен анализ отношения подростков к различным проявлениям преждевременной социализации: беременности девочек-подростков, ранним сексуальным связям, вступлению в брак до окончания школы, курению, употреблению алкогольной продукции, зарабатыванию собственных денег, пирсингу и татуировкам и др. Выявлено мнение респондентов о причинах мелких правонарушений подростков, употребления табака и алкогольной продукции подростками, беременности девочек-подростков. Автор делает следующие выводы: отношение подростков к негативным проявлениям преждевременной социализации характеризуется преобладанием нейтрально-негативных оценок. В выборе отношения подростков к некоторым социально неодобряемым проявлениям преждевременной социализации, которые не подвергаются выраженной стигматизации в обществе, - преобладают нейтральные и даже позитивные оценки. Среди основных причин проявлений преждевременной социализации подростки выделяют: личностные особенности, желание испытать острые ощущения и проблемную ситуацию в семье.
Ключевые слова
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Исследование проблем социализации личности в условиях социокультурных изменений не теряет своей актуальности. Технологические инновации современности определили появление новых социальных практик и способов социального взаимодействия, которые оказывают влияние и на социализацию детей и подростков. При усилении разнообразия способов передачи социального опыта новым поколениям, может возрастать вероятность отклонений в социализации, в том числе и проявлений различных форм преждевременного освоения социальных норм и культурных ценностей.
Преждевременная социализация связана с ранним обретением детьми и подростками социальных функций взрослого человека. Освоение знаний и навыков, не характерных для этой возрастной группы, может представлять проблему как для индивида, так и для общества [Ковалева, 1996]. К основным проявлениям преждевременной социализации относятся - раннее материнство и ро-дительство, ранние браки, ранние сексуальные связи, противоправная деятельность подростков, бродяжничество и беспризорность, потребление алкоголя, наркотических и психотропных веществ,
детский труд и др. Преждевременная социализация отражает характер социализационного отклонения, которое не всегда трактуется как девиация. Причина тому - неоднозначность идентификации отклонений, прежде всего, тех, которые не относятся ни к антисоциальным, ни к асоциальным явлениям подростковой психики. Проявления преждевременной социализации в восприятии общества обретают множественный спектр значений: от нейтральных и нейтрально-положительных к условно-отрицательным и крайне негативным.
Методологической основой изучения преждевременной социализации является концепция социализационной нормы [Ковалева, 1996]. Социа-лизационная норма как многомерный эталон предъявляется конкретным обществом индивиду. Он является мерой усвоения личностью в процессе социализации общепринятых норм, ценностей и образцов поведения. Общеобязательная норма фактически выступает в качестве границы социализации. Эту границу задает конкретное общество. Общепринятая норма, в свою очередь, осуществляется как самим индивидом, так и институтами социализации. В условиях социальных изменений социализационная норма претерпевает трансформации. Она связана с изменением идеалов
и размыванием идеального типа социализацион-ной нормы, пересмотром норм жизни и деятельности, изменением реального поведения людей.
Расширение возможностей получения знаний и навыков взрослого мира подростками связано, в первую очередь, с развитием современных коммуникационных технологий. Согласно исследованиям, Интернет является основным источником информации для подростков [Солдатова и др., 2011; Социологический анализ этнокультурного развития и профилактики экстремизма в молодежной среде, 2016]. При этом дети не всегда потребляют информацию, которая предназначена только для них. Преждевременное освоение знаний и навыков подростком, как правило, находится в определенном диссонансе с уровнем его социальной, психической, и физиологической зрелости. Проявления преждевременной социализации могут являться причиной ряда проблем как для индивида, так и для общества.
С учетом особенностей метода анкетного опроса подростков при изучении преждевременной социализации задачи исследования были сформулированы следующим образом: 1) выяснение отношения подростков к некоторым проявлениям преждевременной социализации; 2) определение причин социально-неодобряемых действий подростков. Эти причины выявляются, в том числе, путем анкетирования самих подростков.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Специфика социологических исследований поведения подростков определяется их особым промежуточным статусом. Согласно действующему законодательству, они обладают статусом несовершеннолетних граждан, подразумевающим ряд ограничений в правах. Применение анкетного опроса подростков также имеет ряд ограничений.
Во-первых, исследуется социально-неодобряе-мое поведение, при этом крайне затруднительно избежать «социальной желательности», которая выражается в особенности подростка давать ответы, с его точки зрения, правильные и одобряемые взрослым миром1.
Во-вторых, необходимо учитывать этический фактор при исследованиях этой социальной группы в российских реалиях. При опросах подростков, по мнению ряда исследователей, требуется получение согласия законных представителей или по достижению определенного возраста получения
1 Майорова-Щеглова С. Н. Социологические исследования детей: границы и возможности применения неопросных методов // Социология детства. URL: http://childsoc.ru/doc/metod_1.pdf (дата обращения: 12.02.2025).
согласия от самого подростка и обеспечение приватности полученных данных, защита подростков от возможных рисков и принудительного участия в исследовании [Русакова, 2014].
С учетом этических составляющих опроса подростков на электронную почту потенциального респондента направлялось сопроводительное письмо, в котором содержалась информация об использовании полученных данных в обобщенном виде с научными целями, подчеркивалась анонимность анкетного опроса. Также в «шапку» анкеты были включены фразы:
...Ты можешь отказаться от заполнения анкеты в любой момент, если так захочется. ...В анкете нет правильных и неправильных ответов!
...Мы просим тебя заполнить анкету до конца, потому что твое мнение нам очень важно.
Таким образом, по мнению С. Н. Майоровой-Щегловой, при достижении подростком 14-летнего возраста возможно самостоятельное принятие им решений об участии в исследовании. В этом случае необходимо заключение согласия между исследователем и подростком. Оно осуществляется в устной или письменной форме для ознакомления с целями исследования и способом употребления полученных данных [Майорова-Щеглова, 2017].
Для проверки доступности формулировок и определения времени заполнения анкеты подростками, перед проведением анкетирования состоялся опрос старшеклассников методом фокус-группового интервью, по итогам которого ряд вопросов были переформулированы, а некоторые и вовсе исключены из анкеты. Таким образом, например, были исключены вопросы, связанные с отношением подростков к участию в политических митингах, про-тестном движении. Для иллюстрации приведем выдержки из транскрипта фокус-группового интервью «Обсуждение анкеты для подростков»:
Подростки: И также вам не ответят про митинги. Подростки: Анкету никто не напишет. Подростки: Вам не ответят на эти вопросы. Очень много сейчас идет угроз в школах, насчет того, что если ты участвуешь в митинге, то ты вылетаешь из школы и это сразу же.
Интервьюер: Даже про своих приятелей, ровесников, знакомых?
Подростки. Да. Просто никто не верит в анонимность этих анкет, нас постоянно тестируют, и всякие неприятности потом бывают. Просто если напишут про митинги, в школе могут узнать и вызывать на различные разговоры, чтобы узнать имена.
Эмпирической базой исследования послужили данные анкетного опроса подростков в возрасте 12-18 лет, проведенного автором посредством GoogLe-форм. Использовалась база данных, представленная общероссийскими общероссийскими детскими организациями. Выборка фокусированная стихийная. N = 183. Регионы: Москва, Московская область, Архангельск, Башкирия, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Краснодарский край, Ленинградская область, Находка, Новосибирск, Санкт-Петербург, Томская область, Тула, Уфа, Челябинская область.
Статистическая обработка результатов была выполнена в программе SPSS Statistics 29. Результаты представлены с использованием методов описательной статистики и двумерного анализа данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В опросе приняли участие 183 респондента: 56 % девушек и 44 % юношей. Возраст подростков, принимающих участие в опросе: 17 лет - 39,3 %, 16 лет - 21,9 %, 15 лет - 16,4 %, 14 лет - 10,4 %, 13 лет - 7,1 %, 12 лет - 4,9 %. В исследуемой совокупности, представлены в основном подростки в возрасте 14-17 лет - 83,1 % от всего состава выборочной совокупности, проживающие в семьях с хорошим и средним доходом - 94,5 %, с достаточно высокими показателями успеваемости в образовательных учреждениях. Такой результат можно объяснить учитывая сфокусированность выборки на подростках, которые занимаются в учреждениях дополнительного образования и увлечены получением знаний и навыков в какой-либо из сфер творческой деятельности. Образовательные интенции подростков связаны с предложением ссылки на заполнение анкеты в GoogLe-форм подросткам, включенным в базы данных общероссийских детских организаций.
Отношение подростков к проявлениям преждевременной социализации было представлено путем ответа на вопрос: «Мое отношение...», -далее респонденту предлагалось осуществить выбор к проявлениям преждевременности в социализации по ранговой шкале, предусматривающей положительные оценки отношения к явлению выбором «4» и «5», отрицательные оценки - «1» и «2», нейтральную оценку - «3». Вопрос сопровождался пояснением, где 5 - максимально позитивное отношение, 1 - крайне негативное. Также при проведении фокус-группового интервью со старшеклассниками обсуждался вопрос смыслового восприятия оценок для уточнения понимания выбора пункта «3» на шкале как нейтральной оценки.
Респондентам задавались вопросы об отношении к беременности девочек-подростков; вступлению в брак до окончания школы; к ранним сексуальным связям; к бродяжничеству и беспризорности; курению; употреблению алкогольной продукции и др.
В целом, определяя свое отношение к таким проявлениям преждевременной социализации, подростки выбирали негативно-нейтральные оценки, что является вполне ожидаемым результатом. Например, при ответе на вопрос: «Мое отношение к беременности девочек подростков», - негативные оценки «1» выбрали 41,5 % и «2» - 31 % подростков. Свое отношение к этому явлению как нейтральное определили 19,7 % респондентов (см. табл. 1).
Отношение подростков к ранним сексуальным связям можно охарактеризовать как крайне негативное. Оценку «1» выбрали 45,9 % респондентов, оценку «2» - 27,9 %. Нейтрально относятся к этому явлению 19,7 % подростков (см. табл. 2).
При определении отношения подростков к вступлению в брак до окончания школы 47 % подростков выбрали оценку «1», 16,4 % - оценку «2». Нейтрально относятся к этой проблеме 23 % (см. рис. 1)
При ответе на вопрос: «Мое отношение к трудовой деятельности в ущерб занятиям в школе / колледже», - негативные оценки «1» и «2» выбрали 9,8 % и 3,3 % подростков. Свое отношение как нейтральное определили - 31,1 %. Положительное отношение к трудовой деятельности вместо школы в подростковом возрасте определили на «4» - 32,2 % подростков и на «5» - 23,5 %. При этом, выбор оценок, выражающих отношение к этому явлению, отличаются в разных возрастных группах. Среди подростков в возрасте 12-15 лет выбора негативных оценок «1» и «2» не было
(0 %), нейтральную оценку «3» выбрало 21,1 %, «4» - 31 % и «5» - 47,9 %. Старшие подростки 1617 лет иначе оценивают свое отношение к этому явлению. Положительное отношение «5» выбрало 8 % в этой группе, «4» - 33 %, нейтральную «3»-37,5 %, «2» - 5,4 %, «1» - 16,1 %.
Отношение подростков к курению и употреблению алкогольной продукции негативно-нейтральное. Отношение к курению: «1» - 36,1 %, «2» - 14,8 %, нейтрально - 37,2 %, хорошо «4» - 8,7 % и отлично -1,6 %. К употреблению алкогольной продукции крайне негативно «1» - 21,3 %, «2» - 24,6 %, нейтральное отношение продемонстрировали 47,5 %, «4» - 6,6 %.
блога», который является, по сути, другой интерпретацией вопроса о трудовой деятельности, -негативную оценку «1» подростки не выбрали (0 %), «2» выбрали 3,3 %, «3», - 9,8 %, «4» - 21,3 % и «5» - 65,6 %. Причем, разнородности мнений по отношению к этому вопросу в разных возрастных категориях (12-15 лет и 16-17 лет) практически не было обнаружено (табл. 3).
Примечательно отношение подростков к пирсингу и татуировкам. Согласно действующему законодательству, нанесение татуировки является процедурой, связанной с вмешательством в организм и решение о ее проведении может быть принято гражданином самостоятельно при достижении возраста дееспособности - 18 лет. Далеко не все салоны готовы нанести татуировку несовершеннолетнему, даже заручившись согласием законных представителей и личным присутствием родителей на процедуре. Повышенная чувствительность подростка к боли и другие особенности физиологии человека в этом возрасте, необходимость снимать одежду для доступа к месту локации татуировки, - определяет негативное отношение большинства тату-мастеров к такой процедуре в подростковом возрасте.
При ответе на вопрос: «Мое отношение к пирсингу и татуировкам», - выбор «1» сделали 9,8 % подростков, «2» - 12 %, «3» - 33,3 %. «4» - 27,9 % подростка и «5» - 16,9 %. (табл. 4).
Диеты для улучшения внешности также относятся к проявлениям преждевременной социализации. Возможные последствия диет, обусловленные психологическими, физиологическими и социальными особенностями подростков, позволяют маркировать это явление как преждевременность в социализации. При ответе на вопрос: «Мое
отношение к диетам для улучшения внешности», выбрали «1» - 12 %, «2» - 21,9 %, нейтрально относятся к этой теме «3» - 24,6 %, положительно - 15,3 % и отлично - 26,2 %.
К просмотру сайтов «с взрослым контентом» (подростки интерпретируют взрослый контент как несущий сексуальную смысловую нагрузку), негативно относятся: «1» - 13,2 %, «2» - 23 %, оценку нейтрально «3» - 36 %, хорошо и отлично к просмотру такого контента относятся 27,6 %.
По мнению подростков, основными причинами беременности девочек-подростков, являются: «личностные особенности» - 65 %; «сложившиеся обстоятельства, случай» - 55,7 %; «неправильное воспитание в семье» - 51,4 %; «неблагополучные отношения в семье» - 17,5 %; «влияние компании ровесников» - 14,8 %; «низкий уровень знаний (сексуальное невежество)» - 13,7 %.
Употребление табака и алкоголя до 18 лет, связано, по мнению подростков: «с желанием испытать острые ощущения» - 48,6 %; «непониманием последствий» - 30,6 %; «с влиянием компании, чтобы быть как все» - 22,4 %; «с родителями, семьей» - 10,4 %; среди ответов «другое» - были варианты «с азартом», «люди такие», «хочется».
Основными причинами мелких правонарушений подростков, были названы: «азарт» - 33,9 %; «личностные особенности» - 33,3 %; «влияние романтического ореола такого поведения в СМИ, Интернете» - 29,5 %; «ситуация в семье» - 22,4 %.
Определяя свое отношение к беременности девочек-подростков, к вступлению в брак до окончания школы, ранним сексуальным связям,
к бродяжничеству и беспризорности, курению, употреблению алкогольной продукции и др., подростки выбирали негативно-нейтральные оценки, что является вполне ожидаемым результатом. Анализируя отношение подростков к различным проявлениям преждевременности в социализации можно заметить, что стигматизируемые обществом, негативные проявления преждевременности достаточно точно распознаются подростком, что выражается в преобладании нейтрально-негативных оценок. Относительно проявлений преждевременности в социализации, последствия которых обладают негативным потенциалом воздействия на социализационную траекторию подростка в более скрытой, завуалированной форме, - в выборе отношения подростков преобладают нейтральные и даже позитивные оценки. Среди основных причин проявления преждевременной социализации подростки выделяют личностные особенности, желание испытать острые ощущения, азарт и ситуацию в семье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преждевременное освоение подростками знаний и навыков «взрослого мира» может представлять проблему, которая связана с информационно-образовательными рисками и рисками для жизни и здоровья детей. Обретение подростками социальных функций взрослого человека рассматривается в контексте отклонения от социализа-ционной нормы и относится к преждевременной социализации. С учетом специфики проведения
анкетного опроса подростков и ограниченности выбранного инструментария возрастными особенностями опрашиваемых задачами исследования являлось выявление отношения подростков к некоторым проявлениям преждевременной социализации и причины социально-неодобряемых действий подростков.
Определяя свое отношение к беременности девочек-подростков, к вступлению в брак до окончания школы, ранним сексуальным связям, к бродяжничеству и беспризорности, курению, употреблению алкогольной продукции и др., подростки выбирали негативно-нейтральные оценки, что является
вполне ожидаемым результатом. Анализируя отношение подростков к различным проявлениям преждевременной социализации можно заметить, что стигматизируемые обществом, негативные проявления преждевременности достаточно точно распознаются подростком, что выражается в преобладании нейтрально-негативных оценок. Относительно проявлений преждевременности в социализации, последствия которых обладают негативным потенциалом воздействия на социализационную траекторию подростка в более скрытой, завуалированной форме, - в выборе отношения подростков преобладают нейтральные и даже позитивные оценки.
Об авторах
Галина Станиславовна Салистая
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: galinasol@inbox.ru
соискатель кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
РоссияСписок литературы
- Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996.
- Солдатова Г. В. [и др.]. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г. В. Солдатова, Е. Ю. Зотова, А. И. Чекалина, О. С. Гостимская / под ред. Г. В. Солдатовой. М.: МСкомпринт, 2011.
- Социологический анализ этнокультурного развития и профилактики экстремизма в молодежной среде: коллективная монография / И. В. Образцов, А. Я. Касюк, Г. В. Маткаримова, А. В. Половнёв, В. Л. Примаков, С. С. Соловьев, О. Н. Шаева ; под. общ. ред. И. В. Образцова. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016.
- Русакова М. М. Обзор законодательства и литературы по этическим аспектам исследований благополучия и нарушений прав детей // Теория и практика общественного развития. 2014. №16. С. 53-58.
- Майорова-Щеглова С. Н. Этико-правовые и научные требования к социологическим исследованиям детей // Многомерные статистические модели и их применение в социологических исследованиях детства. СПб.: Астерион, 2017. С. 24-28.
Дополнительные файлы
