Социальный портрет молодого преподавателя Московского государственного лингвистического университета
- Авторы: Салихова И.С.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: № 2 (855) (2024)
- Страницы: 113-120
- Раздел: Социологические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-347X/article/view/297064
- ID: 297064
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В системе высшего образования Российской Федерации доля молодых преподавателей очень мала по сравнению с педагогами старшего поколения. Нами был составлен социальный портрет молодого преподавателя МГЛУ, включающий в себя различные аспекты их деятельности: от возможности получения научной степени до вовлеченности в сектор вторичной занятости.
Полный текст
Введение
Актуальность: по данным Статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах» на начало 2022 / 2023 учебного года в России насчитывается 215,1 тыс. преподавателей, из которых лишь 5 % составляют молодые специалисты [Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник, 2023]. В системе высшего образования наблюдается тенденция текучести кадров среди «молодежи»: по сравнению с 2000 / 2001 учебным годом численность молодых педагогов сократилась примерно на 50 тыс. чел., в то время как преподавателей старшего поколения становится всё больше и больше.
Молодых специалистов подавляющее меньшинство, но они являются важным объектом социологического исследования, так как в процессе педагогической деятельности у них складываются свои практики и модели поведения в зависимости от нового приобретенного социального статуса преподавателя высшей школы.
Методология
Эмпирическую базу составляют результаты мониторинга преподавателей МГЛУ за 2022 год, который был проведен Социологической лабораторией Московского государственного лингвистического университета. В анкетировании приняли участие 596 преподавателей лингвистического и нелингвистического профилей учебно-научных подразделений университета. Ошибка выборки не превышает 2,55 % с доверительной вероятностью у = 0,95.
Также данные подкреплялись результатами мониторингов экономики образования НИУ ВШЭ за 2023 год. Данные являются репрезентативными для российских преподавателей.
Теоретический анализ
Понятие «социальный портрет» широко используется в современной науке, в частности социологии. Однако однозначного понимания данного понятия не существует ввиду его использования в различных сферах знания. Например, «западный аналог «social portrait» не часто употребляется в строго научных дискурсах, выступая иногда в качестве модного клише современной публицистики» [Казакова, 2011].
В отечественной социологии «социальный портрет» начал широко использоваться с 1970-х годов, когда было популярно разрабатывать портреты представителей определенных социальных групп [Ермолаева и др., 2014].
Такие отечественные ученые, как М. П. Карпенко, В. А. Лапшов и М. В. Кибакин исследовали социальный портрет студента, под которым понимали «интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся» [Карпенко, Лапшов, Кибакин, 1999]. А. В. Махияно-ва отмечает, что социальный портрет может строиться на основе жизненных планов, оценки условий проживания, досуге, ценностях или условиях профессиональной деятельности [Ефимова, Семенов, 2018]. Таким образом, можно заключить, что социальный портрет представляет собой описание индивидуальных характеристик отдельно взятой общности, а также различных аспектов ее жизни.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р определен «молодой ученый» - это работник образовательной или научной сферы до 35 лет, имеющий ученую степень кандидата наук1. Как утверждает Е. А. Балезина, для молодого преподавателя в возрасте до 35 характерно: нехватка опыта, низкий статус и занимаемая позиция (молодежь, в основном, занимает должности от ассистента до старшего преподавателя) [Балезина, 2019].
В гендерном разрезе принято считать сферу образования женской, в частности, в России, что подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики [Станевич, Салихова, 2023]. Однако не во всех странах сфера образования является феминизированной, например, «в мусульманских странах профессия педагога считается мужской, так как оценивается как очень сложная для женщины» [Соколова, 2014].
Таким образом, социальный портрет молодого преподавателя - это совокупное описание социально-демографических, личностных и профессиональных характеристик работника высшего учебного заведения в возрасте до 35 лет, осуществляющего научно-педагогическую деятельность.
1Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 №2403-р. 2014. С. 4. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/
Эмпирический анализ
Социальный портрет молодого преподавателя Московского государственного лингвистического университета будет рассмотрен по следующим компонентам:
- доля преподавателей, имеющих ученую степень;
- написание диссертации и аудиторная нагрузка;
- наличие публикационной активности и барьеров для публикации;
- вторичная занятость;
Первый компонент - наличие ученой степени, которая присуждается ученому за успешную защиту кандидатской или докторской диссертации.
Прежде всего, отметим, что в структуре профессорско-педагогического состава (ППС) МГЛУ преобладают именно молодые специалисты (30 %), на втором месте - преподаватели в возрасте 4560 лет (26 %) и третье место между собой делят возрастные группы 36-45 лет и 60+ лет (22 %).
Большая часть выпускников московского Иня-за - это молодые педагоги в возрасте до 35 лет (84 %), что свидетельствует о том, что идет процесс привлечения молодых кадров к педагогической деятельности (табл. 1). Выпускники остаются в стенах университета, но только уже с новым социальным статусом - преподавателя, который передает профессиональные знания и умения новым поколениям. С увеличением возраста респондентов, увеличивается доля окончивших не МГЛУ, что квалифицирует педагогов как специалистов в разных областях знания.
Таблица 1
Доля преподавателей, окончивших МГЛУ (МГПИИЯ им. Мориса Тореза), в %
| Профиль учебно-научного подразделения | Возраст | ||||
Лингвистического профиля | Не лингвистического профиля | До 35 лет | 36-45 лет | 46-60 лет | 60+ лет | |
Окончил МГЛУ | 75 | 21 | 84 | 69 | 42 | 44 |
Окончил не МГЛУ | 25 | 79 | 16 | 31 | 58 | 56 |
Итак, «молодежь» составляет базис ППС в МГЛУ, при этом они сталкиваются с рядом барьеров, которые возникают в процессе их научно-педагогической деятельности.
Согласно мониторингу МГЛУ, 42 % преподавателей лингвистического профиля и 77 % нелингвистического имеют ученые степени (табл. 2). Заметна следующая тенденция: с увеличением возраста преподавателей возрастает количество остепенных специалистов. Например, только лишь 16 % молодых педагогов имеют данную степень против 66 % преподавателей в возрасте 60+ лет.
Таблица 2
Доля преподавателей МГЛУ, имеющих научную степень, в %
| Профиль учебно-научного подразделения | Возраст | ||||
Лингвистического профиля | Не лингвистического профиля | До 35 лет | 36-45 лет | 46-60 лет | 60+ лет | |
Имею | 42 | 77 | 16 | 58 | 72 | 66 |
Не имею | 58 | 23 | 84 | 42 | 28 | 34 |
Среди преподавателей нелингвистического профиля больше остепенных, чем среди специалистов лингвистического профиля. Например, молодые нелингвисты со степенью кандидата наук составляют 39 %, в то время как лингвистов меньше в 3 раза (12 %) (рис. 1).
рис. 1. Доли преподавателей, имеющих научную степень, по возрастам в зависимости от учебно-научного подразделения университета
Возможно, такое распределение связано с тем, что большая часть лингвистов вовлечена во вторичный сектор занятости, занимаясь различными видами переводов во вне учебное время, как следствие, они имеют больше отвлекающих факторов, которые не позволяют им сфокусироваться на написании научной работы. Далее рассмотрена работа лингвистов в неформальном секторе.
Явные значимые различия прослеживаются между молодыми преподавателями до 35 лет лингвистических и нелингвистических профилей и наличию у других возрастных групп ученой степени.
Второй компонент - написание диссертации, которую необходимо успешно защитить для получения степени кандидата наук. По данным мониторинга преподавателей МГЛУ, 26 % преподавателей в возрасте до 35 лет на данный момент учатся в аспирантуре, в то время как 35 % уже прошли обучение. Большинство респондентов-нелингвистов (86 % против 56 %) в данный момент работают над диссертацией и планируют ее защиту в ближайшие три года (табл. 3).
Таблица 3
Доли молодых преподавателей МГЛУ, работающих над написанием диссертации, в %
| Лингвисты до 35 лет | Не лингвисты до 35 лет | |
Работаете ли Вы в настоящее время над написанием диссертации? | Да, работаю и имею планы по её защите в ближайшие 3 года | 56 | 86 |
Нет, не работаю, но такую возможность в более отдаленной перспективе | 31 | 9 | |
Нет, не работаю и такие планы отсутствуют | 14 | 5 |
Предположим, что для некоторых преподавателей наличие степени - это только показатель имиджа и бренда университета, т. е. они работают не на себя, а ради МГЛУ. По данным мониторинга, 40 % лингвистов отметили, что репутация университета для них - один из решающих мотивов работы в Инязе. Например, те кто сегодня не занимаются написанием диссертации, но рассматривают такую возможность в будущем, работают в университете и считают это «любимым делом» (62 %), 27 % увлечены построением академической карьеры и практически половина (49 %) желают работать в университете по специальности. Таким образом, часть «молодежи», в основном, нацелена больше на трудовую сферу: получение быстрого карьерного роста и применение полученных знаний на практике.
Важно отметить, что практически каждый второй молодой специалист пишет и тем более защищает диссертационные работы. Одним из главных барьеров для написания диссертационной работы выступает нехватка времени и мотивации, что подтверждается данными мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ в 2023 году [Опыт совмещения учебы и работы аспирантами и его роль в карьерных траекториях выпускников аспирантуры, 2023]. Также на молодых педагогов большое влияние оказывает аудиторная нагрузка в университете или на основном месте работы (если он не является сотрудником высшего учебного заведения).
На основании мониторинга НИУ ВШЭ следует, что молодые преподаватели, в основном, ведут дисциплины у бакалавров, которые носят более общий характер, нежели в магистратуре или аспирантуре. Так, в среднем, они преподают 4,3 дисциплины на бакалаврском уровне и только 1,9 на магистерском. Важно отметить, что «молодежь» также привлекается к факультативным занятиям.
Третий компонент - наличие публикационной активности и возможные барьеры для написания научных материалов. Участие в научных мероприятиях позволяет не только познакомиться с учеными-единомышленниками, обменяться опытом, но иметь возможность публикации в сборниках конференций.
Согласно постановлению Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 (ред. от 25.01.2024) «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положением о присуждении ученых степеней»)1 отмечается основные критерии, согласно которым присуждается ученая степень кандидата наук. Так, одним из таких критериев является количество публикаций, которое должно быть у соискателя на момент защиты: для социально-гуманитарных наук определяется не менее 10 публикаций в виде научных статей.
1 Постановлению Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 (ред. от 25.01.2024) «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положением о присуждении ученых степеней»). URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152458/
За последние пять лет 45 % нелингвистов и примерно треть (33 %) лингвистов имели 5-9 публикаций в научных журналах, но были и те, кто вовсе не публиковались (17 %) (рис. 2).
Рис. 2 – доля публикаций в научных журналах и/или материалах конференций за последние 5 лет в зависимости от учебно-научного подразделения университета
Если сравнивать молодых ученых с другими возрастными группами, то у первых наблюдается меньшая публикационная активность. Возможно, это связано с отсутствием мотивации, научных наработок или времени. Заметна тенденция увеличения количества публикаций от возраста педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодые педагоги, в целом, имеют достаточное количество публикаций в соответствии со своим профессиональным опытом, наличием времени и научными наработками по теме.
Имея основное место работы, преподаватель может прибегать к вторичному сектору занятости, занимаясь различными видами деятельности (табл. 4). В целом, молодые педагоги чаще других возрастных групп используют услуги вторичного сектора занятости. Например, они являются репетиторами иностранных языков (ИЯ) (61 %) или занимаются письменным переводом текстов (33 %).
Таблица 4
Вовлеченность преподавателей МГЛУ во вторичную занятость, в %
| До 35 лет | 36-45 лет | 46-60 лет | 60+ лет | |
Вид вторичной занятости | Репетиторство ИЯ | 61 | 38 | 20 | 14 |
Репетиторство других предметов | 2 | 1 | 3 | 3 | |
Устный перевод | 14 | 15 | 5 | 11 | |
Письменный перевод | 33 | 26 | 3 | 14 |
Несмотря на то, что «молодежь» активно занимаются репетиторской деятельностью и различными видами переводов, в виду возраста они имеет небольшой опыт вторичной занятости: в основном, 6-10 лет (33 %) (табл. 5). Можно предположить, что они начали подрабатывать уже со студенческих лет.
Таблица 5
Опыт репетиторской деятельности преподавателей МГЛУ в неформальном секторе занятости, в %
| До 35 лет | 36-45 лет | 46-60 лет | 60+ лет | |
Опыт вторичной занятости | Менее 3-х лет | 13 | 8 | 3 | 19 |
3-5 лет | 29 | 4 | 6 | 5 | |
6-10 лет | 33 | 5 | 0 | 5 | |
10+ лет | 24 | 73 | 73 | 62 | |
Другое | 1 | 4 | 0 | 8 |
Интересно, что контингент преподавателей различается. Преподаватели в возрасте до 35 лет чаще других возрастных групп занимаются со школьниками. В рамках школьной программы они могут подтягивать учеников по отдельным предметам или готовить их к экзаменам (ОГЭ / ЕГЭ) (табл. 6).
Таблица 6
Контингент учеников преподавателей МГЛУ в неформальном секторе занятости, в %
| До 35 лет | 36-45 лет | 46-60 лет | 60+ лет | |
Контингент учеников | Дошкольники | 4 | 4 | 0 | 0 |
1-4 класс | 21 | 15 | 3 | 0 | |
5-9 класс | 48 | 29 | 20 | 6 | |
10-11 класс | 49 | 36 | 28 | 22 | |
Студенты | 48 | 28 | 28 | 28 | |
Взрослые | 72 | 79 | 63 | 72 |
Все возрастные группы чаще всего занимаются со взрослыми, что может быть связано с тем, что взрослые более осознанно выбирают курсы и занимаются нежели, чем дети, которых, скорее, привели родители.
Например, основными мотивами вовлеченности молодых специалистов во вторичную занятость в виде репетиторских услуг являются: наличие дополнительного источника дохода (87 %), возможности для дистанционного, более удобного формата (38 %) и занятие любимым делом (33 %).
Рассматривая доходы лингвистов и нелингвистов, было выявлено, что преподаватели нелингвистических направлений практически не занимаются переводческой деятельностью, поэтому анализ был проведен по лингвистам. Так, 52 % молодых преподавателей получают менее 10 % с переводов во вторичном секторе занятости, в то время как 34 % педагогов в возрасте 36-45 лет -от 10 до 30 % (рис. 3).
Рис. 3 – доля личного дохода в виде переводческой деятельности преподавателей-лингвистов в неформальной вторичной занятости
Заключение
Таким образом, молодые преподаватели представляют собой социальную группу, которой очень сложно подстроиться под изменения собственного статусного-ролевого набора, так как они больше не являются студентами, но еще проходят процесс адаптации к новой для них социальной роли -преподавателя, поэтому они занимают некое пограничное - маргинальное положение в системе образования.
Социальный портрет молодого преподавателя МГЛУ был проанализирован по ряду критериев. Так, молодой педагог - это работник университета в возрасте до 35 лет без ученой степени кандидата наук.
Большая часть из них в данный момент работает над кандидатской диссертацией и планирует ее защиту в ближайшие три года. Практически единицы (16 %) уже успешно защитились и имеют научную степень. В гендерном разрезе - как правило, преподавателем является женщина, нежели мужчина.
Помимо диссертации преподаватели занимаются большим объемом аудиторной нагрузки (например, лекции семинарских занятий, к которым необходимо подготовиться, проведение и проверка домашних заданий студентов). В основном, лекции или семинарские занятия проводятся для бакалавров, реже для магистров или аспирантов, так как они требуют меньше профессиональной специализации.
Для успешной защиты кандидатской диссертации молодым преподавателям нужно иметь определенное количество публикаций по теме исследования, которые индексируются в научных журналах. По данным мониторинга МГЛУ было выявлено, что в среднем молодые педагоги за последние пять лет имели до девяти научных публикаций, что значительно ниже относительно других возрастных групп. Основными барьерами, мешающими написанию тезисов или статей, могут являться: нехватка времени ввиду наличия основного места работы, совмещения работы и учебы в аспирантуре, большого объема аудиторной нагрузки и в целом мотивации. Также отмечается, что возникают трудности с поиском материалов по теме исследования, т. е. нехватка научных материалов осложняет процесс подготовки диссертации.
Помимо наличия работы, молодые преподаватели чаще других возрастных групп привлекаются во вторичный сектор занятости, в основном, для получения еще одного источника дохода. Например, они становятся репетиторами иностранных языков или других предметов, помогая ученикам подтянуть материал или подготовиться к экзаменам. Примерно треть занимается письменными переводами.
Доля молодых преподавателей в возрасте до 35 лет в системе высшего образования Российской Федерации очень маленькая. Если рассматривать Московский государственный лингвистический университет, только единицы из них имеют ученые степени кандидатов наук, несмотря на то, что многие в данный момент работают над диссертациями и учатся в аспирантуре.
Об авторах
Ирина Сергеевна Салихова
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Irasalikhova@list.ru
аспирант кафедры социологии
Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
РоссияСписок литературы
- Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/ share/856367924.pdf
- Казакова В. И. Социальный портрет как объект феноменологического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Социальные науки. 2011. №1 (21). С. 32-38.
- Ермолаева П. О. [и др.] Социальный портрет населения: методология, основные характеристики / П. О. Ермолаева, А. М. Нагимова, Е. П. Носкова, М. Р. Зайнуллина, А. И. Купцова. Казань: Артифакт, 2014.
- Карпенко М. П., Лапшов В. А., Кибакин М. В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 101-103.
- Ефимова Г. З., Семенов М. Ю. Социальный портрет женщины-учителя (на примере Тюменской области) // Вестник Российского университета дружбы народов. Социология. 2018. № 3. С. 521-531.
- Балезина Е. А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 3. С. 65-75.
- Станевич А. Ю., Салихова И. С. Положение мужчин и женщин на рынке труда: стереотипы и реальность (социологический анализ на примере студентов московских вузов) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2023. Вып. 4 (853). С. 144-152.
- Соколова Е. А. Стереотипный образ учителя в прессе провинциального города: гендерный аспект // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 180-183.
- Опыт совмещения учебы и работы аспирантами и его роль в карьерных траекториях выпускников аспирантуры: информационный бюллетень НИУ ВШЭ / В. И. Слепых, В. Н. Рудаков. 2023. № 2 (44).
Дополнительные файлы
