Организация воздушной обороны Царицына (1918-1919)

Обложка
  • Авторы: Лашков А.Ю.1
  • Учреждения:
    1. Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Выпуск: № 1 (858) (2025)
  • Страницы: 77-84
  • Раздел: Исторические науки
  • URL: https://ogarev-online.ru/2500-347X/article/view/296946
  • ID: 296946

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель данной статьи - историческая оценка организации воздушной обороны одного из важнейших административных центров страны (города Царицына) в годы Гражданской войны и военной интервенции в Россию. Означенные исторические вехи в статье синтетически представлены на основе ретроспективного анализа множественного фактического материала. Информационное наполнение статьи основано на ранее опубликованной литературе (произведениях, журнальных и газетных статьях) и документальных материалах, представленных фондами Российского государственного военного архива. Методология исследования включает в себя ряд научных теорий (военных и исторических), научных принципов, общенаучных и частнонаучных парадиг. В своей работе автор, в первую очередь, опирался на теории вооруженной борьбы и исторического процесса, принципы исторического познания: историзм, объективность, целостность, конкретность и междисциплинарность. Для получения научных результатов были использованы основные методы, широко используемые в изучении событий и явлений в истории (генетический, идеографический, проблемно-хронологический, ретроспективный, системный, синхронный, диахрон-ного анализа и т. д.). В совокупности эти научные методы соответствуют содержанию вышеупомянутых научных теорий. В данной статье раскрывается лишь один из аспектов общей системы защиты административных центров, промышленных районов государства, группировок войск (военно-морских сил) от воздушного нападения противника в военное время. Эта система начала формироваться в нашей стране в годы Первой мировой войны (1914-1918) и продолжила складываться во время Гражданской войны в России. Организация противовоздушной обороны Царицына в 1918-1919 годах стала прелюдией к глобальным событиям, связанным со Сталинградской битвой в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). На берегах реки Волги советские ВВС и войска ПВО в кровопролитных боях практически уничтожили основный цвет боевой авиации гитлеровской Германии.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

В годы Гражданской войны и военной интервенции в России уездный волжский г. Царицын (Волгоград) превратился в арену ожесточенной борьбы между красными и бело-союзными войсками, стремившимися взять под свой контроль один из важнейших транспортных узлов и опорных пунктов в Поволжье. Активное применение враждующими сторонами воздушных сил и периодические бомбардировки объектов города и его районов потребовали принятия оперативных мер по организации его воздушной обороны (далее ВоздО)1. Указанный вид обороны возник в России еще в период Первой мировой войны. Он был направлен, в первую очередь, на обеспечение защиты крупных административных центров, промышленных районов, важных транспортных узлов и коммуникаций, военных объектов, группировок войск (сил флота) от воздушного нападения противника как на театре войны, так и в глубоком тылу страны. В дальнейшем вопросы формирования пунктовой (объектовой) ВоздО находились в ведении военно-политического руководства Советской России и Белого движения. Она преимущественно создавалась в прифронтовой полосе, за исключением стратегически важных центров РСФСР и подконтрольных белым войскам и их союзникам территорий (Москва, Петроград, Баку, Керчь), значительно удаленных от линии фронта, и преимущественно носила временный характер.

1 Воздушная оборона - совокупность средств и мер, служащих для борьбы с военным воздушным флотом противника и для защиты от его действий.

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА «КРАСНОГО ВЕРДЕНА»: ПЕРВЫЙ ЭТАП

Летом 1918 года основные боевые действия в нижнем течении р. Волги развернулись у стен древнего города Царицына («волжской цитадели»), в то время крупного промышленного центра Поволжья, получившего название «Красный Верден»2. В конце июля - начале августа того же года белоказачья Донская армия3 (командующий генерал-лейтенант С. В. Денисов), насчитывавшая в своих рядах до 45 тыс. человек, свыше 150 орудий и 610 пулеметов, предприняла первую попытку овладеть городом. В случае успеха появлялась возможность соединения с Чехословацким корпусом, уральским и оренбургским белоказачеством для совместной борьбы против Советской Республики.

Оборону города возглавил Военный совет Северо-Кавказского военного округа (СКВО) под руководством И. В. Сталина, а с октября 1918 года -командующего 10-й армией К. Е. Ворошилова (позднее А. И. Егорова). Советские войска царицынского участка фронта насчитывали в своих рядах до 42 тыс. штыков и сабель, свыше 120 орудий [Военная энциклопедия, 2024], что позволило создать хорошо оборудованный оборонительный рубеж на подступах к Царицыну. Одновременно проводились мероприятия по организации воздушной обороны города и его районов.

2Название г. Царицына «Красным Верденом» официально приписывают председателю Реввоенсовета Республики Л. Д. Троцкому, что отражено в одном из его приказов // Донская волна. 1919. № 27. С. 12.

3Донская армия (03.04.1918-14.03.1920), название вооруженных сил Всевеликого войска Донского (ВВД), впоследствии составной части Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР). Состояла из регулярной армии (на основе станичного ополчения) и постоянной или так называемой Молодой армии, технических, бронепоездных, броневых и авиационных частей.

В рассматриваемый период наибольшую опасность с воздуха, по мнению советского командования, представлял воздушный флот Донской армии (начальник - полковник В. Г. Баранов), самолетный парк которого насчитывал до 25 самолетов (из них 10 действующих) [Хайрулин, Кондратьев, 2008]. Однако наличие такого количества воздушных средств практически исключало возможность активного участия «донских пилотов» в боях под Царицыным летом - осенью 1918 года.

Тем не менее руководство СКВО привлекло для организации ВоздО города два авиационных отряда (АО): 1-й Царицынский1 (командир военлет В. В. Карпов, 7 самолетов типа «Спад-7», «Сопвич» и «Ньюпор») и 1-й Кубанский под командованием военлета В. Л. Кучинского (несколько самолетов «Ньюпор-11» и «Форсаль»). Основанием их появления в районе «волжской цитадели» стало решение Совета Народных Комиссаров (далее СНК) РСФСР в связи с обращением И. В. Сталина от 15 июня 1918 года [Генкина, 1940].

Первый авиационный отряд (далее АО) прибыл в г. Царицын 25 июня того же года и поступил в распоряжение начальника Южной коллегии Военного Воздушного флота (ВВФ) А. А. Шаврова2. В начале августа 1918 года летчики приступили к боевой работе. Основными задачами указанных авиаотрядов являлись: ведение воздушной разведки, оперативная передача важной информации и бомбардировка позиций противника. В отдельных случаях возникали проблемы ведения «дружественного огня» (стрельба по своим самолетам) и нанесения бомбоштурмовых ударов по позициям или объектам своих войск. В частности, вследствие бомбардировки железнодорожной станции, занятой советскими частями, красный летчик И. И. Нусберг (1-й Царицынский АО) подвергся временному аресту. Позднее его действия были оправданы тем обстоятельством, что в предполетном задании данная станция числилась в тот момент за противником.

11-й Царицынский авиаотряд создан на базе 17-го корпусного авиационного отряда 5-го авиадивизиона РККВВФ.

2С сентября 1918 года А. А. Шавров был назначен на должность начальника авиации «Западного района обороны» Царицына.

Согласно оперативной сводке штаба СКВО первое появление белых пилотов в небе над Царицыным и Кривой Музгой (30 км западнее города) было зафиксировано 4 июля 1918 года. В этот день они сбросили на выбранные объекты три бомбы. В дальнейшем белая авиация перешла к регулярным полетам в районе города на Волге. Для борьбы с ней в составе советской 10-й армии было организовано «дежурство на аэродроме»3. Одновременно принимались меры и по формированию подразделений зенитной артиллерии (ЗА). К концу лета того же года на Царицынском участке фронта ранее разрозненные артиллерийские подразделения были объединены в батареи, дивизионы и бригады стрелковых дивизий Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) с организацией наземного прикрытия группировок войск и объектов тыла от ударов с воздуха.

3«Дежурство на аэродроме» - пребывание экипажей и самолетов в заданной степени готовности к боевому вылету, один из способов сокращения времени на подготовку к выполнению боевой задачи.

В начале августа 1918 года вновь созданная ВоздО города была проверена на прочность. Дежурные силы авиации перехватили над Царицыным неприятельский самолет и заставили его ретироваться за пределы города [Генкина, 1940].

Летный состав воздушной обороны также задействовался в решении других задач (разведывательных, бомбардировочных и агитационных) в ближнем тылу противника. За период с августа по декабрь 1918 года только 1-й Царицынский АО, имея общий налет 169 часов, сбросил на позиции вражеских войск 1,6 т бомб и 110 тыс. листовок, а также израсходовал 15 тыс. патронов [Красный Воздушный Флот в гражданской войне ... 1968].

Несмотря на все усилия, белые войска так и не смогли взять Царицын и в середине октября 1918 года были вынуждены отступить от города. 19 октября части советской 10-й армии перешли в контрнаступление, отбросив неприятеля за р. Дон. В начале следующего года командование ВВД предприняло третью неудачную попытку овладения Царицыным. Через полтора месяца упорных боев белые части вновь отошли на прежние позиции.

ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА «КРАСНОГО ВЕРДЕНА»: ВТОРОЙ ЭТАП

Под давлением стран Антанты руководство ВВД согласилось на включение его в состав вооруженных Сил Юга России. Это обстоятельство значительно улучшило снабжение указанного объединения, в том числе, вооружением и военной техникой. Так, к февралю 1919 года общая численность самолетного парка Донской армии уже достигла 68 самолетов. Однако авиация «донцов», ввиду значительной удаленности ее аэродромной сети от линии фронта, недостаточно активно участвовала в боевых действиях в районе Царицына, отдав пальму первенства своим союзникам - английским пилотам.

В марте 1919 года по указанию главнокомандующего ВСЮР генерал-лейтенанта А. И. Деникина была сформирована резервная Кавказская армия1 (командующий генерал-лейтенант П. Н. Врангель). Ей была поставлена задача разгромить советскую 10-ю армию и в короткие сроки овладеть Цари-цыным. Придание Кавказкой армии британского авиационного 47-го дивизиона Королевских военно-воздушных сил (RAF) (отряд № 47, командир майор Раймонд Коллишоу), прибывшего в мае 1919 года в Россию с бывшего Македонского фронта (периода Первой мировой войны), значительно усилило воздушные силы белого объединения. 10 июня командование звена «С» дивизиона2 получило приказ о передислокации на так называемый Волжский фронт в расположение Кавказской армии. В этот же день звено в составе пяти самолетов типа «Де Хевилленд» DH. 9 (De HaviLand 9) осуществило перелет на летное поле возле станицы Великокняжеская (г. Пролетарск). Четыре самолета благополучно прибыли к месту назначения, а один летательный аппарат (ЛА) совершил вынужденную посадку в районе станции Динской.

19 июня 1919 года авиазвено переместилось на станцию Гнилоаксайская (90 км юго-западнее г. Царицына) с поломкой одного из самолетов. Через несколько дней была предпринята первая попытка совершить воздушный налет на город с участием четырех боевых машин. Однако плохие метеоусловия исключили такую возможность. При возвращении на полевой аэродром в результате аварии из строя вышел еще один неприятельский ЛА.

На 23 июня три английских бомбардировщика из состава звена «С» достигли границ Царицына, подвергнув бомбовым ударам железнодорожный вокзал и обстреляв из пулеметов порт и баржи на Волге [Кондратьев, Хайрулин, 2000]. В ходе воздушного налета на городские объекты было сброшено 18 бомб (244 кг) и выпущено до 1 тыс. патронов (РГВА, ф. 29, оп. 24, д. 153, л. 50).

1Кавказская армия образована в составе ВСЮР 8 мая 1919 года в результате разделения Кавказской Добровольческой армии. Расформирована 29 января 1920 года с обращением на формирование Кубанской армии.

247-й дивизион RAF делился на звенья - «flight», обозначавшиеся буквами латинского алфавита «А», «В», «С».

В последующие дни налеты на город и его ближайшие районы продолжились, нанося им значительные разрушения, что нашло отражение в таблице 1.

Таблица № 1

Таблица налетов английской авиации на г. Царицын и ближайшие его районы (24–29 июня 1919 г.) [РГВА, ф. 29, оп. 24, д. 153, л. 50]

Дни

Число самолетов

Кол-во бомб (кг)

Кол-во патронов (выпущенных)

Цель и маршрут

Применение

Время полета

1

2

3

4

5

6

7

24.06

3

 

450

Царицын – ж/д станция

Сброшены бомбы на баржи, станцию и дома

14.00

25.06

2

2Х50

300

Царицын –Дубровская – Кагалинская – Царицын

Бомбы сброшены на город. Около ст. Кагалинская обстреляна обнаруженная кавалерия и обоз [противника]

15.10

17.45

26.06

2

 

 

 

3

8Х9

 

 

 

16Х9

2Х50

 

 

800

 

 

 

1500

Царицын – пристани

 

 

Гурмак – Котлобанская

Сброшены бомбы на станцию и баржи

 

Бомбы сброшены на станцию, на кавалерию и обоз [противника]

9.00

 

 

 

16.10

27.06

1

Воздушная разведка с начальником авто-броневых частей на борту

8.35

2

8Х9

500

Гурмак – Воропаново

Бомбы сброшены на обоз и войска [противника]

14.00

1

Перелет в Екатеринодар

 

28.06

2

8Х9

500

Царицын

Бомбы сброшены на вокзал, суда, атака штабного парохода, атака привязного речного аэростата и его матки, атака обоза и войск [противника]

16.30

20.10

29.06

3

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

2

3Х50

 

 

 

 

 

 

 

1Х50

14Х9

 

1Х50

14Х9

 

 

 

 

 

1800

 

 

 

 

 

 

 

1200

 

 

1200

 

 

 

Царицын – Грутеньская – Гумрак

Царицын – Гумрак

 

 

 

Царицын – Гумрак

 

Царицын – Гумрак

 

Царицын – Дубовская – Котлованская – Карповка

Атака обоза и войск [противника]. Обнаружена подготовка к отступлению красных

 

----«------

 

 

----«------

 

 

Обнаружение отступление красных на Гурмак

3.20

 

 

5.00

 

 

 

 

6.00

 

 

8.30 – 9.00

 

15.00 – 16.20

Всего за период с 22 по 29 июня 1919 года английская авиация совершила 32 самолетовылета, сбросив на объекты города, его районы, группировки советских войск и суда красной Волжской военной флотилии более 1,3 тонны бомб различных типов, израсходовав до 9250 патронов3 (РГВА, ф. 29, оп. 24, д. 153, л. 50).

29 июня британские самолеты перебазировались на аэродром у станицы Червленная, значительно сократив расстояние до целей бомбардировок. Вскоре к англичанам присоединился летный состав белого 1-го Кубанского казачьего АО, переброшенного еще в мае 1919 года под Царицын после успешных боев за станицу Великокняжеская. В тогдашнем журнале «Донская волна», который выходил в городе Новочеркасске, читателям сообщалось, что летчики этого отряда регулярно бомбили пристани и «большевистские кварталы» города4.

В первом боевом вылете на Царицын участвовали военлеты В. Журкевич и В. Удовико [Кушнерёв, 2013]. Позднее в воздушных налетах принимал участие уже весь летный состав отряда: полковник (с 23 мая - генерал-майор В. М. Ткачёв), есаулы М. Лиманский, В. Лобов, подпоручик В. Журкевич, подъесаулы Д. Кулик, В. Удовико, сотник А. Носенко, Ю. Белый и военлет Ф. Чепила. Полеты над городом и его районами, как правило, сопрягались с большим риском быть сбитым зенитным огнем красных войск.

30 мая 1919 года в районе Царицына в результате ружейного обстрела получил несколько ранений в руку командир 1-го Кубанского авиаотряда генерал-майор В. М. Ткачёв. В боях под «Красным Верденом» он координировал действия всех приданных ему сил бело-союзнической авиации (1-м Кубанским казачьим, 4-м Добровольческим, 4-м Донским самолетным отрядами и 47-м авиационным дивизионом RAF).

Отмечались также случаи частых аварий. Они возникали по причине изношенности авиационной техники и плохого качества. Так, 29 мая после выполнения боевого задания при посадке на свой аэродром разбился «Анасаль» (№ 160), пилотируемый военлетом есаулом М. Лиманским [там же].

В свою очередь усиление активности со стороны бело-союзной авиации потребовало дальнейшего совершенствования организации воздушной обороны города. С конца мая 1919 года прикрытие Царицына с воздуха осуществлял 7-й истребительный авиаотряд (ИАО; пять самолетов) советской 10-й армии. Аэродром отряда первоначально находился в Камышине (165 км севернее г. Царицына), а позднее исправные самолеты отряда перелетели на аэродром Пушечного завода в Царицыне [Зиновьев, Конев, 2017]. Однако возникшие проблемы, связанные с выходом из строя боевой техники, потребовали привлечения дополнительных сил. 24 июня из Моршанска (550 км северо-западнее Царицына) в город был переброшен 4 ИАО (четыре самолета типа «Ньюпор-23» и «Сопвич») в составе военлетов: Федоров (врид командира отряда), Екатов, Загудаев и Садовский [Хайрулин, Кондратьев, 2008].

3 РГВА - Российский государственный военный архив.

43 0-й номер журнала «Донская волна» от 29 августа 1919 года посвящен авиации на Дону во время Гражданской войны. С. 14.

В течение 26-29 июня 1919 года красные пилоты Екатов и Загудаев выполнили до десяти боевых вылетов на организацию воздушного прикрытия города и отражение вооруженной авиации противника. Белые и английские летчики, как правило, старались не ввязываться в воздушные бои, уходя от красных истребителей, используя преимущества по высоте и в скорости. В отдельных случаях это обстоятельство их не спасало. Так, 28 июня военлет Загудаев и летнаб Чарнецкий (7 ИАО) на южной окраине г. Царицына атаковали неприятельский «Ньюпор-23», пилотируемый капитаном Г Н. Гибер-фон-Грейфенфельсом [помощником командира 2-го авиационного дивизиона, командированного в Кавказскую армию. - Прим. авт.], проводившего воздушную разведку города. При попытке экстренного снижения он попал под плотный зенитный огонь подразделений советской 38-й дивизии (РГВА, ф. 193, оп. 3, д. 1298,л. 14). По некоторым сведениям, пулеметная очередь,

выпущенная летчиком Загудаевым вслед уходившему неприятельскому самолету, повредила его мотор. Капитан Гибер-фон-Грейфенфельс был вынужден спуститься в степи западнее хутора Малые Россошки (в 25 км к северу от города). Здесь его обнаружил конный разъезд красных и попытался взять в плен. Оказавшись в безвыходном положении и, «не желая попасть в руки врагов последним патроном [русский офицер] покончил с собой» (РГВА, ф. 29, оп. 24, д. 153, л. 146 об]. Эта победа, по сути, оказалась одной из последних из числа успешных действий личного состава воздушной обороны Царицына. Через несколько дней она прекратила свое существование.

БЕЛО-СОЮЗНИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ «ВОЛЖСКОЙ ЦИТАДЕЛИ»

30 июня 1919 года передовые части Кавказской армии заняли Царицын. Русские войска отошли к Камышину. 4-й истребительный АО [7-й авиаотряд ранее убыл в Саратов. - Прим. авт.] срочно эвакуировали в тыл.

6 июля белые авиационные отряды (18 самолетов) перебазировались на царицынский аэродром Бекетовка. Ранее туда прибыло звено «С» отряда № 47, откуда английские пилоты стали совершать свои воздушные рейды на Камышин (РГВА, ф. 29, оп. 24, д. 153, л. 50). От союзников русские летчики получили боеприпасы, в том числе 10 пулеметов «Льюис» и 1078 авиационных бомб [Кушнерёв, 2013].

Одновременно командованию Кавказской армии пришлось наладить собственную систему воздушной обороны г. Царицына (июль 1919 года -январь 1920 года) для отражения налетов советской авиации. В свою очередь руководство РККА сосредточило на данном участке фронта довольно внушительные для того времени воздушные силы. Их основу составили Волжский (Самарский) воздушный дивизион (с августа 1919 года - Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии -ВКВФ - до 18 боевых и учебных ЛА)1 и 7-й авиаотряд Особой группы Южного фронта.

Бомбардировка Царицына с воздуха началась в ночь с 3 на 4 сентября. Два гидросамолета ВКВФ совершили налет на город, сбросив 2 пуда (32 кг) бомб [Широкорад, 2006].

На основании оперативных сводок Юго-Восточного фронта РККА можно проследить дальнейшую боевую работу советских летчиков в районе «волжской цитадели» в первый месяц осени 1919 года (табл. 2).

Таблица № 2

Таблица боевых вылетов советских летчиков в район г. Царицына (4–9 сентября 1919 г.)

Дата полета

Экипаж

Цель полета

Район

Результат

1

2

3

4

5

04.09

Кондаков – Черемушкин

(ВКВФ)

Разведка, налет

г. Царицын

Сброшено 16 бомб и 1 пуд (16 кг) прокламаций, пулеметный обстрел

[Зиновьев Н.Н., Конев В.Н., с. 125]

04.09

Андрюшин – Херсонский

(7АО)

Разведка, налет

г. Царицын

Сброшено 27 кг бомб

[РГВА, ф. 109. оп. 3. д. 211. л. 25]

5.09

2 ЛА

(7АО)

Разведка, налет

г. Царицын

Сброшено 320 кг бомб

[РГВА, ф. 109. оп. 3. д. 211, л. 29]

5.09

2 ЛА

(ВКВФ)

Разведка, налет

г. Царицын

Сброшено 8 бомб

[Ульянов Н.И., с. 41]

6.09

Якимычев – Черемушкин

(ВКВФ)

Налет

Дубовка – г. Царицын – Дубовка

Сброшено 6 бомб, пулеметный обстрел

[Зиновьев Н.Н., Конев В.Н., с. 125]

Кондаков – Никольский

(ВКВФ)

Сброшено 8 бомб

[Зиновьев Н.Н., Конев В.Н., с. 125]

7.09

2 ЛА

(ВКВФ)

Ночной налет

г. Царицын – вокзал

Сброшено 17 бомб

[Зиновьев Н.Н., Конев В.Н., с. 125]

8.09

2 ЛА

(ВКВФ)

Ночной налет

г. Царицын – вокзал

Сброшено 27 бомб

[Зиновьев Н.Н., Конев В.Н., с. 125]

9.09

3 ЛА

(ВКВФ)

Ночной налет

г. Царицын – вокзал

Сброшено 20 бомб

[Зиновьев Н.Н., Конев В.Н., с. 125]

В последующие дни налеты на город продолжились. Пять из них (на Царицын и Сарепта) было организовано в темное время суток [Хайрулин, Кондратьев, 2008].

12 сентября гидросамолеты ВКВФ совершили очередной ночной налет, подвергнув бомбо-штурмовым ударам позиции белых войск [Ши-рокорад, 2006]. В ответ бело-союзная авиация периодически бомбила суда Волжско-Каспийской военной флотилии и боевые порядки красных частей в районе Царицына. В одном из налетов были сожжены аэростаты 23-го, а также пострадал личный состав 14-го воздухоплавательных отрядов. Позднее под удар попала красная гидроавиационная база [Ульянов, 1934].

1 За период 1918-1919 гг. в составе Волжского воздушного дивизиона имелись самолеты: 2 гидросамолета типа «М-5», около 10 летающих лодки типа «М-9», 3 учебных - «М-20», 2 армейских истребителя «Ньюпор-10» и 3 - «Ньюпор-23» // Гангут. 2007. № 42. С. 65.

Для отражения вражеского нападения советские истребители постоянно находились в постоянной боевой готовности. Так, до 10 сентября летчики ВКВФ С. Г. Козлов и Е. И. Пяткевич (Петкевич) 14 раз совершали вылеты на перехват неприятельских самолетов, оказавшиеся безрезультатными [Хай-рулин, Кондратьев, 2008]. В дальнейшем в ходе очередного перехвата красный летчик Петкевич вступил в воздушный бой с двумя самолетами противника, в ходе которого его ЛА получил значительные повреждения (32 пулевые пробоины). В 1920 года за личное мужество он был награжден орденом Красного Знамени (Приказ РВСР № 134).

По линии ВоздО воздушное прикрытие Царицына осуществлялось одним из звеньев (до 7 самолетов) 47-го дивизиона RAF, действовавшего севернее и южнее города против частей советских 10-й и 11-й армий и судов ВКВФ. Частично для решения задач воздушной обороны города за-действовались русский авиаотряд (10 самолетов), приданный Стрелковому Кавказскому корпусу (РГВА, ф. 192, оп. 3, д. 2156, л. 472), а также отдельные артиллерийские части, расквартированные в Царицыне. Вследствие отсутствия соответствующих архивных документов в настоящее время достаточно сложно в полной мере оценить действенность наземных средств бело-союзной ВоздО в рассматриваемый период времени.

В конце осени 1919 года для завоевания превосходства в воздухе в районе «волжской цитадели» командование советского Юго-Восточного фронта планировало привлечь дополнительные силы, включая: 5-й, 9-й истребительный и 14-й разведывательный авиаотряды (РГВА, ф. 109, оп. 3, д. 211, л. 104, 106). Однако поспешное отступление белых войск после поражения под Москвой коренным образом изменило расстановку сил на Царицынском участке фронта.

2 января 1920 года Царицын был взят штурмом силами 50-й Таманской дивизии, оттеснив части белой Кавказской армии к р. Аксай. Смещение линии фронта на значительное расстояние от границ города практически сняло угрозу воздушного нападения со стороны бело-союзной авиации, что привело к ликвидации структуры ВоздО указанного пункта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воздушная оборона Царицына, как и ряда других крупных городов в России в годы Гражданской войны и военной интервенции, создавалась лишь в угрожаемый период времени. По завершению военных действий необходимость в ней в тыловых районах страны заметно снижалась или вообще исключалась.

Важность организации противовоздушной [официальный термин с 1928 года. - Прим. авт.] обороны стратегического важного административного и промышленного центра Поволжья (с 1925 года - Сталинград) вновь приобрела накануне Великой Отечественной войны. В ходе Сталинградской битвы (17.07.1942-02.02.1943) войска ПВО, в тесном взаимодействии с ВВС Красной армии, нанесли серьезное поражение люфтваффе, лишив его наиболее боеспособных частей бомбардировочной и транспортной авиации. При этом в полной мере был учтен опыт, полученный в годы Гражданской войны.

×

Об авторах

Алексей Юрьевич Лашков

Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: lashkov3@yandex.ru

доктор исторических наук, доцент

старший научный сотрудник научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Список литературы

  1. Военная энциклопедия: в 8 т. М.: Воениздат, 2004. Т. 8
  2. Хайрулин М., Кондратьев В. Военлеты погибшей империи. Авиация в Гражданской войне. М.: Эксмо : Яуза, 2008.
  3. Генкина Э. Б. Борьба за Царицын в 1918 году. М.: Политиздат при ЦК ВКП(б), 1940.
  4. Красный Воздушный Флот в гражданской войне в СССР (1918-1920) // Материалы военно-исторической конференции, проведенной в ЦДСА 8 декабря 1967 г. М.: Военно-научное общество при Центральном Доме Советской Армии, 1968.
  5. Кондратьев В., Хайрулин М. Авиация Гражданской войны. М.: Техника молодежи, 2000.
  6. Кушнерёв В. В. История 1-го Кубанского казачьего авиационного дивизиона (1918-1920) // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 1 (48). С. 50-54.
  7. Зиновьев Н. Н., Конев В. Н. Красные авиаторы на фронтах Гражданской войны. 1918-1920. М.: Русские Витязи, 2017.
  8. Широкорад А. Б. Великая речная война. 1918-1920 годы. М.: Вече, 2006.
  9. Ульянов Н. И. Хроника действий Волжско-Каспийской военной флотилии и отрядов судов и десантных за 1918-1920 гг. Горький: тип. Наркомвода, 1934.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».