Подходы к России в президентских кампаниях США 2016–2024 годов: сравнительный анализ
- Авторы: Бурдина Е.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия
- Выпуск: № 4 (857) (2024)
- Страницы: 9-16
- Раздел: Политические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-347X/article/view/296907
- ID: 296907
Цитировать
Полный текст
Аннотация
К 2024 году политика США в отношении России перешла в стадию противостояния. При этом сами США сталкиваются с внутриполитической поляризацией, в связи с чем представляется актуальным выявить, есть ли различия в подходах к России между Республиканской и Демократической партиями. С этой целью проведен сравнительный анализ президентских кампаний 2016, 2020 и 2024 годов. Исследование показало, что подходы Республиканской и Демократической партий к России сближаются и определяются устоявшимся международным курсом США, а альтернативы не имеют достаточного влияния.
Ключевые слова
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Внешняя политика США характеризуется преемственностью: в ее основе лежит кредо – представление о том, что только Соединенные Штаты могут и должны организовать мировой порядок, а другие страны должны в него встроиться [Bacevich, 2010]. Неприятие этой логики другими великими державами, прежде всего, Россией, и объективный процесс формирования полицентричного мирового порядка [Мегатренды, 2022] стали предпосылками начавшегося к 2020-м годам американо-российского противостояния, в рамках которого США ведут в отношении России «войну нового типа» – многоуровневое, комплексное, ультимативно-жесткое
противодействие [Шаклеина, 2023]. При этом в США за последнее десятилетие продолжает нарастать поляризация [Печатнов, 2010; Печатнов, 2020; Журавлева, 2021], что означает раскол между представителями Демократической и Республиканской партий по внутри- и внешнеполитическим вопросам. Вопрос заключается в том, существуют ли расхождения между республиканцами и демократами по политике США в отношении России? Ответ на этот вопрос представляется актуальным для понимания логики выстраивания деятельности США в отношении России и оценки возможностей изменения этого курса.
Политика США в отношении России является предметом исследований российских политологов. Заслуживают внимания работы Т. А. Шаклеиной, в которых на основе партийных платформ, предвыборных заявлений, материалов аналитических центров детально проанализированы подходы Республиканской и Демократической партий к России с 1990-х по начало 2020-х годов [Шаклеина, 2022; Шаклеина, 2018]. Политика отдельных администраций на российском направлении рассматривается в монографиях под редакцией П. Т. Подлесного [Подлесный, 2010], В. А. Кременюка [Кременюк, Подлесный, 2002; Кременюк, 2012]. Период предвыборной кампании способствует активизации обсуждений политики США в отношении России. Российскому вопросу в президентских выборах посвящены статьи Н. М. Травкиной [Травкина, 2012], П. Г. Кошкина [Кошкин, 2019]. В 2023–2024 годах на фоне американо-российского противостояния в США прошла подготовка к шестидесятым президентским выборам, поэтому важно оценить современные позиции республиканцев и демократов, еще мало освещенные в научной и аналитической литературе. Опора на рассмотренную литературу и анализ прошлых предвыборных кампаний позволит проследить эволюцию изменения взглядов на Россию в США. Политика США в отношении России является предметом исследований российских политологов.
В рамках данной статьи предлагается провести анализ предвыборных кампаний в США в 2016–2024 годах с фокусом на позициях кандидатов по России, выявить сходства и различия в подходах кандидатов от Республиканской и Демократической партий, объяснить причины сближения их взглядов и возможных расхождений. Основными материалами для анализа являются заявления официальных лиц, партийные платформы, выступления кандидатов в президенты в ходе дебатов.
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ 2016 ГОДА: СБЛИЖЕНИЕ ПОДХОДОВ
На выборах 2016 года дискурс кандидатов в президенты о России был определен изменениями в российско-американских отношениях, произошедшими при втором президентском сроке Б. Обамы. В Стратегии национальной безопасности 2015 года Россия была названа угрозой для США, поводом для чего стало возвращение к России Крыма, обострение проблем вокруг Украины, противоречия США и России в Сирии. Глубинными причинами этих геополитических процессов и событий являлись, с одной стороны, обострение глобального противостояния, с другой - общая нацеленность США на глобальное доминирование и связанная с ними конфликтность, присущая их международной деятельности [Белозеров, 2015]. Эта характеристика России была принята как Республиканской, так и Демократической партией.
В ходе дебатов кандидаты от Республиканской партии акцентировали внимание на противоречиях США и России на Ближнем Востоке: подчеркивали, что Россия сотрудничает с Ираном, который бросает вызов американским интересам, поддерживает «врага» США в конфликте в Сирии1. Также говорилось о кибератаках, которые осуществляет Россия против США и их союзников, и о необходимости поддерживать военными поставками европейские страны-члены НАТО и Украину2.
1Republican Candidates Debate in Greenville, South Carolina. February 13, 2016 (PARTICIPANTS: Former Governor Jeb Bush (FL); Ben Carson; Senator Ted Cruz (TX); Governor John Kasich (OH); Senator Marco Rubio (FL); and Donald Trump). URL: https://www.presidency.ucsb.edu/ documents/republican-candidates-debate-greenville-south-carolina
2Republican Candidates Debate in Cleveland, Ohio. August 06, 2015 (PARTICIPANTS: Former Governor Jeb Bush (FL); Ben Carson; Governor Chris Christie (NJ); Senator Ted Cruz (TX); Former Governor Mike Huckabee (AR); Governor John Kasich (OH); Senator Rand Paul (KY); Senator Marco Rubio (FL); Donald Trump; and Governor Scott Walker (WI)). URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/ republican-candidates-debate-cleveland-ohio
При этом наблюдалось расхождение в риторике между Д. Трампом и большинством кандидатов: первый полагал, что с Россией возможно договориться и необходимо сосредоточиться на борьбе с терроризмом, в частности, с ИГИЛ1. Д. Трамп подчеркивал, что Россия опережает США в вооружениях, и необходимо принять меры по преодолению этого разрыва. Другие кандидаты-республиканцы делали акцент на конфронтации с Россией2.
Демократическая партия в ходе предвыборных дебатов уделяла несколько меньше внимания России, чем Республиканская партия. Основной зоной столкновения интересов в ходе дебатов была названа Европа, кандидаты предлагали укреплять трансатлантическую солидарность - в этом они сходились с Республиканской партией. Что касается Ближнего Востока, то в ходе дебатов перед первичными выборами предполагалось, что с Россией можно сотрудничать в уничтожении ИГИЛ3, однако в конечном счете преобладающей стала точка зрения, согласно которой Россия не борется против террористов, а поддерживает авторитарные режимы в регионе - эту позицию отстаивала Х. Клинтон4.
В платформе Демократической партии 2016 года говорилось о необходимости сдерживания России совместно с НАТО и укрепления евроатлантического сотрудничества. Подчеркивалась важность взаимодействия с народом России и оказания давления на руководство страны с целью «соблюдения фундаментальных прав человека»5. Таким образом, политика в отношении России должна была выстраиваться по двум направлениям: нарастание конфронтации на официальном уровне и более активное взаимодействие с российским обществом. Иными словами, предполагался подход двух треков - политика, активно применявшаяся при администрации Б. Обамы. Вся платформа Демократической партии была выстроена на отрицании предложений Республиканской партии (конкретно - Д. Трампа), и подход к России не стал исключением.
1ИГИЛ - террористическая организация, деятельность которой запрещена в России.
2 Republican Candidates "Undercard" Debate in Simi Valley, California. September 16, 2015 (PARTICIPANTS: Senator Lindsey Graham (SC); Governor Bobby Jindal (LA); Former Governor George Pataki (NY); and Former Senator Rick Santorum (PA)) // The American Presidency Project. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/ republican-candidates-undercard-debate-simi-valley-california
3Democratic Candidates Debate in Durham, New Hampshire. February 04, 2016 (PARTICIPANTS: Former Secretary of State Hillary Clinton; and Senator Bernie Sanders (VT) // The American Presidency Project. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/ democratic-candidates-debate-durham-new-hampshire
4URL: https://www.newarab.com/opinion/ ignorance-and-intervention-trump-and-clinton-debate-syria
52016 Democratic Party Platform // The American Presidency Project. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/2016-democratic-party-platform
В платформе Республиканской партии упор был сделан на «авторитарный» характер России и была проведена параллель между сдерживанием СССР и современной России6. Как и в платформе Демократической партии, народ(ы) России и руководство страны были разграничены: с представителями общества необходимо выстраивать дружественные отношения по вопросам, представляющим общий интерес для США и России, а на официальном уровне - сдерживать российскую «агрессию». В качестве одного из методов сдерживания было названо более тесное сотрудничество со странами Центральной Азии.
Непосредственно перед президентскими выборами в правящих кругах США внимание к России возросло. Х. Клинтон использовала эту тему в качестве оружия против Трампа, заявляя о поддержке Россией кандидата-республиканца и ее вмешательстве в выборы, в том числе посредством кибератак. Д. Трамп занял сдержанную позицию, подчеркивая, что исполнитель кибератак неизвестен и что Россия нанесла дипломатические поражения администрации Б. Обамы7. В результате после выборов 2016 года тема вмешательства России в выборы и угрозы, которую она несет для демократии, стала поводом для нападок на администрацию Д. Трампа. Выражением адресуемых России упреков стал доклад специального прокурора Р. Он утверждал, что Россия «систематически» вмешивалась в выборы, хотя президент и его коллеги по кампании не сотрудничали с Россией специально8.
Таким образом, подходы республиканцев и демократов к России, озвученные в ходе выборов 2016 года, сближались: Россия подвергалась критике за авторитаризм, объявлялась угрозой, которую необходимо сдерживать, одновременно воздействуя на население страны. Параллельно антироссийским тенденциям в правящих кругах США тема «вмешательства» России стала инструментом внутриполитической борьбы против «несистемного кандидата» - Д. Трампа.
6 2016 Republican Party Platform // The American Presidency Project. - URL: https://www.presidency.ucsb.edu/ documents/2016-republican-party-platform
'Presidential Debate at the University of Nevada in Las Vegas. October 19, 2016 (PARTICIPANTS: Former Secretary of State Hillary Clinton (D); and Businessman Donald Trump (R)) // The American Presidency Project. - URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/ presidential-debate-the-university-nevada-las-vegas 8Report On The Investigation Into Russian Interference In The 2016 Presidential Election. Vol. 1. //US Department of Justice, 2019. URL: https://www.justice.gov/archives/sco/file/1373816/download
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ 2020 ГОДА: ПРЕВРАЩЕНИЕ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ В ИНСТРУМЕНТ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
Выборы 2020 года были примечательны тем, что Республиканская партия не проводила официальных дебатов (состоялись только дебаты, спонсируемые частными компаниями, в которых не участвовал Д. Трамп) и не стали обновлять свою платформу. Демократическая партия, в свою очередь, провела не просто избирательную кампанию, но кампанию по дискредитации Д. Трампа, фактически делая упор на цивилизационный выбор, предстоящий Соединенным Штатам [Травкина, 2020]. На международном уровне эти тенденции проявились в ужесточении подхода к России. В ходе дебатов о России говорилось, прежде всего, как о геополитической угрозе демократии по всему миру: Россия вмешивается в выборы, наносит урон демократическим институтам, использует информацию и личные данные, полученные в ходе кибератак, в качестве оружия. Усиление России вменялось в вину Д. Трампу. В качестве контрмер предлагалось усилить информационную кампанию против России и заморозить российские активы и активы президента России. Единственной областью, в которой признавалось возможным сотрудничество, был назван контроль за вооружениями. Эти политические установки были зафиксированы в платформе Демократической партии 2020 года1. Россия в документе была названа «реваншистским» государством. По сравнению с кампанией 2016 года, возросло негативное отношение к России, уровень исходящей от нее угрозы был признан более высоким и теперь касался фактически всех сфер русско-американских отношений, а не только столкновений интересов в отдельных регионах. Также была развита тема вмешательства России в выборы 2016 года и возможных злонамеренных действий в 2020 году2.
12020 Democratic Party Platform // The American Presidency Project. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/ documents/2020-democratic-party-platform URL: https://www.presidency.ucsb.edu/ documents/2020-democratic-party-platform
2Democratic Candidates Debate in Charleston, South Carolina. February 25, 2020 (PARTICIPANTS: Former Vice President Jospeh Biden; Former Mayor Michael Bloomberg (New York City); Mayor Pete Buttigieg (South Bend, IN); Senator Amy Klobuchar (MN); Senator Bernie Sanders (VT); Tom Steyer; and Senator Elizabeth Warren (MA)) // The American Presidency Project. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/ democratic-candidates-debate-charleston-south-carolina-0
Итак, к 2020 году российское направление внешней политики стало инструментом острой внутриполитической борьбы, усиливающейся на фоне партийно-политической поляризации. Демократическая партия предлагала комплексное наращивание давления на Россию, в то время как Республиканская партия не выступала с инициативой и не предлагала никаких альтернатив.
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ КАМПАНИЯ 2024 ГОДА: СДЕРЖИВАНИЕ РОССИИ
В настоящее время соотношение политических сил США стало иным, нежели в 2020 году. Так, в 2024 году Республиканская партия провела более оживленную подготовку к выборам, чем Демократическая. Внешнеполитические вопросы привлекали большое внимание кандидатов в президенты, но далеко не все из них предложили собственный анализ этих проблем. Они выступали, ограничиваясь общими, иногда клишированными заявлениями.
Многие кандидаты, принимавшие участие в кампании внутри Республиканской партии (отказавшиеся затем от выдвижения), придерживались «ястребиных» позиций и называли Россию угрозой или «врагом»3. Значительный акцент был сделан на необходимости наращивания военной мощи США и военных поставок Украине, на чем настаивал бывший вице-президент М. Пенс4. Что касается Д. Трампа, то он полагает, что противостояние с Россией не является жизненно важным интересом США. По его мнению, это в первую очередь проблема европейских стран, и они должны вносить больший вклад в ее решение. Д. Трамп высказывал опасения, что Россия и США находятся в риске ядерной войны5. Таким образом, президент развивал свои идеи, высказанные в предвыборную кампанию 2016 года и нашедшие отражение в политике его администрации.
3Среди них Д. Бёргам. URL: https://www.dougburgum.com/why-doug; А. Хатчинсон. URL: https://www.asa2024.com/; Н. Хейли. URL: https:// nikkihaley.com/
4Pence M. Only Weapons Can End the Ukraine War // Wall Street Journal. 13.06.2023. URL: https://www.wsj.com/articles/weapon-military-humanitarian-aid-ukraine-russia-war-mike-pence-biden-e5a5daba?mod=opinion_lead_pos8
Republican 2024 hopefuls respond to Tucker Carlson's questions about their stance on Russia-Ukraine war // Fox News. 13.03.2023. URL: https://www.foxnews.com/media/republican-2024-hopefuls-respond-tucker-carlsons-questions-about-stance-russia-ukraine-war
В Демократической партии предвыборная гонка не имела такого интенсивного характера, как в Республиканской партии. Кандидаты, принимавшие участие в кампании, не делали заявлений о необходимости изменения политики США в отношении России. Исключением можно назвать позицию Роберта Кеннеди-младшего, который впоследствии отказался участвовать в выборах от Демократической партии. Он выступал за демилитаризацию в глобальных масштабах, дипломатическое завершение конфликта на Украине, отвод вооружений НАТО и ракетных комплексов от российских границ в обмен на вывод войск России из Украины и гарантии независимости и территориальной целостности на Украине с миротворческим контингентом ООН на юго-востоке страны. Перечисленные меры предлагались для того, чтобы обеспечить безопасность «русскоязычных регионов»1. Представляется, что этот план отчасти созвучен инициативам мирного урегулирования кризиса, представленным в 2014 году, и предложениям России о гарантиях безопасности от 2021 года. Однако приоритеты России и ситуация в мире изменились, и указанные меры на практике не могут быть реализованы. Маловероятен и сценарий отказа США от «имперской» политики. Как пишет Э. Басевич, военное присутствие США во всем мире является необходимым условием ее внешней политики [Bacevich, 2010]. Соответственно, отказ от проецирования военной силы может быть воспринят как нарушение самих основ американского доминирования и вызвать сопротивление истеблишмента, особенно «ястребов». Тот факт, что Р. Кеннеди-младший продолжил участие в выборах в качестве независимого кандидата, подтверждает глубокое расхождение между изложенной им позицией и партийным мейнстримом.
Отличия выборов 2024 года от президентских кампаний 2016 и 2020 годов заключаются в меньшем внимании к теме вмешательства в выборы, большем акценте на угрозах, исходящих как от России, так и от Китая. Образ России часто персонифицируется, сводится к личности президента страны. По сравнению с прошлыми кампаниями, меньше говорилось об отдельном направлении работы с населением России. Таким образом, политика двух треков в условиях многоуровневой конфронтации становится неактуальной. Кандидаты в целом сходились во взглядах на отношения с Россией, требуя ее сдерживания обычными для американской внешней политики методами: наращиванием военного потенциала, экономическим и санкционным давлением, информационным воздействием на государства, которые граничат с Россией. Политическое поведение кандидатов в президенты во многом определено установками, заданными в стратегических документах администрации Дж. Байдена и в целом преемственностью американской внешней политики: Россия и Китай представляются опасными для США с 2015-2017 года. В то же время в утверждениях об угрозах проявляется черта американской внешней политики, о которой писал П. Пиллар - склонность к поиску «монстров» и демонизации врагов [Pillar, 2016].
1URL: https://www.kennedy24.com/
Заключительные дебаты между Д. Трампом и К. Харрис, сменившей Дж. Байдена в качестве кандидата от Демократической партии, а также опубликованные партийные платформы показали, что представители обеих партий нацелены на сдерживание России. Разница заключается в риторике и в предлагаемых методах. Если демократы подчеркивают важность укрепления союзов и солидарности2, особенно в НАТО, то республиканцы выделяют необходимость инвестировать в военную мощь США и американское производство. Демократическая партия делает акцент на недопущение сближения России с Ираном и Китаем3, фактически на «изоляцию» государства. В платформе Республиканской партии4 не содержится упоминания России, однако предлагаемые методы Д. Трампа - понижение цен на нефть, введение высоких тарифов, давление на руководство страны, развитие вооружений5 - представляют собой политику сдерживания России в несколько иной, чем у Демократической партии, форме.
Можно говорить об идейном кризисе в американском политико-академическом сообществе и об ограничении свободы слова, когда не приветствуется любое отклонение от политического и идеологического мейнстрима. Создавшееся положение существенно отражается на том, что говорится в ходе избирательных кампаний. Выступления кандидатов как от Демократической, так и Республиканской партий, а также других представителей партий, изобилуют клише и стереотипами. Так, очень часто делались заявления о том, что нужно «заставить Россию понести ответственность за свои действия». Подобные клише уже устоялись в американском политическом лексиконе и встречают одобрение у представителей разных заинтересованных групп, например, у представителей военно-промышленного комплекса. Подчеркивается непоколебимый статус США на международной арене и стремление нанести поражение России. Такие заявления успешно «продаются» на «рынке внешнеполитических идей» Р^пег, 2017, с. 7-8].
Хотя в избирательной кампании 2024 года были сделаны отдельные заявления о необходимости сократить глобальное присутствие и вмешательство США и тем самым снизить конфронтационность в отношениях с Россией, этот подход не стал реальной альтернативой устоявшемуся курсу США на закрепление глобального доминирования. Республиканцы и демократы нацелены на сдерживание России с использованием экономических и военно-политических средств, в связи с чем крайне маловероятны изменения в политике США в отношении России после смены власти в Белом доме.
2Address Accepting the Democratic Presidential Nomination in Chicago, Illinois. August 22 // The American Presidency Project. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/address-accepting-the-democratic-presidential-nomination-chicago-illinois
3 2024 Democratic Party Platform // The American Presidency Project. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/2024-democratic-party-platform#ch9
4 2024 Republican Party Platform // The American Presidency Project. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/2024-republican-party-platform
5 interview on "The Joe Rogan Experience". October 25, 2024 // The American Presidency Project. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/interview-the-joe-rogan-experience
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 2022-2024 годах Россия и США вступили в противоборство, основная причина которого - вопросы формирования нового мирового порядка и глубокие расхождения в подходах к безопасности, решению региональных и глобальных проблем. В условиях партийно-политической поляризации в США вопросы отношений с Россией становятся инструментом внутриполитической борьбы, что осложняет разработку конструктивных подходов к выстраиванию российского направления внешней политики США.
Сравнительный анализ предвыборных президентских кампаний 2016, 2020 и 2024 годов показал, во-первых, что подходы республиканцев и демократов к России сближались: обе партии предлагали сдерживание России путем экономического и военно-политического давления, более активное взаимодействие и влияние европейских союзников на страны постсоветского пространства, воздействие на российское общество. Во-вторых, нарастала критика в адрес России от представителей обеих партий - обвинения в авторитаризме и ревизионизме, вмешательстве в американские выборы, «агрессивной политике». Конфронтационный и безапелляционный характер риторики предвыборных кампаний можно объяснить тем, что в американских внешнеполитических документах Россия обозначена как угроза, требующая ужесточения политики США. Хотя в начале предвыборной «гонки» 20232024 годов звучали предложения проводить более умеренную политику в отношении России, больше концентрироваться на внутренних проблемах США, в дискуссиях не было предложено альтернатив официальному курсу. Таким образом, обсуждения выстраиваются в рамках существующей внешнеполитической линии, оказывающей решающее влияние на формирование подходов к России.
Учитывая рост российско-американских противоречий по глобальным и региональным вопросам, активизацию усилий обеих держав по формированию мирового порядка на основе разных моделей (однополярный-западоцентричный и многополярный-евразийский), а также нарастание внутриполитических противоречий в Соединенных Штатах, вряд ли стоит ожидать изменения курса США в отношении России в среднесрочной перспективе. Внутрипартийные дискуссии и обсуждения в рамках предвыборных кампаний в 2016-2024 годы показывают отсутствие действительно масштабных альтернатив существующей политике и способствуют закреплению складывавшихся в XXI веке подходов к России.
Об авторах
Елена Владимировна Бурдина
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия
Автор, ответственный за переписку.
Email: burdina_e_v@my.mgimo.ru
аспирант
Московского государственного института международных отношений
Министерства иностранных дел Российской Федерации
РоссияСписок литературы
- Bacevich A. Washington Rules. America's Path to Permanent War. N. Y.: Metropolitan Books, 2010.
- Мегатренды: Основные траектории эволюции мирового порядка в XXI веке / под ред. Т. А. Шаклеиной, А. А. Байкова. М.: Аспект Пресс, 2022.
- Шаклеина Т. А. Отношения России и США в начале 2020-х годов: новые перспективы для формирования незападоцентричного мирового порядка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2023. Вып. 4 (853). С. 48-55.
- Печатнов В. О. Поляризованная Америка // Вестник Московского института международных отношений (У). 2010. Вып. 2 (11). С. 282-293.
- Печатнов В. О. США в тисках кризисов // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Вып. 10. С. 5-16.
- Журавлева В. Ю. Американский президент в поляризованной среде: от Б. Обамы к Дж. Байдену // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2021. Вып. 3. С. 334-347.
- Шаклеина Т. А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2018.
- Шаклеина Т. А. Россия и США в современных международных отношениях. М.: Аспект Пресс, 2022.
- Внешнеполитическая стратегия республиканской администрации США (2001-2002): монография / под ред. В. А. Кременюка, П. Т. Подлесного. М.: Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН, 2002.
- Внешняя политика администрации Б. Обамы (2009-2012) / отв.ред. В. А. Кременюк. М.: Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН, 2012. С. 7-30.
- Подлесный П. Т. Формирование внешнеполитического курса администрации Б. Обамы в отношении России: первые итоги, трудности, перспективы. М.: Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН, 2010.
- Травкина Н. М. Фактор России в избирательной кампании 2012 г. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. Вып. 7 (511). С. 15-24.
- Кошкин П. Г. «Российское досье» как внутриполитический фактор в США // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Вып. S1. URL: https://rusus.jes.su/s207054760005318-6-1/
- Белозеров В. К. Стратегия национальной безопасности США как новый манифест глобальной гегемонии // Власть. 2015. Вып. 4. С. 19-24.
- Травкина Н. М. Величие Америки: былое или будущее? (платформы Демократической и Республиканской партий в 2020 г.) // Россия и Америка в XXI веке. 2020. № 3. URL: https://rusus.jes.su/s207054760011708-5-1/
- Pillar P. L. Why America Misunderstands the World. National Experience and Roots of Misperception. New York: Columbia University Press, 2016.
- Drezner D. The Ideas Industry: How Pessimists, Partisans, and Plutocrats are Transforming the Marketplace of Ideas. Oxford University Press, 2017
Дополнительные файлы
