Migration processes as a factor of influence on internal political processes in Europe (German case)
- Авторлар: Nadezhdin A.E.1
-
Мекемелер:
- Ministry of Foreign Affairs of Russia
- Шығарылым: № 1 (854) (2024)
- Беттер: 32-39
- Бөлім: Политические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-347X/article/view/296900
- ID: 296900
Дәйексөз келтіру
Толық мәтін
Аннотация
The article deals with migration processes in Germany, which combined with negative socioeconomic changes, have an influence on the domestic political situation and electoral prospects of the ruling elites. As the analysis shows, the reception of Ukrainians along with refugees from other crisis regions does not find unanimous support of the population and contributes to the weakening of the position of traditional parties and the strengthening of non-system forces (Alternative for Germany party).
Толық мәтін
введение
Актуальность данного исследования обусловлена комплексом факторов. Во-первых, миграционные процессы оказывают серьезное влияние на общество, в том числе экономико-политические и социокультурные аспекты его деятельности. Основные риски, включая вопросы обеспечения безопасности, связаны с неконтролируемыми трансграничными перемещениями людей. Сохраняется острота данной проблемы для стран - членов Европейского союза (по данным Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ, с начала 2023 года зафиксировано 132 370 попыток незаконного пересечения внешних границ ЕС) (Central Mediterranean top migratory route into the EU in first half of 2023 // Frontex. 14.07.202S)1. Во-вторых, Германия продолжает выступать ключевой точкой миграционного притяжения среди стран - членов ЕС, уверенно занимая первое место по количеству поданных ходатайств на получение статуса беженца (в «тройку» входят также Франция и Испания). В-третьих, усиление миграционного давления на ФРГ в условиях растущей геополитической напряженности, социально-экономических трудностей, сохраняющихся последствий пандемии Covid-19, выступает дополнительным вызовом для правящих элит, требуя от высшего руководства государства оперативной и симметричной реакции. В-четвертых, наблюдаемое в ФРГ обострение внутриполитического диалога и снижение поддержки избирателей традиционных политических сил, в том числе по причине противоречий в отношении реализации миграционного курса и приема украинских беженцев, способствует поэтапному укреплению позиций внесистемных и популистских политических сил (например, партии «Альтернатива для Германии» и «Возмущенные граждане»). Данный тренд представляет интерес для изучения в контексте запланированных на 2024 год региональных избирательных кампаний, в особенности на востоке ФРГ, где традиционно фиксируются более скептические настроения в отношении принимаемых Берлином решений в сфере внутренней и внешней политики.
При подготовке исследования использовались различные методы: ситуационный анализ применялся при изучении данных электоральных кампаний и опросов общественного мнения; аналитический метод позволил на основе результатов выборов в региональные парламенты спрогнозировать развитие внутриполитической ситуации с учетом миграционного фактора. Основными источниками информации выступают официальные данные государственных учреждений ФРГ, соответствующие нормативно-правовые документы, результаты социологических опросов, актуальные материалы немецких СМИ, благодаря которым можно определить тенденции и специфику актуальных миграционных процессов.
1URL: https://frontex.europa.eu/media-centre/news/news-release/ central-mediterranean-top-migratory-route-into-the-eu-in-first-half-of-2023-XtMpdL
германия как центр притяжения миграции в европе
За первые 8 месяцев 2023 года в Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев Германии (далее БАМФ) поступило 220 116 ходатайств о получение статуса беженца2. При подобной динамике количество обращений по итогам года может составить 300 тыс. (без учета украинцев), что в целом позволяет проводить параллели с событиями восьмилетней давности. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2022 году, когда в БАМФ поступило 217,7 тыс. аналогичных ходатайства (2021 год - 148,2 тыс.). Большинство соискателей прибыло из Сирии (71 тыс. обращений), Афганистана (36 тыс.), Турции (24 тыс.), Ирака (15 тыс.), Грузии (8 тыс.), Ирана (6,3 тыс.). Выходцы из России подали 2,8 тыс. подобных ходатайств. В практическом плане согласно положениям «Кенигштайнского ключа»3 беженцы на территории Германии распределяются по федеральным землям пропорционально численности населения и объема налоговых сборов, зачисляемых в региональный бюджет. В этой связи большинство находятся в Северном Рейне-Вестфалии, Баварии, Баден-Вюртемберге, Гессене и Берлине. В гендерном отношении 67 % беженцев являются мужчинами и 33 % - женщинами; 73 % из них - в возрасте до 30 лет; 37 % -младше 18 лет. Таким образом, в 2022 году был установлен новый рекорд по количеству прибывших в поисках убежища после миграционного кризиса 2015 года (согласно данным БАМФ, в страну прибыло 890 тыс. беженцев) [Migrationsbericht des Bundesamtes für Migration und Flüchtlinge ... 2016]. Ссылки на этот адрес нет, есть 2023.
По оценкам правоохранителей, в Германии в настоящий момент находятся 280 тыс. иностранцев, обязанных покинуть страну. Как следует из ответа федерального правительства на парламентский запрос «Левой партии», за шесть месяцев 2023 года из страны выдворено 7,8 тыс. иностранцев (+ 27 % к аналогичному периоду 2022 году) преимущественно в Грузию, Северную Македонию, Афганистан, Албанию1.
2Asylgeschäftsstatistik August 2023. 07.09.2023. URL: https://www. bamf.de/SharedDocs/Meldungen/DE/2023/230907-asylgeschaeftssta-tistik-august-2023.html?nn=284830#a_1579732_2
3URL: https://www.bundesamtsozialesicherung.de/fileadmin/redaktion/ Strukturfonds/Kst-Schl_2015.pdf
Официальная статистика не учитывает граждан Украины, которые въехали в страну в целях получения убежища с весны 2022 года. Данный миграционный поток стал для ФРГ новым явлением вследствие своей качественно-количественной специфики. Он обладает серьезными отличиями от «классических» просителей убежища из стран БВСА (в частности, преобладание женщин и несовершеннолетних, наличие высшего образования и профессии и др.). В сравнении с выходцами из других регионов украинские беженцы представляют особый исследовательский интерес и по той причине, что их прием реализуется в рамках специально одобренной в марте 2022 года директивы ЕС (освобождает от необходимости подавать документы в БАМФ для получения убежища). Согласно документу прибывшим предоставляется не только временная защита сроком на один год с возможностью пролонгации, но и разрешается выход на рынок труда и воссоединение с семьей. Как показывает практика, на региональном и коммунальном уровнях украинцы наделены значительно большими правами, нежели представители других государств, включая социальное обеспечение, опеку для детей и подростков, перемещенных без сопровождающих лиц, доступ к банковским услугам, посещение детьми учебных заведений, получение медицинской помощи. Из бюджетных средств им выплачивается социальное пособие, государство берет на себя расходы по оплате аренды жилья и медицинского обслуживания, коммунальных услуг.
Вместе с тем на практике прием украинцев сопряжен с серьезными трудностями. Так, сохраняется проблема подсчета фактически находящихся в стране выходцев из Украины ввиду их недокументированного перемещения по странам ЕС, случаев возвращения на родину или временного нахождения без официальной регистрации у знакомых или родственников. К трудностям, связанным с интеграцией украинских беженцев, можно отнести отсутствие навыков владения немецким языком. Несмотря на то, что со второй половины 2022 года порядка 50 % прибывших начали посещать соответствующие курсы, ожидать качественного и оперативного прогресса в достижении высоких результатов при изучении иностранного языка не следует. Только порядка 5 % владеют немецким на хорошем или высоком уровне, что позволяет им занимать должности, связанные с работой в офисе. Во избежание повтора отрицательного опыта миграционного кризиса 2015 года, когда прибывшим было запрещено работать в период рассмотрения ходатайства на получение статуса беженца, украинцы допущены на рынок труда. В контексте качественно-количественных особенностей миграционного потока из Украины (преобладают женщины в сопровождении несовершеннолетних детей) остро стоит вопрос подбора дошкольных учебных заведений. Сохраняющийся дефицит свободных мест в детских садах (по оценкам немецкого международного фонда Бертельсманн - не хватает почти 384 тыс. мест) вынуждает украинок оставаться дома с детьми и не выходить на работу2. Имеющиеся проблемы с обеспечением доступа прибывших к образовательным услугам предполагается решать за счет введения максимального количества учащихся в одном классе и найма дополнительных учителей. С трудностями сопряжен и непосредственно сам процесс обучения прибывших несовершеннолетних в школах по причине недостаточного уровня владения немецким языком и отсутствия эффективной модели организации двуязычного образовательного процесса в формате так называется классов приветствия. В условиях нехватки в сфере образования специалистов, владеющих украинским языком, детям беженцев предлагается обучаться на русском языке, что зачастую вызывает негативную реакцию. С перегрузкой сталкиваются медицинские учреждения, которые вынуждены оказывать помощь больным украинцам, ограничивая прием коренных немцев. От благотворительных некоммерческих организаций, занимающихся поддержкой малоимущих граждан и продажей продуктов питания по низким ценам (например, «Tafel Deutschland»), поступают жалобы о чрезмерных запросах и завышенных ожиданиях у беженцев к предоставляемой помощи.
1Antwort der Bundesregierung / Deutscher Bundestag. Drucksache 20/8046. 18.08.2023. URL: https://dserver.bundestag.de/ btd/20/080/2008046.pdf
воздействие миграции на внутриполитические процессы в фрг
Миграционная тематика оказывает значительное влияние на внутриполитические процессы в ФРГ В условиях нарастания внешнего давления на страну из политических и экспертных кругов всё чаще звучат критические высказывания в адрес правящей коалиции в составе СДПГ-СвДП-«Союз 90 / Зеленые». О трудностях, связанных с практическими аспектами миграционной политики, активно сигнализируют выходцы из земельных и коммунальных органов власти, общественных объединений.
2 2023 fehlen in Deutschland rund 384.000 Kita-Plaetze. 20.10.2022. URL: https://www.bertelsmann-stiftung.de/de/themen/aktuelle-meldungen/2022/oktober/2023-fehlen-in-deutschland-rund-384000-kita-plaetze#link-tab-222603-10
Представителям правящих партий «инкриминируется» сохранение за ФРГ роли политико-экономического локомотива ЕС по реализации общеевропейского миграционного курса, недостаточное отстаивание национальных интересов в данной сфере в диалоге с Брюсселе-ми другими членами ЕС, отсутствие эффективной системы предоставления убежища и как следствие - систематическое увеличение количества «псевдобеженцев» и экономических мигрантов, стремящихся в страну за лучшей жизнью. В частности по данным МВД ФРГ с весны 2022 года в страну из-за объявленной мобилизации въехало 163 287 украинцев призывного возраста. Нарекания вызывают длительные сроки рассмотрения структурами БАМФ ходатайств о получении статуса беженца, низкие ежегодные объемы депортаций, дефицит необходимой для размещения беженцев инфраструктуры, отсутствие инструментов принуждения получающих социальное пособие иностранцев к посещению интеграционных курсов и выходу на рынок труда, рост социальной напряженности и недовольства среди коренного населения. В частности, федеральному правительству и министру внутренних дел и по делам Отечества ФРГ Н. Фэзер депутаты ХДС вменяют в вину намеренное искажение реального количества беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки (далее БВСА), Африки и Азии, отсутствие системы мониторинга миграционного потока и в целом недостаточное внимание данному вопросу. Проблема связана не только с растущими финансовыми издержками, но и с ограниченными возможностями для интеграции прибывших в общество1. В ХСС придерживаются аналогичной позиции, выступая за сокращение масштабов миграции, за возмещение коммунам расходов на содержание беженцев из федеральных средств, за включение Алжира, Марокко, Туниса в список так называемых безопасных стран происхождения, а также за предоставление беженцам неденежных средств помощи взамен социальных выплат2.
В стране усиливается общественное недовольство удорожанием стоимости товаров и услуг, растущей геополитической напряженностью, поддержкой киевского режима в рамках «евроат-лантической солидарности», слабостью внешней политики, сохраняющейся конфронтацией с Россией.
1URL: https://www.youtube.com/watch?v=TJ6J1MFSP1s
2Fluechtlingskrise: CSU-Fraktion fordert Verringerung der Migration nach Deutschland. 10.05.2023. URL: https://www.csu-landtag.de/ lokal_1_4_1886_Fluechtlingskrise-CSU-Fraktion-fordert-Verringerung-der-Migration-nach-Deutschland.html
Правящим элитам не добавляет бонусных очков и обострение миграционной ситуации. Общее разочарование деятельностью федерального правительства подтверждается результатами различных опросов общественного мнения. В частности, по данным проведенного немецким агентством печати совместно с институтом изучения общественного мнения «Yougov» исследования, недовольны кабинетом министров 73 % респондентов. 66 % не удовлетворены непосредственно работой федерального канцлера О. Шольца. 35 % допускают распад коалиционного правительства до парламентских выборов 2025 года (Mehrheit der Deutschen ist unzufrieden mit Ampel-Regierung//Handelsblatt. 27.08.2023)3. На этом фоне логично выглядит укрепление позиций право-популистской партии «Альтернатива для Германии» (далее АдГ), которая традиционно генерирует про-тестный электорат. Сначала 2023 года наблюдается тренд на рост ее популярности (январь 14-15 %; май - 17-18 %; июль - 19-20 %; сентябрь - 21-23 % голосов)4. В ходе весенних выборов в сенат Берлина (земельный парламент) АдГ набрала 9,1 % и заняла пятое место. Победила ХДС (28,2 %), далее - СДПГ и «Союз 90 / Зеленые» (по 18,4 %), «Левые» (12,2 %). В руководстве АдГ выразили удовлетворение достигнутыми результатами, отметив рост популярности среди рабочих и индивидуальных предпринимателей. Ослабление позиций СДПГ, представительница которых (Ф. Гиффай) ранее занимала пост обер-бур-гомистра Берлина, подтверждает усиливающуюся разочарованность электората германской столицы политическим курсом правящей коалиции. Выборы в парламент Бремена ознаменовались вынесенным избирательной комиссией запретом для АдГ участвовать в них по причине некорректно составленных списков кандидатов. По итогам голосования, первое место заняла СДПГ, второе - ХДС, третье -«Союз 90 / Зеленые», четвертое - «Левая партия». Отсутствием правых популистов воспользовались представители партии «Возмущенные граждане» (нем. Buerger in Wut), которые набрали 10,5 % голосов [Kiffmeier, 2023]. 30 % голосов в ее поддержку подали избиратели АдГ Согласно формулировкам партийной программы, «Возмущенные граждане» позиционируют себя в качестве правых популистов и сторонников экономического либерализма, выступая рупором протестного электората. Значительное внимание уделяют вопросам обеспечения общественной безопасности (на выборах в Бремене использовался лозунг - «участники поножовщины подлежат депортации») и упорядочению миграционной политики.
3URL: https://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/bundesregierung-mehrheit-der-deutschen-ist-unzufrieden-mit-ampel-regierung/29356904.html
4Sonntagsfrage Bundestagswahl / W. Zicht, M. Cantow. URL: https:// www.wahlrecht.de/umfragen/
В июне 2023 года «возмущенные граждане» объединились с созданной в 2022 году партией «Альянс Германия» и намерены принимать участие в предстоящих электоральных кампаниях на территории Германии. Предполагаем, что выборы в Баварии и Гессене, запланированные на октябрь 2023 года, покажут, востребованы ли текущие лозунги АдГ у избирателей старых и высокоразвитых в промышленном и экономическом отношении федеральных земель. Согласно результатам социологических опросов, в Баварии рейтинг АдГ за восемь месяцев 2023 года вырос с 10 до 14 % (потенциально может занять третье место после ХСС и «Союз 90 / Зеленые»), в Гессене - с 11 % до 16 % (третье или четвертое место после ХДС, СДПГ и «Союз 90 / Зеленые»).
Наряду с повышением популярности у избирателей в 2023 году АдГ впервые в десятилетней партийной истории удалось одержать победу на выборах ландрата (глава одного из округов федеральной земли) в тюрингском Зоннеберге и бургомистра (мэр) города Рагун-йесниц в Саксонии-Ангальт. На данном этапе партия, в целом преодолев внутренние противоречия, ставит свои задачи и на международном политическом треке. Так, на съезде в Магдебурге анонсированы планы увеличить вдвое число представителей в Евро-парламенте по итогам выборов 2024 года (в настоящий момент - девять депутатов АдГ). По мнению «Альтернативы для Германии», Евросоюз должен представлять собой «сообщество интересов и экономическое объединение с сохранением внутреннего рынка, который обеспечивает беспрепятственный обмен товарами и услугами. Применительно к миграции предлагается оказывать содействие потенциальным беженцам непосредственно в кризисных регионах, ограничивая возможность перемещения только в сопредельные страны. Требуется эффективный механизм защиты внешних границ ЕС и пересечения въезда нелегальных мигрантов. Допускается введение государствами собственных национальных мер для охраны границ.
На национальном уровне приоритетной задачей АдГ на 2024 год является достижение максимальных результатов на осенних выборах в земельные парламенты восточных федеральных земель. Согласно результатам проводимых опросов, партия по популярности в Саксонии на данный момент занимает 1-е место (33-35 %), опережая правящую ХДС (29-30 %). В данной земле, особенно в ее восточной и северной частях, у партии наиболее устойчивые электоральные позиции. Немецкие политологи призывают не делать поспешных
выводов на основе актуальных данных и допускают, что в случае дальнейшего роста рейтинга партии и появления реальных шансов выиграть выборы ситуация может измениться непосредственно в день голосования. По аналогии с кампанией 2019 года избиратели, которые опасаются прихода во власть правых популистов и традиционно поддерживают другие политические силы, все-таки отдадут голоса в поддержку ХДС1. Аналогичная ситуация складывается в Бранденбурге (земельные выборы запланированы на сентябрь 2024 года). О готовности избрать «Альтернативу для Германии» заявляют 32 % жителей (СДПГ - 20 %). В Тюрингии также фиксируется отрыв АдГ от конкурентов, где на данный момент основная борьба ожидается за вторую позицию между «Левой партией» (21,1 %) и СДПГ (20,4 %). Таким образом,в идеальном сценарии правые популисты смогут одержать победу в трех регионах сразу, что позволит выступить с позиции старшего партнера при формировании местной правящей коалиции, а также выдвинуть своих кандидатов на должность премьер-министра федеральной земли. В Меклен-бурге-Передней Померании ближайшие парламентские выборы должны состояться только в 2026 году, но АдГ твердо занимает лидирующие позиции в рамках социологических опросов. На данный момент за данную партию готовы отдать свой голос 32 % избирателей, СДПГ - 23 % и ХДС 18 %.
В целом, рост рейтинга АдГ на востоке страны можно объяснить не только объективными факторами и актуальными проблемами правящей коалиции, но и традиционно скептическим настроем, чувством отсутствия социальной несправедливости и «ненужности» старым федеральным землям, в том числе ввиду сохраняющихся социально-экономических различий между регионами после объединения Германии. Одобрение предвыборных лозунгов АдГ и часто экстремистской риторики жителями востока страны находит подтверждение в результатах социологических опросов. Согласно проведенному в 2023 году университетом Лейпцига исследованию общественного мнения, 50 % немцев на востоке страны выступают за ограничение въезда выходцев из мусульманского мира; 70 % согласны с тезисом об использовании иностранцами социальных благ в корыстных целях. Прослеживаются и антисемитские тенденции -треть респондентов высказывается о значительном влиянии евреев [Decker, Kiess, BraehLer, 2023].
Укрепление электоральных позиций не означает принятия АдГ традиционными политическими силами и элитами. Она продолжает оставаться «нерукопожатным» и маргинальным движением, систематически подвергается обвинениям в пропаганде правового экстремизма, антисемитизма и неприятии демократических ценностей.
1Wahltrends und aktuelle Sonntagsfragen fuer Sachsen. Aktueller Wahltrend für Sachsen. URL: https://politpro.eu/de/sachsen
Ведущие немецкие партии на всех уровнях заявляют о необходимости отставить в сторону партийно-политические интересы для совместной защиты демократии, выступая за так называемую концепцию «брандмауэра» и против любой кооперации с «Альтернативой для Германии». Демонстративный отказ от поиска точек соприкосновения с электоратом и представителями АдГ на фоне дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации выступит триггером поляризации социума, нарастания напряженности и увеличения численности граждан, поддерживающих правых популистов как антагониста традиционным партиям. Первые призывы к поиску межпартийного диалога звучали из рядов тюрингского подразделения ХДС еще в 2019 году1. На практике имеют место факты взаимодействия на муниципальном уровне, что объясняется наличием тесных связей или постоянного контакта жителей с представителями органов законодательной власти, а также потребностью оперативно решать имеющиеся проблемы независимо от партийной принадлежности. Так, в отдельных муниципальных образованиях Саксонии, Саара, Тюрингии, Шлезвиг-Гольштейна осуществляется взаимодействие по актуальным вопросам коммунальной повестки - от финансирования различных социально-значимых проектов до вопросов размещения и интеграции беженцев. В 2022 году члены городского совета от «Союз 90 / Зеленые» в баден-вюртембергском Бакнанге (избирательный округ действующего председателя данной партии Р. Ланг) поддержали внесенный АдГ законопроект об увеличении финансирования местного театра, что вызвало критику со стороны высшего партийного руководства. Президента Союза земельных округов Германии Р. Загера подобные действия не удивляют. Политик призывает не искать целенаправленно варианты партнерства с АдГ, но учитывать внесенные ее представителями конструктивные предложения в сфере муниципального управления и определять формат возможного сотрудничества в зависимости от текущих задач [Martus, 2023]. Летом 2023 года неоднозначную реакцию в общественно-политических кругах вызвала реакция председателя ХДС Ф. Мерца на вопрос в интервью телеканалу «ZDF» об отношении возглавляемой им партии к представителям АдГ.
117 Thueringer CDU-Mitglieder fordern Gespraeche mit AfD. URL: https:// www.mdr.de/thueringen/wahlen-politik/brief-original-appell-cdu-afd-100. html
Политик исключил возможность вступления в коалицию с правыми популистами на всех уровнях - от общеевропейского до земельного, но назвал очевидным поиск вариантов совместного управления в муниципальной сфере при избрании руководителем представителя «Альтернативы для Германии» и призвал уважать любые результаты демократических выборов2.
заключение
Таким образом, миграционная проблематика продолжает оставаться вызовом для государств Евросоюза, который сталкивается с усилением внешнего давления - из «традиционных» кризисных регионов БВСА и с нового направления - с территории Украины. Вновь в эпицентре находится Германия. Данная проблематика в едином комплексе с другими трудностями социально-экономического характера оказывает серьезное воздействие на внутриполитические процессы и общественные настроения в стране. Проблему составляет отсутствие готовности у федерального правительства вести аргументированный диалог с населением и разъяснять причины тех или иных решений, которые часто вызваны управленческими недоработками и имеют негативные последствия для каждого немца (конф-ронтационный курс в отношении нашей страны и санкционная политика в противовес национальным интересам, инфляция, настойчивое внедрение «зеленой» энергетики, гендерная проблематика, ослабление позиций ФРГ как лидера ЕС). Наплыв украинцев, которые часто требуют к себе «особенного» отношения, лимитирует возможности для оказания должной финансовой и иной поддержки беженцам, продолжающим прибывать из других кризисных регионов, также сопряжен с трудностями в функционировании местной инфраструктуры (от ведомств по делам иностранцев и центров компактного размещения до медицинских и учебных заведений). Дополнительным раздражителем являются злоупотребления со стороны некоторых украинцев к предоставляемой им поддержке (попытки подлога при получении социальных выплат, претензии к качеству жилья и возможностям для трудоустройства, пренебрежительное отношение к коренному населению или беженцам из других государств и др.). При сохранении геополитической напряженности нельзя исключать дальнейшего увеличения численности беженцев, что потребует от правительства ФРГ поиска нестандартных решений в плане как непосредственно организации системы въезда и учета, так и интеграции в общество, а также минимизации рисков формирования в стране очагов межэтнической напряженности.
2Merz für pragmatischen Umgang mit AfD in Kommunen. 23.07.2023. URL: https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/merz-afd-kommunen-100.html
На данном этапе политические элиты заявляют о полном контроле над миграционными процессами, обеспечении национальной безопасности и об отсутствии предпосылок для повторения событий 2015 года, при этом отказываясь называть текущую ситуацию новым миграционным кризисом.
При подобном раскладе на внутриполитическом треке усиливается недоверие к высшему руководству страны, наблюдается ослабление поддержки правящей коалиции, а также формируется почва для протестных настроений, о чем свидетельствуют результаты периодических социологических исследований. Как справедливо отмечает российский исследователь-германист В. Белов, не случайным является постепенное укрепление электоральных позиций партии «Альтернатива для Германии», которая традиционно генерирует несогласных с политическим курсом граждан, в особенности на востоке страны [Белов, 2023]. Дальнейшая маргинализация ее сторонников и демонстративный отказ от поиска диалога, включая коммунальный уровень по требованию федерального руководства партий, не принесут политических очков традиционным политическим силам, а еще больше усугубят имеющиеся политико-экономические противоречия.
Авторлар туралы
Alexander Nadezhdin
Ministry of Foreign Affairs of Russia
Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: 3039210@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4294-5972
SPIN-код: 3271-1551
PhD (Political Sciences), First secretary, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
РесейӘдебиет тізімі
- Migrationsbericht des Bundesamtes für Migration und Flüchtlinge im Auftrag der Bundesregierung 2015. Migrationsbericht 2015 / Bundesamtes für Migration und Flüchtlinge. Fürth: KonzeptOuartier GmbH, 2016.
- Kiffmeier J. Angriff von rechts vor Bremen-Wahl 2023: Bürger in Wut machen AfD die Wähler streitig // Kreis-zeitung.de. 16.05.2023. URL: https://www.kreiszeitung.de/politik/rechts-facebook-wahlprogramm-afd-buerger-in-wut-biw-bremen-wahl-2023-timke-leidreiter-umfragen-ziele-92271998.html
- Decker O., Kiess J., Braehler E. EFBI Policy Paper 2023-2: Autoritaere Dynamiken und die Unzufriedenheit mit der Demokratie // Policy Paper. 2023. № 2. URL: https://efbi.de/files/efbi/pdfs/Policy%20Paper/2023_2_Policy%20 Paper.pdf
- Martus Th. Zusammenarbeit mit AfD: Warum Merz nicht ganz falsch liegt // Berliner Morgenpost. 24.07.2023. URL: https://www.morgenpost.de/politik/article239022175/afd-kommunen-zusammenarbeit-kooperation-rechtsex-trem.html
- Белов В. Б. Актуальные взлеты и падения популярности этаблированных партий ФРГ // Аналитические записки Института Европы РАН. 2023. № 3 (35). С. 33-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=NPYOLO
Қосымша файлдар
