The Activities of the Turkish Educational Foundation Maarif (on the Example of Central Asian Countries)
- Authors: Velieva L.E.1
-
Affiliations:
- St. Petersburg State University
- Issue: No 1 (858) (2025)
- Pages: 27-32
- Section: Политические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2500-347X/article/view/296855
- ID: 296855
Cite item
Full Text
Abstract
The cultural and educational factor has long been an important tool of the foreign policy of modern states. The activities of foreign policy institutions dealing with its direct humanitarian component, their functions performed within a certain competence - all this is an integral part of international humanitarian cooperation. The Republic of Türkiye also pays great attention to the development of this part of its foreign policy. Using the methods of institutional and functional analysis, the article analyzed one of the successful instruments of the foreign humanitarian policy of the Republic of Türkiye, the Turkish educational foundation Maarif, founded in 2016 with the aim of developing education outside Türkiye. A fairly new, but rapidly gaining weight instrument of Ankara's foreign humanitarian policy is a response to Gulen's educational institutions. De facto, the main focus of Maarif is lobbying for the closure or reassignment of schools associated with the Gulen movement around the world. But using the example of Central Asian countries, it is clear that the appearance of schools and educational complexes of Maarif in a particular country does not necessarily lead to the closure of Gulen institutions. The methods we noted were supplemented by the method of content analysis in assessing the dynamics of Ankara's humanitarian cooperation with the countries of the region. So, much attention is paid to exact sciences, technical specialties such as robotics, astronautics, etc. Despite its rapid growth, it is still difficult for the Maarif Foundation to gain a foothold in some countries. This article analyzes these reasons and examines the results already achieved by the foundation's educational institutions.
Full Text
ВВЕДЕНИЕ
Культурно-образовательный фактор давно стал важным инструментом внешней политики современных государств. Турецкая Республика также уделяет немало внимания развитию этой части своей внешней политики. Так, на сегодняшний день среди ключевых институтов, работающих над формированием имиджа Турции за рубежом и над распространением турецкой культуры, языка и менталитета, можно выделить такие институты, как: Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TiKA), Институт Юнуса Эмре (Yunus Emre Enstitüsü), Управление по делам турок и родственных общин за рубежом (YTB), Управление по делам религии (Diyanet i§leri Ba§kanligi) и Турецкий Фонд Маариф (Türkiye Maarif Vakfi). Все они имеют свою штаб-квартиру, свой бюджет и гибкий план работы в различных регионах мира, с учетом региональной и страновой специфики.
Одним из таких успешных инструментов на сегодняшний день является Турецкий Фонд Маариф (Türk Maarif Vakfi), основанный в 2016 году с целью развития образования за пределами Турции1. Главой Фонда Маариф на данный момент является профессор Бирол Акгун. Де-факто, основная направленность турецкого Фонда «Маариф» с 2016 года по настоящее время заключается в лоббировании закрытия или переподчинения школ, связанных с движением Ф. Гюлена по всему миру. Фонд стал альтернативой и попыткой восстановить систему экспорта турецкого образования, предоставляя учебные заведения и программы, которые являются проводниками
1Qali§ma alanlarimiz // Официальный сайт Фонда Маариф. URL: https://maarifdergisi.com/page/calisma-alanlarimiz (дата обращения: 06.03.2025).
гуманитарной политики Анкары [Ягья, Колесникова, 2018]. Маариф активно работает в различных странах, открывая школы, учебные заведения и поддерживая образовательные инициативы. Он ведет тесное сотрудничество с местными образовательными учреждениями и правительствами стран, в которых фонд работает, для реализации своих программ и проектов. Так, на данный момент фонд имеет 467 представительств - образовательных центров в 52 странах мира. Общая численность обучающихся в них составляет более 53 тыс. человек2.
Согласно информации, полученной на официальном сайте фонда, ключевыми направлениями их деятельности являются3:
1. Образование. Открытие школ на уровне детского сада, начальной, средней школы. Создание культурных центров, учебных центров и курсов повышения квалификации.
2. Поддержка образования. Планируется создание дополнительного оборудования для школьных мероприятий, а также открытие центров дополнительного и внеакадемического развития. Это спортивные и художественные центры, лаборатории или библиотеки. Особый интерес вызывает и поддержка карьерных планов выпускников. Она осуществляется с помощью Системы отслеживания и направления карьеры Фонда Маариф.
3. Публикации. Разработка, производство и публикация образовательного контента и программ. К указанному контексту относятся и научно-исследовательские и опытно-конструкторские
2Türk Maarif Vakfi Faaliyet raporu // Официальный сайт Фонда Маариф URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/1665746ed6e7e4.pdf. (дата обращения: 06.03.2025).
3Qali§ma alanlarimiz // Официальный сайт Фонда Маариф. URL: https://maarifdergisi.com/page/calisma-alanlarimiz (дата обращения: 06.03.2025).
работы, связанные с программами и методами обучения. К данному перечислительному ряду относятся также конференции и семинары; сотрудничество с учреждениями, работающими в области образования и периодических изданий.
4. Стипендии и жилье. Фонд Маариф ежегодно присуждает стипендии по различным категориям. Предоставляется также материальная поддержка обучающимся. Это книги, печатная корреспонденция, одежда, компьютеры и т. д. Некоторые представительства фонда обеспечивают студентов и членов педагогического коллектива жильем (на сегодняшний день фонд имеет 42 общежития в различных точках мира).
Как отмечалось выше, создание Фонда Маариф - это ответ на необходимость поддерживать и развивать образование за пределами Турции, в частности, после закрытия некоторых образовательных учреждений, связанных с движением Полена, в разных странах.
Фетхуллах Гюлен - турецкий религиозный деятель, который основал движение, известное как Гюленовское движение или «Хизмет» (что переводится как «Служение»). Гюлен, живущий в США с конца 1990-х годов, приобрел значительное влияние как в Турции, так и за ее пределами. Его не стало в октябре 2024 года в США, однако его движение продолжается. Одним из ключевых аспектов движения является акцент на образовании. В рамках Гюленовского движения было основано множество школ и образовательных учреждений по всему миру, включая частные школы, университеты и языковые центры.
Движение было очень влиятельным в Турции в течение нескольких десятилетий. Оно имело широкую поддержку среди населения. Гюленовцы занимали важные посты в государственных структурах, в том числе в полиции, судах, армии и образовании [Емельянова, 2017]. Людей привлекали идеи о развитии образования и налаживании межкультурного диалога. Особенно стоит подчеркнуть, что движение Гюлена активно поддерживало Реджепа Тайипа Эрдогана, когда тот занимал пост премьер-министра Турции и был лидером Партии справедливости и развития. Однако с 2013 года отношения между Эрдоганом и Гюленом резко ухудшились [Gйndйz, Е^етщ 2021].
Турецкое правительство обвинило Гюлена и его движение в попытке государственного переворота в июле 2016 года. После этого инцидента власти Турции начали масштабные репрессии против предполагаемых сторонников Гюлена, закрывая связанные с ним организации. В том числе и за пределами Турции, в частности, в странах Центральной Азии.
Исходя из вышесказанного, перед Фондом Маариф стояла задача препятствовать тому, чтобы «гюленовские» школы назывались турецкими. Примечательно, что несмотря на многочисленные заявления Анкары о необходимости упразднения образовательных структур, связанных с Гюленом по всему миру, и передачи их в ведение Фонда Маариф, не везде одинаково отреагировали. В целом, выявляется три группы стран. В ряде стран все «гюленовские» школы были переданы Маариф. Во второй группе государств образовательные учреждения Гюлена перешли в статус общеобразовательных государственных. Существует также третья группа стран, в которых эти школы до сих пор сохраняют свои позиции [Акдйп, Ozkan, 2020]. С июля 2016 года по настоящее время основная деятельность по переподчинению турецких учебных заведений за рубежом осуществляется Фондом Маариф.
Сегодня Турецкий Фонд Маариф активно развивает свои образовательные инициативы и в Центральной Азии. Но здесь ситуация немного иная. В начале 2000-х годов в этом регионе функционировало порядка 75 турецких частных учебных заведений [Чедия, 2023]. Примерно в тот же период многие из них и закрылись. В частности, это произошло в Узбекистане, где в 1999 году все турецкие школы были либо полностью закрыты, либо переведены в статус общеобразовательных. Их количество в тот период составляло примерно 65 [там же]. Причиной тому стало возникшее в общественном дискурсе мнение о распространении в «гюленовских» учебных заведениях экстремистских течений. Связано это было и с угрозами религиозного экстремизма в республике на фоне развития гражданского противостояния в Таджикистане. Но в самом Таджикистане же эти школы закрылись лишь в 2015-2016 годах, когда руководство страны заявило о принудительной передаче образовательных учреждений движения «Хизмет» государственным структурам Таджикистана. После этого система и программа образования в этих школах значительно поменялась.
Процесс закрытия «гюленовских» учебных заведений продолжился в Туркменистане. В августе 2014 года между Турцией и Туркменистаном было подписано соглашение «О сотрудничестве в области образования». Ашхабад также закрыл единственную имеющую отношение к Гюлену школу в стране.
Первое и на сегодняшний день единственное отделение Фонда Маариф в Центральной Азии появилось в Киргизии. После попытки переворота 15 июля 2016 года Турция в лице тогдашнего главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу обратилась к властям Киргизской Республики по поводу закрытия «гюленовских» школ на ее территории.
Ответ МИД Киргизии был достаточно жестким. На заявление турецкой стороны ответили, что Киргизская Республика не собирается закрывать частные турецкие школы, но осуществит контроль над ними и что «это внутреннее дело республики». В стране отказывались закрывать «гюленовские» учебные заведения, рассматривая рекомендации турецкой стороны как вмешательство во внутренние дела государства.
Впоследствии накал между Анкарой и Бишкеком снизился. Между правительством Киргизии и представителями Маариф состоялись переговоры о создании юридического лица и о появлении отделения фонда. В итоге, руководство Киргизии приняло решение о создании отделения турецкого Фонда Маариф в стране. Так, 10 ноября 2020 года в Анкаре было подписано соглашение между Министерством образования и науки Киргизской Республики и Фондом Маариф по открытию и функционированию частных образовательных организаций в стране. Согласно официальной информации, переговоры вели и. о. министра образования и науки КР Алмазбек Бейшеналиев и директор Фонда Маариф в Центральной Азии ХYснY Бирджан1.
Тем не менее движение Ф. Полена до сих пор имеет связи и социальную базу в стране. Фонд Маариф по-прежнему не может закрепиться в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане и Таджикистане, где ранее функционировали «гюленовские» учебные заведения.
В рамках данной научной статьи проанализируем деятельность фонда в Киргизстане. Так как на сегодняшний день эта единственная страна Центральной Азии, где присутствует и ведет свою работу турецкий Фонд Маариф. В Киргизии фонд функционирует не вместо «гюленовских» школ, а вместе с ними. В республике всё еще сильны позиции организации «Себат», связанной с движением Ф. Гюлена. Она контролирует до контролирует до 15 образовательных учреждений2. Образовательная организация «Себат» подписала соглашение о сотрудничестве с Министерством образования Киргизии еще 2 мая 1992 года. В соответствии с соглашением «Себат» получила право открывать образовательные учреждения в республике.
1Улукбек Марипов и Вице-президент Турции Фуат Октай приняли участие в церемонии открытия школы «Маариф» // Официальный сайт Кабинета министров Киргизской Республики URL: https://www.gov. kg/ru/post/s/20421-ulukbek-maripov-zhana-trkiyanyn-vitse-prezidenti-fuat-oktay-maarif-mektebinin-achylysha-katyshyshty (дата обращения: 06.03.2025).
2Киргизстан и Турция: наступил ли новый уровень взаимоотношений? // Central Asian Bureau for Analytical Reporting. URL: https://cabar. asia/ru/kyrgyzstan-i-turtsiya-nastupil-li-novyj-uroven-vzaimootnoshenij (дата обращения: 06.03.2025).
Большинство из этих школ действуют на территории Киризии и сегодня.
Спустя год после подписания соответствующего соглашения в Анкаре (2021) в Бишкеке были открыты первые школы турецкого Фонда Маариф. Сегодня они представляют собой комплекс общей площадью 11 тыс. м2. Укомплектован соответствующим оборудованием 61 класс3. Обучение в школе ведется по государственным образовательным стандартам Турецкой и Киргизской Республикам на киргизском, турецком, русском языках с изучением английского. Имеется уклон как в сферу языков, так и в область естественных наук - химии, физики и биологии; гуманитарных наук; новых технологий и культуры. В целом в образовательный кампус Фонда Маариф в Бишкеке сегодня входят: детский сад, подготовительная школа,начальная школа и средняя школа.
Их ученики и выпускники часто выступают на международных конкурсах и олимпиадах, а также показывают хорошие результаты в учебе. Для оценки деятельности и масштабов работы турецкого Фонда Маариф на территории Киргизской Республики, представляется необходимым проанализировать несколько примеров вовлеченности их учеников и педагогического состава в те или иные мероприятия и достигнутые ими результаты. Так, в 2023 году выпускница школы Маариф Аделя Сейитова вошла в тройку высокобалльников по вступительным экзаменам в высшие учебные заведения по Киргизии и получила награду лично из рук президента Республики Садыра Жапарова4.
Еще одним ярким примером активности учеников и педагогов этих школ является их участие в шестом фестивале авиации, космоса и технологий TEKN0FEST-2023 (Стамбульский аэропорт, 27 апреля по 1 мая), на котором Киргизию представляли именно воспитанники школ Маариф в Бишкеке5.
На международном Фестивале науки и культуры тюркского мира, организованном Международным детским Фондом Тюркского мира (Türk dünyasi gocuk vakfi), в Анкаре в ноябре 2023 года, киргизская команда «МААРИФ» заняла второе место в конкурсе, в котором принимали участие команды из 18 стран мира. Ученик киргизского образовательного комплекса Маариф Салим Ку-накунов и преподаватель Маарифа Рашида Сады-кова заняли 2-е место благодаря своему проекту
3Турецкий Фонд «Маариф» к новому учебному году откроет школу в Бишкеке. URL: https://elgezit.kg/2021/05/12/turetskij-fond-maarif-k-novomu-uchebnomu-godu-otkroet-shkolu-v-bishkeke/ (дата обращения: 06.03.2025).
4Maarif ba§ari hikayeleri 2019-2024 // Официальный сайт Фонда Маариф. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/1665746ed6e7e4.pdf. (дата обращения: 06.03.2025).
5Там же.
«Производство возобновляемой энергии с помощью ветряных турбин»1.
Представители данных школ принимают участие в конкурсах, фестивалях и форумах не только по точным, но и по социально гуманитарным наукам. Например, на Международной олимпиаде по философи, которая проводилась осенью 2023 года в Белоруссии, студент Маарифа из Киргизии Семетей Айджигитов занял 2-е место. На олимпиаде оценивались навыки написания эссе и устной речи студентов. Она проводилась в режиме онлайн при организации Института философии при Белорусском государственном университете, Белорусском философском обществе и Национальной академии наук Беларуси.
Учебный комплекс Марариф в Киргизии служит для проведения как образовательных мероприятий для подростков, так и международных мероприятий. Например, в феврале 2024 года в сотрудничестве с Министерством образования и науки Киргизской Республики в кампусе образовательного комплекса Маариф была проведена первая олимпиада по робототехнике национального уровня. Фонд привлек внимание всей страны своим новым и большим зданием и инфраструктурой. Примечательно, что второй тур олимпиады прошел в столице Казахстана, Астане, где команда из Киргизской Республики, в лице учеников из Маарифа, также приняла участие2.
Подводя итоги деятельности школ Фонда Маариф в Киргизской Республике, отметим, что ими уделяется большое внимание точным наукам, техническим специальностям. К их числу относятся робототехника, космонавтика и др., в которых киргизская молодежь принимает активное участие, показывая высокие результаты.
1 Maarif baçari hikayeleri 2019-2024 // Официальный сайт Фонда Маариф. URL: https://turkiyemaarif.org/uploads/editions/files/1665746ed6e7e4.pdf. (дата обращения: 06.03.2025). 2Там же.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешняя политика Турции в части построения и развития культурно-гуманитарных контактов сегодня обладает широким кругом инструментов в виде различных организаций, фондов и т. д. Одним из таких инструментов в сфере образования является стремительно набирающий влияние Фонд Маариф. Основная цель фонда с момента создания в 2016 года по настоящее время заключается в лоббировании закрытия или переподчинения школ, связанных с движением Ф. Гюлена по всему миру [Kaplan, Çimen, 2022]. За свою восьмилетнюю историю фонд открыл 467 представительств в 52 странах, в том числе и в одной из стран центральноазиатского направления - Киргизии.
Несмотря на свой быстрый рост, фонду до сих пор сложно закрепиться в некоторых странах. К ним однозначно могут быть отнесены, например, такие страны Центральной Азии, как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан.
Проведенный нами анализ деятельности Фонда Маариф показал, что появление школ, учебных комплексов Маариф в конкретной стране необязательно приводит к закрытию «гюленовских» учреждений. Ярким тому примером является Киргизия, где «маарифовские» школы функционируют не вместо, а вместе с «гюленовскими».
Требования турецкой стороны закрыть «гюленовские» учебные заведения приводили к непродолжительным дипломатическим кризисам в отношениях Анкары с этими странами. Например, такие кризисы происходили в отношениях Турции с Узбекистаном. Но со временем градус напряженности спал. Так, в феврале 2022 года были проведены переговоры представителей турецкого Фонда Маариф с МИД Узбекистана. В ходе встречи были рассмотрены возможности двустороннего сотрудничества в области образования. Поэтому можно предположить, что новые турецкие лицеи в ближайшие годы могут быть открыты и в Узбекистане.
About the authors
Lala E. Velieva
St. Petersburg State University
Author for correspondence.
Email: lala.ve@yandex.ru
Postgraduate Student
Department of International Humanitarian Relations Faculty of International Relations St. Petersburg State University
Russian FederationReferences
- Ягья В. C., Колесникова М. А. «Три кита» турецкой политики в Африке // Сравнительная политика. 2018. Т. 9. № 1. С. 37–59.
- Емельянова Н. М. Эрдоган vs Гюлен: новейшие тенденции в политическом развитии Турции // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2017. № 2. С. 39–50.
- Gündüz M., Erdemir A. The Place and Importance of the Maarif Colleges in Turkish Education System // Research on Education and Psychology. 2021. Vol. 5. # 2. P. 267–277.
- Akgün B., Özkan M. Turkey’s Entrance to International Education: The Case of Turkish Maarif Foundation // Insight Turkey. 2020. Vol. 22. # 1. P. 59–70.
- Чедия А. Р. Деятельность турецкого просветительского Фонда «Маариф» в контексте противостояния движению «Хизмет» // Вестник Российского университета дружбы народов. 2023. Т. 23. № 4. С. 620–642.
- Kaplan H., Çimen I., Balci E. Türkiye’nin Eğitim Diplomasisinde Türkiye Maarif Vakfıının Rolü // Akdeniz Havzası ve Afrika Medeniyetleri Dergisi. 2022. Vol. 4. # 2. P. 120–128.
Supplementary files
