SERVICEMEN NEWLY BAPTIZED OF THE ZAKAZANY’E AS ONE OF THE FOUNDERS OF THE KRYASHEN VILLAGES OF LOWER VYATKA
- Authors: Chumakov N.I.1
-
Affiliations:
- Issue: No 1 (2024)
- Pages: 16-19
- Section: Исторические науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2499-9555/article/view/307217
- ID: 307217
Cite item
Full Text
Abstract
The article, based on sources, presents a study of the Chumakov family living in the Bolshoi Shurnyak village, Yelabuga, Naberezhnye Chelny, Kazan and other cities and villages of the country. All of them are successors of the ancient Filipov family from the first servicemen newly baptized of the Zakazany’e.
Keywords
Full Text
Деревня Шуман, что севернее г. Казани верст на двадцать по Алатской дороге (ныне Высокогорский район Республики Татарстан), с которой и начинается исследованная мною часть истории моего рода служилых новокрещен Филиповых, в Писцовых книгах Борисова и Кикина 1565–1568-х гг. записана как пустошь татар ясачных, с проживающими в ней тремя безымянными полонянниками.
Старший, из задокументированных предков по прямой мужской линии – Семейка Филипов, из служилых новокрещен, записан в Писцовой книге Ивана Болтина 1603 г. как владелец жеребья в этой деревне. Причем имел он тот жеребей не по даче царской, а по наследству от отца своего. Это дает нам основание предполагать, что отец его, к сожалению, именем пока неизвестный, был также новокрещеном служилым и тем, кто и получил сей надел от царя по вступлению своему в православие в первые десятилетия после взятия Казани и вхождения ханства Казанского в состав государства Российского.
Как в дальнейшем было установлено, было там 11 дворов новокрещен служилых и 2 двора ясачных новокрещен. Трое из служилых, Еммаметьевы, Степановы и Исаевы, как и Филипов, владели своими наделами «по старине», т.е. по наследству и, вполне возможно, были потомками тех самых безымянных полонянников, обозначенных в качестве жителей Шумана в Писцовой книге Борисова и Кикина 1565–1568 гг. Остальные же поместные хозяева владели землей по грамотам и дачам и были скорее всего «пришлыми» из соседних деревень и иных населенных пунктов близ г. Казани.
Смею предположить, что были они туда переселены по принятию ими православия, так как по второму Духовному письму 90-х гг. ХVI в., бывшему своеобразной «инструкцией» о порядке приведения к православию местного населения вновь приобретенных княжеством Московским земель Казанского ханства, принявших православие следовало селить совместно с другими такими же новокрещенами, во избежание их отхода обратно в мусульманство, а где это делать, как не в пустошах приказанских, коих после взятия Казани в округе ее было немало.
Дети Семена или Семейки, как писали таких до православной реформы патриарха Никона, жили там же. Но, ближе к середине XVII столетия один из них ушел в Серду, там же, в окрестностях Казани, ныне именуемую Кряш-Серда, двое же других, Василией и Григорей (Василий и Григорий), как и еще порядка 10-ти семей, во главе с Матвейкой (Матвеем) Арезяповым (Резяповым), получили жеребьи в деревни Икшерма, также именуемой деревней Елово, что по Зюрейской дороге. Ныне это северо-западный («медвежий») угол Елабужского района Республики Татарстан. Именно так и записано касаемо д. Шуман в Писцовой книге Казанского уезда 1647–1656 гг. Причем отмечено, что поместья их в самом Шумане были уже пустыми. В той же книге про д. Елово Зюрейской дороги сказано, что живут там Матвейка Арезяпов со товарищами из служилых новокрещен.
Сама же д. Шуман по исходу из нее новокрещен, будучи вновь пустошью во второй половине ХVII в. была передана представителю дворянского рода Кудрявцевых, младшему сыну казанского воеводы, коменданта и вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева – Нефеду Никитичу Кудрявцеву и с тех пор и по сей день известна как русская д. Шуманы.
На новом месте, что на Нижней Вятке, напротив и чуть выше по течению от Мамадыша, новокрещены те обосновались и положили начало развитию не только самого с. Елово, но и всех окружающих деревень, став как местом притяжения и поселения иных крестьянских групп, и не только из новокрещен, так и своеобразным «демографическим донором» для многих деревень Восточного Предкамья и не только.
Например, князья Асановы, многочисленным семейством также писаные Ландратской переписью и первыми ревизиям в д. Елово, позже перебрались в с. Ляки (оно ж Петропавловское) (ныне Сармановского района Республики Татарстан). Фамилия эта до сих пор крайне распространена в тех краях.
Не миновала участь сия и моих предков. Так, Михаил Федоров, брат моего предка, записанного в данном селе Ландратской переписью 1716 г. как Алексей Федоров сын Филипов, согласно третьей ревизии 1762 г., всей своей большой семьей из трех сыновей с женами и множеством внуков, вместе с восьмью другими такими же большими семьями из служилых новокрещен, перешли за Каму, в д. Кабан-Бастрык Зюрейской дороги Казанского уезда (ныне Заинский район Республики Татарстан). В результате маленькая татарская деревушка выросла до большого православного кряшенского села со своим храмом и приходом.
Внук же Алексея Федорова – Спиридон, после смерти своего отца Ивана Алексеева, перешел в соседнюю д. Шурняк, что выше по течению Вятки верст на 10, имевшую на начало ХVIII столетия всего 7 дворов, ранее живших в нем новокрещен, и 5 дворов, заселенных новокрещеными из соседних деревень. Малый состав «коренного» населения был следствием того, что теми краями проходило за Вятку «на Казань» несколькими годами ранее войско «воровских башкирцев», о чем в Ландратскую перепись шурняцкие новокрещены, отвечая на вопрос переписчика о причинах их отсутствия в переписных книгах 1710 г., прямо говорили, что «не написаны для того что, после бунту воровских башкирцов, ходили по розным деревням, кормилися работою». В этой же деревне Спиридон и отмечен второй ревизией 1744 г.
Хоть и писаны Филипов со товарищами в Ландратской переписи служилыми новокрещенами, да за своими фамилиями от отцов своих из Заказанья, но в Ревизских сказках они уже крестьяне из татар старокрещеных да без фамилий. И так до второй половины ХIХ в., когда в метрических книгах вновь отстроенной каменной церкви, на месте сгоревшей деревянной, храма Петра и Павла с.Умяк, вновь начали писать фамилии крестьян. Правда, ни одной из тех, под коими пришли на Вятку служилые новокрещены Заказанья, в них уже не нашлось. Те же Филиповы, что шли в современность по прямой мужской линии от Спиридона, писаться стали кто Морозовыми, кто Курочкиными, кто, как мои деды и прадеды, Чумаковыми.
Та же участь постигла фамилии служилых новокрещен Заказанья, оставшихся в Елово: Багишевых, Нохратовых, Иммаметьевых, Саитмаметьевых и т.п. Все потомки этих родов писаны в метриках уже под другими фамилиями.
Чумаковы же и по ныне живут не только в самой д. Большой Шурняк, но и в Елабуге, Набережных Челнах, Казани и других городах и селах страны, продолжая старинный род Филиповых из первых служивых новокрещен Заказанья.
About the authors
N. I. Chumakov
Author for correspondence.
Email: anrinew@mail.ru
Local Historian Naberezhnye Chelny, Russian Federation
Supplementary files
